5, 23). Трихотомия человеческого существа проходит через всю аскетическую литературу и древнецерковную антропологию (психологию). Авва Исайя говорит: «Три части: душа, тело и дух соделаются едино действием Св. Духа и уже не могут отделиться друг от друга» 45 . Каждый из членов человеческой тримерии – дух, душа и тело – в свою очередь построены по принципу триединства, т. е. состоит из трех частей. Старинная формула, выраженная Афанасием Синайским 46 , гласит, что человек есть «триада в монаде и монада в триаде», по образу Божественной Триединой Монады. Соединение столь разнородных принципов в человеке, как дух, душа и тело, предполагает известный строй, известную систатическую конструкцию связи, взаимодействия и сотрудничества этих частей тримерии. Дух, душа и тело соединены в человеке по иерархическому принципу, дух есть высшее начало, а тело низшее начало, душа занимает промежуточное положение, и ее задача – осуществление посредничества между духом и телом. Душа непосредственно связана с телом, а дух – через посредство души, хотя есть пункты в теле, в центральной системе, где дух непосредственно связан с телом, например, в пинеальной железе 47 , в основании головного мозга. Для осуществления единства человека необходимы, кроме иерархии, также и гармония всех частей тримерии, т. е. духа, души и тела, гармония внутри каждого члена тримерии, т. е. духовных, душевных и телесных сил. Кроме гармонии некоторые древнецерковные аскетические писатели говорят, как например, Дионисий Ареопагит и Климент Александрийский , о симфонии частей и их сил, и о совместной их деятельности, о синергии. Таким образом, можно говорить о двух видах единства человека: 1) тримерическом единстве, единстве духа, души и тела, и 2) ипостасном единстве, единстве внутри каждого члена тримерии, т. е. единстве духовных, душевных и телесных сил. Для единства тела, состоящего из многочисленных клеток, из которых каждая представляет из себя монаду, необходима еще корреляция частей организма. Хотя дух, душа и тело взаимно проникают друг в друга и силы их действуют совместно, тем не менее не должно быть места, по крайней мере в естественном состоянии, смешению сил, или поглощению одной силы другою.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Добрые дела могут быть разделены на гражданские и духовные. В делах гражданских Провидение способствует таким образом, что не только сохраняет естество действующего и дарует силы к исполнению деяний, но еще побуждает к таким, одобряет их и вспомоществует. К сим действиям Провидение очень часто склоняет людей еще не отрожденных, и по намерению таких людей их действия устремляет к окончанию полезному и для них самих, и, конечно, для тех, которые их доброту приемлют как благодеяние. Таким образом возбужден был царь Кир, о коем упоминает Исайя: Держу тебя за правую руку, чтобы покорить тебе народы, и крепость царей разрушу, отворю пред тобою врата, и города не затворятся. Я пред тобою пойду и горы уравняю, двери медные сокрушу и запоры железныя сломаю. Далее в той же главе, в стихе пятом говорит: Я почтил тебя: хотя ты не знал Меня; Я Господь Бог и нет иного Бога кроме Меня. Я препоясал тебя, хотя ты и не знал Меня ( Ис.45:1–5 ). – Вот способствование Провидения в действиях благих людям, еще не отрожденным, не приявшим духа благодати, не вкусившим небеснаго дара, глагола Божия. Действия духовные – благие таким образом внушает и одобряет Бог. Сам через Духа Святого содействует и производит их. Мы, говорит Павел, не потому, чтобы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога ( 2Кор.3:5 ). Человек по падении, как говорится у евангелиста Матфея, есть дерево доброе, приносящее плоды худые ( Мф.7:18 ). Если переменит Ефиоп кожу свою и рысь пестроту свою, то и ты, – говорится о человеке, предоставленном самому себе, – можешь благотворить ( Иер.13:23 ). Как свет напрасно светит для слепого, или заградившего зрение, так свет духовный – для человека душевного, желающего всего достигнуть только по естеству своему. Слепой не приемлет света, душевный человек не принимает того, что от Духа Божия ( 1Кор.2:14 ). Потому-то называется сердце человека сего сердцем каменным, сам же человек – мертвым во грехах. Пелагиане думают, что в человеке желание истинного блага начинается от самого человека и сие начало ведет к благодати довершающей.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

