На место епископа Михаила был переведен преосв. Ириней (Нестерович), который управлял Иркутской епархией всего один год (1830–1831), однако события этого года наделали много шума и вызвали бурный общественный резонанс. Прибыв в Иркутск, решительный, деятельный и резкий, Ириней сразу приступил к наведению порядка в епархии, что вызвало недовольство у некоторых лиц из местного духовенства и у губернского начальства, прежде всего у самого губернатора Лавинского. В результате неугодный Ириней был обвинен в сумасшествии, оклеветан перед Синодом и сослан в один из среднерусских монастырей. Но до того как быть арестованным и высланным из Иркутска, владыка, пораженный произволом властей, выступил с обличительной речью против них на Тихвинской площади перед собравшейся там многочисленной толпой. Все эти события (подробнее см. в комментариях) получили название «бунт Иринея». Юный Добросердов был не только их свидетелем, но и непосредственным участником. Дело в том, что резкий, но справедливый Ириней, умевший видеть и понимать людей, приблизил к себе Добросердова, который, как старший над архиерейскими певчими, часто бывал в доме владыки. Ириней проникся доверием к Добросердову, юноша, очевидно, питал к нему те же чувства. Не случайно он, как повествует Евсевия, все время «бунта» был на площади с владыкой (выскочив на улицу с одной недобритой щекой) и даже пытался защитить его от солдат. Все эти события произошли вскоре после того, как Добросердов вернулся из своей первой миссионерской поездки, в которую его отправил преосвященный – той поездки, в ходе которой и был написан первый из публикуемых дневников. Иринею были необходимы миссионеры среди бурят. Отец Нифонт, духовник Георгия, весьма преуспел в этом деле. И, очевидно, именно поэтому после смерти Нифонта Ириней обратил внимание на Добросердова, который, хотя и был в то время еще учеником семинарии, обладал даром слова и, очевидно, кое-что успел перенять от своего духовника. В результате во время вакации Добросердов был отправлен для проповеди среди бурят.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Открывалось здесь обширное поле миссионерской деятельности, но преосвященный Михаил не дожил до окончательного устройства скита и обнаружения первых опытов таковой деятельности. Уже в 1831 году последовало освящение в Чикойском скиту церкви во имя св. пророка и предтечи, крестителя Господня Иоанна, при преосвященном иркутском Иринее (Нестеровиче) (1830–1831 гг.). Благословляя освящение церкви, преосвященный Ириней, между прочим, сказал, что «цель этого скита есть обращение, аще Господу угодно, монголов» и прибавил к сему: ,,стараться обрести такого подвижника, который бы мог совершать божественную литургию на монгольском языке». 83 Так еще в самом начале тридцатых годов прошлого столетия созрела мысль о необходимости совершения православного богослужения среди Бурят на монгольском языке. Между тем, состоялись два важные доклада обер-прокурора Св. Синода, касающиеся миссий Восточной Сибири и относящиеся ко времени управления Иркутскою епархиею преемника архиепископа Иринея, преосвященного Мелетия (Леонтовича) (1831–1835 гг.). В первом докладе, Высочайше утвержденном 23 мая 1831 г. обращено внимание на потребность миссий в Забайкалье для обращения в православную веру Бурят-идолопоклонников. По второму же докладу, 18 июня 1833 года, последовало Высочайшее соизволение на то, чтобы «для усиления миссионерских действий в Иркутской епархии учредить с жалованьем от казны несколько миссионерств бесприходных, с тем, чтобы эти миссионеры исключительно занимались проповедью слова Божия инородцам». 84 Последствием этих, Высочайше утвержденных докладов обер-прокурора Св. Синода, было назначение в Забайкалье двух новых миссионеров – Селенгинского священника Владимира Межева и Укырского священника Авраамия Виноградова, (первый был назначен в 1834 году, а второй в 1836 году). Оба эти священники состояли на миссионерской службе по шести лет каждый, но о результатах их деятельности ничего не известно. 85 Блестящий след в истории православной миссии в Восточной Сибири оставил Иркутский архиепископ Нил (Исакович) (1838–1853 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

