Когда же помышляю о непрерывности и множестве новых подвигов благотворений людям Святителя Николая Чудотворца, тогда, как находится он на небесах, в покое и блаженстве; прихожу к мысли, не есть ли также блаженство, не есть ли умножение блаженства и небожителей подвиг благотворений на земле? Поистине, и Господь Бог иначе не предоставил бы рабу Своему, принятому Им в царство славы для вечного наслаждения, трудиться еще для нас земных, если б то были труды, вечный покой и блаженство нарушающие! И так, Братия, благотворение другим должно быть блаженством благотворителей и на небеси. Следовательно, кольми паче на земле. Вникнем в сию истину ныне, радостную для всех, и для тех, кто может благотворить, и для тех, кто имеет нужду в благотворениях. Не станем, впрочем, начинать с явлений на земле, где почти всегда трудно видеть прямую истину вещей по облежащей нас тьме и беспрерывной перемене явлений: обратимся прямо к небесам, и при тамошнем уже свете рассмотрим земное. Нам самим не достигнуть бы туда, Слушатели, но были люди, восхищенные уже туда. Они принесли к нам небесные сведения и указали оные даже на земле пред глазами нашими. Св. Павел, восхищенный до третьего небесе и слышавший там неизреченны глаголы 189 , когда предстал в ареопаге верховному судилищу Афинян премудрых, дабы дать пред ними ответ о благочестии, тотчас начал свое оглашение в Вере для словутых мудрецов мира изъяснением понятия о Боге: и что же прежде всего сказал он о Боге истинном? То же повторил другими словами, что прежде всего написал Сам Бог рукою Моисея. Рукою Моисея написано: в начале сотвори Бог небо и землю 190 . Павел говорил с изъяснением: Бог, сотворивый мир и вся, яже в нем, не от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот, и дыхание, и вся 191 . Вот первая мысль о Боге, о величии Бога истинного, и в то же время, так сказать, зерцало всех Его совершенств! Ибо дарование бытия миру есть дело и премудрости, и благости, и могущества, и прочих совершенств Создателя. И сие-то дарование бытия тварям есть обнаружение всем им удовольствия Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Что такое «миссионерская удача»? Несколько тысяч обращенных во время одной проповеди? Или семена, которые были брошены в почву и начали медленно там прорастать, чтобы принести обильный урожай через поколение или два? Кто знает… В Деяниях мы читаем в основном о путешествиях Павла по Малой Азии и Греции, в конце книги он прибывает в Рим. Мы знаем, что он основал общины в Галатии, даже написал потом послание к ним. Казалось бы, вполне успешная миссия! Но кто сегодня слышал что-нибудь о Галатской церкви? А вот выступление Павла в Афинах, главном городе греческих философов, было, на первый взгляд, полным провалом: его даже не дослушали до конца. Обратилось всего несколько человек… но со временем именно синтез греческой философии и христианской веры породил святоотеческое богословие. В дальней перспективе, возможно, выступление Павла в Афинах значило для распространения христианства больше, чем вся остальная его деятельность. С язычниками он, конечно, говорил совсем не так, как с иудеями. «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» – так он сам скажет об этом. Свою речь в Афинах он начал с того, что похвалил афинян за… набожность – после того, как его возмутило обилие языческих алтарей и статуй! Но раз почитают языческих богов, значит, по крайней мере, стремятся к божественному. Павел стремился не опровергнуть их религию, но направить их к подлинному источнику, опираясь на то, что было им привычно и известно. Отдельный вопрос – отношения Павла с римскими властями. Будучи римским гражданином (тогда такое звание носили далеко не все жители империи), он не стеснялся об этом напоминать, когда это требовалось для дела проповеди. Так, он потребовал, чтобы его судил лично император – и за казенный счет отправился в Рим. Но никогда не «подключал административный ресурс», чтобы быть услышанным. Впрочем, если христианство принимал человек высокого положения, его помощь принималась – но не потому, что он был начальником, а потому, что стал христианином. И самое, может быть, удивительное, что Павел обычно зарабатывал на жизнь сам, мастеря палатки. При этом он, впрочем, не отказывал другим апостолам в праве жить за счет общины, в которой они трудились – это была естественная плата за труд. Ведь миссионерские поездки не были стремительными «бросками», в Коринфе, например, Павел жил полтора года. Он не просто «родил во Христе Иисусе» коринфских христиан, как потом он это назовет, но поставил юную общину на ноги, выпестовал ее – и впоследствии не оставлял своей заботой, навещая их, когда возможно, и оставаясь в переписке с ними. Апостольские послания, вошедшие в Новый Завет – именно эта переписка, она показывает нам, какой сложной была обстановка в этих общинах, сколько проблем приходилось решать. Апостолы видели свою задачу не в том, чтобы покрестить как можно больше человек, но в том, чтобы основать жизнесопособные общины, которые продолжат распространение Слова «даже до края земли». Так оно и произошло.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Был епископом Антиохийским после святого Петра. Скончался мученически в 66 году в гонение Римского императора Нерона. 20 сентября Был епископом в Колофоне и Кирине. Скончался мученически. 20 сентября и 21 декабря Папа Римский Был утоплен за проповедь христианства. 8 декабря, 28 декабря, Сырная суббота После святого Криспа был начальником иудейской синагоги в Коринфе, обращен в христианство святым апостолом Павлом. Впоследствии был епископом в Колофоне. 12 апреля, 21 декабря Был епископом Ираклии. 13 ноября Был епископом Колофонским после святого Сосфена. 21 декабря Был епископом в Адриаке. 12 апреля, 21 декабря Был епископом в Берии Фракийской. Окончил жизнь в мире. Был епископом в Афинах и Магнезии. Проповедуя слово Господне, принял от руки афинян мученическую кончину при царе Адриане. 4 октября Был епископом в Аполлониаде. 10 октября Был епископом в Диосполе. 10 октября Был епископом в городе Апамеи. 28 апреля, 10 октября Был членом римского сената. Он был человек благочестивый, принимал в своем доме святых апостолов Петра и Павла и многих верующих. Впоследствии дом его был обращен в церковь, которая называлась “Пастырскою” и в которой, по преданию, священнодействовал святой апостол Петр. 28 апреля Вместе с апостолами Пудом и Аристархом сопутствовал во всех гонениях апостолу Павлу. Когда святой апостол Павел в Риме при Нероне был усечен мечем вместе с своими двумя сотоварищами также был обезглавлен. 28 апреля Был епископом в Листрах. 12 ноября Был епископом в Гераклее, слово же Божие проповедовал в Азии и Ахаии. За проповедь свою приял мученический венец. 27 июля Неустанно трудился, проповедуя имя Христово. После многих трудов воспринял блаженную кончину. Был епископом в Афинах, а потом проповедовал Христа в Галлии. Был обезглавлен в Галлии. 16 октября   Некоторые равноапостольные мужи и жены Развернуть таблицу Имя святого Апостола Ссылка на Св. Писание Обстоятельства служения Обстоятельства кончины Дата памяти (стар. стиль) Празднование Собора 70-ти апостолов совершается 4 (17) января.

