Из Слова Божия мы узнаём, во-первых, что клятва установлена и освящена Самим Богом ещё для народа Израильского: «Господа Бога твоего, – говорит Бог чрез Моисея, – бойся и Ему (одному) служи (и к Нему прилепись), и Его именем клянись» ( Втор.6:13:10:20 ). «Если кто отдаст ближнему своего осла, или вола, или овцу, или какой другой скот на сбережение, а он умрёт, или будет повреждён, или уведён, так что никто сего не увидит, клятва пред Господом да будет между обоими в том, что взявший не простёр руки своей на собственность ближнего своего; и хозяин должен принять, а тот не будет платить» ( Исх.32:10–11 ; Иер.4:1–2 ). Ветхозаветные пророки предсказывали, что во времена Мессии даже и сами язычники будут клясться Именем Бога истинного. «Кто будет клясться на земле, – говорит прор. Исайя, – будет клясться Богом истины» ( Ис.65:16 ; ср. Ис.19:18 ). Во-вторых, Священное Писание ясно даёт видеть, что клятва была во всеобщем употреблении и в Ветхом и Новом заветах. Ею клянутся патриархи. Так, например, патр. Авраам клялся Богом Авимелеху ( Быт.21:23–24 ), клялся Моисей ( Нав.14:9 ), клялись Давид и Ионафан ( 2Цар.21:7 ; 3Цар.1:17:29–30 ). Клялся апостол Павел ( Рим.1:9:9:1 ; 2Кор.1:23 ; Гал.1:20 ; 1Фес.5:27 ; 1Тим.5:21 ; 2Тим.2:14:4:1 ). Клянутся Ангелы ( Дан.12:7 ; Откр.10:5–6 ). Клянётся, наконец, Сам Господь Бог . «Мною клянусь», – говорил Он Аврааму, обещая ему Своё особенное благословение ( Быт.22:16–18 ; Пс.88:4–5 ; Ис.45:23 ; Иез.33:11 ). Апостол Павел пишет; «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою... Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность своей воли, употребил в посредство клятву» ( Евр.6:13–17 ). Когда первосвященник иудейский обратился к Спасителю с вопросом, сопровождаемым клятвою, говоря: «заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, ты ли Христос, Сын Божий?» ( Мф.28:63 ), – то Спаситель не отверг этой клятвы, а уважил её, давши прямой ответ о Божестве Своём: «ты сказал; даже сказываю вам: отныне узрите Сына человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных» ( Мф.26:64 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Том I Том II Том III Том IV Пророк Исайя Несколько слов от автора Вступление Глава I. Исторический порядок пророческих книг Глава II. Четвертая книга Царств от кончины Елисея пророка, до нашествия Сеннахерима при Езекии. Глава III. Езекия, нашествие Сеннахерима. Глава IV. Кончина Езекии. Глава V. Книга пророка Исаии. Вступление Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66     Несколько слов от автора Настоящий опыт объяснения книги пророка Исаии не имеет никаких претензий на критику текста или его переводов или на освещение текста новыми взглядами. Это есть попытка популярного объяснения этой пророческой книги, преимущественно сопоставлением текстов этой книги с другими местами священного писания. Цель этой попытки дать возможность всякому читателю, хотя бы и неподготовленному специальным образованием, уяснить себе связь между пророчествами Исаии и другими ветхозаветными книгами, и между его пророчествами и исполнением их пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа. Мы знаем все, что книги ветхого завета мало известны в России, и преимущественно оттого, что у нас весьма мало популярных на них объяснений. Ученые же комментарии, изобилующие ссылками, без выписки текстов, очень утомительны для обыкновенного читателя. Вследствие этого в России в интеллигентной среде, -кроме лиц духовного звания, – развились не только индифферентизм, но, смею сказать, некоторое недоверие к ветхозаветным книгам, так что люди весьма образованные часто вовсе не знают Библии . В таком незнании и равнодушии к книгам ветхого завета воспитан был и я. Знакомство мое с ними началось, однако в моей молодости, около полувека тому назад, и познакомили меня с ними английские ученые (не богословы). Многие помнят, как в сороковых годах начались раскопки в Месопотамии, и как приблизительно около того же времени появились первые опыты разбора и чтения гвоздеобразных письмен.