О его обращении известно было христианским общинам повсюду. Все, кого Павел обращал в христианство, должны были знать чудесную историю, рассказанную евангелистом Лукой, сопровождавшим Апостола. Павел не скрывает историю своего обращения, но, напротив, использует любую возможность поведать о ней. С ее помощью он защищается от своих соплеменников (см.: Деян. 22), с ее помощью оправдывается перед Агриппой (см.: Деян. 26), с ее помощью привлекает народ ко Христу. Везде, где Павел проповедовал Евангелие, то есть Воскресение Христово: в Антиохии ли (см.: Деян. 13), или в Афинах (см.: Деян. 17, 15–34), или в Коринфе, или в любом другом месте,— он должен был заново пересказывать свою необыкновенную историю. И это совершенно естественно, потому что его личное переживание являлось самым убедительным доказательством. Он проповедует новую веру, которая отличается от красивых греческих легенд о различных божествах. Его проповедь основана не на фантазии, не на остроумных выводах разума, а на опыте. Он проповедует о том, что видел. Он не разрушает веру афинян в " неведомого Бога " (см.: Деян. 17, 23), он только дает ей новую, мощную и подтвержденную опытом, поддержку. Автор " Деяний святых апостолов " — верный и точный пересказчик проповеди Павла. Мы получаем от него два крайне важных свидетельства о личности и проповеди его учителя: во-первых, явление Христа послужило причиной внезапного перелома в жизни Павла; во-вторых, Христово Воскресение — центр его проповеди Евангелия. И то и другое Апостол подтверждает в своих посланиях. В его отсутствие уважение к нему в христианских общинах часто подрывалось противниками христианства, тогда слабела и вера людей, обретенная через проповедь Павла. Поэтому он иногда был вынужден защищать авторитет своей проповеди и говорить о своем прошлом: Не Апостол ли я? — говорит он.— Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? (ср.: 1 Кор. 9, 1). В Послании к галатам Апостол напоминает им о своей прежней жизни. Он предполагает, что верующим галатам его жизнь известна (они могли слышать о ней от других, но и сам он говорил им о себе).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

В то же время мы не имеем права, стремясь быть вежливыми, недооценивать значимость трудных проблем. Никому не нужны поверхностные формы межрелигиозного диалога. В конечном счете сердцевиной религиозной проблемы остается поиск высшей истины. Ни у кого нет права – и это не соответствует ничьим интересам – ослаблять эту силу человеческого существования для того, чтобы достичь упрощенного примиренческого консенсуса по типу тех стандартных соглашений, которые заключаются на идеологическом уровне. В этой перспективе существенный вклад православия не в том, чтобы замалчивать его собственные особенности, глубокий духовный опыт и убежденность, но в том, чтобы их выявлять. Здесь мы подходим к деликатному вопросу о православной миссии или – как я предложил говорить тридцать лет назад – «православного свидетельства». (2) В любом подлинно духовном взаимообщении мы всегда достигаем критического момента, когда сталкиваемся с действительной проблемой, порождающей различия. Когда апостол Павел встречался с афинянами в Ареопаге, то после диалога ( Деян.17:17 ) он перешел к прямому свидетельству (17, 22–31). В своей речи он говорил об общей религиозной основе, а затем обратился к самому существу Евангелия: значению личности и дела Христа. Это возвещение было совершенно чуждо античному греческому мировоззрению и противоречило не только усложненному политеизму простого народа, но также изощренному атеизму философов-эпикурейцев и пантеизму стоиков. Отбросив представление о замкнутой, самодостаточной космологической системе, автономной и безличной, Павел стал проповедовать действие личного Бога, Который сотворил вселенную из ничего, промышляет о мире и решительным образом вмешивается в историю. В противовес представлению об индивиде, живущем автоматически, акцент был сделан на свободе и любви, которые проявляются в общении между Богом и человеком. Этим парадоксом, который для афинян граничил с абсурдом, Павел ввел новый тип мышления. Он предложил радикальный пересмотр греческой мудрости через принятие Христа как центра творения, Того, Кто сообщает реальное существование миру. До этого времени понимание греческими интеллектуалами человека сводилось к представлению о мыслящем существе, осознающем самого себя и свое окружение посредством развития своего разума. Для Павла же основополагающий, переломный момент для человечества – его метанойя (изменение ума, покаяние) – должен быть направлен к любви Бога, Который недоступен для разума, но открылся в распятом и воскресшем Христе. Здесь мы имеем ясный пример понимания и уважения античных религиозных идей и в то же время их превосхождения в истине и силе христианского откровения. Православное «свидетельство» (или миссия) означает именно свидетельствование об опыте и уверенности. Мы исповедуем нашу веру не как интеллектуальное открытие, но как дар благодати Божией. Пренебрегать исполнением долга такого личного свидетельства – значит отвергать Евангелие.

