Народу предсказывается рабство и лишение жертв и Откровения (3:3–4). Но, как и другие пророки-утешнетели, Осия не лишает покаявшихся надежды на спасение: в пустыне они вспомнят о Боге, взыщут Давида, царя своего (3:5), Господь остаток народа спасет от смерти и ада (13:13–14) и «непомилованную снова назовет помилованною» (2:10–11). Христос Спаситель неоднократно повторял евреям слова этого пророка: «милости хочу, а не жертвы» (Ев. Мф.12:7; ср. Ос.6:6 ); и Ап. Павел призвание язычников в Церковь основывал на словах Осии ( Рим.9 ; ср. Ос.1:10; 2:23 ). 6) Современником Осии в царстве иудейском был ветхозаветный евангелист Исайя, проходивший свое служение при четырех иудейских царях (с 757 г. до 696 г.). Личность этого пророка, окончившего, по преданию, жизнь мученически за свои грозные обличения, делает и книгу его, в 66 глав величиною, предметом тщательного изучения со стороны одних, объектом яростной критики со стороны других Пытаются доказать, что в этой книге соединены речи двух лиц – перво и второ-Исаии. Христианское предание не знает этого разделения и всю книгу считает творчеством одного лица. Книга начинается обличительною речью пророка по адресу вождей народа иудейского, пытавшихся лицемерным соблюдением обрядов заменить недостаток религиозного чувства. За грехи и пороки царей и народа пророк грозит иудеям бедствием от ассирийцев, а потом и от народа «отдаленного», который отведет внуков Езекии царя в плен вавилонский. Но мысль пророка не ограничивается кругозором своего народа, он видит в будущем разрушение и языческих царств – ассирийского, идумейского, финикийского, египетского и моавитского. Но в то время, как «остатку» этих царств обещается спасение, в смысле обращения к Богу, одному Вавилону, поработителю Иудеи, возвещается вечное запустение и адская погибель (гл. 13 и 14). Судьба народа иудейского особенно занимала пророка. Исаия предсказывает, что «плен вавилонский» продлится лишь «малое время», что Кир – «помазанник Божий» отпустит евреев из плена (45:1). Из плена же греховного изведет человечество другой Помазанник Божий, из корня Иессея возросший (11:1), Еммануил, чудесно рожденный от Девы (7:14), Бог крепкий, Властитель, который сядет на престоле Давидом и укрепит его судом и правдою (2, 9, 11 гл.). Он освободит иудеев от всех врагов их и будет царем беспредельного царства (8–10 гл.). В этих неправильно понятых пророчествах Исаии заключается ключ к разгадке неверия евреев в Иисуса Христа. Исаия предсказывал и это неверие, когда, начиная речь о другой стороне в служении Мессии, предсказывал Его смиренную жизнь, как раба Иеговы, всеобщее к Нему презрение, крестную смерть и искупительно-жертвенное значение ее для всего мира (53 гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Попоян Постник (8) 42. Серапион Курцов 35. Серапион 37. Серапион (39) 38. Георгий 43. Пимен Черный 36. Пимен 39. Пимен 40. Макарий (40) 44. Леонид 37. Леонид 41. Леонид 45. Александр 38. Александр Очевидно, что в списке иконописного подлинника наблюдаются частые сбивки в нумерации, причём иногда значительные (так, например, Иоанн Попоян, занимавший кафедру в 1108−1130 гг., оказался в перечне Титовского списка под 35 номером, предшествуя Серапиону, который архиепископствовал с 1506 по 1509 г. Евфимий I Брадатый и Евфимий II, которые следовали друг за другом, оказались разделены тремя именами, и т. д.) Среди имён новгородских владык в иконописном подлиннике читаются имена, которых нет в других списках: Исайя, Исидор и Георгий. Возможно, все отмеченные ошибочные чтения были сделаны составителем Титовского списка, хотя нельзя отрицать вероятности того, что уже протограф перечня иконописного подлинника имел ряд дефектов Следующий, за этим списком, перечень Ростовских архиепископов, является простым перечислением. На л. 10 об.