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Великом Новгороде обнаружены уникальные фрески 26.07.2010 Нынешний сезон археологических раскопок в Новгородском кремле подарил историкам уникальные фрески. В апреле прошлого года во время строительных работ была обнаружена древняя кладка XIV века - фундамент церкви Входа Господня в Иерусалим. Руководитель раскопа Илья Антипов, расчищая вековые напластования земли и пыли, показывает нам прекрасно сохранившиеся каменные скамьи для священнослужителей, фрагмент епископского места, на котором располагалось кресло высшего духовного лица с каменным подножием для ног, и пол храма, немного просевший, но такой же крепкий, как и много веков назад. " Храм был четно ориентирован на Пречистинские ворота, то есть храм как бы предваряет вход в Святую Софию, что символизирует вход в Иерусалим. Храм играл очень большую роль в богослужебной деятельности Софийского собора " , - говорит Илья Антипов. И хоть от храма Входа Господня в Иерусалим остался фундамент и нижняя часть южной и западной стен, ученые считают, эту находку сокровищем. Это и новая информация по технологии древнерусского строительства, и новый памятник XIV века. Предположительно, храм выглядел так же как церковь Успения на Волотовом поле или церковь Федора Стратилата. Из глубины веков дошли и фрески. " Церковь расписал Исайя Гречин. Он был предшественником знаменитого Феофана Грека. Это его роспись " , - говорит руководитель практики студентов СПбГУ Валентин Булкин. Фресковую мозаику бережно собирают студенты кафедры Истории русского искусства Санкт-Петербургского университета. Скорее всего, окончательно завершатся археологические работы на кирпичной кладке XIV века лишь в следующем году. После этого фундамент будет законсервирован, музеефицирован и станет еще одним памятником древнерусской архитектуры на туристической тропе по новгородскому кремлю. Седмица.Ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.07.2010 23:45:26

http://drevo-info.ru/news/8847.html

Поскольку общность повседневных обычаев, совместные трапезы, смешанные браки способствуют сближению народов, многие законы и ветхозаветного (о субботе, пищевых запретах, эндогамии и т.д.) были направлены на обособление иудеев. При этом партикуляристическая тенденция не уничтожила тенденцию к универсализму, которая была заложена в ветхозаветной религии изначально. Особенно четко прослеживается она в проповеди Приняв вместе с Моисеевой традицией веру в избранничество Израиля, они соединяли эту веру с любовью к своему народу. Однако их патриотизм был «зрячим»; они были беспощадны в обличении грехов Израиля, не льстили толпе, резко выступали против национального превозношения. Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской, и Филистимлян – из Кафтора, и Арамлян – из Кира? ( Ам.9:7 ) Откровение, данное ветхозаветной Церкви, станет, по словам пророков, достоянием человечества. Через пророка Амоса Бог предсказывает, что Его имя будет возвещаться среди народов ( Ам.9:12 ). Пророк Исайя говорит о наступлении Дня, когда к дому Господню «потекут все народы» ( Ис.2:2–3 ); это же пророчество дословно повторено у Михея ( Мих.4:1 сл.). В ( Ис.19:23 ) говорится об обращении язычников к единому Богу («Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу»). В тот день скажет Господь: «Благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ассирияне, и наследие Мое – Израиль» ( Ис.19:25 ). Описывая мессианский День Господень, пророк Софония передает слова Бога: «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» ( Соф.3:9 ). В своей проповеди пророки обращаются не только к единоплеменникам, но и к другим народам (Амос, Исайя). О Иеремии прямо сказано, что он призван быть «пророком для народов» ( Иер.1:5 ). Предрекая бедствия угнетателям Израиля, Господь говорит, что они будут помилованы, «если они научатся путям народа Моего» ( Иер.12:14–16 ; ср. также Иер.16:19 ). Эта тема особенно настойчиво звучит во второй части Книги Исайи (например, Ис.45:1415 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Валентина 9 февраля 2014, 21:16 спасибо брату во Христе за статью,доказывающую,что бывших евреев не бывает-стиль уж очень нашенский! Михаил 9 