Причина их вопроса была даже не любознательность, а только самое обыденное любопытство – выслушать новость. Ибо афиняне все и живущие у них иностранцы, – замечает священный Дееписатель, – ничем иным не занимались, как только тем, чтобы сказать или выслушать что-либо новое. И став Павел среди ареопага, в лице которого председала здесь вся препрославленная мудрость древнего языческого мира, сказал... Все, что вышло из уст и из-под пера великого апостола, носит на себе печать не только богопросвещенного, но, кроме того, печать и образованного и глубокомысленнейшего ума. А речь, произнесенная в афинском ареопаге, была цветом на величавом древе мысли и слова самого апостола. Эта речь во всех отношениях и как произведение мудрости богопросвещенной и естественной, и как плод ораторского искусства, есть нечто высочайшее. Христос Спаситель говорил апостолам, что когда поведут вас к царям и владыкам и на соборища их, ваших врагов, вы не пецытеся, како или что отвещавасте или что возглаголете: даст бо вся вам в той час, что возглаголете. Не вы бо будете глаголющие, но Дух Отца вашего глаголит в вас ( Матф. 10, 19–20 ). Без сомнения, когда апостола Павла вели в ареопаг, он не готовил свою речь: она вдохнута была ему Духом Божиим. Тем не менее, или, вернее – по этому самому она вылилась из души апостола как раз в таком виде, в каком могла быть наиболее уместной именно в собрании афинских мудрецов. Она представляет в себе речь наиболее художественную, как по глубочайшему, философско-христианскому содержанию, так и по образцовой ораторской форме. И трудно передать ее со всеми ораторскими оттенками, с какими вылилась она на языке древних афинян, на эллинском языке. Святой апостол начинает ораторским приемом, располагая своих слушателей к благосклонности, почему и говорит им сперва мягкие слова, но с тем, чтобы сряду же высказать им и горькую правду. Павел начинает: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя по граду вашему и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано: неведомому Богу»...

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

( Деян.17:28 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! В сегодняшнем Апостольском чтении (см.: Деян.17:19-28 ) мы находим много поучительного, слушая беседу апостола Павла с жителями города Афин. Афиняне, как свидетельствует история, отличались особой склонностью к философским изысканиям и спорам. Им особенно нравилось размышлять о предметах отвлеченных, разбирать новые учения и течения. Поэтому, когда в Афинах появился апостол Павел и начал проповедовать, его слова вызвали у некоторых философов большой интерес. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ареопагом называлось место собрания и заседания верховного правления греческой демократии для обсуждения дел государственных, общественных и судебных. Ареопаг имел для греков особенно важное значение. Сюда собирались самые уважаемые и знатные граждане. Местом заседания был холм Ареса, примыкающий к большой площади. Таким образом, выступавшего в ареопаге оратора могло слышать одновременно множество людей. Жители Афин без враждебности восприняли благовестие апостола, но с явно выраженным недоумением: Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? В словах жителей Афин чувствуется не только желание пофилософствовать, но и легкое пренебрежение, вызванное мнимым превосходством. Они считают себя настолько умудренными, а эллинскую культуру столь высокой, что всякое новое вероисповедание кажется им не столько неправильным, сколько недостойным их внимания. Тем не менее, склонность к разглагольствованиям в этих людях все-таки преобладает. По словам святителя Иоанна Златоуста, «город их был город пустословов». Речь апостола Павла представляет собой образец красноречия и действительной мудрости. Верный ученик Христов хорошо знает психологию этих кичливых людей. Язычники очень любили, чтобы их хвалили. Поэтому и Павел начал с похвалы: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Особая набожность афинян проявлялась в том, что они боялись демонов и обожествляли создания — и деревья, и камни, и проявления природной стихии. В словах апостола Павла звучит не столько похвала, сколько тонкая ирония и даже обличение. Однако он воздает грекам должное за честность. Ведь почитая неведомого Бога, афиняне не отрицали самой возможности Его существования. И это уже был первый шаг к истинной вере. Блаженный Феофилакт пишет, что столь загадочной надписью на жертвеннике они хотели сказать: «Быть может, есть и еще какой-либо бог, которого мы не знаем, и так как мы не знаем его, хотя он и бог, то делаем ошибку, пренебрегая им и не почитая его». Поэтому-то, по обыкновению, было сооружено капище и сделана соответствующая надпись.