Святой был предан на муки. Во время истязаний он славил Христа Бога и хулил языческих идолов. Военачальник велел отрезать святому язык, но и после этого святой продолжал внятно прославлять Христа. 27 мая. ПРАВМИР. Церковь чтит память мученика Исидора Хиосского. Святой мученик Исидор жил в III веке на острове Хиосе, родом был из Александрии. В первый год правления императора Декия (249 — 251) был издан указ переписать всех способных служить в войсках Римской империи. Святого Исидора, рослого, с крепким телосложением, приняли в полк военачальника Нумерия. Святой Исидор был христианин, вел трезвую и воздержную жизнь, был целомудрен, избегая всех языческих обычаев. Другой императорский указ повелевал, чтобы все воины поклонялись римским языческим богам и приносили им жертвы. Не подчинившиеся указу должны были предаваться на мучения и смерть. Сотник донес военачальнику Нумерию, что Исидор христианин. На допросе перед Нумерием святой Исидор бестрепетно исповедал свою веру во Христа Спасителя и отказался принести жертву идолам. Нумерий убеждал святого не подвергать себя мучениям и повиноваться воле императора, но святой Исидор отвечал, что повинуется лишь воле вечного Бога, Христа-Спасителя, и никогда не отречется от Него. Святой был предан на муки. Во время истязаний он славил Христа Бога и хулил языческих идолов. Военачальник велел отрезать святому язык, но и после этого святой продолжал внятно прославлять Христа. Нумерий в ужасе упал на землю и сам потерял дар речи. Поднявшись с помощью воинов, он знаками потребовал себе дощечку и на ней написал приказ — отсечь голову святому Исидору. Кончина мученика произошла в 251 году. После казни тело его было брошено без погребения, но друг святого, тайный христианин Аммоний, взял его тело и предал земле. В начале XII века русский паломник игумен Даниил видел мощи святого мученика Исидора на острове Хиосе. Позднее мощи его были перенесены в Константинополь и положены в храме святой Ирины. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. |
Исидор, митрополит Смоленский и Дорогобужский (Тупикин Роман Владимирович) Дата рождения: 27 мая 1974 г. Дата хиротонии: 17 марта 2013 г. Дата пострига: 31 марта 2006 г. День ангела: 27 мая Страна: Россия Биография: Родился 27 мая 1974 г. в Красноярске. В 1992-1995 гг. учился в Красноярском государственном техническом университете. В 1995-1999 гг. учился в Московской духовной семинарии . В 1999-2003 гг. учился в Московской духовной академии. За годы учебы в Московских духовных школах нес послушания редактора сайта Московской духовной академии, заместителя редактора сайта Учебного комитета при Священном Синоде. В 1999-2007 гг. нес послушание референта Синодальной богословской комиссии . В июне-октябре 2003 г. — помощник проректора по воспитательной работе Московской духовной академии. С октября 2003 г. по август 2007 г. — помощник проректора по научно-богословской работе Московской духовной академии. 31 марта 2006 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Исидор в честь святого мученика Исидора Хиосского. 16 апреля 2006 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных школ архиепископом Верейским Евгением рукоположен во иеродиакона, 19 декабря того же года — во иеромонаха. Определением Священного Синода от 21 августа 2007 г. ( журнал 77 ) назначен ректором Ярославской духовной семинарии. 19 апреля 2009 г. возведен в сан игумена. Определением Священного Синода от 27 июля 2009 г. ( журнал 75 ) освобожден от должности ректора Ярославской духовной семинарии и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси. 1 августа 2009 г. назначен на должность специалиста Управления делами Московской Патриархии по работе с епархиями и монастырями. Указом Патриарха Московского и всея Руси от 7 июля 2010 г. назначен ответственным секретарем Управления делами Московской Патриархии (освобожден в связи с назначением в июле 2012 г. наместником Высоко-Петровского монастыря) . В марте-июле 2012 г. — настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в Лефортове г. Москвы. |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСИДОР (Тупикин Роман Владимирович, род. 27 мая 1974 г., г. Красноярск), еп. Смоленский и Вяземский. В 1992-1995 гг. учился в Красноярском государственном техническом ун-те. В 1995-1999 гг. учился в Московской ДС. В 1999-2003 гг. учился в Московской ДА. Во время учебы в Московских духовных школах исполнял послушания редактора сайта Московской ДА и заместителя редактора сайта Учебного комитета при Свящ. Синоде. В 1999-2007 гг. нес послушание референта Синодальной богословской комиссии. В июне-окт. 2003 г. был помощником проректора по воспитательной работе Московской ДА. С окт. 2003 г. по авг. 2007 г. служил помощником проректора по научно-богословской работе Московской ДА. 31 марта 2006 г. в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Исидор в честь святого мученика Исидора Хиосского. 