Исх.37:16 .  Потом сделал сосуды, принадлежащие к столу: блюда, кадильницы, кружки и чаши, чтобы возливать ими, из чистого золота. Устройство стола для хлебов предложения. См. толк. 23–30 ст. 25 гл. Опущение предписания ст. 30 объясняется тем же, что и замалчивание предписаний ст. 15–16. Исх.37:17 .  И сделал светильник из золота чистого, чеканный сделал светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его выходили из него; Исх.37:18 .  шесть ветвей выходило из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его; Исх.37:19 .  три чашечки были наподобие миндального цветка, яблоко и цветы на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка, яблоко и цветы на другой ветви: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника; Исх.37:20 .  а на стебле светильника было четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами; Исх.37:21 .  у шести ветвей, выходящих из него, яблоко под первыми двумя ветвями, и яблоко под вторыми двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями; Исх.37:22 .  яблоки и ветви их выходили из него; весь он был чеканный, цельный, из чистого золота. Исх.37:23 .  И сделал к нему семь лампад, и щипцы к нему и лотки к нему, из чистого золота; Исх.37:24 .  из таланта чистого золота сделал его со всеми принадлежностями его. Устройство золотого светильника См. толк. 31–39 ст. 25 гл. Исх.37:25 .  И сделал жертвенник курения из дерева ситтим: длина его локоть и ширина его локоть, четыреугольный, вышина его два локтя; из него выходили роги его; Исх.37:26 .  и обложил его чистым золотом, верх его и стороны его кругом, и роги его, и сделал к нему золотой венец вокруг; Исх.37:27 .  под венцом его на двух углах его сделал два кольца золотых; с двух сторон его сделал их, чтобы вкладывать в них шесты для ношения его; Исх.37:28 .  шесты сделал из дерева ситтим и обложил их золотом. Устройство жертвенника курений. См. толк. 1–5 ст. 30 гл. Исх.37:29 .  И сделал миро для священного помазания и курение благовонное, чистое, искусством составляющего масти.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

