Все движения обряда, механически расположенные, кажутся нам странными, холодными, невыразительными; очертания, образы одежды – неблагообразными; звуки церковного речитатива – нестройными и бездушными; пение на чужом языке, в котором не распознаешь слов – не гимном народного собрания, не воплем, льющимся из души, – но концертом, искусственно устроенным, который покрывает собою богослужение, но не сливается с ним. Душа наша тоскует, здесь по своей церкви, как тоскует между чужими по родине. Русское церковное пение То ли дело у нас: вот красота неописанная, красота, понятная русскому человеку, красота, за которую он душу готов положить, – так он её любит. Русское церковное пение, – как народная песнь, льется широкою вольною струею из народной груди, и чем оно вольнее, тем полнее говорит, сердцу. Напевы у нас одинаковые с греками, но русский народ иначе поет их, потому что положил в них свою русскую душу. Кто хочет послушать, как эта душа сказывается, тому надобно идти не туда, где орудуют голосами знаменитые хоры и капеллы, где исполняется музыка новых композиторов и справляется обиход по новым официальным переложениям. Ему надо слушать пение в благоустроенном монастыре или в одной из тех приходских церквей, где сложилось добрым порядком хоровое пение; там услышит он, каким широким, вольным потоком выливается праздничный ирмос из русской груди, какою торжественною поэмой выпевается догматик, слагается стихира с канонархом, каким одушевлением радости проникнут канон Пасхи или Рождества Христова. Его влияние на душу Тут оглянемся и увидим, как отзывается каждое слово песни в народном собрании, как блестит оно в поднятых взорах, носится над склоненными головами, отражается в припевах, несущихся отовсюду, потому что всякому церковному человеку знакомы с детства и слова, и напевы, и во всяком душа поет, когда он их слышит. Богослужение стройное, истовое – действительно праздник русскому человеку, и вне церкви душа хранит глубокое ощущение, которое отражается в ней, даже при воспоминании о том или другом моменте: русская душа, привыкшая к церкви и во всякую минуту готовая воспрянуть, когда внутри её послышится песнь Пасхального или Рождественского канона, с мыслью о светлой заутрене, или любимый напев праздничного ирмоса, или «Всемирная слава» с её потрясающим «Дерзайте»...

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Л. В. Литвинова В православной гимнографии понятие «Д.» упоминается достаточно часто и в различных смысловых контекстах - в основном применительно к Пресв. Богородице. Она именуется сосудом, цветом и жезлом Д.:          (славник Рождества Пресв. Богородицы (8 сент.) на стиховне),      (стихира Успения Пресв. Богородицы (15 авг.) на малой вечерне),        (тропарь 3-й песни канона предпразднства Рождества Богородицы (7 сент.)); местом обитания Д.:         (богородичен 6-й песни канона Воздвижения Честного Креста Господня (14 сент.)). Икона Божией Матери «Печать Девства». Фрагмент складня. 1-я четв. XVIII в. (МИХМ) Икона Божией Матери «Печать Девства». Фрагмент складня. 1-я четв. XVIII в. (МИХМ) Особо подчеркиваются величие события рождения Пресв. Богородицы - Плода целомудренной и чистой жизни Ее родителей:                     (тропарь 3-й песни 2-го канона Рождества Пресв. Богородицы) - и, главное, непорочный и девственный образ рождения Ею Христа, Который родился       (ирмос 5-й песни 1-го канона Успения Пресв. Богородицы),         (тропарь 6-й песни 2-го канона Успения Пресв. Богородицы), и сохранил чистоту и Д. Своей Матери и после рождения:                   (стихира Рождества Пресв. Богородицы на «Господи, воззвах»). Девственное рождение Христа - одна из центральных тем как для множества богородичнов , так и для песнопений рождественской (ср., напр., кондак Рождества Христова:        ) и воскресных служб Октоиха (ср., напр., тропарь 9-й песни воскресного канона 5-го гласа:                      ). Иногда в песнопениях прославляется и Д. нек-рых святых - напр., Д. ап. и евангелиста Иоанна, выделявшее его среди апостолов. В последовании 26 сент. ап. Иоанн именуется не только Богословом, но и Девственником (см. стихиру по 50-м псалме:                    ; славник хвалитных стихир:           - и др.), девственным и душой и телом (светилен:                      ), земным хранителем Божией Матери (стихира на литии:                                            ), просвещающим своим Д. весь мир (тропарь 8-й песни канона авторства Феофана:                        ).