«Конечно, — соглашаешься ты. — Поэтому материя, которая вообще не была создана, несовершенной быть не могла. А если она не могла быть несовершенной, то не могла быть и неустроенной. Раз у нее не было начала, поскольку она не была создана, то она была лишена первичного несовершенства. Ведь первичное несовершенство свойственно началу действия. Поэтому лишь та земля, которая была сотворена, заслуживала названия «неустроенная». Ибо как только она была сотворена, она получила основание для несовершенства, прежде чем стала совершенной. 29.  Ведь Бог все Свои дела совершил в определенном порядке: вначале создал мир из необработанных элементов, а затем как бы освятил его украшениями. Так, и свет Бог не сразу наполнил блеском солнца, и тьму не тотчас же укротил отрадой луны, и небо не тотчас же украсил звездами и созвездиями, и моря не тотчас же населил животными, и самое землю не тотчас же одарил способностью плодоношения. Но сначала Он даровал ей бытие, а затем наполнил ее, чтобы не оставалась пустой. Так, во всяком случае, говорит Исайя: Бог сотворил ее не для того, чтобы она пустовала, а для того, чтобы на ней жили (45:18). Итак, она должна была достичь совершенства после того, как вначале была просто сотворена. А между тем она была невидима и неустроена. Неустроена же потому, что невидима. А так как недостижима для зрения, то и не благоустроена в прочих отношениях. Невидима же была она потому, что все же еще была окружена водами, словно покровом родовой жидкости. Таким же образом появляется на свет и наша, родственная ей, плоть. Поэтому и Давид поет так: Господу принадлежит земля и все изобилие ее, круг земной и все, кто населяют его. Он основал ее на морях и на реках утвердил ее (Пс. 23:1–2). После того как воды были отделены и наполнили земные углубления, обнажилась суша, которая до тех пор была покрыта водами. С этого момента она становится видимой, по слову Божьему: Да соберется вода в одном месте и да будет видима суша (Быт. 1:9). Да видима будет, — сказал Он, — а не: «Да будет».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Не только высокие изображения свойств Божьих, Его беспредельной силы и могущества, принимаемые только к истинно – высочайшему и единому Существу, не позволяют думать, чтобы Израильтяне могли допускать бытие каких – либо других божеств, кроме Иеговы, но и ясные указания на единство Божье и на ничтожество богов языческих. Господь Бог наш, говорит Моисей, сей Бог есть и несть разве Его ( Втор. 4, 35 ); Господь Бог наш Господь един есть (– 6, 4). Где суть бози, на нихже уповаша, говорит он, от имени истинного Бога, обращаясь к язычникам? Аз есм Бог и несть разве Мене ( Втор. 32, 37. 39 ). Так, Соломон умоляет Бога принимать в новосозданном им храме молитвы не только Иудеев, но и язычников: яко да разумеют вси людие земли, яко Господь Бог, той Сам Бог и несть инаго ( 3Цар. 8, 60 ). Когда Рапсак, воевода царя Ассирийского, считая Иегову народным Богом Израильтян, по подобию богов и других покоренных Ассириянами народов, дерзает смеяться над Его силой и могуществом, Езекия исповедует единство и всевластие Иеговы над всеми народами и ничтожество богов языческих: Господи Саваоф, Боже Израилев… Ты еси Бог един, царь всякого царства вселенныя, Ты сотворил еси небо и землю. Если боги языческие не спасли своих народов от меча Ассириян, то потому, что не быша бози, но дела рук человеческих, древа и камение ( Ис. 37, 10. 11. 16. 