27 См.: Feuardentius (Vita Irenaei), Böhringer (S. 206); Freppel (P. 172); Massuet(Migne. Col. 173), Ziegler (S. 14–15). 29 Имя Ириней (греч. Ερηναος; лат. Irenaeus) происходит от греческого слова ερνη­ мир и значит «мирный». Ср.: Евсевий. Церковная история. V, 24, 18: « μεν Ερηναος, φερνυμς τις ν τ προσηγορ ατ τε κα τρπ ερηνποιος» («Ириней оправдал свое имя в поведении, будучи миротворцем в пасхальном споре» -у Schwarmz’a S. 213; русск. перев, С. 285). 30 Достойно замечания, что лишь несколькими строками выше сам Гарвей доказывает греческую национальность епископа Лионского Пофина на основании его имени (The greec names of its first Bischops indicate the origin. P. CLIII). 32 Ср.: Massuet (при его издании творений Иринея – у Mignéя Col. 840, прим. 24; также Col. 787–791, прим. 10,17); Ropes (Op. cit. P. 303–305) и др. 39 Слово это ни в коем случае нельзя понимать в смысле указания на идиоматизмы кельтского происхождения. Оно оттеняет в связи с общим ходом речи лишь безыскусственность выражений Иринея (как и объясняет его Массюет – см.: Migne. Col. 443–444). 48 Точку зрения Роопса подтверждает также специально исследовавший латинский текст творений св. Иринея Иордан (Das Alter und die Herkunft der lateinischen Uebersetzung des Hauptwerkes des Irenaeus//Theologische Studien. 1908. S. 182–192). Тщательный анализ библейских цитат Contra haereses привел его к выводу, что уже первый переводчик антигностического труда Иринея массу текстов приводил по существовавшей тогда латинской до-Иеронимовой церковной Библии. 50 Op. cit. Р. 328–333. И это вполне вероятно: указанный кодекс найден был, как известно, в одном Лионском монастыре (см.: Гэрике. Введение в новозаветные книги. Перев. архим. Михаила. М., 1869. С. 249). 51 Zahn. RE. S. 407; Mannucci. P. 8–9; Lipsius//Diet, of Chr. Biogr. P. 255; Harnack//Gesch. d. altchr. Litt. 11,1. S. 324. Ср. также старых: Erasmus//у Stieren " a Irenaei opera. Т. II. P. 2; Feuardentius, Kling//RE. 1857. Bd. VI; Freppel. P. 172; Böhringer. S. 206; Ziegler. S. 14–15; Tillemont. P. 79.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Так как рамки, предусмотренные для изложения доклада, не позволяют нам подробно остановиться на учении о Святой Евхаристии сщмч. Климента Римского 38 и мч. Иустина Философа 39 , мы сразу перейдем к изложению, хотя и краткому, учения о Евхаристии сщмч. Иринея Лионского . Сщмч. Ириней в своих сочинениях явился выразителем живого предания, раскрывая веру в Божественное Откровение, во Христа, в спасение и обожение всей твари, особенно человека как вершины творения. Он боролся против ереси гностицизма, которая угрожала вытеснением живой церковной, богооткровенной веры и благодатного евхаристического опыта (эта опасность постоянно существует и подстерегает верующих в мире: опасность подменить «знанием» жизнь, придуманной «идеологической верой» – живой опыт благодатного телесно-духовного причастия и общения с Богом Живым, во Христе явленным и откровенным, через Церковь , которая в Евхаристии проявляется и осуществляется). У сщмч. Иринея нет отдельного сочинения, посвященного Святой Евхаристии. Однако, несмотря на это, Святая Евхаристия представляет один из центральных пунктов его богословия. Божественная Евхаристия у сщмч. Иринея есть свидетельство о ценности и достоинстве всего творения Божия (Iren. Adv. haer. III 11. 5). Церковь через Евхаристию, употребляя вещественные хлеб и вино, над которыми призывается Дух Святой (Ibid. II 18. 5), подтверждает ценность всей твари и освящает всю тварь (2, 18, 6), свидетельствуя, таким образом, что вся тварь является творением, достойным своего Творца, и что тварь создана для того, чтобы стать Телом и Кровью Сына Божия. Взаимное совпадение и отождествление Церкви и Евхаристии для сщмч. Иринея заключается в том, что они являются «общением» Тела и Крови Христовых. Это «общение» Христово, или, по словам сщмч. Иринея, «тесное общение Бога и человека» (Iren. Dem. 4. 6. 