Взрослые, сопоставив их рассказ с направлением этой их обратной дороги, поняли, что преподобный Осенял не только их, но и всю Лавру, свой “град”, и некоторые, уже решившие эвакуироваться, остались на месте, успокоенные в том, что город их под небесной защитой. Небесный мир может быть лучше всего нами осознан и воспринят через призму древней иконы. Через Рафаэля или Васнецова мы не можем прикоснуться к потусторонней реальности. Для религиозного познания их живопись – это то, что в архитектуре называется “ложными окнами”, сделанными для симметрии и не пропускающими свет. Икона есть попытка, отметая соблазн телесной красивости, проникнуть в тайну Божественной красоты. Тайна слишком превышает наше естество, а поэтому путь к ней открывается, по слову апостола, через “юродство проповеди”. Вот почему проповедь древней иконы “не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы” (1 Кор. 2, 4). Конечно, молиться вполне можно и перед новой иконой, но в какой-то час нашей духовной жизни нас начинает влечь к познанию иного мира, к тому, чтобы подойти к узкому, узорному окну древней иконы и заглянуть через него в божественный мир. ...Этап от Москвы до Новосибирска был тяжелый. Где-то на пути нас построили и повели к пересыльной тюрьме. Овчарок, кажется, не было. Мы с о. Иваном замыкали колонну, а сзади нас был только один маленького роста солдатик с добродушным лицом, но, конечно, с автоматом. И вдруг, с. Иван упал, не споткнулся, а обессилел, лежал на снегу с абсолютно белым лицом. Я подумал: это лицо святых мощей. Кое-как мы его подняли. Солдат не только затревожился из-за задержки, но и явно пожалел старика. “Вставай, отец, вставай!” Потом была в этом Новосибирске ночь под Рождество, уже по старому стилю. Мы с ним лежали рядом, и, когда, наконец, умолк, уставши, профессионал-рассказчик уголовно-похабного эпоса, и кое-где уже захрапели, тогда о. Иван начал потихоньку петь ирмосы Рождественского канона: “Христос раждается, славите... Христос на земли, возноситеся!..” – “А вот восьмой-то ирмос и забыл. Все слабеет, и голова. Не дни мои, а часы сочтены. Может ты, Сергей, помнишь?” Мне было очень неприятно, но и я не помнил. “Чуда преестественного росодательная изобрази пещь образ...”

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Декабрь – предпраздничное время. Мы начинаем готовить подарки, прибирать и украшать дом. Кто-то замачивает сухофрукты в ликере для душистых кексов, кто-то ищет идеальный рецепт рождественских пряников. Всё это замечательно. Но важно подготовить себя к великому празднику и внутренне. Для этого нам дан Рождественский пост, для этого уже с Введения Пресвятой Богородицы мы слышим на всенощном бдении ирмос рождественского канона: «Христос рождается, славите…». Искусство тоже помогает подготовиться к Рождеству. Оно словно бы отражает свет праздника, как хитро устроенная линза А еще подготовиться к Рождеству помогает искусство. Оно говорит тонко, иносказательно, словно бы отражает свет праздника, как хитро устроенная линза. И это тоже важно: увидеть, как преломляется сияние Рождества в образах, в судьбах людей, в сюжетах. Иногда там нет упоминаний о Христе, о Евангелии. Но свет есть. Авторский талант становится его проводником. В этой статье собраны произведения для разных возрастов, которые можно начинать читать уже сейчас. Выделить на это 10–15 минут можно, даже если день полон забот. Результат того стоит: через хорошие книги мы готовим свою душу к Рождеству Христову, наполняем ее вечным светом. ДОШКОЛЬНИКАМ Гунхильд Селин. «Маленький ослик Марии» Гунхильд Селин. «Маленький ослик Марии» Книга рассказывает о событиях, предваряющих Рождество Христово. Повествование ведется от лица маленького ослика, которого Иосиф купил для Пресвятой Девы Марии. История получилась нежная и спокойная, полная мирных трудов, бытовых подробностей, неспешных разговоров. При этом очень деликатная: автор погружается в описание жизни и работы ослика, но образы Девы Марии и Иосифа дает штрихами, без фантазий, которые исказили бы смысл Евангельских слов. Гунхильд Селин была не только талантливым детским писателем, но и педагогом. Она преподавала в двух сельских школах. В 1966 году из родной благоустроенной Швеции Селин уехала на Ближний Восток и двадцать с лишним лет работала с детьми, у которых были диагностированы задержки развития. Ни политические неурядицы, ни Шестидневная война 1967 года, ни закрытие фонда, где она работала, не остановили отважную женщину. Почти до самой смерти она старалась сделать жизнь детей в одном из самых неблагополучных регионов мира чуть счастливее.