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Статистика Дионисий Ареопагит, свщмч. Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский — один из самых выдающихся христианских богословов. Он жил в городе Афины, где получил эллинское философское образование. Следуя примеру великих мыслителей древности Пифагора и Платона, посетил Египет с целью углубления своих духовных воззрений, где в Гелиополисе вместе со своим другом философом Аполлофаном был свидетелем тьмы, распростертой по земле во время день распятия Иисуса Христа (Мф. 27, 45). Так как эта тьма не могла быть объяснена астрономическими причинами, философы Дионисий и Аполлофан пришли к убеждению, что или «нарушился порядок природы», или «страдает Бог». Это переживание в значительной мере подготовило последующее обращение Дионисия. Известный своей мудростью, он был введен в состав Ареопага — высшего суда Афин. Свое название Ареопаг получил от места, где проходили его заседания: «холма Арея». Ареопаг наблюдал за исполнением древних законов, воспитанием юношества и чистотой религиозной жизни. Звание члена Ареопага было пожизненным. Во время своего второго миссионерского путешествия, проходившего с осени 49 года по осень 52 года, святой апостол Павел посетил Афины, благовествуя о Христе Воскресшем. Его проповедь в городе, известном своей высокой духовной культурой и философскими традициями, вызвала большой интерес. С целью подробного разъяснения нового учения, апостол был приглашен в Ареопаг (Деян. 17, 19), где его слова, несмотря на скептическое отношение со стороны многих представителей стоической и эпикурейской философии, произвели огромное впечатление на ряд образованных афинян, в том числе и на Дионисия Ареопагита (Деян. 17, 34). После принятия Крещения Дионисий Ареопагит находился в непосредственной близости с апостолом Павлом, введшим его в глубины христианской мудрости, которую он проповедовал «между совершенными… премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1 Кор. 2, 6—7). Основы этого учения были впоследствии изложены Дионисием Ареопагитом в ряде творений, из которых до нас дошли: «О Небесной Иерархии», «О Церковной Иерархии», «Об Именах Божественных», «О мистическом Богословии» и десять писем. Сохранилось упоминание еще о семи утраченных произведениях: «О душе», «О свойствах и чинах Ангельских», «Богословские очерки», «Символическое Богословие», «О духовном и чувственном», «Божественные гимны», «О праведном суде Божием».

http://lib.cerkov.ru/authors/634

Осмотр города ап. Павлом произвёл на него тяжёлое впечатление. Он, по слову Дееписателя, «возмутился духом при виде этого города, полного идолов» 50 , и начал проповедывать слово Божие в иудейской синагоге и на площадях, рассуждая с философами эпикурейской и стоической школы. Одни смеялись над ним, называя его «суесловом», т. е. пустословом, другие пожелали познакомиться с его учением. И вот мы видим апостола в Афинском ареопаге среди сонма старейшин города, представителей философских школ и риторов 51 . Пред этим сонмом ап. Павел произнёс речь, исполненную глубины мысли и подлинного красноречия. Во вступлении апостол ознакомил слушателей с темой своей речи – проповедь об истинном Боге – и похвалил афинян за их набожность. «Афиняне! – так начал речь апостол. – По всему вижу, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашёл и жертвенник, на котором написано: Неведомому Богу. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян.17:22–23 ). – И затем апостол перешёл к раскрытию понятия о Боге, как Первопричине всего существующего, существе личном, абсолютном и всесовершенном, исходя из рассматривания природы, общества человеческого и совести каждого человека. «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворённых храмах живёт и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам дая всему жизнь, и дыхание, и всё. От одной крови он произвёл весь род человеческий...» ( Деян.17:24–25 ). Из такого понятия о Боге с неизбежностью следует, во-первых, стремление человека к Богу и «искание» Его, до чего возвысились и некоторые представители языческой мысли; во-вторых, должны отпасть все неправильные понятия язычества о Божестве, находящем выражение в золоте, серебре или камне, т. е. получившем «образ от искусства и вымысла человеческого» ( Деян.17:29 ). Озарив светом естественного разума нелепость идолослужения и бесславие их почитателей, апостол перешёл к раскрытию величия откровенной христианской религии в лице «предопределённого (Богом) Мужа (Христа Спасителя)» ( Деян.17:31 ), воскресшего из мёртвых и Своим воскресением давшего залог воскресения всех людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Nikols...

