Агафия, мученица Катанская. 5 февр. Меркурий, великомуч. Кесарийский в Капп. 24 ноября. Саторин, Руфин и проч., мучч. в Кесарии Вифинской. 10 марта. Мирон пресв., муч. Кизический. 17 авг. 249–251.       Пармений, Елима и Хрисотель, пресвитеры, Лука и Муко, диаконы, Олимпий и Максим, ученики еп. Полихрония, мучч. Кордувские. 30 июля. Коринфские мученики : Кодрат, Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и др. 10 марта. Адриан. 17 апр. Леонид, и с ним Хариесса, Ника и другие. 16 апр. Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий, Диодор, Серапион и Папий. 31 янв. Феодул, Саторнин и другие, десять мучч. Критских. 23 дек. Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина, мучч. Лампсакийские. 18 мая. Мучч. Ливийские : Диоскорид и Фемистоклей. 21 дек. Христофор. 9 мая. Конон градарь, муч. Памфилийский. 5 марта. Полиевкт воин, муч. в Мелитине Арм. 9 явв. Троадий юноша, муч. Неокесар. 2 марта. Мучч. Никейские: Трифон. 1 февр. Парамон, с 370. 29 ноября. Кодрат, муч. Никомидийский. 10 марта. Коронат, муч. Палестинский. 17 авг. Менигн, белильник, муч. Парийский. 22 ноября. Мучч. Пергские, в Памфлии ; Нестор и Тривимий. 1 марта. Папий, Диодор и Клавдиан. 3 февр. Нестор, еп. Сидский. 28 февр. Карп, еп. Фиатирский, Папила, Агафодор и Агафоник, мучч. Пергамские. 13 окт. Мучч. Римские: Фавий, папа. 5 авг. Авдон и Сеннис, Персиане. 30 июля. Аттик, Агапий, Евдоксий и другие, воины, мучч. Севастийские. 3 ноября. Никон преп., муч. Сицил. с 199 учен. 23 марта. Пионий, Асклипиад, Македоний и Лин пресвитеры и Сабина, мучч. Смирнские. 11 марта. Хиосские мученики: Исидор воИн.14 мая. Миропия. 2 дек. Анастасия Римляныня и Кирилл воин, мучч. от Прова. 29 окт. 252.             Мирон, еп. Критский и чудотворец. 8 авг. 257.                    Мучч. Римские: Стефан папа. 2 авг. 257.             Понтий. 5 авг. Евгения девица, Прот, Иакинф и Василла. 24 дек. 258.            Киприан, священномуч. карфагенский. 31 авг. 259.                    Мучч. Римские: Лаврентий архидиакон, Сикст папа, Филикиссим и Агапит, диаконы, и Ромин воИн.10 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Давида; в алтарной преграде были помещены часть плаща и пояс прор. Илии и богато украшенный щит Константина. В отдельной часовне находились стол, за к-рым сидел Авраам с явившимися ему 3 ангелами, а также крест, воздвигнутый Ноем после потопа; в нартексе была помещена мраморная колонна, с к-рой вышел из моря св. Исидор Хиосский (пам. 14 мая). Большинство реликвий утрачены после 1204 г. В XIII в. во время правления латинян эта церковь была одной из «дворцовых капелл» - Сен-Мишель-де-Буколеон; в эпоху Палеологов оставалась одной из немногих построек центрального комплекса Б. д., к-рая использовалась до тур. завоевания. В 1436 г. в храме был проведен Церковный Собор под председательством имп. Иоанна VIII Палеолога. Храм разрушен, вероятно, в 1490 г. Церковь Богородицы Фара (το Θρου - при Маяке). Названа по маяку, построенному в VI в. имп. Юстином II возле дворцовой гавани Вуколеон; входила в архитектурный комплекс дворца Вуколеон и в то же время находилась неподалеку от Хрисотриклина и жилых имп. покоев дворца Дафна; возможно, стояла между храмами прор. Илии и св. Димитрия Солунского. Построена, вероятно, имп. Константином V в сер. VIII в.; перестраивалась спустя столетие при имп. Михаиле III, и позднее в Византии считалось, что храм был основан именно им. Внешний облик известен по описаниям у Продолжателя Феофана и в 10-й гомилии Патриарха Фотия. Церковь была небольших размеров, крестово-купольного типа; имела атриум, огороженный стеной; была богато украшена мозаиками с изображением событий из евангельской истории (видимо, созданными в IX в.) и оконными витражами. Церковь имела большое значение в VIII-XI вв.: в 768 г. в ней состоялось обручение имп. Льва IV Хазарянина со св. Ириной, и впосл. здесь совершались имп. венчания. В 920 г. в храме был убит имп. Лев V Армянин. В трактате «О церемониях» церковь предназначена для повседневной литургии в присутствии императора и его семьи, а также для торжественных служб в 1-й день года, 1 мая, в день поминовения прор. Илии (в присутствии синклита), в Чистый четверг, в Великую субботу и Великий четверг.

