Число ветхозаветных книг Канонических книг Ветхого Завета – если их считать в отдельности – 39, но обыкновенно соединяют несколько книг в одну и насчитывают 22, удерживая счет древних евреев, считавших эти книги по числу букв своего алфавита: 1. Бытие 2 . Исход 3. Левит 4 . Числа 5 . Второзаконие 6. Книга Иисуса Навина 7. Книга Судей Израилевых и книга Руфь 8 . Первая и Вторая книги Царств 9. Третья и Четвертая книги Царств 10. Первая и Вторая книги Паралипоменон 11. Книга Ездры и Книга Неемии 12. Книга Есфирь 13. Книга Иова 14. Псалтирь 15. Книга Притчей Соломоновых 16. Книга Еклезиаста 17. Книга Песни Песней 18. Книга пророка Исаии 19. Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии 20. Книга пророка Иезекииля 21. Книга пророка Даниила 12 книг Малых Пророков: Осии Иоиля Амоса Авдия Ионы Михея Наума Аввакума Софонии Аггея Захарии Малахии 18 Кроме этих книг есть еще семь книг так называемых «не канонических». Эти книги появились на греческом, а не на еврейском языке, и притом посте образования ветхозаветного канона. 19 Это слово греческое; по-русски оно означает благовестие, т. е. благую, радостную весть о пришествии на землю Богочеловека – Христа Искупителя. 20 В древности, на иконах было принято изображать Евангелистов в символическом виде, характеризующем особенность Написанных ими Евангелий. Так, святой Матфей – «с человеком», символизирующий обращенность Евангелиста к человеческой природе Христа; святой Марк – «со львом» – энергия и сила проповеди; святой Лука «с тельцом» – благовестие ко всей твари; святой Иоанн «с орлом» – высота, богословских откровений. Идея этих символов взята из книги Иезекииля (1:10–11). В некоторых случаях наблюдается другое распределение символов и иные толкования. 22 Перейдя Иордан, Иисус Навин взял город Иерихон и оттуда повел наступление дальше в глубь страны. 24 Иордан очень извилист; берега его поросли камышом, ивняком и кустарником, где гнездятся бесчисленные стаи диких уток, аистов, стрижей и т. п. Встречаются и дикие звери: кабаны, шакалы и др. Вода Иорданская летом прозрачна, а осенью, зимой и весной мутна; она очень приятна на вкус и изобилует рыбой. Ширина реки не больше 30–40 метров, а глубина около 3–5 метров. Зимой от частых дождей Иордан выступает из берегов и затопляет равнину на километр и больше.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Чрезвычайно трудно, даже почти невозможно привести доводы в пользу того, что проказа является одним из грехов в Библии. Книга Левит говорит, что проказа подобна греху, но сама по себе не является грехом или признаком греха. Она подобна греху в том, что отстраняет человека от культового общения с Богом. Конечно, проказа – подобно греху – это коварная прогрессирующая болезнь, которая распространяется по всему телу, делает человека нечувствительным и вызывает отвращение. Становится понятно, почему аллегористы провели такую аналогию. Немало чудес, совершенных Христом, затрагивали прокаженных. Интересно, что слепые исцелены, хромые исцелены, а прокаженные «очищены» (катаридзо). В другом контексте этот же греческий глагол приобретает совершенно определенный оттенок морального значения: Книга Деяний (15:9), Второе Послание к Коринфянам (7:1), Послание к Ефесянам (5:26), Послание Иакова (4:8) и Первое Послание Иоанна (1:7:9). Нечистота и телесные выделения (15) Этот раздел Книги Левит посвящен