Гомперца, заимствовано у пифагорейцев, поскольку сам Парменид был учеником этой школы. Среди математиков Хиосской школы наиболее известен Гиппократ Хиосский (ок. 440 г.), чей трактат «Начала», посвященный проблеме квадратуры круга с помощью луночек, – первое дошедшее до нас математическое сочинение эллинов. Вообще Гиппократ исследовал площади плоских фигур, ограниченных прямыми и кривыми линиями. Другой представитель этой школы, философ и ученый Демокрит из Абдер 657 (470 или 480–380 или 370 гг.), основываясь на своей атомистической философии, заложил основы того, что мы сегодня называем интегральным исчислением: считал объемы призм, конусов и цилиндров, разбивая их по высоте на малые секции. Решение трех классических геометрических задач древности связывается с именами софиста Гиппия Элидского, который нашел способ трисекции угла при помощи изобретенной им кривой – квадратрисы; математика Динострата (сер. IVb.), ученика Евдокса, который применил ту же квадратрису для решения проблемы квадрирования круга. Решение проблемы удвоения куба связывают с именами Архита, Евдокса, ученика Архита, и Менэхма (сер. IV в.), ученика Евдокса. Про Менэхма мы знаем, что он решил эту проблему через нахождение двух средних пропорциональных в точке пересечения гиперболы и параболы. Он же был первым математиком, который начал разработку теории конических сечений: круга, эллипса, гиперболы, параболы. Доказательства невозможности решить классические задачи с помощью только циркуля и линейки были получены лишь в 1837 и 1882 гг. П. Ванцелем и И. Г. Ламбертом. Как мы уже отмечали, открытие иррациональности, а также парадоксы бесконечно малых, предложенные Зеноном Элейским, направили античную математику в русло геометрии, и первым, кто это сделал, был Евдокс Книдский. Опираясь на свою теорию отношений, он применил «метод исчерпывания», при котором геометрическая фигура, длина, площадь или объем которой требуется найти сначала, исчерпывается такими фигурами (вписанными и описанными), длины, площади или объемы которых легко найти, а затем делается предельный переход.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Помимо пифагорейской, в V в. существовала еще хиосская математическая школа, основателем которой считался Энопид. Зато софисты, за одним единственным исключением, а также Сократ 649 и сократики относились к математическим наукам в целом отрицательно, так как не видели в них житейской пользы. Платон вывел четыре математические науки в VII книге диалога «Государство» 650 , непосредственно после изложения знаменитого мифа о пещере. Речь зашла о том, каким образом отучить людей, в особенности сословие стражей, от рассматривания теней, телесных образов и обратить их души к видению чистого света, то есть к области умопостигаемого, идей. Для этого в качестве промежуточного звена Платон выбирает число, как понятие достаточно отвлеченное от телесного мира. Далее последовательно выводятся четыре науки о числах, которые способствуют такому перевоспитанию души. Здесь, как мы видим, роль математических наук переосмыслена идеологически, так как эти науки из научной самоцели или средства познания мира с целью принесения жизненной пользы превращаются как раз в средство отрыва от сферы чувственно-воспринимаемого и обращения исключительно в сферу идеального. Такой позиции, справедливости ради надо сказать, придерживались только Платон и его ближайшие ученики (Спевсипп, Ксенократ и Филипп Опунтский), но она сильно повлияла на все последующие теории, породив даже в наше время мифы о будто бы существовавшем в Древней Греции