В. Нордова ), устройство при архиерейском доме крестовой церкви, упорядочение деятельности консистории. За короткое время И. успел объехать почти всю епархию, в июле 1841 г. посетил Вел. Устюг. По его инициативе на месте, где, по преданию, молитвами блж. Прокопия Устюжского была остановлена в 18 верстах от города «туча каменная», была построена часовня, сюда ежегодно 25 июня совершался крестный ход из Вел. Устюга с чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия», а перед входом в Прокопиевский собор установлен один из камней с того места, где была устроена часовня. И. обратил внимание на крайне бедственное положение духовенства, особенно живущего среди коми. Сделал ряд представлений в Синод по благоустройству епархии, по улучшению духовно-учебных заведений и подбору для них более достойных сотрудников, о переводе Суморина в честь Преображения Господня мон-ря из заштатного во второклассный. Установил празднование Собору Вологодских святых. Составил коллекцию древних антиминсов, самый древний из них подарил еп. Евлампию (Пятницкому) . По удалении из Вологды И. писал в Синод о необходимости продолжить собирание задуманных им коллекций первопечатных книг для духовных академий: «...если где можно сделать это, то в Вологде. Это - обетованная страна Церковной Археологии во всех видах. Сколько там древнейших икон, сосудов, нот, книг, рукописей!» (Там же. С. 42). Посетил в Димитриевом Прилуцком в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честных древ Креста Господня мон-ре ссыльного Иркутского архиеп. Иринея (Нестеровича) , к-рому привез синодальный указ о разрешении выезжать из обители. 31 дек. 1841 г. И. был назначен на Харьковскую и Ахтырскую кафедру. 1 февр. 1842 г. отслужил последнюю литургию в вологодском соборе, в ночь на 25 февр. прибыл в Харьков, по дороге посетил Москву, Кострому, Ярославль, Владимир, Суздаль. Свою деятельность в Харькове И. начал с обозрения епархии, исправления недостатков как в среде духовенства, так и в епархиальном управлении. Ускорил и упорядочил консисторское делопроизводство.

http://pravenc.ru/text/389617.html

На территории Пермской епархии проживали раскольники разного толка, для обращения которых в лоно православной Церкви требовались опытные миссионеры. Между тем в епархии не хватало даже рядовых священников, многие приходы долгое время оставались без пастырей. В 1829 г. святитель обратился в Синод с «представлением» об учреждении в Перми духовной миссии «для обращения раскольников в лоно православной Церкви» и просьбой прислать хотя бы 3 миссионеров. 27 мая того же года указом Синода миссия была открыта. Архиерей привлек к миссионерскому делу 3 местных клириков: прот. Авраамия Оглоблина, служившего на Кушвинском заводе (для окормления староверов Екатеринбургского, Шадринского, Камышловского, Ирбитского и Верхотурского уездов), прот. Петра Луканина, служившего в г. Кунгуре (для окормления староверов Кунгурского, Красноуфимского, Осинского уездов), и свящ. Иоанна Дьяконова, служившего в Пожевском заводе (для деятельности в Соликамском, Чердынском и Оханском уездах). В 1829 г. М. избрал еще 3 миссионеров: прот. Иоанна Матвеева (впосл. мон. Илия), служившего в пермской Богородице-Рождественской ц., прот. Иоанна Попова (г. Шадринск) и прот. Феодора Любимова (г. Соликамск). 27 марта 1829 г. свт. Филарет (Дроздов) писал М.: «Мы Вас благодарим, преосвященнейший владыко, за обстоятельные сведения миссионеров. Это помогает делу. Продолжайте так. Ибо миссия продолжена» (Там же. С. 189). К янв. 1831 г. к православной Церкви присоединились 1275 чел., а к единоверию - 1165 чел. Позже архиеп. Пермский и Верхотурский Аркадий (Фёдоров) назвал М. «светильником Пермской епархии», а 23 окт. 1844 г. викарий Пермской епархии Екатеринбургский еп. Мелхиседек (Золотинский) писал: «Здешние священнослужители и народ очень часто вспоминают с глубочайшим чувством сыновней преданности и благодарности о преосвященном Мелетии, как о благодетельнейшем иерархе». 18 июля 1831 г. М. был переведен в Иркутскую, Нерчинскую и Якутскую епархию в сане архиепископа, 6 нояб. того же года прибыл в иркутский в честь Вознесения Господня (Иннокентиевский) монастырь . После отстранения от управления Иркутской епархией обвиненного в «душевном недуге» архиеп. Иринея (Нестеровича) , конфликтовавшего с ген.-губернатором Вост. Сибири А. С. Лавинским и иркутским городничим А. Н. Муравьёвым, епархиальные служители пребывали в состоянии «взволнованной смуты». По свидетельству прот. Василия Касьянова, М. своим миролюбием, сдержанностью и терпеливостью привнес в епархиальные дела атмосферу спокойного добросовестного служения ( Кулжинский. 2001. С. 67).

