Для того, чтобы быть добродетельным, недостаточно подвижничества, но при подвижничестве надобно быть скромным (прп. Исидор Пелусиот . 60. 262). Источник. Пребывающие в союзе с добродетелью столько же отличны от чуждых оной, сколько люди – от зверей, и Ангелы – от людей (прп. Исидор Пелусиот , 60, 288). Источник. Искренние любители добродетели, и живя в теле, исправляют города, и, сложив с себя тело, оставляют по себе жало любви; потому что гробы их подлинно славны, и род их почтен, и память их вечно продолжается. Да и справедливо, потому что приобрели они добродетель, к которой не может прикоснуться кончина (прп. Исидор Пелусиот , 60, 288–289). Источник. Ничто не равно добродетели, не потому только, что она несравнимым превосходством превышает все прочее, но и потому, что и неправильное делает правильным, и неравное уравнивает. Ибо и в нищете не унижается, но и в рабстве не терпит служений несвободных, и в бесславии не скрывается, но и в богатстве не гордится, и в начальстве не превозносится, а, на все это налагая свое умение, подчиняет сие правилу и приводит в стройность, не сама следует тому или другому, но все заставляет последовать своему искусству (прп. Исидор Пелусиот , 60. 352–353). Источник. Кому известны дела блистательнейшие дел добродетели, которая своим любомудрием и неправильности делает правильными, в неравных обстоятельствах сохраняет одинаковый образ мыслей, повсюду уготовляет себе громкую славу, падших в бедствия утешает, возгордившихся в благоденствии уцеломудривает? Посему к ней устремляй око души своей, в ее красоту всматривайся, чтобы, когда соделаешься пламенным ее любителем, все тебя хвалили и провозглашали (прп. Исидор Пелусиот , 60, 353). Источник. Чти добродетель, а не счастью услуживай. Ибо добродетель достояние бессмертное, а счастье легко рушится (прп. Исидор Пелусиот , 60, 378). Правило же добродетели и любомудрия – искренность с благоразумием (прп. Исидор Пелусиот , 60, 395). Источник. Добродетель не признает бесчестием – всем быть равного достоинства по нравам, но не надлежит также любить тебе невозможное, а, напротив того, оставив это, надобно желать сообразного. Ибо и священнотаинник Моисей и богомудрый Павел в ином не достигали того, чего просили, но были научены, что просили не на пользу себе (прп. Исидор Пелусиот , 60, 397). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Родился свт. Исидор в г. Фессалоника ок. 1300 г. в семье священнослужителя, и был старшим из 10 детей. После окончания учебы свт. Исидор сам стал преподавать детям из знатных семей своего города. Живя в Фессалонике, и еще не будучи монахом, свт. Исидор занимался аскезой под духовным руководством ученика прп. Григория Синаита Герасима. А когда свт. Исидору было немногим больше 20 лет, он отправился на Афон и остался там в скиту Магула у прп. Григория Синаита , но вскоре, в 1325 г. из-за турецких набегов святитель был вынужден вернуться в Фессалонику. В течении ок. 10 лет (ок. 1325–1335 гг.) свт. Исидор свидетельствовал об исихазме в своем отечестве, после чего вернулся на Афон, где был пострижен в монахи и затем посвящен в дьякона свт. Григорием Паламой . Вместе со свт. Григорием они в конце 1330-х гг. активно отстаивали исихазм от нападок Варлаама, а в 1341 г. свт. Исидор сопровождал свт. Григория в столицу для участия в церковных соборах в июне-июле этого года, осудивших впоследствии Варлаама и Акиндина. В это же время Константинопольский Синод избрал свт. Исидора на пустующую кафедру Монемвасии. М. Митреа отмечает в прим. 522 на С. 127, что сначала митрополия Монемвасии была предложена свт. Григорию Паламе , но т.к. тот отказался, кафедру предложили свт. Исидору. Однако его не успели посвятить в епископа, т.