исключительно выделениями половых зон тела. 1 . Необычные выделения у мужчин (15:1–15) 2 . Обычные выделения у мужчин (15:16–18) 3 . Обычные выделения у женщин (15:19–24) 4 . Необычные выделения у женщин (15:25–33) Обратите внимание, что для выделений, указанных в пунктах 2 и 3, для удаления нечистоты достаточно омыться (15:18:21). В случаях 1 и 4 требуется жертвоприношение (15:14, 15, 29:30). Объяснение этому закону находится в 15:31: «Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты их, чтоб они не умерли в нечистоте своей, оскверняя жилище Мое, которое среди них». Отвечая на это логическое обоснование, Иаков Нойснер пишет: «Здесь в одном-единственном предложении содержится полная священническая идеология чистоты. Все вопросы чистоты приобретают важность в результате культа. Не рассматривается ни один другой случай достижения либо сохранения чистоты» 145 . Охваченная здесь сфера находит дальнейшее отражение в исцелении Христом женщины, страдающей кровотечением ( Марк. 5:25–34 ). Она хотела прикоснуться к Его одежде. Но ее исцелила не одежда Иисуса, а ее собственная вера. Иисус не сказал: «Моя одежда исцелила тебя». И Он даже не сказал: «Я исцелил тебя». Но Он сказал: «Вера твоя спасла тебя». Не суеверие, а проявление веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

Что особенно характерно для Моисеева законодательства, по мнению Кöнига, – так это десять заповедей, стоящих во главе всего законодательства израильского. Кöниг отмечает, что в книге Исход различаются „слова“ ( Исх.22:1,22 ) и „законы“ ( Исх.21:1 ) сравн. Исх.24:8 . Под „словами“ разумеются 10 заповедей закона Моисеева ( Исх.20:2–17 ), написанные на скрижалях завета (сопост. Исх.24:4,7 и Исх.34:27–28 ), а под „законами“ остальные постановления израильского законодательства, по преимуществу социального характера (напр. Ucx. XX, XXI сл.) (173 s.). Ничего подобного десяти заповедям, которые в самой Библии выделяются из ряда других постановлений израильского закона, по мнению Кöнига, нет в кодексе Гаммураби (174 s.). Однако, это мнение, в общем справедливое, требует некоторого ограничения. Уже одно то, что законам Гаммураби приписывается божественное происхождение, свидетельствует о присутствии в этом кодексе религиозного, если не элемента, то принципа. Но мы наблюдаем даже более того. В самом кодексе законодатель часто апеллирует к божеству для того, чтобы сделать более авторитетными и обязательными свои постановления. Во свидетельство своей правоты, подозреваемый в преступлении против закона приглашается к клятве именем Божиим 1491 , различные контракты торговцев и землевладельцев закрепляются также именем Божества, судебные разбирательства и даваемые обязательства производятся перед лицом самого Божества 1492 . Вообще выражается мысль, что законы должны исполняться „во имя Божества“, что является равносильным выражению „во имя высшей спра- —310— ведливости“. Все подобные пункты можно поставить в параллель с следующими выражениями Моисеевых законов: „клятва Господня да будет между обоими, что (обвиняемый) не простёр руки своей на собственность ближнего своего“ ( Исх.22:10 ), „неправды удаляйся, и невинного и правого не умерщвляй; потому что Я не оправдаю беззаконника“ ( Исх.23:7 ); „когда в муже возбудится дух ревности и он будет ревновать жену свою: тогда пусть он поставит жену свою пред лицом Господа“ ( Чис.5:30 ), „и приведёт её священник, и поставит её пред лице Господне“ ( Чис.5:16 ) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