http://pravenc.ru/text/2562820.html

9 апр. 1827 г. Н. получил чин коллежского советника, 13 июня того же года причислен к Собственной Его Императорского Величества канцелярии, в марте 1828 г. назначен членом Комитета для рассмотрения учебных пособий под председательством акад. А. К. Шторха. 1 дек. 1828 г. определен на службу в Синод за обер-прокурорский стол (что соответствовало должности товарища обер-прокурора) по протекции кн. А. Н. Голицына и обер-прокурора Синода кн. П. С. Мещерского , на племяннице которого, Софье Сергеевне (урожд. Мальцовой), Н. женился в июле 1828 г. 6 апр. 1829 г. произведен в статские советники и назначен членом Комиссии духовных уч-щ с жалованьем 2,5 тыс. р. в год, 26 июля 1829 г. определен членом от Синода в Комитет о составлении штатов по гос. управлению, 3 дек. 1830 г.- в Комитет о перестройке зданий Синода и Сената, за работу в котором имел Высочайшие благодарности (1832, 1834), 8 дек. 1831 г. произведен в действительные статские советники. Н. неоднократно исполнял должность обер-прокурора во время отсутствия кн. Мещерского (май-сент. 1829; 27 нояб.- 24 дек. 1832). Имп. Николай I, обратив внимание набольшую основательность обер-прокурорских докладов, узнал, что это заслуга Н. ( Ростиславов. 1883. С. 125). Впосл. отчеты Н. по духовному ведомству выделял и митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) , заметив об отчете за 1833 г.: «...он любопытен и обилен предметами. По некоторым отношениям не бесполезно бы показать его нам, епархиальным архиереям, для наставления и побуждения» (Переписка Филарета, митр. Московского. 1895. С. 170). Мнение Н. имело значение в принятии решения об удалении с кафедры и запрещении в священнослужении (28 июня 1831) еп. Енисейского Иринея (Нестеровича) , на которого ему жаловался в письмах иркутский городничий (ссыльный декабрист) Муравьёв (Из бумаг С. Д. Нечаева. 1893. Кн. 2. 5. С. 135-145). В 1832 г. Н. содействовал смене правителя дел канцелярии комиссии ДУ, вместо Н. П. Чичагова был назначен А. И. Карасевский . 2 апр. 1833 г. Н. был назначен обер-прокурором Синода, о чем было объявлено на заседании Синода 10 апр. По характеристике М. Я. Морошкина, Н. был «человек с способностями недюжинными, с довольно просвещенным взглядом на предметы, притом с живым характером и весьма деятельный» (Мат-лы для истории. 1902. Кн. 1. С. 154). По отзыву современника, Н. «хотел быть оком Государя и стряпчим о делах государственных (так называл обер-прокурора Синода Петр Великий)… Но, кажется, он ошибался, думая, что на той высоте, на которой он тогда стоял, можно поддержать себя только честною и деятельною преданною службою» ( Ростиславов. 1883. С. 126).