http://pravenc.ru/text/149715.html

Зенон Сидонский, стоик, ученик Диодора Кроноса VII 38 Зенон Тарсийский, считается учеником Хрисиппа VII 35; ср. Ук. ист. Зенон Элейский IX 25–29; I 15, 18; II 109, 110; III 48; VII 35; VIII 56, 57; IX 30, 42, 72; ср. Ук. ист. Зоил из Перги, лицо неустановленное. См. Ук. ист. Зоил, дядя Пифагора VIII 2 Зопир Клазоменский, ритор IX 114 Зопир Колофонский, лицо неустановленное VI 100 Зороастр, древнеиранский жрец и пророк, создатель дуалистического вероучения с отчетливой этической программой, ставшего впоследствии официальной религией при Сасанидах I 2, 8 Идоменей Лампсакский (ок. 325–270), ученик Эпикура, известный политическим тщеславием и богатыми анекдотами сочинениями X 5, 22, 23, 25; ср. Ук. ист. Иероним Родосский (ок. 290–230), перипатетик, при Ликоне отделился от школы, углубленно занимался историей литературы, биографиями поэтов IV 41, 42; V 68; ср. Ук. ист. Ион Хиосский (ок. 490–422), многосторонний писатель, автор трагедий (в александрийском каноне следует за тремя великими трагиками), сочинения о пифагорейской триаде (огонь, земля, воздух), лирических и исторических произведений IV 31; ср. Ук. ист. Ирей, один из душеприказчиков Стратона V 63 Исидор Пергамский, ритор, вероятно, современник Цицерона. См. Ук. ист. Исмений, флейтист IV 22; VII 125 Исократ (436–338), знаменитый афинский учитель риторики, автор политических сочинений, ученик Георгия и Продика, сторонник Филиппа II, сам никогда не выступавший со своими речами II 15 64; III 3, 8; IV 2; V 35 Истр Александрийский, раб, ученик, а затем вольноотпущенник Каллимаха, автор историко- антикварных, историко-религиозных, грамматических сочинений. См. Ук. ист. Ифеген, отец Мелисса IX 24 Ификрат, афинский полководец IV в., почитавшийся Александром Великим II 30 Ихтий, ученик Евклида из Мегар II 112, 113 Каб, или Скабр, отец Акусилая I 41 Кадан, отец Менодора IV 31 Кадуид, брат Анахарсиса, скифский царь I 101 Каллесхр, внук Солона, родственник Платона и Крития, в 411 г. принадлежал к 400 правителям III 1 Каллиад, афинский архонт в 480/79 г. II 45

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Плач твой да соответствует грехам твоим. Если падение твое невелико, довольно с тебя слезы; если же велико, должен быть поток слезный (преподобный Иоанн Постник). Будем плакать по мере беззакония. И некоторое время жизни провести с истинным сокрушением во грехах не бесплодно. Ибо и малое время покаянных слез будет вписано золотыми буквами в Книгу Жизни и послужит к облегчению будущей участи нашей за гробом. Св. Мария Египетская целых семнадцать лет плакала, у св. апостола Петра глаза были всегда красными от слез. Смотри, чтобы покаяние не пришло тебе на мысль уже тогда, когда только одному отчаянию будет время и место (преподобный Исидор Пелусиот). Некий старец безмолвствовал наедине в келье своей. Он прожил в ней много лет, никогда не оставляя покаяния, и говаривал всегда: «Этот век дан Богом для покаяния. Если истратим его попусту, живя худо, то очень будем жалеть о нем, но не найдем его вторично». Исповедь для человека – это путь к Богу, это явление любви Божией человеку. Никто и ничто не может отнять у нас этой любви (старец Порфирий). Грех помрачает ум. В этой тьме находится сластолюбивый, завистливый, корыстолюбивый и эгоистичный человек, уверенный в том, что он может познать всю премудрость и изучить все языки, достичь глубокой старости. Однако из-за своего сластолюбия, сребролюбия и других страстей он не видит ни родства, ни дружбы, ни человека, ни Бога. Грех повреждает прекраснейшее благо, которое мы имеем – нашу волю. Он так сильно