507 Речь идет о каком-то происшествии, связанном со швейной работой монахини Евпраксии. См. прим. к письму 56. 508 Поучение шестнадцатое к некоторым келлиотам, вопросившим преподобного авву Дорофея о посещении братии//Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов на оные Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Калуга, 1895. – С. 187–193. 512 Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование, не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив. Тем с пророком Аввакумом зову Ти: силе Твоей слава, Человеколюбче. – Октоих. Глас 8. Утреня воскресная, канон, песнь 4, ирмос. 513 По всей видимости, о. Игнатий вспоминает ответ о. Парфения на вопрос его знатной почитательницы: «“Чем могу я тебя утешить? Я не пожалею для тебя и миллиона”. “Вот нашла чем утешить, – отвечал он, – на что мне этот навоз? Единое мне утешение: не мешай мне никто пребывать с Богом и со всеутехою моею Пресвятою Богородицею”!». – Сказание о жизни и подвигах старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения. Киев, 1898. – С. 30. 515 Ср. Пресвятая Дево, Мати Божия, и иже Слова самовидцы и слуги; пророк же и мученик вси лицы о всех молитеся прилежно, яко вси есмы в бедах. – Часослов. Повечерие великое. 516 То есть вместо о. Игнатия. Старец благословляет свою духовную дочь так ухаживать за посторонней старушкой, как она ухаживала бы за ним. 520 Ср. Весь еси желание, весь сладость, Слове Божий, Девы Сыне, Боже богов Господи, святых Пресвятый. Тем Тя вси с Рождшею величаем. – Октоих. Глас 2. В неделю утра, канон Пресвятой Богородице (3-й), песнь 9, ирмос; в понедельник утра, канон 2-й, песнь 9, ирмос. 522 17/30 января 1930 г., в день кончины схиигумена Германа, о. Игнатий был пострижен в великую схиму. 524 Монахиня Евфросиния (†ок. 1960) – монахиня закрытого московского Рождественского монастыря, некоторое время старшая в Знаменском «скиту». В 1930 г. была арестована и выслана, позднее жила в г. Данилове. См.: Монашество последних времен. – С. 95, 108, 118.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Другое выражение Григория Богослова, на этот раз взятое из Слова 29, третьего о богословии, вошло в ряд важных текстов византийского богослужения: «Ибо было, когда этот, тобой ныне презираемый, был выше тебя. Ныне он человек, а был и несложен. Хотя пребыл и тем, чем был Он, однако же восприял и то, чем не был  ». Эти последние слова часто цитируются в рождественском богослужении, например, в первой стихире на «Господи, воззвах» вечерни Рождества. Кроме того, эта цитата встречается у Феодорита Кирского , Леонтия Иерусалимского , а также у противника Халкидонского собора Севира Антиохийского . Канон пасхальной утрени также начинается цитатой из Григория Богослова: «Воскресения день, просветимся, людие, Пасха, Господня Пасха…» (ирмос песни 1). Первые слова этого ирмоса заимствованы из Слова 1 «На Пасху и о своем промедлении» (русские издания помещают эту гомилию под номером 2). Начало Слова 1 звучит так: «Воскресения день – благоприятное начало. Просветимся торжеством и обнимем друг друга. Скажем: братья, и ненавидящим нас (Ис 66:5), особенно тем, которые из любви что-нибудь сделали или потерпели. Уступим все Воскресению; простим друг друга …» Оно вдохновило еще один знаменитый гимн православного пасхального богослужения – последнюю часть стихир Пасхи: «Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем, братие, и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых… » Следует отметить догматик восьмого гласа: «Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, с человеки поживе: от Девы бо чистыя плоть приемый и из Нея прошедый с восприятием; един есть Сын, сугуб естеством, но не Ипостасию. Темже совершенна Того Бога и совершенна Человека воистинну проповедающе, исповедуем Христа Бога нашего». Выражение «из Нея прошедый с восприятием» (κ Παρθνου γρ γνς, σρκα προσλαβμενος κα κ τατης προελθν μετ τς προσλψεως) является свободной цитатой из Слова 38 Григория: «…однако же произошедший есть Бог с воспринятым – единое из двух противоположных (προελθν δ Θες μετ τς προσλψεως, ν κ δο τν ναντων)». «Сугуб естеством, но не Ипостасию» – это, несомненно, отсылка к Посланию 101 , самому известному из трех христологических писем Григория Богослова, в котором, предлагая инверсию тринитарных понятий в христологии, Богослов утверждает, что, по количеству, природ во Христе две, «Божественная и человеческая»; Христос, – говорит он, – есть λλο κα λλο, а не λλος κα λλος, в противоположность тому, что имеет место в Троице, единой по естеству, но троичной по ипостасям. Однако следует отметить, что выражение «ипостась», применяемое ко Христу, является наследием Халкидонского собора, а не Григория Богослова, который, предлагая инверсию тринитарных понятий в христологии, тем не менее избегал явного использования термина «ипостась» в учении о Боговоплощении.