16 апр. 2006 г. в Покровском академическом храме ректором Московских духовных школ архиеп. Верейским Евгением (Решетниковым) рукоположен во диакона, 19 дек. того же года — во иерея. Определением Свящ. Синода от 21 августа 2007 г. назначен ректором Ярославской ДС. 19 апр. 2009 г. возведен в сан игумена. Определением Свящ. Синода от 27 июля 2009 г. освобожден от должности ректора Ярославской ДС и направлен в распоряжение Патриарха Московского и всея Руси. 1 авг. 2009 г. назначен на должность специалиста Управления делами Московской Патриархии по работе с епархиями и монастырями. Указом Патриарха Московского Кирилла (Гундяева) от 7 июля 2010 г. назначен ответственным секретарем Управления делами Московской Патриархии (освобожден в связи с назначением в июле 2012 г. наместником Высоко-Петровского монастыря). В марте-июле 2012 г служил настоятелем храма святых апостолов Петра и Павла в Лефортове г. Москвы. 26 июля 2012 г решением Свящ. Синода назначен на должность наместника Высоко-Петровского ставропигиального монастыря г. Москвы. Решением Свящ. Синода от 26 дек. 2012 г. назначен заместителем председателя Синодального отдела по делам молодежи. |
0 p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том XXVII — Магазин 1 шт 1000.00 p уб. 2 шт 2000.00 p уб. 3 шт 3000.00 p уб. 27-й том «Православной Энциклопедии» открывает статья, посвященная прп. Исааку Сирину (Сполетинскому), подвижнику сирийского происхождения, который подвизался в VI в. на территории современной итальянской провинции Умбрия. Среди вызывающих особый интерес материалов тома следует отметить статью об Исааке Собаке — известном древнерусском книжнике 1-й половины XVI в., трудившемся в Москве. Крупная статья тома рассказывает о знаменитом Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Из нее можно узнать как об истории строительства и последующей судьбе этого грандиозного храма, так и об особенностях его уникального внешнего и внутреннего убранства. В 27-м томе читатель может ознакомиться с материалами, посвященными замечательным представителям плеяды Оптинских старцев — прп. Исаакии (Антимонове; 1810-1894) и преподобномученике Исаакии (Бобракове; 1865-1938), одном из последних оптинских подвижников, пополнившем сонм Новомучеников и исповедников Российских ХХ века. . Тему истории Православия на Украине затрагивает статья, рассказывающая об Исаакии (Борисковиче; +1643), епископе Луцком и Острожском, одном из тех иерархов 1-й половины XVII в., которые возрождали православную Киевскую митрополию после Брестской унии. Ряд важных материалов тома посвящены ветхозаветным книгам и персонажам. В частности, в 27-м томе можно найти статью об Исаве – старшем сыне праотца Исаака от Ревекки, брате Иакова, родоначальнике народа идумеев. Здесь же присутствует статья, посвященная знаменитому ветхозаветному пророку VIII в. до Р.Х. — Исаии, которого позднее за его пророчества о грядущем Мессии — Иисусе Христе нередко назвали «ветхозаветным евангелистом». Еще более обширен комплекс статей, посвященных христианским святым и церковным деятелям, носившим имя Исидор. Среди них, прежде всего, следует отметить древнего святого Исидора, мученика Хиосского (+250 или 251 г.). Жизненный путь преп. Исидора Пелусиота, знаменитого экзегета и богослова IV-V в., и его труды нашли отражение в большой статье. Одна из статей рассказывает о блаженном Исидоре Твердислове, юродивом Ростовском, чей подвиг пришелся на 2-ю половину XV в. Специальный очерк рассказывает о священномученике Исидоре и 72 других мучениках Юрьевских, пострадавших за исповедание Православия от латинян в ливонском Дерпте (иначе – Юрьев, ныне Тарту) в XV в. |
Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. Лит.: Ап.- Деян.10:1-16 Ев.- Ин.6:56-69 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь небесных чинов Бесплотных, глас 4 Небесных воинств Архистратизи,/молим вас присно мы недостойнии,/да вашими молитвами оградите нас/кровом крил невещественныя вашея славы,/сохраняюще нас, припадающих прилежно и вопиющих:/от бед избавите нас,//яко чиноначальницы вышних Сил. Кондак небесным чинам Бесплотным, глас 2 Архистратизи Божии,/служителие Божественныя славы,/Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/полезное нам просите, и велию милость,//яко Безплотных Архистратизи. мученику Исидору Хиосскому Тропарь мученику Исидору Хиосскому, глас 4 Мученик Твой, Господи, Исидор/во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего,/имеяй бо крепость Твою/мучителей низложи,/сокруши и демонов немощныя дерзости./Того молитвами//спаси души наша. Кондак мученику Исидору Хиосскому, глас 4 Управитель превеликий вселенней ты явился еси, святе,/твоими к Богу молитвами,/темже воспеваем тя днесь,/мучениче Богомудре,//Исидоре преславне. блаженному Исидору Твердислову, Христа ради юродивому Тропарь блаженному Исидору Твердислову, Христа ради юродивому, глас 4 Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/целомудрием многим и терпением/во временней жизни течение добре скончал еси./Тем и по смерти яви тя светлость жития твоего:/источаеши бо исцелений благодать/иже с верою притекающим ко святому твоему гробу,/Исидоре блаженне,/моли Христа Бога,//да спасет души наша. Ин тропарь блаженному Исидору Твердислову, Христа ради юродивому, глас 1 Божественною свыше просветився благодатию, Богомудре,/многим терпением во временней жизни течение совершил еси,/темже и по успении источаеши чудеса/иже с верою приходящим к раце мощей твоих, Исидоре всеблаженне./Слава Давшему ти крепость,/слава Прославльшему тя в чудесех,//слава Действующему тобою всем исцеления. Ин тропарь блаженному Исидору Твердислову, Христа ради юродивому, глас 4 |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР Мч. Исидор Хиосский. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мч. Исидор Хиосский. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. [греч. Ισδωρος] († 250 или 251), мч. Хиосский (пам. 14 мая). Сохранилось 2 версии Мученичества И. По мнению исследователей, 1-я написана на Хиосе в 1-й пол. V в. (BHG, N 960), 2-я, содержащая сведения о перенесении части мощей И. в К-поль между 457 и 460 гг.,- в столице Византийской империи (BHG, N 961). К-польская версия имеет 2 более поздние переработки - BHG, N 961b и 961c (сокращенная). В XIV в. Николай Пепагомен написал 2 Похвальных слова в честь И. (BHG, N 961e, 961f). Был сделан перевод Мученичества И. на лат. язык (BHL, N 4478); краткое Житие составлено Петром Наталисом (BHL, N 4479); еще одна редакция была создана в связи с написанием Похвальных слов на перенесение мощей И. в Венецию (BHL, N 4480-4481). Существует копт. Мученичество Исидора, содержание к-рого не имеет ничего общего с греч. Мученичеством, кроме дня памяти и указания на то, что его мощи находятся на Хиосе (см. в ст. Исидор, мч. Антиохийский ). В 1-й год правления Деция (249-251) по указу императора во всех провинциях Римской империи был проведен рекрутский набор. И., тайный христианин, родом из Александрии, был завербован на флотскую службу. Он стал опционом (младший офицерский чин, помощник центуриона) и ведал раздачей солдатских пайков. Во время пребывания на о-ве Хиос И. как христианин был схвачен по доносу центуриона Юлия и приведен к военачальнику Нумерию (Нумериану). И. смело исповедал христ. веру. Военачальник велел воинам бичевать святого, а затем отрезать ему язык. Однако и без языка И. продолжал говорить отчетливо, прославляя Христа, а Нумерий упал на землю и онемел. Когда его подняли, он отдал письменное повеление обезглавить И. Согласно к-польской редакции, И. был подвергнут перед казнью др. мучениям. Относительно погребения И. в источниках имеются разные версии. Согласно Мученичеству И., тело святого, оставленное на съедение зверям, похоронил один из друзей И., тайный христианин Аммоний, принявший впосл. мученическую кончину в Кизике. Спустя некоторое время из Эфеса пришла Миропия (впосл. мученица; пам. 2 дек.) и положила на почетном месте мощи, умастив их дорогими мазями и обвив плащаницей. Однако в Житии Миропии говорится, что после казни она похитила тело И., пока стражники спали, и погребла его (SynCP. Col. 271-274). По свидетельству Григория Турского (573-593/4), мощи И. были брошены в колодец, вода из к-рого после этого исцеляла больных и бесноватых. Иногда над колодцем видели свет, похожий на пламя свечи ( Greg. Turon. Glor. martyr. 102). Эти сведения повторены в Мартирологе Адона Вьеннского. |
