Следует теперь с ясным и глубоким взглядом его на внешнее и внутреннее состояние избранного народа и всего мира, с величием и силою его духа взять в соображение и его веру, которой он был предан всеми силами и во свете которой смотрел на всё, – как то свойственно всякому праведнику. И можно отчасти понять, каково должно быть, при известных уже нам нестроениях его современности, сокрушение его о себе, о народе и всём мире, каково должно быть его стремление помочь общей нужде и беде, сдерживаемое разве только смиренным сознанием своей немощи и недостоинства и, при страхе всеобщей гибели, какова должна быть его преданность и молитва к Богу, обетовавшему спасти Церковь . Это соображение изъясняет, как приготовлялся Исайя к пророческому служению и как, наконец, возвысился к тому выспреннему видению, которым он был призван на это служение; с другой стороны обстоятельства этого самого видения подтверждают наше соображение. Не иначе как живейшим и усильнейшим стремлением и преданностью к Богу можно было ему достигнуть того, чтобы пред ним открылся горний мир, и он узрел «Господа, седяща на престоле высоце и превознесенне,... и серафимов, стоящих окрест Его» ( Ис.6:1,2 ). Как бы прямо на вопль пророка о мраке, облегавшем всю землю, раздается торжественная серафимская песнь: «исполнь вся земля славы» Господа. Смирение и сокрушение о себе и ближних тут же само собою выразилось у него: «о окаянный аз, яко умилихся, яко человек сый, и нечисты устне имый и посреде людий нечистыя устне имущих аз живу, и Царя Господа Саваофа видех очима моима». И как скоро был он очищен и подъят благодатию, то не обинуясь выразил, пред Самим Богом и ангелами Его, и пламенное свое стремление послужить общему спасению: «и слышах глас Господа глаголюща: кого послю и кто пойдет к людем сим? и рекох: се аз есмь, посли мя». Так Исайя всеми силами своей души, и всеми плодами воспитания и опыта – предался в орудие Духа Святаго, Который и совершил его в сосуд слова Божия: «и рече: иди и рцы людем сим» ( Ис.6 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Рассказ о призвании Исайи (глава 6) описан в конце первой части, а не в самом начале книги (как у пророков Иеремии и Иезекииля). Рассказ объясняет, откуда взялась в Исайе страсть по святости Бога и пессимизм относительно духовного состояния Израиля. Исайя видит Святого Бога, сидящего на троне, и осознает свою греховность (6:15). Теперь становится ясно, почему Исайя так любил называть Бога «Святой Израилев», именем, которое встречается одинаково часто и в первой и во второй части. Исайя беспощаден к грехам Иуды, потому что Бог свят. Народ Божий должен жить в страхе и покорности, но вместо этого живет в невежестве, заносчивости и совершенном непослушании. Так не должно быть и не может долго продолжаться. Но люди настолько ожесточились и очерствели, что проповедь Исайи только ухудшит положение, и они продолжат стоять на своем (6:912). Стихи 910 с отрицанием слышания и видения, определяют важный двойственный лейтмотив всей книги. Израиль, как и идолы, слеп и глух, но Израиль также призван на суд, чтобы услышать и увидеть (особенно после главы 40). Раб – это образец того, кто слышит, видит и проявляет покорность. 775 Главы 712. Эти главы, помещенные в исторический контекст, поднимают насущный вопрос: верен ли Бог и доверится ли Богу Иуда? Глава 7, следующая сразу за главой 6, иллюстрирует ожесточение сердца Иуды на примере царя Ахаза. Перед нависшей угрозой, он не желает довериться Господу, не обращает внимания на знамение и получает заслуженное наказание Божье. Но Бог все же показывает знамение, и через обещанного Еммануила (7:1017, 8:58), обещанного царя (9:27) и обещанного потомка Давида (глава 11), дает уверенность в том, что остаток спасется и будет восстановлен в земле. В этих словах звучит самое важное мессианское заявление всей книги. По описанию пророка Исайи, Мессия будет потомком Давида, исполненный Святого Духа, Он принесет с собой новую эру мира и праведности и станет основателем новой общности людей. В этих словах звучит критика существующего царя и преобладающей политики царского двора. 776

