В Москве Исидор был принят с подобающим новому митрополиту почетом. Свидетельством вполне лояльных отношений, установившихся между великим князем и митрополитом в первые месяцы после его прибытия в Москву, является докончание Василия II с великим князем тверским Борисом Александровичем, составленное «по благословению» митрополита Исидора. При встрече с Василием II Исидор передал ему послания византийского императора и престарелого патриарха Иосифа II (1416-1439 гг.), в которых содержалась просьба послать его на собор «утвержения ради православный веры». Василий II решил не только отпустить Исидора на собор, но и послать вместе с ним представительную делегацию, в которую входили суздальский епископ Авраамий и человек сто сопровождавших их лиц. 7 июля 1437 г. в Москву прибыл новгородский архиепископ Евфимий, а 8 сентября Исидор отбыл на собор. Евфимий сопровождал его до Новгорода. 14 сентября (на Воздвиженье) Исидор прибыл в Тверь, где был торжественно встречен великим князем Борисом и епископом Ильей. Тверской князь отправил вместе с ним на собор своего боярина Фому. 9 октября не менее пышная встреча устроена была Исидору в Новгороде. Только 6 декабря митрополит добрался до Пскова, где пробыл семь недель. В Пскове Исидор, стремясь упрочить власть Московской митрополии, в пику Евфимию поставил своего наместника, который должен был исправлять там владычный суд и собирать «вси пошълины владычни». Практически это означало изъятие Пскова из-под юрисдикции новгородского архиепископа и передачу его под непосредственное управление московского митрополита. Путешествие в Италию затянулось почти на год. В Риге Исидор задержался на целых восемь недель. Только 5 мая 1438 г. он морем выехал в Любек. Позднее (к концу XV в.) этот путь станет обычным для русских дипломатов, отправлявшихся в Италию. Через немецкие земли Исидор добрался наконец 18 августа в Феррару. В Ферраре открылись заседания собора, который должен был положить конец разъединению христианских церквей Запада и Востока. Прения по догматическим вопросам были длительными. Римский папа Евгений IV пытался всеми средствами склонить греков к принятию унии, чему особенно сопротивлялся Марк Эфесский. С 26 февраля 1439 г. заседания собора происходили не в Ферраре, а во Флоренции. Присутствовавший на них император Иоанн Палеолог к догматическим спорам относился равнодушно, его волновало прежде всего получение реальной помощи от Запада для борьбы с турками. В итоге греки уступили по всем пунктам. Они приняли католический догмат об исхождении святого духа, признали папу главой церкви и т. п.

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

Подписав унию, митрополит Киевский и всея Руси отправился обратно в свою митрополию насаждать там новые униатские порядки. 5 марта 1440 г. он разослал по своей митрополии Окружное послание. В нем он только рассказал о самом факте заключения унии, не говоря об условиях этого соглашения. Исидор советовал православным русским и католикам из числа литовцев и поляков: «на покааниа приходять к латынским попом и тело божие от них приемлют, а латыни тако ж длъжни суть вь их церковь идти и божественныа службы слушати» . Таким образом, кроме того, что католики и православные должны ходить в одну церковь и вместе совершать Таинство Евхаристии, больше Исидор об условиях унии не сказал ничего. Прежде чем отправиться в место обычного пребывания русских митрополитов (Москву), Исидор длительное время ездил по остальной своей митрополии – Литовским землям. Здесь он встречал полное признание и покорность . Это объясняется тем, что его видели, как и прежде, православным киевским митрополитом, а не новоявленным униатским кардиналом. Ведь судя по дошедшим до нас известиям, во время своей поездки по Литве митрополит ни разу не сообщил пастве условий заключения унии. По-другому дело обстояло в Москве. Симеон Суздалец и тверской боярин Фома, сопровождавшие Исидора на собор, как только узнали об условиях заключения унии, бежали. Вот что пишет сам Симеон: «мне же видевшее такую неправду и великую ересь, побегшу ми… и послу побегшу Фоме… к Новугороду» . Естественно было бы предположить, что из Новгорода стали расползаться слухи о том, что митрополит Исидор предал православие и подписал унию, подчинив Русь римскому папе. Среди этих слухов Исидор прибыл в Москву, как говорит летописец: «съкрывая прелесть латынския въ себе ереси» . Стоит предположить, что великий князь Василий, зная ходившие слухи о «еретичестве» Исидора и желая это проверить лично, готовил ему встречу, на которой сам Исидор должен был выдать себя. Так летописец подчеркивает, что после приезда Исидора в Москву великий князь «повеле ему служити» . Там он себя и выдал, помянув на церковной службе вместо Константинопольского Патриарха римского папу. По-видимому, именно в этот момент «обличися его безумие отъ Авраамия, епископа Суздальскаго, и отъ Василья, дьяка прозвищемъ Карла» . Скорее всего, Исидор первоначально не планировал в Москве разглашать условия заключения унии с Римом, но после такого обличения ему пришлось это сделать.