http://azbyka.ru/shemy/70apostolov.shtml

«Не оставляй детям богатства своего». Это – слова великого учителя св. Иоанна Златоуста . Люди, которые ради детей забывают о правде и честности, о своей обязанности помогать нуждающимся, – эти люди часто терпят наказание чрез детей и чрез то самое богатство, которое собирали для них. Дети видят, что отец живет не для Бога, а для мамоны, сами становятся или жадными и нечестными, или негодными для труда и расточительными, и богатство им идет не впрок, а на погибель. Один родитель так-таки прямо уморил любимого сынка своею нечестно-стию. Это было на острове Реньон около 1870 г. Была тогда эпидемия „желтой лихорадки», уносившей много народу, особенно детей. Лучшее лекарство от этой лихорадки хинин не было запасено в достаточном количестве. Аптекари торговали им по возвышенным ценам. Особенно наживался один аптекарь. Он копил для своего ребенка, решив, что дитя его будет богато, учиться будет в Европе, и добьется знатного положения. Но вот этот любимец заболел. Врач успокаивал отца надеждою на действие хинина. Но болезнь не ослабевала. Доктор увеличил дозу, но больной слабел, угасал, как свеча. – Я не понимаю, сказал врач. Хинин не оказывает никакого действия. Я – бессилен. Если не исцелит Всемогущий, то... – У кого вы покупали хинин? – спросил аптекарь. – В вашей аптеке. Аптекарь помертвел от скорби и ужаса. – Я убил свое дитя. Я его убил. Его разум не выдержал бедствия. Он помешался. У аптекаря давно вышел хинин, и он продавал вместо хинина какую-то подделку. Он имел несчастие видеть, что копимое для сына богатство умертвило отрока. Смерть за отчизну. Одна спартанка, которой сын был убит в сражении, не плакала о его смерти и говорила: „я об этом не жалею, ибо я для того и родила его, чтоб он не колебался умереть за отечество». Когда во время войны Афинян с Пелопонезцами был дал ответ оракулом, что та сторона победит, которой царь падет в сражении, – Афинский царь Кодр в одежде простого солдата, чтобы не быть узнанным, бросился в середину неприятелей и добровольной смертью доставил своим соотечественникам победу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Каждый Эон мужского пола переходить может в Нуса, в Слово, в Человека, в Филета, а женского в Сиге, в Церковь, в Жизнь, так что Овидий, верно, отрёкся бы от всех своих превращений, когда бы знал гораздо чудеснейшие превращения наших времён. Итак, все Эоны соединены, упрочены и наслаждаются покоем посредством Истины: тогда среди восторгов радости они прославляют отца хвалебными песнями. Отец сам исполняется веселья, слыша радостные клики сынов и внуков своих. Да и почему не восхищаться Ему блаженством, когда Плером не имеет уже причины чего-либо бояться? Какой кормчий не веселится до безумия? Мы видим вседневно моряков, предающихся неумеренным и шумным восторгам. Разве не видал ты матросов, трепещущих от удовольствия, при виде обеденного стола, в снабжении которого яствами каждый из них участвовал? Нечто подобное происходит и между Эонами. Будучи смешаны все вместе по своему образу, а паче по чувству, и видя присоединяющихся к ним новых братьев и новых властителей, каковы Христос и Дух Святой, они вносят в общину всё то, что у кого есть лучшего и превосходнейшего; или, может быть, я и ошибаюсь: так как все они суть одно и то же по причине упомянутого перед этим их равенства, то я неправильно сравнил их с обеденным столом, именуемым у них Символом, которого главное достоинство состоит в разнообразии. Все они приносят в общину одно и то же благо, самих их составляющее.    Не худо, может быть, рассмотреть способ или образ такового общего их равенства. Из денег, от многих (еретиков) поступающих, судя по надписям, они сооружают в честь и славу Отца блестящую звезду Плерома, и тут же приобщают Иисуса, именуя его Сотером, Христом и родоначальным Словом, в подражание, вероятно, устарелым названиям птицы сои Езоповой, пандоры Гезиодовой, драгоценного блюда Акциева, лекарства Несторова, всякой всячины Птоломеевой. Не легче ли бы было этим безумным выдумщикам имён, по примеру Афинян в некоторых зрелищах, назвать это Панкарпом (звероборством)? Но чтобы придать более внешнегоблеска великолепному идолу своему, они включают в число спутников его ещё и Ангелов.