В 1612 г. польск. кор. Сигизмунд III Ваза вопреки сложившейся традиции отдал К. З. м. и его имущество униат. митр. Ипатию Потею , к-рый должен был вступить во владельческие права после смерти настоятеля (1601-1618) игум. Иоасафа (Мировского). Однако этот королевский приказ не был выполнен из-за преждевременной смерти митрополита и сопротивления населения Киева и казаков, к-рые в 1618 г. поддержали нового настоятеля К. З. м. игум. Иова (Борецкого) . В 1620 г. он был хиротонисан во митрополита Киевского, Галицкого и всея Руси. В годы настоятельства митр. Киевского Иова (Борецкого) К. З. м. стал митрополичьей резиденцией. При игум. Филофее (Казаревиче; † 1645) на средства Киевской митрополии и благодаря денежной «милости» царя Михаила Феодоровича в обители был проведен ряд реставрационных и строительных работ ( Боплан. 2004. С. 147). По инициативе и на средства митр. Иова началось возведение колокольни, к-рую строил «каменщик Петро Нимец, обиватель киевский» ( Закревский Н. В. Описание Киева. М., 1868. Т. 1. С. 518-520). После смерти митр. Иова (Борецкого) на митрополичью кафедру был избран при активной поддержке казачества Исаия (Копинский) . 29 окт. 1631 г. духовенство, собравшееся в обители, утвердило Киевским митрополитом Исаию (Копинского), а К. З. м. стал его резиденцией. После поставления на Киевскую кафедру свт. Петра (Могилы) митр. Исаия отказался покинуть К. З. м. Сторонники новопоставленного митрополита силой выдворили митр. Исаию из обители. При Киевском митр. Петре резиденция была перенесена в Софийский собор. Одновременно К. З. м. вошел в состав Софийской слободы В. Киева, управление которой осуществлялось непосредственно митр. Петром и его преемниками. С этого времени настоятелями К. З. м. несколько раз становились игумены др. киевских обителей, чаще всего Братского монастыря (напр., в XVII в. Иосиф (Кононович-Горбацкий ; сподвижник митр. Петра (Могилы), один из душеприказчиков его завещания; возглавлял мон-рь в 1646-1650; † 1651), Варлаам (Ясинский) , Мелетий (Дзик) и Сильвестр (Головчич), в XVIII в. Амвросий (Дубневич; † 1750), Сильвестр (Думницкий) и дважды - Варлаам (Миславский)). На территории К. З. м. находился митрополичий сад. В 1653 г., во время поездки в Москву на богомолье, в К. З. м. приезжал Антиохийский митр. Макарий III . По благословению митр. Киевского Сильвестра (Косова) в К. З. м. он получил частицу мощей вмц. Варвары.

http://pravenc.ru/text/1684565.html

Константин Константинович Острожский († 1608), имевший полномочия «экзарха патриаршего престола» (в этом качестве он утвердил избрание в 1603 киевским протопопом Иоанна Мужиловского). Позицию киевлян определила прежде всего антиуниат. позиция кн. Острожского, киевского войта Яцко Балыки и киевского магистрата. Киевская земля в этот период стала оплотом Православия, помогало то обстоятельство, что шляхта Киевщины и соседней Волыни была непримиримо настроена против унии. В это же время на защиту правосл. веры выступило казачество. В нач. XVII в. в Киеве происходили столкновения православных и униатов. Приезд в Киев униат. наместника Антония Грековича (1609) и его действия встретили яростное сопротивление приходских священников, мещан, шляхты и казаков. Грекович был вынужден воздержаться от репрессивных действий по отношению к противникам. Король пожаловал Ипатию Потею в 1612 г. Михайловский мон-рь, но тот не смог им овладеть. В 1618 г. Грекович сделал еще одну попытку занять мон-рь, но был убит, вскоре был убит сборщик податей униатского митрополита пан Околинский. В жалобе в связи с гибелью Околинского говорилось, что его умертвили православные «з ведомости войта киевского Федора Ходыки и всих радец того ж Киева». В сент. 1622 г. казаки и правосл. мещане совершили нападение на собор Св. Софии и воспрепятствовали проведению в ней униат. богослужения. Принявший унию киевский войт Ф. Ходыка в кон. 1623 г. «запечатал» ряд правосл. церквей в Киеве и в следующем году передал униат. свящ. Ивану Юзефовичу Воскресенскую ц. на Подоле. В янв. 1625 г. по городу пронесся слух, что король назначил настоятелем Киево-Печерского мон-ря своего ставленника, который направляется к Киеву, чтобы силой захватить мон-рь. Казаки убили Ходыку и униатского свящ. Юзефовича, храмы были распечатаны. Следующим православно-униатским конфликтом в Киеве стала борьба за ц. св. Василия в Верхнем городе, к-рая в авг. 1626 г. была захвачена православными. В 1620 г. в Киев прибыл Иерусалимский патриарх Феофан IV .