19 ). Пророк Исайя, укоряя Израильтян, увлекшихся идолопоклонством, с особенной ясностью изображает ничтожество языческих богов и идолов, единство истинного Бога и обращение к Нему всех народов от заблуждений многобожья: например: Аз Бог и несть разве Мене спасайя: прежде Мене не бысть Бога и по Мне не будет ( Исх. 43, 10 ). Аз первый и Аз по сих; кроме Мене несть Бога; кто якоже Аз (– 44, 6. 7; 45, 22. 23)? 152 В некоторых из этих мест языческие боги действительно представляются как бы живыми существами с той целью, чтобы через это олицетворение явственнее и нагляднее изобразить ничтожество и бессилие их перед силой и всемогуществом Бога истинного. Так Господь через поражение первенцев Египетских обещает сотворить отмщение во всех бозех Египетских ( Исх. 12,12 ); Моисей в победной песне, по переходе через море Чермное, восклицает: кто подобен Тебе в бозех Господи, кто подобен Тебе ( Исх. 15, 11 )? Хотя Тефор не был прямым Израильтянином, а потому и образ мыслей его не может служить свидетельством образа мыслей народа Израильского, но тем не менее, вероятно, и он в этом, а не ином, смысле называет Иегову великим паче всех богов ( Исх. 18, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

Он есть Господь мира, и Им «разорися средостение ограды» ( Еф.2:14 ). Но между тем Он же говорит: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» ( Мф.10:34 ). И еще: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» ( Лк.12:49 ). Это есть тот огнь Божества Его, который возгорелся в душах, последовавших Его святому учению. Тогда они обрели меч духовный, и отсекли все вожделения плоти. После сего Он даровал им радость, сказав: «мир оставляю вам, мир мой даю вам» ( Ин.14:27 ). Так-то подвизавшиеся спасти душу свою, отсекали свои хотения, и соделались Его овцами, освященными в жертву. Когда же Иисус Христос явится во славе Божества Своего, то призовет их одесную себя, говоря: «Приидите благословенные Отца моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» и проч... ( Мф.25:34 ). Вот как погубившие души свои в сей кратковременной жизни, не только обретут их во время нужды, но и получат награды, и притом несравненно большие, нежели как ожидали. Напротив, те, кои, исполняя свои похотения, по-видимому блюдут души свои в сем веке, порабощенном греху, и, надеясь на суетное богатство свое, небрегут о заповедях Божиих, думая вечно жить в мире сем, в день же суда познают стыд и слепоту свою; и как козлища проклятые услышат страшный приговор Судии: Идите от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его», и проч. ( Мф.25:41–42 ). Тогда уста их заградятся, и не найдут, что отвечать, вспоминая о своем немилосердии. Ибо хотя и скажут: «Господи, когда тя видехом алчуща, и не послужихом тебе» ( Мф.25:44 ), но им сказано будет в ответ: «благосотворивший единому из сих уверовавших в Меня, Мне сотворил» ( Мф.25:45 ). 4 . На ком напечатлено сие знамение любви, от того со страхом отступят враги, весь же сонм Ангелов сорадуется ему. Возлюбленнейшие братия! употребим все силы для стяжания любви, чтобы не удержали нас тогда враги наши. «Не может, – говорит Господь, град укрытися верху горы стоя» ( Мф.5:14 ). О какой горе говорит Он, как не о слове Своем, о коем Он сказал: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет» ( Ин.14:23 )? Будем усердно прилежать соблюдению слова Его; и труды наши тогда будут для нас как бы градом крепким и огражденным, который будет нас охранять от всех врагов наших дотоле, пока не встретим Его Самого.

http://azbyka.ru/otechnik/Isajja/duhovno...