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Как власть любви, иерархическое служение есть жертвенная отдача себя другим, образом которой был ап. Павел в своем служении Церкви: «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах…Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?… Для немощных был немощным. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых» ( 2Кор. 6, 4; 11, 29 ; 1Кор. 9, 22 )» 60 . Так же думает и протоиерей Сергий Булгаков . Его замечательными словами о священстве мне и хотелось бы закончить свою статью: «Служение священства в качестве харизматического посредства не может быть механическим или магическим, но оно предполагает и живое участие того, кто является живым посредником. Священник, посредствуя между Богом и человеком в таинстве, низводя в нем Духа Святого, делает самого себя орудием этого низведения, он совлекается сам себя, жертвенно умирает, есть жертва и жрец, «приносящий и приносимый», по образу Первосвященника Христа. Но это жертвенное умирание есть самоотвергающаяся любовь, и служение иерархическое есть служение любви. Сила иерархизма есть любовь. Связь иерархии с мирянами есть не властвование, но взаимная любовь, со стороны иерархии попечительно-отеческая, со стороны паствы – признательно – сыновняя. «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец», и «овцы слушаются голоса его,… потому что знают голос его» ( Ин. 10, 11; 3, 5 )» 61 . 2 Слово «cheirotonia» заимствовано Церковью извне. У афинян этим соловом обозначалось избрание на общественные должности, при чем подача голосов совершалась через протягивание или поднятие рук, – cheiras teineiy, cheirotonein, cheirotonia). Такой же способ подачи голосов при избрании на общественные должности вошел затем в употребление и у римлян. В Новом Завете это слово употребляется, с одной стороны, в значении избрания в клир (напр. 2Кор. 8, 18–19 ), а с другой, – самого действия поставления на ту или иную его степень ( Деян.14:23 ). В таком же двояком значении – избрания и поставления употребляется оно и у греческих христианских писателей. И в правилах апостольских (1 пр.), так и соборных (4 пр. 1 Всел. соб.; Антиох.. 13 и 19 пр.; Лаодик. 5 пр.)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

У греков было все: передовые по тем временам технологии, хорошо поставленное военное дело, глубокая философия, прекрасная литература и тонкое искусство. Не было главного: единства. Полисы – греческие города-государства – ожесточенно боролись между собой за гегемонию в Греции и не могли ее достигнуть. И не только из-за внешних, но и внутренних факторов, связанных прежде всего с завистью. Достаточно упомянуть лишь несколько фактов: гениального афинского политического деятеля Фемистокла, спасителя Греции от персидского нашествия в 480479-м г. до Рождества Христова, изгнали в 471-м на десять лет из Афин единственно из зависти к его талантам. Затравленный своими политическими врагами, он вынужден был просить политического убежища у своего исконного врага – персидского царя. Для Афин его изгнание не кончилось катастрофой только потому, что он покончил с собой, когда персидский царь приказал ему возглавить поход против его родины. Другой пример – гибель сицилийской экспедиции, во главе которой стоял выдающийся афинский полководец Алкивиад. Его завистливые политические противники сфабриковали против него судебное дело по обвинению в кощунстве и добились его смещения и отзыва в Афины. Алкивиад по дороге бежал к спартанцам, выдал им все военные секреты и дал ряд ценных советов, без него войско пало духом и под руководством неискусных вождей было целиком уничтожено сицилийцами. Третий пример: в конце Пелопоннесской войны афиняне с величайшим трудом победили спартанцев при Аргинусских островах в 406-м г. Однако афинские граждане отплатили черной неблагодарностью полководцам-победителям. Завистливые афинские демагоги использовали тот факт, что стратеги не успели собрать тела убитых афинян из-за бури, возбудили чернь, организовали судебный процесс по обвинению в кощунстве и добились казни почти всех полководцев. В результате афинский флот, лишившийся способных руководителей, был разгромлен спартанцами в следующем, 405-м, году, а с ним погибла и Афинская морская держава. Афины лишились всех владений, флота, а в самом городе воцарились 30 тиранов, которые немедленно стали казнить своих политических противников, в том числе и тех, кто устроил процесс аргинусских стратегов и голосовал за их казнь.

