Чем был Афанасий В. для восточных, тем «Афанасий запада» Иларий Пиктанийский был для западных. Сосланный на восток, в среду омиусиан, он понял искренность их стремлений, убедился, что они были такими же православными в учении о Сыне Божием, как и он сам, и пытался убедить в этом и своих соотечественников. Ему восточные обязаны были тем, что западные перестали подозревать их поголовно всех в арианстве. Влияние востока отразилось и на собственных воззрениях св. Илария. Ещё более зависит от восточных св. Амвросий Медиоланский . Таким образом, к концу IV века восточные и западные научились понимать друг друга, и это повело к установке более или менее однообразной терминологии в учении о Св. Троице и к прекращению тринитарных споров. II Зависимость св. Александра Александрийского от Оригена не исключает, конечно, зависимости его от других древне-церковных писателей, как например, от св. Иринея. Гарнак, правда, сам признаёт 81 , что высказал решительное осуждения по вопросу о зависимости св. Александра от Иринея невозможно и, что хотя в начале III века в Александрии и были знакомы с трудом Иринея, но у Афанасия В. нельзя установить ни одной цитаты из Иринея 82 . Но приведённые уже выше 83 выражения послания φλαρχος р. 12 А: το μονογενος ϑεο νεκδιγητος πστασις и р. 12 С: πς ν περεργσαιτ τις τν το ϑεο λγου πστασιν, κτς ε μ μελαγχολικ διαϑσει ληφϑες τυγχνει, делают по мнению Гарнака, очень вероятным, что Александр читал Иринея и руководился им 84 , и тут именно он и высказывает свою подлинную точку зрения: «он не хочет спекулировать, ибо полное Божество Христа для него не спекуляция, а истина веры и различие Отца и Сына для него вне сомнения» 85 . Действительно, Св. Ириней Лионский , в противоположность гностикам, которые для уяснения происхождения своих эонов «употребили в дело все средства, которые давало человеческое воззрение», и говорили, например, о рождении Сына от Отца так решительно «как будто они сами были при этом акушерами» 86 , особенно настаивал на непостижимости тайны рождения Сына. «По мысли св. Иринея, – так излагает его учение В.В. Болотов 87 , – следует благоговейно преклониться пред такой высокой тайной веры, как догмат о рождении Сына, не пытаясь расследовать, каким образом Сын родился от Отца (quomodo ergo Filius prolatus a Patre est?). Quomodo этого факта не знает никто: ни ангелы, ни архангелы, ни начала, ни власти; знает только родивший Отец и рождённый Сын, и все человеческие усилия постигнуть эту тайну бесполезны до глупости». Adv. haer. 2, 28, 6: quicunque nituntur generationes et prolationes enarrare non sunt compotes sui, ea quae irenarrabilia sunt, enarrare promittentes.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

В Книгах святого Иринея есть ясные свидетельства о Таинстве Покаяния, с которым соединялась иногда публичная исповедь. Так, описывая развратные нравы валентиниан, он говорит, что, многие из принимавших их учение женщин, будучи обольщенными ими, а после, обратившись к Церкви Божией, вместе с другими заблуждениями исповедовали (публично) и этот грех (кн. I гл. 6 п. 3). То же самое передает он о жене одного азийского диакона, обольщенной ересеначальником Марком: она, по словам Иринея, обратившись к прежним своим обязанностям, «все время проводила в исповедании греха, плача и рыдая о растлении, которому подверглась от этого чародея, употреблявшего в дело особые средства к возбуждению плотской любви и обольщению женщин» (кн. I гл. 13 п. 5–7; ср. гл. 10 п. 1; кн. III гл. 4 п. 3; гл. 23 п. 3 и 5; кн. IV гл. 27 п. 1–2). Здесь можно даже увидеть указание Иринея на церковные епитимии (см. еще Киприан Ерр. 9 и 43; Пост. апостолов 1.11). Воскрешенный Господом Лазарь, будучи повязанным по рукам и ногам погребальными пеленами, служит для Иринея «символом человека, связанного грехами»; а в повелении Господа Своим ученикам развязать Лазаря, святой отец хочет видеть указание на необходимость участия апостолов Христовых и их преемников – пастырей Церкви в разрешении грешников от их грехов, т. е. в возрождении этих духовных мертвецов (кн. V гл. 13 п. 1). Также и некоторые пророческие образы представляются у Иринея символами покаяния и разрешения от грехов. О Евхаристии: Замечательно учение святого Иринея о Таинстве Евхаристии. Православным догматом о Евхаристии он доказывает, возражая гностикам, три истины: 1) Бог, Которому приносятся жертвы в Новом Завете и приносились в Ветхом, один и тот же Бог, Творец мира и Отец Господа нашего, Иисуса Христа (причем, святой отец подробно объясняет отношение Ветхого Завета к Новому); 2) Единородный Сын Его действительно принял на Себя природу человеческую для нашего искупления; 3) это искупление простирается на всего человека и сообщает ему бессмертие и по телу и по душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