См. толков. 23–39 ст. 25 гл. Исх.35:15 .  и жертвенник для курений и шесты его, и елей помазания, и благовонные курения, и завесу ко входу скинии, См. толков. 1–10 ст. 30 гл. Исх.35:16 .  жертвенник всесожжения и решетку медную для него, и шесты его и все принадлежности его, умывальник и подножие его, См. толков. 1–8 ст. 27 гл. Исх.35:17 .  завесы двора, столбы его и подножия их, и завесу у входа во двор, Исх.35:18 .  колья скинии, и колья двора и веревки их, См. толков. 9–19 ст. 27 гл. Лишним в данном случае является указание, что столбы внешнего двора укреплялись при помощи веревок. Исх.35:19 .  одежды служебные для служения во святилище, и священные одежды Аарону священнику и одежды сынам его для священнодействия. См. толков. 28 гл. Исх.35:20 .  И пошло все общество сынов Израилевых от Моисея. Исх.35:21 .  И приходили все, которых влекло к тому сердце, и все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для [всех] священных одежд; Исх.35:22 .  и приходили мужья с женами, и все по расположению сердца приносили кольца, серьги, перстни и привески, всякие золотые вещи, каждый, кто только хотел приносить золото Господу; Исх.35:23 .  и каждый, у кого была шерсть голубого, пурпурового и червленого цвета, виссон и козья шерсть, кожи бараньи красные и кожи синие, приносил их; Исх.35:24 .  и каждый, кто жертвовал серебро или медь, приносил сие в дар Господу; и каждый, у кого было дерево ситтим, приносил сие на всякую потребность для скинии; Исх.35:25 .  и все женщины, мудрые сердцем, пряли своими руками и приносили пряжу голубого, пурпурового и червленого цвета и виссон; Исх.35:26 .  и все женщины, которых влекло сердце, умевшие прясть, пряли козью шерсть; Исх.35:27 .  князья же приносили камень оникс и камни вставные для ефода и наперсника, Исх.35:28 .  также и благовония, и елей для светильника и для составления елея помазания и для благовонных курений; Исх.35:29 .  и все мужья и жены из сынов Израилевых, которых влекло сердце принести на всякое дело, какое Господь чрез Моисея повелел сделать, приносили добровольный дар Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Второй (неканонической) книги Ездры нет. Книга Неемии названа 2-й книгой Ездры. Послание Иеремии включено в книгу Варуха, как шестая глава. 3-й Ездры и 3-й Маккавейской книги нет. Таблица 4 Расположение священных книг в Вульгате 1.      Бытие 2.      Исход 3.      Левит 4.      Числа 5.      Второзаконие 6.       Иисус Навин 7.       Судьи 8.       Руфь 9–10. 1–2 Самуила 11–12 1–2 Царств 13–14 1–2 Хроника 15.      1 Ездры 16.      2 Ездры (Неемии) 17.      Товит 18.      Иудифь 19.      Есфирь 20.      Иов. 21.      Псалмы 22.      Притчи Соломона 23.      Екклезиаст 24.      Песнь Песней 25.      Премудрость Соломона 26.      Иисус сын Сираха 27.      Исайя 28.      Иеремия 29.      Варух (в нем и Послание Иеремии) 30.      Иезекииль 31.      Даниил 32.      Осия 33.      Иоиль 34.      Амос 35.      Авдий 36.      Иона 37.      Михей 38.      Наум 39.      Аввакум 40.      Софония 41.      Аггей 42.      Захария 43.      Малахия 44–45 1–2 Маккавейские Как приложение, к Латинской Библии, издают 3-ю Ездры Ездры неканоническая] и 4-ю Ездры Ездры неканоническая]. 4.4. Славяно-русская Библия Славянская Библия собрана к 1499 г. архиепископом Новгородским Геннадием. На работу свт. Геннадия значительное влияние оказывала Вульгата. Священные книги он расположил в соответствии с их расположением в латинской Библии. Законоположительные книги: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Исторические книги: Иисус Навин, Судьи, Руфь, 1–4 Царств, 1–2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Товит, Иудифь, Есфирь. Учительные: Иов, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрость Соломона, Премудрость Иисуса сына Сирахова. Пророческие: Исайя, Иеремия, Плач Иеремии, Послание Иеремии, Иезекииль, Даниил, 12 малых пророков; 1–3 Маккавейские, 3 Ездры. Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 1. – 2007. - 352 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Помазание елеем в Библии упоминается, как символ Божественной сущности Иисуса Христа. «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих», — говорится в Библии. Раньше елеем встречали самых дорогих и долгожданных гостей. Читайте также — Ладан и его целебные свойства Елей в Церкви Из чего состоит елей? Основу елея составляет оливковое масло и различные благовония. Хороший елей отличает несколько характеристик: Читайте также — Поклонение волхвов: почему родившемуся Христу принесли золото, ладан и смирну? В Ветхом Завете состав елея был обозначен довольно четко: В Библии дано строгое указание на состав елея. Исход 30:22-25. И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ: смирны самоточной пятьсот [сиклей], корицы благовонной половину против того, двести пятьдесят, тростника благовонного двести пятьдесят, касии пятьсот [сиклей], по сиклю священному, и масла оливкового гин; и сделай из сего миро для священного помазания, масть составную, искусством составляющего масти: это будет миро для священного помазания. Считалось также, что елей способен изгонять злых духов. Исход 30:31 А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; 32 тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас; 33 кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021

http://pravmir.ru/elej/

Статья Проблема, ставшая в фокусе описанного в статье небольшого исследования, была подсказана одним впечатлением от посещения Иерусалима летом 2019 г. В лавочке для паломников и туристов Вечного города мне попался один предмет, назначение которого было неясно, хотя намек на сакральный смысл все же был очевиден. Он представлял собой небольшую дощечку с укрепленными на ней рядами 3 х 4 двенадцатью самоцветами, подписанными на еврейском языке. Продавец и даже экскурсовод, водивший группы по Святой Земле, не могли объяснить, что это такое. И вдруг вспомнился отрывок стихотворения: « …Сквозь время Имя Божье пронесут Сыны Иакова – двенадцать тайн ефода …» . Одновременно пришла на память и картина Тициана «Введение во храм Девы Марии» (рис. 1), где первосвященник, встречающий на пороге Иерусалимского храма Пресвятую Деву, облачен, в соответствии с предписаниями Ветхого Завета, в наперсник и ефод. Возникло желание найти соответствующие места Священного Писания. Был продуман и метод сопоставления фрагментов библейского текста, соотнесение его с комментариями – как в традиции православной экзегезы, так и с использованием иудейских толкований. Рисунок 1. Тициан, «Введение во храм Девы Марии» Действительно, двенадцать небольших самоцветов, расположенных на дощечке, напомнили мне одно место из книги Исход, где описано облачение ветхозаветного первосвященника: «Сделай наперсник судный ( ) искусною работою: сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его; он должен быть четырехугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною. И вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд – это первый ряд; во втором ряду: карбункул, сапфир и алмаз; в третьем ряду: яхонт, агат и аметист; в четвертом ряду: хризолит, оникс и яспис. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых, по именам их; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен» (Исход, 28:15–21). На основании этого текста была составлена таблица 1, в которой приведены названия камней по синодальному переводу (слева) и по церковнославянскому тексту (справа). Приведение в соответствие колен Израилевых с каждым из камней выстроено по старшинству на основании Быт. 29:31–35, Быт. 30, Быт. 35:16–18.

