М. род. в Эфесе в христ. семье. Она приняла св. Крещение, уже когда отец ее скончался, и, еще будучи отроковицей, с особым усердием посещала гробницу мц. Ермионии , дочери ап. Филиппа . М. извлекала из гробницы миро и раздавала его всем желающим, за что ее стали называть Миропией, т. е. имя святой на самом деле, видимо, является ее прозвищем. Когда имп. Деций (249-251) начал гонения на христиан, мать М. взяла дочь и бежала на Хиос, где у нее было родовое поместье. Там они тайно молились. Однажды на Хиос прибыл архонт Нумериан. По его повелению был схвачен за исповедание Христовой веры воин мч. Исидор , «муж чудный и благоговейный». Т. к. он отказался отречься от Христа и поклониться идолам, то Нумериан подверг его пыткам и осудил на казнь через усечение мечом. Затем тело святого было брошено в ущелье на съедение зверям и птицам. В некотором отдалении была поставлена стража с тем, чтобы христиане не украли тело Исидора. Ночью М., когда воины уснули, вместе со служанками унесла мощи Исидора, помазала их миром и погребла на почетном месте. Архонт велел заковать стражников в цепи и послать их на поиски тела, а если оно не найдется, то отрубить им головы. Стражники отправились искать похищенные мощи мч. Исидора по всему острову. Не желая быть виновной в смерти стражников, М. открыто объявила о соделанном. Стражники привели ее на суд к архонту. За дерзкие ответы тот велел провести ее по городу, избивая дубинами. Еле живую М. бросили в темницу. В полночь, когда мученица молилась, свет осиял всю камеру и пред нею предстали сонм ангелов и мч. Исидор, который призвал святую следовать за ними. Услышав эти слова, М. с радостью предала свою душу Господу. Помещение наполнилось неизреченным благоуханием, от которого стражи темницы пришли в ужас и изумление. Один из них рассказал обо всем священнику и принял св. Крещение, а впосл. сам удостоился мученического венца. Тело М. было с честью погребено христианами. В «Новом Лимонарии» помещены служба М. мон. Никифора Хиосского с синаксарным Житием (ΝΛ. 1819. Σ. 22-24), в котором пересказывается Житие из стишного Синаксаря с той разницей, что Нумериан назван Нумерием, и указано, что М. была погребена рядом с мч. Исидором. Как очевидец, автор нового синаксарного Жития добавляет, что эти 2 гробницы сохранились до его времени.

http://pravenc.ru/text/2563346.html

О почитании И. в Египте свидетельствует упоминание в папирусе из Джеме (Фивы) церкви в его честь ( Lemm. 1913. С. XII) и в посвятительной надписи, обнаруженной при раскопках в Дейр-эль-Медина. Имя И. фигурирует также в одной из надписей в монастыре прп. Павла Фивейского ( Munier. 1918. P. 99. Not. 3). По мнению издателя Мученичества А. Мюнье и Т. Орланди, И. является одним лицом с мч. Исидором Хиосским (пам. 14 мая). Несмотря на различие хронологических, географических и биографических указаний, в копт. Мученичестве сохранены имя и основные «агиографические координаты» этого святого: день памяти и местонахождение мощей. Однако Ж. М. Соже полагал, что этого недостаточно для отождествления 2 одноименных мучеников, а их памяти могли быть отнесены на один день из-за совпадения имен. Р. Обер считал разными святыми не только И. и Исидора Хиосского, но и героя пространного копт. Мученичества и мч. Исидора из копт. Синаксаря. Вероятнее всего, в копт. традиции произошло смешение неизвестного ныне мч. Исидора и одноименного святого, пострадавшего на о-ве Хиос. Ист.: SynAlex. Vol. 4. P. 398; SynAlex (Forget). Vol. 2. [Versio]. P. 128-129, 254; Lemm O., von. Bruchstücke koptischer Märtyrerakten//ИИАН. Сер. 8. 