по: Дворжанский. 1999. С. 153). Старообрядцы в XIX - нач. ХХ в. составляли, согласно офиц. (заниженной) статистике, ок. 1,5% населения Пензенской губ. и ок. 4% населения Саратовской губ. Основные центры старообрядчества на территории Пензенской епархии в XIX в. находились вне пределов П. и Н. е.: иргизские мон-ри, города Вольск и Кузнецк в Саратовской губ., с. Поим Чембарского у. Пензенской губ. (ныне Белинского р-на). На территории П. и Н. е. до 1917 г. были известны следующие центры старообрядчества: села Головинщина (Головинщино), Головинская Варежка, Кочетовка, Каменка (ныне город) Нижнеломовского у. (ныне Каменского р-на), а также села Архангельское-Куракино (Архангельское) и Уранка Городищенского у. (ныне Городищенского р-на). Первым из пензенских архиереев особое внимание борьбе со старообрядчеством стал уделять еп. Афанасий (Корчанов); еп. свт. Иннокентий (Смирнов) пытался выяснить причины широкого распространения беглопоповства в Вольске. В период управления епархией еп. Иринея (Нестеровича) при активном участии саратовского губернатора кн. А. Б. Голицына начался процесс преобразования иргизских старообрядческих мон-рей в единоверческие. До сер. XIX в. со старообрядчеством боролись адм. методами, единоверие не получило распространения. В 1866 г. в главном старообрядческом центре Пензенской губ.- с. Поим - в доме воссоединившегося с Церковью бывш. поморца Ксенофонта Никифоровича Крючкова (1842-1909) открылась 1-я единоверческая церковь. В ней проводились публичные диспуты православных со старообрядцами. Большую миссионерскую работу в с. Поим вел свящ. Иоанн Невестин († 1878). В 1876 г. в Поиме состоялось освящение каменной единоверческой Успенской ц. (в 1900 расширена, в 1913 освящен Никольский придел). Еп. Григорий (Медиоланский) неоднократно посещал с. Поим, в 1878 г. освятил здесь открытое по его инициативе в доме Крючкова жен. уч-ще, содержавшееся на средства купца-старообрядца. В том же году еп. Григорий рукоположил во священника поимца Крючкова (впосл. протоиерей, пензенский епархиальный миссионер, позднее - синодальный миссионер), благодаря усилиям к-рого было возведено множество единоверческих церквей, в т.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Позиция Филарета Московского и его сдержанность по отношению к государственной церковности оказали определенное влияние на архиереев, вторую, довольно многочисленную группу епископов XIX в. частично составляли именно те владыки, которые сделали выводы из его церковной политики. Это были епископы, умевшие держаться в рамках государственной церковности. Часть из них просто не оказывала открытого противления духу синодальной эпохи, другие же — особенно во время обер-прокурорства К. П. Победоносцева (1881–1905) [ 1222] и позже, до 1917 г.,— были убежденными проводниками этого духа. Они целиком посвящали себя административной деятельности, которая поглощала все их время и все их силы, так что не оставалось уже ни времени, ни возможностей для попечения о спасении собственной души. Связь между епископами этого типа и верующими их епархий была слабой и непрочной. Архиепископ Никанор Бровкович (1826–1890), сам не чуждый этому направлению, пожалуй, даже один из его представителей, повествует в своих «Биографических записках» о многих архиереях 50–70-х гг. и показывает, в какой атмосфере протекала их деятельность и как ненормальны были подчас отношения епископов не только к Синоду, но и к обществу и народу . В этой группе архиереев мы найдем много замечательных проповедников, много превосходных администраторов, всех их и не перечислить — это увело бы нас слишком далеко в сторону от нашей темы. Более или менее успешной деятельности епископов чрезвычайно мешало практиковавшееся уже с середины XIX в., а позже, при обер-прокуроре Синода К. П. Победоносцеве, ставшее вполне целенаправленным, частое перемещение архиереев из епархии в епархию. Епископы по два-три года управляли епархией, а потом их переводили в другую, часто в противоположном конце России, где местные и национальные условия были совсем иными, чем на прежнем месте; из-за этого они не успевали завязывать тесных отношений с клиром и верующими, за краткий срок пребывания на кафедре им не удавалось предпринять и завершить каких-либо полезных мероприятий. «Записки» Никанора дают много примеров того, как вследствие этой системы управления, созданной Синодом и обер-прокурором, многие хорошие и полезные мероприятия отдельных епархиальных архиереев либо оставались незавершенными, либо вовсе сводились на нет. Не только во времена Победоносцева, но и раньше епископ, проявивший некоторую независимость или говоривший правду, как, например, Томский епископ Агапит (Воскресенский; 1834–1841; † 1854) или архиепископ Донской Иоанн (Доброзраков; 1847–1867; † 1872), вынужден был уходить на покой . Особую известность приобрела судьба архиепископа Иркутского Иринея (Нестеровича; 1783–1864), который при Николае I стал жертвой государственного вмешательства в жизнь Церкви, вначале он даже был объявлен сумасшедшим, а остаток своей жизни провел на покое в монастыре .