В одной из ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 215), И. назначается отпустительный тропарь Ο μρτυς σου Κριε ( ). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. отмечается возможность совершать в честь И. службу с пением на утрене как « Аллилуия », так и « Бог Господь » и с тропарем; указан кондак И. Κυβερντης μγιστος ( ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. тропарь И. отсутствует, но содержится кондак И. 4-го гласа В исправленном издании Типикона 1682 г. И. назначаются отпустительный тропарь и кондак Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа (Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 73-74); кондак 4-го гласа Κυβερντης μγιστος ( в совр. греч. Минее отсутствует, однако содержится в греч. Минее, изданной в Риме в 1900); канон авторства Феофана с акростихом Τν κλεινν Ισδωρον μν προφρνως (Славного Исидора воспою радостно; в слав. Минее имя автора и акростих не указаны) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας ( ), нач.: Τας σας κεσαις ( ); цикл стихир-подобнов; седален. Е. Е. Макаров Иконография Традиц. образ И.- молодой человек (средовек) с короткой округлой бородой и с короткими же, слегка вьющимися темными волосами, не закрывающими ушей. Несмотря на то что, согласно Житию, И. был воином, в доспехах он не изображался. Предпочтительным для его образа вплоть до позднего времени являлось патрицианское одеяние, тип к-рого отражает и воинскую принадлежность святого, и его чин мученика (красный цвет): недлинный, доходящий до колен или до середины щиколотки хитон с орнаментированными оплечьем и подолом, плащ, оставляющий обычно открытым одно плечо. В. Д. Фартусов отмечает, что И. «замучен был еще новобранцем... так что можно его писать и без воинских одежд, но лучше в простой одежде римского воина» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 279). Греч. иконописный подлинник Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые мученики» сообщает об облике И. следующее: «Исидор Хиосский, с бородой едва показавшейся, подобен Артемию (вмч. Артемию Антиохийскому.- Авт.)» (Ерминия ДФ. С. 166. § 10. 80). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие И. Флору, мч. Иллирийскому, а в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова дважды подчеркнуто его воинское достоинство: «…чином воин, подобием аки Флор, рус, власы с ушей кратки, брада невелика, ризы воинские, верх лазорева, испод зеленая, подпоясан платом, ногавицы красные, в руке крест» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 344; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 98). |
Мч. Исидор Хиосский. Роспись ниши алтаря ц. Благовещения (Прототрони) на о-ве Наксос. VI–VII вв. Мч. Исидор Хиосский. Роспись ниши алтаря ц. Благовещения (Прототрони) на о-ве Наксос. VI–VII вв. Одно из ранних изображений святого с сохранившейся надписью над нимбом («ICI D POC») представлено на откосе левой ниши в алтаре ц. Благовещения (Прототрони) близ Халки на о-ве Наксос, Греция. Оно относится к 1-му слою росписей храма, датируемых VI-VII вв. Можно предположить, что изображение здесь И., не по чину представленного в алтаре, связано с особым почитанием на греч. островах святого, претерпевшего мученическую кончину на о-ве Хиос. Изображение на фреске достаточно условно: строго фронтальная постановка, широко раскрытые глаза, застывший взгляд, мощная линейная обводка черт, моделировку личного цветом заменяет штриховка красно-коричневой охрой на щеках, в области перегородки носа и у внешних уголков глаз, завитки волос в виде кружков. Хорошо сохранившийся лик святого, очевидно, представляет более раннюю иконографическую традицию, лишь частично соответствующую позднему описанию облика И. в Ерминии. Он изображен с кудрявыми короткими волосами ярко-каштанового цвета, без бороды, с небольшими усами; облачен в хитон и плащ, застегнутый на левом плече, в левой руке держит крест. В доказательство почитания И. на о-ве Наксос можно привести также фреску с фрагментом его изображения в ц. ап. Иоанна Богослова близ Халки (2-я пол. XIII в.) на юж. грани сев.-зап. пристенного пилона. Позже, очевидно после иконоборчества, сложился иной иконографический тип И.- с темными взлохмаченными волосами и короткой черной бородой. Так он представлен в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.); в ц. свт. Иоанна Златоуста в Керами на о-ве Наксос (2-я пол. XIII в.). В средневизант. время наибольшее распространение получили образы И. с короткой округлой бородой, как, напр., в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318); в ц. Богородицы Одигитрии (Афендико) в Мистре (1366). В поствизант. живописи И. изображался среди мучеников и воинов: в соборе мон-ря Варлаама в Метеорах (1548) - средовек с темными волнистыми волосами, образующими завитки за ушами; в соборе мон-ря Преображения в Метеорах (1552). Сцена усекновения главы И. представлена в росписи кафоликона мон-ря Дионисиат на Афоне (1546-1547, мастер Зорзис (Дзордзис Фукас)). |