http://azbyka.ru/otnoshenie-pravoslaviya...

Господь Иисус Христос для того ее и создал, чтобы люди в ней достигали единства с Богом и друг с другом " . Я не случайно подчеркнул сочетание " в ней " . Вот о каком единстве всегда говорил наш нынешний Патриарх! Не об объединении Церкви с ересями и расколами, но о единстве в лоне Церкви, созданной Спасителем и существующей до сего дня и до последнего дня мира – Святой Православной Церкви. Именно к этому единству, к воссоединению с Единой Церковью в 1991 г. в Канберре призывал митрополит Кирилл тех, кто пребывал вне единства, вне спасительного церковного ковчега, когда говорил о том, что " православные хотят, чтобы этот дом был колыбелью единой Церкви " . Да кто из нормальных православных людей не желает того, чтобы Единая Церковь Христова родилась и в сердцах тех сотен миллионов католиков, протестантов, даже сектантов, предки которых некогда покинули спасительную церковную полноту? Именно для них площадка диалога с православными, в процессе которого они получили возможность познакомиться с незамутненной апостольской истиной Святого Православия, и могла бы стать колыбелью той Единой Церкви, в которую они получили возможность вернуться. Представители священноначалия, как не трудно проследить из частых заявлений на эту тему, по-моему, просто устали повторять прописную истину о том, что межхристианский и межрелигиозный диалог, в том числе, участие в работе ВСЦ, для православных его участников является формой свидетельства перед инославным миром о Православии, формой богозаповеданной проповеди Истины Христовой ( " Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари " – Мк. 16, 15), неповрежденно сохраненной в Православной Церкви. Дух самоизоляции, дух " пензенской пещеры " , к которому зовут нас авторы рассматриваемого " Письма " , всегда был чужд Церкви и святым отцам, он противоречил заповеди Христовой о проповеди " всему миру " , т. е. и еретикам, и иноверцам. С точки зрения обличителей нашего Патриарха, святой апостол Павел, наверное, тоже должен покаяться в том, что выступил на языческом афинском Ареопаге, в окружении статуй античных " богов " , да еще и, в качестве миссионерского приема, похвалил афинян за явно не по строго православным соображениям устроенный ими жертвенник " неведомому Богу " (Деяния.