http://pravenc.ru/text/171553.html

с Or. 41. 9: «Дух Святой всегда был, и есть, и будет; Он не начал и не прекратит бытия, но всегда с Отцом и Сыном вчиняется и счисляется... Он - жизнь и животворящий; Он - свет и света Податель; Он - источная благость и источник благости... Чрез Него познается Отец и прославляется Сын, и Сам Он Ими одними знаем, единое счинение, служение и поклонение, единая сила, единое совершенство и освящение»); Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (это последование поется также при освящении церквей) -                                                                  (самогласен на «Господи, воззвах»; ср. с Or. 44. 1: «Древен и с доброй целью установлен закон чтить день Обновления, лучше же сказать, с днем Обновления чтить новые благодеяния... Обновляются, как читаем у Исаии, «острова к Богу»; ... под этими островами, по моему мнению, разуметь должно Церкви, недавно устроенные из язычников... получающие твердость, удобовосходимую для Бога»),                                                                (самогласен на «Господи, воззвах»; ср. с Or. 44. 6: «Обновитесь и, совлекшись ветхого человека, «во обновлении жизни» жительствуйте, наложив узду на все, от чего бывает смерть, обучив все члены, возненавидев... всякую негодную снедь древа, и для того только памятуя древнее, чтобы избегать его»); Рождества Христова -                               (ирмос 1-й песни рождественского канона прп. Космы Маюмского; ср. с Or. 38. 1: «Христос раждается - славьте! Христос с небес - выходите в сретение! Христос на земле - возноситесь! «Воспойте Господеви вся земля»»). Цитаты из Г. Б. встречаются и в последованиях святым - тем, кому святитель посвящал слова: свт. Афанасию Великому -                       (тропарь 1-й песни канона Феофана свт. Афанасию; ср. Or. 21. 1: «Хваля Афанасия, буду хвалить добродетель; ибо одно и то же - наименовать Афанасия и восхвалить добродетель»); мученикам Маккавеям -                                                                             (славник Иоанна Монаха (вероятно, прп.

http://pravenc.ru/text/Григорий ...

В свирепом как перо огне Корабль как ярых волн среди. Насколько же труднее понять перевод подобных стихов на иной язык с соблюдением той же последовательности слов. Знаменитый ирмос стихотворного Рождественского канона: «Любити убо нам» полностью утратил свой смысл именно благодаря причудливому смешению слов, зависимость между которыми трудно установить и при тщательном разборе текста, а между тем слова, вошедшие в состав ирмоса, почти все просты и понятны. Г. Нельзя, далее, не упомянуть и о тех немалочисленных случаях, когда славянские переводчики допускали при переводе явные ошибки, зависящие большей частью от неправильного чтения греческих слов. Так, например, слово «tryphe»=«сладость» они читали как «trophe=«пища», следствием чего явились такие чтения, как «рай пищный» вместо «рай сладости», «пищу (вместо «сладость») в тайне обретохом». Слово «ombros» почти всегда переводится слоном «туча», тогда как оно означает «дождь». Греческое «поте» всегда переводится словом «пажить», тогда как оно весьма часто означает и самую потраву, пожирание, поедание, и метафорически – распространение заразы или болезненного процесса (смотри 2Тим 2:17 ). В кондаке святого Романа на Неделю Крестопоклонную слово «sbesis» переведено словом «соуз», тогда как оно значит «угашение». Д. Наконец, во многих местах переводчики сохраняют управление слов, свойственное греческому языку и чуждое нашему слуху. Так, например, при глаголах, обозначающих « избавление », « спасение » и тому подобных, весьма часто при дополнении не ставится предлог «от» и наряду с предложением «но избави нас от лукаваго» мы читаем такие; «да избавимся древния клятвы, свобождшеся мучения» (Суббота Сыропустная), «вечнаго огня исхити», «вечнаго избави мучения», «лютаго зверя исхити мя», «избавление скорби» и тому подобное. При глаголе «подражати» дополнение ставится в большинстве случаев в винительном падеже вместо дательного, поэтому встречаем такие фразы: «вышния силы подражающе», «того подражаим», а наряду с этим: «и сему образу подражати повелел еси».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

