„Болховской землевладелец Николай Николаевич Турков рассказывал мне следующее. Ему передавал Михаил Иванович Абрезумов слышанные им от кого–то следующие достоверные сведения об о. Макарии. Однажды о. Макарий просил казначея Болховского Троицкого монастыря о. Иринея послать в Москву деньги за выписываемые им оттуда книги. О. Ириней ответил на это сурово: „ Вам все денег на книги! « В ту пору возле них стоял часто посещавший щ. Макария мальчик Илюхин, в настоящее время о. Иоасаф, Архимандрит Мценского Петропавловского монастыря. О. Макарий, указывая на него, говорит о. Иринею: „Ты пострадаешь от этого мальчика более, нежели я от тебя». Сообщивший эти сведения Н.Н. Туркову М.И. Абрезумов в настоящее время проживает в Москве и с ним я имею переписку относительно о. Макария. А я, Венедиктов, имею жительство в 25 саженях от Болховского Троицкого монастыря, и в свое врем очень хорошо знал и о. Макария, и о. Иринея, который прежде был казначеем, а потом Архимандритом – настоятелем монастыря после смерти о. Макария. Действительно, как я, слышал, о. Ириней пострадал от благочинного Илюхина. О, благочинный Илюхин (о. Иоасаф) раньше находился в Белобережской пустыни иеромонахом. В ту пору некоторые из братии Болховского Троицкого монастыря были до того сварливы, что о. Ириней даже запирался от них. Он даже вынужден был просить себе у епархиального начальства помощника. По этому поводу в монастырь был прислан иеромонах Иоасаф, с назначением его благочинным монастыря. Новый благочинный, как утверждают, довел до сведения епархиального начальства, что о. Ириней слаб и не может управлять монастырем. Тогда в Болхов прислали на его место Архимандрита о. Димитрия из Новгородской губернии. О. Димитрий, действительно, как я хорошо знаю, стеснил Архимандрита Иринея, даже не давал ему лошади съездить в город. О. Ириней ничего не имел в запасе, потому и бедствовал, терпел недостатки, человек он был духовный и религиозный, жизнь вел очень хорошую, но здоровье его было слабое. При поступлении о. Иринея – монастырь был бедный. При нем и казначее Иоанникии были перестроены заново все монастырские ограды, почти вновь построены три церкви, из них две перестроены, а одна, самая великолепная, вновь построена, и самый большой монастырский колокол приобретен при о. Иринее; а при поступлении о. Иринея – в монастыре почте все было в развалинах. – При Архим. Иринее казначей монастыря иером. Иоанникий занимался посадкою леса, устроил пруд и завел в нем немного рыбы, и вообще хорошо занимался хозяйственною частию, и таким образом, о. Иринеем и о. Иоанникием в монастыре все было вновь благоустроено.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Нужно заметить, что в этих словах св. Иринея не содержится аскетических тенденций. Точкой отправления для него в данном случае служат слова ап. Павла в посл. к Рим.8:10–14 . Под плотью он понимает не чув- —706— ственность, как таковую, и не чувство в противоположность разуму, а отчасти злоупотребление телом, отчасти же всё вообще греховное в человеческой природе. Принципиальное осуждение чувственности и чувств св. Иринею совершенно чуждо, равно как и учение о бесстрастии. Знакомясь с учением св. Афанасия об искуплении, поражаешься сходством его сотериологических идей с только что изложенной теорией св. Иринея. Но вместе с этим не менее ясно выступает и различие. Что реальное общение с Богом есть необходимое условие бессмертия, – мысль эта высказывается св. Иринеем очень часто, но философское обосновление её в его сочинениях отсутствует. Св. Афанасий даёт такое обоснование. У св. Иринея вменение плодов воплощения