21 билет 1. Быт. 49 . Пророческое благословение Иаковом своих сыновей и предсказание о явлении Спасителя от Иуды. 2 . Книга Левит. Наименование книги, время и цель написания. 22 билет 1. Книга Исход 3–4. Призвание Моисея. Видение «Неопалимой купины». Объяснение имени Божия «Аз есмь Сущий». 2. Богослужебное употребление книги Левит. 23 билет 1. Исход 7–10. Египетские казни (обзор), чудесность этих событий. 2. Книга Левит; обзор содержания и значение книги. 24 билет 1. Исход 12. Установление Господом праздника Пасхи. Десятая казнь. Символическое и прообразовательное значение Пасхи. 2. Книга Числ. Наименование, время и место написания книги. 25 билет 1. Исх. 13–14 . Закон о первенцах. Исход евреев из Египта. Переход через Чермное море; духовно-прообразовательное значение этого события. 2. Богослужебное употребление книги Чисел. 26 билет 1. Исход 15. Благодарственная песнь Моисея. 16–17 главы: Божия помощь евреям на пути к Синаю (обзор). 2. Богослужебное употребление книги Бытия. 27 билет 1. Исход 20. Синайское законодательство. Десять заповедей Закона Божия (наизусть). 2. Книга Второзаконие, наименование, время и цель написания. 28 билет 1. Исход 24. Вступление Израиля в завет с Богом 25–27. Устройство Скинии. 2. Богослужебное употребление кн. Второзаконие. 29 билет 1. Исход 33–34. Ходатайство Моисея за согрешивший народ. Восстановление нарушенного завета с Богом и прославление Моисея. 2. Прообразы и пророчества о Иисусе Христе в книге Бытия. 30 билет 1. Книга Левит 1–7 . Постановление о жертвоприношениях (обзор). 2. Книга Левит 16 . Праздник очищения. 31 билет 1. Книга Левит 23 и 25. Постановления о праздниках; субботний и юбилейный год. 2. Облачение ветхозаветного священства. 32 билет 1. Книга Чисел, 14 глава. Возмущение народа еврейского и осуждение их на 40-летнее странствование по пустыне. 17 глава: чудесный жезл Аарона. 2. Жертвы за грех и о преступлении ( Лев. 4, 1–12; 5 и 6 главы). 33 билет 1. Книга Чисел, 19–21. Жертва рыжей телицы; изведение воды из скалы; медный змей и его преобразовательное значение. 2. Виды хлебных приношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Евангелие светит во тьме. Как и в новозаветные времена, мир сомневается, страшится, протестует, отворачиваясь от Иисуса. Для одних — исповедников единого Бога — все еще как бы длится Ветхий Завет, другие пребывают во власти старых и новых форм язычества. Но по-прежнему звучит голос Христа, обращенный к человеку, и, как в первые дни, Он находит сонмы готовых следовать за Ним. «...Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев — соблазн, а для Еллинов — безумие; для самих же призванных, Иудеев и Ел-линов, — Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор 1.22-24). Приложения ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ, ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ (схема библейских источников) J. I Священная история (ЯГВИСТИЧЕСКАЯ); источники: устные предания, эпос и древние законодательные тексты. Записана в Иудее ок. X в. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. Основные тексты, принадлежащие Ягвисту: Быт. 2.4б ; 3; 4.5-29; 6.1-8; 7.1-5, 7-10, 12, 16б, 17б, 22-23; 8.2б-3а, 6-12, 13б, 20-22; 9.18-27; 10.8-19, 21, 24-32; 11.1-9, 28-30; 12.1-4, 6-20; 13.1-5; 7-11, 12б, 18, 15 (J + Е); 16.1б-2, 4-16; 18 (кроме стиха 29); 21.1-2а, 6б-7, 25-26, 28-30, 32-34; 25.11, 14-18; 20-24; 25.1-6, 18, 21-26, 27-34; 26; 27.1-45; 28.10, 13-16, 19; 31-35; 30.36-5, 7, 9-16, 24-31, стихи с 32 по 43 (J + Е); 31.1, 3, 21, 31, 38-40, 46, 48-50; 32.2-13, 14а, 22.24-32; 33.1-17; 34 (J + Е); 37.1-2 (J + Е), 3-4, 11-13, 14б, 18б, 21, 23а, 25-27, 28б, 32б-33, 35; 38; 39; 42.27-28, 38; 43.1-14, 16-23, 24-34; 44; 45 (J + Е); 46.1-5, 28-34 (J + Е); 47.12 (J + Е); 48.8-22 (J + Е); 49 (J + P); 50.1-11, 14. Исх 1.6, 8-12; 2.15-23; 3.7-8, 16-20; 4.1-16, 19-20, 22-31; 5 (J + Е); 6.1; 7.23, 25; 8.1-4, 8-15, 20-32; 9.7, 13-21, 23-24; 10.1-7, 13б-19, 28-29; 11.4-8; 12.21-23, 29-30; 13.21-22; 14.5-7, 10-14, 19-20, 24-26, 27б, 30-31; 15.22-25, 27; 16.4; 17.16-2; 19-20; 24.1-2, 9-11; 32.9-14; 33.7-11; 34.1-5, 10-28. Числ 10.29-36; 11.1-34; 13.17б-20, 22-24, 26-31, 32б-33; 14 (J + Е + Р); 16(J + Е + Р); 20-24, 32 (J + Е + Р).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Втор 10.6-7, 31; 14-15, 23; 34.16-4, 10-12. Е. II Священная история (ЭЛОГИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное предание, эпос и древние законодательные тексты. Записана в Северном Израиле ок. IX-VIII вв. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Охватывает время от Авраама до вступления Израиля в Ханаан. Основные тексты, принадлежащие Элогисту: Быт 15 (Е + J); 20; 21.6-32, 34; 22.1-14, 19; 28.11-12, 17-18, 20-22; 29.1, 15, 23, 25-28, 30; 30.1-За, 6, 8, 17, 23; 31.2, 4-18а, 19-45, 51-55; 32.1-2, 13б-21, 23; 33.18б-20; 35.1-8, 16-20; 37.2б, 5-11, 14а, 15-18а, 19-20, 22, 23б-24, 28а, 28б-30, 31б-32а, 34, 36; 40.1-За, 4-5а, 6, 15а, 16-23; 41; 42.1, 3-4а, 8-26, 29-37; 43.14-23б; 45-46, 1-5а; 47.12; 48.1-2, 8-22; 50.15-26. Исх 1.15-22; 2.1-15; 3.1, 46, 6, 9-15, 21-22; 4.17-18, 20б-21; 7.20б-21а, 24; 9.22-23а, 35; 10.8-13а, 20-27; 11.1-3; 12.31-36, 37б-39; 13.17-19; 15.1-21; 17.3-6, 8-16; 18; 19.26-19; 20.1-21; 21; 22; 23; 24.3-8, 12а, 18б; 31.18б; 32.1-8, 15-35, 33. Числ 10.29-36; И; 12; 13.17-33 (Е + Р); 16.1-34 (Е + Р); 20.1-9, 12-35; 22; 23; 24; 25.1-5; 32.1-17, 20-27, 34-42. Втор 10.6-7; 27.5-7а; 31.14-15, 23; 33; 34.5-6. Р. III Священная история (СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ); источники: устные предания, эпос, древние законодательные тексты и богослужебные уставы. Записана в Вавилоне между VI и V вв. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Левит (целиком), Числа, Второзаконие. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. К этому источнику обычно относят следующие места Пятикнижия: Быт 1; 2.1-4а; 5.1-28; 6.9-22; 7.6, 11, 13-16а, 18-21; 8.1-2а, 3б-5, 13а, 1419; 9.1-17, 28-29; 10.1-7, 22-23, 31-32; 11.10-27, 31-32; 12.4б-5; 13.6, 11б-12а; 16.1а, 3, 15-16; 17; 19.29; 21.1б, 26-5; 23; 25.7-11а, 12-17, 19-20, 26б; 26.34-35; 27.46; 28.1-9; 29.24, 29; 31.18б; 33.18а; 34.1-2а, 4, 6, 8-10, 13-18, 20-24, 27-29; 35.9-13, 15, 22б-29; 36 (Р + J); 36.1-2а; 46.5б-27; 47.7-11, 27б-28; 48.3-7; 49.1а, 28б-33; 50.12-13. Исх 1.1-5, 7, 13-14; 2.23б-25; 6.2-30; 7.1-13, 19-20а, 21б-22; 8.1-3, 11б-15; 9.8-12; 11.9-10; 12.1-20, 28, 37а, 40-51; 13.1-2, 20; 14.1-4, 8-9, 15-18, 21 а, 21б-23, 26-27а, 28-29; 16.1-3, 6-14, 16-18, 22-28, 31-36; 17.1а; 19.1-2а; 24.15б-28а; 25-30; 31.1-18а; 34.29-35; 35.40.