Конечно, молиться вполне можно и перед новой иконой, но в какой-то час нашей духовной жизни нас начинает влечь к познанию иного мира, к тому, чтобы подойти к узкому, узорному окну древней иконы и заглянуть через него в божественный мир. ...Этап от Москвы до Новосибирска был тяжелый. Где-то на пути нас построили и повели к пересыльной тюрьме. Овчарок, кажется, не было. Мы с о. Иваном замыкали колонну, а сзади нас был только один маленького роста солдатик с добродушным лицом, но, конечно, с автоматом. И вдруг, o. Иван упал, не споткнулся, а обессилел, лежал на снегу с абсолютно белым лицом. Я подумал: это лицо святых мощей. Кое-как мы его подняли. Солдат не только затревожился из-за задержки, но и явно пожалел старика. «Вставай, отец, вставай!» Потом была в этом Новосибирске ночь под Рождество, уже по старому стилю. Мы с ним лежали рядом, и, когда, наконец, умолк, уставши, профессионал-рассказчик уголовно-похабного эпоса, и кое-где уже захрапели, тогда о. Иван начал потихоньку петь ирмосы Рождественского канона: «Христос раждается, славите... Христос на земли, возноситеся!..» – «А вот восьмой-то ирмос и забыл. Все слабеет, и голова. Не дни мои, а часы сочтены. Может ты, Сергей, помнишь?» Мне было очень неприятно, но и я не помнил. «Чуда преестественного росодательная изобрази пещь образ...» Дня через два мы расстались. Дальше на Красноярск я поехал с поминающим о. Дмитрием. Перед тем как начать с нами обед или ужин, о. Серафим (Батюгов) сам обычно читал молитву. И после окончания сам тоже читал, причем не одну и не две, а иногда много разных молитв, и с особенной любовью, явно ведя нас туда же, после обычной человеческой еды, в какие-то сверхчеловеческие дали. Обычно эта вереница послеобеденных молитв начиналась с особенно часто им повторяемой: «Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающие Его. Жива будут сердца их во век века» ( Пс. 21:27 ). В связи с этим вспоминается мудрая формула аввы Силуана Афонского о норме еды: «Есть надо столько, чтобы после еды хотелось молиться, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/u...

-Тоже из канона утрени на Рождество: «В рабех кесаревым повелением написатися покорься, и нас, рабы сущия, врага и греха свободил еси...» В каноне отражено вольное истощание, умаление Божества, Его послушание земным условиям и правилам. А почему это было так, почему Господь не воплотился в великого царя, вождя, чтобы земной властью заставить всех людей жить правильно - для их же блага? -В Евангелии Господь говорит о Себе, что Он, Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10, 45). Для этого Сын Божий входит в историю человечества, участвует в переписи, организованной правителем Римской империи. Он - не царь, не властитель в земном смысле, Его Царство не от мира сего (Ин. 18, 36). Пренебрегая земными понятиями славы, богатства, почета, к которым так стремится человеческий род, Христос показывает нам, что искать нужно, прежде всего, Царства небесного, а не славы и не власти над другими людьми. Читая Евангелие, мы видим, что Богочеловек ни в чем, нигде не нарушает воли человека, не умаляет его свободы. Нет в Евангелии ни одного эпизода, в котором бы Иисус кого-либо к чему-то принуждал. Ведь спасение по принуждению невозможно. Вход в Царство Божие - это добровольный свободный выбор человека. -Светлые песнопения Рождества контрастируют с великопостным богослужением. Великим постом мы почувствуем себя стоящими у Креста; сейчас мы стоим у яслей с Младенцем. Но возле этих яслей мы осеняем себя крестным знамением, как бы свидетельствуя: казнь «Царя иудейского» не есть случайное событие. Младенец родился для того, чтобы пострадать... -Конечно, Рождество Христово - это, прежде всего, светлый праздник. Неслучайно в некоторых богослужебных книгах он именуется зимней Пасхой. Но, вместе с тем, в строении и содержании песнопений рождественского периода ясно прослеживается параллель с песнопениями Страстной Седмицы. Вот один из многочисленных примеров: «К Тебе утренюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей безстрастно приклоншемуся...» - это ирмос канона Великой пятницы; «К Тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно, и зрак раба от Девы носившему...» - а это ирмос канона 5 января, накануне Рождественского сочельника. Почему такое почти полное соответствие текста? Потому, что Рождение было лишь началом того добровольного пути истощания, о котором мы с вами говорили, умаления Божества - кенозиса. А завершением крестного жертвенного пути стала Голгофа. Христос рождается, чтобы пострадать за весь человеческий род.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/5/vi...

