Путь чистоты. Без веры и смирения человек не замечает своих грехов или считает их несущественными. Но признание своей греховности еще недостаточно. Недостаточно знать, что ты болен: нужно сделать усилие вылечиться. Первым условием исцеления от греха Св. Писание считает покаяние. Для человека, осознавшего свой грех, естественно сожалеть о нем; но истинное покаяние есть «печаль ради Бога», производящая спасение и, следовательно, дающая вечную жизнь в Боге. Всякий грех есть грех против Бога, потому грех есть нарушение богоустановлен–ного закона бытия (I Но., III, 4), и противление воле Божьей (Пс., XXXIX, 9, CVI, 11). Мы часто не замечаем, что грешим против Бога. Но вера должна была бы открыть нам глаза. «Не всякий говорящий Мне — Господи! Господи! — войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мт., VII, 21)… «Моя пища — творить волю Пославшего Меня» (Ио., IV, 34)… Грех разрушает в нас образ Божий, но богообщение невозможно без богоподо–бия: «будем подобны Ему (Богу), потому что увидим Его, как Он есть!» (I Ио., III, 2). Всех, кого Бог предопределил к вечной жизни, Он предопределил также быть «подобными образу Сына Его» (Рим., VIII, 29–30). Поэтому, если Бог свят, то и человек должен быть свят, если он хочет жить с Богом. Тот, кто не покаяется, не может восстановить своих отношений с Богом и быть в Его Царстве. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мт., III, 2). Бог дарует «покаяние в жизнь» (Де., XI, 18) и готов ждать и долготерпеть, пока не по–каятся возможно большее число людей (II Пет., III, 9). Бог радуется всякой кающейся душе более, чем о «не имеющих нужды в покаянии» (или почитающих себя таковыми)! (Лк., XV, 7). Эта радость Божия, о которой неоднократно говорит Христос, свидетельствует о желании Бога быть в единении с людьми. Блудный сын не менее дорог Богу, чем оставшийся Ему верным, не за то, конечно, что он «блудный», но за то, что он — сын, который «нашелся» для Бога, чтобы участвовать вместе с Ним в пире вечной жизни… Во Христе открыта людям возможность жизни в Боге. Но если они сознательно пренебрегают ею, им уже не остается более возможности покаяния, ибо «они снова распинают в себе Сына Божия и насмехаются над Ним»; они «близки к проклятию» (Евр., VI, 6–8). Поэтому Христос с негодованием и печалью говорит о людях, которые неспособны были поверить в Него, несмотря на Его чудеса и проповедь (Мт., XI, 20–24). «Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, — не поверят!» (Лк., XVI, 31). Неспособные внять голосу Истины отвергнут всякий дар Божий и Самого Бога, предпочитая оставаться в своих грехах и в своих земных наслаждениях подобно богачу в притче о Лазаре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

9 ) Ср. постановление о первенцах Исх. XIII, 2. Один Бог имеет абсолютное право «жизни и смерти», ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие на ней» (Пс. XXIII, I). 10 ) Завет означает союз или связь, основанные на взаимных обязательствах. 11 ) Т. е. привожу в доказательства все дела Мои. 12 С удивительной силой описывает ночное видение Бога Елифаз Феманитянин в книге Иова: «и вот, ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое услышало нечто из него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волоса на мне. Он стал, но я не распознал вида Его; только облик был перед глазами моими. Тихое веяние — ия слышу голос: человек праведнее ли Бога?»… (IV, 12–19). 