http://pravenc.ru/text/1684527.html

«Артикулы», подписанные (1) 11 июня, тесно связаны с датированным (12) 22 июня сопроводительным обращением митрополита и всех епископов, в том числе Михаила Копыстенского и Гедеона Балабана, выступивших позднее против заключенной унии, к папе. Издатель документов Брестской унии А. Великий считает, что именно обращение от 22 июня «должно быть рассмотрено как важнейший документ всей Брестской унии» 766 . Думается, однако, что этот действительно «важнейший» документ никак не может быть оторван от «32 артикулов». Хотя прямого упоминания «артикулов» обращение от 22 июня не содержит, смысл формулировок этого документа раскрывается именно в «артикулах». Епископы заявляют в нем о желании восстановить существовавшие некогда «согласие и единство» («unio et concordia»), взаимопонимание, консенсус во всех вопросах («consensum in omnibus») «в послушании и под управлением Святого Апостольского Римского, престола» 767 . Посылаемым в Рим Ипатию Потею и Кириллу Терлецкому поручалось принести «престолу Святого Петра» и папе как «высшему пастырю Христовой церкви» должное послушание при условии, что папа и его преемники от своего и своих потомков имени согласятся сохранить в неприкосновенности «порядок свершения таинств, обрядов и церемоний» 768 . Однако наряду с этими словами, на которых обыкновенно сосредоточивается внимание историков, в послании есть и другие: если бы мы получили все «требуемое нами» («omnia petita a nobis»), мы бы желали всегда быть под управлением Вашего Святейшества 769 . Поскольку одиннадцатью днями раньше были подписаны «32 артикула», переданные так же, как и обращение от 22 июня, нунцию для отсылки в Рим, под «omnia petita a nobis» нужно понимать не только сохранение обрядов и церемоний, но и всю совокупность выдвинутых требований 770 . Подготовка унии в конце июня – июле 1595 г. Как развивались события после подписания артикулов и обращения к папе и королю? 16 (26) июня Ипатий Потей обратился с посланием к К. Острожскому, объясняя свой взгляд на унию и прося ее поддержать 771 . К. Острожский ответил окружным посланием от 24 июня (4 июля) 772  ко всем православным Украины и Белоруссии, где заявил о своем решительном протесте против унионных планов епископов и призвал к совместной борьбе против них 773 . Именно в эти же дни (2 июля н.с./22 июня с.с.) Острожский пишет из Владимира, причем, как он сам замечает, не в первый раз, и частное письмо к лидеру протестантов, виленскому воеводе Хр. Радзивиллу, где говорит о «предательстве» епископов 774  и о желании им противодействовать.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Из посланий Мелетия особенно известны его письма к князю Острожскому, в которых он восхвалял его ревность к Церкви и побуждал к дальнейшим подвигам, к епископу Гедеону, ко всему православному народу и к разным литовским князьям и магнатам, а также к папе, королю Сигизмунду и Ипатию Потею, которому подробно излагал свои мнения против римско-католического учения и догматов. Сочинения учёного патриарха Мелетия высоко ценились современниками, называвшими его „светилом православных“. В 1598 году в Острожской типографии были напечатаны семь посланий Мелетия (в „книжице в десяти отделах“), а затем в 1603 году в том же городе Остроге напечатан его „Диалог албо розмова о вере восточной“, в виде краткого катехизиса против латинян и других сектантов, причём для напечатания этой книги по-гречески и по-русски, князь Острожский обращался к Львовскому братству („к своим милым и верным приятелям“) за присылкой типографского наборщика Касиановича и греческих отлитых литер 2381 . Братства, конечно, весьма нуждались в помощи восточ- —232— ных патриархов, так как против братств и их деятельности высказались все униатские епископы и, как упомянуто выше, первым воздвигшим гонение против братств был Ипатий Потей. Он рассеял членов Брестского братства, отнял у них, с одобрения короля, школу и определил туда на место учителя известного униата Петра Аркудия, привезённого им из Рима. Таким образом учредилось в городе Бресте первое униатское училище в западной России 2382 . Но живучесть братских начал была так сильна в русском народе того времени, что, уступая натиску врагов в одном месте, русские люди спешили соединиться в крепкий церковно-братский союз в другом месте, и этому движению не мог оказать сопротивления даже король Сигизмунд III, который, разрушая православие, всё-таки должен был подписывать уставные грамоты таким братствам, кои находились в городах и местностях, густо населённых православными, где они потому решительнее и успешнее могли отстаивать своё вероисповедание и народность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Светскую часть представлял цвет местной шляхты во главе с кн. Острожским, земские чиновники и писари. Об участии К. в униат. Соборе можно судить по его подписям под постановлениями: под декларацией об унии 8 окт. 1596 г., под 2 грамотами от 9 окт. 1596 г. и грамотой от 10 окт. 1596 г. (митрополит и епископы лишили сана противников унии). К. участвовал в торжественной литургии, состоявшейся после унийного Собора в лат. кафедральном соборе Луцка. Период после заключения Брестской унии был отмечен острой борьбой между православными и греко-католиками, в к-рой гос. власть сразу же встала на сторону последних. Волынская шляхта и магнатерия оказывали сначала упорное сопротивление К. и Ипатию (Потею), послы волынской шляхты активно добивались низложения К. и Ипатия (Потея) на генеральном сейме в 1598 г. Впрочем, уже в 1597-1598 гг. обозначился раскол и часть шляхты выступила в поддержку К. Тяжелым ударом для К. стало отнятие кн. Острожским в 1597-1598 гг. «подострожских» владений Луцкой кафедры, принадлежавших ей с 1-й пол. XVI в., с селами Вел. Мизоч, Будераж, Буща, Пелча, Борщовка, Точевики и Мал. Мизоч. Тогда же был изъят владычный двор в окольном Острожском замке. Попытки К. вернуть владения через суд успеха не имели. В 1598 и 1603 гг. на Волыни имел место переход представителей шляхты в унию, участие в событиях К. не отмечено. Свидетельство о том, что К. не предпринимал активных действий для утверждения в своей епархии унии, содержится в письме униат. митр. Ипатия (Потея) к кор. Сигизмунду III от 25 апр. 1604 г. Митрополит писал, что К. «тяжел на подъем», не приезжает на епископские съезды и имеет на Потея «какой-то скрыто обиженный умысел». К. не участвовал ни в каких общеуниат. начинаниях, оправдываясь нищетой, хотя, по мнению Потея, имел значительные доходы. По-видимому, при принятии унии для К. было важно сохранение за собой кафедры, а не проведение реформ, к-рые приблизили бы правосл. Церковь к католической. Известно о неск. случаях гонений со стороны К. на священников, не принявших унию.