ап. Павлом бесконечного превосходства жертвы Христовой пред ветхозаветными жертвами. «Эпитет Первосвященника заимствован из послания ап. Павла к Евреям, написанного картинным языком еврейских религиозных понятий, заимствованных из культа иерусалимского храма. Преданные вере отцов, евреи не могли не относиться с величайшей любовью и благоговением к своей святыне, к своей славе и похвале, к иерусалимскому храму, где приносились жертвы и воспевались хвалы Истинному Богу, тогда как весь мир был загрязнен идольским нечестием и осквернен злосмрадием нечестивых учений языческих. С горячею любовью относясь ко всему доброму и прекрасному, что только было в мире до проповеди апостольской, похваляя благочестие даже афинян, апостол только и мог питать глубокое сочувствие к столь искренней преданности священному культу и всей душой жалеть тех из благочестивых иудеев, которым верность религии отцов была препятствием к вере в Спасителя. Заблуждающимся по ревности к установлениям Моисеевым, апостол хотел показать, что христианство выдерживает сравнение даже с внешней стороной иудейской религии, и, что это сравнение в пользу христианства. С этой точки зрения он и называет Христа Первосвященником, в отличие же от первосвященников иудейских называет Его Первосвященником по чину Мелхиседекову» (115–116 стр.). Так могут писать или никогда не читавшие Св. Писания вообще, тем менее послание к Евреям, в частности, незнающие ничего в христианстве или задавшиеся дурною целью порочить христианство. В самом деле, разве можно поверить тому, что подобными рассуждениями мог св. ап. доказывать превосходство с внешней стороны новозаветной христианской религии с неразвитым тогда еще богослужебным ритуалом над ветхозаветным культом? Что мог противопоставить он евреям с внешней стороны? У тех прекрасный храм, а христиане, при гонении на них, ютясь в частных горницах, больше могли говорить о духовном служении Богу, совершенно непонятном для евреев. У евреев был первосвященник с огромным штатом священников и левитов, а ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

428 Евстахий в схолиях на 24 песнь Илиады замечает, что «атлеты во все время состязаний non admittebantur ad coeundum cum feminis. Гораций «О поэтическ. искусстве» ст. 412: «Молодой человек. стремящийся достигнуть на ристалище намеченной цели, предварительно многое переносит и исполняет, много поту с него сходит и много он мерзнет, а также abstinuit venere et vino». 429 О Крисоне Платон упоминает в «Протагоре»; в творении же своем «О законах», кн. VIII, между атлетами abstinentibus se a rebus venereis он перечисляет Криссона, Астюла и Диопомпа. Астюл, воспитанник Пифагора, пробегал зараз три олимпийских стадии и еще двойную стадию. Амэйбей кифароид за пение выручал в некоторые дни по таланту. 434 В цитованном месте стоит: Ей, прошу тебя, «искренний сотрудник», помогай им, что относится к Синтихии. У древних Эллинов. особенно у Афинян, принято было иногда и к женщинам обращаться в мужес. роде, чему примеров много и у Гомера. Подобно сему и у нас «членом» того или другого общества называют и женщин. Соответственно сему напр, в Constit. Apostol. 3, 15 пастыри древней церкви обращаются и к женщинам, т.