13 ) Втор. IV, 24. Ср. описание богоявлений в грозе в Пс. XVII, 7–16, и ХСМ, 1–6 «Наклонил Он небеса и сошел и мрак под ногами Его… Из уст Его огнь поядающий… Открылись основания вселенной… от дуновения духа гнева Твоего». Замечательно сопоставление: «облако и мрак окрест Его; правда и суд — основание престола Его… Горы как воск, тают от лица Господа… Небеса возвышают правду Его». Внешний образ богоявления и действие всемогущества Божия соединяются с явлением Божьей Правды. 14 ) Иисус, сын Сирахов, пишет, что Адам и Ева слышали славу гласа Божия (XVII, 6–11). 15 ) См. прнведенныя выше описания богоявлений и еще: Исх. XVI; Чис. XIV, XVI XX, Ис. LX, 1–7. 16 ) Научный язык употребляет слово «антропоморфизм». 17 ) (См., напр. Неем. IX, 20, Зах. VII, 12. 18 ) Поэтому его можно употреблять бессмысленно или «всуе», т. е. напрасно, по–пусту. Отождествление имени Божия, как слова, с Самим Богом есть ересь, осужденная в ХХ–м веке Русским Св. Синодом. 19 1) Ср. Еф. IV, 13, Фил. III, 8, 9, I Тим. IV, б. 20 См., напр., Рим. X, 13–17. 21 Лк. XXIV, 48 и множество др. текстов. 22 Ио. III, 11, 33, V, 31–39, VII, 7, VIII, 12–20, XV, 26 и др. 23 ) Еф. Ill, 17. Ср. совершенно замечательные тексты Гал. II, 15–21, III, 23–29, Фил.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Вифлеемских младенцев. Но будет грубым упрощением сказать, что цитата употребляется совершенно не к месту. Рама находится вблизи Вифлеема, а жена Иакова Рахиль является одной из праматерей (зачастую называясь просто матерью 25 ) всего Израиля. В общем, отрывок из Иеремии цитируется Матфеем из-за предполагаемого фабульного сходства с обстоятельствами рождения Иисуса, а не по причине прямых предсказаний избиения младенцев. Ветхозаветное пророчество и само по себе носит метафорический характер, потому что Рахиль была давно мертва ко времени жизни пророка Иеремии. То же самое в Деяниях. В первой главе нужно особенно подчеркнуть, что Петр применяет к Иуде слова из 69 псалма: «да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем» ( Деян.1:20 , цитируя Пс.69:25 ). Петр вовсе не обязательно желал истребления всей семьи Иуды. В Деян.2 , в своей следующей речи, Петр цитирует Иоиля и говорит, что различные пророки предрекали, что с пришествием Духа Святого (которое, собственно, и произошло в день Пятидесятницы) начнутся апокалиптические события, «солнце превратится в тьму, а луна – в кровь» ( Деян.2:20 , Ио.2:31). Однако, насколько нам известно из книги Деяний, никаких небесных явлений, из-за которых луна стала бы выглядеть, как один из двух спутников Татуина из «Звездных воин», не было. Петр приводит эти слова просто потому, что присутствующие тоже переживают некое Божественное действие, которое изменяет все положение дел во вселенной. Можно привести еще примеры. Например, когда в той же проповеди Петр цитирует Пс.110:1 : «Сказал Господь Господу моему: «Сиди по правую руку от Меня, пока я не сделаю Твоих врагов подножием ног Твоих»«, мы прекрасно понимаем, что у Бога, тем не менее, нет никакой правой руки, и Он вовсе не собирается делать для Иисуса подставку для ног из трупов врагов. Он же не владыка инков Почакути, который имел обыкновение делать флейты из костей поверженных царей. Поэтому, когда мы подходим к цитированию Пс.2 в Деян.13 , мы не должны удивляться: " И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса, как и во втором псалме написано: Ты Сын Мой: Я ныне родил Тебя».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-bog...