http://bogoslov.ru/article/3400419

Очевидно, владыка Гурий был арестован. Ср. «В сентябре 1937 г. проведены были массовые аресты “церковников” в Арзамасе». – Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. – С. 253. 524 Речь идет о чадах старца, пришедших от о. Романа Медведя. 525 Молитвы утренние. Молитва 7. Песнь ко Пресвятой Богородице. 526 Ср. Весь еси желание, весь сладость, Слове Божий, Девы Сыне, Боже богов Господи, святых Пресвятый. Тем Тя вси с Рождшею величаем. – Октоих. Глас 2. В неделю утра, канон Пресвятой Богородице (3-й), песнь 9, ирмос; в понедельник утра, канон 2-й, песнь 9, ирмос. 527 Здесь и далее отточиями обозначены строки, вычеркнутые цензурой. 528 17/30 января 1930 г., в день кончины схиигумена Германа, о. Игнатий был пострижен в великую схиму. 529 То есть от старца. 530 Монахиня Евфросиния (†ок. 1960) – монахиня закрытого московского Рождественского монастыря, некоторое время старшая в Знаменском «скиту». В 1930 г. была арестована и выслана, позднее жила в г. Данилове. См.: Монашество последних времен. – С. 95, 108, 118. 531 Неясно, о чем идет речь. 532 Ср. письмо 82. 533 Возможно, имеется в виду иеромонах Высоко-Петровского монастыря Иоасаф. См. прим. к письму 1. 534 То есть ‘не освободились ли?’. 535 В оригинале последняя буква читается скорее как Ш. 536 Старец говорит, что при его физическом состоянии трудно найти силы для молитвы и богомыслия. В обычных условиях должна была бы помочь посторонняя мысль – богослужение, но вместо этого вокруг – брань уголовников. 537 В очередном письме духовные дети старца приводили следующие слова: Рекоша чистая и честная уста: разлучения вам не будет, о друзи! Аз бо на Отчем вышнем престоле соседя, излию Духа, возсияти желающим благодать независтную. – Триодь Цветная. Неделя Пятидесятницы. Утреня, канон (второй), песнь 1. 538 Тяжелые солнечные ожоги (до волдырей) – также проявление пеллагры. 539 То есть о. Игнатию. 540 Не удалось расшифровать сокращение о. Игнатия. 541 Видимо, об окружающей атмосфере преступного мира. 542 Тяжесть в ногах и в голове, головная боль, головокружение, а также жжение в полости рта и др. – симптомы пеллагры. 543

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Св. Григорий произносил слова и в защиту угнетённых, в защиту городов от начальнического гнева, слова утешения и ободрения. Им написано пять прекрасных нравоучительных проповедей, в которых он касается любви к бедным, необходимости сохранения мира, брака и других вопросов. Затем идут поучения на различные праздники, надгробия и по поводу фактов из личной жизни проповедника. Все его речи, послания и поучения отличаются «торжественностью, священным величием»; они запечатлены, по выражению митрополита Филарета, «возвышенностью и силой мысли и пламенностью чувства», тогда как стихи отличаются творческим вдохновением. Его догматические творения – замечательные уроки веры; нравоучительные – уроки высокой христианской нравственности. Если прибавить, что всё это выражено сильно, изображено ярко, порой художественно, и проникнуто чувством, то ещё раз надо заметить, что чтение творений св. Григория Богослова является для каждого христианина назидательным чтением. Некоторые творения Григория вошли в богослужение, сделались церковными песнями. Так, напр.: «Воскресения день, просветимся людие! Пасха Господня, пасха!», «Очистим чувства и узрим», «На Божественной страже, богоглаголивый Аввакум…», «Вчера спогребохся тебе, Христе, совозстаю днесь, воскресшу Тебе…», «Сей нареченный и святый день един суббот, Царь и Господь, праздников праздник!..» и др. В рождественском каноне Григорию принадлежит весь ирмос: «Христос рождается, славите…» Святой подвижник почил много столетий тому назад. Но он и доселе пребывает ходатаем и молитвенником за воинствующую Христову Церковь , великим учителем, слово которого для жаждущих истины является источником, утоляющим душевную жажду. А жизнь св. Григория, чистая и безупречная, является в то же время лучшим образцом для всех нас, метущихся, озлобленных и плутающих на бездорожье. Вдумаемся же в жизнь святителя, проникнемся его верой, любовию, непамятозлобием и научимся у него, любя Св. Троицу, всегда служить Ей и словом и делом по мере своих сил. Сергиев Посад, Пещерная Обитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