http://pravenc.ru/text/2565178.html

Для характеристики энергии и решительности Брянчаниновых представляется интересным следующий случай. Когда в 1831 году нужно было вывести из Иркутска Архиепископа Иринея Нестеровича, отказавшегося оставить епархию и считавшего Высочайшее повеление об увольнении его на покой подложным, это ответственное дело было поручено Никите Петровичу Брянчанинову, бывшему в то время, кажется, жандармским Ротмистром. Государь Император Николай Павлович желал, чтобы это поручение было выполнено быстро, решительно и без огласки и соблазна в народе. Свои соображения по этому делу он высказал Графу Беккендорфу и поинтересовался, нет ли у него способных для выполнения этого поручения людей. Беккендорф указал на Н. П. Брянчанинова и, когда последний по вызову Беккендорфа явился пред Государем, то последний, по непосредственному впечатлению, остался удовлетворенным, с довольством заметив: «этот вывезет». Н. П. Брянчанинов с большими полномочиями отправился в Иркутск, представился Генерал-Губернатору Лавинскому и Высокопреосвященному Иринею, некоторое время посещал совершаемое архиепископом Иринеем богослужение и, будучи человеком благочестивым, вел с ним духовные беседы, а потом подготовив все и сделав соответственные распоряжения по пути следования, объявил Архиепископу Иринею о цели Высочайшей командировки. Ириней Несторович пытался сопротивляться, но был моментально успокоен Брянчаниновым, раскрывшим ему полнейшую бесполезность сопротивления. Владыка Ириней почувствовал упадок энергии и, к удивлению Генерал Губернатора, подчинился Брянчанинову, который поместив его в запертой карете, вез с наивысшей скоростью до Вологды, где поместив Владыку Иринея в Спасо-Прилуцкий монастырь, в пяти верстах от Вологды отправился с докладом к Государю. Государь благодарил Брянчанинова. Впоследствии И.П. Брянчанинов бывал у Преосв. Иринея и последний вспомнив свое невольное переселение в Прилуки, не питал к пленившему его Никите Петровичу никакой злобы. (Из рассказов В. Н. Брянчанинова). История жизни Высокопреосвященного Иринея Нестеровича подробно изложена в интересной статье профессора протоиерея Ф.И. Титова «Киевская духовная академия в эпоху реформ». Труды Императорской Киевской Духовной Академии за 1914 год, январь, стр. 35–86 и сентябрь-октябрь стр.72–104).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

…Великий почитатель Фотия 56 , архимандрита где-то в Новгороде, он бранит все, что не Фотий и не от Фотия» 57 . 28 июня 1831 г. состоялось Высочайшее повеление об удалении Иринея от управления епархией. Заподозрив подлинность синодского указа по сему случаю, Преосвященный Ириней отказался выехать из Иркутска и даже начал сеять смуту среди населения. Пришлось прибегнуть к силе. «Государь желал, чтобы это поручение было выполнено быстро, решительно и без огласки, и поинтересовался у Бенкендорфа, нет ли у него способного для этого людей. Бенкендорф указал ему на Никиту Петровича Брянчанинова 58 , и, когда тот явился пред Государем, тот остался удовлетворенным, заметив: «Этот вывезет» 59 . Действительно, Никита Петрович прекрасно справился с поручением: благополучно доставил архиепископа Иринея в Спасо-Прилуцкий монастырь Вологодской епархии, который был назначен для его местонахождения с 1200 рублей содержания в год, – да еще остался в дружеских отношениях с опальным архиереем. Из приведенного ниже письма архиепископа Иринея к архимандриту Игнатию Брянчанинову видно, что ему не хотелось оставаться в Спасо-Прилуцком монастыре, где он находился как бы в заключении. Но лишь через несколько лет начальство, на основании объяснений Иринея, пришло к выводу, что его поступки в Иркутске были вызваны временным помрачением умственных способностей. Ему было разрешено священнодействовать и дан в управление Толгский монастырь, в котором в мае 1862 г. его навестил Преосвященный Игнатий и где он скончался. Письмо