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 07.01.2021 13:59:36 Редакционный материал Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю всех вас со светлым праздником Рождества Христова. Ныне Церковь небесная и земная торжествует, радуясь пришествию в мир Господа и Спасителя нашего, возносит хвалу и благодарение Богу за Его милость и любовь к человеческому роду. С духовным трепетом вслушиваемся мы в слова песнопения: «Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите!» (ирмос канона Рождеству Христову). С благоговением и надеждой взираем на Вифлеемскую пещеру, где в убогих яслях лежит в пеленах повитый Богомладенец. Воистину днесь свершилась «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам» (1 Тим. 3:16). Невозможно до конца проникнуть умом в тайну Боговоплощения. Невозможно в полной мере постичь, как же Тот, Кто является источником жизни для всего существующего, согревается ныне дыханием животных! Создатель Вселенной смиряет Себя, принимая образ творения! Сын Божий становится Сыном Человеческим! «Не исследуй, как это, — предупреждает святитель Иоанн Златоуст, — где хочет Бог, там побеждается порядок природы. Он восхотел, возмог, нисшел и спас. Все повинуется Богу. Сегодня рождается Сущий, и Сущий становится тем, чем Он не был. Будучи Богом, Он делается человеком, не переставая быть Богом» (Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа). Отмечая мироспасительный праздник Рождества Христова, мы размышляем о его непреходящем духовном смысле и ключевом значении для всего человечества. И это верно. Но важно осознавать еще и личное измерение, которое имеет для каждого из нас тайна Боговоплощения, ведь неслучайно мы обращаемся в молитвах ко Господу, называя Его своим Спасителем.

http://radonezh.ru/2021/01/07/rozhdestve...