31), есть рекапитуляция, возглавление всецелого богочеловеческого дела Христа, всецелого Его домостроительства. Поэтому Церковь Христова, собранная на собрание в Святой Евхаристии «на каждом месте» и «по всему миру» (Idem. Adv. haer. II 17. 6; 18. 1), «в чистой вере и вере нелицемерной... приносит чистое приношение Творцу, принося его с благодарностью» (Ibid. II 18. 4). В акте собирания на евхаристическое собрание и приношения евхаристических Даров Богу Церковь являет «домостроительство и икономию Божию, совершенную для Спасения человечества» (Ibid. I 10. 3). Церковь как «великое и славное Тело Христово» (Ibid. II 33. 7) существует только в Евхаристии и в Православии, то есть в правой и истинной вере и в истинном евхаристическом, литургическом единении и причащении Крови и Тела Христовых.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Важнейшей предпосылкой сотериологии св. Иринея является его антропология, включающая в себя учение о творении человека, его природе и назначении, о райском состоянии первых людей, их грехо­падении и последствиях грехопадения. В своих главнейших чертах учение св. Иринея о человеке основано на библейском повествовании ( Быт. 1, 26–29; 2, 7–3, 24 ). Однако в истолковании его он проявляет некоторую оригинальность, не выходя­щую, впрочем, за пределы содержания Апостольского Предания Церкви. Прежде всего, говоря о создании человека Богом, св. Ириней под­черкивает участие в этом творческом акте всех трех Ипостасей Святой Троицы. По его учению, Бог Отец творит человека Сыном и Святым Духом, Которых св. Ириней образно называет «руками Отца». С Богом Отцом «всегда присутствует Слово и Премудрость 5 , Сын и Дух, через Которых и в Которых Он свободно и по доброй воле все сотворил и Которым Он говорит: сотворим человека по образу Нашему ( Быт. 1, 26 )» 6 . В этом толковании слов книги Бытия находим первый намек на учение о предвечном совете Святой Троицы в творении человека, подробно и всесторонне развитом святыми отцами IV в., в особенности Григорием Нисским . Значительное своеобразие имеется в раскрытии св. Иринеем содер­жания библейских понятий «образ» и «подобие». Созданный по образу Божию человек состоит из тела и души. Тело человека (его плоть) са­мо в себе не заключает начала жизни, так как создано «из персти зем­ной», оно способно «как к тлению, так и к нетлению... к смерти и к жизни» 7 . То же самое относится и к душе. Хотя она есть «дыхание жизни, делающее человека душевным» 8 и сообщающее жизнь его те­лу, но и сама душа не есть жизнь, а только «участвует в жизни, даро­ванной Богом» 9 . Природа же человека состоит в соединении души и тела. Св. Ириней неоднократно подчеркивает, что ни тело, ни душа в отдельности не составляют целого человека, но являются только его частями 10 . Оригинальность св. Иринея проявляется в данном случаев том, что в отличие от некоторых позднейших отцов, в большей или меньшей степени находившихся под влиянием антропологии неоплато­низма, он считает, что «образ Божий» заключен не только в душе, но и в теле человека. Поэтому быть по образу Божию значит быть по об­разу Сына Воплощенного 11 . Это утверждение имеет большое значение для сотериологии св. Иринея, так как на нем основывается развивае­мое им в противовес гностическому спиритуализму учение о том, что спасается не только душа, но и тело человека 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Об увеличении числа христиан говорят и рассказы святого Иринея о гностике Марке и его учениках. Святому Иринею приходилось заботиться о «многих», обольщенных гностиками «в ронских странах» . Обольщаемые были из числа богатых, «щеголеватых» женщин, одевающихся в багряницу. Это были, видимо, богатые гречанки и римлянки, которых было немало в таком торговом городе, как Лион. И хотя обольщенных было «много», но они составляли относительно небольшую часть паствы святого Иринея. Рассказ о них идет в спокойном тоне, который был бы мало вероятен, если бы совращенные составляли значительную часть паствы Лионского