http://sedmitza.ru/lib/text/436672/

Преемник Михаила архиепископ Ириней Нестерович оставался на Иркутской кафедре всего около года с 26 июля 1830 г. по 28 июня 1831 г. и был оклеветан генерал-губернатором Лавинским «в бунте против светских властей». Хотя владыка Ириней впоследствии доказал, против каких именно злоупотреблений чиновничества он протестовал, хотя и было им доказано, что сам его обвинитель Лавинский, помимо разных самочинств, требовал для себя в соборе возвышенного места наподобие царского, но, тем не менее, владыка до самой своей смерти не получил кафедры и скончался в 1864 г. на должности настоятеля Толгского монастыря близ г. Ярославля. Сведения об его процессе и о несправедливостях к нему подробно изложены в 35–37 том. «Рус. Старины» и в «Восточном Обозрении» за 1882 г., 31. После Иринея на Иркутскую кафедру вступил 18 июня 1831 г. архиепископ Мелетий Леонтович. В то же время в Тобольске после владыки Павла Морева (Павлова), занимавшего кафедру с 7 августа по 18 декабря 31 г., святительствовал архиепископ Афанасий Протопопов с 24 января 1832 г. по 21 сентября 1842 г. Иркутский Архипастырь Мелетий – миссионер по призванию и аскет в личной жизни известен своим знаменитым в свое время «ставленническим катехизисом» и не менее знаменитым пастырским воззванием к бурятским родоначальникам («Ир. Еп. Вед.» 1872 г.). Это послание представляет первое в истории церковного проповедничества убедительное обличение низменного ламаизма и потому много способствовало к сокращению успехов этого темного языческого иезуитизма. Пламенная борьба против беспредельного владычества лам чуть не стоила ему жизни: подосланный ламаитами убийца был схвачен в то самое время, когда ломился в келию высокопреосвященного. Владыка Мелетий был основателем Алтайской миссии, в которой при нем начал свои подвиги первый алтайский миссионер архимандрит Макарий Глухарев, ушедший на покой в 1843 г. и скончавшийся в Болховском Троицкого Оптина монастыре в 1847 г. Владыка же Мелетий совместно с Тобольским высокопреосвященным Афанасием исхлопотал образование Томской и Енисейской епархии, которая открыта в 1834 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

При К. П. Победоносцеве в 1880–1894 гг. произошло 48 перемещений, а 18 епископов по своей воле или вынужденно ушли на покой (Обзор… Александра III. С. 5–13, 20 и след.). В течение 1908–1909 гг. кафедру сменили 18 епископов (Отчет… за 1908–1909 г. С. 39–41). Саблер продолжал практику Победоносцева: в 1911 г. он переместил 10 епископов, в 1912 г. — еще 7, не считая многочисленных переводов викарных архиереев (Отчет… за 1911–1912 г. С. 50–55). Ср.: Евлогий. Ук. соч. С. 131, 126 и след. Только один пример: архиепископ Никанор (Каменский) с 1893 по 1910 г. успел сменить семь епархий, исколесив почти всю Россию: он побывал в Архангельске, Смоленске, Орле, Екатеринбурге, Гродно, Варшаве и Казани. Нет ничего удивительного, что в Варшаве он читал лекции на тему «Народы и племена России». Будучи пострижен в монахи как овдовевший священник (1899 г.), он знал все нужды приходского духовенства, всегда находившие у него отклик. См. о нем: Теодорович Т. К сорокалетию пастырства: Воспоминания. 2. С. 72–76; некролог архиепископа Никанора: Ист. в. 1911. 123. С. 406. 973 Знаменский, в: Прав. соб. 1875. 