февраля 2014, 18:45 Необычная статья, чем, к стати, и необходимая, но надо не забывать, что категорические(не смиренные) заявления-утверждения, не желательны на сайте " православие " ! Михаил Чернушенко 9 февраля 2014, 17:10 Синагога Ибо, хотя бы народа у тебя, Израиль, было столько, сколько песку морского, только остаток его обратится… Исайя 10:23. Густая пустота оставленного дома, Молитвы не текут отсюда в небосвод, Но эхом среди стен, как смертная истома, Волнуются в глазах людских бездонных вод. Сам собственная цель любви или молитвы, Богатство и цена, народ и он же власть, Пока во времена Армагеддонской битвы Не узришь сам в себе, во что ты должен впасть. Когда твоя мечта, машиах-супергений, Раздавит и тебя, тогда с уставших глаз Спадет, как чешуя, тщета твоих свершений И в сердце с током слез вольется ясный глас. Енох и Илия, бесстрашные, как пламя, Царя твоей мечты ублюдком нарекли – И ты из пустоты в роскошном Третьем храме Уйдешь и, вопия, склонишься до земли. Ты был свой потолок. Ты думал, это небо. Но, выйдя в темноту, увидишь и рассвет, И в день тот, как пророк, ты с неба взалчешь хлеба И сердце ко Христу вернешь в ответ на свет. Соня Фогман 9 февраля 2014, 00:25 небольшая поправка. К несчастью, нет никаких данных о крещении Бродского. Близкий друг Бродского Лев Лосев свидетельствовал, что Бродский не был крещён. Для нас, тем не менее, важно, что три великих русских поэта 20го века были евреи по крови и христиане по миросозерцанию. Александр 8 февраля 2014, 23:40 Какая удивительно светлая и добрая статья!Какой рассказ!Для меня это удивительно чистая и добрая исповедь.Так мудро и просто вы рассказали о себе и о своём народе.Сразу вспоминаются-и хочется повторить слова Евангелия,от Иоанна в котором Господь сказал: " ...вот подлинно Израильтянин,в котором нет лукавства. " (гл.1,47.)Всех благ Вам желаю и,почему-то,хочу процитировать ещё одни слова Спасителя: " ...истинно,истинно говорю вам:отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. " (Ин.1,51)Этого я Вам желаю,и таким людям,из Вашего народа- как Вы.

http://pravoslavie.ru/68232.html

Вот Он, Великаго Совета Ангел, Царь мipa, Отец будущаго века, как воскликнул о Нем в пророческом трезвенном упоении «ветхозаветный евангелист», святой пророк Исайя! Вот Он, Чаяние языков, Ожидание всех народов, Свет велий, пришедший в этот мip для того, чтобы просветить во тьме сидящих! Уже предпразднуя светлую, как день, Рождественскую ночь, воспоём, читатель, со всею Церковью: «Христос раждается, славите… Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля…». Завершая это повествование, оставляю тебя, полюбившийся мне читатель, и вверяю действию Божией благодати, которая, по слову апостола, может назидать своих наперсников (друзей) лучше, нежели слабое, хотя и произносимое от души, человеческое слово… скрыть способы оплаты Комментарии Татиана 13 ноября 2018, 10:23 Спасибо ,отец Артемий! Анастасия 16 декабря 2015, 16:29 Как прекрасно! Спаси Господи отца Артемия! Millia 28 ноября 2013, 09:09 Slava TEBE GOSPODI Валентина 3 декабря 2012, 15:45 Благодарю за наставление, храни господи и приятного поста Наталья 2 декабря 2012, 20:15 Радость великая! Олег. 30 ноября 2012, 18:19 Спаси Господи люди твоя.. Алексей 30 ноября 2012, 10:36 Спаси Господи! Действительно слово для радующихся. Сказано точно. Радость от наступления поста уже великая. Зоя 27 ноября 2012, 17:07 Спасибо за дивное напутствие! Максим 30 ноября 2011, 19:10 Спаси Господи Олег 29 ноября 2011, 23:38 Укрепи,Господи,всех нас в любви и мире! С наступающим Рождеством Господа нашего,любимый батюшка! marat 29 ноября 2011, 01:58 Господи,помоги и укрепи Борис 28 ноября 2011, 15:10 Спасибо за добрые слова и храни Вас Господь! мнение 28 ноября 2011, 14:16 Господи, Иисусе Христе! Укрепи в чистоте и радости к Великому Празднику Рождества Твоего! Василий 28 ноября 2011, 00:21 Господи,помоги и укрепи. Александр 16 декабря 2010, 16:25 Цитата: " Вот Он, Великаго Совета Ангел, Царь мipa... " Вероятно, ошибка: не мipa (вселенной), а мира (покоя), Rex pacis, King of peace. Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru .

http://pravoslavie.ru/put/32951.htm

что слово: да исповедятся, – нужно читать: «да исповедят». Пусть всем рассказывают (да исповедят), прибавляет к прежде сказанному псалмопевец, что Господь Бог силен избавить от всяких бед: Он сокрушил врата медная и сломил вереи (воротные столбы) железныя. «В сих словах, – говорит св. Афанасий Александрийский , – пророк имеет в виду сошествие Спасителя во ад, в которое отверз Он врата адовы; о чем говорит и пророк Исайя ( Ис.45:2 )» с. 343]. Блж. Феодорит говорит о сем так: «Вратами медными и вереями железными пророк назвал неизбежность бедствий. Как тому, кому ход прегражден такими дверями и вереями, невозможно бежать: так невозможно было и иудеям избежать рабства вавилонского и всем людям – владычества смерти. Но единой Божией милости довольно к тому, чтобы разрушить державу и вавилонян, и смерти, и даровать освобождение от горестей» с. 520]. Восприят я от пути беззакония, т.е. Господь Бог отстранил их от пути беззакония их тем, что предал их страданиям и болезням, «безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои» (по переводу с еврейского), и теми страданиями они смирились, доведены были до сознания своего бедственного положения. По болезненному состоянию, всякой пищи отвращалась душа их, они приближались ко вратам смерти. «Врата же смертная, – по словам св. Афанасия Александрийского , – суть грехи, ведущие к смерти» с. 343]. Блж. Феодорит же о сем так говорит: «Иудеи и все люди несли наказание за то, в чем согрешили, однако и тех, и других Господь сподобил спасения» с. 520]. Доведенные грехами до врат смертных, воззваша ко Господу во время скорби своей; Господь услышал их скорби, раскаяние и молитвы и спас их от бедствий их. В раскаянии своем, они сознали, что «не о хлебе едином, но о всяком словеси, исходящем из уст Божиих, жив будет человек» ( Втор.8:3 ). И Господь, спасающий их, послал им Слово Свое, не то только слово, которое писано в Законе их ( Ин.15:25 ), но Слово ипостасное, Отчее, Единородного Сына Своего, «исцеляющего всякую болезнь и всякую немощь в людях» ( Мф.4:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

15:39 172, 190, 212 15:42–47 172 15:43 188, 203 15:45 173, 203 15:46 63, 203 15:47 140, 173 15:63–64 28 16:1–2 174 16:1–8 173, 190, 191 16:3 174 16:4 174 16:5 174 16:6 175, 179 16:7 175 16:8 176 16:9 179 16:9–14 176 16:9–20 173, 176, 190, 191 16:11 177 16:11–14 177 16:13 177 16:14 177 16:15 177, 178 16:15–20 177 16:16 178 16:17–18 178 16:19 179, 192 16:19–20 179 16:20 113, 179, 214, 215, 218, 219     Ветхий и Новый Заветы Бытие 1:26–3:7 18 1:27 101 1:31 73 2:24 101 Исход 19:16 90 20:21 90 24 88 24:15–18 90 31:14 32 32–33 93 33:18 67 34 88 34:6–7 27 34:21 32 Второзаконие 24:1 101 I Царств Иов 12:6 39 III Царств Притчи 12:31 39 I Книга Маккавеев Амос 1:54 134 Псалтырь 21 (LXX) 168 22 169 22:8–9 167 37 (LXX):13 163 37 (LXX):14 163 41 141 68 (LXX) 168 69:1–3 108 75:8 108 77 (LXX) 45 88 (LXX):10 51 89:9 50 102 (LXX):3 27 105 (LXX):9 51 107:28–29 50 108 (LXX) 168 108 (LXX ):2–4 163 109 (LXX):1 128 110:1 179 Иов 38:8–11 51 Притчи 31:6 166 Амос 3:7 121 8:9 171 Михей 3:12 131 Захария 1:6 121 2:10 135 13:7 148 Исайя 13:10 135 32:1–2 (LXX) 45 34:4 135 35:4 73 35:5–6 73 43:25 27 50:6 165 51:17 108 