http://religare.ru/2_116195.html

Ну что ж, порадуемся, что Господь нас не оставляет. И если за окном мы видим семнадцатиэтажную коробку, то хотя бы это утешение имеем – увидеть во сне что-то радостное. Раздел второй. Православие и наука Вера в разум и вера в чудо, логическое и мистическое сознание. Как Церковь относится к такому противостоянию? Церковная вера отнюдь не неразумна, как ее иной раз хотят представить. И совершенно несводима к известной формуле Тертулиана: «Credo quia absurdum est» (верую, ибо это нелепо, непознаваемо). Действительно, среди церковных догматов есть такие, которые превышают возможности их рационального постижения. Скажем, догмат триединства может лишь иллюстрироваться аналогиями из тварного мира, но все равно несводим ни к одной из них. Или вероопределение Халкидонского собора о том, что «Сын Божий, единосущный Отцу по Божеству и... единосущный нам по человечеству, пребывает в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно», тоже понимается с точки зрения его необходимости для нашего спасения, а умозрительно никак не осмысляется. Но, с другой стороны, многое в церковном учении совсем не таково, чтобы критерии разума, постижения трезвым рассудком были к нему неприложимы. Евангелие, Слово Божие, Священное Предание говорят и душе, и воле, и уму человека. Более того, поиски каких-то мистических озарений, каких-то особых знаков, знамений – это признак как раз не церковной религиозности, а религиозности гностической, сектантской или оккультной. Над входом в Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры митрополитом Московским Платоном (Левшиным) начертаны слова: «Ведомому Богу». И мы, в отличие от афинян, на жертвеннике которых было написано: «Неведомому богу», служим и поклоняемся Богу ведомому. Что значит «ведомый Бог»? Бог ведомый, хотя и непостижим по Своему существу, вошел в жизнь человечества через совершившееся две тысячи лет назад в конкретной исторической ситуации воплощение Его Сына. Как говорится об этом в церковных песнопениях, «неописуемое Слово Божие», не ограниченное никакими рамками времени и пространства, «описалось», то есть восприняло на себя, пределы тварного мира. Кстати, и сам принцип иконопочитания исходит из того, что Бог стал реальным, а не только в воображении видимым человеком. В начале Евангелия от Иоанна Богослова, читаемого на Пасхальной заутрене, сказано: Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин. 1:18 ). В Сыне были явлены и все те возможности богопознания, богопостижения, которые с тех пор существуют в Церкви Божией. Что считается чудом в церковной жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Такой пастве было не до филологии и проповедей. Потомки афинян даже отвыкли от правильной греческой речи; у них появились слова, дико звучавшие для уха Михаила. Лишь на третий год он научился их наречию. Не пришлось ему поддерживать неугасимым светоч просвещения, как он обещал в своей первой воскресной проповеди . Духовенство было невежественно; рядом с собою он должен был терпеть безграмотного келлария. Нравы духовенства были грубы, приходилось разбирать постоянное сутяжничество, горько жалуется митрополит на «поповскую негодность». Нравы паствы были дики, сообразно невежеству. Приходилось разбирать дела о том, что накануне свадьбы жених сошелся с матерью невесты, и оба просят повенчать их, забыв первую помолвку. Состояние самого города было плачевное. «Вижу я, – говорил митрополит претору Дрими, – что и ты смотришь не без слез на Афины, утратившие не только древний блеск... но и самый вид города. Ты видишь стены поврежденные или совсем уничтоженные, дома разобранные и самые места их распаханные... Обширный город представляет почти необитаемую пустыню. В таком варварском состоянии город не был и после персидского нашествия. Ты не увидишь даже развалин Гелиэн, ни Перипата, ни Ликея, сколько бы ни старался; лишь разве на холме Ареопага голую вершину узнаешь только по ее имени. От Разноцветной Стои есть