е. прилагательное ставя в мужеск. роде. Вот основание, почему наш писатель считает св. Павла женатым на Синтихии. Писавшие об Апостоле Павле и до сих пор на сей счет разномыслят. Срав. напр. и у Фаррара в «Жизнь и труды св. Апостола Павла». Древнецерковное же предание почти единогласно высказывается за постоянное безбрачие Апостола. Место в посл. св. Игнатия к Филадельфийцам, гл. 4, по-видимому тоже говорящее о брачной жизни Апостола, несомненно в этой части интерполировано. 440 Думают, что сей Агафопод или Агафон одно лицо с тем Агафоподом, который сопровождал св. Игнатия на пути его в Рим к мученичеству. В послании к Смирнянам, гл. 10, ев. Игнатий пишет: «Очень хорошо вы сделали, что приняли как диаконов Христовых Филона, Гаия и Агафопода, которые последовали за мною». 445 Выражение, означающее не только того, кто, никогда не быль женат, но и того, кто по смерти одной жены не женился на другой. Латинское coelebs в этом случае совершенно равно по значению греческому αγαμος. Посему Апостол говорит: А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем. Если же разведется, то должна оставаться «безбрачною» ( 1Кор. 7:10, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Слова « Держай » и «Удерживающий» являются переводом греческого духовного понятия « Катехон » - Κατχων. Знаменательно, что наше слово «Самодержец» является переводом греческого понятия «Автократор», буквальный перевод которого на Русский Язык означает «Самостоятельный Властитель», при этом Автократорами назывались и называются не только Христианские Государи, но и языческие, иноверные Цари, в то время как в русской богословской и духовно-исторической литературе термин «Самодержец» употреблялся исключительно по отношению к Православным Государям, поскольку Божественная Царская миссия волевого держания, удерживания зла связана с их конкретным вероисповедным понятием, отображенным в Священном Писании. Если греческая государственность и связанная с ней терминология исчислялась более чем тысячелетней историей до Рождества Христова, то Русское Царство и понятия, с ним связанные, полностью формировались в условиях Православного Христианского мipoboззpehuя и в контексте Священного Писания. А потому и Русская Держава по своему духовному содержанию - это не совсем то же самое, что античная Архе селевкидов или афинян, хотя «архе» формально и переводится как «держава». Не берусь утверждать, что все вышеописанное имел в виду В.В.Путин, когда развел по разным пунктам понятия «державность» и «государственничество», но я убежден, что он так поступил на уровне подсознания, на уровне интуиции как русский православный человек. Ведь с державностью он связывает именно великое геополитическое достоинство России, её место в мipe как силы, удерживающей человечество от пропасти хаоса и беззакония: « Россия была и будет оставаться великой страной. Это обусловлено неотъемлемыми характеристиками ее геополитического, экономического, культурного существования ». Конечно, в Декабре 1999 года над таким заявлением враги России могли только посмеяться. Большинство нашего народонаселения, уставшее от реформ, его не заметили и не услышали. Радикальные патриоты пожали плечами и по въевшейся в сознание оппозиционности были готовы с насмешками присоединиться к врагам России. Но прошло четырнадцать лет, и державный Крым вошел в состав в Российской Федерации, а через год с небольшим, сразу после блестящего выступления В.В.Путина в ООН, началась Сирийская миротворческая операция...

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/16/...