http://pravoslavie.ru/38419.html

Церковь – свята (Иерархия)! Церковь столп и утверждение истины! Кому церковь не мать тому Бог не Отец! И так же важно помнить, что  ГЛАВНЫЙ закон церкви, это ЛЮБОВЬ, и МЫ стремимся обрести, этот свет божественной энергии. Социум??? А в церкви главенствует также закон нравственности, говорит нам о том, что БОГ объединяет народ, а лукавый разъединяет. Мы единое тело Христова – Церковь! И на мой взгляд нет ни каких групп по сторонним позициям. А всего-навсего ЗДРАВЫЙ ДИАЛОГ, и этот диалог полезен, организм церкви жив! александр, владивосток 05 октября 2011г. 17:58 святые остерегались проповедовать православие, чтобы  не повредить немощным в вере...чтобы человек , возжелав последовать за проповедником , не сломался бы под тяжестью подражания... Православие очень жестко по сути - требует отказаться от всего, даже от себя  и положиться полностью на Бога. Иисус  Христос принес в мир не мир, но меч... разделение на  правых  и  левых... но ведь до  этого надо дорасти, даже физически(воля, вера) - исполнять поклоны, ночные бдения, многочасовые службы и др. А сознание, не говорю уж о сердце, как изменить(покаяние), чтобы увидеть себя реально хуже всех ( александрийский сапожник)?  Ну а без любви к ближнему (хотя бы элементарное милосердие) будет сплошное лицемерие...Может и в самом деле не метать бисер...Господь сам приведет! При этом все знаем, что вера от слышания... .   Линник Юрий Иванович 29 ноября 2011г. 06:38 абсолютно не согласен с автором статьи !!!!  христианство потому и стало " доминировать " , что перестало " бросать вызов " миру, а попыталось вписаться , " врасти " в мир (как горчичное зерно, разросшееся до размеров гигантского дерева - Евангельская притча). Почитайте раннехристианские жития святых - они написаны в увлекательной манере древнегреческих романов. Почитайте Евангелие от Луки - оно написано в том же стиле, потому что предназначено для греков и римлян, и автор явно стремится увлечь, заинтересовать читателей. А вспомните, как апостол Павел выступал перед афинскими философами - он говорил на их языке, хвалил набожность афинян (!!!) и цитировал античных поэтов. А современные христиане должны проповедовать на языке рекламы, на языке СМИ, на языке партийной агитации. Но для этого надо очень хорошо знать и понимать, что ты проповедуешь, а вот с этим у нас проблемы, особенно у некоторых церковных  журналистов, и еще особеннее - у госпожи Гальпериной Анны.  Если бы апостолы рассуждали так же, как она, то сейчас христианства вообще не существовало бы!! Потому что все апостолы всю свою земную жизнь занимались бы тем, что МОЛЧА сидели бы на берегу Геннисаретского озера и ловили бы рыбу, вместо того, чтобы быть “ловцами человеков”.   

http://bogoslov.ru/article/1980586

Понятие о епископстве Лицо, коему принадлежит высшая власть в церкви, Ап. Павел называет епископом. Слово επσκοπος находится в следующих местах Пастырских посланий: в 1Тим. 3:2 и Тит. 1:7 ; производное от него, πισκοπ – в 1Тим. 3:1 . " Επσκοπος происходит от επι–σκοπω и буквально означает надзиратель, наблюдатель 369 . Через επσκοπος 70 переводили следующие еврейские слова: 370 могущий, Бог (Всемогущий, Всевидящий). 371 (от , толкать, напирать, понуждать), приставник, погонщик, надзиратель. Чаще через επσκοπος 70 переводили и однокоренные с ним. 372 это слово происходит от , что значит искать кого 373 ; осматривать, напр., свой дом 374 ; испытывать, напр., сердце 375 ; иметь попечение, заботиться 376 ; назначить кого над кем 377 ; приставлять кого к кому 378 ,т.е., делать надзирателем, надсмотрщиком, начальником. Поэтому и значит надсмотрщик, надзиратель 379 , начальник 380 . Замечательно Неем. 11:22 ; здесь говорится: начальником над левитами в Иерусалиме – επσκοπος λεντν εν " Ιερονοαλμ. однокоренные: 381 (part, hoph.), 382 и 383 (part. pass.). В смысле обозначения власти надзирателя и блюстителя, слово επσκοπος часто употребляется у язычников 384 . Епископами назывались у афинян лица, посылавшиеся в подручные города для надзора 385 ; по свидетельству Цицерона 386 и Иеронима 387 – вожди и цари; во времена македонского владычества на острове Тире – финансовые чиновники 388 . Во втором столетии до Рождества Христова, на острове Родосе, слово «епископ» было должностным титулом городских чиновников 389 . Во втором и третьем столетиях по Р. Хр., по многочисленным надписям, епископами назывались городские чиновники в странах, на восток от Иордана 390 . По причине указанного обширного и разнообразного употребления слова επσκοπος, некоторые ученые, напр. Лёнинг 391 , считают его неопределенным, темным термином, не обозначающим точно какую-либо должность или обязанность. Эта неопределенность, для Лёнинга, служит едва ли не главной причиной к тому, чтобы отвергнуть древность и апостольское происхождение епископской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Он был человеком кротким и