2225 L. IV, praefat. (Harvey, II, р. 144): «ostendimus doctrinam eorum (т.е. валентиниан) recapitulationem esse omnium haereticorum“. Cp. II, 31, 1: «Destructis itaque his, qui a Valentino sunt, omnis haereticorum eversa est multitudo“– по Harvey– I, XLVIII, 1; T. I, p. 309. 2226 «Scripturae quidem perfectae sunt, quippe a verbo Dei et Spiritu ejus dictae“– II, 28, 2. ... " universis Scripturis spiritalibus exsistentibus“. II, 28, 3 (Harvey. I, 349, 381). 2227 Гарвей в приложении ко 2-му тому (Harvey. II. s. 513–523) дает исчерпывающий указатель различных мест – глав и стихов, цитированных св. Иринеем из всего Св. Писания. 2228 Гарвей (р. 522) находит у Иринея реминисценции из послания Иакова. Когда в начале V кн. (1 гл.) Ириней говорит о «подражателях дела“ Господня и «исполнителях Его слов“, то, по Гарвею, предносились ему Иак. 1:22 («Будьте же исполнители слова, а не слушатели только“). Свидетельство Иринея (IV. 13, 4;–162) о том, что Авраам сделался «другом Божиим“– заимствовано у Иакова 2:23 . Гарвей (р. 522) находит у Иринея заимствования из посл. к Евреям, и из послания Иуды, 24 стх. 2232 По Harvey, III, 4, 1 (T. II, p. 15–16): «Et si de aliqua modica quaestione disceptatio esset, nonne oporteret in antiquissimas recurrere ecclesias, in quibus Apostoli conversati sunt, et ab eis de praesenti quaestione sumere quod certum et reliquidum est? Quid autem si neque Apostoli quidem scripturas reliquissent nobis, nonne oportebat ordinem sequi traditionis, quam tradiderunt iis quibus committebant ecclesias“? 2233 Harvey. Т. I, р. 90–91; L. Hahn. Bibliothek der Symbole. Breslau. 1897, p. 6–7. Греческий текст сохранился у Епифания – Ерес. XXXI, 30. 2235 Вера в одного Бога и И. Христа выражается в формуле пресвитеров, собравшихся, по Ипполиту, в Смирне против Ноэта. Но эта формула современна «канону истины“ Иринея. Hahn. Bibliothek, р. 6. 2236 Собственно слово «καθολικς“ не встречается у Иринея в приложении к церкви. Только один раз он прилагает наименование «кафоликами“ к верующим, т.е. к христианам, принадлежащим к церкви, но не свое, а данное последователями Валентина 15, 2) и то это слово, за утратою подлинника, передается латин. «communes“. Но понимание реального смысла кафоличности Церкви в терминах самых выразительных стоит выше всяких сомнений. Слово καθολικος происходит от καθ’ λου,– при чем подразумевается – γς или οκουμνης – и равняется по значению «все общины“ христианские или «вся церковь “ христиан. (Ср. Harnack. Lehrbuch. I, s. 358, апт. 1). Но не один количественный смысл заключает в себе это понятие, а и внутренний, качественный. Церковь имеет право на всеобщее распространение потому, что она заключает в себе всё нужное для всех – и учение, и таинства, и иерархич. устройство – и всё это есть абсолютная истина. Что все эти признаки кафолицизма у Иринея имеют место,– ясно видно из изложения его учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

синода самое строгое исследование об означенном поступке его, и ежели по сему исследованию окажется, что поступок сей учинен не в помешательстве ума, то, по мнению Его Величества, важность преступления заслуживает, чтобы виновный был лишен архиерейского сана и сослан в Соловецкий монастырь; но впрочем, Его Величество предоставляет св. синоду сделать о сем в свое время постановление, на церковных законах основанное, и поднести оное к Высочайшему утверждению». 16 Видно было, что поступок Иринея встревожил Государя и напугал Лавинского и синод. Лавинский писал к Государю о необходимости прислать в Иркутск, для отправления оттуда Иринея, особу высшего сана, но Государь на это не согласился. 