О Божественности Христа свидетельствовали и апостолы. Известно свидетельство ап. Петра: «Ты Христос, Сын Бога живого!». По словам Христа Сам Бог открыл Апостолу эту истину. (Mm.,XVI, 16–17)… Ап. Иоанн говорит о Божественности Христа и в Прологе к своему Евангелию и во многих других местах. В первом Послании он, например, пишет: «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» (IV, 15; ср. I, 3, 7, II, 22, V, 5, 9–13, 20)… Ап. Павел свидетельствует о Сыне Божием, Который «родился от Семени Давидова по плоти» и был послан в мир для его спасения. (Рим., I, 3–4, VIII, 3). «В Нем обитает вся полнота Божества телесно», говорит он (Кол., II, 9; ср., I Тим., III, 16). Христос есть Творец мира (Кол., I, 12–20), Сияние Славы и Образ Ипостаси Божией (Евр., 1,3)… Апостол говорит, что его учение не от людей, но от Христа (Гал., I, 1, 12); он молится Христу, как Богу (И Кор., XII, 8–9 и др.)… Ап. Фома восклицает, видя Христа по воскресении: «Господь мой и Бог мой!» (Ио. XX, 28)… К этому можно было бы прибавить еще свидетельства архангела Гавриила, святых Захарии и Елизаветы, Иоанна Крестителя, Нафанаила, Марфы и даже бесов. Божественность Св. Духа не менее достоверна, в частности исходя из ряда текстов Деяний Апостольских (V, 4,39, X, 19, 28, VII, 51)… Непонятно, почему хула на Св. Духа была бы непростительна, если бы Он не был Богом (Мт., XII, 31)… Всё что говорится о явлениях и деятельности Духа также говорит о Его Божественности. Можно принимать Божественность всех трех Лиц Св. Троицы и не верить в то, что Они в подлинном смысле — личности. Никто не отвергал ипостасности Бога Отца, ибо это значило бы отвержение личного характера Бога. Можно даже сказать, что Бог Отец есть в преимущественном смысле личность: если личность есть начало жизни, то Бог Отец есть абсолютный Первоисточник жизни… Нет основания отрицать и того, что Христос есть личность, но можно оспаривать, что Он есть Божественная личность, считая, что Христос — Человек, в Котором Бог пребывает безлично.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

  Суббота. (Дея. 3, 11–16; Ио. 3, 22–33). Две у нас жизни, плотская и духовная. Дух наш как будто погребен во плоти. Когда, оживши благодатью Божиею, начнет он извлекать себя из сорастворения с плотью и являться в духовной чистоте своей, тогда он воскресает или воскрешает себя часть за частью. Когда же он всего себя исторгнет из этой связности, тогда исходит как из гроба в обновленной жизни, и, таким образом, дух становится, сам по себе жив и действен; а гроб плоти сам по себе мертв и бездействен, хотя то и другое в одном и том же лице. И вот тайна того, что говорить апостол: “ где Дух Господень, там свобода” (2Кор. 3, 17). Это свобода от облежащего нетленный дух наш тления или от страстей, растлевающих естество наше. Этот дух, вступивший в свободу чад Божиих, то же, что привлекательно расцвеченный мотылек, выпорхнувший из своего клубочка. Вот его радужное расцвечение: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал.5, 22). Неужели подобная красота совершенства не сильна возбудить в нас соревнования?   Фомина неделя   (Дея.5, 12–20; Ио. 20, 19–31). “Господь мой и Бог мой!” воззвал св. апостол Фома. Ощущаете ли, с какою силою ухватился он за Господа и как крепко держит Его? Не крепче держит утопающий доску, на которой чает спасенным быть от потопления. Прибавим, что, кто не имеет таким Господа для себя и себя в отношении к Господу, тот еще не верует в Господа, как следует. Мы говорим: “Господь Спаситель”, разумея, что Он Спаситель всех, а этот говорит: “Господь Спаситель мой”. Кто говорит: “мой Спаситель”, тот ощущает свое спасение, исходящее от Него. Ощущению же спасения сопредельно ощущение пагубы, из которой извлек спасенного Спасающий. Чувство пагубы жизнелюбивого по природе человека, знающего, что не может он сам себя спасти, заставляет искать Спасителя. Когда обретет Его и ощутит силу спасения, от Него исходящую, хватается за Него крепко и оторваться от Него не захочет, хоть бы лишали его за то самой жизни. Такого рода события в духовной жизни христианина не воображаются только умом, а переживаются самым делом. Затем, как вера его, так и сочетание со Христом становятся крепки, как жизнь или смерть. Такой только искренно взывает: “кто меня разлучит!”