всем людям выясняется с точки зрения идеи возглавления в смысле повторения конкретных подробностей истории Адама и всего человечества в обстоятельствах земной жизни Спасителя. Афанасий Великий причину вменения видит в генерическом сходстве всех людей с человеком Иисусом. Учение о познании и чистоте плоти, как условиях обладания Духом, чуждое в сочинениях св. Иринея всяких мистических и аскетических черт, в литературных трудах св. Афанасия изменено в смысле монашеских идей его времени. Все эти изменения в значительной степени объясняются тем, что Афанасий Великий дал сотериологической теории св. Иринея платоническое обоснование, выразил её в терминах философии Платона, облёк её в философский плащ платоников 3044 . Это замечание послужит нам естественным переходом к изложению тех сторон философии Платона, которыми непосредственно или через посредство равнейшей церковной литературы воспользовался св. Афанасий. III. Бытие в его целом, по учению Платона, распадается на три основных части или вида: бывающее (эмпирический мир), то, в чём оно бывает (материя), и то, по подобию чего оно бывает (идеи) 3045 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если же мы обратимся к словам Иринея Лионского о Евангелии от Марка, то мы увидим, что оно датируется довольно поздно — временем «после отшествия» Петра и Павла, то есть после 65 года, очень близко ко времени Иудейской войны и разрушения Иерусалима. Мы видим, что св. Ириней (в отличие от многих современных библеистов, как светских, так и церковных) не видел богословской проблемы в поздней датировке Евангелия от Марка. С точки зрения теологической обусловленности ему следовало бы датировать оба Евангелия значительно более ранним сроком. А оснований для такой обусловленности у Иринея Лионского было более чем достаточно, ведь перед ним стояла задача доказать гностикам истинность канонических Евангелий, и именно св. Ириней знаменит своими чисто теологическими рассуждениями о том, что Евангелий может быть только четыре, и что их число имеет прообразы уже в Ветхом Завете. Наконец, последний пункт нашего перечня — первоначальный язык Евангелия от Матфея. Излагая предание о том, что первое Евангелие было написано на языке евреев, Ириней Лионский ставил себя в довольно опасное положение: доказывая гностикам, что только канонические Евангелия подлинны, Ириней вместе с тем утверждал, что члены Церкви имеют дело не с подлинником Евангелия от Матфея, а с переводом. При этом во времена Иринея еще существовали гностические сообщества иудеохристианского толка, которые пользовались еврейским текстом, выдававшимся за оригинальную версию первого Евангелия. Между тем, свидетельство Иринея Лионского о первоначальном языке Евангелия от Матфея не единственное, что подтверждает его укорененность в самом раннем Предании древней Церкви. Евсевий Кесарийский приводит свидетельство Папия Иерапольского, которое тот через цепочку преемств также возводит к апостольским временам: Матфей записал изречения (λγια) на еврейском наречии, и переводили их, кто как мог 5 . По словам Евсевия, Папий Иерапольский воспринял свое учение некоего «пресвитера Иоанна», который может быть либо апостолом Иоанном Богословом, либо человеком, «стоявшим рядом с апостолами» 6 . Это уже второе предание происхождении новозаветных текстов, которое восходит к новозаветным временам. И оно находит подтверждение также и у Иринея Лионского, который прямо называет Папия Иерапольского очевидцем апостолов и говорит о том, что Папий общался с его учителем, Поликарпом Смирнским:

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5276685...