пастыря. Забота святого Иринея простиралась, по преданию, и за пределы Лиона и Виенны — в глубь Галлии — в Безотон (?), Валенсию и, может быть, еще в другие места. Касательно Безотона известно по Мученическим актам святого пресвитера Фереола и диакона Феруция, о Валенсии — от пресвитера Феликса и диаконов Фортуната и Ахилла. Это были ученики святого Иринея — просветители этих частей Галлии. Подтверждают это и надписи того времени (Гиршфельд). Евсевий читал Послания святого Иринея по вопросу о праздновании Пасхи. Они написаны были «от Галльских общин, над которыми епископствовал святой Ириней» . Это выражение одни понимают так, что святой Ириней в 90–х годах II века был епископом уже нескольких епархий (городов–приходов), другие — как свидетельство, что святой Ириней был старший епископ среди нескольких Галльских епархий с епископами. Но как ни понимать эти слова Евсевия, они говорят о значительном увеличении числа христиан Галлии. Но не в этом было главное значение святого Иринея. Его деятельность далеко выходила за пределы Галльской Церкви. Его труды носили печать вселенскую. Святой Ириней был «человек мира» и не имел навыка писать — нужда сделала его полемистом и писателем . То, что он писал, было ответом Церкви на коренные затруднения века. Его книги: «Обличения и опровержения лжеименного звания» (или кратко: «Против ересей»), «Доказательство Апостольской проповеди» (недавно лишь найденная после многих веков утраты) и другие сочинения, дошедшие лишь в отрывках, имеют значение для всей Церкви и на все века, хотя писаны были по частным поводам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Св. Поликарп был только преимущественным, но не единственным учителем св. Иринея и источником сведений об апостольском учении. Ириней говорит о некоем пресвитере, который сам не был прямым учеником апостолов, но «слышал (учение) от тех, которые видели апостолов и были их учениками» (Irenaeus, Adv. haer. IV, 27.1). Этот пресвитер, которого имени он не называет и который, без сомнения, был моложе Поликарпа, вел борьбу с гностицизмом; у него Ириней учился многому (IV, 27.1 — 32.1). Кроме того, он часто ссылается на других почитаемых им пресвитеров (I, Praef. 2; 13.3; III, 17.4; V, 17.4; I, 15.6; И, 22.5; V, 5.1; 30.1; 33.3; 36.1[; IV, Praef. 2]). Имен их и числа мы не знаем; несомненно только, что многие из них видели Иоанна, ученика Господня, и что свидетельству их Ириней придавал важное значение: в заключение доказательств более трудных положений он неоднократно подкрепляет свои аргументы обращением к авторитету Поликарпа и других пресвитеров, учеников апостолов, — лучших, чем он сам, с которыми он обращался и фрагменты учения которых сохранил. Это обращение св. Иринея с Поликарпом и пресвитерами получает важное значение при суждении о достоинстве свидетельств св. Иринея. Богатая полнота малоазийских преданий, которые он на основании личного опыта внес с свое произведение против гностицизма, убедительно показывают, что он провел в Малой Азии значительную часть своей жизни. Когда и при каких обстоятельствах Ириней оставил Малую Азию и оказался в Галлии, мы не знаем. Можно только с вероятностью предполагать, что и до путешествия из Лиона в 177 г. он был в Риме, именно — около 154 г., когда столицу империи при епископе Аниките посетил смирнский епископ Поликарп. Пребывание последнего в Риме и его беседы с Аникитой относительно квартодециманркой практики малоазийских Церквей описаны Иринеем с такими подробностями, которые требуют личного присутствия его при этом (Adv. haer. III, 3.4; в послании к римскому епископу Виктору у Евсевия, Hist. eccl. V, 24). Но это пребывание Иринея в Риме не могло быть особенно продолжительным и не сопровождалось сколько-нибудь заметной деятельностью его здесь в качестве учителя, так как в противном случае было бы непонятно, почему лионские исповедники рекомендуют Иринея епископу Елевферию как неизвестного ему церковного деятеля, хотя Елевферий был диаконом при епископе Аниките.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

