Не греши постоянно в ожидании получить прощение, но ищи безопасности в том, чтобы не грешить. Многие, в ожидании прощения сделав много дурного, обманулись в надежде, и себя не исправив, и прощения не получив (прп. Исидор Пелусиот , 60, 383). Источник. ...Погрязшие во грехах... даже и не живут, по причине производимых грехами печалей, страхов, опасностей и тьмочисленного роя страстей. Ожидается ли смерть: они от страха умирают прежде смерти. Приходит ли болезнь, или обида, или нищета, или другая какая неожиданность: они, не испытав еще этого, гибнут (прп. Исидор Пелусиот , 60, 421). Источник. Два главных рода греха: грех замышляемый и грех, приводимый в действие и совершаемый самим делом, преследуем был и древле законами, а замышляемый воспрещен Евангелием, которое не дело по совершении наказывает, но заботится о том, чтобы злое даже и не начиналось. Ибо тогда дан был закон руке, а ныне дается душе (прп. Исидор Пелусиот , 61, 33). Источник. ...Грех, хотя будет один и тот же, делается более тяжким, измеряемый, не по естеству, но по достоинству согрешившего (прп. Исидор Пелусиот , 61, 89). Источник. ...Вольная смерть Великого Архиерея, в ничто обращенная Воскресением, уничтожит невольные прегрешения и всех верующих в Него возвратит в Вышний Иерусалим (прп. Исидор Пелусиот , 61, 163). Источник. ...Истязанию подвергается не столько самое дело, сколько решимость, с какой оно делается, а Судия вникает и в самые помышления (прп. Исидор Пелусиот , 61, 192–193). Источник. Грех гораздо тягостнее смерти, почему и Павел, более всех искусный в различении подобных вещей, грех назвал царем, а смерть – оброком, как бы подчиняя первому последнюю. Царем же назвал не по достоинству (ибо нет ничего гнуснее греха), но по великой покорности плененных им. Ибо если оброцы греха, смерть ( Рим. 6, 23 ), то да не царствует в нас грех (ср.: Рим. 6, 12 ), который для имеющих ум тягостнее смерти. Если бы предлежал мне выбор, и было возможно, то избрал бы я лучше умереть не согрешив, нежели согрешив, не умереть; так... последнее ужаснее первого. Ибо смерть истребится воскресением; почему согрешающий... ничего не приобретает не умирая, если и по воскресении потерпит наказание. Да и другим сильным примером приводит сие Апостол в ясность, сказав: жало же смерти, грех ( 1Кор. 15, 56 ). Посему, как никто не побоится змеи или скорпиона, у которых нет зубов или жала, чтобы впустить ими яд, так небоязненно должно было бы принимать смерть, если бы введена была не грехом. Если бы смерть постигла за добродетель, то была бы даже приятна Свидетелями приими мучеников, возлюбивших смерть как начаток бессмертия (прп. Исидор Пелусиот , 61, 437–438).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Исидор Пелусиот , 62, 228). Не словами... надлежит очаровывать слушателей, но деятельностью руководить зрителей (прп. Исидор Пелусиот , 62, 278). ...Всякое слово, когда не исполнено на деле, не только кажется напрасным и пустым, но обращается в укоризну, особливо если произнесено проповедником. Чем с большею готовностью стараются воспользоваться им, тем более все не доверяют ему, даже почитают его поводом к смеху. Посему должно наипаче сперва делать, а потом говорить; если же не угодно делать, то и не говорить (прп. Исидор Пелусиот , 62, 311). У премудрости божественной речь идет наравне с землею, а мысль небошественна; у мудрости же внешней образ выражения блестящий, а дело пресмыкается по земле... Красноречие может быть орудием премирной мудрости, если будет ей служить, как тело душе или как лира играющему на лире, не внося от себя ничего нового, но истолковывая ее небошественные мысли. Если же извращает оно порядок и, когда должно быть в рабстве, почтет для себя возможным управлять, лучше же сказать, самовластвовать, то по справедливости будет осуждено на изгнание (прп. Исидор Пелусиот . 62, 320–321). Если сказать больше необходимого – не дело мужа, то написать больше необходимого – будет делом женским. Поэтому, говорим ли, пишем ли, будем уважать соразмерность (прп. Исидор Пелусиот , 62, 366). ...