Приверженцем западной ориентации он зарекомендовал себя еще до того, как стал митрополитом всея Руси. В 1433 г. Исидор уже побывал на Базельском соборе католической церкви, где начал диалог об унии. Так что на влиятельнейшую кафедру Константинопольского Патриархата был поставлен убежденный приверженец союза с Западом, что, по мысли греков, не только гарантировало их от возможных протестов русских по поводу унии, но и вовлекало Русскую Церковь в самое активное участие в диалоге с латинянами. Быть может, наряду с этими соображениями имел место также и самый меркантильный расчет обнищавших " ромеев " - воспользоваться для осуществления своей дорогостоящей затеи деньгами Русской Церкви. Реакция великого князя Василия Васильевича на появление Исидора в Москве, как и следовало ожидать, была отрицательной. Он даже думал о том, чтобы прогнать нового митрополита. Но решил не устраивать скандала: положение самого Василия в Москве было не вполне уверенным, так как дело Юрия Звенигородского готовы были продолжить сыновья мятежного князя. Едва лишь приехав в Москву, Исидор стал собираться в Феррару на предстоящий собор. Удержать втайне от великого князя цель своей поездки в Италию митрополит, конечно, не мог. Но скорее всего он сумел убедить Василия в том, что соединение с Римом возможно и без ущерба Православию. Выгоду же от объединения сил всего христианского мира для противостояния исламским странам Исидор мог обрисовать великому князю в весьма заманчивом виде. Это тоже могло сыграть свою роль, так как Русь вступила в решающую стадию борьбы за полное освобождение от татарской зависимости: Орда уже сто лет, как была исламизирована. Исидор выехал в Феррару с огромной свитой в 100 человек, в составе которой был и Суздальский епископ Авраамий, и гигантским обозом: 200 коней везли имущество митрополита, подаренное Василием. Великий князь напутствовал митрополита: " Если уже ты непременно желаешь идти на Осьмый Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие, которое мы приняли от предка нашего Владимира, а нового и чужого не приноси нам, - мы того не примем " . Исидор обещался в том клятвой. Отбыл он в сентябре 1437 г. По дороге митрополит прибыл в Новгород. Здесь, как и по всей Руси, уже успел распространиться не без участия Исидора распущенный слух о том, что митрополит едет во " Фряжскую землю " обращать " латину " в Православие. Благодаря этой рекламе Исидору удалось даже то, чего не смогли добиться его предшественники: восторженные новгородцы отказались ради такого случая от борьбы с митрополитом за право " месячного суда " и вернули ему все былые привилегии. Помимо этого Исидор сумел изъять Псков из юрисдикции Новгордских владык и присоединил его к своей митрополичьей области: псковичи давно уже тяготились церковной зависимостью от своего торгового конкурента - Новгорода.

http://sedmitza.ru/lib/text/436260/

1830 года, в июне, на основании определения академического правления, с утверждения преосвященного Никодима, епископа орловского и севского, архимандрит Исидор назначен ревизором в Ливенские уездные и приходские духовные училища. 1831 года, февраля 10, вследствие всеподданнейшего доклада Государю Императору от г. президента тюремного общества, генерал-адъютанта, князя Трубецкого, архимандрит Исидор Высочайше утвержден в звании члена орловского тюремного комитета. 1832 года, декабря 30, он назначен членом комитета для исправления зданий, купленных для двух Орловских училищ. 1833 г., января 2, в воздаяние заслуг и ревностных трудов, засвидетельствованных киевским академическим правлением, Всемилостивейше сопричислен к ордену Анны 2-й степени. Июня 21, предписанием киевского академического правления, по распоряжению комиссии духовных училищ, архимандрит Исидор перемещен в Московскую духовную семинарию, на должность ректора и профессора богословских наук и определен настоятелем московского Ставропигиального Заиконоспасского монастыря. 1834 года, ноября 11, по именному Высочайшему указу, хиротонисан во епископа дмитровского викария московской епархии. Хиротония совершена была в Москве, в Чудове монастыре. 1837 года, апреля 17, преосвященный епископ Исидор сопричислен к ордену Анны 1-й степени, во внимание к ревностному и отличному исполнению обязанностей, засвидетельствованному Свят. Синодом. Июня 5, Высочайшим именным указом, преосвященный Исидор перемещен в полоцкую епархию. 1840 года, Высочайшим указом, перемещен в могилевскую епархию. 1841 года возведен в сан архиепископа. 