По учению сщмч. Иринея, Христос, как новый Адам и глава нового человечества, заключает в себе всех людей и есть сумма всего человечества . «Он в Себе Самом перевозглавил длинный ряд людей, сокращенно даруя нам спасение (longam hominum expositionem in seipso recapitulavit, in compendio nobis salutem praestans)» . «In compendio» (в оригинале скорее всего было «συντμως») означает «за короткое время» или «в сжатой форме» и указывает на то, что, по мысли сщмч. Иринея, Христос входит и проникает Собою и Своими действиями в цельный организм всего человечества, изменяя его, как дрожжи, вложенные в тесто, заквашивают всю массу . Во Христе Бог вошел в общение с человеческой природой в целом, и поэтому это общение имеет влияние на каждого человека. Соединением двух природ обусловлено участие всех людей в том, что совершил Христос. На всех людей распространились последствия соединения Божества и человечества во Христе – духовном главе человеческого рода, так как Он встал в такое же отношение ко всем людям, в каком был к ним Адам . Человечество получает спасение благодаря присутствию в нем Христа, Который есть «и спасение, и Спаситель, и совершение спасения» . Говоря о 72 поколениях в родословии Христа в Евангелии от Луки, сщмч. Ириней подчеркивает универсальность спасения, распространяющегося на Адама и всех его потомков, основываясь на том, что евангелист Лука, в отличие от евангелиста Матфея, возводит родословие Христа к первому человеку – Адаму. Христос «в Себе перевозглавил все народы, [живущие] после Адама, и все языки и поколения людей вместе с самим Адамом» . В Его Крестной смерти суммируется, или рекапитулируется, пролитие крови всех праведников, живших до Него . Христос, по учению сщмч. Иринея, в своей жизни повторил во всех подробностях не только жизнь Адама, но также жизнь каждого из его потомков и всю историю человечества в целом . Хотя человек все еще может оставаться в ветхом Адаме , новый Адам всех привлечет к Себе «в надлежащее время» . Христос, воскреснув из мертвых, «в [Самом] Себе воздвиг падшего человека» , Он присвоил Себе первенство и идет на Небо как предводитель впереди всего человечества . Для сщмч. Иринея Христос есть «вождь Божией жизни» , знак и символ всего человечества .

http://bogoslov.ru/article/4278505

Наконец, генерал-губернатор вышел в особое место и с ним несколько чиновников и, неизвестно о чем посоветовавшись, опять вошли в зало и все, учтиво откланявшись, ушли от преосвященного, который всех их сопроводил учтиво, а г. комендант расставил вокруг дома архиерейского военный караул, который остается и доныне, с таковым, притом, строжайшим приказанием, чтобы никого из светских особ не впускать в покои преосвященного». 21 В синоде состоялись три указа об удалении Иринея: один письменный, на имя иркутской консистории, об удалении Иринея от управления иркутской епархией, о сдаче им всей собственности архиерейского дома и о следовании в вологодский Спасоприлуцкий монастырь, в сопровождении особого чиновника; другой, тоже письменный и также на имя Иркутской консистории, о назначении на место Иринея Мелетия; третий, печатный, разосланный по всему синодальному ведомству, говорил только о назначении Мелетия в Иркутск. Теперь в числе 500 печатных экземпляров посланы были все три указа. 22 См. в вышеприведенном деле предложение св. синоду князя Мещерского, от 28-го октября 1831 года. 24 См. в вышеприведенном деле журнал, составленный при вологодском архиерейском доме 28-го декабри 1831 года, а также свидетельство о состоянии здоровья архиепископа Иринея, произведенное инспектором врачебной управы и акушером. 25 См. в вышеприведенном нами деле журнал св. синода от 30-го октября 1831 года по делу об оглашении указов св. синода архиепископом Иринеем подложными. 