Закрыть День Рождества Христова есть мать всех праздников Рождественское послание митрополита Константина пастырям, диаконам, монашествующим и всей богоспасаемой пастве Петрозаводской и Карельской епархии Русской Православной Церкви 05.01.2018 994 Время на чтение 5 минут Ликуют Ангели вси на Небеси, и радуются человецы днесь: играет же вся тварь Рождшагося ради в Вифлееме Спаса Господа: яко всякая лесть идольская преста, и царствует Христос во веки. (Стихира на литии в канун праздника) Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! От всего сердца, со светлой радостью приветствую вас и поздравляю с величайшим праздником Рождества Христова и Новолетием. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что «... день Рождества Христова есть важнейший из всех праздников, мать всех праздников, начало и основание их... Ибо к чему праотцы так сильно стремились, что пророки предвозвещали, что праведники желали видеть, - всё это совершилось в день Рождества Христова: Бог явился на земле во плоти и вселился между людьми» . Праздник Рождества Христова - это встреча человечества с Богом Воплотившимся: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1: 14). Сын Божий стал Сыном Человеческим и явился во всём подобный нам, кроме греха , чтобы спасти мир, вывести человеческий род из-под власти смерти, даровать полноту бытия в Боге и жизнь вечную каждому, кто услышит призыв Божий и последует Ему. Родившегося в Вифлееме от Девы Марии Иисуса евангелист Иоанн Богослов именует Светом Истинным, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» ( Ин. 1:9 ). И Церковь Божия ныне радостно свидетельствует о том, что, благодаря Рождеству Христову, воссиял миру Свет Разума. Но перед Христом, Который принес на землю Божественную правду, мир и любовь, земля закрыла двери своих домов. С Вифлеемских яслей - начался Крестный путь Спасителя мира к Голгофе: «В яслех Повиваемого убити ищет Ирод; но мы Христу поим: славно бо прославися» (ирмос 1 -й песни канона Навечерия Рождества Христова). И Церковь Христова в своём историческом спасительном странствовании, и наше христианское Отечество повторяют путь земной жизни Богомладенца Иисуса.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/05/de...

Рождественское послание Высокопреосвященнейшего Митрополита Лавра, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! В эту Рождественскую ночь, вспоминая самое великое событие в истории человечества – Боговоплощение, мы вместе со всей Церковью поем: «Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа послал еси нам...» (ирмос 5-ой песни Рождественского канона). Сегодня Бог Отец послал Сына Своего, «мир подавающа нам», на землю, дабы примирить людей с Богом, соединить разъединенные силы человеческой души и примирить нас между собою. Ангелы, ликуя о избавлении человеков, радостно воспевали: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». 2000 лет прошло после Боговоплощения и все это время человечество отказывалось принять «на земли мир», запятнав свою историю жестокой бесчеловечностью. До сих пор нас окружают разделения, войны, вражда, мало места миру в жизни человека. Отчего это? Господь говорит: «мир Мой даю вам, не тот мир, который м i р дает». Мы знаем, что м i р во зле лежит, и так будет до Второго Пришествия. Господь говорил о внутреннем мире, а не о внешнем. Даже если мы и живем в шатком внешнем мире с ближними, пытаясь сохранить хотя бы тот мир, который м i р дает, то часто внутри себя мира душевного не обретаем. Истинный мир человек получает только в хранении своей совести, в единении с Богом, когда начинает, действительно, жить во Христе. Этот мир Господь принес на землю, обретши который спасемся сами, и, по слову преподобного Серафима, вокруг нас спасутся многие. Церковь молится от нашего лица: «Мир подаждь ми падшему». Первым шагом к миру душевному является осознание своего падшего состояния. Когда мы начинаем видеть свою безобразную наготу душевную, тогда и Господь приближается к нам, и Своей любящей рукой очищает вертеп нашей души, какой бы он убогий не был, исполняет нас Своим миром, и делает готовыми к тому, чтобы мы достойно приняли Его. Для этого Он воплотился и родился в вифлеемской пещере, о чем и молился в Своей Первосвященнической молитве – «Да вси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» (Иоан. 17, 21).