−12 читается второй Список, сопровождённый описаниями, присущими толковым иконописным подлинникам – «Митрополиты царствующаго града Москвы посл котораго которой былъ митрополитъ на Москв, сколко лт былъ описуетъ и на престол, и подобие образа их зд». Запись о каждом из митрополитов имеет киноварную нумерацию, кроме последних – после 21 имена двух митрополитов не были пронумерованы. Всего в списке 23 имени. Записи, в отличие от перечня новгородских владык, можно разделить только на два типа: 1) полная запись, в которой указано имя митрополита, количество лет пастырского служения, его описание; 2) запись о святых митрополитах, в которой есть сведения об имени митрополита, сроке его пастырского служения и отсылка к календарному иконописному подлиннику. В качестве примера приведём самое начало перечня: «1. Блаженный митрополитъ Максимъ, родомъ грекъ, пас церковь 22 лт. А подоб(ием) рус, брада Златоустаго. В бломъ клобук и сак лазоре киноварь, испод голубецъ амфор и Еуангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Уа, разоряяй церковь !». Ты пришел осудить наши предания, вздумал переменить порядки нашей религиозной жизни, которые вам так дороги; Ты хвалился, что в три дня создашь новые: так терпи же то, что терпишь: сойди с креста и спаси Себя сам. Нам было Тебя не переспорить: Ты думал любовью и правдою устроить на земле мир и не пожелал присоединиться к нам: теперь пусть видят все, куда привели Тебя Твои добродетели. Так думал поругаться Христу диавол, говоривший в сердцах сей обезумевшей толпы. Казалось, что не стало на земле правды: ложь и злоба, вменившая Христа со беззаконными, как-будто окончательно и на веки воцарилась в мире. Многих праведников казнила она, многих изгнала пророков, еще недавно обезглавила «большего всех, рожденных женами» ( Лк. 7:28 ), а ныне пригвоздила ко кресту Святейшего из святых, так что затрепетала сама природа: «и тьма бысть по всей земли и померче солнце, и завеса церковная раздрася посреде» ( Лк.23:45 ). Никогда не видело солнце такого страшного злодеяния, никогда не обагрялась земля Божественною кровью, ни прежде, ни после сего, ни во веки. Но Бог благий и праведный Судия, превыше всех: и когда для плотского ума виделось посрамление правды и торжество зла, когда умирало «Солнце правды» на поносном древе, осужденное беззаконными злодеями, а самые злодеи, рукоплеская, торжествовали: тогда же на небе совершися приговор на укрепившегося князя мира сего, тогда пришел суд на всякое зло и творящего злое ( Ин. 12:31–34 ; Рим. 1:18; 2:9–11 ). Своею вольною страстью Господь открывает нам, что стыд и позор не во внешнем уничижении, а в грехе, что слава и правда не в силе внешней, а в чистоте сердца. У Него отнимают земную жизнь, но здесь же зачинается новая жизнь благодати. «Когда душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрет потомство долговечное»,– говорит о Христе Исайя (53:10). С тех пор, как пострадал Господь, всем стало ясно, в чем горе и смерть, все стали различать правого от сильного, все осуждают не Распятого, но – его распинателей. Они стали предметом общего омерзения и ужаса, а Он стал нашим Светом, нашею Жизнью, нашим Оправданием Поносное древо казни стало достопокланяемым знамением победы, надеждою спасения, а то Лобное место, на котором Его вменили со беззаконными, изображается днесь пред нашими глазами посреди священного храма как святыня, и пред изображением тела Его, полагаемого во гробе, падают ниц на землю вельможи и цари.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

«Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Бытие 8:22); «Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть перед лицо Моё на поклонение, говорит Господь» (Исайя 66:23); «Он, Бог, образовавший землю и создавший ее; Он утвердил ее, не напрасно сотворил ее; Он образовал ее для жительства» (Исайя 45:18) и «земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Исайя 11:9) «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» (Псалом 36:29). 3. Я готов подписаться под Вашим утверждением о том, что « Христианское мировоззрение не знает никакого третьего пути между истиной и ложью, добром и злом, ибо не может быть никакого “диалектического снятия” в противостоянии Бога и дьявола» . В то же время, обосновывать эту мысль с помощью слов из послания Иакова “человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих” (Иакова 1:8), по моему мнению, неправильно. Если обратить внимание на контекст (а он говорит о том, что упомянутые слова из стиха 8 никак нельзя отделять от предыдущих стихов, в которых представлены рассуждения Иакова), то становится очевидным, что речь идёт здесь не о дуальности мышления в смысле способности примирения противоположных сущностей, а о слабой жизненной установке, являющейся следствием недостатка веры. Интересно в этой связи отметить, что в Новом Завете в современном русском переводе издания РБО 2011 года стихи 7 и 8 из 1-ой главы послания Иакова звучат как одно предложение: «Пусть такой человек, двоедушный, нетвердый во всех своих поступках, не надеется что-то получить от Господа». 4. Не мог не задержаться на следующем высказывании: «Закон тождества и логически следующие из него закон непротиворечия и закон исключенного третьего» . Не могли бы Вы показать (в идеале - проиллюстрировать примером), как законы непротиворечия и исключенного третьего логически (как Вы пишете) следуют из закона тождества? Думаю, что сделать это будет, мягко говоря, очень и очень непросто по той причине, что закон

http://bogoslov.ru/article/5164888

Но с вавилонским пленом не закончится история иудеев. Господь «на малое время» удалит их в плен и оттуда избавит их рукой Кира, Своего «Помазанника» (45:1). Господь же исцелит иудеев и от духовных язв, виденных пророком. Для этого Господь воздвигнет Спасителя-Еммануила, Который родится от Девы (7:14), будет потомком Давида (11:1) и исполнителем данных ему обетований и, как таковой, воссядет на престоле Давида, укрепит его судом и правдой (11:7–10; 9:6) и, как Бог крепкий, Он освободит иудеев от всех врагов и будет Царем беспредельного царства (8–10 гл.). Но пророк Исайя предвозвещает служение Мессии и с иной точки зрения: Его смиренную жизнь, как Раба Иеговы, всеобщее презрение, крестную смерть и искупительно-жертвенное значение ее за грехи всего человеческого рода (53 гл.). Следствием служения Мессии, как Еммануила и Раба Иеговы, будет распространение мира на земле (2:1–5; 11:10; 48:24; 53:5...), обращение всех народов к Богу (25:10), духовное просвещение их светом из Сиона (60 гл.). Языческим народам: ассирийцам, идумеям, финикийцам, египтянам, моавитянам пророк возвещает строгие Господни суды, разрушение их царств, но затем спасение остатков их и обращение к Богу (10, 19, 23, 35 гл.). Только Вавилону возвещается вечное запустение и адская погибель вечная (13–14 глл.). Одновременно с Исайей проходил свое служение, также в иудейском царстве, пророк Михей (740–695 гг.). Как обличитель иудеев, своих современников и вместе современников Исаии, пророк Михей упоминает и о тех же пороках: идолопоклонстве, лицемерии, мздоимстве, алчности правителей иудейских ( Мих.1, 5–7; 3:9–11; 5:11–14; 6:10–12 ), – какие порицал пр. Исайя. Замечательно, что и пророчества Михея иногда дословно сходны с пророчествами Исаии, особенно о распространении в мессианские времена всеобщего международного мира. ( Мих.4:1–5 ­­ Ис.2:1–5 ). Подобно же Исаии пр. Михей предвозвещает победу над Ассирией, вавилонский плен и освобождение из него иудеев (4:10) и рождение Мессии от чудной Матери (5:2–3) и, как потомка Давида, в Вифлееме – родине Давида (5:2).