http://bogoslov.ru/article/6177221

P. 277). Исх 18. 24 дополнен стихами Втор 1. 9-18, а 10-я заповедь в Исх 20. 17 - цитатой из Втор 11. 29 и 27. 2-7; Исх 20. 19 расширен за счет Втор 5. 24-27, а Исх 20. 22 - за счет Втор 5. 28-31. Рассказ о ропоте народа на Моисея в пустыне (Исх 14. 12) перенесен вперед и помещен после Исх 6. 9, тем самым дополнен рассказ о ропоте народа на Моисея в Египте. Самое важное отличие, к-рое, возможно, отражает идеологию самарянской общины, относится к Исх 20. 24: «на том месте, где Я назначил упоминать Мое имя…» - в МТ: «...на всяком месте, где Я назначу упоминать Мое имя…» Среди текстов Кумрана было обнаружено больше 60 фрагментов кн. Исход. В 1-й пещере были найдены фрагменты, которые включают Исх 16. 12-16; 19. 24 - 20. 1; 20. 5-6; 20. 25 - 21. 1; 21. 4-5 (1QExod). Три свитка происходят из 2-й пещеры: 2QExoda (2Q2) содержит стихи Исх 1. 11-14; 7. 1-4; 9. 27-29; 11. 3-7; 12. 32-41; 21. 18-20; 26. 11-13; 30. 21; 30. 23-25; 32. 32-34, к-рые отражают текстологическую традицию, представленную в LXX; в состав 2QExodb (2Q3) входят тексты Исх 4. 31; 12. 26-27; 18. 21-22; 19. 9; 21. 37 - 22. 2; 22. 15-19; 27. 17-19; 31. 16-17; стих 34. 10 следует в неизвестном по др. рукописям порядке: после Исх 19. 9; 3-й свиток - 2QExodc (2Q4) содержит Исх 5. 3-5. В 4-й пещере было найдено 13 фрагментов, 2 из которых были записаны палеоевр. письмом: 4Q11 и 4Q22. Фрагмент 4QExodd содержит Исх 13. 15-16; 15. 1; фрагмент 4QExodc - Исх 7-15; 17-18. Этот фрагмент примечателен тем, что представленный в нем вариант Песни Моисея (Исх 15. 12-18) лишен архаичных морфологических особенностей, характерных для варианта МТ. Из 7-й пещеры происходят Исх 28. 4-6 и 28. 7 в греч. переводе. Также фрагменты Исх 4. 28-31; 5. 3 и 6. 5-11 на еврейском языке сохранились в находках из Вади-Мураббаат. Перечень кумранских фрагментов текста кн. Исход см. в издании Ф. Мартинеса (The Dead Sea Scrolls: Study Edition/Ed. F. G. Martínez, E. J. C. Tigchelaar. Leiden; N. Y.; Köln, 1999. P. 1311-1312, 1314, 1318-1319, 1322 [index]).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Помазание Давида на царство. Миниатюра из Псалтири. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 3v) Помазание Давида на царство. Миниатюра из Псалтири. Х в. (Paris. gr. 139. Fol. 3v) По др. версии, Д. появился перед Саулом в стане израильтян, недалеко от Сокхофа, куда по поручению своего отца он отправляется, чтобы доставить провиант 3 старшим братьям, находящимся в ополчении (1 Цар 17. 13-21). Здесь Д., возмущенный словами филистимлянского воина-богатыря Голиафа из Гефа, к-рый в течение 40 дней, вызывая на единоборство (1 Цар 17. 16), «поносил воинство Бога живого» (1 Цар 17. 26), высказывает Саулу готовность сразиться с наводящим ужас противником (1 Цар 17. 31-37). Отказавшись от оружия и доспехов, предложенных Саулом («я не могу ходить в этом, я не привык»), и взяв лишь палку, мешок с камнями и пращу, Д. выступил против вооруженного и сопровождаемого оруженосцем филистимлянина (1 Цар 17. 38-41). Из слов Голиафа: «...что ты идешь на меня с палкою (в греч. переводе дополнение «и с камнями».- Ред.)? разве я собака?» (1 Цар 17. 43) - можно предположить, что Д. прибег к тактической хитрости: отвлекая внимание палкой в правой руке, он спрятал пращу в левой, что позволило ему приблизиться к противнику и нанести неожиданный и сокрушительный удар, «так что камень вонзился в лоб его и он упал лицом на землю» (1 Цар 17. 49). Победа над Голиафом решила исход сражения и послужила к возвышению Д. В 18-й гл. 1-й кн. Царств рассказывается о восходящей славе Д., к-рый оставлен при Сауле (1 Цар 18. 2) и назначен «начальником над военными людьми» (1 Цар 18. 5). Д. снискал любовь и верную дружбу старшего сына Саула Ионафана (1 Цар 18. 1, 3-4), а также симпатию всего народа и слуг Сауловых (1 Цар 18. 5). О его победах слагают песни (1 Цар 18. 6-7). наконец, Д. становится зятем царя, взяв в жены дочь Саула Мелхолу (1 Цар 18. 27). Но наряду с этим в той же главе изображается все более усиливающаяся ревность Саула: он начинает подозрительно смотреть на Д. (1 Цар 18. 9), боится его (1 Цар 18. 12) и отдаляет его от себя (1 Цар 18. 13). в порыве бешенства Саул бросает в Д. копье, но тот уклоняется от него (1 Цар 18.10-11), и Саул замышляет убить его руками филистимлян (1 Цар 18. 17, 25). Саул начинает «еще больше бояться Давида и делается врагом его на всю жизнь» (1 Цар18. 29). Обе темы - восхождение Д. и возрастающая ревность Саула,- переплетаясь, достигают кульминации в следующих стихах: «Давид... действовал благоразумнее всех слуг Сауловых, и весьма прославилось имя его. И говорил Саул Ионафану, сыну своему, и всем слугам своим, чтобы умертвить Давида» (1 Цар 18. 30 - 19. 1).