Если жизнь препобеждает слово, и сердце – язык, то должно образовать сперва сердце, а потом язык (прп. Исидор Пелусиот , 62, 412). ...Кто при своем незнании берется учить, тот, будучи одержим крайним невежеством, не способен будет и учиться, потому что в нем не даст сему места мысль о своем знании (прп. Исидор Пелусиот , 62, 425). ...Ни малой не сделает пользы, кто обращает речь к ушам омертвевшим (прп. Нил Синайский , 72, 294). Источник. Слово духовное хранит душу не тщеславною; ибо, исполняя все части ее ощущением богатства света духовного, делает то, что душа никакой не имеет потребности в чести людской. Почему оно и ум соблюдает всегда немечтательным, изменяя (погружая) его весь в любовь Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

14 . Св. муч. иже во острове Хиосе. Родом из Александрии, он служил в звании опциона (воинский чин, соответствующий нынешнему унтер-офицерскому) на острове Хиосе, в царствование Декия. Когда вышло царское повеление, чтобы все приносили жертвы идолам, Исидор, «ревностью разжигаем», не стал исполнять воли царя, исповедал себя христианином, и его предали мукам. Сначала начали бить его воловьими ремнями, но мученик, «ранами стружемь», громогласно исповедовал Христа. Потом св. мученика лишили языка, ни он и без языка, «яко воин непобедимый», не переставал славить Бога, посрамляя, таким образом, «мучительскую гордыню» и разрушая «прелесть идольскую». Тогда св. Исидору отсекли голову (в 251 г.). Мощи его были перенесены в Константинополь, в храм св. Ирины. Кондак, гл. 4. Управитель превеликий вселенней ты явился еси святе, твоими к Богу молитвами: темже воспеваем тя днесь, мучениче Богомудре, Исидоре преславне. † Св. Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца. Он родился в Германии от богатых родителей и «от юности» имел «житие нескверно и милостивен разум». Оставив родительский дом и «царствия Божия возжелав», св. Исидор расточил «богатство убогим», с посохом странника обошел многие земли и города, неизвестно где принял св. Православную веру (он был воспитан в католичестве) и, наконец, пришел в Россию и здесь избрал местом своего пребывания Ростов. Здесь св. Исидор, «мраз, и снег, и дождь, и зной» и «всяко озлобление претерпевая», поселился в хворостинной хижине, сделанной им самим. Он избрал «буйственное и юродственное еже по апостолу жительство» Христа ради. Св. Исидор все время проводил в неусыпной молитве, не давая «дремания веждома» и «покоя» телу своему и предстоя Богу «присно» «во всенощном стоянии и славословии». Днем блаженный обходил город, исполняя подвиг юродства. «Древнему Иову уподобивыйся терпением», блаженный Исидор, по выражению св. Церкви, был еще в земной жизни как «земный ангел и небесный человек». «Имея душу милостивцу, и чист помысл, и сердце бодро, веру неблазненну, и любовь воистинну нелицемерну», он при жизни прославился даром творить чудеса. Преставился св. Исидор в 1474 г. О смерти его узнали по тому, что, проходя мимо его хижины, почувствовали особенное благоухание. На месте погребения его в г. Ростове построена была церковь Вознесения Господня, в которой и поныне почивают под спудом его мощи, источая чудеса. Блаженный Исидор назывался «Твердисловом», потому что слово его всегда сбывалось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Приверженцем западной ориентации он зарекомендовал себя еще до того, как стал митрополитом всея Руси. В 1433 г. Исидор уже побывал на Базельском соборе католической церкви, где начал диалог об унии. Так что на влиятельнейшую кафедру Константинопольского Патриархата был поставлен убежденный приверженец союза с Западом, что, по мысли греков, не только гарантировало их от возможных протестов русских по поводу унии, но и вовлекало Русскую Церковь в самый активный диалог с латинянами. Быть может, наряду с этими соображениями имел место также и меркантильный расчет обнищавших «ромеев» – воспользоваться для осуществления своей дорогостоящей затеи деньгами Русской Церкви. Реакция великого князя Василия Васильевича на появление Исидора в Москве, как и