повреждает ее, что если грешник и испытывает иногда периоды просветления и видит свое жалкое состояние, то и тогда он не в силах удержать себя от грехов (старец Иоиль Каламский). Любой человек имеет предрасположение ко греху, но если замедлит в грехе и решится на еще большее зло, то он постарается заглушить свою совесть, чтобы разувериться в правильности заповедей Божиих, и так, погружаясь все больше в грехах, он придет к полному неверию, отойдет от Церкви и ее Таинств: покаяния и исповеди (старец Гавриил). Что делают те, у кого грязь на лице и руках? Они открывают кран, чтобы обильно текла вода до тех пор, пока они не станут чистыми. Будем и мы подражать им. Откроем не один, а два крана – наши глаза, чтобы из них потекли изобильные слезы покаяния, которые отмоют все яды суетного мира, загрязнившие нашу душу. Только слезы покаяния могут очистить душу (святой Анфим Хиосский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пятидесятницу и о слепорождённом. Иоанн Мавропод, митрополит Евхаитский (XI b.), один из образованнейших византийских иерархов, известен целым собранием гомилетических произведений. 274 Крупное значение в гомилетической литературе XII b. принадлежит: Феофану, архиепископу Россанскому (в Калабрии), Евстафию, архиепископу Фессалоникийскому, и – Михаилу Акоминату, митрополиту Афинскому. 275 Другой Афинский митрополит, Григорий Вуртзи, известен словами на Страстную Седмицу, одно из которых (на св. и Великий Четверг) издано. 276 В XIV b. проповедническими трудами ознаменовали себя – Макарий Хрисокефал, митрополит Филадельфийский, и Исидор, архиепископ Фессалоникийский. Первый составил четырнадцать слов на различные праздники, из которых издано лишь одно – на обретение Креста; 277 второму приписывается до 30 бесед на воскресные дни и 4 беседы на Богородичные праздники; последние содержат, между прочим, извлечения из апокрифических книг; фессалоникийский номофилакс Евгений в Синодике Фессалоникийской церкви очень хвалит Исидора за то, что он ежедневно просвещал свою паству посредством своих слов и писаний; но из его проповедей изданы лишь немногие. 278 Кроме того, Анатолию, архиепископу Фессалоникийскому, принадлежит несколько бесед. Григорий, диакон и референдарий, составил похвалу в честь св. Димитрия; епископ Лука написал 6 слов; Паисий, митрополит Родосский, считается автором 30 бесед на разные праздники; Фотий, диакон и скевофилакс церкви св. Апостолов в Константинополе, написал похвалу мученику Лукиллиану, есть и синодия его и слово в честь св. Луки; Симеон, архиепископ Хиосский, составил несколько бесед. Но произведения этих авторов хранятся пока в рукописях. В заключение укажем на Ираклийского митрополита Иоанна (XIV b.), о котором Никифор Григора свидетельствует как о весьма образованном и добродетельном иерархе. Он с юных лет образовывал ум свой всякими науками – духовными и светскими, отличался выдающимся красноречием и приобрёл всё необходимое для просвещённого учителя духовной паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Святой Терентий и другие с ним (смотри октября 28). 11. Святой Антипа, старец с длинною бородою, скончался в раскаленном медном воле. 12. Святые Дидим, с бородою, едва показавшеюся, и Протион, с короткою бородою, были усечены мечом. 13. Святые Максим, юный, Квинтилиан, старец, и Дада, с бородою, едва показавшеюся, были усечены мечом. 15. Святые апостолы от 70-ти: Аристарх, Пуд, и Трофим. 16. Святой Крискент, с бородою, едва показавшеюся, был сожжен огнем. 17. Святой Симеон, старец, был усечен мечом. 18. Святые Христофор и Феона, с бородами едва показавшимися, и Антоний, без бороды, были сожжены огнем. 