Рассказывают о случаях прозорливости о. Исайи 8 . «Однажды скитскому иеросхимонаху о. Исидору случилось справедливо оскорбиться на одного из иноков. Последний, будучи его духовным сыном, сознательно оскорбил своего духовного отца и не пришел к нему, чтобы, по обычаю иноческому, смириться и попросить прощения. Между тем подошло время говения, и ему волей-неволей надо было идти на исповедь к о. Исидору, который, однако, решил не принимать его, но отослать к другому духовнику. «Только что я порешил это сделать, – рассказывал о. Исидор, – как приходит ко мне о. Исайя и убедительно говорит: – Нет, отец, нет… ты не отгоняй его от себя… Это он так по простоте сделал, да еще враг на него подействовал. Он исправится, прими его и не смущайся. Я был до крайности удивлен, – продолжал о. Исидор, как старец мог провидеть мое намерение и узнать мои мысли. Конечно, после этого я с любовью принял инока на исповедь, и он, действительно, в дальнейшем совершенно исправился». Или другой случай. Приехал однажды в Предтеченский скит на лодочке, в провожатым из монастыря, один весьма почтенной наружности генерал. Хозяин скита монах о. И. подошел к нему с приветствием. Генерал объявил ему, что по благословению о. игумена он приехал, чтобы побеседовать со старцем о. Исайей. Но хозяин возразил ему: – Что же особенного может он вам сказать, ведь он человек простой, необразованный, и едва ли Вы сможете что-либо интересное узнать. Генерал как бы опешил и смущенно возразил: – Мне сказали, что старец Исайя святой жизни и подвижник… – Да у нас и все-то живущие здесь – подвижники, – сказал хозяин, – но только для Вас, как человека образованного, о. Исайя – старец-простец, для собеседования не годится. Вы лучше сходите в нашу скитскую церковь , погуляйте по острову, у нас здесь чудные и живописные местечки… – Да нет же, я не за этим сюда приехал, – ответил генерал. Мне надо успокоить свою душу. Кто бы он ни был, ваш о. Исайя, а о. игумен благословил меня с ним побеседовать, и я покорно прошу провести меня к нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Да, у них были Закон и Храм, но сами по себе ни текст, ни здание, ни распорядок богослужений еще не обеспечивали общения с Богом, еще не давали гарантии, что воля Божья будет понята правильно и полно. Применить эту волю к себе самому и так изменить свое будущее и будущее своего народа – вот какую задачу решали пророки и помогали решить ее тем, кто их слышал. 16. Исаия – пророк с большой буквы Призвание Исайи Как в русской литературе есть главный поэт – Пушкин, – так и в Ветхом Завете есть главный пророк – Исайя. В былые времена, если приводилось некое пророчество из Ветхого Завета, то по умолчанию считалось, что принадлежит оно непосредственно Исайе, особенно если в этом пророчестве мы видим указание на Христа. Конечно, Исайя не был первым, из чьих пророчеств была составлена целая книга – как минимум Амос был старше его, а возможно, и не один он. Но, пожалуй, никто из пророков не говорил ярче Исайи, никто не затрагивал столь разных и глубоких тем. И в этом смысле он действительно первый из пророков. Сам Исайя был из числа священников Иерусалимского храма – тех самых людей, которые должны были говорить с людьми о Боге. Но не всегда у них это получалось, не всегда этого и хотелось – многим достаточно было совершать привычное богослужение. Именно во время богослужения получил призыв свыше и Исайя. Ему по жребию довелось зайти внутрь святилища, место таинственного присутствия Бога, называемое «Святая святых». И там… «Видел я Господа: Он восседал на высоком, вознесенном престоле, а полы Его одеяния наполняли Храм. Перед Ним парили серафимы, у каждого по шесть крыльев: двумя прикрывали они лица, двумя – ноги, а на двух летали. Они взывали друг ко другу: “Свят, свят, свят Господь Воинств, земля исполнена славы Его!”… Тогда я сказал: “Горе мне, я погиб! Я человек с нечистыми устами, и живу среди народа с нечистыми устами, а мои глаза видели Царя, Господа Воинств”. Но один из серафимов подлетел ко мне, держа щипцами горящий уголь с жертвенника. Он коснулся моих уст и сказал: “Теперь, когда это коснулось твоих уст, твоя вина удалена, твой грех прощен”. И я услышал, как Господь говорил: “Кого послать? Кто пойдет за Нас?” Я отозвался: “Вот я, пошли меня!” Он ответил: “Иди и передай этому народу: слушаете, слушаете – да не разумеете, смотрите, смотрите – да не понимаете! Очерствело сердце этого народа, уши оглохли, глаза закрылись, не услышат ничего, не увидят, сердцем не уразумеют, не обратятся ко Мне за исцеленьем”».