Что касается исповедания Киром в манифесте своем (ст. 23) «Иеговы, Бога небесного», то не лишено значения сообщение Иосифа Флавия («Иудейские Древности», кн. XI, 1, 1), что «это Кир узнал при чтении книги, в которой за двести десять лет до этого пророк Исайя оставил свои предвещания», т.е. тех мест пророческой кн. Исайи ( Ис.44:28,45:1 ), в которых будущий освободитель иудеев из плена назван по имени (евр. Koresch, LXX: Κρος, персидск. Kurus (Kuru), вавилонск. Kuras); могли содействовать этому знакомству Кира с Библией сами иудеи (Cleric). О еврейском прозелитизме Кира, конечно, не может быть речи (ср. замечание о мнимом прозелитизме Хирама Тирского, к ( 3Цар.5:7 ), «Толковая Библия», т. II, с. 385). О неканонической молитве Манассии, царя иудейского, помещаемой в славяно-русской Библии непосредственно за главой ( 2Пар.36 ), см. комментарии к ( 2Пар.33:19 ). 11 Впрочем, в кодексе 168 у Кенникотта и кодексах 31, 940 у Росси читается: «сына брата его, бен-ахив» 12 Весьма обстоятельное и чрезвычайно интересное по своей самобытности исследование о происхождении и источниках книг Паралипоменон дано в не раз цитированной нами талантливой работе проф. А.А. Олесницкого , «Государственная Летопись царей Иудейских» или книги забытые ( παραλεπομενα). Труды Киевской Духовной Академии, 1879, 8 и 12. Однако основное положение автора о большей древности книг Паралипоменон сравнительно с 3 и 4 книгами Царств стоит в науке совершенно одиноко и является лишь гипотезой, весьма, впрочем, пригодной для сравнительного изучения и изъяснения книг Паралипоменон с одной стороны и книг Царств с другой. Всю силу убедительности имеет, во всяком случае, такое, например, заключение проф. Олесницкого: «известия книг Паралипоменон о царях Иудейских (кроме последних) отличаются летописным выбором материала и во всех отношениях большей, чем известия книг Царств, документальностью, обращаясь во многих случаях в голый сборник документов и списков и дышат свежестью известий, взятых непосредственно из сокровищницы царей народа Божьего». Op. cit., с. 481

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кассиан, Трапеза 23, SC 64 (1959), с. 136–168. Авва Исайя, Logos 23, франц. пер. Etiolles 1970, с. 195–197. Иоанн Лествичник , Лествица райская 29, PG 88, 1148–1153. Симеон Новый Богослов , Этика IV, SC 129, с. 9–77; Там же VI, с. 121–155 (сила бесстрастия); Катех. 3 и 5, SC 96, с. 294–296, 466–46 " 8. Воля Божия Ориген, О молитве 26, PG 11, 500 слл. Василий Великий , Краткое правило 42. Иноческий устав св. Василия 19 и 22, PG 31, 1388 слл., 1401 слл. Иоанн Златоуст, Гом. к пароду Антиохии 18, 3 слл., PG 49, 185. Авва Исайя, Logos 27, франц. пер. Etiolles 1970, с. 255 слл. (искать и творить во всем волю Божью). Послушание Василий Великий , Великое правило Прол., 6, 28, 29, 31, 41 (послушание); Там же 24, 25, 26, 27, 30, 35, 43, 45, 50, 54 (настоятель); Краткое правило 98, 99, 104, 113, 152, 291. Отечиик, Собрание анонимных высказываний, п. 158–164, пер. J.C. Guy, изд. Abbaye de Bellefontaine, с. 377–381. Дорофей, Послания 2, SC 92 (1963), с. 498–505. Житие св. Досифея, SC 92 (1963), с. 122–145. Диадох Фотики йский , Сто глав 41–42, SC ter (1966), с. 108–110. Иоанн Лествичник , Лествица райская 4, PG 88, 677–764; Liber ad Pastorem, col. 1164–1209. Мартирий Садонский, Книга совершенства II, 11, CSCO 253, Syri 111, с. 77–96. Симеон Новый Богослов , Катех. 18, SC 104 (1964), с. 266 слл. (выбор и добродетели настоятелей). Старец Силуан, в кн.: S. Bolsakov, I mistici russi, Torino, 1962, с. 253. Духовничество Василий Великий , Великое правило 10, 26, 46; Краткое правило 227. Симеон Новый Богослов , Катех. 26, SC 113 (1965), с. 94–6; Там же 20, SC 104 (1964), с. 330–348. Назарий Валаамский (S 1809), в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 58. Павел Евергет, Synagoge I, 20–21, Афины, 1957, с. 159–191. Божьи заповеди Ириней, Против ересей IV, 12, 5 – 13, 3, SC 100 (1965), с. 521–533; Там же, 14, 3 – 15, 2, с. 546–559. Василий Великий , О Божий суд, PG 31, 653–676. Псевдо-Макарий, Гом. 37, PG 34, 749–757 (de lege spirituali). Авва Исайя, Logos 7, франц. пер. Etiolles 1970, с. 92 слл.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