1844 года, ноября 12, Высочайшим указом перемещен в епархию Карталинскую и Кахетинскую, с званием члена Свят. Синода и экзарха Грузии. 1845 г., августа 27, Копенгагенским обществом северных древностей избран членом по русскому отделению. 1846 года, апреля 5, за ревностное служение церкви и неусыпную заботливость о благоустройстве управления вверенными паствами в отдаленном краю Империи, сопричислен к ордену св. Владимира 2-й степени большого креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Исидора Пилусиотского Память 4 февраля Преподобный Исидор был родом из Александрии 1145 . Он происходил от благородных и благочестивых родителей и был родственником Феофилу, архиепископу Александрийскому и святому Кириллу, преемнику Феофила. С успехом изучив светские науки и навыкнув в божественной премудрости, Исидор пожелал посвятить себя на служение Богу. Еще в молодых летах он оставил славу мира сего и богатство и, презирая знатность своего происхождения и всё почитая как бы за прах, ушел в гору Пилусиотскую 1146 . Там, приняв иночество, он проводил строгую подвижническую жизнь 1147 . Духовная мудрость и строгая жизнь Исидора собрали к нему многих ревнителей благочестия, которыми он избран был в сан настоятеля и пресвитера 1148 . Строгими подвигами и высокой образованностью преподобный Исидор приобрел себе такое уважение, что не только епископы и вельможи, но и сам император и патриархи александрийские обращались к нему за советами и наставлениями, и он у всех был в большом уважении. Церковный историк Евагрий 1149 , воспоминая об Исидоре, так говорит: «В царствование Феодосия 1150 был в великой почести Исидор Пилусиотский; слава о нем, как о добродетельном и учительном муже, распространилась далеко и широко, и имя его прославлялось всеми устами. Трудами он так изнурял плоть свою, что жизнь его казалась всем жизнью ангельскою на земле. Он служил живым образцом монашеской жизни и богомыслия, и много писал весьма полезного в наставление другим». Историк Никифор 1151 , свидетельствуя о добродетельной жизни Исидора, говорит: «Божественный Исидор от юности своей столь много пролил пота в иноческих трудах и так умерщвлял плоть свою, согревая душу таинственными и высокими учениями, что всем казался ведущим в полном совершенстве евангельский образ жизни. Он был живым и одушевленным столпом иноческих уставов и Божественного видения и как бы самым высшим образцом теплейшего подражания и учения духовного. Исидор написал множество различных полезных наставлений. После него осталось до десяти тысяч посланий к различным лицам, исполненных божественной благодати и мудрости человеческой, в которых он изъясняет всё Божественное Писание, и исправляет нравы в людях».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

А. Кордочкин Свт. Исидор Севильский (ок.570–636) Святитель Исидор Севильский , безусловно, самая крупная фигура испанской церковной истории и культуры. После кончины своего брата свт. Леандра Севильского Исидор стал его преемником на кафедре Гиспалиса (Севильи). Святитель Исидор, как и Леандр, вошел в историю как бескомпромиссный борец с арианством. Он председательствовал на II Севильском соборе в 619 г., осудившем ересь «акефалов», и на IV Толедском соборе в 633 г. Святитель скончался 4 апреля 636 г., согласно мосарабскому «Календарю Рецемунда». Исидор оставил огромный корпус писаний. Главный труд святителя «Этимологии» считается первой христианской энциклопедией. Два основных исторических труда Исидора – «Всеобщая хроника», описывающая историю мира от его сотворения до 615 г., и «История царей готов, вандалов и свевов». «История» существует в двух версиях: краткой и пространной. Возможно, пространная версия была составлена около 624 г., через пять лет после завершения краткой 510 (некоторые историки считают, что, напротив, Исидор сократил длинную версия после того, как король Свинтила был осужден на IV Толедском соборе). 511 «История» – гораздо больше, чем историческая хроника. Это, по сути, краеугольный камень, положенный в основу испанской государственности и его национального самосознания. Голос Исидора Севильского – голос пробуждающегося национального сознания, где Испания видится преемницей Рима. 512 Похвальное слово Испании, 513 с которого начинается «История», «голос патриарха, который склоняется над колыбелью новорожденной Испании, и запевает песню, убаюкивая ее, как дедушка, и предвозвещая, как пророк». 