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Поэтому в Barberinus (fol. 115) иногда комментарий под заглавием Феодорита, Диодора и Геннадия представляет не что иное, как резюме целого ряда больших фрагментов тех же авторов, которые последовательно читаются в катенах Никифора. И это встречается не один раз – даже в тех манускриптах, в которых, казалось бы, это трудно ожидать 1119 . Таким путём научно критического исследования манускриптов греческого и, отчасти, латинского текста Деконэк издаёт 79 фрагментов автентичных комментариев Диодора, каковые относятся к следующим местам октатевха: Бытия 1(два фрагмента), 2 стих (два фрагмента), 8 стих, 14 стих, 17 стих, 22 стих, 26 стих; 2:5–6 стихи, 7 стих, 8 стих, 23 стих; 3стих (три фрагмента), 21 стих; 5стих; 6стих, 4 стих, 6 стих; 8:20, 21 стихи; 9:24–25 стихи, 26 стих, 27 стих; 11:32; 14:13 (два фрагмента); 15:8–12; 16:2; 17:14; 19:31; 20:12; 21:6; 21:9–14; 22 глава, 24:2; 25:22, 26, 33; 27:18, 41; 28:(видение Иаковом лестницы), 18, 19; 30:40; 31:7; 32:24–28; 37:2; 38:1, 18, 27; 39:2; 44:5; 47:31; 49:3–4, 8–12, 16–17; Исход 1:19; 3:5; 4:21, 24; 6:3; 12:18; 20:5, 25; 21:21; 23:26, 28; 31:16; 32:3–4; Левит 12:5; 12 и 13 главы; Числ 12:1–10; 22–24 главы; Второзакония 1:5; 33:6; Иисуса Навина 5:31. К этим фрагментам можно прибавить 17 фрагментов Диодора на книгу Исход, изданные на латинском языке Питрой и получившие в исследовании Деконэка совпадением указанных выше 6 из них с греческими манускриптами некоторую гарантию научной достоверности – 2:2; 3:22; 4:6, 10, 19; 7:11; 8:15; 9:18; 13:17–18, 19; 14:27; 16(два фрагмента); 19:18; 20:4, 18; 23:15. Вот и вся картина октатевхических фрагментов Диодора. Если сравнить результаты исследования Деконэка с фрагментами существовавшей коллекции Миня, то новым приобретением экзегетической науки, не известным Миню с именем Диодора, будут фрагменты толкований на кн. Бытия 1:8; 6:3; 8:21; 9:24–25; второй фрагмент толкования 14:13; 15:8–12; 16:2; 19:31; 20:12; 21:6; 27:18; 28:18, 19; 30:40; 31:7; 32:24–28; 44:5; 49:27; кн. Исхода 8:18; 20:25; 23:26, 28; Левит 12:5; 12 и 13 главы; Числ 12:1–10; 22–24 главы, Иисуса Навина 5:31 1123 . Фрагменты толкований Диодора, помещённые в коллекции Миня – Бытия 9:3–4; 11:17; Суд. 15исследованием Деконэка признаны сомнительными 1124 , а два фрагмента толкований на 2 главу 7 стих книги Бытия, два фрагмента толковании на 3:2; 22:29; 37той же книги, Второзакония 1:1 1125  – совсем не принадлежащими Диодору.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Втор 10.6–7, 31; 14–15, 23; 34.16–4, 10–12 . Е. II Священная история (ЭЛОГИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное предание, эпос и древние законодательные тексты. Записана в Северном Израиле ок. IX-VIII вв. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Охватывает время от Авраама до вступления Израиля в Ханаан. Основные тексты, принадлежащие Элогисту: Быт 15 (Е J); 20; 21.6–32, 34; 22.1–14, 19; 28.11–12, 17–18, 20–22; 29.1, 15, 23, 25–28, 30; 30.1-За, 6, 8, 17, 23; 31.2, 4–18а, 19–45, 51–55; 32.1–2, 13б-21, 23; 33.18б-20; 35.1–8, 16–20; 37.2б, 5–11, 14а, 15–18а, 19–20, 22, 23б-24, 28а, 28б-30, 31б-32а, 34, 36; 40.1-За, 4–5а, 6, 15а, 16–23; 41; 42.1, 3–4а, 8–26, 29–37; 43.14–23б; 45–46, 1–5а; 47.12; 48.1–2, 8–22; 50.15–26. , 20б-21; 7.20б-21а, 24; 9.22–23а, 35; 10.8–13а, 20–27; 11.1–3; 12.31–36, 37б-39; 13.17–19; 15.1–21; 17.3–6, 8–16; 18; 19.26–19; 20.1–21; 21; 22; 23; 24.3–8, 12а, 18б; 31.18б; 32.1–8, 15–35, 33. Числ 10.29–36 ; И; 12; 13.17–33 (Е Р); 16.1–34 (Е Р); 20.1–9, 12–35; 22; 23; 24; 25.1–5; 32.1–17, 20–27, 34–42. Втор 10.6–7; 27.5 –7а; 31.14–15, 23; 33; 34.5–6. Р. III Священная история (СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ); источники: устные предания, эпос, древние законодательные тексты и богослужебные уставы. Записана в Вавилоне между VI и V вв. до Р. Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Левит (целиком), Числа, Второзаконие. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. К этому источнику обычно относят следующие места Пятикнижия: Быт 1; 2.1 –4а; 5.1–28; 6.9–22; 7.6, 11, 13–16а, 18–21; 8.1–2а, 3б-5, 13а, 1419; 9.1–17, 28–29; 10.1–7, 22–23, 31–32; 11.10–27, 31–32; 12.4б-5; 13.6, 11б-12а; 16.1а, 3, 15–16; 17; 19.29; 21.1б, 26–5; 23; 25.7–11а, 12–17, 19–20, 26б; 26.34–35; 27.46; 28.1–9; 29.24, 29; 31.18б; 33.18а; 34.1–2а, 4, 6, 8–10, 13–18, 20–24, 27–29; 35.9–13, 15, 22б-29; 36 (Р J); 36.1–2а; 46.5б-27; 47.7–11, 27б-28; 48.3–7; 49.1а, 28б-33; 50.12–13. Исх 1.1–5, 7, 13–14; 2 .23б-25; 6.2–30; 7.1–13, 19–20а, 21б-22; 8.1–3, 11б-15; 9.8–12; 11.9–10; 12.1–20, 28, 37а, 40–51; 13.1–2, 20; 14.1–4, 8–9, 15–18, 21 а, 21б-23, 26–27а, 28–29; 16.1–3, 6–14, 16–18, 22–28, 31–36; 17.1а; 19.1–2а; 24.15б-28а; 25–30; 31.1–18а; 34.29–35; 35.40.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Бытия, гл. 22: жертвоприношение Исаака. Ангел Господень, явившийся Аврааму, говорит здесь от лица Божия: «Я знаю, что ты боишься Бога, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (22, 12, 15–18). Исход, 3 гл.: явление Моисею купины неопалимой. «И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды терновного куста» (ст. 3) «И воззвал к нему Бог из среды куста…. и сказал: Я Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова» (6 и далее, до самого откровения имени Божия Иегова). Это же самое подтверждается и в речи первомученика Стефана: «явился (Моисею) в пустыне горы Синая ангел Господень в пламени горящего терновного куста» (Деян. 7,30), а в то же время здесь же говорится: «а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень» (ст. 31). А далее еще выра–зительнее: «сего Моисея… Бог чрез ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем» (ст. 35). 0 синайском законодательстве в Исх. 19, 3 лишь говорится: «Моисей взошел к Богу (на гору), и воззвал к нему Господь, с горы говоря» (и далее в гл. 19 все время говорится о повелениях самого Господа, явлении Славы Его и проч. До конца книги Исход). И, тем не менее, эта теофания изъясняется в Новом Завете как ангелофания, именно, в той же речи Стефана прямо говорится о Моисее: «это тот, который был в собрании в пустыне с ангелом, говорившим ему на горе Синае». И столь же определенно в Послании к Галатам (3, 19) говорится, что закон «преподан чрез ангелов» (уже множественное число в отличие от единственного у Стефана). Сюда же относится и Евр. 24: «ибо, если чрез ангелов (также множ. ч.) возвещенное слово было твердо», то как возне–радим о спасении, «которое, быв сначала проповедано Господом», утвердилось от Бога знамениями, и чудесами, и раздаяниями Св. Духа . Исход 13, 21–14: предшествие Израилю при Исходе из Египта Самого Господа (ср. Числ. 14,14, Втор. 1, 33; 4, 37, Неем. 9,19), о чем, однако же, говорится и так: «и двинулся ангел Божий, шедший пред станом» (14, 19). Ср. также Числ. 20, 16 . Исход 23, 20–23: Господь говорит Израилю: «вот Я посылаю Ангела хранить тебя на пути… Блюди себя пред лицем Его и слушай гласа Его, не упорствуй против Него, потому что Он не простит греха вашего, ибо Имя Мое в Нем».