Придут в недоумение пред величием молитвы Господней все, без исключения, рабы Господни. Десницею Бога рассыпаются Божественные щедроты. И самый праведник признает себя недостойных их, а прошение их непозволительным для себя. Тем более недоумение поразит грешника, сознающим себя достойным одних казней. Недоумение это разрешается объяснением, приводящим от недоумения к недоумению. Молитва Господня дарована человекам прежде, нежели совершилось окончательно их искупление: они названы сынами и призваны к правам сынов прежде усыновления, прежде возрождения крещением, прежде участия в Тайной вечери, прежде обновления Святым Духом. Молитва Господня дарована грешникам (Преподобный Варсонофий Великий. Ответ 71-й). Где действует Бог, там всё возможно и не непостижимо. Святитель Феофан Затворник Отче наш! Какое сладостное воззвание! Имя Отца и тепло и отрезвляюще. У кого есть отец, тот чувствует себя состоящим под мощным крылом, совершенно обезопашенным и ограждённым: чувствует также, что ему ни о чём нет нужды беспокоиться и хлопотать; всё будет – и пища, и одежда, и кров, и что ему стоит только обратиться к отцу, когда чего захочет, и всё получит. Такие же чувства и у того, кто сумеет сознать и восчувствовать Бога Отцем своим. Как только возродится в ком удостоверение, что Бог есть Отец его, тотчас водворятся в сердце и те чувства, какие обычно дети имеют к отцу, и в безопасном крове будет он себя чувствовать, и в довольстве беспопечительном, и в твёрдом уповании, что всё ему будет, что ни попросит достойного. Так вот в чём вся сила! Взойти до чувства, что Бог Отец наш есть. Как же это? Уяснением отношений, в какие угодно было Богу поставить себя к нам. Рассуждай о том, что есть Бог для нас, – и дойдёшь. Первое. Бог Отец наш есть и по естественному порядку. Ибо, творя человека, Он вдохнул в лице его дыхание жизни своей. Сие дыхание – не плотское, а духовное – не перестает оживлять всех людей, и следы того, что в нём есть божественного, неизгладимы. Таким образом мы родственны Богу по естеству. Мысль сия хоть отвлечённа, однако же недалека от общего чувства. И св. Павел не усомнился воспользоваться ею для вразумления Афинян, не приводя только им на память слова одного их книжника: того бо и род есмы, но и делая из того очень внушительный вывод: род убо суще Божий... ( Деян.17:28–29 ). До такого убеждения и всякий может дойти, или, скорее, восставить его в себе, и затем сказать в сердце своём: род суще Божий, ты можешь и должен чувствовать себя родственным Богу и Его иметь родоначальником и общим всем Отцем.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Град таковый есть Рим тогдашний верховный, многолюдный и первоначальственный из градов, гордящийся мудростию, богатством, пышностию, славою и всяким мирским благополучием: а Еврей рыбарь, нищий, некнижный, без всяких градских обращений и сведений, пришедший из Иерусалима, есть Петр. Град таковый есть Афины, в котором тогда процветали науки и художества, и мирская философия, и всякое другое было благополучие и слава: а Евреи нищий, несведущий в Греческой словесности и бессильный, есть Павел. Какою убо силою или естественною, или политическою, или нравственною Петр в Риме, а Павел в Афинах убедили к тому, тот Римлян, а сей Афинян, чтобы они отвратились от заблуждения идольского, чтобы уверовали в Иисуса Христа, и оставивши законы, нравы и обыкновения праотеческие претерпели за Него всякую бедность и злострадание, а многие из них и мученическую смерть? Не есть ли сие чудо чудес, чудо видимое, осязаемое, безсомнительное? Не есть ли сие доказательство, что сила Божия сотворила таковую премену? Сие одно доказывает, что вера во Христа есть Божественная и истинная. Сие доказывает, « яко всяк рожденный от Бога побеждает мир: и сия есть победа, победившая мир, вера наша » ( 1Ин.5:4 ). От Эноха до пришествия Иисус Христова златотканая цепь образований и знамений, предобразующих и предзнаменующих Иисуса Христа, одни за другими следующие ясные пророчества, предвозвещающие