27 См. в деле об удалении Иринея рапорт св. прав. синоду от преосвященного Мелетия, архиепископа иркутского, от 24-го сентября 1832 года. 28 См. протокол св. синода, составленный о преосвященном архиепископе Иринее 1832 г. мая 16-го и октября 24-го. 32 См. рапорт преосвященного архиепископа Мелетия св. синоду от 29-го октября 1832 г., за 170. 33 После преосвященного Дамаскина остались сундуки, наполненные серебряными самоварами, подносами, деньгами и т. п. Когда преосвященный Димитрий, приехав на похороны Дамаскина, увидел эти сундуки, то отвернулся от них и плюнул. 34 Страшным бичом при Дамаскине был эконом тульского архиерейского дома Никанор, который отличался корыстолюбием, мстительностью, гордостью и своим влиянием на архиерея. Известно, что при Дамаскине однажды на воротах тульского архиерейского дома явилась следующая надпись: «Здесь продаются самые лучшие места». 37 Пред комиссией, производившей следствие над Давыдовым до прибытия Бутурлина, Давыдов заперся в том, что поливал вином диакона Терентьева и покрывал его полотном, но Бутурлину сознался в этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но так как в это время между Иерофеем и Иринеем установились совершенно другие отношения, то митрополит, по получении означенного указа (23 июня), предписал дикастерии воздержаться пока от исполнения статьи об отрешении Иринея, а сего последнего уполномочил по-прежнему продолжать службу при Академии. Между тем, не дожидаясь ответа на свое последнее «доношение», он отправил в тот же день (23 июня) в Святейшей Синод новое, вторичное представление, в котором еще более горячо стал ходатайствовать об оставлении Иринея на прежнем месте. В виду того, что это новое ходатайство еще ярче обрисовывает заботливость митрополита Иерофея об интересах науки в Академии, а, с другой стороны, также и потому, что биограф Иринея совсем о нем умалчивает, 347 мы и позволим себе привести из него некоторые выдержки. «Как он, архимандрит (Ириней), до получения сего указа прощения у меня испросил и я уже его простил, о чем Святейшему Правительствующему Синоду от меня доношением представлено на благорассмотрение, с прошением оставить его, Иринея, по-прежнему для общественной пользы и необходимости при Академии, тем паче, что он, архимандрит Ириней, за учинением ему в дикастерии строжайшего с подпиской подтверждения вящше побужден быть должен ко всякому начальникам повиновению и пребыванию в кротости и смирении, сверх же того, при отпуске первого моего о архимандрите Иринеи доношения не предусматривал я в нем дальней нужды потому, что тогда находился здесь Киево-Выдубицкий архимандрит и академический вице-ректор Афанасий, человек, по дарованиям своим благонадежный, который однако ж, в силу указа Святейшего Синода, выбыл в первоклассный Черниговский Елецкий монастырь настоятелем и тамошней семинарии ректором, без коего, кроме архимандрита Иринея, остался один только философии учитель, префект, соборный иеромонах Иннокентий, да учитель красноречия российского, соборный же иеромонах Иакинф, люди, хотя с хорошими дарованиями и способностями к преподаванию наук, однако их двух в таком месте, какова Академия, где должны образоваться и прикосновенных восьми семинарий ученики, крайне недостаточно. Для того... о учинении по оному вторичному доношению снисходительного благорассмотрения пред Святейшим Правительствующим Синодом усугубляю покорнейшую мою просьбу, с тем, чтоб архимандриту Иринею, который обязывается по всем частям возлагаемых на него должностей поступать впредь во всем соответственно узаконениям, оказано было уважение определением его и в настоятеля восстановленного ныне Киево-Братского монастыря». 348