следовало ожидать, была отрицательной. Он даже думал о том, чтобы прогнать нового митрополита. Но решил не устраивать скандала: положение самого Василия в Москве было не вполне прочным, так как дело Юрия Звенигородского готовы были продолжить сыновья мятежного князя. Едва лишь приехав в Москву, Исидор стал собираться в Феррару на предстоящий собор. Удержать в тайне от великого князя цель своей поездки в Италию митрополит, конечно, не мог. Но, скорее всего, он сумел убедить Василия в том, что соединение с Римом возможно и без ущерба для Православия. Выгоду же от объединения сил всего христианского мира для противостояния исламским странам Исидор мог обрисовать великому князю в весьма заманчивом виде. Это тоже могло сыграть свою роль, так как Русь вступила в решающую стадию борьбы за полное освобождение от татарской зависимости: Орда уже сто лет, как была исламизирована. Исидор выехал в Феррару с огромной свитой в 100 человек, в составе которой был и Суздальский епископ Авраамий, и гигантским обозом: 200 коней везли имущество митрополита, подаренное Василием. Великий князь напутствовал митрополита: «Если уж ты непременно желаешь идти на Осьмый Собор, то принеси нам оттуда наше древнее Православие, которое мы приняли от предка нашего Владимира, а нового и чужого не приноси нам – мы того не примем». Исидор обещался в том клятвой. Отбыл он в сентябре 1437 г. По дороге митрополит прибыл в Новгород. Здесь, как и по всей Руси, уже успел распространиться не без участия Исидора распущенный слух о том, что митрополит едет во «Фряжскую землю» обращать «латину» в Православие. Благодаря этой рекламе Исидору удалось даже то, чего не смогли добиться его предшественники: восторженные новгородцы отказались ради такого случая от борьбы с митрополитом за право «месячного суда» и вернули ему все былые привилегии. Помимо этого, Исидор сумел изъять Псков из юрисдикции Новгородских владык и присоединить его к своей митрополичьей области: псковичи давно уже тяготились церковной зависимостью от своего торгового конкурента – Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вы же, латинстии роди, тех всех, иже в гречестей вере суть, истинна веруйте, без всякого размышления, суть бо вси крещени, и крещение их свято есть и испытно (признано) от римския церкви». Далее Исидор убеждает Греков и латинян, чтобы первые без всякого сомнения ходили в церкви латинские, а вторые – в греческие, и чтобы первые принимали Тело Христово, совершённое на пресном хлебе, а вторые – на кислом хлебе. Своё послание Исидор заключает: «Тако бо вселенский великий собор кончал есть в явленном посидении (в торжественном заседании, – ν δημοσ συνελεσι, in sessione publica), по многом совопрошании и испытании божественных писаний, в честней и в большой церкви служивше во граде Флоренстии (sic) под леты воплощения Господня 1439 лета, месяца Июля в 6 день» 896 . Из Кракова Исидор пошёл явить себя в своём новом звании папского кардинала и легата de latere и возвестить о принесённой им унии своей русской пастве. Однако он не поспешил в Москву, но весьма на долгое время остался в Литве. Из Кракова он направился в Перемышль, причём на пути в него в городке Тарнове (находящемся почти прямо на восток от Кракова, на реке Дунайце 902 освятил католический костёл совместно с одним польским епископом 903 . Каким порядком и с какой церемонией провозгласил он унию в этом первом месте русском, – каковым был Перемышль, сведений не имеем; равно не имеем сведений и о том, как приняли его и принесённую им унию здешние первые Русские. Из Перемышля Исидор пошёл в стольный город Галиции Львов (Лемберг), в который прибыл не позднее 15 Мая и в котором с посещением Галича оставался до 10 Июля 904 . Из Львова Исидор отправился в столицу великого княжества литовского Вильну, в которую, держав путь на Бельз, Грубешов, Холм, Влодаву, Брест-Литовский, Волковыйск и Троки, прибыл 13 или 14 Августа 905 . После 14 Августа 1440 года Исидор оставался в юго-западной, польско-литовской, Руси, ещё в продолжение шести месяцев: где именно в продолжение этого времени он имел пребывание или какие совершал путешествия, не имеем положительных сведений. 