52:15 163 53:2–3 58 53:7 163 53:8 34 61:1 16 Иеремия 5:21 76 5:22 51 36 (LXX) 131 Плач Иеремии 2:15 167 4:21 108 Иезикиль 12:2 76 17:22–24 48 32:7 135 Даниил 7:3 50 7:13 90, 135–137, 207 12:11 134 Евангелие от Матфея 1:1 128 3:7–12 15 3:14 17 4:1–11 17, 62 4:11 18 4:23 13 5:18 138 8:3 102 8:23–27 48 8:26 51 8:28 52 9:20 102 9:27 127 10:15 61 10:42 99 12:9–14 55, 56 12:35 127 13:55 57 13:58 59 14:1–12 62 14:3–6 102 14:13–21 64 14:33 65 15:22 127 16:8–11 76 16:22 84 16:23 84 16:27 86 17:2 89 17:14–20 94 18:1–5 97 20:19 107 20:30 127 21:1–11 114 21:8–9 115 21:9 115 21:10 175 21:23 119 21:33–46 121 21:37 123 21:42 82 22:15 124 22:34–40 126 23:11 97 23:37 83 24:9 83 24:35 138 26:4 140 26:8 141 26:15 142 26:17–18 143 26:33–35 149 26:39 109 26:47 153 26:69–75 160 27:27–31 165 27:48–49 170 Евангелие от Луки 3:7–14 15 3:21 17 4:1–13 17, 18 4:16–30 57 4:22 57 4:29 58 5:1–11 19 5:13 102 6:6–11 35, 36

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Ис.16:1 : «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и слепым прозрение» (Ср. Лк.4:18 ). Ис.62:11 : «Грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» (Ср. Лк.6:36 ; Мф.11:11–12 ). Ис.49:6 : «Мало того, что Ты будешь рабом Моим для восстановления колен Иаковлевых…но Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» (Ср. Ин.8:12, 12:36, 46 и 10:16). В главе 40, стихах 3, 4 Исайя предсказывает о явлении Иоанна Крестителя, Предтечи Господа (Ср. Лк.3:2–6 ; Ин.1:19–23 ). В той же главе, стихи 10 и 11, мы читаем: «Вот Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властию. Вот награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицом Его. Как пастырь Он будет пасти стадо Свое» (Ср. Ин.10:11–16, 27–28 ; Лк.6:35 ). В главе 50 стихе 6 книги Исайи мы читаем о поругании над Спасителем нашим: «Я предал хребет Мой бьющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания» (Ср. Лк.22:63–65 и Мф.26:67 ). Особенно замечательна 53 глава книги пророка Исайи, изображающая страдания Христа за грехи наши: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши... Ранами его мы исцелились... Он истязуем был, но страдал добровольно… На подвиг души Своей Он будет смотреть с удовольствием; чрез познание Его Он оправдает многих и грехи их на себе понесёт» (Ср. Мф.26, 27 ; Лк.22:23 ). Царственный Псалмопевец Давид, живший за тысячу лет до Христа, в своем 21 псалме пророчески изображает мысли и чувствования Спасителя нашего на кресте. В псалме 23 он пророчествует о вознесении Его на небо, в псалме 2 о Христе, как помазаннике Божием и царстве Его, а в псалме 97 – как о Спасителе и Судии народов (Ср. Ин.5:22–23 ). Смотри также пророческие о Христе Псалмы 2, 68, 117. У пророка Аггея ( Аг.2:7 ) мы читаем: «и приидет Желанный всеми народами»; у пророка Михея ( Мих.5:2 ) – о рождении Спасителя в г. Вифлееме (ср. Мф.2:1–6 ); у пророка Захарии ( Зах.9:9 ) читаем мы о входе Господа в Иерусалим, на вольные страдания за грехи людей, сидя на ослице (ср. Мф.21:5 ) и о распятии Христа ( Зах.12:10 . Ср. Откр.1:7 ); у пророка Амоса ( Ам.8:9 ) о закате солнца в полдень, когда, Христос висел на кресте (ср. Лк.23:44–45 ) у пророка Иоиля ( Иоил.2:28 ) – о сошествии Св. Духа на Апостолов ( Деян.2:16–21 ). Последний пророк Малахия изображает