http://pravoslavie.ru/157858.html

Слово на Рождество начинается восклицанием: " Христос раждается славите; Христос с небес, встречайте... пойте Господу вся земля " . Это — ирмос Рождественского канона прп. Косьмы Маюмского. Слово на Пятидесятницу содержит выражение : " Мы празднуем Пятидесятницу — пришествие Духа, совершение обетования, исполнение надежды! " которое стало I стихирой в церковной службе вечерни на Пятидесятницу. В том же слове выражение: " Дух Святой всегда был и есть, и будет... Он жизнь, Он свет животворящий... " стало стихирой на Пятидесятницу. Но ведь чин на Пятидесятницу начал составлять ещё свт. Василий Великий. Так что возможно, что эти слова своего брата Григория начал заимствовать для церковный службы ещё он. Но наверное самым ранним и удачным заимствованием является знаменитый гимн " Te Deum laudamus " свт. Амвросия Медиоланского, основанный на " Гимне Вседержителю " свт. Григория: " Дай мне воспеть Тебя, бессмертного Властителя, Тебя, Царя и Господа... Тобой лики ангелов... Тобой красота звезд... " Латинский парафраз свт. Амвросия: " Тебя Бога хвалим, Тебя Господа исповедуем. Тебя, Отца вечного... Тебя Ангелы и Архангелы, Тебя небеса и все силы... "   Свт. Иоанн Златоуст, свт. Кирилл Александрийский и др. То, что мы сказали о Григории Богослове, характерно и для других восточных епископов. Все они творили достаточно много, но в церковный обиход вошли буквально крохи, и то что им сейчас приписывается — сомнительно. Так свт. Иоанну Златоусту приписываются какие-то " Тропари для всенощной " , которые он сочинил в противовес арианам, в конце 4 века уже запрещённым и собиравшимся тайно по ночам (арх. Филарет Гумилевский " Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви " Св. Серг. Лавра, 1995 г. стр. 150). Историческому противнику Златоуста — свт. Кириллу Александрийскому († 444) приписывается знаменитая песнь " Богородице Дево, радуйся! Благадатная Марие, Господь с Тобою... " (там же, стр. 156). Составленная на основе Ангельского приветствия " Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою... " (Лк. I, 28, 42), она действительно могла быть противопоставлена свт. Кириллом ереси Нестория, но никаких подтверждений тому нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=897...