http://bogoslov.ru/article/4086414

—554— обратить особенное внимание на тот факт, что Спаситель очень часто приводит свидетельства из Ветхого Завета и истину догматов благодати Он подтверждает изречениями из самого Закона и тем свидетельствует о полном согласии между собою Заветов 873 . Известен ответ, рассуждает Исидор, Спасителя вопрошавшим его иудеям о том, почему Моисей дозволил давать женам книгу распутную ( Втор.24:1 ). Христос, – говорит он, – отвечая на этот вопрос, „не только не укорил Моисея, но защитил его, обратив вину на иудеев, ради которых и Моисей принужден был взирать на то, что прилично естеству, и дозволить отпускать от себя супругу, ибо изрек: „Моисей по жестокосердию вашему“, т.е. по вашей непокорности и по вашему своевольству „повеле вам пустити жены ваша; изначала же, – говорит Христос, – не бысть тако“. ( Мф.19:8 ) 874 . Есть указание в творениях преп. Исидора на то, что учение об единстве и согласии Заветов он дает, полемизируя с еретиками маркионитами („маркионова хула“), отвергавшими это согласие и пытавшимися привести во вражду два Завета, выдумывая, будто бы „Христос чужд закону“. В письме к Пансофию св. Исидор указывает на то, каким образом эти еретики выводят свое учение о противоположности и враждебности Заветов. К такому учению еретики, по мнению Исидора, приходят потому, что отсекают самое родословие, от Давида и от Авраама приводящее ко Христу, и через изменение слов Господа: „не приидох разорити закон, или пророки“ – ( Мф.5:17 ) в такое Сочетание: „приидох разорити, но не исполнити“ 875 . В другом месте 876 Исидор полемизирует с еретиками манихеями, „осуждавшими Ветхий Завет “. Против них он замечает, что так как Законоположник обоих Заветов – и Ветхого и Нового один и тот же (παλαις κа καινς διαθκης ες νομοθκης), то оба они равны и согласны. Далее, единство Заветов Исидор видит в едином —555— их Законодателе. Исидор говорит, что Сам Господь для того, чтобы показать согласие Заветов и что Он есть их Законодатель, повелел исцеленному прокаженному идти в храм и принести предписанный законом дар 877 . Для показания происхождения Заветов от одного Законодателя, Исидор приводит следующие сравнения. Как в период законный, разсуждает Исидор, Бог говорил из среды огня, так и после воскресения Господа Дух Святой дан был апостолам в огне для того, чтобы в обоих Заветах был познаваем один Бог 878 . Как луна и солнце, – говорит он, – имеют одного Создателя, так точно один Законоположник Ветхого и Нового Завета, указавший всё премудро, полезно и соответственно времени 879 . И Ветхий и Новый Завет установлены Христом 880 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отец и учитель Церкви, жил в IV–V вв. Родился он в городе Александрии, был сыном знатных родителей и родственником Александрийского архиепископа Феофила и его преемника святителя Кирилла. Одаренный блестящими способностями и получивший прекрасное светское образование, преподобный Исидор мог легко достигнуть высокого положения в обществе. Но душа его от юности стремилась к Божественной мудрости, открывающейся через добродетельную жизнь и исполнение Христовых заповедей. Уподобясь евангельскому купцу, ищущему хороших жемчужин ( Мф. 13:45 ), преподобный Исидор в молодых годах оставил родительский дом и ушел в обитель, находящуюся на Пелусиотской горе в Нижнем Египте, у реки Нила, и там принял постриг. Преподобный Исидор «доброе подвизася в царство Феодосия юнейшаго» (восточноримский император Феодосии II Малый, 408–450). Свои подвиги он совершал с таким пламенным горением духа, что вскоре снискал глубокое уважение братии, был избран ими настоятелем и по их усердной просьбе принял священный сан. Своим личным примером он учил братию соблюдать следующие, необходимые монаху правила: скромность в одежде, хранение безмолвия, скудость в пище и благотворительность к бедным. Услышав о великом святителе Иоанне Златоусте , преподобный Исидор отлучился на время из обители