Ипполит Римский 90, 145 Ириней Лионский 58, 145 Иса-бей 74, 101 Исайя 202 Иустин Философ 17, 78, 113 Калигула 47, 56 Каракалла 141, 212, 225 Керинф 33 Кинопс 39 Кир 71, 174, 175, 180 Клавдий 31, 46, ПО Клеопатра 140 Климент Александрийский 77, 145 Климент Римский 77 Коммод 212, 214, 225 Константин Великий 73, 85, 98 Крез 71, 105, 174, 175 Ксенофонт 134 Ксеркс 176 Лев I Великий 87 Лидия 163, 166 Лисимах 71, 73, 90, 118, 131, 135 Лука 75, 88 Лукиан 118, 156 Мария Магдалина 103 Марк Аврелий 16, 119, 130, 141, 142, 182, 183 Мелетий (Метаксакис) 23, 24, 25 Мелитон Сардисский 183 Минуций Феликс 53 Митридат 16, 119, 136 Моисей 39 Моммзен Т. 121 Навуходоносор 180 Нерва 54, 77 Нерон 32, 36, 46, 56, 58, 59, ПО Несторий 95 Никифор Каллист 90 Николай 82, 145 Норов А.С. 6, 19, 124, 137, 156, 177, 178, 201, 203, 214, 215, 225 Октавиан Август 17, 43, 45, 57, 78, 141, 143, 164, 166, 180, 181, 212 Онисим 77 Павел 36, 63, 74, 75, 76, 88, 107, 111, 114, 117, 213, 214, 228 Папий Иерапольский 98 Петр 35, 36, 86, 87 Плиний Младший 33, 37, 38, 134, 156 Плиний Старший 209, 211 Поликарп Смирнский 36, 123, 125, 127, 132, 133, 182, 199 Поликрат Ефесский 78, 98 Порфирий 36 Прокопий Конийский 24 Рамсей У. 6, 36, 64, 107, 164, 166 Светоний 45 Селевк I Никатор 209 Септимий Север 180 Солон 174 Сотериу Г. 101, 102 Стефан 30 Страбон 106, 119, 134, 197, 209 Сулла 16, 72, 136 Сципион Азиатский 15 Тацит 177, 212 Тиберий 46, 57, ПО, 111, 123, 141, 177, 180, 198, 212 Тимофей 103 Тимур (Тамерлан) 20, 21, 22, 120, 137, 200 Тиранн 75 Тит 47, 57 Тит Флавий Климент 54 Траян 33, 37, 38, 41, 77, 134, 136, 158 Фекла 88, 114 Феодосий I Великий 86, 107, 108, 156, 188 Феодосий II 102 Филетер 135 Филимон 77 Филипп 205 Флакк 142, 213 Хризостом (Калафатис) 25, 128 Хуманн К. 146, 162 Цицерон 119, 142, 211, 213 Шуази О. 85 Эвмен I 134 Эвмен II 15, 72, 134, 139, 140, 176 Юлиан Отступник 36, 136 Юлий Цезарь 44, 75 Юстиниан Великий 79, 90, 99, 102, 108 2. Хронологический указатель имён и династий Крез – царь Лидии (560–546 гг. до н.э.). Значительно расширил территорию Лидийского царства, подчинив греческие малоазийские города (Ефес, Милет и др.) и захватив почти всю западную часть Малой Азии до реки Галис. Был очень богат благодаря золотым приискам на реке Пактол, протекавшей через его царство. Являясь известнейшим ценителем и покровителем искусства, посылал щедрые дары на строительство храмов в Ефесе и Афродисиасе. Крез неудачно воевал с персидским царём Киром II, в сражениях при Птерии и Сардах лидийская армия была разбита, столица Лидии – Сардис захвачена, а сам Крез взят в плен (546 г. до н.э.). По одной версии (Геродот и большинство древнегреческих историков), Крез был приговорён к сожжению, но помилован Киром; по другой (древневосточные клинописные источники) – казнён.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

45 О Новгородском пятикнижии 1136 г., о Псалтыри XI в. см. у Калайдовича об Экзархе стр. 97. В библ. М. Д. Академии список 16 книг пророческих с толкованием, а по местам и без толкования, списан в 1490 г. с списка, писанного при К. Изяславе; другой список в библ. Сергиевой Лавры с послесловием: «в лето 6927–1490 написана книга си ис Кириловице – изволением Игумена Иосифа в обители Успения.» В той же Лавре, библ. в перг. рук. книга Навина , Судей, Руфи и потом краткое леточисление… «от Володимира до Всеволода Гюрьевича лет 200;» след., леточисление оканчивается 1193 г. и, слд., к тому же времени надобно относить существование перевода помянутых канон. книг. Кирилл Туровский приводил места Оссии 6, 23. Соф. 3,8 . Исайя 66, 18–20, 7, 14, 50, 5, 6. 53, 1 – 11. Зах. 9 , И. Исх. 23,15,13. 13 . Втор. 18,15,32, 28,28, 66 . Цар. 2, 30. Иер. 12, 10 и пр. Нестор приводит Притчи и Псалтырь, места из всех Пророческих книг, из Пятокнижия Моисеева, из Иова, из Нового Завета. (Собр. лет. I. стр. 27, 34, 35, 42, 43, 51, 55, 58, 72, 73, 95). Поликарп о затворнике Никите, жившем при Игумене Никоне (с 1078) говорит: «не можаше никто стязатися с ним книгами Ветхого Завета: весь бо из уст умеяше – Бытие, Исход, Левиты, Числа, Суфии, Царства н вся Пророчества по чину и все книги Жидовские.» (Ркп. Патер.). 