резком разделении теоретических наук (возвышенных и вместе с тем принципиально бесполезных для жизненной практики) и прикладных наук (презренных и приниженных, не поднимавшихся выше примитивных обобщений). В теории Платона был свой смысл, ведь она приучала людей к абстрактному мышлению, но в гипертрофированном виде она оказалась гибельна для науки. Христианство в лице Августина («О христианском образовании») и Исидора отчасти перенимает эту позицию, но истолковывает ее на свой лад: постижение всех семи свободных искусств мыслилось как одна из первых ступеней на пути к изучению философии и теологии, то есть на пути души к Богу. Первым из европейских мыслителей, который, изучив семь свободных искусств, осмысленно произнес: «Этого достаточно!», был Данте Алигьери, и с этого началась история Возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

1 . В выделении четных и нечетных чисел, включая сюда представление о простых числах, совершенных числах. 2 . В создании теории фигурных чисел, треугольных, квадратных, пятиугольных, пирамидальных и кубических. 3 . В начале разработки теории пропорций, выделении арифметической, геометрической и гармонической пропорций. Поздние пифагорейцы V-IV вв. развивали все эти направления, например теория четных и нечетных чисел приобрела вид положений 21–34 из IX книги «Начал» Евклида, а теория пропорций Евдокса Книдского (ок. 408–355 гг.), ученика Архита, содержится в V книге «Начал». Гиппасу из Метапонта (ок. 500 г. н. э.), непосредственному ученику Пифагора, принадлежит открытие иррациональности числа 2 , а Феодор Киренский (ум. в 390 г.) и в особенности его ученик, Теэтет Афинский (ок. 420–368 гг.), разработали собственно теорию иррациональных чисел, которую Евклид поместил в X книгу «Начал». Феодор считается автором VII книги «Начал», а Архит Тарентский (430–365 гг.) и его ученики – VIII. Как мы уже отмечали в примечании к Предисловию, пифагорейцы считали именно арифметику базовой математической наукой – теоретическое обоснование этому дал Архит. Школе Архита принадлежит и формулировка замечательного положения, известного как основная теорема арифметики: «Всякое натуральное число раскладывается на простые множители, причем единственным способом (с точностью до их порядка)». Арифметические работы представителя Хиосской школы Демокрита из Абдер до нас, к сожалению, не дошли. Достижения этого периода подытожили знаменитые «Начала» Евклида (ок. 365–300 гг.), написанные около 325 г., в которых книги VII-IX посвящены арифметике. В «Началах» изложен и знаменитый алгоритм Евклида по нахождению наибольшего общего делителя двух целых чисел. У Евклида содержится и формула для четных совершенных чисел, а также теорема о бесконечном количестве простых чисел 653 . Однако следующий этап развития греческой математики был связан с вышеупомянутой «геометрической алгеброй» . Действительно, при том уровне развития науки число 2

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Исаак Сирин, ум. 540. 12 апр. Исаак преп., из числа избиенных в Синае и Раифе в 5 в. 14 янв. Исавр диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий и др., мучч. Аполлониадские. 6 июля. Исаия пророк. 9 мая. Исаия, муч. Палест., с Памфилом пресв. 16 февр. Исаия, преп. Скитский 4 в. В субб. с. Исаия преп., еписк. Ростовский, ум. 1090. 15 мая. Исакий, Аполлос и Кодрат, мучч. Никомидийские ок. 303 года. 21 апр. Исакий еписк., муч. Персидский 343 г., с Пирсой еписк. и др. 20 ноября. Исакий, еписк. Кипрский, и Мелетий еписк., мучч. 21 сент. Исакий преп., затворник Печерский 12 в. 14 февр. Исидора юродивая, преподобная Тавеннисиотская 4 в. 10 мая. Исидор воив, муч. Хиосский, при Декии. 