молчаливым. Никогда не ложился, но спал сидя и за всю жизнь больше истратил керосина, читая по ночам, чем выпил воды. Слезы из глаз текли у него ручьями, а присаживался он только на всенощных службах, соблюдая монашеский устав. Я садился слева в первом ряду, чтобы видеть читающих и поющих, а он – во втором. Еще в детстве (звали его Яннакис, как рассказывали его старшие товарищи) он показывал такое послушание, что уже тогда мог бы послужить примером всему монастырю. А когда стал игуменом, я даже не могу передать, какие образцы монашеского делания он всем преподавал. Он служил литургию каждый день. Никогда не пил вина, а если, как игумену, ему приходилось пить на торжественной трапезе, то он позволял себе только омочить уста. В его игуменство в монастырь прибыло множество молодых афинян. Некоторые были выпускниками коммерческого училища, другие закончили еще какие-то вузы. Если хочешь узнать, сколь образованными они были, попроси библиотекаря показать написанные ими акафистные службы святым. Возьми службу святителю Фессалоникийскому Григорию Паламе . Ты прочтешь ее и поймешь всю добродетель этих монахов. Но увы! Где эти времена? После смены календаря население Афона пошло на убыль. Но эти молодые иноки, несмотря на свои годы, превосходили многих древних отцов, ибо стяжали божественную любовь. В их среде не раздавался смех и не велись дерзкие разговоры. Все носили ветхую одежду. Если им делали замечание, они отвечали: «Наш старец носит ветхие одежды, у нашего старца слезы бегут рекой, нашего старца мы никогда не видели смеющимся или подшучивающим над кем-то. Нет, он всегда хранит внимание. Мы можем пойти к нему и исповедаться в любое время. Он всегда бдит, всегда бодр и молится. Как же мы можем забыть материнское молоко его поучений? Его пример для нас – столп и утверждение». К отцу Иерониму стекались подвижники и пустынники. Одним из них был я. Его огорчал мой уход из монастыря. Но он никогда мне не советовал вернуться и оставить старца Онуфрия, которого ценил за добродетели и признавал примером для всей Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  Тут было прямо какое-то возрождение «афинизма», древней вечевой свободы, «шумных агорá» афинян, страстной борьбы партий и чудного эллинского «на ты» с богами и с людьми, да и не возрождение даже, а сам он и «был в точности как бы вернувшимся с азиатских берегов Алкивиадом, которого не догнали стрелы врагов, когда он выбежал из зажженного дома возлюбленной». Что касается идей, то в них не было большой сложности. Правда, при небывалой свободе этого человека волны его ума заносило решительно в бесконечность. Крайними упорами для этих волн, страшивших несомненно и его самого, он назначил две равно дорогие ему вещи, шире которых уже ничего нельзя было расставить: с одной стороны монастырь, который, как предсказано, до Антихриста достоит, а с другой «красивые варшавские, особенно конные, полки, где служит Вронский и его собратья». Не богато идеями? Как сказать. Взять Герцена, да и Соловьева; все их разнообразные поделки из одной породы камня. В Леонтьеве поражает нас  разнопородность состава, при бедности тезисов. Недаром же он вдруг открывает в своих южных повестях пафос туретчины. “‘Ах ты, турецкий игумен’, — не мог я не ахнуть, перечитав у него разговор одного муллы с молодым турком, полюбившим христианку […] турки везде почти выходят мужественнее и героичнее, более, так сказать, похожи на конных солдат в Варшаве, тогда как балканские славяне все похожи на петербургских адвокатов, что для Леонтьева было до последней степени несносно». Своей посмертной услугой Леонтьеву Розанов считает однако то, что он уговорил написать о нем в словарь Брокгауза и Ефрона именно Соловьева . Соловьев был прекрасная по податливости и мягкости душа, да и Леонтьева он сам любил, но всё стеснялся либеральных редакторов издания, которые могут подняться на дыбы против большой статьи о мракобесе. Шесть страниц получилось.«Статья эта мастерски написана и есть прекрасное общее введение в систему его мышления». Леонтьеву, говорится там, удалось привести свои пестрые (точнее было бы сказать, цветные) мысли только к формальному единству. По серьезному счету у него не обнаруживается согласия даже между верой, надеждой и любовью:  верил в истину христианства;  надеялся на основание некой великой неовизантийской или греко-российской культуры;  любил всё красивое и сильное. Целое ускользает. И опять же ненависть к раковой опухоли Европы, уравнительству. Если тут естественный процесс предсмертного разложения, то зачем спрашивается его ненавидеть? Это хуже чем бить камень, о который споткнулся. Добро бы Леонтьев, подобно славянофилам, представлял вообще всю западную историю плодом человеческого злодейства; тогда было бы логично бранить Европу. Так нет же! Известна леонтьевская насмешка над нравственным пафосом славянофилов:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=104...