http://pravoslavie.ru/2029.html

Рождественское послание Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви 11 января 2010 г. 12:42 Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир направил Рождественское послание архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви. Христос раждается — славите! Христос с небес — срящите! (Ирмос 1-й песни Рождественского канона) Возлюбленные о Господе архипастыри, досточтимые пастыри, честное во Христе монашество, боголюбивые миряне, братья и сестры! Стремительно течение жизни — и вот мы вновь стоим на пороге наступившего года благости Божией, вновь встречаем великий праздник Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Народные песнопения, прославляющие рождение Богомладенца, радостной вестью озаряют нашу жизнь, оттесняя проблемы и будничные заботы на второй план. В этих духовных гимнах с детской искренностью и чистотой отражается душа нашего боголюбивого народа, его вера, его вековые надежды и чаяния, радость встречи с Тем, Кто явил миру путь, истину и жизнь (Ин. 14:6). С какими чувствами мы должны мысленно приступить к Вифлеемским яслям? Какими словами можем выразить наше благоговение перед Таинством вочеловечения Бога, созерцая «Небо — вертеп, престол Херувимский — Деву, ясли — вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог»? Тайна воплощения Сына Божия никогда не будет доступна холодному разуму, дерзкому в своих исканиях, не знающему границ и преград. Великое таинство любви Бога к человеку — тайну Боговоплощения — мы постигаем прежде всего своим сердцем, принимая в него новорожденного Богомладенца, так как наш разум недоумевает и смиряется перед Тайной веры. Рождественская радость — это не просто дань традиции или один из праздников в череде ежегодных праздничных мероприятий. Это радость утешения отягощенных грехами и страстями людей, радость долгожданной встречи с Отцом после долгой разлуки, радость осознания того, что мы не забыты и не оставлены Богом, что мы не обречены на отверженность и вечное изгнание.

http://patriarchia.ru/db/text/988431.htm...

А мы так часто избегаем этих обязанностей, лишаем себя родительского счастья и не воспитываем по существу наших детей к славе Божией и Православию. И вот Иоаким и Анна , которые были бесчадны и переживали это, молились и дали обет, что ребенок, который у них родится, будет посвящен Богу. У них-то и родилась девочка, которой суждено было стать Пресвятой Богородицей. Когда ей исполнилось три года, родители, памятуя свой обет, отвели ее в Храм. Она сама поднялась на тридцать три ступеньки Храма, ее встретил там первосвященник и еще несколько священников, среди которых был Захария, отец Иоанна Крестителя. И ввели ее по наитию Духа во Святая Святых, куда раз в год входил только первосвященник. Благочестивые родители посвятили, — еще до рождения обещали посвятить — этого младенца Богу. А как часто мы видим обратное, — и в наши времена, и в предыдущем веке, — вспомните хотя бы житие Антония Киево-Печерского, который столько претерпел за свое стремление к благочестивой иноческой жизни, — как мы протестуем, когда кто-то из наших детей хочет принять монашество или послужить Церкви в духовном звании. Это для нас с вами трагедия. А вот Иоаким и Анна сразу, до рождения, решили посвятить ребенка, — поучительно! Когда мы читаем богослужебные тексты, слышим церковные песнопения, то очень много поучительного относится и к нам самим. «Днесь Боговместимый храм Богородица, в храм Господень приводится, и Захариа Сию приемлет; днесь Святая Святых радуются, и лик ангельский таинственно торжествует. С нимиже и мы празднующе днесь, с Гавриилом возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, имеяй велию милость». И сегодня по существу нам зримо и близко свидетельствуется, что Рождество уже близко, что оно здесь. Это — свидетельство людям, тем священникам, которые принимали Ее. И не случайно, что начинается рождественское пение; на Введение в Храм Пресвятой Богородицы мы впервые начинаем петь: «Христос раждается, славите» . Правда, если на Рождестве это будет ирмос канона, то пока мы поем это как катавасию, заключение нашей канонной песни.

http://foma.ru/propovedi-na-prazdnik-vve...