14 мая. Исидор, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Исидор, преп. Пелусиотский, ум. ок. 449. 4 февр. Исидор-Твердислов, юродивый Ростовский, ум. 1471. 14 мая. Исихий, муч. Диррахийский при Траяне, с Перегрином и др. 7 июля. Исихий, муч. Мелитинский, с Иероном и др. 7 ноября. Исихий, Мелитон, Ираклий и другие, 10 мучч. Севастийских при Ликинии, ок. 320 года. 9 марта. Исихий магистриан, муч. Антиохийский. 10 мая. Исихий муч., с Максимом и др. 19 февр. Исихий, преп. Вифинский, ум. 790. 5 марта Исихий блаж., безмолвник, Хоривит. 3 окт. Исихий богослов, пресвитер Иерусалимский, 5 века. В субб. с. Иской, из 26 мучч. Готфских 4 в. 26 марта. Исмаил Персиянин, муч. при Иулиане в Халкидоне, с Мануилом и Савелом. 17 июня. Иссахар, из 12 патриархов. В нед. праотец. Истукарий, муч. Севастийский при Декии, с Аттиком. 3 ноября. Исхирион, преп. Скитский. В субб. с. Иа, муч. Персидская в 362 г., при Сапоре II. 11 сент. Иадор муч. 4 февр. Иоиль, убившая Сисару, военачальника царя Асорского. В нед. праотец. Иакинф, муч. Римский при Траяне. 3 июля. Иакинф, муч. Римский ок. 253 г., с Евгенией. 24 дек. Иакинф, муч. Александрийский. 18 июля. Иакисхол, муч. Керкирский, с апп. Иасоном и Сосипатром. 28 апр. Иаков праотец. В нед. праотец, Иаков Алфеев, из 12 апп. 9 окт. Иаков Зеведеев, из 12 апп. 30 апр. Иаков ап., брат Господень по плоти. 23 окт. и в неделю по Р. Хр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Diomed. (K) Диомед (IV в. н. э.). «Искусство грамматики» (ред. Н. Keil) Dion. Halicarn. Дионисий Галикарнасский (I в.) De verb. " О сочетании имен» Demosth. " О речи Демосфена» Dion. Thrac. Дионисий Фракиец (II-I вв.). «Грамматическое искусство» Dioph. Диофант Александрийский (III в.) Arithm. " Арифметика» De num. " О многоугольных числах» Donati Донат Элий (IV в. н. э.) Ars gramm. (K) " Искусство грамматики» (ред. Н. Keil) Ars min. " Малое искусство грамматики. О частях речи» Кв. Энний (III-II вв.) " Анналы» Евклид (IV в.) Sect. can. " О делении канона» " Начала» Phaen. " Явления» Евдем Родосский (IV-III вв.) Hist. ar. " История арифметики» Hist. astr. " История астрологии» («История астрономии») Hist. geom. " История геометрии» Eudox. Евдокс Книдский (IV в.). «Явления» Eustrat. Евстратий Никейский (XI-XII вв. н. э.) In Arist., EN " Комментарии к “Никомаховой этике” Аристотеля» Galen. Клавдий Гален (II в. н. э.) De loc. " О местностях» Inst. log. " Введение в логику» Гауденций (III в. н. э.) " Введение в гармонику» А. Гелий (II в. н. э.). «Аттические ночи» Gemin. Гемин Родосский (I в.), математик Hermog. Гермоген из Тарса (П-Ш вв. н э.) " Об идеях» Herod. Геродот из Галикарнаса (V в.) » История» Heron. Герои Александрийский (I в. н. э.) » Геометрика» Гесиод (VII в.) Theog. " Теогония» Hieronym. Chron. " Хроника» Epist. ad Rust. " Письмо к монаху Рустику» Hipp. Ch. Гиппократ Хиосский (V в.) " Начала» Hipp. Cos. Гиппократ Косский (V-IV вв.) и Corpus Hippocraticum " О воздухе, водах и местностях» Hippol. Ипполит (П-Ш вв. н. э.) " Опровержение всех ересей» Гомер (VIII в.) " Илиада» Кв. Гораций Флакк (I в.) " Эподы» " Оды» («Песни») Hyperid. Гиперид из Афин (IV в.) Иосиф Флавий (I в. н. э.) Ant. Iud. " Иудейские древности» De nat. rerum " О природе вещей» " Сентенции» Iuven. Д. Юний Ювенал (I-II вв. н. э.) " Сатиры» Тит Ливий (I в. до н. э. – I в. н. э.). «История Рима от основания города» Luc. Sam. Лукиан Самосатский (II в. н. э.) De astr. " Об астрологии» Lucan. М. Анней Лукан (I в. н. э.)