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Однако большинство отцов — святители Афанасий Александрийский, Василий Великий, Амвросий Медиоланский, блаженный Августин, — считают, что это явление Пресвятой Троицы, первое откровение человеку о Триединстве Божества. Именно второе мнение, было принято православным Преданием и нашло свое воплощение, во-первых, в гимнографии (канон Троичный воскресной полунощницы 1, 3 и 4 гласа), где говорится об этом событии именно как о явлении Триединого Бога и в иконографии (известная икона «Троица ветхозаветная»). Блаженный Августин («О граде Божием», кн. 26) пишет: «Авраам встречает трех, поклоняется единому. Узрев трех он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы единому — исповедал Единого Бога в Трех лицах». Косвенным указанием на троичность лиц в Боге является священническое благословение, существовавшее в Ветхом Завете (Чис. 6, 24—25). Звучало оно следующим образом: «да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе, мир». Трехкратное обращение ко Господу может служить также прикровенным указанием на троичность лиц. Пророк Исайя описывает свое видение в Иерусалимском храме. Он видел, как Серафимы, окружая Престол Бога, взывали: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». При этом сам Исайя услышал глас Божий: кого Мне послать и кто пойдет для Нас? То есть, Бог говорит о Себе одновременно и в единственном числе — Мне, и во множественном — для Нас (Ис. 6, 2). В Новом Завете эти слова пророка Исайи осмыслены именно как откровение о Пресвятой Троице. Это мы видим из параллельных мест. В Ин. 12, 41 говорится: «Исайя видел славу Сына Божия и говорил о Нем». Таким образом, это откровение Исайи было Откровением и Сына Божия. В Деян. 28, 25-26 сказано, что Исайя слышал глас Святого Духа, который посылал его к израильтянам, таким образом это было также и явление Духа Святого. Значит видение Исаии было откровением Троицы. 4.1.2. Указания на Лицо Сына Божия с различением Его от Лица Бога Отца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

с. 108 слл. . Псевдо-Макарий, Гом. 30, PG 34, 721–728 (заново родиться от Духа Святого). Авва Исайя , франц. пер. Etiolles, 1070, Указатель, с. 304: пребывание Бога в душе. Симеон Новый Богослов , Катех. 8, SC 104 (1964), с. 96 слл. (величие сынов Божьих). Соловьев В., Оправдание добра II, VIII, 7’, Собр. сон., т. 8, изд. С.Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 202 слл.; II, VIII, 10, с. 208 слл. («Имей Бога в себе!»). Образ и подобие Божие Ориген, Об основах III, б, 1, PG 11, 333; Гом. на Быт 1, 12–13, SC 7 (1943), с. 78–84. Афанасий Александрийский , Слово на язычников I, 2, SC 18 (1946), с. 111–113. Василий Великий , Sermo asceticus PG 31, 869–881. Григорий Нисский , О сотворении человека 16, SC 6 (1943), с. 151–161. Авва Исайя, Logos 25, франц. Etiolles, 1970, с. 214 слл. (печать истинного Царя – милосердие). Никита Стефат, Трактат о душе, SC 81 (1961), с. 82 слл. Старец Силуан, в кн.: S. Bolsakov, I mistici russi, Torino, 1962, с. 252 слл. Природное житие Василий Великий , Гомилии на Шестоднев 9, 3–4, SC 26 (1949), с. 496 слл. Григорий Богослов , Указатель в PG 38: природа. Авва Исайя , франц. пер. Etiolles, 1970, Указатель, с. 307: природное и противоприродное. Соловьев В., Оправдание добра II, VII, 10, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 170 слл. (праведность человека, свойственная ему по природе). Н. Бердяев, Русская идея, Париж, 1946, гл. IV. Русский гуманизм, с. 88–100. Блаженное житие Василий Великий , Великое правило 17; Краткое правило 193. Авва Исайя, Logos 16, франц. пер., Etiolles, 1970, с. 126 слл. (о радости, посещающей душу, посвятившую себя служению Богу). Феофан Затворник , в кн.: S. Tyszkiewicz – Th. Belpaire, Ascètes russes, Namur, 1957, c. 118. Соловьев В., Оправдание добра I, VI, 1–7, Собр. соч., т. 8, изд. С.-Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 143–163 (критика абстрактного эвдемонизма). Спасснйб души Хоачн Златоуст, О спасении души, PG 60, 735–38. Василий Великий , Praevia institutio ascetica, PG 31, Ç19–626.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