2. С. 34 и след.; Титлинов. Гавриил Петров. С. 430; Хитров И. Замечательные люди из русского белого духовенства XVIII века, в: Странник. 1897. 2. С. 262–274. 974 Сборник. 113. 1. С. 19–145; применительно к XVIII в. см.: Харлампович. С. 521. 975 Русс. арх. 1869. С. 1279 и след.; Морошкин М. Записка о деле латышском при преосв. Иринархе и Филарете, в: Прав. об. 1886. 2. С. 126 и след., 417. Об Иринархе будет еще речь в т. 2. 976 Сборник. 113. 2. С. 4–60; Павловский И. Д. Ириней Нестерович, в: Русс. ст. 1879–1880, 1882; Стогов Е. И. Бунт архиеп. Иринея, в: Русс. ст. 1878. 9; донесение иркутского генерал–губернатора Николаю I см.: Русс. ст. 1879. 2. С. 361–366; РБС (Ибак—Ключарев). 1897. С. 134 и след. 977 Никанор. 1. С. 143 и след.; Титов А. Преосв. Иеремия, в схиме Иоанн, епископ Нижегородский, в: Чтения. 1887. 3; Андреевский Е. К воспоминаниям о высокопреосв. Иустине, в: Русс. ст. 1908. 1.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Толь (Толь), К. Ф. (1777–1832) — участник швейцарских походов Суворова, видный деятель Отечественной войны 1812 года и других военных кампаний. 265 П. В. Голенищев-Кутузов (1772–1843) — главный директор военных корпусов, а потом с. — петербургский генерал-губернатор. 266 Н. И. Демидов (1733–1833) — генерал-адъютант, с 1826 года главный директор Пажеского и Сухопутного корпусов и член совета о военных училищах. 267 Ореус, Ф. М. — впоследствии директор Полоцкого кадетского корпуса. 268 Эллерман, X. И. (1782–1831) — полковник. 269 Черкасов, Д. А. (1779–1833) — преподаватель фортификации. 270 Багговут, А. Ф. (1806–1883) — известный военный деятель. Он был замешан в движении декабристов, но отделался лишь переводом на персидский фронт; впоследствии участвовал в Крымской и др. военных кампаниях. 271 «Для воинов и для граждан». — Какой учебник имеет в виду Лесков, не установлено. 272 Пусть этот будет так, без имени. — В «Прибавлении к рассказу о кадетском монастыре» (см. стр. 350) Лесков назвал этого архимандрита. Речь идет об Иринее Нестеровиче, скончавшемся в 1864 году. Конфликт с генерал-губернатором Восточной Сибири А. С. Лавинским, объявившим его умалишенным, окончился ссылкою честного и смелого Иринея в Вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь; лишь позднее он стал настоятелем одного из ярославских монастырей. 273 Сердового возраста — средних лет. 274 «Кулакиада». — Лесков цитирует последние две строфы поэмы Рылеева «Кулакиада». Полный текст см.: К. Рылеев, Полное собрание стихотворений, редакция Ю. Г. Оксмана, Л., 1934, стр. 317–318. В тексте — незначительные отличия. 275 …«часть его большая…» и т. д. — неточная цитата из стихотворения Державина «Памятник»: …часть меня большая От тлена убежав, по смерти будет жить… 276 Случай этот отмечен моею бабушкою следующим образом…— В этой, якобы дневниковой, записи названы подлинные имена матери и отца Лескова и его няни Анны Степановны Каландиной (1812–1911). См. А. Лесков, Жизнь Николая Лескова, стр. 52. 277 Молокан — член русской религиозной секты, не признававшей обрядов и придерживавшейся очень строгих правил нравственности. 278