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Phars. " Фарсалия» Lucil. Г. Луцилий (II в.) Lucret. Т. Лукреций Кар (I в.) De nat. rerum " О природе вещей» Macrob. Амвросий Феодосий Макробий (V в. н. э.). Sat. (K) " Сатурналии» (ред. Н. Keil) Somn. Scip. " Комментарий на “Сон Сципиона”» Marii Vict. Ars gramm. (K) " Искусство грамматики» (ред. Н. Keil) " Об определениях» Syll. hyp. " О гипотетических силлогизмах» Марциан Капелла (V в.) De nupt. " О бракосочетании Филологии с Меркурием» Modest. Модестин (III в. н. э.) " Правила» Гн. Невий (III в.) Tarent. (W) " Девушка из Тарента» (ред. Е. Н. Warmington) Никомах из Герасы (II в. н. э.) Intr. ar. " Введение в арифметику» " Руководство по гармонике» Theol. ar. " Теологумены арифметики» Oenop. (Лебедев) Энопид Хиосский (V в.) (ред. А. В. Лебедева) П. Овидий Назон (I в. до н. э. – I в. н. э.) " Фасты» Heroid. " Героиды» " Метаморфозы» Папп Александрийский (IV в. н. э.) Collect. " Математическое собрание» Парменид из Элеи (V в.) De natura " О природе» А. Персий Флакк (I в. до н. э. – I в. н. э.) " Сатиры» Petron. Г. (Т.?) Петроний Арбитр (I в. н. э.) " Сатирикон» Phil. Op. Филипп Опунтский (IV в.) Epinom. " Послезаконие» Philol. (Лебедев) Филолай из Кротона (V в.) (ред. А. В. Лебедева) Платон из Афин (V-IV вв.) " Апология Сократа» " Кратил» Hipp. mai. " Гиппий больший» Hipp. min. " Гиппий меньший» " Законы» " Менон» Phaed. " Федон» Phileb " Филеб» " Протагор» " Государство» " Софист» " Тимей» Plaut. Т. Макций Плавт (Ш-И вв.) Porph. Порфирий из Тира (III в. н. э.) In Ptolem. Harm. " Комментарий к “Гармонике” Птолемея» (During) Isag. " Исагога» («Введение в “Органон” Аристотеля») Prisc. Прискиан из Цезареи (VI в.). «Грамматические Probi (K) наставления» " Добавления Проба» (IV в. ?) (ред. Н. Keil) Procl. In Eucl. Комментарии к I книге “Начал” Евклида Клавдий Птолемей (II в.) " Математическое собрание» («Альмагест») Geogr. " Руководство по географии» " Четверокнижие» Pyth. (Лебедев) Пифагор Самосский (VI-V вв.) (ред. А. В. Лебедева) Quint. М. Фабий Квинтиллиан (I в. н. э.). «Наставление оратору»

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Дионисий Халкедонский II 106. Дионисий, «Критика» I 38. Дионисий VI 43. Дионисий VIII 47. Дионисиодор II 42. Диоскурид, «Записки» I 63. Диотим X 3. Дурид I 22, 74, 82, 89; II 19; «О живописи» I 38; «Времена» I 119. Еванф Милетский I 29. Евбул, «Продажа Диогена» VI 30. Евбулид II 41; «О Диогене» VI 20. Евдем Родосский I 9; «История астрономии» I 23. Евдокс Книдский, «Объезд Земли» I 8, 29; VIII 90; IX 83. Евдром VII 39, 40; «Начала этики» VII 40. Евмел, «История» V 6. Евполид, «Льстецы» IX 50; «Невоеннообязанные» III 7. Еврипид, «Андромеда» IV 29; «Беллерофонт» IV 26; «Иксион» IX 55; «Ликимний» III 63; «Паламед» II 44; «Фаэтон» II 10; «Электра» VII 172, ср. I 56; II 33, 78; III 6; IV 35, 51; V 3; VI 36, 55, 98, 104; VII 22, 179, 182; IX 60, 71. Евтифрон I 107. Евфант, «История» II 141. Евфорион III 37. Зевксид, «Двоякие рассуждения» IX 106. Зенодот VII 30. Зенон Китийский VII 8–9, 84, 110, 120, 127, 148, 149, 150, 157; VIII 48; «Государство» VII 121, 129, 131; «Изречения» VI 91; «О страстях» VII110; «О сущности» VII 134; «О целокупности» VII 136, 142, 143, 145, 153; «О человеческой природе» VII 87; «Об учении» VII 39, 40. Зенон Тарсийский VII 41, 84. Зенон Элейский IX 72. Зоил из Перги VI 37. Идоменей II 19, 60; III 36; «О сократиках» II 20. Иероним Родосский I 27; II 26; VIII21, 57, 58; IX 16, 112; «О воздержании от суждений» II 105; «Разрозненные заметки» I 26; II 14. Ион Хиосский I 120; II 23; «Триады» VIII 8. Исидор Пергамский VII 34. Истр Александрийский II 59. Каллий, «Пленники» II 18. Каллимах I 80; II 111; IX 17, 23; «Таблицы» VIII 86; «Ямбы» I 23, 25, 28 и сл. Карнеад X 26. Кассий VII 32, 34. Кеней IV 2. Керкид Мегалопольский (или Критский), «Мелиямбы» VI 76 и сл. Клеанф VII 41, 84, 89, 91, 92, 127, 128, 139, 142, 157; «О деньгах» VII 14; «О наслаждении» VII 87; «Об атомах» VII134. Клеарх из Сол I 30, 81; «О воспитании» I 9; «Похвальное слово Платону» III 2. Клеобул I 89, 90, 91, 93. Клеомен, «Педагогик» VI 75. Клеон III 61. Клитарх I 6. Клитомах, «О школах» II 92.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