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Посему так говорит Господь Бог: Вот Я полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, Краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится. (28,16) Надежда на Остаток была тесно связана с мессианскими чаяниями пр. Исайи. «Краеугольный камень» — это и святой Остаток, сохранивший верность, и Сам Мессия — Основатель Царства Божия. Говоря об обращенных иудеях, ап. Павел отождествляет их с Остатком, о котором пророчествовал Исайя: «Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился Остаток» (Рим 11,5; ср. 11, 25–27). 5. Мессианство у пр. Исайи. Пророку было открыто, что наступит время, когда падут земные царства с их войнами и жестокостями и один Господь воцарится над миром. Начало этому Царству Божию будет положено в Иерусалиме, но распространится оно на все народы. В связи с этим Исайя приводит пророчество, которое в более полном виде содержится в Кн. пр. Михея. Экзегеты не пришли к единому мнению, какой из пророков был автором этого текста: Исайя или Михей, или же оба они взяли его у неизвестного третьего пророка (см. Толковая Библия, т. 7, с.253). Но в целом текст вполне соответствует тому Откровению, которое запечатлелось в писаниях Исайи: И будет в последние дни: гора дома Господня Будет поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы . И пойдут многие народы и скажут: Придите и взойдем на гору Господню в Дом Бога Иаковлева. И научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне — из Иерусалима. И будет Он судить народы, и обличит многие племена; И перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы; Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. (Ис 2,2–4) Если первая часть пророчества исполнилась с приходом в мир Христа Спасителя, то вторая — относится к тем временам, когда евангельские идеалы настолько проникнут в человеческие отношения, что станут определять жизнь народов. В наше столетие такая надежда может казаться несбыточной. Но и во дни Исайи войны бушевали повсеместно. И все же пророк возвестил это откровение о будущем и верил в конечное торжество Добра.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Таким образом, ассирийско-вавилонский плен можно считать образом духовного плена, а освобождение от него и возвращение в землю обетованную – прообразом спасения людей Господом Иисусом Христом. В мессианском смысле можно истолковать и следующие слова пророка Осии: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» ( Ос. 13, 14 ). Эти слова повторяются святым апостолом Павлом в 1Кор 15, 55 и святителем Иоанном Златоустом в Огласительном слове на Пасху. 1.4. Пророчества о Мессии в книге пророка Михея Пророк Михей жил в 740–695 гг. до Р.Х., во время властвования трех правителей: Иоафама, Ахаза, Езекии. Эти три правителя упоминаются в Мих. 1, 1 . Михей был последним пророком VIII века до Р.Х. Примечательно, что Амос, Осия и Исайя, пророчествовавшие в этом же столетии, предвозвещали только о наказании еврейскому народу. Михей же прямо говорит о грядущем уничтожении Иерусалима – центра ветхозаветного иудейского мира. За ним, по выражению протоиерея Александра Сорокина, «закрепилась репутация пророка неотвратимой погибели» 21 . Это пророчество Михея звучит следующим образом: «Посему за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» ( Мих. 3, 12 ). О предсказании пророка говорится и книге пророка Иеремии – первого пророка Вавилонского периода: «Михей Морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя Иудейского, и сказал всему народу Иудейскому: так говорит Господь Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего – лесистым холмом» ( Иер. 26, 18 ). Во время правления Иоафама отношения иудеев разных классов были очень напряженные. При нем проходил свое служение также пророк Исайя. Оба пророка – и Михей, и Исайя – упоминают о своевольных иудейских князьях и старейшинах, ведущих себя безнаказанно. Что же касается Ахаза – второго правителя, при котором проходило служение Михея, то он был человеком слабохарактерным и трусливым, и к тому же – идолопоклонником. Эта приверженность царя «оттолкнула от него подданных в первые же месяцы его царского правления» 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Если объяснить родителям, как нехорошо, что ныне все школы в Японии – без всякого вероучения, и