223 Евангелие 25-й недели по Пятидесятнице, Лк., 53 зачало: 10:25–37 (притча о милосердном самарянине). 227 Неделя о мытаре и фарисее в 1908 году пришлась на 3 февраля – первый день попразднства Сретения Господня. 228 Ср.: «Не помолимся фарисейски, братие: ибо возносяй себе смирится...» (1-я стихира на Господи воззвах в неделю мытаря и фарисея). 229 Ср.: ирмос 8-го гласа, 4-я песнь: «Ты моя крепость, Господи, Ты моя и сила, Ты мой Бог, Ты мое радование...» 230 В «Сказании о том, от чего получил название Печерский монастырь» преподобный Нестор пишет: «Многие монастыри поставлены царями, боярами и богатством; но не таковы они, как поставленные слезами, пощением, молитвою, бдением» (Киево-Печерский патерик в переложении на современный русский язык М. Викторовой. Киев, 1893. С. 4). 231 Это был список с прославленной Казанской иконы Богоматери, который впоследствии находился в Казанском соборе на Красной площади, построенном князем Д. М. Пожарским в благодарность за избавление Отечества, а ныне находится в Московском Богоявленском Патриаршем соборе. 233 Ср. со словами тропаря, поемого вместо Херувимской песни в Великую Субботу: «...Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным...» 234 Евангелие на литургии 22-й недели по Пятидесятнице: Лк., 83-е зач.: 16:19–31 (притча о богаче и нищем Лазаре). 235 Как видно из проповеди, 24-я неделя по Пятидесятнице в 1908 г. пришлась на день памяти святого апостола и евангелиста Матфея и на второй день Рождественского поста – 16 ноября. 237 Слово произнесено, вероятно, в Богоявленском монастыре, где преосвященный Трифон был настоятелем. 239 Приют Братства во имя Царицы Небесной под покровительством Государыни императрицы Александры Феодоровны был основан в 1892 году, находился на Зубовском бульваре. Церковь при Братстве была освящена позднее, в 1912 году – во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». За детьми ухаживали сестры – послушницы московских монастырей; они бывали на службах в Богоявленском монастыре. Ныне здание приюта занято издательством «Прогресс». Церковь не сохранилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Моление о даровании «победы царем», носителям верховной власти, имеет в основе псалом 143, стих 10, и напоминает о победах, силой Божией, царя Давида, а также о даровании через Крест Господень побед царю Константину. Это явление креста сделало царей, бывших до тех пор гонителями христиан, защитниками Церкви от внешних врагов, «внешними епископами», по выражению св. царя Константина. Церковь , внутренне крепкая благодатью Божией и огражденная внешне, является для православных христиан «градом Божиим», Божиим жительством, из которого идет путь к Небесному Иерусалиму. Различные бедствия потрясали мир, исчезали народы, гибли города и государства, но гонимая и даже внутренне раздираемая Церковь стоит непоколебимо, ибо врата адовы не одолеют ее. Ныне, когда бесплодны старания мировых правителей установить на земле порядок, единственным верным оружием мира остается тот, о котором Церковь воспевает: «Крест хранитель всея вселенныя, Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верных утверждение, Крест Ангелов слава и демонов язва» [ексапостиларий Воздвижения]. Рождественское послание 1935 года Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! [Канон Рождества, ирмос 1-й песни] Приходит на землю Седящий на Херувимех! Раждается в грешном мире вечно Раждаемый Богом Отцом! С небесных высот грядет Царь Вселенной к человеку, глубоко павшему в яму греха и неверия! Воспряните же духом, все на земле живущие! К вам и ради вас идет Сын Божий! Не для наказания и суда идет Он к нам, а для спасения нашего. Вот Он уже здесь, в малом Вифлееме, в убогих яслях. Для чего сие убожество? Для чего пришел на малую землю, в малый град Тот, Которого не могут вместить небеса? Для обретения умаленного мальм чим от Ангел ( Пс. 8:6 ), созданного по образу Божию человека. Как добрый пастырь, оставив в горах 99 овец, идет искать лишь одну овцу заблудшую, так Господу недостаточны немолчные славословия бесчисленных сонмов ангельских, и идет Он звать к славословию умаленный малым чим от Ангел, но заблудший род человеческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Впрочем, сестры и матери, прошу простить меня за такое объяснение, которое не совсем благовременно и уместно. Святой пророк Давид ради такого торжества побуждает всех к одной радости и веселию духовному: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онъ ( Пс. 117: 24 ). Также святой Златоуст увещавает в день сей и неисправных, и грешных оставить сетование о грехах и вполне предаться радости. «Никтоже, – говорит он, – да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия: никтоже да рыдает убожества, явибося общее царство. Воздержницы и ленивии день почтите: постившийся и непостившиися возвеселитеся днесь». Господи Иисусе Христе, Боже наш, нас ради пострадавый и воскресый! По неизреченному милосердию Твоему не лиши нас и во время всеобщего воскресения радости Твоей вечной и нескончаемой, идеже присещает свет Лица Твоего, яко Твоя есть держава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцом и Пресвятым Духом, во веки. Аминь. 