явление Христа на подобие солнца, оживляющего омертвелую природу: «Для вас, благоговеющих пред именем Моим, – говорит Господь, – взойдет Солнце правды, и исцеление в лучах Его» ( Мал.4:2 ср. Ин.8:12, 9:5, 12:36 ) и предсказывает также об Иоанне Предтече, как новом Илии, по духу ( Мал.4:5–6 ср. Лк.1:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Связь гимнографии со Священным писанием проявляется в случае канона уже в его структуре: количество песен-од канона (теоретически девять, в подавляющем большинстве канонов восемь) определено числом гимнов, усвоенных богослужением из обоих Заветов (не считая псалмов). Это: 1) песнь Моисея после перехода Чермного моря (Исход, гл. 15, ст. 1–19), 2) предсмертная песнь Моисея (Второзаконие, гл. 32, ст. 1–43), 3) молитва Анны (I кн. Самуила, гл. 2, ст. 1–10), 4) молитва Аввакума (Аввакум, гл. 3, ст. 2–19), 5) молитва Исайи (Исайя, гл. 26, ст. 9–19), 6) молитва Ионы (Иона, гл. 2, ст. 3–10), 7) молитва Азарии (Даниил, гл. 3, ст. 26–45), 8) песнь трёх отроков (Даниил, гл. 3, ст. 52–88) и 9) песнь Богородицы (Лука, гл. 1, ст. 46–55). При исполнении в церкви стихи библейских гимнов перемежались одами канона. И подобно тому, как второй из гимнов Писания – полная мрачных предвидений песнь Моисея из книги Второзакония – вне времени великого поста не исполняется, вторая песня в большинстве канонов (точнее, во всех канонах, не предназначенных для периода великого поста) отсутствует. Следом за первой сразу идет третья песня, так что последняя ода канона всегда называется девятой, даже когда по счёту она восьмая. После каждой песни канона звучит особая строфа – катавасия 22 , а после шестой песни – кондак и икос 23 – две неравные строфы, представляющие собой остаток кондака в том смысле, в каком говорилось о нём выше. Иногда после шестой песни следует целый старый кондак (акафист), т. е. ряд строф-кондаков в паре с икосами. Если канон был посвящён святому, то за шестой песней читалось как составная часть службы житие этого святого 24 . Первая строфа каждой песни канона (по большей части лишь указываемая по первым словам) носит название ирмоса (ερμς), остальные – тропарей (τροπριον). Ирмос всегда более древнего происхождения, чем сам канон, и представляет собой фрагмент какого-либо старого церковного песнопения. Постановкой ирмосов во главе песен канона достигалась двоякая цель. Во-первых, таким путём сохранялась гимнографическая традиция – старый напев, старый размер и старый текст, поскольку ирмос служил образцом формы для последующих строф-тропарей; во-вторых, задачей ирмоса было связать по содержанию оду канона с соответствующим ветхо- или новозаветным гимном (слово «ирмос» по-гречески и означает «сцепление», «связь»), и, значит, наличие ирмоса избавляло автора нового канона от этой задачи, делало его тематически свободным. Ирмосы, каждый со своей музыкально-интонационной нотацией, были вынесены в особую книгу – Ирмологий. Потому творцы канонов могли, не создавая новых, не переписывать и старых ирмосов, а просто в начале од своего произведения указывать тот или иной из них по его первым словам; например: «Вооружена фараона», «Яко по суху», «Утвержий небеса», «Христос мне сила» и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010