все о Нем, великие чудеса о Христе и от самого Иисуса Христа бывшие, а после Него и многие чудеса от Апостолов Его совершившиеся суть доказательства веры во Христа толико сильные, что слышавшие и уразумевшие оные, но не победившиеся силою оных, недостойны были благодати веры по причине злого их произволения: и посему или совсем не веровали, или на время уверовавши, потом веры отверглись. « Велий Господь и хвален зело, и величию Его несть конца. Род и род восхвалят дела Твоя и силу Твою возвестят: великолепие славы святыни Твоея возглаголют, и чудеса Твоя поведят » ( Пс.144:3–5 ). Создал Ты, Господи, человека самовластным, поелику же « непреложны суть Божественныя Твои дарования » ( Рим.11:29 ), то никого не нудишь веровать в единородного Твоего Сына: но послал Духа Сына Твоего в сердца наши, « вопиющаго, Авва Отче » ( Гал.4:6 ; Рим.8:15 ), и путеводствующего нас к вере в Него: составил притом убедительные доказательства и соделал от начала толикое множество чудес, чтобы оными удостоверившись, всякий человек уверовал в единородного Твоего Сына, егоже послал еси Спасителя миру, и уверился в том, что верно есть слово Евангельской проповеди: да тако возведет всех в первоначальное достоинство, от коего отпадши мы погибли бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Икос 8 Все было в странах дольних, и нисколько горних не оставило беспредельное Слово; ибо сошествие Божественное, но не перемена места произошло, и рождение от Девы, Бога принявшей, слышащей от нас такие слова: Радуйся, Бога невместимого вместившая; радуйся, священного таинства дверь. Радуйся, для неверных сомнительное известие; радуйся, для верных несомненная похвала. Радуйся, колесница пресвятая Восседающего на Херувимах; радуйся, жилище прекраснейшее Восседающего на Серафимах. Радуйся, противоположное воедино собравшая; радуйся, девство и рождение сочетавшая. Радуйся, ибо через Тебя прощено преступление; радуйся, ибо через Тебя открылся рай. Радуйся, ключ Царства Христова; радуйся, надежда на блага вечные. Радуйся, Невеста Неневестная. Кондак 9 Весь мир Ангельский удивился великому Твоего вочеловечения делу; ибо Того, Кто как Бог неприступен, созерцал он всем доступным человеком, с нами пребывающим и слышащим от всех: Аллилуиа! Икос 9 Витий громогласных как рыбы безгласными мы видим пред Тобой, Богородица, ибо они не в силах объяснить, как Ты и девою пребываешь, и родить смогла. Мы же, этой тайне дивясь, с верою восклицаем: Радуйся, Премудрости Божией вместилище; радуйся, промысла Его сокровищница. Радуйся, мудрецов неумными являющая; радуйся, искусных в слове в неразумии обличающая. Радуйся, ибо обезумели ловкие совопросники; радуйся, ибо умолкли баснотворцы. Радуйся, хитросплетения афинян расторгающая; радуйся, сети рыбаков наполняющая. Радуйся, из глубины неведения извлекающая; радуйся, многих в познании просвещающая. Радуйся, корабль желающих спастись; радуйся, пристань для плавающих в море житейском. Радуйся, Невеста Неневестная. Кондак 10 Желая спасти мир, всего Устроитель пришел к нему по собственному обещанию; и, будучи пастырем, как Бог, ради нас явился человеком, как и мы; ибо подобным подобное к Себе призвав, Он, как Бог, от всех слышит: Аллилуиа! Икос 10 Ты – стена девам, Богородица Дева, и всем к Тебе прибегающим. Ибо неба и земли Творец уготовил Тебя, Пречистая, поселившись во чреве Твоем и всех возглашать Тебе научив: Радуйся, столп девства; радуйся, врата спасения. Радуйся, основательница духовного воссоздания; радуйся, подательница божественной благости. Радуйся, ибо Ты обновила зачатых постыдно; радуйся, ибо Ты вразумила лишенных разума. Радуйся, развратителя мыслей устраняющая; радуйся, Сеятеля чистоты родившая. Радуйся, чертог бессеменного брака; радуйся, верных с Господом сочетающая. Радуйся, прекрасная воспитательница дев; радуйся, одевающая как невест святые души. Радуйся, Невеста Неневестная.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2432...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010