http://pravenc.ru/text/168470.html

440. Канонник , в четвертку, без начала, 58 л.л., полууставом XVII в., в кожаной обложке. Порваны с ущербом для текста листы: 3, 14, 30, 31, 32. На полях внизу листов 1–4 приписка скорописью: «От церкви Василия Вели из Заволочья». Всех канонов четыре: 1) Иисусу Христу (1–11); 2) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (12–25); 3) благодарен Пресвятей Богородице, с акафистом, творение Иосифово, неполный (26–48); 4) Пресвятей Богородице Одигитрию – творение священно-инока Игнатия (49–58). 441. Канонник , в восьмушку, без начала, 512 л.л., несколькими полууставными почерками XVII в., в кожаном переплете. Подклеены листы; 1, 8, 15, 28, 36, 41, 42, 50–52, 54, 55, 57, 65, 458. Лист 66-й новейшаго письма. He достает нескольких листов в средине рукописи. Здесь каноны: 1) Иисусу Христу (1–8 об.); 2) Пресвятей Богородице, без начала (9–15 об.); 3) Ангелу хранителю, певаем в неделю вечер, неполный (15 об.–21 об.); 4) молебен ко святейшему в пророцех Предтечи и Крестителю Христову Иоанну, певаем в понедельник вечер или на утрени вторник (21 об.–35); 5) Пресвятей Богородице Одигитрию, без конца, неполный (35 об.–41 об.); 6) Николаю чудотворцу, без начала (42–47); 7) Кресту (47–54); 8) благодарствен Пресвятей Богородице, творение Иосифово, неполный (54–74 об.); 9) Казанской Божией Матери, неполный (75–93 об.); 10) блаженному Василию Нагому и Христа ради юродивому, ему же начало о добродетелех (93 об.–112 об.); 11) молитва Иисусу Христу (112 об.–116); 12) Блаженны по вся дни с апостольским и евангельским чтениями (116 об.–119); 13) молитва Пресвятей Богородице Одигитрию (119–123); 14) исповедание Господу нашему Иисусу Христу (123 об.–126); 15) молитва Благовещению Пресвятей Богородице в неделю по-заутрени (126–129); каноны: 16) молебен Пресвятей Троици и Пречыстей Богородици и архангелу Михаилу и великому чудотворцу Николе певаем по вся дни о спасении души и печали и здравии и на исход души и за опитемию (129–140 об.); 17) Знамению Пресвятыя Богородицы (140 об.–151); 18) Зосиме и Савватию Соловецким (151–173 об.); 19) Ангелу хранителю, отличный от поименованного выше (173 об.–183 об.); 20) правило на Боготелесное погребение певаемо Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Идея необходимого посредника в религиозных отношениях к Богу, особого выделенного представителя, вполне естественно могла возникнуть на почве психологического сознания ветхозаветного человека. Психология греховного сознания такова, что она заставляет человека представлять себе Божество только строгим и карающим. Предстать пред лице такого Бога самолично всегда считалось страшным и даже небезопасным. Библия весьма наглядно показывает нам зарождение у народа сознания того, что для него необходим особый представитель, который избавлял бы народ от непосредственных отношений к Божеству и который только один вступал бы в непосредственные отношения с Иеговой. Так, после синайского законодательства, когда Иегова показал все Свое грозное и ужасное могущество (см.: Исх. 19, 16–19), народ, который видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся, сам отступил и стал вдали, а потом сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть... И стоял весь народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог (Исх. 20, 18, 19, 21). Такая мысль о невозможности для каждого простого человека приступать ко Господу весьма решительно высказана в книге Исход и от лица Самого Бога. Господь сказал Моисею: Священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы Господь не поразил их (Исх. 19, 24), и даже Моисею говорил Иегова:  Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых (Исх. 33, 20). Кто отважится сам собою приблизиться ко Мне? — говорит Господь (Иер. 30, 21). Сознание невозможности иметь непосредственное общение с Божеством всегда жило в народе еврейском. Когда Ангел, явившийся Гедеону, чудесным образом уничтожил предложенную жертву и так же чудесно скрылся от глаз Гедеона, то увидел Гедеон, что это Ангел Господень, и сказал Гедеон: увы мне, Владыка Господи! потому что я видел Ангела Господня лицем к лицу (Суд. 6, 22; см.: Ис. 6, 5). Такое сознание и служит внутренней психологической основой института священства, и такое сознание в Библии да и вообще в еврействе с течением времени выступало все более и более резко, иногда даже как бы с излишком.