последний митрополит русский из греков; происходил из Фессалоник. По посвящении Константинопольским патриархом (см. о нем предыдущ. замеч) в митрополиты Киевские Исидор прибыл в Москву весною 1437 г. Здесь он убедил вел. кн. Василия Васильевича Темного отпустить его в Италию на Ферраро-Флорентийский собор (см. примеч. 7). 8 сентября 1437 г. Исидор выехал из Москвы в сопровождении Авраамия, еп. Суздальского и около ста духовных и светских лиц. В 1438 г. Исидор прибыл в Италию в Феррару, где заседал собор, вскоре перенесенный в Флоренцию. На соборе Исидор заявил себя ревностным сторонником унии, за что был сделан папою кардиналом с именем апостольского легата для всех северных земель. Отправляясь в Россию, он на пути еще из Венгрии разослал грамоты в епархии литовские, русские и ливонские, где извещал о соединении церквей. На Волыни Исидор поставил епископа Даниила, согласившегося на унию, в Киеве кн. Александр дал Исидору, как «отцу своему митрополиту», грамоту на всю свою отчину, хотя Киевская летопись утверждает, что Исидора изгнали из Киева. Весною 1441 г. Исидор прибыл в Москву, привезя с собою дружественное послание папы вел. кн. Василию. На первой же литургии в Успенском соборе Исидор вместо Константинопольского патриарха помянул папу Евгения, а по окончании богослужения диакон с амвона прочел постановление Флорентийского собора. Великий князь Василий тут же в храме стал изобличать Исидора; затем посадил его под стражу в Чудовом монастыре, созвал собор, который признал постановления Флорентийского собора противными древнему православному учению. Осенью того же 1441 г. Исидор бежал в Тверь, но вел. кн. Тверской посадил его под стражу. Из Твери Исидор убежал в Новгород литовский, а отсюда — в Рим. При осаде турками Константинополя Исидор находился в стенах города, предлагая императору Константину помощь папы, если греческое духовенство примет постановления Флорентийского собора. По взятии Константинополя Исидор попал в плен туркам, но ушел из неволи в Рим; он умер здесь в 1462 г., нося звание Константинопольского патриарха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Повествование начинается с объяснения, что означает слово «христиа­нин», а также что такое « Церковь » и почему она называется «кафоли­ческой» (книга I, глава 1). Очевидно, что Исидор считает необходимым, прежде чем перейти к рассказу о богослужении, дать соответствующие разъяснения о сообществе людей, которые его совершают. Следующая глава посвящена храму в библейском понимании (I, 2). Затем речь идет о хоре как о группе церковных певчих (I, 3). Святой Исидор отсылает читателя к эпизодам из священной истории, и прежде всего – к переходу Моисея через Красное море во время бегства евреев из Египта. За повествованием о певчих следует разъяснение о видах пес­нопений: Исидор последовательно рассказывает о «песнях», «псалмах», «гимнах», «антифонах», «молитвах» и «респонсориях» (I, 4–9). В этих главах он не ограничивается примерами из Священного Писания и прибегает к свидетельству древней церковной традиции. Повествуя о псалмах, Исидор упоминает блаженного Августина , первый раз прямо ссылаясь на его «Испо­ведь». В главе о «гимнах» он упоминает епископов Илария Пиктавийского и Амвросия Медиоланского . Далее он демонстрирует свою осведомленность о происхождении антифонного пения у греков и латинян и рассказывает о способе респонсорного исполнения. Установление церковной молитвы Исидор прямо возводит ко Христу, указывая на то, как Он научил Своих учеников молитве «Отче наш» ( Мф 6:9–13 и Лк 11: 2–4 ). В трех следующих главах говорится о Священном Писании (I, 10–12). Исидор повествует о публичном чтении библейских книг за богослуже­нием, о делении на Новый и Ветхий Завет и о библейских авторах. Здесь же он касается вопроса канона Священного Писания . Говоря о Библии, святой Исидор дает в этих главах гораздо более подробные разъяснения, чем в начале книги. Раскрыв тему Священного Писания, Исидор Севильский возвраща­ется к богослужебной