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Выражение, означающее «посвящать», встречается в 8:33. Этот стих можно прочесть так: «Семь дней не отходите от дверей скинии собрания, пока не исполнится день вашего исполнения; ибо в течение семи дней Он будет наполнять ваши руки». То же самое выражение о посвящении в сан священника встречается в Книгах Исход (28:41; 29:9, 33, 35; 32:29), Левит (16:32; 21:10), Числа (3:3), Судей (17:5:12), Третьей Книге Царств (13:33). Таким образом, стать священником означало наполнить свои руки. Но что может означать подобный отрывок? Касается ли это жалованья, которое должен был получать священник; дано ли ему право на часть доходов и жертв, приносимых в святилище? 132 Этот вывод сделан на основе клинописных текстов из Мари, которые ведут речь о распределении добычи. Например, рабы, взятые в качестве трофеев из завоеванного города, «наполняют руки» (мил кати) победителей. Вероятно, невозможно обнаружить в точности антецеденты этой древнееврейской фразы. Может ли так быть, что наполненные руки священника символизируют, что его жизнь не должна была быть исполнена ничем другим, кроме святых вещей? Священство – это труд, требующий больших усилий, а не хобби. Подобно Иисусу, священники должны беспокоиться о деле их Отца. Интересно поразмышлять о значении 9:17: «И принес приношение хлебное и наполнил им руки свои (вей " малле’каппо), и сжег на жертвеннике». Означает ли это, что он брал пригоршню (как в Лев. 2:2 – «и возьмет полную горсть» (в’камас миссам м‘ло кумсо)), или же это означает, что он торжественно отмечал свою первую жертву? Древнееврейский глагол «наполнять» используется в неклерикальном контексте, где опять-таки подчеркивается полное посвящение на Божий труд. О Халеве Моисей говорит: «Он повиновался Господу» ( Втор.1:36 ). Древнееврейский текст буквально звучит так: «Он полностью наполнил (себя) Господом». Эта фраза используется вновь при описании глубины преданности Халева в Книге Чисел (32:11:12) и Иисуса Навина (14:8, 9:14). Посвящение священников должно было быть публичной церемонией (8:3:4). Но перед тем как Аарон либо его сыновья были помазаны (ст. 10–13), либо какие-то жертвы были принесены (ст. 14–35), важно было, чтобы Аарон был облачен в соответствующую священническую одежду (ст. 5–9). Двумя озадачивающими предметами является то, что называется урим и туммим (ст. 8). Чем бы они ни были, они еще раз упоминаются в Книгах Исход (28:30), Числа (27:21), Второзаконие (33:8), Первой Книге Царств (14:41; 28:6), Ездры (2:63), Неемии (7:65). Можно согласиться, что это были два плоских предмета, возможно, камни, священный жребий, с помощью которого священник мог получить руководство от Господа. Слово урим происходит от древнееврейского глагола, означающего «проклинать» (то есть «нет» от Господа?), а туммим происходит от древнееврейского глагола, означающего «быть совершенным, безупречным» (являясь, следовательно, «да» от Господа?).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/spravo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010