По реакции собравшихся (34) видно, что они сочли вознесение несовместимым с природой предвечного Мессии. Вопрос Кто этот Сын Человеческий, занимавший умы современников Иисуса и читателей Иоанна, остается предметов споров до сих пор. В ответ Иисус обращается к тому же символу, который был использован Им в прологе, а именно к свету (35,36). И снова перед нами резкое противопоставление света и тьмы. Тьма символизирует мир без Бога. Хождение в свете означает приверженность свету. Иисус говорит, что Его последователи станут сынами света, но это произойдет только через веру. Эта вера будет необходима после распятия не меньше, чем до него. То, что Иисус отошел и скрылся от них (36), означает, что Он был светом в Своем учении, а не в реальной жизни. 12:37–50 Продолжающееся неверие В следующем абзаце Иоанн анализирует воздействие служения Иисуса на людей. Совершенные Им знамения так и не привели к вере, в подтверждение чему цитируется ветхозаветное пророчество из Ис. 53:1 . Иисус испытал на Себе такое же враждебное непонимание, какое предсказывал Исайя. Смысловой акцент падает на слова о деятельном участии Бога, хотя в тексте LXX это выражение представлено в виде выражения «народ сей ослепил глаза свои». Иоанн истолковывает Исайю в том смысле, что определенную часть народа не приводят к вере ни слово Бога, ни Его деяния (мышца Господня). После цитаты из Ис. 53 Иоанн обращается к Ис. 6:10 , словам Господа к Исайе во время видения славы в храме. Непостижимое неверие народа в пророчестве наиболее ярко проявляется в исполнении этого пророчества в служении Иисуса, хотя слова Исайи не относятся непосредственно к Иисусу. Толкование замечания Иоанна в ст. 41 вызывает затруднения. Что, по его мнению, видел Исайя – славу Иисуса или славу Бога? Можно предположить, что Иоанн усматривает прямую связь между пророчеством Исайи и служением Христа. Вероятно, Иоанн подразумевает, что Праведный Раб в пророчестве Исайи – это прообраз Христа. То, что видел Исайя, было славой грядущего. С другой стороны, если Исайя действительно прозревал славу Бога в Иисусе, это может означать, что Иисус играл активную роль в откровениях ветхозаветных пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Следует указать также сербский список XIV в. из собрания Хлудова и список Кирилло-Белозерского монастыря XV в. Известный книгописец и переписчик из этого монастыря Ефросин упоминает «Видение Исайи» в приписке в одном из своих сборников, обнаруживая интерес и хорошее знакомство с апокрифической литературой: «Исайя пророк и Андрей юродивы видели венци на небеси и обители и ризы святымь зде добре живущим...» Пророк Исайя – один из великих ветхозаветных пророков, живший во дни царствования иудейских царей Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии. Начало его пророческого служения связано с тем, что однажды он увидел Господа, сидящего на высоком престоле в храме, и концы его одежд заполняли собой весь храм. Вокруг престола летали шестикрылые серафимы. Исайя громко воскорбел о том, что уста его нечисты, грешны. Тогда один из серафимов взял с жертвенника клещами горящий уголь и коснулся им уст пророка, очистив их для пророчества ( Ис. 6 ). Этот сюжет Ветхого Завета был использован Пушкиным в стихотворении «Пророк». «Видение пророка Исайи» принадлежит к ряду апокрифических эсхатологических видений. Оно связано, по-видимому, с палестинской апокалиптической традицией, становление которой ученые относят ко второй половине III в. до н. э. (См.: Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994), и, может быть, создано в ессейско-кумранской среде. В древнерусской литературе известен ряд подобных по содержанию текстов: «Видение апостола Павла», «Хождение Богородицы по мукам», «Книга Еноха праведного», с которой в описании восхождения пророка Исайи на семь небес исследователи усматривают параллели (М. И. Соколов , 1910). Тематически связанное с ветхозаветной Книгой пророка Исайи, «Видение» содержит подробный и последовательный рассказ о восхождении на небеса Исайи, которого в каноническом тексте Библии нет. Подобно тому как в «Хождении Богородицы