и пришел в Константинополь, где слушал проповеди святителя Иоанна и так глубоко воспринял их в свою душу, что в дальнейшем в своих письмах и поучениях постоянно следовал им. По возвращении в свою обитель, преподобный Исидор продолжал свои подвиги, являясь живым примером для братии. Церковный историк Евагрий (VI в.) писал о преподобном: «Жизнь его казалась ангельской на земле. Он служил живым образцом монашеской жизни и Богомыслия». Когда святитель Иоанн Златоуст за обличение императрицы Евдоксии был незаконно низведен с кафедры и отправлен в дальнюю ссылку, преподобный Исидор безбоязненно встал на его защиту. Он неоднократно писал о Святителе императору Аркадию и архиепископу Феофилу, увещевая их прекратить гонение на великого светильника Церкви. После кончины святителя Иоанна Златоуста преподобный писал архиепископу Кириллу Александрийскому , преемнику архиепископа Феофила, чтобы имя святителя Иоанна Златоустаго было внесено в церковные диптихи, как исповедника за православную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  Флорентийская церковная уния В середине 20-х годов XV века византийский император Иоанн VII Палеолог по политическим причинам стал искать пути для восстановления единства между Константинопольской и Римской Церквами. С этой целью архиерейские кафедры стали замещаться преимущественно сторонниками церковной унии. Митрополитом Киевским и всея Руси был поставлен в 1436 году грек Исидор, бывший до этого игуменом монастыря великомученика Димитрия в Константинополе. Вскоре после поставления в митрополиты Исидор отбыл на Русь и приехал в Москву. Оттуда он отправился в Италию на собор, который заранее было решено считать VIII Вселенским. Тем временем, в Константинополь прибыл епископ Рязанский святой Иона, избранный ранее Собором епископов в Москве кандидатом на митрополичью кафедру. Святителя Иону приняли в Константинополе с честью, но сказали, что он опоздал. Патриарх Константинопольский Иосиф обнадежил святителя Иону тем, что его поставят митрополитом после Исидора. Видимо митрополит Исидор не собирался долго задерживаться на своей кафедре. 5 июля 1439 года во Флоренции представителями Константинопольского Патриархата была заключена церковная уния с папским престолом на условиях принятия греками вероучения Римо-Католической церкви. Виднейшими поборниками унии среди греческих иерархов были митрополит Виссарион Никейский и митрополит Киевский и всея Руси Исидор, возведенные Папой Евгением IV в сан кардинала. Исидор стал также папским легатом в Польше, Ливонии, Западной и Восточной Руси. По пути в Москву кардинал Исидор разослал из венгерской столицы Буды такое послание: «Возрадуйтесь и возвеселитесь ныне все христиане: Церкви Восточная и Западная, столько времени разделенные и враждебные между собою, ныне соединились истинным, древним, изначальным единством и миром. Вы, христоименитые греки, и все, принадлежащие к святой Константинопольской Церкви: Русь, сербы, валахи и другие, примите это святое соединение с великою радостию и честию, и да не будет у вас никакого разделения с латинянами. Равно и вы, племена латинские, не чуждайтесь исповедующих греческую веру: и они крещены, и их крещение так же свято и истинно, как латинское. И если греки живут в земле латинской или в их земле есть латинские церкви, то пусть ходят они и в эти церкви к Божественной службе и воздают в них чествование Телу Христову, как в своих собственных церквах, пусть приносят покаяние и перед латинскими священниками и приемлют от них святое причастие. А латиняне также должны ходить в греческие церкви, слушать в них Божественные службы и с теплою верою поклоняться Телу Иисуса Христа, потому что таинство тела равно истинно, совершено ли оно греческим священником на квасном хлебе или латинским на опресночном. Вместе с тем пусть приходят латиняне и на покаяние к греческим священникам и приемлют от них святое причастие. Так постановил Собор Вселенский во Флоренции».