2 Псковская летопись говорит, что на Покров Богородицы (1 Октября) 1440 года он приехал в Литву 906 : из этого показания летописи, если оно справедливо, будет следовать что после 14 Августа он ездил или опять в Галицию им же в киевскую Русь. От 5 Февраля 1441 года есть грамота Исидору киевского князя Александра Владимировича, в которой даётся знать, что во время её написании митрополит находился в Киеве 907 ; а без обозначения времени говорят об его пребывании в Киеве и Симеон суздальский и Густинская летопись 908 . Затем, Симеон суздальский, также без обозначения времени говорит об его пребывании в Смоленске (который присоединён был к Литве Витовтом в 1395 году 909 . В Москву из Литвы Исидор приехал в воскресенье 3-й недели великого поста 1441 года, которое было в этом году 19 Марта; следовательно, если считать его пребывание в галицко-литовской Руси с половины Апреля 1440 года, всего он пробыл в ней год без месяца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Создание этого произведения следует отнести к 598 – 619 гг. 430 Исидор написал его по просьбе своего брата, епископа Фульгенция (умершего в 619 г.), 431 предположительно, для учебных целей. Судя по письму Исидора, Фульгенций хотел иметь под рукой краткий внятный справочник церковных служб. 432 Сам Исидор посылая книгу брату, признавался, что при ее составлении использовал труды древнейших авторов и сам снабдил комментарием непонятные места в их сочинениях. 433 Трактат «О церковных службах» состоит из двух частей. В первой Исидор объясняет происхождение и значение литургии и основных праздников. Вторая носит название «О происхождении церковных должностей» и рассказывает о возникновении того или иного сана и об обязанностях клириков и служителей. Вторая часть также имеет предисловие, исходя из которого можно предположить, что Исидор решил написать историю возникновения церковных должностей сам, без всякой просьбы Фульгенция. 434 Вероятно, произведение «О церковных службах» имело хождение как в целостном виде (как о том пишет Браулион), так и в виде двух отдельных книг. Например, Ильдефонс Толедский в числе сочинений Исидора упоминает лишь первую часть, посвященную происхождению служб. 435 Возможно, объединением этих произведений в единое целое мы обязаны Браулиону. Источниками трактата «О церковных службах» стали произведения христианских писателей: Лактанция , 436 Киприана Карфагенского , 437 Иеронима Стридонского , 438 Августина, 439 а также постановления церковных соборов. 440 Однако главным авторитетом для Исидора был Иоанн Кассиан . 441 Как ни странно, в тексте почти нет ссылок на трактат Амвросия Медиоланского «Об обязанностях священнослужителей». Вообще миланского епископа Исидор упоминает лишь как создателя гимнов и антифонов. 442 По-видимому, в период работы над своим произведением, Исидор не сумел или не захотел использовать трактат Амвросия. Зато можно увидеть следы влияния других произведений миланского епископа, например, «Изложение Евангелия от Луки», «О девах», «Книга об Аврааме» и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Исидор Пелусиот , 61, 196). Источник. ...Богатый в роскоши яств и виссонной одежде имеет покровом своим геенну и геенский огонь (прп. Исидор Пелусиот , 61, 215). Что имеешь у себя богатство, это справедливо, а что удерживаешь его у себя, это несправедливо. Сделай его общим достоянием, чтобы чрез это сделалось оно твоим, во время нужды став искупительною ценою и умилостивительною жертвою (прп. Исидор Пелусиот , 61, 232). Источник. Не богатства... ищи; оно – отец гордыни, родитель презорства, податель сластолюбия, виновник всякого порока; похищает у человека приверженность его к Богу... (прп. Исидор Пелусиот , 62, 327). Источник. По нашему мнению, богатее и могущественнее всех поправшие любовь к богатству, к которым всеми силами стараемся быть причисленными. Если и многие поклонились, как вавилонскому образу, сему мучителю – богатству, то мы, подражая