21. Святой Ианнуарий, старец, был усечен мечом. 22. Святой Неарх, юный, без бороды, был сожжен огнем. 24. Святой Савва, молодой, с русою бородою, красивый. Священномученик Василий, с бородою, едва показавшеюся. 27. Священномученик Симеон, сродник Господень, маститый старец, ста двадцати лет, был распят на кресте. 1. Святой Вата, перс, старец с круглою бородою, был усечен мечом. 2. Святые Еспер, с бородою, едва показавшеюся, супруга его Зоя, и дети Кириак и Феодул скончались в разженной печи. 3. Святые Тимофей, молодой, с закрученною бородою, и супруга его Мавра, были усечены мечом. 7. Святой Акакий, юный, без бороды, был усечен мечом. 9. Пророк Исаия, старец, был распилен деревянною пилою. 10. Апостол Симон Зилот, старец, плешивый, с круглою бородою, был распят на кресте. 11. Священномученик Мокий, молодой, с малою бородою. 12. Святой Феодот, старец, с круглою бородою, был усечен мечом. 14. Святой Исидор Хиосский подобен святому Артемию. 18. Святые Вахтисий, старец, Исаакий, Симеон и другие с ними различны видом. 19. Святые Солохон, молодой, с круглою бородою, Павлин, Венедим, юные, с бородами едва показавшимися, были застрелены из лука. 20. Святые Дионисий и Петр, старцы, и другие с ними юные, с бородами едва показавшимися, были заметаны камнями, а святая Христина над ними была обезглавлена. 21. Святые Патрикий, старец, Акакий и Менандр, с бородами едва показавшимися, и Полиен, без бороды, усечены мечом. 22.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Служба М. Н. была составлена прп. Никифором Хиосским, возможно, в последние годы его жизни (в 1819-1821: Γεργιος (Λιαδς). 2001. Σ. 107). Однако на утрене помимо канона, принадлежащего перу прп. Никифора, в отдельных рукописях и изданиях приведен также канон «на чудеса святого», составленный прп. Афанасием Паросским (см., напр.: Ακολουθα. 1883. Σ. 12; ср.: Δουκκης. 1892. Σ. 172), что говорит о возникновении этого текста по крайней мере до 1813 г. (года кончины прп. Афанасия). В составе службы есть и др. тексты, принадлежащие прп. Афанасию. Оригинальная редакция службы была опубликована в 1930 г. (ΝΧΛ. Σ. 187-194), и в ней отсутствует канон, составленный Афанасием Паросским, а вместо канона Никифора Хиосского, помещенного в упомянутых выше изданиях, приведен иной (акростих с алфавитом в обратном порядке). Недавно была предпринята попытка объединить весь этот гимнографический материал в одной службе ( Χονδρπουλος. 1999. Σ. 177-211), где на утрене приводятся уже 3 канона (2 - прп. Никифора и 1 - прп. Афанасия). В честь М. Н. был также составлен акафист («Икосы по алфавиту»), нач.: Τν Ιερρχην το Χριστο νευφημσωμεν. В рукописной традиции (см., напр., ркп. Ath. Pantel. gr. 492 (5999)) и в изданиях акафист представлен как творение неизвестного песнописца ( Χονδρπουλος. 1999. Σ. 212-221). Автором этого гимна является иером. Исидор (Кириакопулос; 1819-1889), к-рому принадлежит также Житие колливада прп. Нифонта Хиосского ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005. Σ. 571-572). В икосе «K» содержится важное свидетельство о постриге М. Н. в великую схиму, осуществленном Парфением Скуртосом (к-рый назван здесь святым: Χονδρπουλος. 1999. Σ. 215). Имеется и молебный канон (параклис) М. Н., составленный совр. гимнографом Х. Бусьясом (акростих: «Макарие, добротолюбивыми нас покажи. Х[аралампиос] Б[усьяс]» (Μακριε, φιλοκλους μς νδειξον. Χ. Μ.)). В 2007 г. в Фессалонике была издана служба «преподобным и богоносным отцам-колливадам», составленная известным греч. гимнографом мон. Исидорой Агиерофеитиссой (т. е. из мон-ря св. Иерофея). Согласно этому изданию, Собор св. колливадов «совершается в субботу Светлой седмицы» ( Ισιδρα Αγιεροθετισσα. 