http://bogoslov.ru/article/4060465

Особливую любовь имел Старец к растениям, к травам, к цветам, ко всякому былию, порождаемому землей. Увидит, бывало, выполотую сорную травину, подберёт и посадит у себя во «Внутренней Пустыни» или же в комнате, – в коробке из-под сардин, найденной где-нибудь на дороге. Так он поступал, потому что жалел безмолвных и тихих детей земли. По той же причине натыкал он в «Пустыни» крапивы. Того же ради подбирал сломленные ветви и ставил их в воду. Старец не допускал и других зря губить тварь Божию. «После правил как-то пособрались мы вместе, – рассказывает один из братий скитской. – А у Старца росла под окном трава (из неё сикалки делают) – ягель. А мы, не спросившись, срезали. Отец Исидор выходит и говорит: «Кто это сделал?» Бывший со мной говорит: «Срезал Михаил, а привёл – я». – «Ну, молись на Воскресенскую Церковь ». Тот становится на колени и молится. Потом о. Исидор зовёт его к себе и даёт три конфетки в утешение за то, что сказал ему строго. А о. Исидор ухаживал за этим ягелем, поливал его». Многое ещё можно было бы рассказывать тебе, читатель, про милостливость Старца ко всей твари. Но и рассказанного достаточно, чтобы засвидетельствовать, что он был воистину печальником за мир и аввою (что значит: отец) не для людей только, но и для всего, что дышит и живёт на земле 889 . Глава 7, показывающая, сколь кроток и незлобив и миролюбив был Авва Исидор, а также повествующая о прощении им всякой обиды, нанесённой ему Независимый и свободный был отец Исидор. Но он же был исполнен кротости и незлобивости, прощения и неосуждения. Никого он не осуждал, ни на кого не гневался, всё терпел; прощаемости же его не было конца. Если он замечал, что на него кто-нибудь раздражается или обижается, то сей час же просил прощения, хотя бы и не был ни в чём виноват. Если кто-нибудь оскорблял его словом и, несмотря на все старания Батюшки, всё же не смягчалося сердце оскорбителя, тогда Батюшка тихо уходил в сторону и дожидался благоприятного случая. И других также он побуждал к тому, образ чего давал им непрестанно. Если в присутствии Батюшки говорились слова осуждения, то он кротко, но твёрдо и со властию останавливал их, – так останавливал, что далее нельзя было сказать ни слова. Если он видел, что кто-нибудь находится в ссоре с другим человеком или даже просто охладела их взаимная любовь, то всегда он побуждал идти мириться и просить прощения, – побуждал того именно, кто с ним разговаривал, хотя бы он и был вполне прав. О. Исидор просил о том, умолял, наконец, требовал того, требовал тихо и кротко, однако настойчиво и решительно, так что никто не посмел бы ослушаться этого Старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Иоанновой пищи, его пития и ложа недостаточно, доблестный мой, для полноты подвига ищущим этого; напротив того, для совершенства потребен и дух Иоаннов . Посему если хвалишь нашу воздержанность, то преуспевай с нами и в кротости, которая отклоняет от себя всякое высокоумие (прп. Исидор Пелусиот , 60, 109). В Божественном Писании имеешь цветущие плоды посеяваемого тобою; видишь победные знамения добрых твоих подвигов; потому что за добровольную нищету и здесь и там сторичные блага обещает тебе благий Пастырь и Спаситель; а за вступление на поприще и за борьбу со страстями нетленный венец соплетает Павел, этот мужественный борец со страстями и их победитель (прп. Исидор Пелусиот , 60, 134). Носить напоказ рубище и бороду не служит еще, братия, удостоверением в подвижничестве. Пребывание в городах среди народной молвы не показывает приверженности к отшельничеству (прп. Исидор Пелусиот , 60, 138). Источник. ...