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Лк.21:11–21–26 ; Мф.24:21–29 ; Мк.13:24–25 ); с другой стороны, – свидетельством о Боге и о приближающемся суде Божием народам земли тех «двух светельников, стоящих пред Богом земли», которые во имя Божие «будут иметь власть затворить небо, чтобы не шел дождь во дни пророчествования их, и будут иметь власть о имени Божием над водами – превращать их в кровь и поражать землю всякою язвою» ( Откр.11:4–6 ). Последний же момент свидетельства Божия о Себе и момент «частного суда Божия», вместе с пережитием в себе человеками того времени моментов, можно сказать, самого «частного суда Божия», будут, без сомнения, моменты сперва явления «знамения Сына Человеческого на небе», затем – по «знамении» момент явления Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою» (Сн. Мф.24:30–31 ; Мк.13:26–27 ; Лк.21:22–24 ). Поэтому, на основании изложенного, как имеющего быть явленным в «очию» и быть пережитым сынами человеческими «того времени», мы вправе вывести и принять следующее положение: все те сыны человеческие «последнего того времени», которые сохранят в себе начала, хотя бы в остатках, истины и правды идеи бытия по Богу, должны будут возжелать Бога-Творца и Бога-Спасителя; а возжелав – должны будут душею и сердцем обратиться к сонму тех «избранных» Божиих, носителей и хранителей «Царства Божия» на земле, ради которых «сохранятся», в своей длительности и в свой злой и лютой напряженности, «дние оны» ( Мф.24:22 ; Мк.13:20 ). Что же касается до тех из сынов человеческих «того времени», которые, несмотря на все указанныя свидетельства о Себе и о Своем приближающемся и имеющем открыться последнем суде Господа, останутся в своем духовно-нравственном ожесточении ио отношению к Богу и к идее вечной жизни, то индивидуально-личное их «осатанение» в себе явит их исторически теми лицами, которыя воплотят собою в истории рода человеческого «тайну созрения беззакония», т. е. «тайну человеко-диавольства», исторически имеющего явить свою «эру» бытия в роде человеческом ( 2Сол.2:4 ...10).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

Между тем, именно это значение, сложившееся в kohцeXVIII – начале XIX b., легло в основу всей последующей семантической истории слова очерк. Образование очерк возникает в живой устной речи (ср. почерк, росчерк; ср. черкать – черкнуть): Постой же. – На листе черкни на записном, Противу будущей недели: К Прасковье Федоровне в дом Во вторник зван я на форели. (Грибоедов, «Горе от ума», д. 2, явл. 1). Это бессуффиксное образование находится в связи с глаголами очертить – очеркнуть – очеркивать и очертиться – очеркнуться– очеркиваться. (Ср. в «Материалах» И. И. Срезневского (2, с. 849): очьрсти-очерести, очьрту – очертить: – Да очертеть два круга. Иезек. 1.20 толк. Упыр. (В.). – Ср.: кроугоу бо очрьтеноуемоу не видитъ (конца), иже его н очрьталъ. Ио. экз. Шест. 1263 г. (Калайд. 145). – провести, обозначить границу: – Очерести мроу градноую (χωρογραφ σαι. Алексндр. 32. Длъготу града Александръ очерте (χωρογρφησε) т. ж. 31. Очьртатися ­ очрътатися – отделять себя: – си соуть очрътающеся (о ποδιορς ντεσ αυτος). Апост. XV b. (Оп. II. 1. 160). Очьртение ­ очертение ­ очрьтение – очертание, граница: – Въочертении стопъ осоудивъ (ne e graduum termino discederet). Жит. Фед. Сик. 81. Мин. чет. апр. 451. – грамматический термин: – Наричеть бо ся видъ и очрьтение и образъ. Изб. 1073 г., 227). Ср. у И. И. Панаева в очерке «Великосветский хлыщ» (1856): «И он мастерски очеркнул перед Щелкаловым жизнь его и ему подобных». Слово очертание еще В. К. Тредиаковским было выдвинуто как возможный русский литературный эквивалент латинского figura («Слово о премудрости, благоразумии и добродетели»). Слово же очерк в диалекте рисовальщиков могло сблизиться еще в XVII–XVIII вв. с немецким Umriß. Ср. в немецко-русском рукописном словаре XVII b. (по выборкам академика И. В. Ягича): Abreissen, Abriss cъчepkahie 247 . Но это сближение фактически едва ли осуществилось ранее второй половины XVIII b. Во второй noлobuheXVIII b. М. В. Попов в своем переводе двух песен из «Дидактическия поэмы на феатральное возглашение госп. Дората» предложил для французского esquisse славяно-русское слово – первоначертание.