17 В синоде, после совещания двух его членов, Серафима и Филарета, было положено, 18 чтобы, по снисхождению к сомнительному состоянию Иринея и к возможному устранению дальнейшего соблазна, Серафим, как первенствующий член синода, к которому Ириной должен иметь надлежащее доверие, написал к нему частное письмо с увещанием покориться воле Божией и распоряжениям правительства. Государь сам прочитал письмо Серафима к Иринею, вполне одобрил его и приказал отдать его отправлявшемуся в Иркутск флигель-адьютанту Гогелю для доставления Иринею. Действительно, правительство имело основание тревожиться; такой человек, как Ириней, способен был решиться на всякую крайность и даже произвести движение, в которое очень легко могла быть вовлечена Сибирь, где так много элементов для всякого движения. При том же, вид архиерея, явившегося пред солдатами и умоляющего о защите и пощаде и вообще предрасположение наших мужиков и солдат более доверять лицу священному, чем светскому, могло привести в брожение массу простого народа и привлечь её на сторону Иринея, особенно при его заверении, что в поступке губернатора с ним кроются замыслы самые злодейские. Пример протоиерея Каноровского, принявшего сторону Иринея, показывает, что и люди образованные могли увлечься и пристать к нему. Убеждение самого Иринея в подлоге было сильно и, кажется, искренне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иринее в Прибавлен. к творениям Св. Отцев (1843 г. кн. 4), и в Историческом Учении об отцах церкви преосвящ. Филарета черниговского (т. I. §§ 48–50). Но лучшее приобретение для нашей богословской и церковно-исторической науки – русский перевод сочинений св. Иринея, напечатанный свящ. П.А. Преображенским сначала в Правосл. Обозрении 1868–1871 гг., а потом вышедший отдельным изданием (Москва. 1871 г.); перевод этот сделан по лучшим изданиям Иринеева текста, и к нему присоединены ученое предисловие и необходимые примечания. Затем в „Прав. Собеседнике“ 1874 года напечатана обстоятельная статья г. Гусева о догматических воззрениях св. Иринея в связи с опровержением гностических учений. 69 Ириней против ересей кн. III гл. 3, 4. Евсев. Церков. Истор. V, 20 Hieronymi de viris illustribus XXXV. 77 Перечисление древних еретиков до Валентина представляется в XXIII-XXXI главах первой книги; опровержением ересей заняты преимущественно вторая, третья и четвертая книги. 78 Подробное изложение учения этих сектантов Ириней представляет в первой книге глав. 1–21; опровержение их по преимуществу имеется в виду во всём сочинении. 79 См. предисловие к первой книге п. 2; кн. 1 гл. XIII, 4; срав. Lipsius – Quellenkritik des Epiphanios s. 56. 81 Особенно Ириней имеет это в виду при описании секты Маркосиан, с которыми у него более было практических столкновений. См. 13 главу первой книги. 82 Этим в особенности отличается изложение валентиновой системы в первых семи главах первой книги. 83 Такой характер преимущественно имеют опровержения во второй книге Иринеева сочинения, а отчасти и в первой: в самой искусственности построения еретических систем он старается показать их фальшивость. 87 Кн. III гл. I, II, V, VI, IX-XIV, XVI-XXII и др. В особенности твердо устанавливается св. Иринеем тот факт, что истинных евангелий, написанных апостолами, ни более ни менее, как четыре, гл. XI, 8–9. 90 См. указанные в примечании 68-м сочинения Дункера, Липсиуса, Дорнера, Мейера, Каниса, Якоби, Ебрарда, Клинга; на русск. языке статью Гусева „Догматическая система св. Иринея“. 91 Ипполит, в особенности Епифаний, который в своем Панарие переписал почти всю первую книгу Иринея, также Феодорит, Леонтий византийский в сочинении „о сектах“ и Иоанн Дамаскин в сочинении „Параллели“. Места, заимствованные этими писателями у св. Иринея, как сказано уже в примечании 68-м, обыкновенно обозначаются в новых изданиях св. Иринея (см. напр. издание Массюэтово у Мина или издание Гарвея). 92 См. из древних отзывы об Иринее у Евсевия – Lib. II cap. 13; Lib. III cap. 23, lib. V cap. 5, 20, 24, 26,– у Кирилла иерусалимского – огласит. слов. 16,– у Василия Великого – о Св. Духе гл. 29, У Блаж. Августина – contra Julianum – Lib. I cap. 3, 7; из средневековых у Фотия – Bibliotheca СХХ. Внимание новой науки к сочинению св. Иринея доказывается многочисленными изданиями его писаний, тщательнейшими комментариями к ним, и исследованиями об Иринее, и его писаниях, указанными в примечании 68-м.