24. ОБЪЯСНЕНИЕ РОЖДЕСТВЕНСКОГО ИРМОСА: «ТАИНСТВО СТРАННОЕ..» Сестры о Господе и матери! Паки и паки сподобляемся милосердием и долготерпением Божиим встретить всерадостный праздник Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Поздравляю вас с сим всерадостным христианским торжеством и сердечно желаю всем вам провести оное в мире и утешении духовном. По обычаю своему предлагаю вам на рассмотрение Рождественский ирмос: «Таинство странное вижу и преславное: небо, вертеп: престол Херувимский – Деву: ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог , егоже воспевающе величаем». Для понимающих и разумевающих смысл этого ирмоса весьма ясен и удобопонятен. А люди простейшие и малокнижные не все вполне могут понимать значение сего ирмоса и требуют объяснения. «Небо, вертеп». Воистину чудо преславное слышать, что вертеп, который обыкновенно бывает жилищем разбойников, сделался небом. «Небо, вертеп», потому что в вертепе этом вселился Бог, а где Бог, там и небо. И христианские души, пока добровольно предаются страстям – славолюбию, сребролюбию, гневу, зависти, ненависти, памятозлобию, мщению и подобному сему, бывают вертепом мысленных разбойников – бесов. А когда принесут смиренное и искреннее покаяние и будут проводить жизнь благочестивую, согласно заповедям Божиим, понуждая себя к смирению, кротости и любви, тогда бывают как бы другое небо, потому что вселяется в них благодать Божия или и Сам Бог благодатью Своею, по сказанному: вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут Мне людие ( 2Кор. 6: 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Рождественское послание Блаженнейшего Митрополита всея Америки и Канады Германа HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Рождественское послание Блаженнейшего Митрополита всея Америки и Канады Германа В праздновании Рождества Христова в этом году, мы, православные христиане, приближаясь к этому дивному воспоминанию, резко отличаемся от всего, что есть в мире. Мы живем в богатом обществе, полным всяческого материального изобилия, которое постоянно манит нас. Но Христос призывает нас вспомнить пример царя Соломона, который был наделен безмерным богатством, славой, властью и мудростью, но пребывал во внутренних мучениях, потому что он не мог удовлетворить жажду своего сердца. Блаженнейший Герман, Митрополит всея Америки и Канады. Фото www.oca.org / Собратья архипастыри, досточтимые отцы, всечестные монашествующие и возлюбленные верные Православной Церкви в Америке: Христос рождается! - Славите! В праздновании Рождества Христова в этом году, мы, православные христиане, приближаясь к этому дивному воспоминанию, резко отличаемся от всего, что есть в мире. Трагическим фактом является для многих наших современников жизнь без Бога - в личных ли убеждениях, или повседневной деятельности. Для иных, их " вера " - это вера в то, что Бог резко вторгается в человеческую историю или в их частную жизнь - как несколько лет назад пелось в популярной песне " Бог наблюдает за нами ... с расстояния. " Но, для православных христиан, Писание утверждает, что Боговоплощение отчетливо провозглашает нам: " Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог " (Мф. 1:23). И песнотоворцы вторят этому воззванию в этот праздник: " С нами Бог! Разумейте языцы и покаряйтесь, яко с нами Бог! " Не " наблюдает с расстояния " , но с нами -вокруг нас, рядом с нами, и в значительной мере мы сами желаем Его присутствия в нас, столь близкого, как дыхание в нашей груди или биение нашего сердца. Для большинства людей сегодня день рождения красивого, невинного и привлекательного мальчика, который будет расти и совершит много доброго, более чем все другие - слепые будут видеть, глухие слышать, хромые ходить и мертвые восстанут. Для иных, он даже отдал свою жизнь на кресте за грехи людей, чтобы дать им возможность спасения. Но для нас, этот праздник означает пришествие во плоти никого иного как Самого Бога. Иисус Христос не просто человек; Он Второе Лицо Святой Троицы, Сын Божий, Бог Мира: " И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца " . (Ин. 1:14).