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5. Основные положения Богословского учения святого Иринея II. 6. Учение святого Иринея о Боге II. 7. Учение святого Иринея о человеке II. 8. Учение о Евхаристии II. 9. Эсхатология святого Иринея Период третий Введение. Возникновение Богословской науки Часть I. Александрийцы (Александрийская школа) Введение I. Пантен II. Климент Александрийский II. 1. Литературная деятельность Климента II. 2. Характеристика Климента как писателя II. 3. Богословские воззрения Климента III. Ориген III. 1. Литературно-научная деятельность Оригена III. 2. Письма Оригена III. 3. Основные положения Богословской системы Оригена Часть II. Североафриканские писатели I. Тертуллиан I. 1. Сведения о жизни Тертуллиана I. 2. Литературная деятельность Тертуллиана I. 3. Утраченные произведения Тертуллиана I. 4. Неподлинные произведения, приписываемые Тертуллиану I. 5. Богословие Тертуллиана II. Святой Киприан, епископ Карфагенский II. 1 Сведения о жизни святого Киприана II. 2. Литературная деятельность святого Киприана II. 3. Письма II. 4. Сомнительные и неподлинные произведения II. 5. Богословское учение святого Киприана III. Святой Ипполит, епископ Римский III. 1. Литературная деятельность святого Ипполита III. 2. Богословское учение святого Ипполита Период четвертый Общий обзор I. Святой Дионисий, епископ Александрийский 1. 1. Литературная деятельность святого Дионисия 1. 2. Замечания о Богословии святого Дионисия II. Святой Мефодий, епископ Олимпийский II. 1. Богословие святого Мефодия III. Святой Афанасий Александрийский III. 1. Очерк жизни святого Афанасия Александрийского III. 2. Литературные труды святого Афанасия Александрийского III. 3. Богословие святого Афанасия Александрийского в) Учение святого Афанасия о мире и человеке, о грехопадении и искуплении IV. Святой Василий Великий IV. 1. Творения святого Василия Великого VI. 2. Учение Василия Великого о Святой Троице Приложение I. Новооткрытое произведение святого Иринея Лионского «Доказательство Апостольской проповеди» (πδειξις το ποστολικο κηργματος) Приложение II.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Однако, у св. Иринея это слово не встречается. Особенности триадологии св. Иринея, его учения о Троице, позволяет говорить о том, что в его сознании существовала субордионистская схема Святой Троицы, так, он называет Сына и Духа «двумя руками Бога Отца». Обосновывая догмат Святой Троицы, св. Ириней делает акцент на историческом проявлении трех божественных Лиц. Так он говорит, что уже в ветхозаветный период Святой Дух, который вдохновлял Пророков, свидетельствовал о явлении Сына Божия на Землю, которое имело быть.    В христологии св. Иринея очень сильно выражена полнота Божества и полнота человечества во Христе. Это, впрочем, было совершенно необходимо для того, кто хотел опровергнуть еретическую, гностическую христологию, потому что некоторые еретики умаляли полноту Божества во Христе, утверждая, что во Христе воплотился на Земле один из низших эонов. Другие же умаляли полноту человечества, считая, что явление Бога на Земле в человеческом облике было как бы явлением человеческого призрака, что это человечество Бога, явившегося на Земле, было как бы нереальным, оно было нужно только для того, чтобы научить людей , т.к. они отрицали истину искупления.    Очень важное понятие христологии и сотериологии (учении о спасении) св. Иринея выражается греческим словом, которое невозможно перевести на русский язык, это слово «анакефалеосис», по латыни «recapitulatio» (рекапитуляция). Это слово заимствовано у св. апостола Павла, оно дважды встречается в Посланиях ап. Павла , правда, не в форме существительного, как оно употребляется у св. Иринея, а в форме глагола. Самое важное из эти двух мест – это «Послание к Ефесянам», первая глава, 10-й стих: «ανακvepsilon;φαλαιωσασθαι τα παντα vepsilon;ν τω Χριστω». На русский язык это переводится все-таки довольно приблизительно: «..дабы все небесное и земное соединить под главою Христом»; вот то, что «соединить под главою» – это соответствует одному греческому слову, это означает, что Христос берет на себя возглавление нашего мира, подобно тому, как первый Адам был венцом творения, которому все подчинялось и в котором все должно было соединиться с Богом, так и второй Адам – Христос возглавляет всех, кто в нем хочет обрести спасение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010