еще малые остатки, на них пасется скот, и самые кирпичи изъедены временем». Противоречие между блестящим прошлым и мрачною действительностью особенно остро чувствовалось в Афинах того времени и наполняло душу Михаила горечью ежедневно, чем дальше, тем больше. Оно вылилось в его стихах, эпиграмме «На картину древних Афин», содержание которых заключено в одной фразе: «Живя в Афинах, я нигде Афин не вижу» 29 . Краски несколько сгущены. Еще существовало несколько античных зданий, превращенных в церкви (Ники Бескрылой, Эрехфей 30 в Акрополе, Фисион, ставший церковью св. Георгия в Керамике); византийские церкви в античных Пропилеях и Парфеноне украшены были фресками и мозаиками; византийской постройки церкви Капникарея и Горгопико и посейчас украшают Афины. До Акомината окрестности изобиловали монастырями: Кесарианы на склоне Гиметта с царственным видом на острова и целый ряд других, перечисленных в акте передачи латинскому архиепископу. Местные святые (Мелетий) оживили монашескую жизнь. В Грецию ездили учиться, и иерархи выставили ряд славных в свое время литературных имен. Но все это относится ко временам Комнинов, когда и сама страна была богата и даже могла хлебом помогать Константинополю. Во времена же Акомината монастыри запустели, и монахи на Гиметте забросили свои пчелиные улья; в Афинах не у кого было учиться, известия о западных и грузинских студентах в Афинах – плод исторического недоразумения, смешение Афин с Афоном, и даже ложь, плод былой славы афинских школ.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Римляне отождествляли с Меркурием национального бога галлов Тевтата. В 216 г. в начале войны с Ганнибалом, по велению Сивиллиных книг, «совершены необычные жертвоприношения: галла и его соплеменницу, грека и гречанку живыми закопали в землю на Коровьем Рынке...» (Ливий 22, 57–6). Римская религия человеческих жертвоприношений не знала, для Ливия они были «необычны». 123  Римский историк Саллюстий, рассказывая о заговоре Катилины, пишет, что он обнес всех сотоварищей своих чашей, в которой вино было смешано с кровью, и только потом раскрыл им цель заговора –  завладеть Римом и взять власть в свои руки. 128  Фронтон – уроженец африканского города Цирты, знаменитый оратор и писатель II в. по P. X., учитель императора Марка Аврелия. Речь его, где он нападал на христиан, не сохранилась; неизвестно, где и по какому поводу она была произнесена. 129  У афинян разрешали брак с сестрой единокровной (от одного отца). Самая знаменитая из таких трагедий «Эдип – царь» Софокла, герой которой, царь Эдип, женился, того не ведая, на родной матери. 132  Христиане собирались для общей молитвы и совершения таинств или в частных домах, или в скромных часовнях, выстроенных на кладбищах, которые были молитвенным местом по преимуществу. 134  Иосиф Флавий (I в. по Р.Х.) – еврейский историк. Его работы: «Иудейская война» (описание войны с римлянами и взятия Иерусалима) и «Иудейские древности» (история евреев от сотворения мира до второй половины I в. по Р.Х.). Антоний Юлиан – латинский историк. 135  Мысль эта была высказана Аристовулом, евреем из Александрии; апологеты ее подхватили, Тертуллиан в том числе. Судя по гл. 20, Минуций был убежден в независимости греческих философов, так как поддержка ими христианства имела смысл только при такой самостоятельности. 137  Стигс – главная река Аида, семь раз обтекающая вокруг него. В нем течет не вода, а пылающая смола. Вергилий называет Стигс тоже «болотом» по причине еле заметного течения его смолы. Клятва Стигсом страшная и торжественная. 138  Муций Сцевола, по легенде, проник в лагерь этрусков, осадивших Рим, чтобы убить их царя Порсенну. По ошибке он убил не его, а его слугу. Царь велел сжечь его живым; Муций, чтобы показать свое равнодушие к смерти и пытке, положил правую руку в огонь, пылавший в алтаре. Пораженный Порсенна отпустил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Minutsij_Felik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010