1913. Т. 12. 1. C. 29-40, 60-66; Munier H. Les Actes du martyre de saint Isidore//BIFAO. 1918. Vol. 14. P. 97-190; Till W., hrsg. Koptische Heiligen- und Martyrerlegenden. R., 1935. Tl. 1. S. 202-205. (OCA; 102). Лит.: Sauget J.-M. Isidoro di Antiochia//BiblSS. Vol. 7. Col. 959-960; Baumeister T. Martyr Invictus: Der Märtyrer als Sinnbild der Erlösung in der Legende und im Kult der frühen Koptischen Kirche. Münster, 1972; Orlandi T. Isidorus, Saint//CoptE. Vol. 4. P. 1307-1308; Aubert R. Isidore (2), Isidore (3)//DHGE. T. 26. Col. 185-186. С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/674876.html

Впосл. рядом с местом погребения И. была воздвигнута грандиозная базилика, в к-рой от мощей святого происходили многочисленные исцеления. В ходе археологических исследований (в 1918 под рук. Г. Сотириу, в 1928 под рук. А. Орландоса; основная часть базилики была раскрыта в 1981-1982) было выявлено 5 фаз строительства базилики, древнейшая относится к V в. Одна из перестроек связана с именем визант. имп. Константина IV Погоната (668-685). Сохранились и фрагменты мозаичных полов с геометрическим орнаментом. Рядом находится подземная сводчатая крипта, в к-рой хранились мощи И. и мц. Миропии. О чудесах от гробницы И. упоминал Григорий Турский ( Greg. Turon. Glor. martyr. 102). Четвертование мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. мч. Исидора в с. Какодики на о-ве Крит. 1420–1421 гг. Четвертование мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. мч. Исидора в с. Какодики на о-ве Крит. 1420–1421 гг. Мч. Исидор Хиосский в темнице и усекновение его главы. Роспись ц. мч. Исидора в с. Какодики на о-ве Крит. 1420–1421 гг. Мч. Исидор Хиосский в темнице и усекновение его главы. Роспись ц. мч. Исидора в с. Какодики на о-ве Крит. 1420–1421 гг. В Житии прп. Маркиана, эконома храма Св. Софии в К-поле († между 471 и 474), говорится, что он отремонтировал ц. во имя Исидора в столице и что в этом храме была помещена часть мощей святого, перенесенная в К-поль между 457 и 460 гг. Др. ц. во имя Исидора в К-поле была построена в правление имп. Юстина I (518-527) Исидором, братом патрикия Еввула. При ней находилась богадельня (Πτρια Κωνσταντινουπλεως//Scriptores originum Constantinopolitanarum/Ed. Th. Preger. Lpz., 1907. N. Y., 1975p. Pt. 2. Р. 254-255. (BSGRT)). В VIII в. в Риме во имя Исидора была построена церковь между Тибуртинскими воротами и ц. св. Евсевия. Рус. игум. Даниил в нач. XII в. видел мощи И. на Хиосе («Хожение» игум. Даниила в Св. Землю в нач. XII в. СПб., 2007. С. 18-19). В 1125 г. венецианцы увезли мощи И. c Хиоса и поместили их в соборе св. Марка, устроив капеллу во имя мученика и установив праздник перенесения мощей 16 апр. (BHL, N 4480-4481). Из Венеции часть мощей И. попала в Сару в Каталонии. Этот святой почитается в Средиземноморье как покровитель моряков.