как опасно оставлять детей расти атеистами, то, конечно, многие из них охотно будут по воскресеньям посылать своих детей в христианскую школу. – Принято к сведению это предложение, и только, – что весьма жаль – значит, ничего и не будет сделано. Исайя Мидзусима по поводу сего предложения говорил, что нужны православные книжки с картинками да нужно лучше издавать их – кана-де неудачна, или книги трудно читаются; я отослал его толковать о сем с Саввой Хорие и Павлом Накаи; со своей стороны тоже всегда стою за возможную простоту и понятность книг. – Потом прочитали адрес мне – благодарность за посещение, как будто это не прямая моя обязанность, – В заключение все снялись группой, для чего фотограф нарочно выписан был из Окаяма. Вечером, с восьми часов, говорились проповеди для язычников; говорили пятеро: о. Никита, Павел Окамура, Яков Фудзии, Исайя Мидзусима и я. О. Никита на слова: «Прииди и виждь», – о разных видах идолопоклонства и прочее – малопонятное для язычников; Павел Окамура – кратко очертил все христианское вероучение – говорил мастерски, только очень скоро; Фудзии на слова «Собирайте для себя сокровище на небеси», ибо земное гибнет – скучновато говорил; лучше всех сказал Исайя Мидзусима, на слова: «Все испытующе доброе держите»; говорил против клевещущих на христианство, будто оно «махоо цукай», или вредно для государства, или не учит почитать родителей и прочее; после каждого пункта прибавлял «коре мина атамано маруии сенсей юу» (бонзы), – «хана-но сита сабисику наруо [?] кора», – переходя этим к опровержению, в котором говорил, что сам изучил и нашел совсем наоборот… Я говорил вторую проповедь к язычникам – о трех служениях Спасителя, о Церкви, в которой он положил учение и таинства, о том, что Церковь одна, и о таинстве крещения. По окончании проповеди к оставшимся говорил, что без христианства Япония, несомненно, скоро разбогатевши, погибнет от роскоши и других пороков, не сдерживаемая религией, каковою ни одна из досельнишних религий уже не может быть, как […] Японией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

И снова Исайя: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» ( «прострох руце Мои весь день к людем непокаряющымся и противу глаголющым, иже не ходиша путем истинным, но вслед грехов своих») ( Ис. 65:2 ). А что крест Христов и его образ досточтим и достопокланяем, также и об этом учат пророки. Давид говорит: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» ( «дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука») ( Псал. 59:6 ). И опять: «покажи на мне знамение во благо, да видят ненавидящие меня и устыдятся» ( Псал. 85:17 ). А устами пророка Иезекииля Бог говорит: «На челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, ...сделай знак. И идите, ...и поражайте, ...и не щадите. Старика, юношу и девицу, и младенцев, питающихся материнским молоком, бейте до смерти, но не троньте ни одного человека, на котором знак» (Иезек. 9:4–6). И Соломон говорит: " Благословите древо, чрез которое бывает правда!» ( Прем.14:7 ). А Исайя говорит о том, откуда и какие были деревья, составлявшие крест: «Кипарисом и певгом и вместе кедром прославишь место святилища Моего» ( Ис. 60:13 ). Моисей же, бросив кусок дерева в Мерру, сделал горькие воды сладкими, прообразуя этим Христов Крест, усладивший мир, который был проникнут горечью демонов. И жезл Моисеев, разделивший скалу, прообразовал этим Крест Христов, разверзший человеческие сердца и вложивший в них благодать Святого Духа. 4 . И это поистине путь жизни, и все, остающиеся на нем, живут. Оставившие же его получат смерть и бесконечное наказание. Закон и пророки возвещают Святую Троицу. И поистине, возвещенный пророками и законом, грядущий во имя Господне – Господь Иисус Христос , Он не иной кто-либо, как только рожденный в Вифлееме иудейском от Девы и Богородицы Марии при кесаре Августе. Не принимающий Его и не верующий в Него – отступник от Бога, и да будет ему анафема. Поэтому Исайя, говоря о вас, впавших в заблуждение, восклицает: «Народ мой пойдет в плен за то, что на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют» ( «пленни быша людие мои, за еже не ведети им Господа») ( Ис. 5:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