От всего сердца поздравляю вас с великим и радостным праздником Рождества Христова. Как знаменательно и поучительно для нас это священное событие, столь обильное Божественной любовию к людям! Какая бездна премудрости и снисхождения явлена миру: Сам Источник и Податель жизни — Сын Божий приобщился плоти и крови нашей (Евр 2, 14— 16), чтобы обновить и спасти человечество. Придя на землю, Господь Иисус Христос преподал людям Свое Божественное учение и спасительные жизненные силы, которые оставил навсегда в основанной Им Церкви, в этом великом и вечном источнике всеспасающей и исцеляющей благодати Божией. С благодарной и трепетной любовью к Рождшемуся Богомладенцу прославим Его, возлюбленные, в духовном восторге дорогими православному сердцу песнопениями, вдохновляющими христианскую душу рождественской радостию: «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися» (ирмос 1-й песни рождественского канона). Приветствую вас, возлюбленные о Господе, и с наступившим новолетием. Молю Бога о Его всещедрой помощи в жизни вашей, в делах и трудах ваших, в усердном исполнении вами заповедей Господних. Радуясь о Господе, снисшедшем на землю, будем проводить жизнь в единомыслии веры и любви, как чада Единого Бога и братья во Христе Иисусе, Господе нашем. По велению нашего верующего сердца вознесем ныне Господу Иисусу Христу, Спасителю нашему, горячие молитвы, дабы новый год был для возлюбленного Отечества нашего временем мира, благоденствия, спокойного труда. Божие благословение да пребывает на семьях ваших, на трудах и молитве, на всяком добром деле. Молясь о мире всего мира, мы верим в торжество мира, стоим на страже мира и с помощью Божией прилагаем свои заботы и усилия, чтобы содействовать мирной жизни между народами и решению всех международных проблем мирным путем. В спасительный праздник Рождества Христова, праздник мира и любви, мы сугубо призываем всех христиан и людей доброй воли к единению во имя мира, сотрудничества между народами, процветания всех народов земли.

http://foma.ru/rozhdestvenskoe-poslanie-...

Так учит дивный во святых преп. авва Дорофей – строить свой внутренний храм-дворец, достойный Небесного Жениха. Сообразив все это, не будем удивляться, если ликование Церкви Христовой в сей великий праздник встречает малый отклик в нашей душе, а лучше, вздохнув от глубины души, вознесем наши чувства и мысли к Спасителю мира, пришедшему спасти грешных, и будем умолять Его, чтобы Он не побрезгал загрязненным жилищем нашей души, и дадим Ему обещание приступить, не откладывая, к постройке своего внутреннего храма, пока солнце сияет над нами и не пришла ночь нашей жизни. «Веселитеся, праведнии; небеса радуйтесь; взыграйте, горы, – ибо от Девы родися Господь». 5. Рождественское послание 1955 года «Мир Божий да водворяется в сердцах (наших)» ( Кол. 3, 15 )!.. «Таинство славное вижу и преславное: небо – вертеп; престол Херувимский – Деву; ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог, Егоже, воспевающе, величаем» (Ирмос 9-ой песни Рождественского канона). В великие дни праздника Рождества Христова, если мы по заповеди Господней утвердили в своем сердце любовь к Богу и ближним, мы действительно своим духовным зрением удостаиваемся видеть славное и преславное таинство и становимся его разумными участниками, ибо нам «возсиял свет разума». В дни праздника Рождества Христова в Христовой Церкви мы можем своим духом и своими чувствами присоединиться ко всем свидетелям Рождества Христова – к св. праведному старцу Иосифу, к блаженным пастырям, принявшим от Ангела весть о Рождестве Христове и поклонившихся новорожденному Младенцу Христу, к волхвам, принесшим с далекого Востока дары Господу, Богу, как Царю и тридневному Мертвецу, и к Ангелам, сошедшим с небесных чертогов и воспевшим песнь: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». В эти святые дни нам могут быть понятны недостижимые по существу для нас, грешных, те высочайшия чувства блаженства, которыя пережила в своем непорочном сердце Святейшая святых, Честнейшая Херувим и Славнейшая без сравнения Серафим, Пресвятая Дева Мария при Рождестве Ея Божественного Сына, Господа славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