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1885. Ч. 2. 2. С. 201-214; Три письма преосв. Аполлоса [Беляева] Вятского//ЦВ. 1885. 50. С. 859-860; Письма архиеп. Иринея Нестеровича//Вологодские ЕВ. 1886. 1. С. 1-10; 2. С. 33-40; 3. С. 42-56; Письма к разным лицам//ХЧ. 1886. Ч. 1. 1/2. С. 226-248; Письма с Востока к преосв. Иннокентию, архиеп. Херсонскому//Там же. 1887. Ч. 1. 1/2. С. 278-296; Письма Гавриила [Городкова], архиеп. Рязанского//Там же. 5/6. С. 623-662; Письма архим. Новгородского Юрьева мон-ря Фотия//Там же. Ч. 2. 11/12. С. 722-764; Мат-лы для биогр. Иннокентия, архиеп. Херсонского: (Письма разных лиц к преосв. Иннокентию)//Там же. 1888. Ч. 1. 1/2. С. 199-227; Ч. 2. 11/12. С. 833-853; Письма М. П. Погодина//ЗапООИД. 1889. Т. 15. С. 808-827; Письма преосв. Евлампия [Пятницкого], еп. Вологодского, с 1843 по 1850 г.//Вологодские ЕВ. 1890. 1. С. 10-16; 2. С. 32-40; Письма прот. Арсения Лебединцева, бывш. благочинного церквей южного берега Крыма... с донесениями о ходе военных действий и состоянии церквей и духовенства во время 11-месячной осады Севастополя//Киевская старина. 1896. 1. С. 1-9; 2. С. 152-176; 3. С. 263-288; 4. С. 1-37; 5. С. 146-175; 6. С. 279-306; 7. С. 30-63; Англо-франц. флот пред Одессою в 1854 г.: (Письмо к барону М. А. Корфу)//РС. 1904. 4. С. 179-180; Из писем к К. С. Сербиновичу//РА. 1907. Кн. 2. 8. С. 432-441; Два письма к гр. Н. А. Протасову//Там же. С. 442-444; Письма к А. И. Казначееву//Там же. С. 444-449; Из писем А. И. Казначеева//Там же. С. 449-453; Неизданные письма к А. А. Вагнеру// М[ацеевич] Л. С. Заметки и мат-лы для полного издания сочинений архиеп. Иннокентия Борисова. Од., 1907. С. 130-136; Письмо к А. Н. N//Там же. С. 137-138. Лит.: Некролог//ВЧ. 1857. 12. С. 116-118; Павловский М., прот. Речь при опущении в могилу гроба члена Свят. Правительствующего Синода, преосв. Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического//Там же. С. 118-120; Серафим, архим. Надгробное слово, сказанное 29 мая 1857 г.//Там же. 14. С. 132-136; Мнение покойного архиеп. Иннокентия об общественном образовании: (Из восп.

http://pravenc.ru/text/389617.html

б) Материалы для биографии Иннокентия Херсонского . X. Е. Вед. 1861, 11; к биографии Иннокентия арх. Херс. и Таврич. Н. Барсов . Хр. Чт. 1883, II, 629 – 656; Письма Митрополита Филарета. Хр. Чт. 1884 г, 1 – 2, стр. 188 – 234; 7 – 8, стр. 99 – 111. Отношения Иннокентия к Филарету Черниговскому . Письма Митроп. Макария к Иннокентию; ibid. 1884 г. 5 – 6. Несколько слов об Архиепископе Иннокентии Борисове по поводу новых материалов для его биографии. Н. И. Барсов . Христ. Чт. 1884 г., 3 – 4. 489 – 531, (по поводу собрания писем к нему – Палаузова). Письма к Иннокентию арх. Херсонскому: Филарета Киевск. и Антония ректора Киевской академии (впоследствии архиеп. Казанского); сообщ. Н. И. Барсов. Труды Киев. дух. академии 1884, I, 4, 621 – 631; II, 5, 69 – 102; Арсения митрополита Киевского ibid. 8, 583 – 592; Димитрия Херсонского ibid. 593 – 600; М. К. Максимовича ibid. III, 9, 132 – 145; Евгения Архиепископа Ярославского. Яросл. Еп. Вед. 1885, 9; Протоиерея И. М. Скворцова. Труды Киев. Д. Акад. 1885, II, 7, 472 – 482; 8, 671 – 675; III, 9, 165 – 167; 10, 311 – 318; Иринея Нестеровича от 1842 – 1853 г. Вологод. Еп. Вед. 1886 г.; Погодина М. П. Записки Од. Общ. Ист. и древн. т. XV, стр. 808 – 822. Письма о Киеве к М. П. Погодину М. К. Максимовича Киевл. 1869. 