мужеству трех отроков, хотя бы звуки труб и свирелей и всех музыкальных орудий, носясь по воздуху, оглашали наш слух, и разжигаема была пещь нищеты, не обратим внимания на тимпаны и рога и на всю прочую величавость богатства, но если должно будет впасть и в пещь, изберем бедность, чтобы не поклониться богатству; и любомудрие для нас будет как роса, здесь посреди шумящая (ср.: Дан. 3, 50 ) и доставляющая всякую свободу, и там уготовляющая венцы терпения (прп. Исидор Пелусиот , 63, 166). Источник. Если, видя себя утопающим в неправедном богатстве, почитаешь богатым, а любомудрствующих видя борющимися, как с лютым зверем, с нищетою, признаешь несчастными, то знай – то самое, что думаешь о них, в сравнении с ними терпишь ты. А если не чувствуешь сего, это не удивительно, потому что и беснующиеся, в безумии делая то, что они делают, ублажают самих себя, а в подлинном смысле здоровых осмеивают (прп. Исидор Пелусиот , 63, 395). Довольствоваться малым – вот определение богатства; желание большего и большего – вот признак нищеты (прп. Исидор Пелусиот , 63, 440). Богатство, если имеешь, – расточай, а если не имеешь, – не собирай (прп.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Не вразумляет тебя и Павел, точнее всякого ведущий небесное, утверждая, что упразднены будут и чрево, и его пожелания (см.: 1Кор. 6, 13 ); напротив того, весь ты занят трапезой, со всею роскошию угождаешь одной только гортани, чрево почитаешь богом. Посему если думаешь, что все кончится с настоящею жизнию, то прекрасно подвизаешься, обременяя себя яствами. А если веришь, что будет нечто и после сей жизни, то приготовляй дела свои к отшествию (прп. Исидор Пелусиот , 60, 194). ...Если чаешь отойти к Богу, то послушайся моего совета и угашай неистовство чревоугодия, ослабляя в себе разжжения сластолюбия, которых излишество предает нас тамошнему пламени (прп. Исидор Пелусиот , 60, 199). Источник. Пренебрегай лакомые снеди, потому что в скором времени обращаются они в ничто, а во время вкушения имеют великую цену. Употребление оных сверх потребности ныне порождает болезни, а в будущей жизни подвергает ответственности на Суде (прп. Исидор Пелусиот , 60, 207). Источник. Чревоугодием ... называется излишество. Но и неистовая заботливость о чреве есть также чревоугодие, потому что ?????? значит неистовый. Поэтому, для чего оставив соразмерное и благодарное употребление даров Божиих, стараешься с неистовством о лакомых яствах и суетных поварских ухищрениях, которые не к напитанию служат, но приводят в страстное неистовство? (прп. Исидор Пелусиот , 60, 219). Источник. Поскольку в естестве нашем, при множестве нужд, самая великая – нужда чрева, потому что, предписывая нам многое, всего меньше соглашается покориться разуму, то будем удерживать самоуправство чрева рассудком, и неукротимое ухитримся сделать ручным. Достигнем же сего, если нужде станем удовлетворять потребным и неумеренность сокращать тем, что будем довольствоваться малым (прп. Исидор Пелусиот , 60, 304). Источник. Если чрево препобедишь, то овладеешь и тем, что от чрева, и не заслужишь осмеяния... (прп. Исидор Пелусиот , 61, 392). Источник. ...Простирающиеся далее довольства необходимым и позыв на пищу оскорбляют пресыщением, и притупляют чувства, и сами того не замечают, что от излишества в наслаждении теряют наслаждение пищею (прп. Исидор Пелусиот , 62, 230). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

С июня происходили частные беседы и препирательства о чистилище и прибавке к символу, но соглашение не достигалось. Папа распорядился выдавать содержание только высказывавшим наклонность к унии. Пока происходили прения, м. Исидор в деяниях соборных не принимал участия. Беседы с латинянами вели митр. ефесский Марк и м. никейский Виссарион. Но когда прения были закончены и выдвинулся в решительной форме вопрос о соглашении, то м. Исидор выступил главным действующим лицом. 