О природе Мессии и о величии Его дел свидетельствуют также те имена, которыми Его наделяли пророки, называя Его: Лев, Давид, Ангел Завета, Отрасль, Бог Крепкий, Эммануил, Советник, Начальник мира, Отец будущего века, Примиритель, Звезда, Семя Жены, Пророк, Сын Божий, Царь, Помазанник (Мессия), Искупитель, Избавитель, Бог, Господь, Раб (Божий), Праведник, Сын Человеческий, Святой Святых. Пророчества о Царстве Мессии: очищение грехов (Ис. 59:20–21, Иер. 31:31–34, Иез. 36:24–27, Дан. 9:24–27, Зах. 6:12 и 13:1), сообщение людям праведности и чистого сердца (Иер. 31:31, Иез. 36:27), заключение Нового Завета (Ис. 55:3 и 59:20–21, Иер. 31:31–34, Дан. 9:24-2), обилие благодати (Исайя 35:5, 44:3, 55:3 и 59:20–21, Иоиль 2:28–32, Зах. 12:10–13), призвание язычников (Пс.21:28, 71:10–17, Исайя 2:2, 11:1-10, 42:1-12, 43:16–28, 49:6, 54:12–14, 65:1–3, Дан. 7:13–14, Аггей 2:6–7), распространение Церкви по всей земле (Исайя 42:1-12, 43:16–28, 54:12–14), непоколебимость и непреодолимость (Ис. 2:2–3, Дан. 2:44, Дан. 7:13, Зах. 9:9-11), уничтожение зла, страданий (Числа 24:17, Ис. 11:1-10), утверждение радости (Ис. 42:1-12, 54:12–14, 60:1–5, 61:1–4), воскресение плоти (Иов 19:25), уничтожение смерти (Ис. 26 гл., 42:1-12, 61:1–4, Зах. 9:9-11, Ос. 13:14), познание Бога (Ис. 2:2–3, 11:1-10, Иер. 31:31–34), торжество истины и справедливости (Пс. 71:10–17, 109:1–4, Ис. 9:6–7, 11:1-10, 26 гл., Иер. 23:5), слава торжествующей Церкви (Ис. 26–27 главы). Уподобление Царства Мессии горе: Пс. 2, Ис. 2:2–3, 11:1-10, 26 гл. Дан. 2:34. б) В хронологическом порядке Книга Бытия 3:15 Семя Жены сотрет главу змия 22:18 О благословении в Потомке Авраама 49:10 Примиритель из колена Иуды Числа 24:17 Звезда Иакова Второзаконие 18:18–19 Пророк подобный Моисею Иов 19:25–27 Об Искупителе, Который воскресит 2 Царств 7:13 Вечность Мессианского Царства Псалмы (цифры в скобках соответствуют Еврейской Библии) 2-й (2) Мессия — Сын Божий 8 (8) Хвала младенцев при входе в Иерусалим 15 (16) Его плоть не увидит тления 21 (22) Крестные страдания Мессии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

В ожерелье обителей, расположенных в горном массиве Троодос, монастырь Киккос считается особой благодатной жемчужиной. Полное наименование обители звучит так: Царский Ставропигиальный Свято-Киккский монастырь Божией Матери. Возведенный на высоте 1200 м над уровнем моря, среди буйной растительности, он был основан по повелению византийского императора Алексея I Комнина (1081 – 1118), а потому и имеет почетное название Царского. Престолом Пресвятой Богородицы уважительно называют этот монастырь киприоты за хранящуюся здесь одну из самых чтимых святынь Кипра, чудотворную икону «Богоматерь Милосердия» – «Панайя Кикотисса», написанную, по преданию, святым апостолом Лукой еще при Ее жизни. Сама обитель была возведена специально для сохранения этого чудотворного образа, который был перенесен сюда из Константинополя. А история перенесения святыни обросла за многие века множеством противоречивых подробностей, но главная канва такова. Когда-то в горах Троодос подвизался монах-отшельник Исайя. Однажды здесь охотился наместник византийского императора на Кипре Мануил Вутомис и заблудился. Он долго искал дорогу, пока не наткнулся на святого подвижника, которого грубо обругал и даже ударил. Вскоре наместника поразил тяжелый недуг, который оказались бессильны вылечить все местные лекари, но, вспомнив об обиженном им отшельнике, он послал слуг привести его, дабы извиниться. Доставленный к наместнику Исайя, приняв извинения, помолился о его здоровье, и вся хворь вельможи скоро прошла. Неожиданно выздоровев и осознав благодатную силу монашьей молитвы, Мануил пообещал выполнить любое его пожелание. Но, к его удивлению, Исайя попросил привезти из Константинополя драгоценную икону Пресвятой Богородицы, написанную святым Лукой и хранящуюся в покоях императорского дворца, сказав при этом, что такова воля Самой Царицы Небесной. Эта икона, по преданию, первоначально находилась в Египте, куда была отослана апостолом Лукой. Но после арабских гонений на христиан икона была в 980 г. перевезена в Константинополь.