Что же делать нам всем, братья и сестры, в эти пришедшие уже и продолжающиеся дни поста? Прежде всего, будем просить Царицу Небесную, чтобы Она дала нам пройти постный путь в благочестии и святости. Вспомним то, что мы читали сейчас в Евангелии: как Она поспешила к окрестностям Иерусалима, где жила праведная Елизавета, уже носившая недрах своих Иоанна Крестителя, и пробыла с ней три месяца (См.: Лк. 39–56). Три месяца Матерь Божия была около Своей родственницы, помогала ей, как мы теперь можем думать по-человечески, и помогая ей по хозяйству, и утешая ее словом, и радуясь ее радостью до тех пор, пока настало время Елизавете родить Предтечу Господня Иоанна. Матерь Божия, Сама переживая трудный период материнства, служила своей родственнице Елизавете, тем самым уже проявляя то сильное свойство, которое дал Ей Господь у креста: ходатайствовать за весь мир. Помолимся же Царице Небесной, чтобы и нам в эти постные дни помогла Она достойно вести нашу православную христианскую жизнь и радостно встретить праздник Рождества Христова. Пройдет совсем немного времени, и на этой неделе, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы запоем мы уже рождественские гимны: «Христос раждается – славите!» (Ирмос 1 Рождественского канона) . Вот пусть радость праздника ожидаемого, пусть слава Божия, явившаяся на земле, коснется и наших сердец. А мы приготовим путь Господень, правыми сделаем стези Его (См.: Мк.1:3 ) . Аминь. 1 декабря 1998 года XI. Слово в преддверии Рождества Христова Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Осталось немного дней, братья и сестры, до праздника Рождества Христова. Прошлая наша беседа была в начале Рождественского поста, когда мы только готовились к празднику чрез постный подвиг и говорили о том, как предстоит проходить это служение, и я остановился на словах апостола Павла к своему любимому ученику Тимофею, который сказал следующее: «Беспрекословна великая благочестия тайна. Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя ангелам, проповедан в народах, принят верой в мире, вознесся во славе» (См.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Детский час " Двунадесятые праздники " . 07.08.2019 19:00 Тема: " Двунадесятые праздники " . Ведущий: священник Валерий Васильев, клирик Храма Веры, Надежды, Любви и матери их Софии в Кокошкине. Соведущие: Анна Васильева. Описание: Что такое двунадесятый праздник? Название это возникло от славянского «двунадесять» – то есть «двенадцать». В церковной классификации эти праздники являются самыми значимыми после Пасхи, а отмечают их с особым торжеством. Все двунадесятые праздники посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Сегодня мы изучаем праздник Рождества Христова в изложении евангелиста Матфея 2 глава с 1 по 15 стих. «Христос раждается — славите! Христос с Небес — срящите! Христос на земли — возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися» (ирмос Рождественского канона). Возвращение человека в объятия Бога, есть путь человека к Источнику счастья и любви, ко Христу – это то, что ждёт человека пришедшего в Церковь! Изучаем Евангелие на церковно-славянском языке для приобретения знаний и навыков в понимании богослужебного языка, научения добру, покаянию, смирению, всему самому полезному и спасительному. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/radio/2019/08/07/19-0...

Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же, как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее, именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным образом это все переплавляется в Пасхальный ирмос. В песне пророка мы видим, таким образом, созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны. «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3:16-19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср.: притча о смоковнице), виноград – народ Божий (ср. Ис. 5:7), маслина – фарисеи и саддукеи, «которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея» (ср. Пс 51:10). Поля бесплодные – это покорные сим наставникам (ср. Иер. 4:3), а волы – иереи (1 Кор. 9:9), возделывающие души т. 30, c. 38]. Но это еще не все, что следовало бы здесь сказать. Когда мы говорим о том, что « праведный верою жив будет », то мы видим выход за рамки узко прагматического понимания закона. Мы знаем, что, в законе говорится: кто будет праведен, то есть исполнять все уставы и повеления Божии, тому будет благо, богатство, здоровье и так далее; кто не будет, тот будет наказан, разорен и так далее... А здесь мы как раз видим, что главное в отношениях с Богом есть не получение от Него каких-то внешних благ, но пребывание с Ним Самим.