«На минувшей неделе скончалась монахиня Свято-Троицкого монастыря Ксения. В дни ее погребения обитель стала местом паломничества не только для эгинян, но и для пирейцев и афинян, притекающих тысячами, ибо усопшая, добродетельная и преподобная жена, пользовалась всенародным уважением. Лишенная телесных очей, но просвещенная верой, она была достаточно образованна и слагала духовные стихотворения, записывавшиеся под ее диктовку и достойные всяческого внимания. Ее слепота, как и слепота знаменитого учителя Церкви александрийца Дидима по прозвищу Слепец, была “зрячей”». Игумения Ксения, чьи останки в настоящее время мироточат, почитается сестрами обители и многими православными как святая. 2. Нектария (1923–1928), в миру Аргиро Явопулу, родилась в 1862 году в Витине (Аркадия) и впоследствии переселилась в Афины. Живя в миру, она, как и Ксения, посещала храм Пророка Елисея. В Свято-Троицкой обители с 1913 года, пострижена в рясофор в марте 1915-го, в великую схиму – 15 мая 1919 года. Скончалась 24 июля 1936 года. 3. Каллиника (1928–1929), в миру Евдокия Леонда, родилась в 1881 году на Самосе. Поступила в обитель 24 декабря 1913 года, пострижена в рясофор 2 марта 1914-го, в великую схиму – 14 сентября того же года. В 1933 году перешла в другой монастырь. 4. Магдалина, диаконисса (1929–1931), в миру Мария Мустака, родилась в 1880 году в Аргосе. По образованию учительница, она преподавала в Александрии. Переехав на Эгину, поступила в Свято-Троицкий монастырь, где после положенного испытания была пострижена в рясофор 21 ноября 1912 года. С 12 августа 1922 года – великосхимная монахиня. Между 1913 и 1920 годами посвящена святым Нектарием в диакониссы. Окончив игуменское служение, Магдалина из послушания архиепископу Хризостому Пападопулосу возглавила реорганизацию запустевшего Хризолеондийского монастыря и преобразование его в женский, а в декабре 1935 года официально приняла начальство над ним. Скончалась 23 июня 1963 года. 5. Касиана (1931–1950), в миру Екатерина Пападаки, родилась в 1876 году на Крите. Была в числе первых насельниц монастыря (с октября 1904). В рясофоре с 5 августа 1905 года, в великой схиме – с 11 ноября 1909-го. Скончалась 6 декабря 1950 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Христодор Коптийский (491–518 гг.) Христодор, происходивший из египетского города Копта, писал в царствование Анастасия. Его эпические поэмы (в том числе одна на христианский сюжет) утеряны. В Палатинской антологии под его именем приводятся две маловыразительные надгробные эпиграммы (VII, 697–698) и занимающий всю II книгу антологии экфрасис, описывающий в 408 гекзаметрах 88 статуй богов, героев, а также философов, поэтов и государственных мужей как Греции, так и Рима. Жанр экфраснса, получивший развитие еще во времена второй софистики, пользовался большим распространением в ранневизантийской поэзии (например, Агафий – «На изображение архангела Михаила»; Павел Силенциарий – «Освещение купола храма св. Софии»). ОПИСАНИЕ ИЗВАЯНИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ГИМНАСИИ, КОТОРЫЙ ИМЕНУЕТСЯ «ЗЕВКСИППОВЫМ» 199 (отрывки) 200 Первым стоял Деифоб, на алтарь стопы опирая, В медных доспехах, отвагой кипя, дерзновенный воитель! Так он в троянскую ночь у дверей пылавшего дома Некогда встал, Менелаю оружием вход заградивши. В точности был он подобен идущему; верно художник Сгорбленный злостью хребет изваять сумел под доспехом, – Ярое бешенство боя! Глаза исподлобья взирали, Будто следили с опаской движенья