2007. Σ. 3). Между тем составленное мон. Исидорой последование представляет собой полную бденную службу, что вызвало определенные споры в среде греч. церковных певцов. Однако очевидно, что служба может совершаться и в др. дни, по желанию настоятеля, что и происходит, как правило, в тех обителях, к-рые связаны с кем-либо из св. колливадов или где особо чтится их память. На утрене по 6-й песни помещен достаточно пространный синаксарь, в к-ром на 1-м месте находится описание жития и подвигов М. Н. (Ibid. Σ. 32).

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Подлинным творцом теоретической астрономии стал Энопид Хиосский (сер. V в.), который, по словам историка астрономии Евдема, был автором первого специального трактата по математической астрономии, то есть небесной кинематике. Он же вполне точно определил угол наклона эклиптики к небесному экватору (24°) и высчитал «большой год» в 59 лет. Его ученик, Гиппократ Хиосский, продолжил работу по математизации астрономии. Число же астрономов-наблюдателей было достаточно велико, но самыми известными в то время (430-е гг.) были Метон и Евктемон из Афин. Роль этих людей по отношению к теоретической астрономии IV-III вв. сравнима с ролью Тихо Браге по отношению к И. Кеплеру. В частности, они определили неравномерность движения Солнца по эклиптике, следовательно, непостоянство расстояния от Земли до Солнца. Метон высчитал большой лунный цикл: 19 солнечных лет почти точно равны 235 синодическим месяцам. Евктемон же впервые в греческой традиции разделил эклиптику на 12 знаков Зодиака и начал публиковать «парапегму», то есть звездный календарь разнообразных астрономических событий. Самым выдающимся достижением астрономии IV в. были следующие. Во-первых, это постановка проблемы «спасения явлений, представляемых планетами» пифагорейцем Евдоксом Книдским (но не Платоном, как ошибочно указывал Сосиген!), то есть задачи нахождения комбинации таких равномерных правильных движений планет, которые объясняли бы данные явления, например попятное движение планет. Во-вторых, решение этой задачи тем же Евдоксом, Калиппом (перв. пол. IV в.) и Аристотелем в виде геоцентрической модели мира, известной под названием «теории гомоцентрических сфер» 665 . Помимо геоцентрической системы мира античная наука предложила альтернативную, которая находилась в стороне от главного русла астрономических теорий древности, но была осознана как истинная 2000 лет спустя. Прежде всего, пифагорейцы перв. пол. IV в. Гикет и Экфант из Сиракуз предположили, что суточное движение звезд можно объяснить вращением Земли вокруг своей оси 666 , и этого предположения держались Платон и его ученик Гераклид Понтийский (р.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

567 Величина Луны меньше величины Солнца. Исидор считает, что видимый диаметр Солнца больше лунного, очевидно, потому, что при солнечном затмении из-за диска Луны видна солнечная корона. Видимые угловые диаметры светил изменяются в следующих пределах: Солнца – З1 " 27» –32 " З1», Луны – 29 " 24, –33 " 40«. Зная расстояние до Луны и ее видимый диаметр, Аристарх сумел вполне удовлетворительно вычислить ее размеры (см. примечание к гл. 57). Настоящий диаметр Луны – 3476 км. 568 Философы говорят, что огонь Солнца питается водою. Первым из упомянутых философов был Фалес Милетский, который полагал, что Солнце питается водными испарениями (Thai., frg. A 11, 12а Лебедев). Совмещение несовместимых элементов объясняется тем, что Солнце испаряет, как бы притягивает к себе воду, и, кроме того, роса бывает по утрам, значит, считали древние, ее источает Солнце. Поэтому оно будто бы влажное. Но уже Аристотель, как известно, считает такую позицию «достойной осмеяния» (Arist., Meteor., II, 2: 355а). Среди четырех «элементов» античной натурфилософии – огня, воздуха, воды и земли – огонь и вода считались противоположными. См. также «О природе вещей» нашего автора, гл. 15. 