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Внешние свидетельства поддерживают это утверждение не только со стороны фактологической (доказательству этого посвященна вся предлагаемая вниманию читателя книга), но и позднейшими свидетельствами как Библейских (Иис. Нав. 8, 31–32; 23, 6 ; 3Цар. 2, 3 ; 4Цар. 14, 6; 23, 25 ; 2Пар. 17, 9; 25, 4 ; Езд. 3, 2 ; Неем. 8, 1; 13, 1 ; Дан. 9, 13 ; Мф. 8,4; 19,7–8 ; 22 24; 23, 2; Мк. 7, 10; 12, 19 ; Лк. 2, 22; 16, 29,31; 24, 27 ; Ин. 1, 17,45; 5, 45–46; 6, 32; 7, 22–23; 8, 5; 9, 28–29 ; Деян. 13, 33; 15, 5; 28, 23 ; 1Кор. 9, 9 ; 2Кор. 3, 15 . Евр. 10, 28 ), так и внебиблейских авторов (Иосиф Флавий, Филон, Евполь, кумраниты, авторы апокрифов, Талмуд, Манефон, ранние Отцы Церкви). По библейским свидетельствам, Тору, как цельную книгу, написанную Моисеем, знали Иисус Навин, Давид, Соломон, Иодай, Амасия, Иосия, Ездра, Неемия, пророки Исайя (5, 24), Осия (8, 12), Амос (2, 4), Иеремия (9, 12–13), Иезекииль (22, 26), Даниил, Малахия (4, 4). То есть не было времени, когда фальсификаторы могли бы поработать, тем паче, что текст Закона был общеизвестен. Последний факт не только ясно вытекает из вышеприведенных (и многих других) мест Библии, но подтвержден археологическим материалом – «Жалоба жнеца» (VII в. до Р.Х.), ссылается на норму Исх. 22, 25 , как доказательство того, что нормы Торы в то время были не декларациями, а действующими юридическими нормами 19 . Также подтверждает действие законов Торы в их ритуальной части находки гранатовых яблок из слоновой кости (сер. VIII в. до Р.Х.) с надписью «принадлежащее дому Иахве, священное, священники» (ср. Исх. 28, 34 ). Две найденные в Иерусалиме серебряные пластины VII до Р.Х. содержат благословение Бога, «сохраняющего завет и милость любящим Его и соблюдающим Его предписания» (ср. Исх. 20:6; 34:6–7 ), также подтверждают это 20 . И об этом же говорят находки золотых пластин VI в. до Р.Х. с текстом благословения из книги Чисел (6, 24–26). Теперь надлежит дать слово и другой стороне. На чем основываются утверждения о том, что у Пятикнижья несколько авторов? Подробно анализировать множество существующих на этот счет гипотез нет ни малейшей возможности. Состояние библейский критики на настоящей момент можно найти в работе И.Р. Тантлевского («Введение в Пятикнижие». М. 2000), где дается и описание истории развития критики, начиная с Порфирия, Цельса и Юлиана Отступника.

http://azbyka.ru/pisal-li-moisej-zakon

В то же время Иисусу Христу усвояется и другая половина человеческого естества — душа (дух) (Мф. 26, 38; 27, 50; Лк. 23, 46; Ин. 19, 30) с присущими ей силами, свойствами и отправлениями. Господь, несомненно, обладал человеческим умом (Лк. 2, 52) и человеческой волей (Мф. 26, 39), Ему были присущи свойственные человеку душевные состояния и проявления: любовь (Мк. 10, 21; Ин. 11, 5; 13, 23), сострадание (Мф. 9, 36), радость (Лк. 10, 21), скорбь (Лк. 19, 41; Ин. 11, 35). Он воспламеняется гневом, когда сталкивается с фактом поругания святыни (Лк. 19, 45), переживает минуты тяжкого борения духа в виду крестных страданий (Лк. 22, 44). Сам Господь неоднократно называл Себя «человеком» (Мф. 8, 40) или «Сыном Человеческим» (Мф. 8, 20). Последнее название является излюбленным в Его устах наименованием Своей личности. Хотя этот мессианский титул не тождествен понятию «человек», тем не менее, в нем, безусловно, содержится указание на теснейшее органическое отношение Христа к человеческому роду как члена этого последнего. В полном согласии с евангельским изображением и самосвидетельством Иисуса Христа учат и апостолы, называя Его человеком (Рим. 5, 15; 1 Кор. 15, 21; 1 Тим. 2, 5), мужем (Деян. 2, 22; 17, 31), новым или вторым Адамом (1 Кор. 15, 45; Рим. 5, 14). 