к. внезапно началась гражданская война. Поэтому свт. Исидор оставался в Константинополе и являлся кандидатом на патриарший престол, но в ноябре 1344 г. патриархом стал свт. Каллист. Ситуация для свт. Исидора изменилась в конце гражданской войны, когда 17 мая 1347 г. святитель сменил на престоле свт. Каллиста. Среди первых мероприятий, которые предпринял свт. Исидор после своего избрания патриархом, стало назначение свт. Григория Паламы митрополитом Фессалоники, а свт. Филофея (Коккина) митрополитом Ираклеи Фракийской. Последнюю часть своей жизни свт. Исидор болел (скорее всего, раком кишечника), а в феврале 1350 г. составил завещание и осенью этого же года скончался. Сведения о жизни свт. Исидора сохранились в нескольких источниках: упомянутое завещание, Акты Константинопольского патриархата, исторические повествования Никифора Григоры и имп. Иоанна VI Кантакузина.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Все пресвитеры могут найти в сем сочинении и добродетели, какие им нужно исполнять, и пороки, которых нужно избегнуть 296 . Говоря о толковании Златоустого на послание Апостола Павла к Римлянам, Исидор замечает, что это толкование преимущественно обогащено мудростью премудрого Иоанна 297 . Убеждения Исидора так подействовали на св. Кирилла, что он включил имя Златоустого в диптихи церковные. Когда Кириллу Александрийскому надлежало отправиться в Ефес на собор Вселенский, созванный Императором Феодосием по случаю возникшей ереси Нестория, Исидор в кратком письме к св. Кириллу изложил сущность догмата, о котором надлежало разсуждать на соборе, то есть что соединение двух естеств во Христе должно признавать со времени Его воплощения, и одобрил ему в руководство при совещаниях труды св. Афанасия 298 . По сему же случаю писал Исидор и к Императору, прося его или лично присутствовать на соборе для сохранения порядка в оном, или предписать, чтобы чиновники его не вмешивались в разсуждения о догматах 299 . Не против одной ереси Нестория вооружался Исидор. Все, писал он, к Божественному учению Апостолов примешивающие свои догматы , как-то: Манесы, Симоны, Монтаны, Новаты, Арии, Македонии, Фотины и другие подобные, суть корчемницы, по словам Исаии (1, 22), мешающие вино с водою и чрез это делающие его худшим 300 . Христос придет во славе, чтобы заградить им уста 301 . Посему как врагов спасения, как врагов Божиих Исидор сильно обличал Ариан 302 , Савеллиан и Монтанистов 303 , Манихеев и Маркионитов 304 , Новатиан 305 и других еретиков. Виновных в преступлениях против нравственности, если порок их был гласен для всех, Исидор обличал прямо и сильно. Свои побуждения к обличению преступлений он так объяснял в письме к Епископу Исидору: «Часто я предлагаю сам себе такой совет: Исидор! поскольку преступления важные обыкновенно наказываются великими бедствиями, то говори против них с приличным дерзновением. Может быть, те, которые не знают стыда в то время, как грешат, устыдятся твоих слов, и, может быть, ты на них сколько-нибудь подействуешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

духовенства в отношении к народному образованию в начале прошлого царствования//Странник. 1888. Авг. С. 551-582; он же. Деятельность рус. духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II. Каз., 1891; Чистович И. А. СПбДА за последние 30 лет (1858-1888 гг.). СПб., 1889; он же. История перевода Библии на рус. язык. СПб., 18992; [Гаврилов А. В.] Алфавитный указ. к Собранию мнений и отзывов Филарета, митр. Московского и Коломенского, по учебным и церк.-гос. вопросам. СПб., 1891. Ч. 1. С. 126-128; Высокопреосв. митр. Исидор//ПрибЦВед. 1892. 37. С. 1268-1281; 38. С. 1307-1310, 1323-1325; 39. С. 1357-1359; Высокопреосв. Исидор, митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский: [Некр., мнения печати, послужной список и др.]//ЦВ. 1892. 38. С. 593-601; Высокопреосв. митр. Исидор//ХЧ. 1892. 11/12. С. 473-521; Толстой М. В. Хранилище моей памяти: Исидор, митр.//ДЧ. 1892. Окт. С. 401-404; Григорий (Воинов-Борзецовский), архим. К восп. о митрополитах: С.