Пробыв в изгнании 12 дет, Ириней, благодаря Феодориту, был избран (в 446 или 447 (?) году митрополитом Тирским. Домн Антиохийский рукоположил Иринея, и Ириней уже в краткое время своего епископства в Тире успел вызвать недовольство своею склонностью к несторианству, восставая против термина «Θεοτκος» 212 , в самого Феодорита обвиняя в недостаточном преклонении перед Диодором Тарсийским и Феодором Мопсуэстийским. Диоскор Александрийский созвал собор, постановивший уничтожать все, что было сделано относительно Иривея, как второбрачного, но антиохийцы ответили ему, что его компетенция по канонам Никейского и первого Константинопольского собора не простирается за пределы его диоцеза. Двор, однако, склонился на сторону Александрии: 17 февраля 448 года последовал императорский указ, где повелевается, «чтобы никто не позволял себе излагать или преподавать ничего, кроме веры, утвержденной, как мы сказали, в Никее и в Ефесе... А чтобы есть из опыта узнали, какое негодование возбуждают в нашем величестве ревнители нечестивой ереси, мы постановляем Иринея по этой причине некогда навлекшаго наш гнев, и затем, не знаем как, после вторичнаго, как мы известились, брака, сделавшагося, вопреки апостольским правилам, епископом Тира, изгнать из святой Тирской Церкви, и, по снятии с него одежды и имени священника, дозволить ему жить в тишине только на его родине» 213 . Феодорит, связанный с Иринеем узами дружбы еще тогда, когда тот был комитом 214 и когда он был епископом 215 , в приточной форме советует ему не повиноваться указу императора 216 , надеясь, что он будет отменен. Последнее, по-видимому, подтверждалось и замедлением назначения преемника Иринею и теми сообщениями, которые делали Феодориту лица, близкие ко двору. При таких-то обстоятельствах и появилось письмо Феодорита к Домну. Как видно из этого письма, Домн, получив письмо от каких-то константинопольских клириков, интересующихся делом Иринея, спрашивал у Феодорита совета, что ему следует ответить, и Феодорит, указав данные, позволяющие надеяться на оставление Иринея, предлагает следующий проект письма: «Повинуясь избранию боголюбезнейших епископов Финикии, я рукоположил боголюбезвейшаго епископа Иринея, зная о его ревности, великодушии, нищелюбии и других добродетелях, кроме того и о правоте его догматов (православия).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Третья Ипостась св. Троицы у Иринея обыкновенно представляется в онтологическом отношении таким же вечным модусом самооткровения Божества (Отца), как и Сын и ее имя, нередко упоминаемое на ряду с именем Сына, иногда ставится без всякого разграничения специальных принципов Их онтологического raison detre. Учение о Третьей Ипостаси у Иринея, очевидно, излагается лишь в виду ясно выраженного понятия о ней в regula fidei, а не в силу философски продуманной, стройной концепции. «Третье положение правила нашей веры – Дух Святый, Которым пророки пророчествовали, и отцы научались божественному, и праведники приведены были на путь праведности, и Который в конце времен новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога» 395 . Если онтологический и экономический характер ипостаси Сына, как принципа per quem божественной жизни, – принципа внутреннего и внешнего «откровения» божественной жизни, выражен у Иринея с достаточной определенностью, то в частнейшем раскрытии ипостась св. Духа у Иринея характеризуется или такими же чертами, как Логос 396 , или же мыслится просто как принцип богатства Божественной жизни, уделяемой тем или другим лицам, и в этом смысле в одном месте у Иринея называется даже таким отвлеченным именем как «помазание» 397 . §5. Отмеченные на предыдущих страницах дедуктивно-логологическое ( Тертуллиан , Ипполит) и синтетико-модалистическое (Ириней) направление древнецерковной богословской мысли, переплетаясь и сталкиваясь между собою, в 1-й половине 3-го века образовали (преимущественно в Риме) любопытное, уже в значительной степени еретическое движение, известное в церковной истории под общим именем модалистического монархианства. Несмотря на досадную скудость и отрывочность исторических известий об этом крупном явлении церковной жизни 3-го века, волновавшем церков в течение многих десятилетий 398 , – можно с несомненностию утверждать, что модалистический монархианизм не был каким-либо узко-партийным движением, но стоял в тесной связи с разнохарактерными течениями современной богословской мысли, и может быть понят лишь при свете ее более или менее отдаленного прошлого. Как историческое явление, модалистическое монархианство представляет собою органический продукт того почти хаотического брожения тринитарно-христологической догмы, какое наблюдается в церковной жизни 2-го