20. Ср.: Ис.11:1,10; Ирмос 4-й песни 1-го Рождественского канона прп. Иоанна Дамаскина, глас 1. - Изд. 21. Подобные чудеса творил Бог часто в Ветхом Завете. Так было чудо с Анной, матерью пророка Самуила (см.: 1Цар.1:19), и с Елисаветой, матерью святого Предтечи, которого Бог освятил еще в утробе матери (см.: Лк.1:15), так же как и пророка Иеремию (см.: Иер.1:5). Из-за этого, конечно, никто никогда не считал, что эти три святых пророка были рождены вне наследия первородного греха. 22. По словам Дамаскина, " от брака произошли все смертные, после (то есть кроме) прародителей (ПВ IV,24). Только Христос родился " не из соединения природного " , то есть не из брака, ибо Он " зачат в непорочной утробе Девы не от соединения с мужем, или из сладострастного зарождения, но от Святого Духа " (А,3; ПВ III,1). По учению отцов, брак был установлен для того, " чтобы род человеческий не был истреблен и уничтожен смертию " (ПВ IV,24), и именно с семенем падшего Адама связана наследственность первородного греха (ср.: Симеон Новый Богослов, прп. Нравственные слова, 13//Sources chretiennes. P.408). Поэтому Господь Спаситель и не зачат из этого семени, ибо, по словам св. Паламы, " если бы Господь был зачат из семени, то Он не был бы новым человеком, ни безгрешным, ни Спасителем грешащих " (PG 151,169). Еще яснее об этом говорит св. Максим Исповедник: " Все рождаемые от Адама в беззакониях зачинаются (ср.: Пс.50:7), подпадая осуждению праотца... Природа человеческая после падения имела началом своего происхождения сладострастное зачатие из семени и текущее рождение и концом болезненную через тление смерть. Господь же, не имея такое начало телесного рождения, не подлежал также и такой кончине, то есть смерти " (PG 90,788,1325). См. также и слова св. Епифания о рождении Святой Девы: " Она не рождена иначе, но как человеческая природа, то есть как все прочие, из семени мужа и утробы жены " (PG 42,748). Ср. и " Слово на Введение " св. Тарасия Константинопольского (PG 98,1485). 23. Ср.: Андрей Критский, свт. Слово на Успение, 1//PG 97,1052: " И если надо сказать правду, и до Нее дошла природная человеческая смерть " . Святителю Андрею Критскому, который был иерусалимлянином и поэтому выражал иерусалимское предание, следует очень часто Иоанн Дамаскин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/165/...

Верую… в Сына Божия, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Символ веры Христос раждается! Великий и светлый ныне день, о котором святитель Иоанн Златоуст сказал: «Вот наступает праздник, важнейший из всех: кто и назовет его началом всех праздников, тот ничуть не согрешит». Ныне родился Христос, «возсия мирови свет разума». «Нас ради», «нашего ради спасения» Бог сошел на землю, чтобы земные люди вознеслись к небу. «Тот, Кто есть сияние славы Отца, образ Ипостаси Его, образ милости, ради нашего спасения умалил Себя, воплотился и родился от Девы » (св. Григорий Богослов). «Народ, ходящий во тьме, увидел свет великий» ( Ис.9:3 ), сбылись тысячелетние пророчества, Звезда Вифлеемская отныне светит каждой человеческой душе, ведя нас ко Господу, ведя от тьмы к свету, от горя к радости, от греха к праведности. Мир, в котором родился Христос, коренным образом изменился: человек, обреченный смерти, пребывавший в рабстве природы и стихий, освободился. Началась новая история, в которой нет места неуверенности и страху, ибо сказано человеку: «Не бойся, Я искупил тебя». Закончилось всевластие жесткого закона. Настала эра благодати. И великий грех — отвергать эту дарованную человеку благодать, закрывать отверстые небесные двери. «Ныне Божество приняло на Себя печать человека, дабы человечество украсилось печатью Божества» (прп. Ефрем Сирин ). Вместе со Христом-Спасителем на землю нашу сошел Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия ( Ис.11:3 ). Сошел в естестве человеческом, чтобы обожить человека и открыть ему путь Богоединения. «Мудрость, Слово, Крепость, Сын Отца и Сияние Его, Христос Бог, человеком ставши, обновил нас» (1-я песнь канона). Это величайшая тайна, о которой ежегодно напоминает нам Рождественское богослужение: «Таинство странное вижу и преславное: небо — вертеп, престол херувимский — Деву, ясли — вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог!» (Ирмос 9-й песни).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-rechi...