Преосвященного Иринея (Нестеровича) к святителю Игнатию 60 Ваше Высокопреподобие, почтеннейший Благодетель! Пишу к Вам в самый важный день для Вас, в день Вашего Ангела Игнатия Богоносца . Да сияют дни Ваши славою Небес для славы Церкви Святой на земли, ходатайством у Господа Угодника Его Ангела Вашего. И блага Рождества Христа Бога нашего и милости Его в Новолетии да преизбыточествуют для Вас многие лета в такой мере, какою Богоносец Ваш обиловал во дни подвигов своих на земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Из приведенного ниже письма архиепископа Иринея к архимандриту Игнатию Брянчанинову видно, что ему не хотелось оставаться в Спасо-Прилуцком монастыре, где он находился как бы в заключении. Но лишь через несколько лет начальство, на основании объяснений Иринея, пришло к выводу, что его поступки в Иркутске были вызваны временным помрачением умственных способностей. Ему было разрешено священнодействовать и дан в управление Толгский монастырь, в котором в мае 1862 г. его навестил Преосвященный Игнатий и где он скончался. Письмо Преосвященного Иринея (Нестеровича) к святителю Игнатию [ 63 ] Ваше Высокопреподобие, почтеннейший Благодетель! Пишу к Вам в самый важный день для Вас, в день Вашего Ангела Игнатия Богоносца. Да сияют дни Ваши славою Небес для славы Церкви Святой на земли, ходатайством у Господа Угодника Его Ангела Вашего. И блага Рождества Христа Бога нашего и милости Его в Новолетии да преизбыточествуют для Вас многие лета в такой мере, какою Богоносец Ваш обиловал во дни подвигов своих на земли. Но, может быть, я утруждаю Вас. Еще выслушайте, Вы мой Благодетель, следовательно, не захотите не взять участия в важном обстоятельстве жизни моей. Мне бы хотелось преселиться на юг, а именно в Бессарабию, в Кишинев, к тамошнему Владыке, моему старому Благодетелю Димитрию [ 64 ]. Святитель Божий согласен принять меня в Архиерейский Дом свой для жительства. Он уже в преклонных летах, и я мог бы выполнять Его Богоугодные повеления: священнодействовать и вспомоществовать Ему в переводах на тамошний язык. Архипастырь писал от 23 ноября сего 1838 года к Высокопреосвященнейшим Митрополитам Серафиму и Филарету, писал и я от 20 декабря сего. Оба мы просили Их милосердия. Для памяти Угодника Божия — Вашего ангела окажите мне благодеяние: исходатайствуйте по величию доброты души Вашей у сих великих Архипастырей — и далее у кого следует, — дабы я в Кишинев к Владыке Димитрию, ими же Христос Бог и Они возжелают судьбами мог быть перемещенным. Умоляю Вас, не оставьте моей всепокорнейшей просьбы и не откажите написать ко мне два-три слова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Преосвященному Николаю Епископу Калужскому   Преосвященный Николай (Соколов; † 1851) — из ректоров Тамбовской семинарии, 8 июня 1831 г. возведен в сан епископа Дмитровского; 2 октября 1834 г. — Калужского. IX Архиепископ Ириней (Нестерович) Архиепископ Ириней (Нестерович; ок. 1785 — 18 мая 1864) — выпускник Киевской Духовной академии, в 1813 г. пострижен и возведен в иеромонахи; в 1817 г. — архимандрит; в 1820 г. — ректор Кишиневской семинарии; в 1826 г. — епископ Пензенский; с 26 июля 1830 г. — архиепископ Иркутский. Он запомнился современникам и вошел в историю из-за своего необычного поведения. Вскоре по прибытии в Сибирь, у него произошли столкновения с иркутским полицмейстером Александром Николаевичем Муравьевым [ 58 ] и с генерал-губернатором Лавинским. 13 января 1831 г. А. Н. Муравьев писал своему доброму знакомому, Стефану Дмитриевичу Нечаеву, который в то время занимал должность Обер-прокурора Святейшего Синода: «Упомяну нечто о здешнем архиепископе Иринее, который, с одной стороны, всеми силами старается исправить Иркутскую епархию. Употребляет на то средства, [которые] кажутся мне, неприличными архиерею, как-то: брань и шум во время служения, остановление обедни для разных мелочных замечаний и наставлений… даже выходя из границ благопристойности, сжимая кулаки и телодвижениями, походящими на драки и побои. 