http://pravenc.ru/text/674882.html

Капелла мч. Исидора Хиосского в соборе Сан-Марко, Венеция. 1355–1356 гг. Капелла мч. Исидора Хиосского в соборе Сан-Марко, Венеция. 1355–1356 гг. В Венеции для мощей И. в сев. трансепте собора Сан-Марко в сер. XIV в. была устроена капелла. Ее свод украсили мозаиками со сценами из Жития святого, в т. ч. с сюжетом перенесения мощей. Еще один цикл сохранился в росписи наоса ц. мч. Исидора в сел. Какодики близ Канданоса на о-ве Крит (1420-1421); он состоит из 4 сцен: И. перед правителем; И., раздираемый 2 лошадьми; И. в темнице; усекновение главы И. Иконография сцен следует композициям, традиционным для изображения Жития вмч. Георгия Победоносца ( Spatharakis. 2001. P. 174-175. Fig. 153-156). В древнерус. искусстве полуфигурное изображение И. сохранилось в ц. прав. Симеона Богоприимца Зверина монастыря в Вел. Новгороде (1460) - средовек с небольшой бородкой, в сиреневатом плаще и с крестом в руке. Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Усекновение главы мч. Исидора Хиосского. Роспись ц. Благовещения мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. В миниатюрах минологиев образ И. дважды встречается в греко-груз. рукописи кон. XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58): оплечно в медальоне рядом с др. мучениками - средовек с темными волосами, не скрывающими уши, и с округлой короткой бородой (Л. 57 об.); в минейной части рукописи - под 14 мая (Л. 114), в рост, в легком повороте вправо, на И. доходящий до колена розово-сиреневый хитон с орнаментированным подолом и застегнутый у правого плеча синий гиматий, скрывающий левую часть фигуры; правая рука в молении, левая под гиматием, возрастная характеристика и тип облика те же, что и на предыдущей миниатюре. В минейных циклах в настенной росписи храмов образ святого также помещен под 14 мая: в ц. Благовещения мон-ря Грачаница (ок. 1320) и в притворе ц. св. Апостолов в Пече (1561) - в мучении, усекновение главы; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост. Единоличный образ представлен на фреске ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350).

http://pravenc.ru/text/674882.html

Ирина дева, мученица иллирийская, с Агапиею и Хиониею , 16 апр. Ирина , муч. с Софиею , 18 сент. Иринарх (начальник мира, греч.) и седмь жен мучч. 28 ноября. Ириней (мирный, греч.), еписк. лугдунский, муч., 23 авг. Ириней , муч римский, 13 авг. Ириней , еп. сирмийский, муч. 26 марта. Ириний (по греч. Ирина мученица), муч. египетский 5 июня. Ироида или Ираида (Раиса), муч. 5 марта и 23 сент. сн. 5 сент. Иродиан (геройский, греч.), ап. из 70, ешск. неопатрский, 8 апр. Исаакий (смех, евр.), преп. далматский исповедник, 30 мая, 3 авг. и 22 мар. Исаак (смех, евр.), муч. персидский, 18 мая. Исаак сирин, 12 апр. Исаак преп., из чисда избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Исаак исповедник, 30 мая. Исавр (из Исаврии: от Исава, евр. косматый) диакон, муч. апоннониадский, 6 июля. Исаия (спасение Господне, евр.) пророк, 9 мая. Исаия , муч. падестинский, с Памфидом пресвит., 16 февр. Исакий , (из Исаака) муч. никомидийский, 21 апр. Исакий , еписк., муч. персидский, 20 ноября. Исакий , еписк. кипрский, 21 сент. Исидора (см. Исидор) юродивая, преподобная тавеннисийская, 10 мая. Исидор (дар Изиды, египетск. богини, греч.) воин, муч. хиосский, 14 мая. Исидор , муч. кампанийский, 6 июля. Исидор , 30 дек. Исидор , преп. пелусиотский, 5 февр. Исидор-Твердисиов , юродивый ростовский, 14 мая. Исихий (спокойный, греч.), муч. диррахийский, 7 июля. Исихий , муч. мелитинский, 7 ноября. Исихий , из 40 муч. севастийских, 9 марта. Исихий магистриан, муч. антиохийский, 10 мая. Исихий муч., 19 февр. Исихий , преп. вифинский, 5 марта. Исихий блаж., безмолвник, Хоривит, 3 окт. Иской , из 26 мучч. готфских, 26 марта. Исмаил (слышит Бог , евр.) персиянин, муч. 17 июня. Истукарий , муч. севастийский, 3 ноября. Иа (может быть греч. фиалки), муч. персидская, 11 сент. Иадор муч., 4 февр. Иакинф (яхонт камень, греч.), муч. римский, 3 июля. Иакинф , муч. римский, 24 дек. Иакинф , муч. александрийский, 18 июля. Иакисхол (ученик Вакха, греч.), муч. керкирский, 28 апр. Иаков (запинатель, евр.) Алфеев, из 12 апп., 9 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Николай V вместе с находившимся при нем Виссарионом тщетно обращался за помощью куда только было можно. Однако ни его послы, ни Константин не получили нигде должного отклика на эти призывы. Теперь папа был готов сделать для императора все, что только возможно, поскольку он получил от того письмо, в котором Константин обязался выполнить положения унии; письмо это было написано вскоре после того, как султан закончил сооружение крепости Румелихисар 129 . В мае 1452 г. Исидор, смещенный митрополит Киевский и всея Руси и недавно возведенный в сан кардинала римской церкви, был назначен папским легатом к императору. По пути в Константинополь Исидор, задержавшись в Неаполе, нанял там на деньги папы двести лучников. Он остановился также на Митилене, где к нему присоединился архиепископ Хиосский Леонард, генуэзец по происхождению. 26 октября Исидор прибыл в Константинополь. Его военный эскорт был, несмотря на свою немногочисленность, символом того, что папа не оставит своими заботами народ, который признал его главенство, и этот жест не остался незамеченным. Исидор был почтительно принят не только императором и его двором: его появление вызвало определенный энтузиазм и среди простонародья. Император не замедлил этим воспользоваться. Были назначены специальные комитеты представителей городского населения и знати, призванные выразить одобрение народом унии. Комитет городского населения выразил согласие строго соблюдать положения унии, в то время как противники ее попросту отказались в нем участвовать. Комитет знати, где дискуссии были более серьезными, предпочитал компромисс, по которому имя папы провозглашалось бы в литургии, однако действительное установление унии было бы отложено. Но император под влиянием Исидора отклонил это предложение. Почти наверняка переговоры с императором вел Лука Нотарас, обладавший большим тактом, однако благодарности за это он ни от кого не получил: для Геннадия и других непримиримых противников унии он был изменником, Исидор же и латиняне сомневались в его искренности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иосиф Праведный , Обручник Пресвятой Богородицы (в Неделю по Р. X.) Ипатий Византийский , мч. (3/16 июня) Ипатий Гангрский , еп. (16/29 ноября; 30 марта/12 апреля) Ипатий Печерский , целебник, прп., в Дальних (Феодосиевых) пещерах (31 марта/13 апреля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ирина Аквилейская , мц. (16/29 апреля) Ирина Македонская , мц. (5/18 мая) Иринарх Ростовский , прп., затворник (13/26 января; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Иринарх Соловецкий , прп., игумен (17/30 июля) Ириней Сремский , Сербский, сщмч. (27 марта/9 апреля) Иродион Илоезерский , схимонах, (28 сентября/11 октября) Иродион , апостол – см. Родион Исаакий Алфанов , Сокольницкий, Новгородский, прп. (4/17 мая; 17/30 июня) Исаакий Далматский , игумен, исповедник (22 марта/4 апреля; 30 мая/12 июня; 3/16 августа) Исаакий Печерский , затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах, прп. (14/27 февраля; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Исаия Ростовский , еп., чудотворец (15/28 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Исаия , пророк (9/22 мая) Исидор Пелусиот, прп. (4/17 февраля) Исидор Твердислов, Ростовский, Христа ради юродивый, чудотворец (14/27 мая; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Исидор Хиосский , мч. (14/27 