века, – брожения, настолько еще неустановившегося, что даже наиболее выдающиеся, стоявшие, т. с., в полном курсе тогдашней догматической мысли, богословы (Ипполит) не могли вполне разобраться в содержании современных богословских учений, обвиняя, напр., Зефирина и Каллиста в приверженности к савеллианству, и не подозревая, что они сами в сущности стоят ближе к савеллианской системе 399 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Теория Землера должна быть, поэтому отвергнута, как совершенно несостоятельная. Не может быть места, однако, и никакой другой, подобной ей. Сочинение Иринея в сохранившемся доныне виде вполне соответствует тем сообщениям и данным, какие имеются о нем в древних исторических источниках. Выдержки из него, вполне совпадающие с настоящим текстом, кроме Ипполита и Тертуллиана , приводят: Евсевий, Епифаний, Августин, Феодорит и другие отцы. 1821 Иероним, 1822 Фотий 1823 утверждают, что труд этот издавна делился на 5 книг, как и теперь. Тертуллиан , 1824 Евсевий, 1825 Иероним, 1826 Фотий 1827 определяют содержание его как по преимуществу антигностическое, направленное против валентиниан, Маркиона и других еретиков, что и есть в действительности. У Евсевия, 1828 Фотия, 1829 Иоанна Дамаскина 1830 приводится то же полное заглавие, какое дано было ему самим Иринеем. Все это вместе взятое и служит тем серьезным фундаментом для уверенности в подлинности всех пяти книг «Против ересей», на котором стояло и стоит большинство ученых, и которого не могут поколебать выступления, подобные землеровскому. 7. Значение «Против ересей» Точных и прямых исторических сведений о том, каковы были непосредственные результаты появления в свет антигностического труда Иринея, не имеется. Творения отцов-ересеологов представляют лишь косвенные основания для суждения о значении его в последующей борьбе Церкви с ересью. Уже Ипполит Римский пользовался сочинением Иринея в своей «Синтагме». 1831 В «Философуменах» же его приводятся, иногда довольно обширные, выдержки из Contra haereses. 1832 Передает сообщения св. отца о гностиках Тертуллиан в сочинении «Против валентиниан». 1833 Усвоен был им от Иринея и метод опровержения еретиков (доведение их положений до абсурда и осмеяние мнимо глубоких учений). 1834 Епифаний Кипрский внес в свой антиеретический труд целиком двадцать глав I книги Contra haereses. 1835 Феодорит, излагая системы еретиков, в качестве основы пользуется также сочинением Иринея, сокращая и дополняя сообщения св. отца. 1836

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Святой Ириней имеет переговоры с еп. Елевферием, обсуждает вопрос о монтанизме, в данном вопросе они, очевидно, были единомышленниками, и вскоре он возвращается в Лион. Здесь умирает еп. Пофин Лионский (190), — он становится мучеником. Кафедра оказалась вакантной, и св. Ириней наследует его кафедру, становится епископом Лионским. Пасхальные споры. Малаазийская, традиция празднования Пасхи 14 Нисана, а традиция других Церквей в т.ч. Римской, празднования Пасхи в воскресный день. Папа Виктор довольно сурово хотел поступить с епископами Азии, считал, что они должны быть отлучены от церковного общения. Здесь св. Ириней вступает в переписку с Виктором. Он согласен с празднованием Пасхи в воскресный день, но он говорит, что практика празднования Пасхи в 14 день Нисана довольно древняя, и малоазийцам трудно её изменить. Святой Ириней пишет о том, что предшественник папы Виктора Елевферий тоже знал о разности празднования Пасхи, но он никогда не заострял этот вопрос так, и тем более не стремился кого-то отлучить от церковного общения. Святой Ириней убеждает папу Виктора примириться. Его деятельность, действительно, увенчалась успехом, и Евсевий прямо замечает, что имя Иринея соответствовала его жизни, он был истинным миротворцем. Это последний штрих из жизни св. Иринея, после чего никто о нем ничего не сообщает, даже не был известен год его смерти. В календаре св. Ириней именуется священномучеником. Но такой человек, как Евсевий, который был серьезным историком, он приводит труды св. Иринея, которые не дошли до нашего времени, но он ни слова не говорит о его мученической кончине. Впервые об этом пишет блаж. Иероним в своем «De viris illustribus», второе упоминание в «Истории франков» Григория Турского: св. Ириней мученически скончался во время гонения Септимия Севера в 202 году. 202 год считается приблизительным годом кончины св. Иринея Лионского. Но определенного ответа на вопрос о смерти св. Иринея Лионского дать нельзя. Был ли св. Ириней мучеником или не был? Может быть, блаж. Иероним имел под рукой латинское предание. Это не столь важно, главное, что он причислен Церковью к лику святых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3792...