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В своем Рождественском телеинтервью патриарх Ириней рассказал о проблеме Косова и возможном папском визите в Сербию 05.01.2018 В своем Рождественском телевизионном интервью для «ТВ Храм» Святейший Патриарх Сербский Ириней сказал: « Косово можно захватить и оккупировать, как это произошло сегодня, но сербы никогда не могут сказать, что они признают это, потому что то, что некогда было нам дано, потеряно навсегда. Мы не можем представить Сербию без Косово». По словам Патриарха Иринея, Косово — это Старая Сербия, которая породила всю остальную часть Сербии. Патриарх Ириней упомянул в своем интервью, что Сербская Православная Церковь надеется, что руководство Сербского государства также будет думать так же и выразит намерение предпринять большие усилия для сохранения Косово и Метохии в рамках Сербии. Сербский Патриарх добавил, что Косово и Метохия — это средоточие истории, культуры и духовности Сербии, напомнив, что древний косовский город Призрен в прошлом был столицей сербского народа, а Печская Патриархия была резиденцией Архиепископов и Патриархов Сербии. «Можем ли мы разрешить Патриархату Печа находиться в другом государстве? Народ, который осознают себя, свою историю и свою культуру, не может себе этого позволить», — сказал Патриарх Ириней. Предстоятель Сербской Православной Церкви напомнил, что «монастырь Дечани, церковь Матери Божией Ливишка (в Призрене), монастырь Грачаница и другие святые места являются собственностью народа, которые до вчерашнего дня разрушали и сжигали». Говоря о Сербии как стране, лежащей между Востоком и Западом, Патриарх напомнил, что Сербия является частью Европы, но в то же время — частью славянского мира. «Церковь и народ хотят мира со всеми, и этот контакт с миром и Россией рассматривается некоторыми как позиция между двумя стульями». «Но мы знаем, кто наши друзья», — сказал Патриарх Ириней.

http://drevo-info.ru/news/23170.html

Рождественское послание митрополита Киевского и всея Украины Владимира 9 2007 р. 18:58 Рождественское послание митрополита Киевского и всея Украины Владимира , Предстоятеля Украинской Православной Церкви, архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. (Гал. 4.:4-5) Как и двадцать веков назад, Вифлеемская звезда, озарявшая путь богоискателям волхвам, сегодня привела нас под своды святых Божиих храмов, чтобы торжественно, с сердцем сокрушенным и смиренным, поклониться Богомладенцу Христу. «Велика радость для мира! — восклицает преподобный Феодор Студит. — Сын Божий пришел к нам не в знамениях и прообразованиях, а самолично, через Рождение от Приснодевы Марии». Бедственна и тяжела была участь человека после грехопадения. Всю ветхозаветную историю можно уподобить виденному пророком Иезекиилем свитку, в котором написано: «плач, и стон, и горе» (Иез. 2:10). Томимый совестью, человек искал путей примирения с правосудием Божиим, стремился найти утраченную стезю к истине, но не обретал. Зло и развращенность возрастали и усиливались, принося новые скорби и еще большие мучения. С рождением Христа Спасителя падает преграда, разлучавшая нас с Богом. Сошедши на землю и став человеком, Сын Божий принимает на Себя бремя наших беззаконий, все наказание за них. «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, — пишет святой апостол Петр, — дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2:24). В Боговоплощении воссоздается человеческая природа: «Христос рождается прежде падший воскресити образ». «Бог на землю сниде, да нас на небеса возведет», — учит Святая Церковь. Христос принес людям высочайшую истину, в Нем воссиял «мирови свет разума» (Тропарь Рождества Христова). Пришел Господь — и всюду разлился свет истинного боговедения, истинной религии. Теперь мы знаем, что Бог, сотворивший небо и землю, есть един по существу, но троичен в Лицах. Он есть Дух Вечный, Всеблагой, Всеведущий, Всеправедный, Вездесущий, Неизменяемый, Вседовольный, Всеблаженный. Он — Бог святости и любви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204279...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010