Уже в седьмой день Рождественского поста – 21-го ноября по старому стилю – совершается торжественное празднование Входа (или Введения) во Храм Пресвятой Богородицы. Это великий Богородичный праздник, принадлежащей к числу так называемых «двунадесятых» праздников, который является как бы преддверием праздника Рождества Христова. «В храме Божиии ясно Дева является, и Христа всем предвозвещает»,  поется в тропаре этого праздника, и самое событие это именуется  «благоволения Божия предображением»,  так как Рождество Христово было следствием того, что Пренепорочная Дева Мария была введена в храм Божий и получила в нем Свое духовное воспитание, сделавшее Ее достойным сосудом воплощения от Нее Сына Божия. Вот почему с этого дня на всенощном бдении всех воскресных и праздничных дней поется ликующее рождественское песнопение, подготовляющее нас к радостной встрече Рождества Христова:  «Христос раждается, славите! Христос с небес, срящите! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися!»   (1-ый ирмос рождественского канона). С особенным замиранием сердца выслушивают верующие эти слова, предвещающие скорое наступление великого и радостного праздника «еже по плоти Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», хотя он еще и не так близок. И далее, чем ближе к этому празднику, тем более мы слышим в Богослужении слов, напоминающих нам о его приближении. Так, 2-го декабря празднуется память св. пророка Аввакума, который, «став на Божественней страже, «уразумел Божие пришествие» и возопил со страхом: «Гооподи, услышах страшное пришествие Твое, и воспеваю Тя, плоть бренную от Девы понести восхотевшаго». На другой день 3-го декабря св. Церковь чествует память св. пророка Софонии, который «прорече спасительное пришествие Христа Бога нашего, и языком всем спасение провозвести». В день памяти св. Николая, Архиепископа Мирликийского, чудотворца, 6-го декабря поется на вечерни предпразднственная стихира Рождества Христова, начинающаяся словами: «Вертепе благоукрасися...», а затем и другие предпразднственные стихиры, воспевающие приближение Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Как ни странно, гораздо большее значение для гимнографии имели проповеди свт. Григория, которые произносились, конечно, «без бумажки», с подлинным поэтическим жаром и вдохновением. Так, посвящённый в 362 году во епископа Назианза, он начинает своё пастырское служение проповедью, начальные слова которой «Воскресения день, просветимся торжеством и друг друга обнимем...»были впоследствии положены на мелодию прп. Иоанном Дамаскиным в качестве последней стихиры Пасхи (после которой начинается христосование). Троп. из того же Слова свт. Григория «Вчера я погребался вместе с Тобою Христе, теперь встаю вместе с Тобою» – ныне один из пасхальных тропарей. II Слово на Пасху свт. Григория заканчивается возгласом: «О Пасха велия и священная Христе!» который впоследствии стал последним тропарём Пасхального канона прп. Иоанна Дамаскина . Слово на Рождество начинается восклицанием: «Христос раждается славите; Христос с небес, встречайте... пойте Господу вся земля». Это – ирмос Рождественского канона прп. Косьмы Маюмского. Слово на Пятидесятницу содержит выражение: «Мы празднуем Пятидесятницу – пришествие Духа, совершение обетования, исполнение надежды!» которое стало I стихирой в церковной службе вечерни на Пятидесятницу. В том же слове выражение: «Дух Святой всегда был и есть, и будет... Он жизнь, Он свет животворящий...» стало стихирой на Пятидесятницу. Но ведь чин на Пятидесятницу начал составлять ещё свт. Василий Великий . Так что возможно, что эти слова своего друга Григория начал заимствовать для церковный службы ещё он. Но наверное самым ранним и удачным заимствованием является знаменитый гимн «Te Deum laudamus» свт. Амвросия Медиоланского , основанный на «Гимне Вседержителю» свт. Григория: «Дай мне воспеть Тебя, бессмертного Властителя, Тебя, Царя и Господа... Тобой лики ангелов... Тобой красота звезд...» Латинский парафраз свт. Амвросия: «Тебя Бога хвалим, Тебя Господа исповедуем. Тебя, Отца вечного... Тебя Ангелы и Архангелы, Тебя небеса и все силы...» Свт. Иоанн Златоуст , свт. Кирилл Александрийский и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Херувимы ли являются престолом для Бога, носят ли они на себе Бога? Этот «Престол херувимский – Дева» (Ирмос Рождественского канона): Бог на лоне Ее, на пречистых Ее руках в Вифлееме, Иерусалиме и Египте носим, как на крыльях херувимских. «Престол херувимский – Дева». И все Ее служение рожденному от Нее Христу Богу, даже до Его мужеского возраста, было херувимским по множеству разума и мудрости, ибо неизреченной любви, а также и материнской любви было преисполнено это служение. И ради этого служения Господня Она возросла в Дочь Бога Отца, как о Ней говорит Номенклатор: «Дочь Божия перворожденная, Дочь превозлюбленнейшая Превечного Отца». Столь высоко колос служения Рабы Господней в Ее заботах о вскормлении Божественного Отрока Христа возрос, что стал Дочерью Божией. Если бы и мы научились по-херувимски, разумно служить Богу, то поистине стали бы любимыми детьми у Бога. Четвертая бразда пресвятого жития Богородичного – на Голгофе под Крестом, и Она породила колос высокого достоинства, который начинается с четвертой буквы в преблагословенном имени Мариином – И: «Источник Жизни». Так читаем в Минее январской: «Радуйся, златоструйный бессмертия Источниче, истинную сладость проливающ». Источник жизни на Кресте – Христос, Источник под Крестом – Мария. Тот гвоздями и копьем пронзенный, а Та – предвозвещенным Богоприимцем оружием: «Тебе Самой оружие пройдет душу» ( Лк. 2:35 ). Из источника Христова текут потоки Крови, из источника Матери – потоки слез. И два этих пресвятейших источника омывали болото грехов наших: тот Кровью, а сей слезами. Источник-Христос излиянием Своей Крови приносил Богу Отцу за нас жертву: «Христос умер за нас» ( Рим. 5:8 ); Источник-Мария при излиянии Своих слез тут же стояла с духовной жертвой: «Жертва Богу – дух сокрушенный» ( Пс. 50:19 ). И Бог Отец, взирая свыше на жертву Сына Своего, также смотрел и на жертву Дочери Своей, и обоими теми Жертвами Он был умоляем и умилостивляем, дабы милостив был к нам, грешным. «Придет, как источник, жатва Твоя» ( Притч. 6:11 ). Поистине, сбылись на Голгофе эти слова. Была там единая жатва наших грехов: берущий на Себя грех мира пожал тернистое поле наших беззаконий и, повязав в снопы, взял их на плечи и на Теле Своем вознес на древо.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010