по мукам» Богородицу ведет по разным концам ада архангел Михаил, показывая мучения грешников, так и Исайя имеет своего проводника по всем семи небесам – ангела «в славе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игумен Нифонт. Дивеевская общинка по смерти матери Александры. Избрание в начальницы Анастасии Кирилловны и увеличение числа сестер до 52. Смерть Анастасии Кирилловны в 1796 году и избрание Ксении Михайловны Кочеуловой. Пожертвование графиней Толстой 32 десятин на огород. Рассказы сестер о Ксении Михайловне. Молчальничество о. Серафима после смерти игумена Исайи. Вопрос о причащении о. Серафима Христовых Тайн во время молчальничества. Затворничество в монастыре и причащение в келье. Постановление дубового гроба в сенях кельи. Посещение о. Серафима Тамбовским епископом Ионой и губернатором А. М. Безобразовым. Инок Гавриил, любимый о. Серафимом. Наставления о. Серафима инокам Саровской пустыни Восьмой строитель Саровской пустыни иеромонах Исайя, как было упомянуто, принадлежал к купечеству города Суздаля по фамилии Зубков и на 22-м году от рождения своего оставил мир и поступил в Киево-Печерскую лавру, где трудился в послушании 7 лет. В 1770 году он возвращался по своим надобностям на родину в Суздаль и, узнав об уединенности Саровской обители и о нахождении в ней многих великих старцев, возгорелся духом и пришел в пустынь. В 1772 году он был пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона, в 1777 году во иеромонаха и в 1785 году избран в казначеи по общему согласию. Мы видели, насколько его любил и ценил о. Пахомий. По смерти последнего в 1794 году о. Исайя был назначен настоятелем Саровской пустыни. Строгий монах-подвижник, о. Исайя поощрял братию к иноческим подвигам и тем приобрел доверенность и расположение к себе братства. Слава о его добродетелях скоро достигла отдаленнейших мест и привлекла к нему немалое число иноков и мирских людей, ищущих своего спасения. Отец Исайя заботился также о приведении пустыни в большее благоустройство и сохранении порядка, утвержденного покойным настоятелем о. Пахомием. Саровская обитель за соблюдение строгих правил монашеских была уважаема и иерархами, которые славились в свое время особенным даром учительства и добродетельной жизнью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Но разве не Моисей говорил: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь Бог твой, – Его слушайте» ( Втор. 18:15 )? Разве Михей давным давно не написал: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь» ( Мф. 2:6 ; Мих.5:2 ). Разве Исайя не предвозвестил рождение Его от неискусобрачной: «се, Дева во чреве приимет» ( Мф. 1:23 ; Ис. 7:14 )? Разве не предсказал пророк Аввакум возлежание в яслях животных: »...среди двух животных познан будешь» ( Авв. 3:2 )? Не говорил ли Исайя о бегстве в Египет от Ирода: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» ( Ис. 19:1 )? Не предрек ли Давид бегство вод Иордана: «Видели Тебя, Боже, воды, видели Тебя воды и убоялись» ( Пс. 76:17 )? Не предсказывал ли Исайя конца болезней и труда: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» ( Мф. 8:17 ; Ис. 53:4 )? Не предсказал ли пророк Давид силу гвоздей: «пронзили руки мои и ноги мои» ( Пс. 21:17 )? Не пригвождение ли к древу предвозвестил Моисей: «жизнь твоя будет висеть пред тобою» ( Втор. 28:66 )? Не погребение ли во гробе предначертал Иаков: «преклонился он, лег, как лев» ( Быт. 49:9 )? Не о воскресении ли взывал некогда Давид: «восстань, Боже, суди землю» ( Пс. 81:8 )? Не он же ли предсказал и вознесение: «восшел Бог при восклицаниях» ( Пс. 46:6 )? Покажите же на другом ком-нибудь исполнение этих пророчеств, или поклонитесь распятому, как Богу! Безумные! Неведая пророчества Моисеева, вы думали распять простого человека. О вас ведь, или лучше – в обличение ваше вопиет Павел, сосуд избранный: «если бы познали, то не распяли бы Господа славы» ( 1Кор. 2:8 ). В том же обличает вас верховный из апостолов, говоря: «вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили» ( Деян. 3:14–15 ). Этот вопль ваш издавна предвидя, говорил Исайя: «горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом» ( Ис. 5:20 )! Когда таким-то образом беседовал с ними Стефан, «но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил» ( Деян. 6:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Досифей) зело гневен на меня за то, будто мы умаляем его честь и бережем Рязанскаго (т.