http://pravenc.ru/text/1840347.html

Фундуш заменный Яна Литавура Хребтовича//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 234а. Вводный акт с обмежеванием земель, принадлежащих Лавришовскому монастырю, данный митрополиту Ипатию Потею//Акты издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. Т.11. Вильна: Типография А.В. Сырнина, 1880. С. 66 – 70. Вкладная грамота Ивашко Сухака Беликовича в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1399 – 1399об. Копия этого документа, записанная латиницей: Копия вкладной грамоты Ивашко Сухака Беликовича в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1227 - 1227об. Как предполагается, прославление преп. Елисея состоялось на соборе в г. Вильно в 1514 году при митрополите Киевском и всея Руси Иосифе II Солтане. См.: Котельников А., свящ. К вопросу об основателе Лавришевского монастыря. URL: http://www.bogoslov.ru/text/2488869.html . (дата обращения 29.03.2012). Речь идет о Федоре Богдановиче Хребтовиче, в конце XV века – дворном подскарбии, владельце имения Сенно, полученного от короля в 1494 г. В начале XVI века Феодор Хребтович занимает дожность уже земского подскарбия. См.: Wolff J. Senatorowie i dygnitarze Wielkiego Ksi stwa Litewskiego 1386—1795. Krakó w, 1885. S. 191. Вкладная грамота Федко Хрептовича в Лаврашев монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1699-1699об. Фундушовая запись от Онуфрия Витонизскаго Лавишовскому монастырю на две уволоки сенокосной земли в Щорсовской пуще//Акты издаваемые Виленскою археографическою комиссиею. Т.11. Вильна: Типография А.В. Сырнина, 1880. С. 11-12. Вклад Оношко Витонизкого и его детей Андрея и Феодора в Лавришевский монастырь//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1666 – 1666об. Письмо короля Казимира наместнику Новогородскому Петру Монтигирдовичу//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1261 – 1261об. Письмо короля Казимира наместнику Новогородскому Юшко Ганцевичу//Национальный исторический архив Беларуси. Ф. 147. Оп. 2. Д. 175. Л. 1264 – 1264об.

