л. 11. Сказанис о сблажение, многих ради вин бывает. л. 14 об. Молитва затворника Моусея и Иоанна. См. 242 л. 273. л. 16. Молитва И. Златоустаго ко Господу нашему Ис. Христу: Господи Исусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешнаго. Встречается часто. л. 17 об. Устав о келейном правиле, без надписи. л. 22. Песнь полунощная Господу Богу нашему Ис. Христу, по буквам. л. 29 об. Песнь полунощная к пресв. Богородици, по буквамт. См. 268 л. 188 и 190. л. 33. Служба Господу нашему Ис. Христу. л. 48. Служба пресв. Богородици акафисто. л. 86. Служба Благовещению пресв. Богородици. л. 105. Чин, како подобает пети параклис пресв. Богородици (Одигитрии). Стихи те же, какие 268 л. 121. л. 121 об. Канон молебен к своему ангелу и хранителю души и телу, (творение) инока Иоанна. л. 143. Служба Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоустом у. л. 163. Служба, дек. 6, иже во сятых отцу нашему Николе, архиеп. мирскому. л. 210. Служба, дек. 21, Петру митрополиту всея Руси. л. 231. Служба, февр. 12, на преставление св. Алексиа митрополита всея Русии. В 1-й песне в тропаре на слава читается: Умоли человеколюбца Господа победу на враги даровати благоверному Царю Иоанну Васильевичю. л. 258. Служба, маия в 23, на обретение честнаго телеси св. Леонтиа епископа ростовскаго. л. 281. Два канона св. ап. и ев. Иоанну Богослову. л. 310. Служба, сент. 25, препод. Сергию чюдотворцу радонежскому, писана в. крупным уставом. л. 350. Канон, нояб. 6, препод. Варлааму новгородскому. л. 368. Служба, июня 9, препод. Кириллу белоозерскому. л. 392. Служба, авг. 30, препод. Александру свирскому . л. 437. Служба, нояб. 24, св. великомученице Екатерине. В конце: Молитва св. мученицы Екатерины. Аще кто сию молитву прочитает на всяк день, избавлен будет мукы вечные и дасть ему Бог светло место покойно. Срав. 264 л. 103. л. 460. Служба, окг. 28, св. великомученице Параскеве. л. 489. Канон на исход души, творение Андреа критскаго . л. 522. Под гл. 26 кондак и тропарь великомуч. Екатерине. л. 524. У Троици в Сергиеве монастыре Обиход братцкой естве в Владычни праздникы, и вскресениа, и в праздникы Святых, и в весь год и в обычныя дни. Срав. 265 л. 328. В конце выписка из Устава церковного: О житии рекше о пощении и о раздрешении всего лета.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Мы видели, почему и как в пустыню вселися великий Моисей: преподобный Андрей провел и нас, недостойных, покаянной дорогой к этой пустыне, совершенствующей дух человека, возводящей его от безумия – к разуму, от суеты – в покой, от мира – к Богу. «Гряди убо, подражай его жизни», – обращается теперь к тебе, душа, великий архипастырь Критский. Однако в Пятикнижии о житии Моисея в пустыне Мадиамской сказано лишь (помимо сообщения о его браке с Сепфорой и рождении Гирсама), что он «пас овец у Иофора, тестя своего». И Флавий здесь очень немногословен – к информации книги Исход он добавляет лишь, что Иофор «принял Моисея к себе в дом как сына и дал ему в жены одну из дочерей своих; вместе с тем он назначил его заведующим и хозяином всех стад своих (которые в древности у варваров составляли всё их богатство)» 1047 . Новый же Завет, устами архидиакона Стефана, слова которого были записаны богоглаголивым Лукой, добавляет, что от прихода Моисея к Иофору до явления ему чуда неопалимой купины прошло сорок лет (столько же, сколько путешествовал еврейский народ, выведенный Моисеем из Египта, по пустыне Синайской, прежде чем введен был в землю обетованную, «чтобы смирить его, чтобы испытать его и узнать, что в сердце его, будет ли он хранить заповеди Господни, или нет, – доколе не кончился весь род, сделавший зло в очах Господних!» ( Исх.16:35 ; Чис.32:13 ; Втор.2:7, 8:4, 29:5 ; Нав.14:10 ; Неем.9:21 ; Пс.94:10 ; Ам.2:10, 5:25 ; Деян.7:36, 42 ; Евр.3:9, 17 )) и что за эти годы родились у него два сына ( Деян.7:29–30 ). И нам остается только задуматься о том, какой духовный труд сокрыли от нас эти краткие слова, а лучше, дабы не впасть во грех любопытства или излишнего мудрствования, – прислушаться к толкователям. Гора Хорив, (она же – Синай), получила свое название от глагола , что означает «цепенеть», «истреблять», «уничтожать», «опустошать». « " Хорев» означает “совершенно иссохшая», “оцепеневшая», как бы “уничтоженная» местность. Название символизирует состояние Моисея, в котором он отрешился от всех земных мыслей, причем его вое приятие земных вещей как бы “оцепенело», сердце от них “опустошилось»; а память о них “уничтожилась» 1048 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Но подобные несовершенства относятся к вопросам второстепенным и не противоречат богодухновенности Священного Писания. Произведения священных писателей совершенны настолько, насколько это нужно для целей домостроительства спасения людей. Какие же именно книги Священного Писания богодухновенны? Хотя Апостол и называет «всё писание» богодухновенный, но не дает указаний, из каких книг оно состоит. Внешних признаков, по которым можно было бы определить богодухновенность той или другой священной книги, нет. Считать, что только апостольское или пророческое происхождение священной книги является гарантией ее богодухновенности, нельзя, ибо не все священные писатели были апостолами или пророками (евангелисты Марк и Лука – ученики апостолов; нет определенно точных указаний, что послание к Евреям написано апостолом); научные изыскания относительно авторства священных книг не могут быть решающим фактором в вопросе об их богодухновенности. Равным образом и по одним лишь внутренним своим признакам та или иная священная книга с достаточной степенью достоверности не может быть отнесена к числу книг богодухновенных, ибо все эти признаки (высокое достоинство содержания книги, несравнимое превосходство ее силы духа сравнительно с другими произведениями и т. и.) слишком субъективны и не определяют точно, какие из священных книг и что именно в них надлежит признать богодухновенными. Единственным критерием в решении вопроса о том, какие именно священные книги богодухновенны, является священное предание. Согласно этому преданию в канон богодухновенных книг входят следующие книги Ветхого Завета: 1) Бытие, 2) Исход, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Книга Иисуса Навина, 7) Книга Судей Израилевых, 8) Книга Руфь, 9) Первая книга Царств, 10) Вторая книга Царств, 11) Третья книга Царств, 12) Четвертая книга Царств, 13) Первая книга Паралипоменон, 14) Вторая книга Паралипоменон, 15) Первая книга Ездры, 16) Книга Неемии, 17) Книга Есфирь, 18) Книга Иова, 19) Псалтирь, 20) Притчи Соломоновы, 21) Екклезиаст, 22) Песнь Песней, 23) Книга пророка Исайи, 24) Книга пророка Иеремии, 25) Плач Иеремии, 26) Книга пророка Иезекииля, 27) Книга пророка Даниила, 28) Книга пророка Осип, 29) Книга пророка Иоиля, 30) Книга пророка Амоса, 31) Книга пророка Авдия, 32) Книга пророка Ионы, 33) Книга пророка Михея, 34) Книга пророка Наума, 35) Книга пророка Аввакума, 36) Книга пророка Софонии, 37) Книга пророка Аггея, 38) Книга пророка Захарии, 39) Книга пророка Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О том же говорит и ее собственное нахождение вне канона. Так как писатель ее, судя по сопоставлению себя с пророками( Сир.24:36 ), был лицом, в высшей степени авторитетным, а писание его, судя по обещанию блаженства за чтение его ( Сир.50:30 ), было, в высшей степени, чтимое, то невнесение ее в канон нельзя объяснить ничем иным, как только тем, что при написании ее, что было, как сказано, за 300 лет до Рождества Христова, канон священных книг был уже заключен. На основании всех этих указанных данных нужно признать, что канон священных книг составлен был непосредственно после возвращения иудеев из плена, при жизни последних пророков, при содействии Ездры, Неемии и мужей синагоги, за 400 лет до Рождества Христова. В состав этого канона всегда входили следующие двадцать две книги: 1. Книга Бытия, 2. Исход, 3. Левит, 4. Числа, 5. Второзаконие, 6. Книга Иисуса Навина, 7. Книга Судей и вместе с нею, как прибавление ее, книга Руфь, 8. Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги, 9. Третья и четвертая книги Царств, 10. Первая и вторая книги Паралипоменон, 11. Первая книга Ездры и вторая его же, или, по греческому надписанию, книга Неемии, 12. Есфирь, 13. Книга Иова, 14. Псалтырь, 15. Притчи Соломона, 16. Екклесиаст его же, 17. Песнь Песней его же, 18. Книга Пророка Исаии, 19. Иеремии, 20. Иезекииля, 21. Даниила, 22. Двенадцати малых пророков. Так, в таком именно числе, и приняла их от церкви Иудейской Церковь Христианская. Как наследница вверенного ей Богом достояния, она, в лице пастырей и учителей своих, тщательно старалась узнать все относящееся к священной письменности и вот какие свидетельства давала она от самого начала своего. „Должно знать, говорит знаменитый знаток Св. Писания Ориген , что книг Ветхого Завета, как передано от Евреев, двадцать две“. Перечисливши потом самые книги, он замечает: „вне их находятся книги Маккавейские“ 148 . „Двадцать две книги (Ветхого Завета) читай, говорит Св. Кирилл Иерусалимский , но не знакомься с писаниями, непризнанными в церкви“ 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Оно нужно было евнуху. Он ехал в чужую землю. Для него туда апостолы не могли прийти. Там не было ещё христиан. Для всех же вообще людей указан путь облагодатствования через руковозложение преемников апостольских. Ты этого руковозложения не получил. Значит, и Духа Христова не принял... – Если правду вы говорите, – произнёс Пётр, – так это тяжело и прискорбно. Написано: „кто Духа Христова не имеет, тот и не Его“ ( Рим.8:9 ). Как жить без Духа Божия?.. Но и вы не докажете, что ваши священники, люди грешные, низводят на верующих Духа Святого. Это только апостолы могли делать... Я возразил. – Неправду ты объявляешь нам, друг! Святого Духа низводили на людей не одни 12 апостолов Христовых. Вон Павел был не из 12 апостолов, а написал Тимофею: „напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через моё руковозложение“ ( 2Тим.1:6 ). И в другом месте тот же св. Павел говорит Тимофею: „рук ни на кого не возлагай поспешно“ ( 1Тим.5:22 ср. Тит.1:5 ). Убеждаемся, таким образом, что Духа Святого могут низводить на верующих все правильные и истинные преемники апостолов через руковозложение ( Деян.18:3,4 ст.). Ты этого правильного руковозложения не принял. Значит, и Духа Христова не имеешь... – Как вы смело говорите! – сказал Пётр. Может быть, я принял руковозложение?.. – Не всякое руковозложение низводит на людей Духа Божия. Надобно самому быть облагодатствованным человеком, надобно получить полномочие от апостолов; тогда только через руковозложение можно раздавать верующим Духа Святого... А вашим штундовым главарям кто дал апостольские полномочия? Все мы замолчали. Потом Пётр сказал. – Ну, уж руковозложение, – так руковозложение! А то у вас христиан миром мажут. Этот обычай откуда? Я спокойно ответил. – От апостолов. Когда верующие размножились и преемникам апостольским невозможно стало на всех возлагать руки, священнодействие это заменилось помазанием мира, освящённого епископами. Об этой замене свидетельствует ап. Павел: „Утверждающий нас с вами во Христе и Помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши“ ( 2Кор.1:21,22 ср. 1Ин.2:20 ). Это помазание христиан миром не есть новшество, которого не знает божественное Писание. Уже в книге Исход мы находим сказание про священное миро ( Исх.30:22–25,37:29 ). И на царей сходил Дух Божий после помазания их елеем ( 1Цар.15:1,16:13 ). Вот, в соответствие с этим, св. апостолы и завели в Церкви обычай ново-присоединяющихся христиан мазать миром ( 2Кор.1:22. 