514 Почитание святителя в эпоху неразделенной Церкви вышло далеко за пределы Испании; кроме двух мосарабских календарей Х в., его имя встречается во французском «Мартирологии Усуарда» cep.IX b., литаниях Псалтыри Карла Великого и нескольких других литургических текстах Франции и Германии IXXI вв. 515 Данте помещает Исидора в рай – на десятое небо. 516 Мощи святого Исидора с 1063 г. пребывают в базилике его имени в Леоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высокопреосвященнейший митрополит Исидор По кончине Митрополита Григория, на кафедру с.-петербургской епархии вступил высокопреосвященнейший Исидор, митрополит киевский и галицкий, до настоящих дней украшающий петербургскую митрополию своим архипастырским служением. Современная петербургская паства, почти 25 лет руководимая своим архипастырем в делах веры и благочестия христианского, по духу православной церкви, имеет пред собою много опытов пастырской мудрости и отеческой заботливости владыки Исидора; но так как служение его еще продолжается и паства имеет много светлых надежд на будущие подвиги первосвятителя российской церкви, то, не принимая на себя права упреждать ход событий, мы ограничимся, вместо биографии высокопреосвященнейшего Исидора, представлением краткого перечня мест и должностей, на которых проходил свое служение наш архипастырь. Митрополит Исидор, в мире Иаков Никольский, сын диакона Тульской губернии, каширского уезда села Никольского, родился 1-го октября 1799 года. Окончив учение в тульской семинарий, он продолжал оное в петербургской духовной академии и, по окончании в ней курса, пострижен в монахи 22 августа 1825 года, с именем Исидора. В том же году, августа 28, комиссией духовных училищ, определен в петербургскую академию бакалавром богословских наук; августа 29 посвящен в иеродиаконы, сентября 5 – в иеромонахи, сентября 10 сделан библиотекарем академии; декабря 17, по представлению академической конференции, комиссией духовных училищ, утвержден в степени кандидата, с правом получить степень магистра, по выслуге двух лет с одобрением. 1826 года, октября 30, комиссией духовных училищ иеромонах Исидор удостоен степени магистра. 1827 года, марта 10, по представлению академической конференции, комиссией духовных училищ сделан действительным членом академической конференции; августа 26, по указу Свят. Синода, сопричислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 1829 года, августа 24, комиссией духовных училищ, иеромонах Исидор определен в орловскую семинарию ректором и богословских наук профессором; сентября 14, по указу Свят. Синода, произведен в сан архимандрита и сделан настоятелем третьеклассного Мценского Петропавловского монастыря; ноября 11 определен присутствующим в орловской духовной консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Посему и ты, если встретится слово, в котором решаются возражения и излагаются доказательства, обращай внимание не на длину слова, а на то, что вопрос не мог и уяснен быть иначе, если бы слово не употребило длинных пояснений. Если предполагается изложить только мысль, то слово пусть будет кратко. Но если требуется и доказать, то необходимо слову, как растянуться в длину, так избегать всякого излишества и тождесловия (прп. Исидор Пелусиот , 61, 116). Источник. Всякое искусство упражнением в оном усиливается и расширяется, а от праздности гибнет, наипаче же дар слова, если за ним ухаживать и орошать его, делается наиболее сильным, а если не прилагать о нем попечения, легко проходит и улетает (прп. Исидор Пелусиот , 61, 152). Источник. Говорить должно о том, что достойно слышания, и слушающих поощряет к соблюдению правды и к целомудрию (прп. Исидор Пелусиот , 61, 218). Источник. Кажется, как говорят иные, чужими украшаешься ты грудами, от других собираешь плоды пота; но хотя они винят тебя в этом, а я с удовольствием хвалю тебя за это. Ибо гораздо лучше иметь во устах хотя и чужие писания, нежели быть праздным, лениться и празднословить (прп. Исидор Пелусиот , 61, 222). Источник. ...У лакедемонян , справедливо определявших, что слова суть тени дел, живущему срамно не позволялось выговорить доброй мысли (прп. Исидор Пелусиот , 61, 262). Слово не тогда достойно удивления, когда течет обильно и льется не ко времени, но когда, будучи недлинно и непродолжительно, богато же мыслями, при краткости имеет всю полноту, наипаче же одушевленное благовременностью, оказывается более оживленным (прп. Исидор Пелусиот , 62, 212). Источник. Совершенства речи – истина, краткость, ясность, благовременность; недостатки же – ложь, многословие, неясность и неприличие времени. Ибо что пользы, если истинна, но не кратка, утомляет же слушателей; или кратка, но не ясна, или и ясна, но произносится некстати? Если