2.2.2. Отличия Господа Иисуса Христа от нас по человечеству 2.2.2.1. Господь Иисус Христос родился по человечеству сверхъестественным образом Прикровенное указание на сверхъестественный характер рождения Спасителя содержится уже в словах о «семени жены» (Быт. 3, 15). Более конкретный характер имеет пророчество Исайи: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). Иудеи, отрицавшие сверхъестественное рождение Господа Иисуса Христа, указывали на неточность греческого перевода. В данном стихе еврейскому слову «альма», означающему молодую женщину брачного возраста, в греческом тексте Ветхого Завета соответствует слово παρθνος, то есть «девственница» [ 318 ]. Древние христианские полемисты отмечали, что Исайя говорит о «знамении», то есть удивительном, небывалом событии. Если бы речь здесь шла о простой женщине, то пророчество оказалось бы лишенным всякого смысла. Мч. Иустин Философ писал: «…вы и здесь осмеливаетесь искажать перевод, сделанный вашими старцами при Птолемее, царе Египетском, и утверждаете, что в Писании не так, как они перевели, но «вот молодая женщина будет иметь во чреве», как будто бы великое дело было показано, если бы женщина родила от совокупления с мужем?» [ 319 ] «Слова: «вот, дева зачнет во чреве» значат, что дева зачнет без совокупления. Ибо если бы совокупилась она с кем-нибудь, то не была бы уже дева, — но сила Божия, нашедши на деву, осенила ее и сделала то, что она зачала, будучи девою» [ 320 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

145 Теренций. Самоистязатель 77 (см.: Теренций. Комедии. М., 1985. С. 115). 146 Иоан. 19, 5. 147 Вл. Соловьев, вероятно, имеет в виду слова Геродота (История IV 191), но допускает неточность, так как Геродот рассказывает о " песьеголовых " людях, живущих не " по Днепру или Дону " , а на севере Африки. Или Страбона (I 2, 35), который помещает песьеголо вцев там же, где и Геродот. Ошибка Вл. Соловьева легко объяснима тем фактом, что и в европейской и в русской культурах словом " песьеголовец " называли неких существ, живущих за пределами мыслимой земли. Ср.: Даль Вл. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1980. Т. III. С. 105. 148 Вл. Соловьев имеет в виду религиозные воззрения Л.Толстого и его последователей; см.: Соловьев В.С. Идолы и идеалы?? Собр. соч. Т. V.; ср. антитолстовские высказывания в " Трех разговорах " (Собр. соч.). 149 Вергилий. Энеида VI 851 (вероятно, перевод авторский, ср. другой перевод на с. 468). 150 Гораций. Оды III 3, 6 — 7 (ср.: Оды Квинта Горация Флакка. СПб., 1856. С. 69). 151 Дан. 2, 37 — 45. 152 Исайя 11, 10. 153 Гал. 6, 15; Колос. 3, 11. 154 Рим. 8, 18, 23. 155 Рим. 8, 17; Гал. 6, 17; Филип. 3, 10. 156 1 Коринф. 12, 12 — 27. 157 Имеются в виду мореплаватель Америго Веспуччи, флорентиец, член испанской и португальской экспедиции к берегам Южной Америки. Впервые высказал предположения, что эти земли — новая часть света, которую он и назвал Новым Светом. Другой итальянец, лотар ингский ученый, картограф М.Вальдзенмюллер, назвал новую часть света — в честь А.Веспуччи — Америкой. 158 Термин И.Ньютона. 159 См.: Гомер. Илиада. 16 °См.: Соловьев Вл. Магомед, его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902. См. также: Собр. соч. Т. 6. 161 См.: Аристотель. Политика 1255 a — b 15. 162 Матф. 25, 34 — 35. 163 попустительство, вседозволенность (фр.). 164 некоторая расточительность (лат.). 165 См., напр.: Милль Дж. Основы политической экономии II. 166 См., напр.: О воспитании при строе гармонии. М., 1939. 167 случайно (лат.). 168 Ср.: Матф. 4,4. Лук. 4,4.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