К числу совершенно случайных находок принадлежит и новооткрытое творение святого Иринея Лионского, сохранившееся в армянском переводе и опубликованное в книге «Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur» (herausgeb. von Ad. Harnack und C. Schmidt), B. XXXI, Heft 1 (третьей серии B. I, H. 1), озаглавленной: «Des heiliges Irenaus Schrift zum Erweise der apostolischen Verkundigung, in armeni schen Version entdeckt, herausgeben und ins Deutsche ubersetzt von Lic. Dr. Karapet Ter-Mekkertschian und Lic. Dr. Er-wand Ter-Minassiantz, mit einem Nachwort und Anmer kungen von Adolf Harnack. Leipzig, 1907». В предисловии архимандрит Карапет сообщает следующие сведения об открытии памятника. В декабре 1904 года он перелистывал рукописи, хранящиеся в библиотеке в Церкви Богоматери в Эривани, и был поражен открытием в одной из них обширных книг под именем святого Иринея. Первая из этих книг, которой было дано и оглавление, носило название: «Иринея доказательство апостольской проповеди». Поэтому он вначале думал, что вся рукопись содержит армянский перевод упомянутого Евсевием произведения, посланного им брату Маркиану. Однако после тщательного рассмотрения рукописи архимандрит Карапет убедился, что в ней на первом месте находятся две последние книги известного, направленного против еретиков, произведения святого Иринея, которое закончено правильной подписью: «Обличение и опровержение лжеименного знания». И только затем, после повторенной надписи «Доказательство апостольской проповеди», следует произведение того же автора, которое до настоящего времени считали утраченным. Рукопись была написана по распоряжению хорошо известного в армянской литературе архиепископа Иоанна, деятельность которого приходится на вторую половину XIII b. Нельзя с уверенностью сказать, когда произведения священномученика Иринея были переведены на армянский язык. Архимандрит Карапет признает вероятным происхождение этого перевода в период от середины VII b. до начала VIII b. Но, во всяком случае, переписчик данной рукописи пользовался готовым списком перевода. Еще труднее решить вопрос о том, что переписчик найденной рукописи пользовался готовым списком перевода. Вопрос еще более трудный: с какого языка был сделан армянский перевод? Архимандрит Карапет оставляет этот вопрос открытым. По его мнению, некоторые данные склоняют к признанию сирийского оригинала, но другие основания, не менее важные, могут быть приведены и в пользу перевода непосредственно с греческого языка.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Поскольку грех был не только болезнью» человеческого ес­тества, но и личной виной» человека, нарушившего заповедь Божию, то и освобождение от него должно было быть не только исцелением бо­лезни естества, но и примирением» человека с Богом через прощение греха. Поэтому и Христос выступает в сотериологии св. Иринея не только как метафизический Принцип жизни и нетления, но и как явив­шееся на земле в определенный момент истории человеческого рода Богочеловеческое Лицо». Христос как Личность, воспринявшая, в единство Своей Богочеловеческой жизни падшую человеческую при­роду, «получил от Отца власть отпускать грехи» 110 , так что «в последние времена, когда наступила полнота времени свободы, Само Слово омыло нечистоту дочерей Сиона» ( Ис. 4, 4 ) 111 . Иными словами, «посред­ничество» и «примирение» в сотериологии св. Иринея понимается как освобождение человека не только от смерти, но и от греховного долга перед Богом, который