-Петербургском Исидоре и Московском Филарете//ДЧ. 1893. Ч. 1. 3. С. 470-472; Корсунский И. Н. Высокопреосв. Исидор, митр. Новгородский и С.-Петербургский: [Некр.]. М., 1893; он же. Участие митрополитов Филарета Московского и Исидора Новгородского в деле редакции рус. перевода Свящ. Писания//ДЧ. 1893. Ч. 3. 12. С. 516-523; [Лебедев А. С., прот.] Памяти в Бозе почившего высокопреосв. митр. Исидора//ХЧ. 1893. Ч. 1. 5/6. С. 518-525; Памяти высокопреосв. митр. Исидора//ЦВ. 1893. 39. С. 613-614; 41. С. 644-645; Каргопольцов И. Н. Высокопреосв. Исидор, митр. Новгородский, С.-Петербургский и Финляндский//Альбом в Бозе почивших иерархов Российской Церкви. СПб., 1894 2. Вып. 1; Семёнов М. О. А. Н. Муравьев в последние годы своей жизни//РА. 1895. Кн. 2. 6. С. 139-178; Церк. вопросы в России. Браила, 1896. С. 20-21, 45, 48, 64, 85, 199; Здравомыслов К. Я. Иерархи Новгородской епархии от древнейших времен до наст. времени. Новгород, 1897; Памяти высокопреосв. митр. Исидора//Орловские ЕВ. 1899. 41. С. 1657-1661; 42-43.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Нарисованный здесь Исидором портрет проповедника едва ли может быть отнесен к кому-либо другому, как не к св. Златоусту. По крайней мере не известно, слушал ли еще чьи проповеди св. Исидор, кроме проповедей Златоуста, а потому едва ли этот портрет мог быть списан с другого какого-нибудь оригинала. Есть известие, что Исидор говорил с такою ясностью, какая была ли у кого другого“ 821 . Так же восторженно Исидор отзывается о книге Златоуста „О священстве“, знакомство с которой видно из письма к —546— Евстафию, где он говорит о священстве 822 . „Послал я тебе книгу, – говорит Исидор, – которую просил ты, и жду от тебя плода ее“. И дальше высказывает то впечатление, которое произвела на него эта книга Златоуста. „Нет, – замечает он, – такого сердца, на которое не подействовало бы чтение этой книги и не уязвило бы его божественною любовью... Так тонко и сжато сочинил ее мудрый истолкователь Божиих тайн, – это око византийской и всей на земли Церкви, что все и священствующие по Богу, и исправляющие обязанность священства нерадиво находят в ней и свои преспеяния, и свои преткновения“. Толковательные творения св. Златоуста более других занимали Исидора, и о них он писал свои впечатления. Так о толковании св. Иоанна на послание апостола Павла к Римлянам Исидор говорит, что в нем „наипаче заключается сокровище мудрости премудрого Иоанна“..., так что, „если бы богомудрый Павел избрал аттический язык для объяснения самого себя, то не иначе бы протолковал, как и упомянутый выше достославный муж: так толкование его украшено и мыслями, и изяществом, и точностью выражений“ 823 . А в письме к пресвитеру Дидиму Исидор характеризует св. Иоанна, как „сильного в дознании смысла в писаниях Евангелистов“ 824 . Многие места толкований преп. Исидора Слова Божия весьма сходны, а другие прямо заимствованы почти целиком у св. Златоуста. Так толкование Исидора 825 Мф.1:25 „и не знаяше ея, дóндеже роди сына своего первенца“ – очень сходно с толкованием того же места у Златоуста 826 . Оба экзегета одинаково останавливаются на выяснении термина „дондеже“ и пользуются для этого одним и тем же методом, приводя почти одни и те же примеры из Писания. Такое же сходство в толковании Мф.2:9 – „и пришедши (звезда) ста вверху, идеже бе отроча“ 827 . Сравнение иудеев с „рождениями ехидны“ —547— ( Мф.3:7 ), как по Исидору, так и по Златоусту взято из образа ехидны, убивающей при рождении свою мать. Златоуст. Исидор. „Справедливо назвал Иоанн фарисеев порождениями ехидны. Подобно тому, как это животное убивает мать, его рождающую, и является на свет, как говорят, разгрызая у ней чрево“ 828 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1837 году Преосвященный Исидор Высочайше утвержден был Епископом Полоцким и Виленским. В 1840 году