же имеет все совершенства, то будет сильна, поразительна, одушевлена, покоряя слушателей истиною, преоборая краткостью, уловляя ясностью и увенчиваясь благовременностью (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Вскоре после прибытия в Орел, о. Исидор 11 ноября определен был присутствующим в Орловскую духовную консисторию. Труды его не остались не замеченными начальством. Блестящее состояние вверенной ему семинарии скоро было засвидетельствовано Киевским академическим Правлением, которому тогда была подчинена Орловская семинария и по его представлению, Архимандрит Исидор «в воздаяние его заслуг и ревностных трудов», 2-го января 1833 г., награжден был первым орденом Св. Анны 2 степени. 2-го июля 1833 г., по ходатайству Московского Первосвятителя, Митрополита Филарета, о. Исидор, во внимание к педагогической деятельности его, был перемещен на должность ректора и профессора богословских наук в Московскую духовную семинарию, с назначением его настоятелем Московского Ставропигиального Заиконоспасского монастыря. Дорогой в Москву, он опять заезжал на родину. Это было последнее свидание его с матерью. Как бы предчувствуя последнюю разлуку, при прощании с сыном, она благословляла его образом и в виде завещания, сказала: «Помни, что ты сам был сирота, и будь покровителем и помощником сирот» 6 . В возможной полноте и совершенстве исполнил этот завет матери Приснопамятный Владыка; он до конца дней своих во истинну был покровителем и защитником сирот! В Московской семинарии архимандрит Исидор заслужил ту же любовь и признательность питомцев, как и в Орловской, и кроме своих прямых обязанностей, участвовал и в трудах по переводу некоторых святоотеческих творений. Митрополит Филарет скоро увидел и оценил высокие достоинства и административные способности нового ректора, и пожелал иметь его своим ближайшим сотрудником по епархиальному управлению. В следующий 1834 год, после назначения викария Московского, Епископа Николая, – Епископом Калужским, Митрополит Филарет вошел в Святейший Синод с представлением о назначении о. Исидора своим викарием. И представление это было уважено! 16-го октября, по именному Его Императорского Величества указу, архимандрит Исидор был назначен Епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Новый митрополит поспешно отправился в Россию с послом императора – располагать русских князей к делу соединения 155 . В. к. Василий Васильевич не был расположен вмешиваться в предприятие, оскорбительное для совести и бесполезное для политики. Он твёрдо знал уроки отцов о своевольном высокомерии Папы, давно осужденном Собором, и понимал, что от этой гордости нельзя ожидать доброго 156 . Потому убеждал Исидора отказаться от намерения ехать во Флоренцию. Исидор остался при своём: но и в. князь не отпустил с ним посла на Собор, даже взял с него клятву возвратиться с древним православием . Убедив тверского князя отпустить посла на запад, Исидор едва выбыл за пределы России с греческой и русской свитой и с суздальским епископом Аврамием, как в Дерпте открыто оказал предпочтение латинству пред греческим исповеданием 157 . На Соборе Исидор был избран для ответов со стороны греков вместе с другими пятью лицами. Во всё продолжение споров в Ферраре занимались решением одного вопроса: «имели ли право Латиняне внесть в Символ веры дополнение о происхождении Духа Св. и от Сына»! Во всё это время Исидор почти ничего не говорил 158 . Рассуждали Виссарион, а всего более, Марк Ефесский – жаркий защитник православия. Во Флоренции, куда Папа по своим видам перенёс Собор, стали рассуждать о самом происхождении Св. Духа. В продолжение 7 заседаний рассмотрели не более трёх мест из Отеческих сочинений. Тогда император потребовал, чтобы публичные споры были прекращены, а бл. Марку запретил являться на совещания 159 . После сего дело православия осталось только в воле императора, Виссариона и Исидора. Виссарион действовал красноречием, Исидор – хитростью. Теперь Исидор предложил, что православная Церковь допускает мысль о происхождении Духа Св. от Отца через Сына, и что это то же, что у Римлян «и от Сына». Чтобы прибавить хода мыслям своим, он то предлагал Патриарху отлучить от Церкви защитников православия, то склонял на свою сторону пирами, тогда как Папа морил греков голодом; епископы доведены были до крайности: Папа против договора отказывал им в содержании.