омывается пролитой на Кресте жертвенной кровью Иисуса Христа. Та же мысль, хотя и выраженная несколько по-иному, получила дальнейшее развитие в богословии св. Афанасия Великого . В своем трактате «О воплощении Бога Слова» св. Афанасий говорит, что Бо­жество Христово познается не только через Его воплощение и совер­шенные Им на земле дела, но и через самую Его телесную смерть, «Поскольку же, наконец,– пишет св. отец,– надлежало заплатить долг, лежащий на всех..., то после того, как доказал Божество Свое делами приносит и жертву за всех, вместо всех предавая на смерть храм Свой (т. е. Свое тело. – «К. С.),» чтобы всех сделать свободными от ответственности за древнее преступление» 112 . Для правильного понимания учения св. Иринея о примирении и посредничестве Христа необходимо подчеркнуть, что, пользуясь в своей сотериологии терминами «искупление» и «умилостивление», «жертва загрех», он далек от характерного для западного богословия юридичес­кого истолкования этих терминов и связанных с ними богословских, понятий. Согласно учению св. Иринея, справедливость в деле спасение получила свое выражение в борьбе и победе Богочеловека над диаво­лом и в освобождении человека от его неправедной власти 113 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

С. А. Федченков Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея Исторические сведения о литературной деятельности св. Иринея восходят к глубокой древности. Еще современники св. отца, жившие во второй половине II и первой половине III столетия, знают его сочинения и пользуются ими в своих трудах. Так, уже Климент Александрийский , по свидетельству Евсевия, «упоминает (в сочинении » О Пасхе») о Мелитоне, Иринее и некоторых других и приводит места из их творений» ( ν κα τς διηγσεις τθειται). 1330 Об антигностическом произведении Иринея говорит, как общеизвестном, автор так называемого Малого лабиринта (вероятно, Ипполит): «Кто не знает книг Иринея, Мелитона и прочих, в которых Христос именуется Богом и человеком?» 1331 Ипполит Римский , по словам Фотия, 1332 использовал данные Contra haereses в своей «Синтагме». Точно также в «Философуменах» у него приводится в выдержках значительная часть I книги этого труда. 1333 Зависит от Иринея Ипполит и во многих местах трактата «Об антихристе», повторяя мысли св. отца. 1334 Тертуллиан в числе источников своего сочинения «Против валентиниан» называет между прочими творения Иринея: «Пусть не говорят повсюду, что мы сами выдумали для себя предметы. Ибо они уже изображены и объявлены в превосходнейших сочинениях многими мужами, которые были не только нашими предшественниками, но и современниками, как-то: Иустином Философом и Мучеником, Мильтиадом, церковным софистом, Иринеем, тщательнейшим исследователем всех учений, и нашим Проклом, украшением девственной старости и христианского красноречия». 1335 И в действительности антигностический труд епископа Лионского лежит в основе изложения Тертуллианом учения валентиниан. 1336 Автор эпилога Martyrium " a Polycarpi (по Московской рукописи) говорит, что от Иринея осталось много превосходных и право-славнейших сочинений, в которых св. отец упоминает о своем учителе Поликарпе, опровергает все ереси и излагает церковное учение в том виде, как воспринял от епископа Смирнского. Рассказывается в творениях Иринея, по словам эпилога, между прочим, также и про чудесное извещение Иринея (посредством трубного звука) о смерти Поликарпа. 1337

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010