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Тайновидец-мистик и активный участник общественной жизни, сын Амоца гармонически сочетал в себе то, что, казалось бы, невозможно соединить. Он был предтечей тех подвижников христианства, которые стремились подчинить мир духовным идеалам. Исайя по праву должен быть признан одним из крупнейших писателей Израиля. Он довел до классического совершенства форму проповеди-поэмы, которая появилась у предшествовавших ему пророков. Он преодолел их трогательное косноязычие, в котором еще звучал невнятный экстатический лепет. Исайю можно назвать еврейским Эсхилом. Его монологи дышат огромной эпической силой; он любил величественные образы, грандиозные картины и смелые обороты речи. Ренан, умевший тонко ценить восточную поэзию, утверждал, что Исайя «представлял собой почти единственный пример великого творца религиозной системы, который был в то же время великим писателем». Пророк, по его словам, «пишет как грек: мысль и слово доходят у него до того высшего предела полноты, за которым разбиваются рамки слова или оказывается бессильной мысль» [ 2 ]. Когда мы обращаемся к Книге Исайи в ее современной форме, то необходимо помнить, что она есть сборник речей, составленный его учениками. Не все в этом сборнике принадлежит самому пророку, часть написана его последователями. Для того чтобы выделить подлинные проповеди Исайи и расположить их в хронологическом порядке, потребовалась работа нескольких поколений богословов. Для составителей древней антологии важно было прежде всего сохранить учение пророка и его школы. Между тем литературный анализ книги помог восстановить последовательность речей в связи с этапами внешней и внутренней биографии Исайи [См. приложение «Книга пророка Исайи»].   Исайя родился в Иерусалиме около 765 года и, согласно преданию, принадлежал к царскому роду. Даже если считать это свидетельство легендой, он, несомненно, был членом аристократической семьи. Разговаривая с царями или первосвященниками, пророк держался с ними как равный; его осведомленность о жизни двора и сановников, его блестящий стиль и вообще та роль, которую он играл в городе, — все это указывает на знатное происхождение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

  В следующих своих пророчествах Исайя раскрывает новые подробности о чудесном Младенце, который родится от Девы. Так, в 8-ой главе Исайя пишет, что народ Божий не должен бояться козней своих врагов, потому что замыслы их не осуществятся: «Разумейте народы и покоритесь: Ибо с нами Бог (Эммануил)». В следующей главе Исайя говорит о свойствах Младенца Эммануила «Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах (плечах) Его, и нарекут Имя Ему: Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6–7). Как имя Эммануил, так и другие имена, данные здесь Младенцу, не являются, конечно, собственными, а указывают на свойства Его Божественной природы.   Предсказал Исайя о проповеди Мессии в северной части св. Земли, в пределах колен Завулона и Неффалима, которую называли Галилеей: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее — возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий, на живущих в стране тени смертной воссияет свет» (Ис. 9:1–2). Это пророчество приводит Евангелист Матфей, когда описывает проповедь Иисуса Христа в этой части св. Земли, которая была особенно религиозно невежественной (Мт. 4:16). В священном Писании свет есть символ религиозного знания, истины. В более поздних пророчествах Исайя нередко называет Мессию еще другим именем — Отрасль. Это символическое имя подтверждает более ранние пророчества о чудесном и необычайном рождении Мессии, а именно, что оно состоится без участия мужа , подобно тому, как отрасль, без семени, рождается прямо из корня растения. «И произойдет Отрасль от корня Иесеева (так звали отца царя Давида), и ветвь произойдет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:1). Здесь Исайя предсказывает о помазании Христа семью дарами Святого Духа, то есть всей полнотой благодати Духа, что осуществилось в день Его крещения в реке Иордан.   В других пророчествах Исайя говорит о делах Христа и Его качествах, в особенности, о Его милосердии и кротости. Приводимое ниже пророчество приводит слова Бога Отца:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010