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В Греции с весьма древнего времени вошло в обычай, чтобы епископы взимали плату за поставление в низшие церковные степени (равно как митрополиты за поставление в епископы, а патриархи за поставление в митрополиты). Взимание было собственно незаконное и представляло собою, строго говоря, не что иное, как симонию; но обычай, не смотря на все старания против него лучших представителей церковной власти, начиная с Василия Великого 31 , стал общим обычаем и получил силу закона на том основании, что общее не есть злоупотребление. Очень долгое время не были определены размеры платы, так что оставалась полная свобода произволу и притязаниям корыстолюбивых епископов. Наконец, образ действий этого рода епископов вынудил императорскую власть назначить определенную таксу, свыше которой не было бы взимаемо. Это сделал во второй половине XI века император Исаак Комнин (1057– который предписал: за поставление в чтецы брать одну золотую монету, называвшуюся иперпиром ( πρπυρον) и заключающую в себе ценность 20-ти франков, за поставление в диаконы еще три золотые монеты, за посвящение во священники еще три таковые же монеты, или всего за поставление во священники семь золотых монет. Вскоре после Исаака Комнина указ его был подтвержден его племянником Алексеем Комнином (1080– 32 . У нас в России, как я говорил прежде, 33 взимание этой платы, не могло войти в обычай тотчас же после того, как мы приняли христианство , потому что в первое время у нас священников должно было ставить правительство, набирая кандидатов посредством принудительных вербовок, а с людей, которые были ставимы во священники не по доброй воле, нельзя было требовать еще платы за то, что их ставили. Но со всею вероятностью нужно думать, что и у нас взимание платы началось тотчас же после того, как невольных кандидатов во священники сменили добровольные искатели священства, что имело случиться по прошествии более или менее непродолжительного периода времени от принятия нами христианства. Вместе с переходом к нам обычая взимания платы должен был перейти к нам в качестве закона и указ Исаака Комнина, определявший размеры платы. Ио как в Греции корыстолюбивые епископы позволяли себе нарушать императорский указ и брать более, нежели сколько он предписывает, так это было и у нас. Недовольствуясь незаконным возвышением платы за поставление Греческие корыстолюбивые епископы, а в след за ними и наши таковые же, придумали большое количество других взиманий с низшего духовенства и позволяли себе прибегать к одному крайне беззаконному средству для вымогания денег с мирян. Наконец, по примеру епископов Греческих или сами по себе, наши корыстолюбивые епископы позволяли себе еще угнетать мирян одного особого класса.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Здесь все должно быть свободно от всякого приражения греха и искушения, все безупречно, совершенно и безошибочно. И как в Назаретской горнице решались судьбы мира в ответе Девы Марии на благовестие архангела, так и в пустыне Иорданской в самосознании Предтечи при вопросах: не Христос ли он (Ио. 1,19–20), в его ответах, в сокровенных движениях его сердца решался тот же вопрос: готов ли мир к приятию Христа, может ли Он явиться народу, или же – страшно сказать – мир не примет уже родившегося Христа? Иоанн был представителем всего человеческого рода, в его сердце решалась человеческая судьба. И для возможного, единственно благоприятного