http://sedmitza.ru/lib/text/431471/

Более того, именно среди этого бедствия созерцается слава Христова, точно так же, как эта слава была явлена на кресте, когда, казалось бы, все рухнуло, и сотрясалась земля, и темнело солнце, и все надежды исчезли. Тем не менее, именно в этой катастрофе, которая была перед глазами человеческими, и было явление славы и любви Божией. Таким сложным образом это все переплавляется в Пасхальный ирмос. В песне пророка мы видим, таким образом, созерцание рождественской и одновременно пасхальной тайны. «Я услышал, и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною; а я должен быть спокоен в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его. Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведет меня!» (Авв. 3:16–19). По мнению блаженного Феодорита, плач пророка вызван тем, что получив откровение о победе Христовой, он узнал и об участи неверующих иудеев после уверования язычников. Смоковница здесь изображает Иерусалим (ср.: притча о смоковнице), виноград — народ Божий (ср. Ис. 5:7), маслина — фарисеи и саддукеи, «которые величаясь присвояемым ими себе именем праведным, вовсе не приносили плодов ея» (ср. Пс 51:10). Поля бесплодные — это покорные сим наставникам (ср. Иер. 4:3), а волы — иереи (1 Кор. 9:9), возделывающие души т. 30, с. 38]. Но это еще не все, что следовало бы здесь сказать. Когда мы говорим о том, что « праведный верою жив будет», то мы видим выход за рамки узко прагматического понимания закона. Мы знаем, что, в законе говорится: кто будет праведен, то есть исполнять все уставы и повеления Божии, тому будет благо, богатство, здоровье и так далее; кто не будет, тот будет наказан, разорен и так далее… А здесь мы как раз видим, что главное в отношениях с Богом есть не получение от Него каких-то внешних благ, но пребывание с Ним Самим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

В Греции, пользующейся уставом, близким к древнему Софийскому, рождественское бдение начинается с литийных стихир. По Студийскому уставу оно состояло из одной утрени. По Евергетидскому уставу XI в. рождественское бдение, как и всякое, начиналось службой – панихидой, за которой следовала утреня: на рождественской панихиде полагался канон «Волною морскою». Повечерие по этим уставам совершалось тотчас после трапезы или в свое время и было сокращенным (начиналось с 90 псалма) с тропарем праздника в конце или с кондаком. (Дмитриевский, А. Описание литург. рукописей, Киев 1895, 355 – 6.Toscani, Ad typica graecorum, Romae 1864, 46). На Иерусалимском начале рождественского повечерия, с великого повечерия – сказался подвижнический дух святых авторов этого устава (по преданию, преп. Саввы, Евфимия Великого и др.) и веяние строгой монашеской жизни в палестинских обителях, не забывавших о грехе и в праздники. Иерусалимский строй рождественской службы обнаруживает глубокое проникновение в дух праздника и в самый догмат воплощения. 156 Сближение через «днесь» в общую целостную картину хронологически удаленных событий обычно у свящ. песнописцев, поскольку праздник есть воспоминание события в его не только историко-фактической, но, гл. обр., идейной связи мыслей, образов и разных «знамений» празднуемого события. В данной стихире на первый взгляд может показаться, что и волхвы поклонились Богомладенцу, лежащему в яслях, что из Евангельского повествования следует только о Вифлеемских пастырях. 158 προφητικς пророчески. Веселиться пророчески это – ликовать не столько вместе с пророками, но и в духе пророков, т. е. воспевать Бога за то же, что, «ужаснувшись», величали пророки, созерцая в своем предвосхищении (ср. вообще ирмос 4 и 5 песней канонов) 159 Раскрытие понятий «небо» и «земля» первой строки; радоваться духовно, сознательно могут только разумные существа. 163 Тьма настолько полная, что даже нет представления о свете, как области противоположной тьме. После Христа тьма заблуждений есть понятие уже отрицательное, тогда как до Христа тьма была положительным, являясь даже нормой.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Беседа игумении Домники, настоятельницы Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря в Екатеринбурге. Поздравляю вас с началом Рождественского поста! Сейчас начинается особенное, светлое и радостное время, и мне хочется вспомнить один интересный эпизод из книги Ивана Шмелёва: как он описывает начало Рождественского поста. Писатель вспоминает, как однажды в детстве он перед началом поста загрустил о том, что до Рождества ещё так долго, целых сорок дней. Он поделился своей грустью с одним благочестивым, глубоко верующим человеком, который служил у них в доме плотником. И тот сумел его утешить. Вот что этот человек сказал мальчику: — Да сейчас самая-то радость и начинается – Филипповки! Самое священное время сейчас пойдёт, праздник на празднике, душе свет. Введенье вступать станет – сразу нам и засветится. Мальчик удивлённо переспросил: – Чего засветится? И плотник ответил: – А будто звезда засветится в разуме. Что, не понимаешь? За всенощной воспоют, как бы в преддверие: «Христос раждается – славите... Христос с небес – срящите...» Душа и воссияет: скоро, мол, Рождество!.. Так что всё налажено – только разумей и радуйся. Ничего и не будет скушно. Шмелёв потом вспоминал, что всё действительно так и произошло, как ему говорил этот простой человек. Он писал: «Как под Введенье запели за всенощной “Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите...” – так сердце и заиграло, будто в нём свет зажёгся».      И действительно, с самого начала Рождественского поста перед нами уже начинает сиять свет Рождества Христова. Словно зажигается для нас Вифлеемская звезда. И совсем скоро и мы услышим, как в храме будет петься: «Христос раждается – славите! Христос с Небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Казалось бы, для чего Церковь поёт этот Рождественский ирмос так рано? Ведь до Рождества Христова ещё больше месяца. Церковь поёт это именно для того, чтобы зажечь в нашем сердце Вифлеемскую звезду, чтобы мы, как волхвы, немедленно восстали и отправились в путь, навстречу рождающемуся Христу. Что такое для нас Рождественский пост, в который мы сейчас вступили? Рождественский пост – это путь в Вифлеем. Как волхвы и пастухи пошли в Вифлеем, чтобы увидеть родившегося Спасителя мира, так и нам нужно пройти некий путь, достичь Вифлеема, где мы сможем подлинно, духом увидеть Рождающегося Господа. Как говорит святитель Филарет Московский: «Церковь не обманывает, когда вопиет во уши наши: “Христос с небес, срящите!” Христос доселе нисходит с небес, и Он так близко к нам, что мы, подобно пастырям или волхвам, вовремя можем приспеть на место его Божественного явления. Прейдем до Вифлеема, как сказали пастухи, да видим глагол сей бывший, егоже Господь сказа нам». Так пишет святитель Филарет Московский.