21 ; 1Ин.2:20 ), как больных елеем ( Иак.5:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примечания: 61. Аф. Синт., III,222-223. 62. Подробности о периодевтах в моей книге " Дocmojahcmba " , 49-58. Правило 58. Не подобает епископам, или пресвитерам, совершати приношение в домах. (Ап. 31; IV всел. 18; трул. 31, 34, 59; VII всел. 7, 10; гангр. 6: антиох. 5; карф. 10; двукр. 12). См. толкование 31 трул. правила. Правило 59. Не подобает в церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги ветхого и нового завета. (Ап. 60; трул. 63; карф. 108). В первые века церкви многие благочестивые люди составляли в честь Иисуса, Христа особые песнопения (ο ο, pruuatos psalmos), которые и пелись при церковных богослужениях Но так как впоследствии эти песнопения стали составляться и еретиками и часто употреблялись без разбора в церкви то лаодикийские отцы, воспрещая читать в церкви такие " особые песнопения " или " неканонические книги " , предписывают иметь в употреблении только " канонические книги " Ветхого и Нового Завета, перечисленные в следующем (60) правиле. Примечания: 63. См., напр., подобную песнь Климента алекс. " hymnus Christi Servatoris " в конце его Педагога (ed. Migne) [Migne, s.g., t.1, col.681-2]. Cp. что говорит об этих песнопениях Евсевий в Hist. eccl., V,28 (Migne, s.g., 120, col.512 и сл.). 64. Напр., известные песни в честь Иисуса Христа еретика Павла самосатского. Eusebii Hist. eccl., VII,30 [Migne, s.g., t.20, col.709 и сл.). Правило 60 Читати подобает книги сии, ветхого завета: 1) Бытие мира, 2) Исход из Египта, 3) Левит, 4) Числа, 5) Второзаконие, 6) Иисус Навин, 7) Судии, Руфь, 8) Есфирь, 9) Царств первая и вторая, 10) Царств третья и четвертая, 11) Паралипоменон первая и вторая, 12) Ездры первая и вторая, 13) Книга псалмов ста пятидесяти, 14) Притчи Соломона, 15) Екклисиаст, 16) Песнь песней, 17) Иов, 18) Дванадесять пророков, 19) Исаиа, 20) Иеремиа, Варух, Плач и послание, 21) Иезекииль, 22) Даниил, Нового же завета, евангелий четыре: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна, Деяния апостольские, посланий соборных седмь сии: Иакова едино, Петра два, Иоанна три, Иуды едино: посланий Павловых четыренадесять, к Римляном едино, к Коринфяном два, к Галатом едино, к Ефесеем едино, к Еилипписием едино, к Колоссаем едино, к Солуняном два, к Евреем едино, к Тимофею два, к Титу едино, и к Филимону едино.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

Пророки и учители еврейского народа при жизни своей проповедовали людям о Боге и учили людей истинной вере. Но чтобы люди и после их смерти помнили их наставления и всегда могли научиться истинной вере в Бога, пророки, по повелению Божию, записали свои наставления и поучения в книги. В этих книгах пророки написали, как люди жили и как Господь научил их истинной вере. Чтобы пророки могли в своих книгах записать все правильно, им при написании книг помогал Дух Божий. Потому их книги называются священными книгами. Первые пять книг написаны Моисеем и называются так: 1) Бытие (описана история от сотворения мира до смерти Иакова), 2) Исход (история еврейского народа от рождения Моисея до дарования евреям закона на горе Синайской), 3) Левит (о богослужении и праздниках еврейских), 4) Числа (исчисление народа еврейского и сорокалетнее странствование евреев в пустыне), 5) Второзаконие (повторение закона Божия и смерть Моисея). Дальше священные книги следуют такие: 6) книга Иисуса Навина (описывается завоевание под начальством Иисуса Навина земли Ханаанской и разделение ее между евреями), 7) книга Судей (описывается жизнь еврейского народа под управлением судей), 8) книга Руфь (описывается история Руфи), 9) 1-я книга Царств (описывается история еврейского народа от Самуила до смерти царя Саула), 10) 