Если хотим подвизаться законно; то будем подвизаться подвигом добрым, с безыскусственностью в наружном виде, в тишине уединения, при добродетели бесстрастия, с сохранением безмолвия, с умеренностью в пище (прп. Исидор Пелусиот , 60, 139). Источник. Подвижничество, друг, есть подражание всем заповедям Господним и хранилище оных; оно не гневливо, не опрометчиво, не кичливо, не сребролюбиво, не самолюбиво, покорно, всякому услуживает, вовсе чуждается тела, пребывает в свойстве только с духом; у него язык благодарный, полезная во всем молитва, неподвижно оно к злословию, делает все из послушания, по мановению вождя, которого и время, и труды, и Божественное определение приставили к кормилу настоятельства, как знающего и отклоняющего порывы ветров (прп. Исидор Пелусиот , 60, 164), Источник. ...Трезвись, бодрствуя во брани; ибо бранию почитай, и с уверенностию признавай, подвижническое поприще, окруженное мысленными стрелами, которые гораздо опаснее чувственных мечей, и которые называет разжженными тот, кто в точности на опыте познал их силу (прп. Исидор Пелусиот , 60, 179). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Во Флоренции, куда папа по своим видам перенес Собор, стали рассуждать о самом происхождении Св. Духа. В продолжение 7 заседаний рассмотрели не более трех мест из отеческих сочинений. Тогда император потребовал, чтобы публичные споры были прекращены, а блаженному Марку запретил являться на совещания. После сего дело православия осталось только в воле императора, Виссариона и Исидора. Виссарион действовал красноречием, Исидор – хитростью. Теперь Исидор предложил, что православная Церковь допускает мысль о происхождении Духа Св. от Отца чрез Сына, и что это то же, что у римлян «и от Сына». Чтобы прибавить хода мыслям своим, он то предлагал патриарху отлучить от Церкви защитников православия, то склонял на свою сторону пирами, тогда как папа морил греков голодом; епископы доведены были до крайности. Папа против договора отказывал им в содержании. Такими-то мерами доведено дело до того, что объявили о согласии греков на исповедание происхождения Духа Св. от Отца и Сына. Патриарх Иосиф скончался (8 июня). После того скоро решены были прочие спорные пункты: о дополнении Символа, об опресноках, о чистилище, о власти папы. Иные и тогда не хотели подписаться под определением об унии, в том числе Аврамий Суздальский: но принуждены к тому насилием. Другие еще прежде удалились из Флоренции. Папа, подписывая определение, спросил: подписался ли Ефесский? Ему сказали: нет. Так мы ничего не сделали! – сказал Евгений. Тем не менее, в июле великолепно праздновали соединение Церквей. Папа предложил Исидора в преемники Иосифу; но греки отвергли, и Исидор назван «легатом от ребра апостольского в землях лифляндских, литовских и русских». Возвращаясь в пределы паствы, Исидор послал (из Будина, 5 марта 1441 г.) воззвание к старой и новой пастве. Извещая о соединении Церквей, он призывал христиан обоих исповеданий ходить безразлично в храмы греческие и латинские, приобщаться евхаристии у греческих и латинских священников. В Москве уже роптали на Исидора, когда еще не было его в Москве. Когда же (1441 г.) в первое служение его услышали: «в первых помяни, Господи, папу римского», – то великий князь, несмотря на то, что Евгений прислал ему почтительное письмо, в самом храме обличил Исидора в нарушении клятвы и в измене православию. Вслед за тем Исидор, до решения соборного, заключен был под стражу. Собравшиеся епископы отвергли определение мнимого вселенского Собора; они убеждали Исидора отказаться от унии; но он (1442 г.) тайно убежал в Тверь, где князь Борис также запер его в темницу, а потом дал волю идти, куда хочет. Исидор удалился в Литву к великому князю Казимиру; но чувствуя, что опозорен для всех русских, удалился в Рим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Служение митрополита Исидора в Киеве было очень непродолжительным, он не успел почти ничего сделать для своей паствы. Начиная с периода назначения в Грузию, преосвященный Исидор присутствовал в Святейшем Синоде и вел большую работу в деле высшего церковного управления. При этом он зарекомендовал себя человеком большого ума и замечательного характера, прекрасно разбиравшимся во всех вопросах церковно-государственной жизни. 