http://bogoslov.ru/article/2973415

Терлецкий даже до того перепугался, что на всякий случай все свои документы и все движимое имущество чрез брата своего Яроша Терлецкого отдал для хранения какому-то пинскому мещанину Григорию Крупе, и 4 мая, тотчас по окончании варшавского сейма, явившись лично в королевскую канцелярию в Варшаве, просил записать в актовые книги подробный реестр этих документов и имущества, и в конце реестра присовокупил, что многих других вещей своего имущества он, к сожалению, в такое короткое время припомнить не может, как будто кто нудил его спешить. А ввиду того что князь Острожский и русские депутаты на варшавском сейме решительно заявили, что не станут признавать Потея и Терлецкого за православных епископов и подчиняться им, последний обратился к королю с просьбою пожаловать ему новую грамоту на епископию Луцкую и Туровскую, говоря, будто бы прежняя грамота, данная ему Стефаном Баторием 9 мая 1585 г., похищена вместе с другими документами какими-то буйными людьми во время отъезда его, Терлецкого, в Рим, между тем как и грамота эта и все другие документы Терлецкого значатся целыми в только что упомянутом нами реестре его имущества, заявленном уже по возвращении его в отечество. И король действительно пожаловал Терлецкому грамоту (21 мая), которою предоставлял ему и теперь, после подчинения его католической Церкви, спокойно держать владычество Луцкое и Острожское со всеми его имениями, пока сам захочет, и удостоверял за себя и за своих преемников, что никогда не удалят Кирилла и никому не позволят удалить его до самой его кончины от этого владычества и имений. Очень вероятно, что подобную подтвердительную грамоту король дал тогда и Ипатию Потею на епископию Владимирскую и Брестскую, так как и ему угрожала та же опасность, что и Терлецкому. Чрез несколько дней король предоставил еще Кириллу Терлецкому в пожизненное управление кобринский Спасский монастырь со всеми его имениями, хотя Кирилл и без того был очень не беден . Оградив владык Луцкого и Владимирского от протестов, сделанных против них на варшавском сейме, Сигизмунд III не оставил без внимания и протеста, сделанного православными в Вильне.

http://sedmitza.ru/lib/text/436071/

На другой день утром, во время литургии, те же студенты с оружием в руках, разделившись на три группы, напали снова на братский дома, также на училище, и проникли на церковное кладбище; везде они преследовали и били православных, шедших в церковь, причем поранили одного братчика, а затем вторглись в церковь и произвели снова большую тревогу и замешательство. 122 Латиняне и униаты, поддерживаемые королем, польскими властями, и получившие одобрение за свои действия на Брестском соборе от самого папы, поступали с каждым днем все смелее и решительнее. Православные должны были искать себе помощи также извне. Место константинопольского патриарха было в то время занято ученым патриархом Александрийским Мелетием (в качестве блюстителя патриаршего престола), который оказал неоценимые услуги православной церкви и, одобрив со своей стороны все действия православных на Брестском соборе, принял дело православных, в западном крае под особую свою защиту. Он назначил трех экзархов для западной России, именно Львовского епископа Гедеона Болобана, архимандрита Кирилла Лукариса, пребывавшего тогда в пределах Литвы, и князя Константина Острожского. Главную надежду патриарх Мелетий возлагал на братства, которые он в своих посланиях называл «священными» и считал их «щитом», данным в помощь самой Церкви. 24 августа 1597 года Мелетий обратился с посланием к западно-русским братствам, в котором хвалил цель их учреждения, приравнивая подвиг братчиков иноческому подвигу, убеждал мужественно бороться за православие, от которая отпали высшие иерархи, «возлюбившие нынешний век», и предлагал напечатать по-гречески, по-русски и по-латински свои послания. 123 Оставив патриарший константинопольский престол в 1599 году, Мелетий до самой смерти, случившейся в 1601 году, не переставал оказывать сочувствие и поддержку православной Церкви, и, незадолго до кончины, послал письмо Львовскому братству с просьбой стойко переносить гонения и все упования возлагать на Бога. Из посланий Мелетия особенно известны его письма к князю Острожскому, в которых он восхвалял его ревность к Церкви и побуждал к дальнейшим подвигам, к епископу Гедеону, ко всему православному народу и к разным литовским князьям и магнатам, а также к папе, королю Сигизмунду и Ипатию Потею, которому подробно излагал свои мнения против римско-католического учения и догматов. Сочинения ученого патриарха Мелетия высоко ценились современниками, называвшими его «светилом православных». В 1598 году в Острожской типографии были напечатаны семь посланий Мелетия (в «книжице в десяти отделах»), а затем в 1603 году в том же городе Остроге напечатан его «Диалог албо розмова о вере восточной», в виде краткого катехизиса против латинян и других сектантов, причем для напечатания этой книги по-гречески и по-русски, князь Острожский обращался к Львовскому братству («к своим милым и верным приятелям») за присылкою типографского наборщика Касиановича и греческих отлитых литер. 124