5 июля 1439 г. акт флорентийской унии был подписан, а 6 июля торжественно провозглашен в флорентийском кафедральном соборе. Акт гласил, что: «Дух Святый исходит от Отца и Сына, как одного начала; есть чистилище; Евхаристию можно совершать и на квасном и на пресном хлебе, безразлично; папа, как глава Церкви, имеет главенство во всем мире». Не подписались под актом патр. Иосиф, умерший перед этим, Святитель Марк Ефесский и немногие другие. Митр. Исидор подписал акт за себя и за патр. антиохийского Досифея, которого был уполномоченным. Он заставил подписаться еп. Авраамия. Исидор был, по словам Голубинского, «главным творцом и виновником этой Флорентийской унии». Митр. Виссарион больше следовал за ним. Исидор влиял и на колебавшегося императора, заявив ему, что дело может устроиться и без него. Его авторитет был силен между епископами. Свящ. Симеон суздальский, составивший описание собора, подчеркивает, что «ни единого возлюби папа митрополита, якоже Исидора». Он был возведен папой Евгением в сан кардинала-пресвитера, а перед отъездом облечен титулом «легата от ребра апостольского в землях ливонских, литовских и русских», а также в землях «Лехии» (должно подразумевать Галицию, как часть тогдашней Польши). Во время обратного пути Исидора от него бежали из Венеции боярин Фома и священник Симеон. Из Будима в Венгрии Исидор отправил пастырское послание о совершившемся соединении церквей. Через польский Краков Исидор проехал во Львов, тогдашний главный город Галиции. Побывал он еще в Вильне и Киеве. Православные князья литовские принимали его только как православного митрополита, а не как папского легата.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Кроме догматических сочинений Григорию Нисскому принадлежит много толкований, бесед и писем. Его толкования (апологетическое дополнение к Шестодневу, трактат о творении человека, о надписаниях псалмов и аэндорской волшебнице, о блаженствах, о молитве Господней, на книгу Экклезиаст, Песнь Песней и о жизни Моисея) менее самобытны. По приемам толкования он значительно больше, чем другие экзегеты, руководствуется аллегорическим методом Александрийской школы. Преподобный Исидор Пелусиот († ок. 440 г.) Преподобный Исидор Пелусиот родился в Александрии, в богатой и благородной семье, получил прекрасное образование, но в молодых летах оставил мир и удалился на одну пустынную гору близ города Пелусии. Молитва и подвиги сочетались у него с занятиями богословскими науками. Для пополнения своих знаний он совершил путешествие в Константинополь и слушал там св. Иоанна Златоуста . Оттуда Исидор опять возвратился в свою пустыню и собрал около себя общество подвижников. Исидор отличался необыкновенной строгостью. Он проводил жизнь подобно Иоанну Крестителю: одевался в одежду из жесткого волоса и питался только кореньями и травами. Скончался Исидор около 440 года. Исидор был очень плодовитым писателем. По своему богословию он больше примыкает к писателям Антиохийской школы. Его богословское наследие имеет эпистолярный характер, он написал до 10 тысяч писем, из которых только пятая часть дошла до нашего времени. Его письма отличались разнообразным содержанием. В одних он выступает толкователем Священного Писания, в других – учителем нравственности и обличителем современных ему недостатков, наконец, есть у него и письма догматического характера. Его толкования наиболее трудных мест Писания отличаются ясностью, простотой и здравомыслием. Как учитель нравственности Исидор смело обличает недостатки современного ему общества. Он не стесняется, как и его современник Златоуст, выступать обличителем сильных мира сего, не боясь их гнева. Так, Кирилла Александрийского он порицает за недостаток сдержанности и меры в борьбе с Несторием. Он советует ему действовать спокойно и хладнокровно, потому что «пристрастие недальновидно, а ненависть и вовсе ничего не видит»! На таком же смелом языке обращается он и к императору Феодосию Младшему, и к придворному евнуху Форисмании, обличая последнего в любостяжательстве и присвоении чужого добра. Начальника Пелусии Кириния он обличает за лишение христианских храмов в Пелусии права убежища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010