мая) Исидор Юрьевский (Дерптский), пресвитер, сщмч. (8/21 января) Исмаил Персиянин , Халкидонский, мч. (17/30 июня) Иувеналий Иерусалимский , патр. (2/15 июля) Иувеналий Рязанский и Шатский , архиеп. (12/25 октября) Иуда Иаковлев (Леввей, Фаддей), ап. из 12-ти, брат Господень (19 июня/2 июля; 30 июня/13 июля ап.]) Иулиан Египетский , мч. (21 июня/4 июля) Иулиан Тарсийский , мч. (21 июня/4 июля) Иулиания Вяземская , Новоторжская, княгиня, мц. (2/15 июня; 21 декабря/3 января). Иулиания Лазаревская , Муромская, прав. (2/15 января) Иулиания Никомидийская , дева, мц. (21 декабря/3 января) Иулиания Ольшанская , Печерская, прав., княжна, дева, в Ближних (Антониевых) пещерах (6/19 июля; 28 сентября/11 октября [Печер.]; в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) Иулитта Тарсийская , мц. (15/28 июля) Иуния (Юния), св., супруга и помощница ап. Андроника (17/30 мая)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Усталый и разочарованный, император Иоанн VIII умер в 1448 г. Его брат и наследник Константин XI считал себя связанным унией; он, однако, не стремился навязывать ее своим подданным до самого кануна последней турецкой осады. Осенью 1452 г. Исидор Киевский, теперь римский кардинал, прибыл в Константинополь с актом об унии, который 12 декабря был торжественно зачитан в кафедральном храме Св. Софии. Исидор, заинтересованный, чтобы все шло гладко, докладывал, что это было воспринято доброжелательно. Но его итальянский помощник, Леонард Хиосский, архиепископ Митилинский, гневно писал, что всего несколько человек присутствовали при этом, а многие клирики были против этой церемонии. Действительно, хотя в течение нескольких последних месяцев существования Империи в Святой Софии служило латинское и горсть униатского духовенства, ее алтарь был почти пуст. Большинство клириков и приходов города не хотели иметь с ними ничего общего. 158 Если бы папа мог подкрепить унию действенной материальной помощью, возможно, что население Византии приняло бы ее. Действительно, когда Исидор прибыл с сотней солдат, сразу поднялось движение в его пользу, хотя оно тут же пошло на убыль, когда увидели, что это и есть вся помощь со стороны папы. Несколько сановников двора и ученых сохранили верность унии; были другие, согласные примириться с ней, пока не минует кризис, если бы была возможность провести другой собор, на этот раз в Константинополе. Первый министр императора, Лука Нотарий, видимо, придерживался этого взгляда. Но непримиримость латинского духовенства под предводительством Леонарда Хиосского разрушила все его надежды и привела к горькому высказыванию, что он предпочтет султанский тюрбан, чем кардинальскую шапку. 159 Именно в такой атмосфере неудачных переговоров началась осада Константинополя турками. Только в последнюю ночь свободы города было какоето единство духовенства и паствы, независимо от их взглядов, когда они пришли на последнюю литургию в Святую Софию. К этому моменту стало ясно, что уния не спасла и не спасет Византию. Нравилось византийцам или нет, они должны были увидеть у себя турецкий тюрбан. Глава 5. Церковь и философы

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всю добычу оценивают до 4 мил. дукатов (Халкондил)=11600000 руб. зол. (В. В. 140). Во время взятия Константинополя количество населения его определяют уже в 40000 (ср. в. 53, пр. 2); другие число обращенных в рабство – 60000 (ib., 140); но еще до того насчитывают (Халконд.) пленных христиан в XIV-XV в в., выведенных турками, до 100000 (Хр. Чт. 1878, I, 458). Об обширном контингенте русских рабов, продававшихся на Константин. рынке генуэзц., евреями, татар., турками (Ламанский, Могущ. турок, 22–23). «Турки по натуре грабители» (Герцберг, 237, 240, 241, 267; Фиске, Откр. Америки I, 185–186). Дука, Франтза, Леонард Хиосск. и м. Исидор говорят о различных видах оскорбления христиан. святынь. Между прочим по лагерю носили распятие, накрытое янычарской шапкой. На 3-й день (1 июня) в храме св. Софии впервые совершена была мусульманская молитва и «великая церковь » стала мечетью (Хр. Чтен. 1888, I, 140–141). Впрочем и прежние разгромы самих греков заслуживают сопоставления с этим погромом варваров (ив 146–147) 333 О беседах Магомета с патриархом о вере (Малышевский, 13, 69, 70, 78; см. М.