1 июля 1860 года преосвященный Исидор был назначен митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским, а также первым членом Святейшего Синода. Новое высокое назначение не обрадовало митрополита Исидора, так как он хотел остаток дней своих провести в мирной Киевской обители, но свое назначение святитель принял с покорностью, повинуясь воле Божией. Первые шаги митрополита Исидора на новом поприще были освящены участием его в открытии святых мощей святителя Тихона Задонского в 1861 году. Обширную и разнообразную деятельность вел митрополит Исидор в период своего 32-летнего управления Санкт-Петербургской митрополией. Он принимал участие во всех выдающихся церковных событиях тогдашнего времени. Под его руководством и при его непосредственном участии был осуществлен перевод Священного Писания на русский язык. За этот многолетний труд митрополит Исидор был награжден митрою, украшенной драгоценными камнями. Для своей епархии он был заботливым отцом, входившим во все нужды духовенства, а также покровителем беззащитных вдов и сирот. В 1869 году преосвященный создал Александро-Невский дом для призрения бедных духовного звания. Кроме занятий по епархии и в Святейшем Синоде митрополит Исидор вел обширную благотворительную деятельность. В 1872 году он был удостоен еще одной награды – ордена святого апостола Андрея Первозванного. 11 ноября 1884 года с особой торжественностью был отмечен пятидесятилетний юбилей епископства высокопреосвященного митрополита Исидора. Ему был оказан ряд почестей за его долголетний и плодотворный труд. С весны 1892 года здоровье его значительно пошатнулось. Резкое ухудшение здоровья произошло с 6 на 7 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Как же обстояло дело в действительности? Известия об отступничестве Исидора стали поступать в Москву за несколько месяцев до его приезда на Русь. Во всяком случае суздальский епископ Авраамий прибыл в Москву 19 сентября 1440 г. В окружении великого князя Авраамий вызвал к себе настороженное отношение — ведь как-никак, а унию-то он подписал. Ренегату нужно было доказать свое правоверие, чтобы заслужить прощение. Поэтому почва для выступления против Исидора была уже подготовлена, и только сомнительная надежда, что митрополит по приезде на Русь «одумается», заставляла ждать его возвращения в столицу. Когда же Исидор объявил с амвона кафедрального собора о соединении православной церкви с католической, Авраамий и митрополичий дьяк Карло, тоже ездивший в Италию, выступили с обличением митрополита. На четвертый день после приезда Исидор был взят «за приставы» и заточен в Чудовом монастыре. Спешно созвали церковный собор. На нем присутствовали епископы — суздальский Авраамий, ростовский Ефрем, рязанский Иона, коломенский Варлаам, сарайский Иов и пермский Герасим. Они осудили «латыньство» Исидора. Еще в то время, когда Исидор сидел в Чудовом монастыре, Василий II написал послание новому константинопольскому патриарху Митрофану (Иосиф умер во Флоренции 10 июня 1439 г.). Оно содержало просьбу разрешить поставить митрополита самим русским епископам в связи с тем, что Исидор оказался еретиком. Деликатность вопроса состояла в том, что сам Митрофан принадлежал к числу сторонников унии. Скорее всего послание не было отправлено. Никаких следов реакции на него в Константинополе нет. В заточении Исидор провел все лето 1441 г. и 15 сентября бежал со своими учениками, иноком Григорием и Афанасием, в Тверь. Позднейшие московские летописи сообщают, что Василий II «никакоже посла по нем възвратити его, ни въсхоте удержати его». В Твери князь Борис Александрович «его прият и за приставы его посади», но потом «отпусти» его на средокрестной неделе Великого поста 1442 г. Отсюда Исидор направился в Литву, а затем в Рим.

http://sedmitza.ru/lib/text/438784/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010