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Согласно этому решению, папа признавался верховным властителем по всей христианской церкви, все православные патриархи должны были признавать его власть над собою, православная церковь должна была принять все то, чем отличалась от нее латинская, которая уже давно во многом отступила от истинной веры Христовой; православной церкви предоставлялось только право совершать божественную службу по-гречески, или по-славянски, а не по-латински, как везде было принято на Западе. Это решение подписали наш русский митрополит Исидор и суздальский епископ Авраамий, который, впрочем, сделал это против совести и воли своей, уступая насилию м. Исидора, который приказал даже заточить его за противоречие себе. В награду за такое усердие в пользу соединения церквей, папа наградил нашего митрополита Исидора разными высокими почестями. Довольный и радостный, м. Исидор отправился из Флоренции в Москву. На пути он разослал свои грамоты в земли литовские, ливонские и русские о состоявшемся соединении церквей. Весною в 1441 г. м. Исидор приехал в Москву с грамотой от папы к нашему великому князю. Духовенство и народ во множестве собрались в Успенском соборе и с нетерпением ожидали митрополита. Наконец, м. Исидор явился в собор. К изумлению всех, пред ним несли латинский крест. Стали совершать службу. Вместо вселенских патриархов на ней поминали римского папу. Предстоящие дивились и недоумевали. Но когда после литургии архидиакон м. Исидора прочитал с амвона флорентийскую соборную грамоту, то все пришли в ужас. Великий князь в сильном гневе тут же сказал: «не бывало этого ни при отцах, ни при дедах наших». Великий князь обозвал митрополита латинским прелестником, велел свести его с амвона и заточить в Чудовом монастыре. После того русские архиереи и духовенство, по воле великого князя, собрались вместе и рассмотрели флорентийскую соборную грамоту, расспросили и Авраамия суздальского о том, как происходило дело на соборе, и затем порешили, что флорентийское соединение несогласно с Божественными правилами и древним преданием, а потому русская церковь не признала этого соединения. Великий князь убеждал м. Исидора, чтобы он покаялся, отстал от латинской ереси и возвратился к древнему благочестию. Но Исидор не согласился и оставался в заточении целое лето. Осенью он бежал в Тверь, но там его схватили и посадили в тюрьму. Со временем м. Исидор бежал из своего заточения сначала в Литву, а после в Рим, где и закончил свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Римские легионы при императорах составляемы были из разноплеменных народов, и если нужно было дополнять оные, то посылались нарочно воинские чиновники с указами, где кому набирать воинов. Таковое повеление некто Нумериан привёз на остров Хийский. Едва узнали об этом жители, все молодые язычники скрылись или разбежались; одни христиане спокойно ожидали своей участи, и те, которые записаны были в воинство, без прекословия и роптания последовали за Нумерианом через пространство морей. В этом числе был и святой Исидор 327 , уроженец Александрийский. Невзирая на то, что военная жизнь всегда шумна и окружена соблазнами, этот богобоязненный юноша насколько был крепок и мужествен, столь же усердно облёкся в оружие и, не оставляя поста, молитв и добрых дел, равно не оставлял своих обязанностей по службе. Не щадить последней капли своей крови за царя и отечество – был обет христолюбивого юноши, и пролить оную Исидор считал за единственную славу воина. Но эта геройская кровь должна была пролиться за другого Подвигоположника. Едва святой Исидор начал отличаться усердием и ревностью по службе военной, объявили указ императора Деция, чтобы воины, как стражи и защитники отечества, непременно поклонялись богам, хранителям римского могущества. Святой Исидор, как ревностнейший из христиан, немедленно был оклеветан пред Нумерианом. Когда брали его под стражу, то чиновник, для этого отправленный, с укоризной сказал ему: «Безумно делаешь ты, что для какого-то Христа пренебрегаешь служением царю и отечеству». Святой Исидор ответствовал на это: «Я хотел воздавать Божия Богови и кесарева кесареви; но когда воля правительства требует службы одному кесарю, то для меня гораздо лучше служить одному Богу. Я дал клятву служить в воинстве не иначе, как защищая отечество земное и Небесное. Теперь вижу, что моя кровь не нужна царю земному; пусть же она прольётся за Царя Небесного». С этими чувствованиями святой Исидор предстал суду, ответствовал с дерзновением воина Христова и спокойно пошёл на место казни. О том, сколько святые люди старались истребить чуть зарождавшиеся в сердце их пагубные страсти

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010