569 Солнце движется... Сегодня мы видимый годовой путь Солнца по звездной сфере называем эклиптикой. О том, что эклиптика наклонена к плоскости небесного экватора, знали еще в глубокой древности, например, Гесиод, но угол наклона вычислил Энопид Хиосский, причем вполне точно: 24°, что лишь немного отличается от известных сегодня 23°27» Сейчас мы понимаем, что плоскость эклиптики – это плоскость, в которой (с небольшими отклонениями) вращаются планеты нашей Солнечной системы, а угол ее наклона к плоскости небесного экватора объясняется углом наклона земной оси к плоскости эклиптики. Заметим, что Исидор знает о движении Солнца относительно сферы звезд, а также о том, что это движение производит смену времен года. Понять причину зимы и лета он не может, лишь констатирует, что зима – это когда Солнце на юге, а лето – когда на севере.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

3 . Западные источники. До настоящего времени наиболее содержательным из западных источников является дневник осады, который вел Николо Барбаро. Этот венецианец из хорошей семьи, изучавший медицину, прибыл в Константинополь в качестве судового врача на одной из крупных венецианских галер незадолго до начала осады. Он общался с венецианскими военачальниками и был наблюдательным и неглупым человеком. Свой дневник он вел ежедневно. Какое-то время спустя Барбаро вернулся к старому тексту и добавил несколько ссылок на другие места дневника, а также, видимо, изменил дату лунного затмения, которая у него разнится с действительной на два дня. Как истый венецианец, он не любил генуэзцев и с удовольствием писал обо всем, что могло их дискредитировать. В то же время он менее враждебен к грекам, чем большинство других представителей западных стран. Именно благодаря ему нам известна хронологическая последовательность событий 333 . Следующими по важности являются записки архиепископа Митиленского Леонарда Хиосского, написанные им на Хиосе примерно через шесть недель после падения города. События были еще очень свежи в его памяти, и он излагает их живо и убедительно; однако не следует забывать при этом упомянутую ненависть его к грекам вообще. Даже императора он считает чересчур беспечным и намекает также на то, что кардинал Исидор, старший над ним в церковной иерархии, был слишком слаб. В то же время Леонард не лишен критицизма и по отношению к своим соотечественникам генуэзцам и склонен обвинять Джустиниани в том, что тот дезертировал со своего поста. Это был человек резкий, самоуверенный, но хороший рассказчик 334 . Письма кардинала Исидора к папе и ко всем благочестивым христианам кратки и не много добавляют к известным нам фактам, однако написаны они со знанием обстоятельств 335 . Отчет о событиях, сделанный Анджело Джованни Ломеллино, подесты Перы, написан был через несколько дней после падения города и предназначался генуэзскому правительству. Он ценен не только описанием событии и судьбы самой генуэзской колонии, но также и тем, что автор излагает свои взгляды на то, что произошли с Константинополем. Он утверждает, что очень многие генуэзцы Перы пошли сражаться на стены города, зная, что, если падет Константинополь, не выживет и Пера 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010