46 Что касается до апокрифических книг В. Завета, то: а) они и в Иоакимовском списке Библии ( 1538 г.) переведены с Вульгаты; даже Князь Острожский не находил в свое время З-й книги Маккавейской на Славян. языке и книги Товита, Иудеи и З-й кн. Эздры поместил в переводе с Вульгаты; б) Панн. биограф прямо говорит, что апокриф. Маккавейские книги не были переведены и, сказав об одной, дает тоже разуметь и о прочих; в) О. Макарий (Христ. Чтен. 1845 г. 3. стр. 297–306) бьется из всех сил доказать, что Мефодий перевел и Апокрифы. Oleum perdidit et laborem! Он говорит, что Нестор приводил места из Премудрости Соломоновой и сына Сирахова (стр. 292). Это чистая неправда! Если бы и нашлись у кого либо из наших древних писателей кое-какие места из апокриФических книг, то это были бы указания на Паремейник, и никак не более. Заметим еще , что Изборника Святославова не следует приводить в настоящем деле, как делает О. Макарий, потому что это – не сочинение Русское, а перевод Греч. сочинения.» О счете книг, переведенных Св. Мефодием, прим. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Имя Исайя значит – спасает Господь. По собственному указанию, Исайя был сын Амоса. Кто этот Амос – неизвестно; некоторые думают, что это один из 12-ти малых пророков; но если сравнить имя пророка Амоса с именем отца Исайи, то мы заметим, что имя Амоса пророка пишется по-еврейски через «аин» и «самех», а имя отца Исайи через «алеф» и «цаде», имя первого означает – бремя или народ отверженный, а имя второго –сильный, крепкий. Другие правильнее признают, что Исайя происходил из царского рода и что Амос, отец его, был брат Амасии и сын Иоаса, царей иудейских. Соответственно своему знатному происхождению, Исайя получил блестящее образование. Время его пророческого служения совпадало с царствованием Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. В 6-й главе книги пророка Исайи точнее говорится о призвании Исайи на пророческое служение: это призвание было в последний год царствования Озии; таким образом, Исайя начал пророчествовать в последний год царствования Озии и дожил до Манассии, когда он умер мученической смертью . Последнее доказывается, во-первых, тем, что ему всецело принадлежит история царя Езекии, следовательно, он жил во все время царствования этого царя; во-вторых тем, что он принимал участие в важнейших событиях царствования Езекии, в-третьих, преданием о мученической смерти пророка: Езекия, будучи благочестивым царем и притом близким другом Исайи, конечно, не мог предать его мученической смерти, следовательно, смерть Исайи была при Манассии. Действительно, по преданию, Исайя умер при Манассии, который, не терпя обличений пророка за отступничество, велел перепилить его деревянной пилой. Следы этого предания усматривают у апостола Павла, который в послании к евреям говорит, что некоторые из пророков «претрени быша» (перепилены). Итак, Исайя пророчествовал с последнего года царства Озии до первых лет Манассии, т. е. около 60-ти лет (царств. Иоафама 16 лет, Ахаза 16 лет, Езекии 25 лет и предшествующие и последующие годы) от 757–699 г. до Р. Христова. Из жизни пророка Исайи видно, что он не раз употреблял символические действия. Однажды он начертал на свитке слова: «спешат на добычу, бегут на грабеж», и точно также (по Евр.) назвал своего сына. Он ходил нагим и босым три года, чтобы яснее изобразить поражение египтян и воспрепятствовать через это союзу с ними иудеев. Кроме того, Исайя совершал чудеса, из которых известны: 1) чудесное истребление войска Сеннахеримова при Езекии на 14-м году его царствования, 2) возвращение солнца на 10 ступеней при Езекии, 3) его молитвой, по преданию, был изведен Силоамский источник, это произошло, по преданию, таким образом: когда Исайя был мучим при Манассии, он обратился к Богу с молитвой, чтобы Он утолил его жажду,– в это время и явился источник. О других обстоятельствах жизни пророка неизвестно, кроме разве того, что он был женат и имел 4-х детей. Об исторических событиях во время служения пророка Исайи

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010