28 июня 1831 г. состоялось Высочайшее повеление об удалении Иринея от управления епархией. Заподозрив подлинность синодского указа по сему случаю, Преосвященный Ириней отказался выехать из Иркутска и даже начал сеять смуту среди населения. Пришлось прибегнуть к силе. «Государь желал, чтобы это поручение было выполнено быстро, решительно и без огласки, и поинтересовался у Бенкендорфа, нет ли у него для этого людей. Бенкендорф указал ему на Никиту Петровича Брянчанинова [ 61 ], и, когда тот явился пред Государем, тот остался удовлетворенным, заметив: «Этот вывезет» [ 62 ]. Действительно, Никита Петрович прекрасно справился с поручением: благополучно доставил архиепископа Иринея в Спасо-Прилуцкий монастырь Вологодской епархии, который был назначен для его местонахождения с 1200 рублей содержания в год, — да еще остался в дружеских отношениях с опальным архиереем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

54 В настоящее время нашего архипастыря, Преосвященнейшего Герасима, Епископа Астраханского и Енотаевского. Ред. 55 Преосв. Ириней (в миру Иван Гаврилович Нестерович) управлял Иркутской епархией всего один год (1830–1831), однако события этого года надолго запомнились иркутянам. Архиепископ Ириней на своем посту сменил доброго и мягкого архиепископа Михаила II (Бурдукова), который пытался противостоять злоупотреблениям светской власти в лице гражданского губернатора Трескина, но все-таки был недостаточно для этого решителен. После смерти архиепископа иркутяне обратились «к петербургскому митрополиту Серафиму с просьбой о назначении, на место скончавшегося, человека доброго, кроткого, не уклончивого, такого владыки, который мог бы защитить Иркутск от властей, подобных Трескину, на что и последовало повеление императора Николая Павловича: «избрать самого твердого и надежного и перевести в Иркутск» (Иркутск, его место и значение в истории и культурном развитии Сибири. – М., 1891. – С. 25–26). Прибыв в Иркутск, решительный, деятельный и резкий, Ириней сразу приступил к наведению порядка в епархии. Принятые им меры (например, требование к церковному причту регулярно заниматься самообразованием и изучать церковные книги) вызвали недовольство в клерикальной среде. Не нашел Ириней общего языка и со светской властью, вступив в открытое противостояние с генерал-губернатором А. С. Лавинским. Ириней обвинял губернатора в злоупотреблениях в управлении губернией и в искусственных почестях, которые тот установил для себя и своей семьи в церкви (например, служба не начиналась без его появления, в Тихвинской церкви для него было устроено специальное возвышение). В результате Ириней, не без помощи местного духовенства, был обвинен в сумасшествии и оклеветан Лавинским перед Синодом. Итогом этой «кампании» стал указ Синода об отстранении Иринея от управления епархией и ссылке его, «по расстройству умственных способностей», в один из среднерусских монастырей. Когда этот указ одним из чиновников был доставлен владыке, тот, в силу своего мощного темперамента, отреагировал весьма бурно и неожиданно: схватил посыльного и выволок его на улицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

 и проч. 20 . Ковчег с 17 частицами святых мощей разных угодников. 21 . В алтаре в рамах за стеклами два шитые изображения преп. Димитрия и Игнатия. 22 . Ковш серебряный старинный, с подписью: «Божьей милостью Государь Царь и великий князь Алексей Михаилович всея Великие и Малые и Белые России Самодержец пожаловал государь сим ковшом дьяка Исидора Скворцова для его терпения, за увечья и за раны в 176 году» (т .е. в 1668-м г.). 23 . В кельях настоятельских – картины: а) кающийся Петр, б) обручение Сарры с Товией, в) блаженный Иероним , размышляющий над мертвой головой, г) Киевский отшельник Досифей, молящийся перед Распятием, д) Сивилла, прорекающая рождение Спасителя; е) свидание Александра с Диогеном; портреты: ж) Иоакима Патриарха Всероссийского, з) Гавриила и и) Амвросия Митрополитов С.