е. Яворского), а его письма не брежем. Я природу его ведаю из молодых лет: запалчивый таков, что и в алтаре никому не спустит. Отпиши к нему, потому что он вашей милости в письме пеняет, что ни малой отповеди от вельможности вашей не получил; он любит частую корреспонденцию и еще мнит и то, что не все переводим, о чем пишет: так греки-воры его информовали ложно, а он верит, в том легкий, кто что скажет и верит. И того ради на всякую статейку учини ему отповедь, и так утолится гнев его: он ярливый, но скоро уходливый по природе» ( Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. XV. С. 125). 129 Исайя, архимандрит Павловского Афонского монастыря, приезжал в Москву в 1688 году с грамотами от прежде бывшего Константинопольского патриарха Дионисия, Сербского патриарха Арсения и Валахского господаря Щербана с просьбою, чтобы государи освободили их от турецкого ига. Возвращаясь из Москвы, Исайя был арестован в Австрии и заключен в венскую тюрьму. Когда Иоанникий Лихуд возвращался через Вену в Москву из Венеции, то Исайя просил его похлопотать в Москве перед государями об его освобождении. Но Иоанникий не исполнил его просьбы, почему Исайя и нажаловался потом Досифею на Лихудов (см. нашу статью: «Приезд в Москву Павловского Афонского монастыря архимандрита Исайи в 1688 году//Прибавления к Творениям святых отцов 3 (1889)). 130 Непереплетенный сборник Московской Синодальной библиотеки IV, л. 59–61. Досифей писал особое письмо и к самим Лихудам, в котором говорит: «Вы (Лихуды) пришли в Византию и пристаете к нам, и мы вас приснабдевали и словом, и делом, чающе вы добрые люди, якоже являше тогда образ и словеса ваша; сего ради и послахом вас овамо, наипаче же дахом вам и грамоты заступительныя» и затем указывает на те же самые их проступки, какие он перечисляет в грамотах к патриарху и царям (это письмо Досифея к Лихудам напечатано в приложении к «Истории Славяно-греко-латинской Академии» С.К.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

  Итак, сначала катастрофа политическая, а потом и глобальная — таковы последовательные этапы возмездия и Суда. Люди, которые основали свой мир на нечестии, ненависти и насилии, должны быть готовы понести последствия посеянного ими зла. Так учил Исайя свой народ, и предостережения его остаются полными значения и для наших дней. Еще совсем недавно многие видели в них продукт воспаленного воображения. Нелегко было предугадать, что история пойдет так, как предсказано в Библии, а не в соответствии с оптимистическими прогнозами утопистов.   Если мы сравним проповедь Исайи с речами Амоса, то сразу бросится в глаза их существенное различие. Для Амоса День Ягве — это лишь тьма, разрушительный вихрь, между тем Исайя усматривает в нем и нечто другое. Обетования Божий не отменяются целиком среди всеобщего разложения и надвигающейся беды должен сохраниться «шеар» — святой Остаток Израилев. Именно в нем и осуществится все то, что было предсказано некогда народу Божию. Кто же войдет в этот Остаток? Прежде всего род Давида, на котором почиет благословение Ягве. Дом великого царя за стенами своего Града переживет все бури и испытания. Однако Давид и Сион у Исайи — лишь эмблема и символ неотменимости Обетования; в сущности же своей Остаток составляют люди, верные «святости», люди, посвятившие себя небесному Царю. Они-то и станут ядром возрожденного народа Божия, как некогда Ной, спасенный в ковчеге. Исайя не ограничивался тем, что говорил о святом Остатке, но стремился и созидать его. Единственный среди пророков-писателей он создал школу учеников, просуществовавшую более двух столетий. Своей неутомимой деятельностью он сумел сплотить вокруг себя молодежь, которая, восприняв его идеалы, положила начало новому религиозному движению в Иерусалиме. И в собственной семье Исайя нашел поддержку своим устремлениям. Его жена была глубоко предана вере и сама слыла в городе пророчицей. Сын Исайи, названный им Шеаряшувом (что значит «Остаток вернется»), как это видно из скупых указаний Библии, тоже был единомышленником и помощником пророка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010