http://pravoslavie.ru/5840.html

12 . Двенадцать соглядатаев в Земле Обетованной. 13 . События сорокалетнего странствования по пустыне. 14 . Пророческое благословение Моисеем народа и его кончина. 15 . Законодательство Моисея. 16 . Теократическая форма правления. Контрольный опрос по периоду от переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную 1 . Кто такой Рамсес II и какие изменения в жизни израильтян произошли в связи с ним? 2 . Какой приказ был отдан повивальным бабкам от Фараона? 3 . Что означает имя Моисей? 4 . Из какого рода происходил Моисей? 5 . Как звали родителей Моисея? 6 . Как звали сестру и брата Моисея? 7 . Почему Моисей вынужден был бежать из Египта? 8 . Куда бежит Моисей? 9 . Как звали жену Моисея? 10 . Как звали сыновей Моисея? 11 . Рассказать о событиях Богоявления Моисею в Неопалимой Купине. 12 . Показать на карте место, где произошло богоявление Моисею. 13 . Объяснить: почему Неопалимая Купина является прообразом Пресвятой Богородицы? 14 . Дар каких чудотворений получает Моисей и каков их прообразовательный смысл? 15 . Что означает имя Аарон? 16 . К какому колену принадлежал Аарон? 17 . Перечислить десять казней Египетских. 18 . Объяснить прообразовательный смысл казней Египетских. 19 . Рассказать об установлении праздника Пасхи. 20 . Что означает слово “пасха”? 21 . Рассказать об исходе евреев из Египта. 22 . Показать на карте Чермное море. 23 . Рассказать о событии перехода народа Израильского через Чермное море. 24 . Объяснить прообразовательное значение событий перехода через Чермное море. 25 . Показать на карте гору Синай. 26 . Перечислить главные события странствования по пустыне народа Израильского из Египта до горы Синай. 27 . Что означает название местности Мерра? 28 . Показать на карте местность Мерра. 29 . Рассказать о событиях в Мерре. 30 . Объяснить прообразовательное значение событий в Мерре. 31 . Показать на карте местность Елим. 32 . Рассказать о событиях в Елиме. 33 . Объяснить прообразовательное значение событий в Елиме. 34 . Рассказать о чудесном насыщении перепелами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010