-Петербургских, й) Митрополита Московского Платона; к) Пимена, л) Иосифа Золотова и м) Евгения – Епископов Вологодских; н) восьми членов Российского Императорского Дома, о) Боголепа, епископа Великоустюжского и Тотемского, п) архиепископа Иринея Нестеровича и проч. Эти картины (за исключением последней, писанной позже) – работы монастырских живописцев 29 удостоились внимания и одобрения Государя Императора Александра I , в бытность Его в монастыре в 1824 году. IX. Список настоятелей А. Игумены 1 . Преподобный Димитрий , основатель монастыря по 1392 год. 2 . Пахомий , ученик Преподобного Димитрия, с 1392 г. Но долго ли он управлял монастырем, и сколько именно после него до 1499 года было игуменов, точно неизвестно. 3 . Геннадий. 4 . Макарий , сочинитель жития Преподобного Димитрия: годы его управления неизвестны. 5 . Евфросин. 6 . Cep гий I , упоминается в 1499 году. 7 . Мисаил с 1510 по 1538 год. Он постриг в монашество, посхимил и схоронил Благовернаго Князя Игнатия; в 1537 году начал строить в монастыре соборную каменную церковь . 8 . Афанасий I , в 1539 по 1546 г. Он в 1542 году окончил строение соборной церкви. На имя его дана была в 1541 году, декабря 26, от царя Uoahha IV жалованная грамота Спасоприлуцкому монастырю о невзимании с монастырских вотчинных сел и деревень, в продолжение пяти лет, никаких пошлин по случаю окончания постройки соборной монастырской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

В Ярославском дух. училище учащихся 449 человек. —631— 1861 г. Успехи их найдены мною по всем предметам очень достаточными. Ученики отличаются живостью и развязностью. Проступков грубых и предосудительных не было замечаемо. Из 10-ти училищных наставников было 4 священника и 1 диакон. Смотритель училища кандидат XIX курса Московской академии (1854 г.) Иван Покровский 1535 держали училище в надлежащем порядке. В свободное время, я имел возможность ознакомиться несколько и с городом. Ярославль, расположенный на левом, высоком берегу Волги, очень красивый город. Особенно благоприятное впечатление производит он множеством древних и благолепно украшенных церквей. Из общественных зданий до сих пор сохраняется в моей памяти вновь сооруженное тогда здание училища девиц духовного звания. Оно занимает самую видную и красивую местность над Волгою. Я посетил это училище и познакомился с начальницею оного, Елисаветою Павловною Шиповой 1536 – девицею преклонных уже лет, но очень еще бодрою и необыкновенно привлекательною по своим высоким, религиозно-нравственным качествам. Из высших гражданских чиновников я встретился только с вице-губернатором, управлявшим на этот раз, за отсутствием губернатора, губернией, Николаем Павловичем Мезенцевым 1537 , впоследствии вице-губернатором Витебским: это было у преосвящ. Нил, в воскресенье (16-го ч.), после литургии. Из граждан Ярославских я был в доме только у почетного блюстителя семинарии, купца Оловянникова – колокольного заводчика. Он очень усердно угощал меня и о. ректора обедом и показывал мне свой колокольный завод. —632— 1861 г. Был я также с ректором в Толгском монастыре, находящемся в 7-ми верстах от Ярославля на реке Волге, впадающей в Волгу. Поклонившись явленной иконе Б. Матери, именуемой Толгскою, я посетил старца – архиепископа Иринея (Нестеровича), бывшего архиепископа Иркутского 1538 , и управлявшего (с 1848 г.) Толгским монастырем. Довольно высокого роста, с необыкновенно живым характером, преосвященный страдал в это время болезнью в ногах, так что не мог никуда выходить. Он принял нас ласково и угостил чаем, – подарив при этом службу Б. Матери, именуемой Толгской. Примечательную особенность Толгского монастыря составляет довольно большая кедровая роща.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010