16, 544 – 553; 19, 629 – 642 (имеют отнош. к биогр. Иннокентия). Литература о Преосвященном Архиепископе Иннокентии Иннокентий Борисов , Архиепископ Херсонский. Киев. 1868, 14, 533 – 556; 15, 577 – 585 (биогр.). Иннокентий Архиепископ Херсонский и Таврический. Биограф. очерк. Востоков. (Рус. Стар. 1878 – 1879 г. т. 21, 23, 24, 25, 26, 33, 39). Реценз. Н. Б. Церк. В. 1879, 30. – Архиепископ Иннокентий Борисов . Буткевич. Харьк. 1888 г. (Печат. выпусками в «Вера и Разум» 1884 г. 1, 2, 3, 5, 8, 10, 12, 16, 19; 1885, 6, 9, 12, 15, 16, 18, и дал.) Реценз. Н. Б. Библиогр. 1890, II, 141. – Воспоминания о Преосвящ. Иннокент. Архиепископе Херсонском. Баронесса М. Боде. Стран. 1861, 7, отд. I, 1 – 7. – Воспоминания об Иннокентии Херсон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Предисловие Часть первая. Жизнь св. Иринея Лионского Глава I. Происхождение св. Иринея Лионского 1. Национальность и место рождения св. Иринея 2. Время рождения св. Иринея Глава II. Ранние годы св. Иринея 1. Место жительства и среда, где вращался Ириней в ранние годы 2. Светское образование св. Иринея 3. Знакомство св. Иринея с Поликарпом и «пресвитерами» 4. Поездка св. Иринея в Рим в 154–155 г. Глава III. Галльская церковь в эпоху св. Иринея 1. Краткие географические и исторические сведения о Галлии 2. Христианство в Галлии 3. Гностицизм 4. Монтанизм 5. Пасхальные споры Глава IV. Жизнь и деятельность св. Иринея в Галлии 1. До 177 г. 2. Лионское гонение 177 г. 3. Поездка св. Иринея в Рим по поводу раскола монтанистов 4. Посвящение св. Иринея в сан епископа 5. Борьба с гностиками 6. Участие св. Иринея в пасхальных спорах 7. Борьба с ересью Флорина 8. Раскол Власта 9. Пастырско-проповедническая деятельность 10. Ученики св. Иринея 11. Мученическая кончина св. Иринея Часть вторая. Литературная деятельность св. Иринея 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Рукописные кодексы и печатные издания творений Иринея Глава I. «Обличение и опровержение лжеименного знания» 1. Свидетельства древности о литературной деятельности св. Иринея 2. Содержание «Против ересей» 3. Источники «Против ересей» 4. Время появления латинского перевода «Против ересей» 5. Греческий подлинник «Против ересей» в Новое время 6. Подлинность «Против ересей» 7. Значение «Против ересей» Глава II. «Доказательство апостольской проповеди» 1. Свидетельства древности и открытие сочинения 2. Армянский перевод 3. Первоначальное заглавие сочинения 4. Адресат «Доказательства» 5. Время написания «Доказательства» 6. Содержание «Доказательства» 7. Подлинность «Доказательства» 8. Значение «Доказательства» Глава III. Несохранившиеся и сомнительные сочинения 1. «О единоначалии, или О том, что Бог не виновник зла» ( Περ μοναρχας) 2. «Книга о восьмерице» ( Περ γδοδος) 3. «О расколе» ( Περ σχσματος)   4. Письма к папе Виктору 5. Письма к разным епископам по поводу пасхального спора 6. «О познании» ( Περ πιστμης) 7. «Книга разных проповедей» ( Βιβλον διαλξεων διαφρων) 8. «Книга против Маркиона» 9. Письмо Лионской и Виеннской церквей о мучениках лионских 10. «О вере» ( Περ πστεως) 11. Комментарии на разные книги Св. Писания 12. «О сущности всего» ( Περ τς το παντς οσας) 13. «О Св. Троице» ( Περ τς γας τριδος) 14. «Слово против Саторнина» 15. «Слово против Колорваса» 16. «Слово о домостроительстве Спасителя» 17. Фрагменты Пфаффа Заключение  

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010