решения, для некоего абсолютного ответа и самоопределения, необходима была чистота и святость подвига Иоаннова. И Предтеча Христов устоял на высоте своего призвания. То, что нам кажется в схематическом и кратком изложении естественным и как бы само собою разумеющимся, в действительности означает, Что над Иоанном не имели никакой силы Искушения, неизбежные в его положении для всякого другого человека. Предтеча разрешил свою задачу совершенным образом. Глава III. Крещение Иоанново Проповедью покаяния не исчерпывалось служение Иоанна, ибо он был послан крестить в воде (Ио. 1,33), почему и зовется Креститель, и крещение это было «крещение покаяния для прощения грехов» ( Мр. 1,4 ). «И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» ( Мф. 3,6 ), «крестился весь народ» ( Лк. 3,21 ), причем крещение это совершалось не чрез омовение (ср. Лeb. XIII-XIV ) или окропление очистительной водой, которое обычно было в ритуале Моисеева закона ( Числ. 19, 13–20 ), но видимо чрез погружение в воду, почему и совершалось в реке и в местах наибольшей глубины (напр. в Еноне вблизи Салима: «потому что там много воды». Ио. 3,23). Что означает это таинственное действие Иоанново, на которое он был послан Богом? (Ср. Мф. 21,25 вопрос Господа первосвященникам и старейшинам, который, конечно, подразумевает только один, именно утвердительный, ответ: «крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков?»). Нельзя человеку до конца проникнуть в тайну крещения Иоаннова, ибо она есть и тайна крещения Христова («для того (я) пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» – Ио. 1,31), а строительство нашего спасения недоведомо до конца тварному разуму.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Писании и Предании происхождение совершенно случайное, они обусловлены степенью развития читателей и слушателей, а совсем не существом того учения, которое там проповедуется. Как такое случайное, оно не может поколебать нашего вывода о правовом жизнепонимании: это последнее, повторяем, непримиримо противоречит христианскому жизнепониманию, как оно выражено в Св. Писании и творениях отцов Церкви. 2. Вечная жизнь Цель пришествия в мир Сына Божия, равно как и цель всего домостроительства нашего спасения состоит в том, чтобы всякий „верующий в Него не погиб, по имел жизнь вечную» (Ио. 3:15), чтобы возвратить нам ту вечную жизнь, которую мы потеряли. Проповедь об этой вечной жизни или о спасении от вечной погибели и составляет главный предмет и задачу всей апостольской и церковной проповеди . „Сия же вся писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий и да верующе живота имате во имя Его» (Ио. 20:31). Эта вечная жизнь составляет конечную цель стремлений и всякого истинного христианина, всякого христианского подвижника, -составляет то высочайшее благо, которое дает смысл жизни по Христу и без которого эта последняя была бы бесцельной и непонятной ( I Kop. XV , 30 – 32). „Высочайшее благо, говорит бл. Августин, есть вечная жизнь, а величайшее зло вечная смерть; поэтому, для приобретения первой и избежания последней нам следует жить праведно 186 . Чтобы, следовательно, выяснить себе христианское жизнепонимание, в отличие от правового-необходимо прежде всего определить, в чем состоит эта вечная жизнь, какие свойства делают ее высочайшим благом для христиан. „Се есть живот вечный, да знают Тебе Единаго Истиннаго Бога и Его же послал еси – И. Христа» ( Uh. XVII, 3 ), – вот в чем сущность и содержание вечной жизни. „Ничем иным, братия говорит св. Василий Великий , почитайте небесное царство, как истинным разумением Сущего, которое (разумение) в Св. Писании называется жизнью и блаженством» 187 . Главным началом существования души (за гробом) служить, по словам св. Григория Нисского , не усвоение чего-нибудь сухого и влажного (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010