217. Облик Моисея во славе так изменился, что явление этой славы оказалось недоступным для человеческого глаза ( Исх.34:29–30 ). Но тот, кто в совершенстве научен Божественному таинству нашей веры, не может не понимать духовный смысл этого повествования. Когда Тот, Кто восстановил нашу поврежденную природу (а по всему сказанному ты поймешь Кто именно исцелил наши недуги), вновь вернул прежнюю красоту ее разбитой скрижали и украсил ее, как уже было сказано, Божиим Перстом, тем стал недосягаем для недостойных глаз и по Своей великой, все превосходящей славе оказался недоступным для взирающих на Него. 218. Ибо воистину, когда Он придет, как говорит Евангелие, во славе Своей и все ангелы с Ним ( Мф.25:31 ), то даже праведникам нелегко будет принять Его и увидеть. А нечестивые и те, кто следуют иудейской ереси, останутся, как говорит Исайя, непричастными к этому созерцанию: «Да возмется нечестивый, да не видит славы Господа» 45 ( Ис.26:10 ). Явление Бога Моисею, стоящему на скале 219. Следуя общей нити истолкования, мы пришли к пониманию этого места. Теперь вернемся к предмету нашего повествования. Моисей удостоился великого Богоявления и ясно видел Бога, что засвидетельствовал и Сам Божий глас: «Говорил лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх.33:11 ). Но как же после всего этого, словно и не происходило ничего из того, что мы считаем по свидетельству Писания произошедшим, Моисей просит Бога, чтобы Тот явился ему, как будто постоянно являвшийся ему Бог не был им замечен? 220. И тогда голос с неба соглашается исполнить желание просящего и не отказывает в новой благодати, но при этом лишает его надежды, объяснив, что человеческая жизнь не может вместить того, что он просит. Бог говорит, что у Него есть некое место, в этом месте есть скала, а в скале – расселина, в которой Он и приказывает встать Моисею. Бог закроет рукой вход в эту расселину и, проходя мимо нее, позовет Моисея, а когда Моисей услышит зов, то выйдет из расселины и увидит Позвавшего сзади ( Исх.33:22–23 ). Так он увидит то, что просил ему показать, и Божественное обетование не окажется ложным.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

40. См.: Ingham 2000. 41. Keynes 1930:4–5. 42. Например, Рэндалл Рей (Randall Wray 1990, 1998, 2000) и Стефани Белл (Stephanie Bell 1999, 2000) в Соединенных Штатах или Джеффри Ингем (Geoffrey Ingham 1996, 1999, 2004) в Великобритании. Майкл Хадсон и другие участники группы ISCANEE (Международная конференция исследователей древних экономик Ближнего Востока) использовали отдельные аспекты этой идеи, но, насколько я знаю, никогда полностью к ней не примыкали. 43. Перевод приводится по изданию: Ригведа. Т. 3. Мандалы IX–X/пер. Т.Я. Елизаренковой. (Серия «Литературные памятники».) М.: Наука, 1999. 44. Шатапатха-Брахмана 3.6.2.16 45. Theret 1999:60–61. 46. Grierson 1977:20. 47. Юбер и Мосс (Hubert and Mauss 1964) дают хороший обзор древней литературы по этому вопросу. 48. Finley 1981:90. 49. Хороший обзор дает Хадсон (Hudson 1993, 2002). Значение понятия “amargi” было впервые отмечено Фалькенстайном (Falkenstein 1954); см. также: Kramer 1963:79; Lemche 1979:16n34. 50. Malamoud 1983:32. 51. Comte 1891:295. 52. Hart 1986:638. 53. Об английских денежных знаках см. Williamson 1889; Whiting 1971; Mathias 1979b. 54. О какао-бобах см.: Millon 1955; о соляных деньгах в Эфиопии см.: Einzig 1949:123–126. 55. Einzig (1949:266), ссылается на Kulischer (1926:92) and Ilwof (1882:36). 56. Здесь и далее перевод приводится по изданию: Ницше Фридрих. К генеалогии морали//Соч. в 2 т. Т. 2/пер. К.А. Свасьяна. М.: Мысль, 1990. 57. К генеалогии морали, 2.8. 58. К генеалогии морали, 2.5. 59. К генеалогии морали, 2.19. 60. К генеалогии морали, 2.21. 61. Freuchen 1961:154. 62. См., например, Амос 2.6, 8.2 и Исайя 58. 63. Неемия 5:3–7. 64. Матфей 18:23–34. 65. Oppenheim 1964: 88 (Оппенхейм А. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: Наука, 1990). 66. Вежливый, но разгромный анализ см. в: Kahneman2003. 67. Homans 1958, также Blau 1964; Levi-Strauss 1963:296. 68. Отчет У. X. Битли в: Levy-Bruhl 1923:411. 69. Отчет Фр. Бюллеона в: Levy-Bruhl 1923: 425. 70. Эванс-Причард Э.Э. Нуэры: Описание способов жизнеобеспечения и политических институтов одного из нилотских народов. М.: Наука, 1985. С. 162.

http://predanie.ru/book/220215-dolg-perv...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010