Еще более обширен комплекс статей, посвященных христианским святым и церковным деятелям, носившим имя Исидор. Среди них, прежде всего, следует отметить древнего святого Исидора, мученика Хиосского (†250 или 251 год). Жизненный путь прп. Исидора Пелусиота, знаменитого экзегета и богослова IV-V века, и его труды нашли отражение в большой статье, также вошедшей в состав XXVII тома энциклопедии. Одна из статей рассказывает о блаженном Исидоре Твердислове, юродивом Ростовском, чей подвиг пришелся на вторую половину XV века. Специальный очерк рассказывает о священномученике Исидоре и 72-х других мучениках Юрьевских, пострадавших за исповедание Православия от латинян в ливонском Дерпте (иначе — Юрьев, ныне Тарту) в XV веке. Тему непростых отношений между католиками и православными в XV веке продолжает обширный материал, рассказывающей о такой противоречивой фигуре, как Исидор, митрополит Киевский и всея Руси, кардинал (ум. 1463). Именно этот русский митрополит греко-болгарского происхождения стал одним из творцов Флорентийской унии, за что был осужден и извержен из сана на Соборе в Москве в 1441 году. Новый том энциклопедии содержит крупный материал, посвященный Исидору (Никольскому; 1799-1892), митрополиту Новгородскому, Санкт-Петербургскому и Финляндскому, видному церковному деятелю синодальной эпохи. Рядом размещены и статьи, рассказывающие об иерархах XX-XXI вв. — Исидоре (Богоявленском), епископе Таллинском и Эстонском (1879-1949), и Исидоре (Кириченко), митрополите Екатеринодарском и Кубанском (род. в 1941 году). Читатель XXVII тома также ознакомится с жизнеописаниями Патриархов Константинопольских Исидора I Вухира (ок. 1300-1350) и Исидора II Ксанфопула (сер. XV века), а также прочесть очерк, рассказывающий о жизни и трудах Исидора из Милета, знаменитого византийского зодчего VI века, построившего храм св. Софии в Константинополе. Обширный материал в новом томе посвящен епископу Исидору Севильскому — выдающемуся латинскому церковному писателю, богослову, энциклопедисту, святому Католической Церкви (кон. VI-VII вв.) |
М. род. в Эфесе в христ. семье. Она приняла св. Крещение, уже когда отец ее скончался, и, еще будучи отроковицей, с особым усердием посещала гробницу мц. Ермионии , дочери ап. Филиппа . М. извлекала из гробницы миро и раздавала его всем желающим, за что ее стали называть Миропией, т. е. имя святой на самом деле, видимо, является ее прозвищем. Когда имп. Деций (249-251) начал гонения на христиан, мать М. взяла дочь и бежала на Хиос, где у нее было родовое поместье. Там они тайно молились. Однажды на Хиос прибыл архонт Нумериан. По его повелению был схвачен за исповедание Христовой веры воин мч. Исидор , «муж чудный и благоговейный». Т. к. он отказался отречься от Христа и поклониться идолам, то Нумериан подверг его пыткам и осудил на казнь через усечение мечом. Затем тело святого было брошено в ущелье на съедение зверям и птицам. В некотором отдалении была поставлена стража с тем, чтобы христиане не украли тело Исидора. Ночью М., когда воины уснули, вместе со служанками унесла мощи Исидора, помазала их миром и погребла на почетном месте. Архонт велел заковать стражников в цепи и послать их на поиски тела, а если оно не найдется, то отрубить им головы. Стражники отправились искать похищенные мощи мч. Исидора по всему острову. Не желая быть виновной в смерти стражников, М. открыто объявила о соделанном. Стражники привели ее на суд к архонту. За дерзкие ответы тот велел провести ее по городу, избивая дубинами. Еле живую М. бросили в темницу. В полночь, когда мученица молилась, свет осиял всю камеру и пред нею предстали сонм ангелов и мч. Исидор, который призвал святую следовать за ними. Услышав эти слова, М. с радостью предала свою душу Господу. Помещение наполнилось неизреченным благоуханием, от которого стражи темницы пришли в ужас и изумление. Один из них рассказал обо всем священнику и принял св. Крещение, а впосл. сам удостоился мученического венца. Тело М. было с честью погребено христианами. В «Новом Лимонарии» помещены служба М. мон. Никифора Хиосского с синаксарным Житием (ΝΛ. 1819. Σ. 22-24), в котором пересказывается Житие из стишного Синаксаря с той разницей, что Нумериан назван Нумерием, и указано, что М. была погребена рядом с мч. Исидором. Как очевидец, автор нового синаксарного Жития добавляет, что эти 2 гробницы сохранились до его времени. |
| |