Крузия «Turcograecia»). Беседа патр. Геннадия с турец. султаном Магометом II была переведена в 1563 г, как руководство, для сына Ивана Грозного Ивана Ивановича (каков должен быть царь), на русский язык (Ист. Вестн. 1908, 4, с. 379) и, несомненно, отразилась в известном сказании, приписываемом Ивану Пересветову 334 Возведение в 1475 г. на патриарший престол серба Рафаила волею султана объясняется влиянием мачехи последнего, славянки Марии (Лебедев, 25З, 262). Все почти османские султаны, начиная с Урхана и кончая Мурадом II, были женаты на христианских принцессах, исключая одного Магомета II, которые держались своей веры и пользовались свободой и влиянием. Примеру этому следовали многие османы (Халкондил, Кантакузен, Дука, Франтза, Хр. Чт. 1878, II, 470–473). С их именами связаны привилегии Афона и они сами на старости поселялись близ него (ib. 1864, отд. 2, с. II, 26–27) 337 О состоянии Константинопольской церкви под игом турок (ib.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Муч. Исидор хиосский . В Деяниях св. (Mai III. 445 и 72) тоже сказание, что и в славянской минее, в последней с сокращениями. Так как в сем сказании не говорится о перенесении части мощей св. Исидора в Константинополь при св. Маркиане экономе константиноп. церкви в 5 веке (см. 10 янв.) и о чудесах от них, бывших в сие время в Константинополе; то заключают, что сие повествование о мучении св. Исидора написано прежде сего события, и на острове Хиосе месте мучения, а не в Константинополе; тогда как в другом списке повествования об Исидоре (у Сурия 5 Febr. 48) есть уже повествование о сем событии. Касательно погребения св. Исидора есть некоторая разность в сказаниях. По одному сказанию Аммоний друг святого тайно взял стрегомое тело и похоронил его; спустя несколько дней св. Миропия (2 дек.), пришедши из Ефеса, взяла его из земли и, помазав ароматами и обвив плащаницею, положила в честном месте. Из самого жития Миропии видно, что она явилась на о. Хиос еще прежде кончины мученика и что она тайно взяла стрегомое тело и положила его в нарочитом месте и далее в подлинном житии ее говорится, что об этом писавшему житие ее сказывал страж, который был свидетелем чудес от мощей и потому крестился и сам увенчан короною мученика. Адон в 9 веке в своем мартирологе пишет, что тело святого было брошено в кладязь и что вода сего кладязя прогоняла нечистых духов и исцеляла болезни и, по свидетельству очевидца пресвитера, сказывавшего Адону, из устья того кладязя исходил свет на подобие свечи. По римскому мартирологу над сим кладязем была устроена церковь . Болландисты примиряют сии сказания тем, что тело святого было брошено стерегшими его в кладязь, Антоний вместе с Миропиею, по указанию света, извлекли тело из кладазя тайно от стражей, что может быть сей Антоний и есть страж, уверовавший и после замученный. Св. Исидор в воинской службе был в должности Опциона (Opmio), соответствовавшей нашим унтер-офицерским чинам (Lubker). По житию подлинному ему поручены были воинские пайки под надзор и раздачу; посему в одном новгородском синаксаре он называется отским архиепископом?? Русский игумен Даниил видел мощи его в Хиосе в начале XII века. Паломник Антоний в 1200 г. видел в Царьграде в царских палатах столп мраморный, с коим мученик вышел из моря, будучи к нему привязан, и мощи его (т. е. часть мощей).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010