практике. Глава, которая следует далее, называет­ся De laudibus («О хвалах»; I, 13). Фактически, это первая глава, в кото­рой автор прямо касается литургической традиции древней Испанской Церкви 17 . После изложения общих вопросов, связанных с хвалебными песнопениями и со смыслом пения «Аллилуия», он переходит к кон­кретным богослужебным обрядам. Упомянув о хвалебном пении в ли­тургической традиции Северной Африки, он говорит о песнопении, используемом на мессе современного ему испанского обряда. Исидор указывает, что пение хвалы с «Аллилуия» во все время года, кроме периода Четыредесятницы, является древней испанской традицией 18 . Также он уточняет структуру хвалебного песнопения: возглашению «Аллилуия» предшествует псалмический стих 19 . Это свидетельство Исидора Севильского согласуется с содержанием сохранившихся ли­тургических книг испано-мосарабского обряда. Laudes – именно так называется песнопение, которое исполняется в этом месте на мессе после чтения Священного Писания 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Блаженный Исидор был священником в городе Дерпте при храме святителя Николая, тогда как другой священник Иоанн благоговейно служил там же при другом храме святого Георгия. Та и другая церковь издавна существовали в Дерпте, в Русском конце. Так видны они по опи­санию путешествия митрополита Исидора на запад 30 . По договору с Мо­сковским великим князем Иоанном III ливонские немцы в 1463 году обязались оказывать особенное покровительство православным в Дер- пте «и то держати по старине и по старинным грамотам» 31 . Но немцы, тогда усердные слуги папы, нипочем считали свои клятвы; они вздумали принуждать русских к унии, то ласками, то угрозами. Когда же то и дру­гое оказалось бесполезным, они стали употреблять насилия. Священ­ник Иоанн удалился во Псков. Исидор остался беречь паству и смело говорил о преимуществах Православия. Дерптский бургомистр злобно восстал на праведного священника и его паству. Сделав донос бискупу и городскому начальству, что Исидор и его прихожане хулят папу и его веру, он разжег в бискупе фанатическую злобу против православных. В праздник Богоявления Исидор с прихожанами вышел на реку Амовжу для освящения воды святым крестом. Посланные бискупом представили Исидора и бывших с ним к бискупу и городскому начальству. Паписты потребовали повиновения папе. Исидор дал отчет, почему он осуждает папу Евгения с его учением. Бискуп велел бросить Исидора и бывших с ним в тюрьму. Затем рыцари и старшины города приглашены были бискупом на общий совет. Блаженный Исидор убеждал духовных детей своих быть твердыми в святой отеческой вере: «Если умрем за святую истину, – говорил он, – Бог причтет нас к мученикам». Совершив мо­литвенные пения, Исидор причастился Святых Таин запасными дарами и причастил всех бывших с ним. Затем пропели они песнь мученикам: «святые мученицы, иже добре страдавшие и венчавшиеся, молитеся ко Господу спастися душам нашим». Их привели в ратушу. Бискуп говорил Исидору и его дружине: «Послушайтесь, примите опресночную служ­бу; вера у нас одна; по крайней мере, теперь, пред судом таких важных лиц, скажите, что вы ошибались, порицая служение наше». Твердые исповедники отвечали: «Мы те же, что были и прежде; делай с нами, что тебе угодно». Бискуп и его почтенный совет приказали бросить всех в Амовжу, в устроенный Иордан. Так Исидор в священнической одежде и с ним 72 человека утоплены были в Иордане. В числе их была молодая мать с трехлетним ребенком. Ребенка немцы вырвали из рук матери, но он, видя утопающую мать, с криком рвался к ней; его по­ложили вблизи проруби, и он, перекрестясь трижды, упал в прорубь. Это было 8-го января 1472 года. Когда открылась весна и пошла вода, на берегу Амовжи, в трех верстах от Дерпта, тела страдальцев найдены все в одном месте, лицом к востоку, ничем не вредимые; посредине их лежал блаженный Исидор в священнической одежде. Православные приезжие купцы похоронили иных на том же месте, а других перевезли в Дерпт и положили у церкви, в земле 32 . Память Святого Григория, Епископа Болгарского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010