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Важной задачей святого Иринея Лионского на протяжении его епископского служения станет борьба с гностицизмом. Помимо своего грандиозного труда, посвящённого этой борьбе – «Пяти книг против ересей», – святой обличает последователей гностицизма в письмах, употребляет против них власть епископа, простирая свой авторитет в этом вопросе и за пределы собственной кафедры. После многопопечительного, более чем двадцатилетнего управления Галльской Церковью святой Ириней претерпел мученическую кончину в 202 году при гонении императора Септимия Севера; подробности её неизвестны. 14.2. Творения Многие из сочинений, написанных святым Иринеем, не сохранились – от них остались лишь упоминания или незначительные фрагменты. Тем не менее, главное его произведение, дошедшее до наших дней, имеет значение несоизмеримо большее, чем всё утраченное исторической памятью. Это – грандиозный труд, известный, как правило, под названием « Пять книг против ересей » (или просто «Против ересей»), впрочем, в оригинале его название звучит иначе: «Обличение лжеименного знания (гнозиса)». Оба имени вошли в историю. Этот труд невиданно объёмен (около 500 страниц стандартного книжного печатного формата); предшествующая эпоха церковной письменности не знала ничего подобного. Посвящённый обличению ереси гностицизма, труд святого Иринея представляет многочисленные сведения о формах и вариациях этого лжеучения; в контексте обличения гностицизма святой поднимает многие глубокие вопросы богословия, по праву становясь самым значительным богословом эпохи апологетов. Примечательно, что практически все богословские достижения святого Иринея стали плодом совершенно конкретных, «узких» задач – противопоставления православной мысли тем или иным положениям гностической доктрины (взятой в целом или в её вариациях и деталях). До наших дней дошло и другое, значительно менее объёмное произведение святого – « Доказательство апостольской проповеди ». Наследие святого Иринея ценно не только своим богословием. Вместе с трудами св. Ипполита Римского , принадлежащего к следующему поколению святых отцов Церкви, труды св. Иринея Лионского служат для нас главными источниками многочисленных исторических сведений о жизни древней Церкви. 14.2.1. Гностицизм и борьба с ним святого Иринея

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Условиями для достижения общения с Духом Святым со стороны человека служат познание и удаление от похотей плоти. Невозможно жить без жизни, говорит св. Ириней, а жизнь есть результат общения с Богом, общение же с Богом состоит в познании Его. «Как видящие свет находятся в свете и причастны его сияния, так видящие Бога находятся в Боге и причастны Его сияния. Сияние же Его животворит их, поэтому видящие Бога причастны жизни» 214 . Однако в учении о богопознании как условии общения с Богом у св. Иринея не содержится никаких мистических элементов. Это не есть созерцание, не есть постоянное устремление мысли к Богу, не развлекаемое ничем житейским, никаким интересом к чувственному миру. Под богопознанием, соединяющим человека с Богом, св. Ириней разумеет просто учение Церкви, данное в Писании и крещальном исповедании и чуждое еретических заблуждений. Чистота жизни – другое условие наития Духа Святого. Нечистота, обжорство 215 , необузданное служение похотям, уподобляющее человека «скотам и собакам» 216 , удаляет Духа Святого. Как храм Божий, человек должен быть чист, «чтобы Дух Святой услаждался им, как жених невестой» 217 . Нужно заметить, что в этих словах св. Иринея не содержится аскетических тенденций. Точкой отправления для него в данном случае служат слова ап. Павла в посл. к Римл. (8:10–14). Под плотью он понимает не чувственность, как таковую, и не чувство в противоположность разуму, а отчасти злоупотребление телом, отчасти же все вообще греховное в человеческой природе. Принципиальное осуждение чувственности и чувств св. Иринею совершенно чуждо, равно