врагов подступавших; Щит округленный он шуйцей вперед выставлял, а десницей Меч высоко воздымал, и рвалась рука изваянья Плоть врага растерзать, беспощадным железом пронзая, – Если бы только природа движенье дозволила меди! Был там и муж Кекропид, громоблещущей речи искусством Дивный Эсхин. Округленные щеки под мягкой брадою В складки стянулись, как будто стоял он на площади шумной, Яростным спором волнуем, вития! Поодаль виднелся Сам Аристотель, премудрости вождь. Покоясь, стоял он, Руки перстами сплетя; однако и в меди безмолвной Мысль не утихла его, но, мнилось, в труде неустанном Вечным раздумьем была занята. Ланиты втянулись, Время усилий ума многодумного взору являя, А проницательный взор обличал высокую мудрость. Звонкоголосый меж ними вития блистал Пеанийский 201 , Мудрый родитель речей громкозвучных, во граде афинян

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

4. Преп. Аполлинария . Дочь Анфимия, наместника малолетнего императора Феодосия Младшего. Аполлинария была его старшей дочерью, тогда как его младшая дочь была умалишенной 2 . Не захотела Аполлинария выходить замуж, но в сердце своем обручила себя Христу и удалилась в египетскую пустыню. В мужской одежде и под мужским именем Дорофей поступила она в мужской монастырь, где подвизалась, неустанно вознося дух свой к Богу и горя любовью к Творцу своему. Царскому наместнику Анфимию кто-то посоветовал отправить свою безумную дочь к пустынникам, чтобы те прочитали [над н]ей молитву. И по Промыслу Божию произошло так, что свою больную младшую сестру своей сильной молитвой исцелила сестра старшая. Лишь когда Аполлинария упокоилась, открылась тайна [о том], что была она не мужчиной, а девой. Мужество и стойкость этой святой девы на все века послужили примером и поощрением для всех тех, кто заботится о своем спасении. Святая скончала свои дни в 470 году. Ради Бога и души невинные девицы Стали для Христа благими ученицами, Услады, роскошь и смех оставили, В ангельский души свои представили. В их немощных телах светильники возжжены, Их души Духом Святым чудно просвещены, Веками светят, [нам] верный путь указуя, Со Ангелами святыми на небесах ликуя. Аполлинария и Синклитикия, Духом озарены ваши сердца святые, Он утвердил вас, наставил и научил, Он вас уневестил и с Господом обручил. Молитесь убо за нас, дивные постницы, Подвижницы храбрые, бессмертные девицы. Рассуждение Плод, плод и только плод ищет Господь на всяком живом древе, именуемом человеком. Добрый плод – боголюбивое сердце, а злой плод – сердце самолюбивое. А всё остальное, что есть у человека и чем он пользуется, как-то: положение, власть, почет, здоровье, деньги, образование, – всё это только листья на дереве. Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф. 3:10 ). Даже нехристианские народы ценили добрые дела выше красивых слов. Тем более это должно стать правилом для последователей Христовых. Как-то раз на собрании афинян, на котором присутствовали и послы Спарты, один старик шел от скамьи к скамье в поисках места. Но афиняне лишь насмехались над ним, а места ему не уступали. Когда же старик подошел к спартанцам, все [они] вскочили на ноги, предлагая ему сесть. Видя это, афиняне похвалили спартанцев сладкоречивыми словами. На это спартанцы им ответили: «Афиняне знают, что такое добро, но не творят его». Кто творит добро, тот и похож на дерево, приносящее добрый плод своему хозяину. А источник благ в человеке – доброе, боголюбивое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010