Следующий за праздником Пятидесятницы понедельник носит название «Духов день», так как он является праздником в честь Всесвятаго Животворящаго и Всесильнаго Духа, Единого от Троицы лица единочестна и единосущна и единославна Отцу и Сыну. Песнопения в этот день почти все те же самые, что и на первый день праздника. С вечера совершается Малое повечерие (так как вечерня уже была) с каноном Святому Духу. Утреня без полиелея, но с Великим славословием. На ней не поется «Честнейшую», а ирмос 9-ой песни канона. На литургии антифонов уже нет, а поются Изобразительные и «Блаженны», но особенность та, что бывает Входной стих. Праздник Пятидесятницы совершается затем всю неделю, на коей разрешается поэтому пост в среду и пяток (сплошная неделя) и отдается праздник в субботу. Неделя всех Святых Неделя 1-ая по Пятидесятнице посвящена празднованию памяти Всех Святых, как «жатвы Духа Божия», как «плодов Божественной благодати», ниспосланной людям в день Пятидесятницы. Этим праздником оканчивается период Цветной Триоди и начинается обычное, будничное время года, когда Богослужение совершается по Октоиху и Минее. С понедельника после Недели Всех Святых начинается Петровский или Апостольский пост, который служит приготовлением к великому празднику в честь святых Первоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня. Вследствие того, что Неделя Всех святых зависит от дня празднования Пасхи и является поэтому праздником передвижным, Апостольский или Петровский пост бывает разной продолжительности от 8 дней до шести недель. Устав этого поста во всем таков же, как поста Рождественского. После Пятидесятницы, начиная с первой недели Всех Святых, все недели, то есть воскресные дни, обозначаются числами от первого до тридцать второго включительно. До недели Мытаря и Фарисея означено всего 32 недели. Соответственно этому счету следуют столпы воскресных утренних Евангелий и столпы гласов Октоиха. Столп Евангелий начинается с Недели Всех Святых, когда на утрени читается 1-ое утреннее воскресное Евангелие. Но столп гласов Октоиха начинается со следующей 2-ой недели. В эту неделю указан 1-ый глас, а Евангелие 2-ое. Дальше все идет по порядку. Начиная с Недели Всех Святых, катавасия всего лета: «Отверзу уста моя… "

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Особенности Литургии Если Рождество выпадает на вторник, среду, четверг, пятницу и субботу, совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста , а если на воскресенье или понедельник – Литургия святителя Василия Великого . Поются праздничные антифоны с особыми припевами и стихами. На малом входе – входный стих: «Из чрева прежде денницы родих тя, клястся Господь и не раскается: ты иерей во век по чину Мелхиседекову». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…». Прокимен «Вся земля да поклонится тебе…», стих «Воскликните Господеви вся земля, дадите славу хвале Его». Апостольское чтение – Послание к Галатам, 209-е зачало ( Гал. 4; 4–7 ). После Апостола – Евангелие от Матфея, зачало 3-е ( Мф. 2; 1–12 ). Вместо «Достойно есть» до отдания праздника поем задостойник: ирмос 9-й песни канона «Любити убо нам…» с припевами. Причастен праздника: «Избавление посла Господь людем Своим». По традиции, по отпусте Литургии священнослужители перед иконой праздника поют тропарь, «Слава, и ныне»: кондак праздника и величание. Во время целования креста все окропляются святой водой. Традиция праздника Как известно, миссионеры сознательно наполняли церковным содержанием многие языческие традиции, укорененные в памяти христианизируемых народов. Рождество Христово совпадало по времени с языческой Колядой – праздником наших предков, посвященным зимнему солнцевороту. Древние славяне пытались в этот день «заклясть злых духов», чтобы таким образом избавить себя от приносимого ими вреда. Для этого пелись колядки определенного содержания, которые должны были производить магическое действие на духов. Это языческое действо совершалось на Руси еще некоторое время после Крещения ее народа, а потом было вытеснено собственно церковным обрядом «славления» (прославления) новорожденного Христа. Рождественским утром, одетые волхвами или пастухами дети выходили на улицы и площади славить Христа. Обычно они несли с собою изготовленную из красочных материалов «Вифлеемскую звезду» и вертеп, представляющий собой ящик, сделанный в виде пещеры, где помещались деревянные фигурки и зажженые свечи. Славильщики разыгрывали сцены рождения Христа и исполняли песнопения о воплотившемся Богомладенце. Затем они пели колядки, основным содержанием которых были события Рождественской ночи. За это пение детей-христославов угощали различными явствами и давали деньги. Обычай славления Христа был искоренен безбожными властями СССР с большим трудом. Сейчас он возрождается везде, где жизнь православных приходов уже вошла в нормальное русло.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010