как и учение о бесстрастии. Знакомясь с учением св. Афанасия об искуплении, поражаешься сходством его сотериологических идей с только что изложенной теорией св. Иринея. Но вместе с этим не менее ясно выступает и различие. Что реальное общение с Богом есть необходимое условие бессмертия – мысль эта высказывается св. Иринеем очень часто, но философское обоснование ее в его сочинениях отсутствует. Св. Афанасий дает такое обоснование. У св. Иринея вменение плодов воплощения всем людям выясняется с точки зрения идеи возглавления в смысле повторения конкретных подробностей истории Адама и всего человечества в обстоятельствах земной жизни Спасителя. Афанасий Великий причину вменения видит в генерическом сходстве всех людей с человеком Иисусом. Учение о познании и чистоте плоти как условиях обладания Духом, чуждое в сочинениях св. Иринея всяких мистических и аскетических черт, в литературных трудах св. Афанасия изменено в смысле монашеских идей его времени. Все эти изменения в значительной степени объясняются тем, что Афанасий Великий дал сотериологической теории св. Иринея платоническое обоснование, выразил ее в терминах философии Платона, облек ее в философский плащ платоников 218 . Это замечание послужит нам естественным переходом к изложению тех сторон философии Платона, которыми непосредственно или через посредство более ранней церковной литературы воспользовался св. Афанасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Феофил, имея в виду мрак греха, к-рый, подобно глазной болезни, закрывает свет истины и не допускает человека видеть Бога. Передать же опыт Б. через «внешнее научение» невозможно, т. к. «вид Бога неописуем и неизъясним». Однако самая совершенная 3-я ступень Б. открывается перед человеком лишь в эсхатологической перспективе - когда он, будучи верным Богу и пройдя через врата смерти, после всеобщего воскресения становится бессмертным. «Когда ты совлечешься своей греховной природы и облечешься в безгрешность,- пишет святитель,- ты увидишь Бога в ту меру, в какую окажешься достойным. Ибо Бог воскресит твою плоть… и тогда, ставши бессмертным, ты увидишь Бессмертного…» ( Theoph. Antioch. Ad Autol. I 2-7). Эсхатологический характер Б. носит и у сщмч. Иринея Лионского. Бог, по мысли сщмч. Иринея, открывает Себя человеку постепенно, причем это происходит через вторую Ипостась Св. Троицы. Самооткровение Бога начинается с творческого акта, в к-ром непостижимый Бог являет Себя через Слово. Впосл. познание Бога становится доступным ветхозаветным праведникам, а наиболее полно Бог Отец являет Себя в Сыне в Воплощении . «Именно Сын в Своем проявлении,- заключает сщмч. Ириней,- и дает познать Отца, потому что познание Отца есть явление Сына» ( Iren. Adv. haer. IV 6. 3-6). Б. самого человека, к-рому это Откровение адресовано, обусловлено у сщмч. Иринея, как и у свт. Феофила, личным духовным совершенствованием. Бог, ставший человеком и восстановивший в Себе его образ, тем самым открыл путь к богоуподоблению, благодаря чему человек получил возможность через причастность Слову и Св. Духу восходить к Богу Отцу. Однако высшая ступень восхождения ожидает человека уже после его воскресения. «Если уже теперь, получив залог Духа, мы взываем: Авва Отче, то что же будет с нами, когда, воскреснув, мы увидим Его лицом к лицу, когда разрозненные члены, сбежавшись толпой, воспоют победную песнь в честь Того, Кто воскресил их из мертвых и даровал вечную жизнь» (Ibid. V 8. 1). Для сщмч. Иринея источником вечной жизни является само боговидение. «Итак люди,- пишет он,- будут видеть Бога, чтобы жить, через видение сделавшись бессмертными». Эту же мысль он повторяет и в др. месте: «...жизнь человека есть видение Бога» (Ibid. IV 20. 5-7). Столь необычное понимание сщмч. Иринеем характера вечной жизни находит объяснение в учении святителя о самооткровении Бога. Богоявление для сщмч. Иринея - это не только событие, имевшее место в тот или иной исторический отрезок времени, но прежде всего процесс, начавшийся с откровения Бога в творении и продолжающийся в вечной жизни, в к-рой Бог по Своей любви открывается человеку настолько, что Его эсхатологическое видение, по мысли сщмч. Иринея, становится источником самой жизни.