http://pravoslavie.ru/126052.html

Оптина Пустынь. Паромная переправа. В 1912 году настоятель Оптиной Пустыни архимандрит Ксенофонт вспоминал: «Вот первый приезд ваш в Оптину: стоит ваш образ отчетливо в глазах моих, как и тогда, когда я еще был иеродиаконом... Я был чередным, когда вы вошли в храм, в то время еще в форме полковника. Не забуду, какое приятное впечатление произвели вы на меня в этот приезд, и это первое впечатление не обмануло». В Казани в последнее время Павел Иванович жил в меблированных комнатах и подружился тут с сыном коридорного, мальчиком лет двенадцати, очень верующим, – впоследствии он поступил в монастырь. Раз по возвращении Павла Ивановича из Оптиной они пили чай из самовара, и мальчик рассказал ему свой сон: – Вижу, будто вы идете из города по направлению к кладбищу во всем белом и поете ирмос «Воду прошед яко сушу, и египетскаго зла избежав...» – и тут проснулся. «Впоследствии, – вспоминал о. Варсонофий, – мне истолковали этот сон. Город – мир; кладбище (которое в Казани было расположено в восточной стороне) означало Горний Иерусалим; шел я, чтобы умереть для мира; белые одежды – убеление души, так как в то время у меня созрело решение оставить все. Ирмос «Воду прошед яко сушу» поется при отпевании младенцев и означает отпевание от мира». Начал Павел Иванович исполнять данные ему от старца Амвросия послушания, в том числе велено ему было говеть четыре раза до начала Рождественского поста, то есть до 15 ноября. А 17 сентября он вспомнил один свой сон, который приснился ему 17 сентября 1883 года, то есть шесть лет назад. «Казалось мне, – рассказывал старец Варсонофий, – что я нахожусь в какой-то большой комнате, а передо мною старинные часы с большим маятником... Какой-то старец находится около меня и, указывая рукой на часы, спрашивает. «Который час?» – «Половина седьмого», – отвечаю. Он меня спрашивает вторично: «Который час?» – а затем в третий раз. «Половина седьмого», – говорю я уже с оттенком раздражения в голосе, а он отвечает: «Через три года в этот день и час ты умрешь».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010