перемещен в Могилев, годом спустя в 1841 году принял Архиепископство, а в 1844 году, в День иконы Божией Матери, именуемая " Милостивая " 12 (25) ноября, Высочайше назначен Экзархом Грузии. Все три кафедры, последовательно занимаемые владыкой, являлись по обстоятельствам того времени боевыми местами для церковного администратора. Преосвященный Исидор не только много и умело, но и успешно потрудился на пользу православия в Полоцкой и Могилевской епархиях, в борьбе с католичеством при воссоединении униатов, а в Грузии - в борьбе с магометанством при восстановлении и утверждении православного христианства на Кавказе. Повсюду Преосвященный Исидор приложил много заботы и труда на восстановление и благоукрашение обедневших и бывших в запустении православных храмов и распространение русского церковно-школьного образования. Его энергичная деятельность в Грузии вызвала особенное одобрение со стороны Государя Императора Николая I Павловича и Русского правительства, и при Священном Таинстве Миропомазания и Коронации Государя Императора Александра II Николаевича, совершенной 26 августа (8 сентября) 1856 года в День Сретения иконы Божией Матери " Владимирская " , Архиепископ Исидор возведен был в чин Митрополита. Первого (14) марта 1858 года Высокопреосвященный Исидор возглавил Киевскую Митрополию, а два года спустя, в День памяти безсеребряников Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (284) первого (14) июля 1860 года, переведен был в Царствующий град Санкт-Петербург. 21 августа (3 сентября) того же года владыка Высочайше назначен был главным попечителем Императорского Человеколюбивого общества. В 1885 году Человеколюбивое Общество торжественно праздновало двадцатипятилетние председательства в этом Обществе Высокопреосвященнейшего Исидора, Митрополита Санкт-Петербургского. Маститый юбиляр, много потрудившийся для Общества, удостоился следующего Высочайшего рескрипта: " Преосвященный Митрополит Исидор. Прошло 25 лет с тех пор, когда, по воле Незабвенного Моего Родителя, вы были призваны к делам общественной благотворительности, в звании главного попечителя Императорского Человеколюбивого Общества и председателя в совете оного.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

Мученик Картерий был пресвитером в Кесарии Каппадокийской. Жил в III веке, при гонителе Диоклетиане. Он ревностно проповедовал о Христе, за что правитель приказал привести его к себе на суд. Картерий хотел было скрыться, но Господь явился ему и сказал: «Поди, Картерий, Я буду с тобою. Тебе предстоит много пострадать за Меня, и многие, видя твои страдания, уверуют в Меня и спасутся». Святой с радостью пошел к правителю. Правитель требовал от него отрешения от Христа и за отказ приказал жестоко мучить. Во время страданий явился ангел Господень и укреплял мученика, так что он оставался невредимым. Многие, видя такое чудо, крестились. Наконец бросила святого в огонь, но он и здесь оставался цел и прославлял Бога. Тогда один из евреев пронзил его копьем. Из раны сначала потекла вода в таком изобилии, что погасила огонь, а затем кровь, и св. мученик скончался в 304 г. Мученики Феофил и Елладий пострадали в III веке, Феофил был диаконом, а Елладий мирянином. Они обличали идолопоклонников и проповедовали веру Христову в Ливийской стране. За это их жестоко мучили и, наконец, сожгли. Блаженный Исидор и с ним 72 мученика пострадали от ливонских немцев в 1472 г. Св. Исидор был священником в г. Дерпте, или Юрьеве, древнем городе Ливонии. Когда при Иоанне III Дерпт достался немцам-ливонцам, и они стали совращать русских в свою неправославную веру, то Исидор начал защищать православие и обличать немцев в насилии. Тогда дерптский старшина донес начальству, что Исидор с прихожанами порицает латинскую веру. В день Богоявления, когда Исидор вышел на реку Амовжу с крестом для освящения воды, его и всех бывших с ним схватили и заключили в темницу. «Не унывайте, – говорил Исидор своим пасомым: – если и умрем за истину, то Бог причтет нас к мученикам». Предчувствуя скорую кончину, Исидор причастился сам, причастил всех заключенных с ним в темнице. Скоро потребовали от узников, чтобы они переменили веру, и, когда те отказались, всех утопили в р. Амовже. Весной, когда река вскрылась, тела всех мучеников найдены были совершенно невредимыми и похоронены с честью. 