http://pravenc.ru/text/149523.html

«Сколь замечательна мысль, справедливо говорит де Файэ 236 , какую выражает пред нами автор на этой единственной странице. Он не был человеком спекуляции, ни тем аллегористом, у которого прекрасное мечтание (видение reve») уничтожает здравый смысл; он дает критику беспристрастную. Эта страница свидетельствует, что Гераклеон был человек мощный духом, что он умел судить о людях и вещах не зависимо и возвышенно. Он выступает здесь как моралист 237 , который владел искусством наблюдать. Он отлично видел, сколько у некоторых исповедников пустоты, тщеславия и лицемерия». По приговору того же де Файэ 238 , и как «ученый экзегет Гераклеон не уступал ни Филону, ни Оригену ». Верно отметил де Фаиэ, что Гераклеон вовсе не был аллегористом, не знавшим никакой меры. При толковании столь возвышенного евангелия, как ев. Иоанна, он, по-видимому, не занят преимущественно раскрытием метафизического учения об эонах; у него заметно сильное течение к эти- ческим прблемам, при чем мир и грех были для него как бы равнозначащи 239 . Из последователей Валентина нам остается упомянуть еще о Марке. Мы не будем долго останавливаться на нем, так как от него не осталось подлинных сочинений или хоть частей их. Наиболее достоверным источником в данном случае служит сочинение «Против ересей» Иринея, который, нужно думать, имел под руками сочинения Марка 240 . О достоверности сообщений Иринея может свидетельствовать отрицательным путем следующее обстоятельство. Из слов Ипполита II 241 следует, что с сочинением Иринея были знакомы и маркосиане, однако восставали только против искаженного изображения их обрядов. При чем в защиту Иринея следует указать на отмечаемое им 242 большое разнообразие в ритуале, маркосиан 243 . Зная о частичных возражениях маркосиан против Иринея, Ипполит II, несмотря на это, все-таки следует, при изображении маркосиан (VI, 39 – 55), Иринею. Епифаний также выписывает Иринея (ерес. XXXIV) и сохранит в данном месте греческий текст последнего. Сведения Ипполита 1-го о маркосианах (ср. IIc, Тертуллиан гл. XIV и Филастрий ерес, XLII) очень скудны. – Новое сравнительно с Иринеем, сообщение Иеронима 244 о Марке, что он был василидианином, конечно, нелепо, так как схема его учения весьма родственна Валентиновой 245 ; другое же его сведение 246 , что Марк по происхождению был египтянин – весьма вероятно 247 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

О нем и святой Епифаний так отзывается: «Блаженнейший оный старец Ириней.... муж, исполненный всеми дарами Смятого Духа, уготованный Богом на брань, как мужественный подвижник, и снабженный, и украшенный небесным оружием для совершения великих подвигов, помощью истинной веры и познаний своих, низложил и опроверг все ложные еретические мудрования» 7 . О творениях святого Иринея блаженный Иероним 8 говорит, что на них Отцы Церкви опирались в спорах своих с еретиками; и называет Иринея 9 не только Епископом и Мучеником, но и мужем Апостольским. Святой Василий Великий воспользовался его авторитетом в доказательстве Божественности Святого Духа 10 . Им же пользовался и блаженный Августин в спорах своих с пелагианами, и называл Иринея древним человеком Божиим 11 . Сюда же можно отнести и то, что, по свидетельству Евсевия, Климент Александрийский 12 и святой Кирилл Иерусалимский 13 упоминают о Иринее с большим уважением и похвалой. Феодорит называет Иринея светилом западных Галлов 14 , а Тертуллиан поставляет его в числе мужей, знаменитых святостью и просвещением, кои опровергали все, появлявшиеся в их время, ереси, и называет сию любознательнейшим исследователем всех наук 15 . И, действительно, читая его творения, всякий легко может заметить, что сей блаженный Пастырь и учитель Церкви знал, не только все священные, но и светские науки, – знал всех древних поэтов и философов, мнения которых, нередко и приводил в своих сочинениях 16 . Боссюэт так, отзывается о святом Иринее: «Сей знаменитый Лионский Епископ был украшением Галликанской Церкви, которую он основал и утвердил, и своей кровью, и своим учением» 17 . Святой Ириней писал на Греческом языке. Впрочем, до нас дошли его творения на Латинском; Греческий же подлинник их почти весь затерян, исключая то, что Епифаний сохранил для нас из первой книги против ересей, и кроме некоторых незначительных отрывков, встречающихся у других ученых мужей древности. Известные мысли святого Иринея о Церкви суть извлечение из его творения, под именем книг против ересей. Мысли сии важны для Христиан, потому что они принадлежат одному из древнейших, просвещеннейших и благочестивейших Отцов и Учителей Христианской Церкви. Святого Иринея, Епископа Лионского о том, что при исследовании божественных таинств никогда не должно уклоняться от правила истины и от верного понятия о Боге, и что должно верить священному писанию, а не углубляться в исследование того, что превосходит пределы нашего разума

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010