2-я книга Царств (описывается царствование Давида), 11) 3-я и 12) 4-я книги Царств (описывается история еврейского народа от Соломона до падения царства Иудейского), 13) 1-я и 14) 2-я книги Паралипоменон (добавление к книгам Царств), 15) книга Ездры (описывается возвращение евреев из плена вавилонского в построение храма), 16) книга Неемии (описывается построение города Иерусалима после плена вавилонского), 17) книга Есфирь (описывается спасение еврейского народа от опасности во время плена), 18) книга Иова (описывается история и страдания Иова), 19) Псалтирь (содержатся псалмы Давида ), 20) книга Притчей царя Соломона, 21) книга Екклезиаста или Проповедника (того же царя Соломона), 22) книга Песни песней Соломона, 23) книга пророка Исаии, 24) книга пророка Иеремии, 25) книга пророка Иезекииля, 26) книга пророка Даниила, 27) книга пророка Осин, 28) книга пророка Иоиля, 29) книга пророка Амоса, 30) книга пророка Авдия, 31) книга пророка Ионы, 32) книга пророка Михея, 33) книга пророка Наума, 34) книга пророка Аввакума, 35) книга пророка Софонии, 36) книга пророка Аггея, 37) книга пророка Захарии, 38) книга пророка Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Сентября 13. Обновление храма Воскресения Христова, 335. – 30. Пожар храма Воскресения, 1808. Октября 3. Саладин овладел Иерусалимом, 1187. Янв. 8 (10). Брак в Кане Галилейской. При этих днях отметим и 28 февраля 1846, когда установлена была безпошлинная выдач паспортов в Иерусалим. 1 До какой степени грубые встречаются ошибки в наших изданиях, это видно наприм. из того, что в одном из них говорится, будто бы гроб Иисуса Христа находится в одном из армянских монастырей. 3 И в текущем 1875 году произошли кровавые столкновения в Вифлееме и на Елеоне, и с обеих сторон были раненые и в числе их армянский епископ, бывший во граве процессии (Моск. Вед. 1875, стр.4). 4 См. напр., его статьи «Фараон, Моисей, Исход» (по статьям профессора немецкого Laumh’a) и «Доктор Сепп у самарян», – в (Труд. Киев. Д. Ак. 1875, 11 и 12). 6 До позднейшего времени, бывало, в Московских Ведомостях помещались известия об отъезжающих в Иерусалим, и эти известия читались нами с каким-то удивлением и страхом: так далек и труден казался путь до Иерусалима. Каков же он был в древности, без железных дорог, без пароходов, без телеграфов, без шоссе, среди постоянных нападений бедуинов! 11 Погодин: Р. История, II, 979–980 – говорит, что св. Антоний Печерский был в Палестине, но это, конечно, опечатка, вм. Византии: ни одно житие св. Антония не говорит о его путешествии во святую землю. 16 Карамз. I, пр. 447; II, 19, пр. 251; III, 127; IV, прим. 120 и 359; V, 176; IX, 9, 210; X, 93. 18 См. Указатель для обозрения московской ризницы и библиотеки, архим. Саввы, М. 1858 г., стр. 5, 8, 9, 10, 13, 14, 21. 19 Душ. Чтение, 1874, Киев. Епарх. Вед., 1875, и 4; «Письма м. Филарета к А. Н. М.» Киев 1869, стр. 336. 22 Карамз. V, 66, пр. 127. Впрочем, имя Нифонта в числе иерусалимских патриархов того времени не встречается, см. Истор. Р. Церкви Макария, V, 304, пр. 352. Нет его и в книге архим. Сергия; «Святой Восток». М. 1876. 26 В 4-х верстах от церкви Цминда-Самеба (св. Троицы), построенной в 787 году грузинскою царицею Тамарою; место Вифлеема означено каменною пирамидою и почитается как святыня грузинами. Оно расположено по горному хребту, на высоте 502 саженей над станциею Казбек. Еще выше, на скалистом гребне возвышается каменный крест (из трахита) и за ним высечена чудесная пещера, где, по рассказам туземцев, хранятся колыбель Христа, одежда Девы Марии и огромные сокровища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Слово Завет означает союз между Богом и людьми. Ветхий (старый) Завет написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей. К книгам Священного Писания Ветхого Завета относятся пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем, называемые законоположительными: Бытие (сокращение при цитировании – Быт.). Исход (Исх.). Левит (Лев.). Числа (Чис.). Второзаконие (Втор.). Далее следуют исторические книги: 6 . Иисуса Навина (Нав.). 