9-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Исидор Пелусиот , 60, 454). Источник. ...Порок и без другого наказания сам есть наказание, а добродетель и без венцов – венец (прп. Исидор Пелусиот , 61, 104). Источник. ...Гораздо хуже и больше заслуживает наказания – хвалить погрешающих, нежели погрешать... Кто, погрешив, осуждает грех, тот возможет со временем исправиться, имея в осуждении греха весьма великую помощь к тому, чтобы раскаяться; а кто хвалит порок, тот лишает себя помощи покаяния... Поскольку соизволение есть приговор развращенного сердца и души неисцелимо больной, то похваляющий грех справедливо называется гораздо более беззаконным, нежели погрешающий; ибо один весьма скоро удалится от греха, а другой вовсе не удалится, хотя и превозможет тот или другой приговор (прп. Исидор Пелусиот , 61, 451). Источник. Лучше не даваться в плен пороку, а плененному – знать, что пленен, и скорее отрезвляться, как бы от некоего опьянения. Ибо кто пленен, а не думает о своем плене, тот неисцельно болен (прп. Исидор Пелусиот , 62, 148). Источник. Бегайте... порока; он силен на то, чтобы любителей своих приводить в неистовство и делать неразумными... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 149). Источник. Порок, когда неудержимо неистовствует и не допускает уцеломудрения, обыкновенно одним только наказанием может быть остановлен (прп. Исидор Пелусиот , 62, 312). Злоухищрение порока велико и многосложно, но ты преоборай его добродетелью (прп. Исидор Пелусиот , 62, 386). Тогда возненавидишь порок, когда рассудишь, что это – демонский блещущий над нами меч (прп. Нил Синайский , 72, 241). Источник. Кто не ожидает, что даст отчет в сделанном им, тот, конечно, будет держаться всякого порока (прп. Нил Синайский , 72, 363). Источник. Всякий порок оканчивается непозволенным наслаждением... (прп. Марк Подвижник , 69, 12). Источник. Причина всякого порока есть тщеславие и сласть (прп. Марк Подвижник , 69, 17). Источник. Должно возненавидеть сребролюбие, тщеславие и сласть, как матерей пороков и мачех добродетелей (прп. Марк Подвижник , 69, 17–18).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

При составлении «Испанского канонического свода» Исидор преследовал несколько целей. Он хотел предоставить клирикам удобный и единый сборник постановлений, который одновременно мог служить и учебником в церковных и монастырских школах. В то же время композиция свода построена таким образом, что включает испанские соборы в соборную традицию всей христианской церкви. Итак, какие же черты отличали Исидора-правоведа? Прежде всего Исидор не был юристом в узком смысле этого слова и не имел специального юридического образования. Он хорошо знал правовую традицию Рима, но, будучи епископом, смотрел на нее с точки зрения христианского мировоззрения, принимая лишь то, что он считал необходимым для церкви и королевства. Краеугольные юридические понятия он пытался объяснить, используя и античную, и христианскую культуру. Тем самым он сформулировал новые коннотации этих понятий и из сферы права перенес их в богословскую. В сфере практического законодательства Исидор отчасти следовал нормам римского права (в основном, императорским конституциям), например, при регулировании статуса вольноотпущенников церкви или по вопросам об установлении границ епархий. Но в то же время Исидор и его современники занимались решением тех специфических вопросов, которые