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Сигизмунд III принял это желание с большою радостью и с этого времени, то есть с 1592 года, не выпускал более дело об унии из своих рук. Поездка Ипатия Потея и Кирилла Терлецкого в Рим и принятие ими латинства. Решительным моментом в истории введения унии следует признать избрание и полномочие данное польским королем и сенатом двум православными епископами Ипатию Потею и Кириллу Терлецкому ехать в Рим и просить папу принять западно-русскую церковь , во главе с митрополитом, с епископами и со всем клиром и народом русским, – в лоно римско-католической церкви на основании последовавшего во Флоренции соглашения. 103 Послы были приняты папою Климентом VIII в торжественной аудиенции 23 декабря 1595 года, причем Потей и Терлецкий, прочитав громогласно исповедание веры по определениям Тридентского собора, и положив обе руки на Евангелие, поклялись в верности Римской церкви. 104 В этом исповедании Потей и Терлецкий принимали за догматы : исхождение св. Духа от Отца и Сына, очищение по смерти в чистилище, и первенство римского первосвященника во всей вселенной; одним словом Потей и Терлецкий, по замечанию нашего известного историка-богослова митрополита Макария, совершенно отверглись православия и вполне приняли римскую веру. Папа, в свою очередь, оставлял православным их церковные обряды и церемонии («греческую обрядность»), но лишь те, которые по его взгляду окажутся не противными истине и учению католической веры и не препятствующими общению православных с римскою церковью. Протесты православных. Как только до православных еще летом 1595 года стали доходить слухи о готовящейся измене их вере со стороны высших духовных лиц, отовсюду начали раздаваться сильные протесты, которые поспешно заносились в актовые книги разных городов. Особенно заволновалась Вильна; православные обыватели отправили к воеводе Радзивилу послов с протестом и просьбою защитить их и вразумить митрополита Рагозу в том, что его затеи к добру не поведут. Смелый и красноречивый проповедник Стефан Зизаний громил с церковной кафедры измену высших представителей церкви, а во главе протестовавших на Литве православных стал известный магнат русский князь Константин Острожский.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ СУРАЖСКИЙ (Малюшицкий Василий Андреевич; 50-е гг. XVI в.? - до 4.06.1608), суражский староста, публицист, издатель, участник острожского культурно-просветительского кружка. Правосл. публициста В. С. с суражским старостой В. А. Малюшицким отождествил И. З. Мыцко. Ранее исследователи (митр. Филарет (Гумилевский) , митр. Макарий (Булгаков) , А. Селецкий и др.) высказывали предположение, что В. С.- одно и то же лицо с Клириком Острожским; это мнение было опровергнуто Н. Ф. Сумцовым и К. В. Харламповичем. В. С. происходил из шляхетской семьи. Его отец Андрей Иванович в 1580 г. продал кн. К. К. Острожскому Суражскую вол., сохранив для сына должность старосты. В нач. XVII в. В. С. все еще исполнял эту должность, что исключает возможность принятия им духовного сана или монашеского пострига (предположение о принятии им сана или пострига высказывалось нек-рыми учеными). В документах, относящихся к деятельности суражского «шпиталя», В. С. назван «старшим строителем и патроном» этого последнего, что, возможно, было связано с его должностью, поскольку на содержание «шпиталя» шли доходы с Суража и 9 окрестных сел. Возможно, В. С. был дидаскалом острожской школы, к-рая с 1582 г. располагалась в Сураже. В 1588 г. В. С. написал и издал в острожской типографии соч. «Книжица о единой истинной православной вере». Он также подготовил к изданию сб. «Маргарит» (1595) и Псалтирь с восследованием (1598), для Псалтири написал предисловие «Правила истиннаго живота христианского». Предисловие и «Книжица о вере» подписаны: «Многогрешный и худший в христианех убогий Василий». В 90-х гг. по приглашению кн. Острожского В. С. участвовал в диспуте с иезуитами, на к-ром присутствовал буд. униатский митр. Иосиф Вельямин Рутский . В. С. выполнял и др. поручения князя - в 1593 г. передал его письмо Ипатию Потею . Основное содержание «Книжицы о вере» (343 с., 8°) заключается в анализе и опровержении постулатов, высказанных в трактатах иезуитов П.

http://pravenc.ru/text/149777.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010