7 . Судей Израилевых (Суд.). 8 . Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь). 9–12. Четыре книги Царств (первые две книги приписываются пророку Самуилу; третья и четвертая написаны ветхозаветными пророками, а приведены в единообразный вид пророком Иеремией) (1Цар., 2Цар., 3Цар., 4Цар.). 13–14. Две книги Паралипоменон (Хроники. Основаны они на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре) (1Пар., 2Пар.). 15 . 1Ездры (1Езд.). 16 . Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.). 17 . Есфири (Есф.). Учительные книги: 18 . Иова (древнейшая книга Библии , написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов). 19 . Псалтирь святого царя Давида (Пс.). 20 . Притчи Соломона (Притчи). 21 . Екклесиаст Соломона (Еккл.). 22 . Песнь песней Соломона (Песн.). Завершают Ветхозаветный канон пророческие книги: 23 . Исаии (Ис.). 24 . Иеремии (Иер.). 25 . Плач Иеремии (Плач). 26 . Иезекииля (Иез.). 27 . Даниила (Дан.). 28 . Осии (Ос.). 29 . Иоиля (Иоиль). 30 . Амоса (Амос). 31 . Авдия (Авд.). 32 . Ионы (Иона). 33 . Михея (Мих.). 34 . Наума (Наум). 35 . Аввакума (Авв.). 36 . Софонии (Соф.). 37 . Аггея (Агг.). 38 . Захарии (Зах.). 39 . Малахии (Мал.). Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги: 1 . Пророка Варуха (Вар.). 2 . Послание Иеремии (Посл. Иер.). 3 . Премудрости Соломона (Прем.). 4 . Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.). 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Теперь трудно нам дать той и другой стороне разрешительное слово, и трудно ожидать услышания» («Письмо митрополита Филарета к А. П. Ахматову о греко-болгарской церковной распре», «Заметка митрополита Филарета, по прочтении депеши посланника нашего в Константинополе о тяжкой болезни бывшего епископа болгарского Авксентия»). И потому, когда в среде членов патриаршего синода родилась мысль, чтобы вселенский патриарх обратился к синодам русскому и афинскому с просьбою высказать свое мнение по поводу возникшей церковной распри и указать на лучшие пути к умиротворению, митрополит Филарет отклонил официальное вмешательство Русского Святейшего Синода, как меру безнадежную и потому бесполезную («Письмо митрополита Филарета к графу Д. А. Толстому по поводу возникшей в среде греческого духовенства мысли обратиться к Синодам Российскому и Афинскому с просьбою о содействии к разрешению греко-болгарской церковной распри»). Великий святитель как бы предвидел тот печальный исход, каким должна была разрешиться греко-болгарская распря и каким она действительно завершилась 16 сентября 1872 года. Тем не менее подъятые святителем труды к предотвращению этого несчастного дня навсегда пребудут памятником благочестивой ревности святителя «о мире и благосостоянии святых Божиих церквей». И святейший патриарх Григорий, без сомнения, имел ввиду и эти заслуги митрополита, когда, по случаю блаженной кончины его, писал Святейшему Синоду от лица вселенского престола: «Из телеграммы, переданной 21 ноября в нашу столицу, тяжело было нам слышать горестную весть о переселении из временных в вечные и славные обители знаменитого митрополита московского Филарета. Размышляя о столь близком нам несчастии и сокрушаясь в глубине сердца об угасении такого светильника благочестия, мы не только, по братскому долгу, всенародно помянули имя его на патриаршем священном тайнодействии, соборне совершенном 30 ноября, но и не замедлили о нашей и находящегося при нас братского сонма преосвященных митрополитов сердечной скорби сообщить и дать знать благочестивой и высокой миссии Его Императорского Величества.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010