не могли интересовать римских законодателей, например, регламентацией церковных обрядов. Наконец, есть еще один аспект, отличающий епископа Севильи от римских правоведов. Те (при всех своих талантах и при всем влиянии) стояли на службе у императорской власти. Исидор же – глава испанской церкви в последние годы своей жизни – проводил курс, начатый его братом Леандром, на симфонию церкви и королевской власти. Король следил за соблюдение мирянами соборных канонов, а в случае необходимости должен был защищать веру и церковь от еретиков. Верхушка епископата заботилась об укреплении авторитета правителя, а также участвовала в решении различных вопросов управления страной 66 . В этом отношении Церковь и король выступали на равных. Идеи Исидора оказали влияние не только на современное ему законодательство: к его наследию еще неоднократно будут возвращаться и участники следующих соборов, и составители свода королевских законов. Исидор был очень талантливым писателем и ярким правоведом (при всех своих особенностях). Кроме того, он был выдающимся просветителем, воспитавшим плеяду замечательных учеников, подхвативших и развивших его идеи; однако их правовое наследие – тема отдельного исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Исидор был ещё менее случайной фигурой в контексте униональных планов византийской элиты, чем Герасим. В 1434 г. он принял участие в Базельском соборе католической Церкви, где в качестве официального представителя византийского императора был представлен председателю собора кардиналу Юлиану Чезарини и провёл переговоры об условиях участия византийской делегации в предстоящем объединительном соборе 96 . К 1435 г. император уже добился для Исидора права выступать на соборе от лица патриарха Антиохийского. Теперь, назначая Исидора на кафедру всея Руси, Константинополь ещё более усиливал его переговорные позиции, гарантировал – как ему ошибочно казалось – вовлечение в унию русских земель и одновременно брал под свой контроль польско-литовскую политику в этой области. После краткого пребывания в Киеве Исидор прибыл в Москву в мае 1437 г. О встрече в Москве нежеланного митрополита великий князь писал: « его с и честь воздахомъ ему», несмотря на проявленное Константинополем неуважение к решению самого князя и Собора русских епископов " 97 . Уже в августе того же года Исидор отправился в Феррару для участия в соборе, созванном для объединения католической и православной Церквей. После осуществления унии 18 декабря 1439 г. Исидор был возведён папой Римским Евгением IV в сан кардинала Римской церкви с титулом анти-Марчеллино-э-Пьетро и назначен легатом для провинций Литвы, Ливонии 98 и всея Руси. Уже в этом новом качестве Исидор вместе со всей своей свитой вернулся в Москву в 1441 г. Здесь он отслужил литургию с поминовением папы и обнародовал документ о заключении унии. Великий князь Василий II, потрясённый случившейся с Исидором переменой, отказался принять его благословение; спустя три дня кардинал Исидор был арестован и заключён в Чудов монастырь, затем осуждён Собором русских епископов 99 , а впоследствии бежал из Москвы 100 . Вскоре после этого великий князь Василий II обратился с посланием к императору, в котором просил предоставить возможность избрать и поставить Русского митрополита в Москве. Это послание было отправлено, но не достигло Константинополя: оно было отозвано великим князем, так как по пути послы получили информацию о том, что в унию отпали не только Исидор, но и император с патриархом 101 (в момент отправки послания достоверных сведений на этот счёт в Москве не было), что лишало просьбу всякого смысла. Одновременное отпадение в унию императора Uoahha VIII Палеолога, патриарха Митрофана II 102 и митрополита всея Руси Исидора создало беспрецедентный церковно-правовой вакуум в Русской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010