Stauffer, Jerusalem und Rom im Zeitalter Jesu Christi, Bern, 1957, S. 113–115). – Само по себе представление о «князе бесов» находит себе вполне вербальное соответствие в кумранских текстах (1QS 3, 20–21), а также и в апокрифической литературе (Test. Sal 2, 9; 3, 5; 6,1). 3:31 Братья Твои. Ср. поименное перечисление ниже, 6:3. Предание единодушно интерпретирует слово «братья» в расширительном смысле, что, вообще говоря, вполне сообразно с лексическим узусом семитских языков. Климент Александрийский , Ориген , Евсевий Кесарийский , св. Ефрем Сирин , св. Епифаний Кипрский и другие раннехристианские авторы склонны относить это слово к сыновьям Иосифа от более раннего брака. Евсевий сообщает версию, согласно которой один из братьев, Симон, по законам левиратского брака Иосифа с вдовой его умершего брата Клеопы считался сыном Клеопы (Hist Ecclesiast. IV, 22, 4 и др.); то же рассказывали об упоминаемой в Ио 19:25 Марии Клеоповой. Византийский толкователь Феофилакт Болгарский собирает эти версии воедино, суммирует их: «Братьями же и сестрами Господь имел детей Иосифа, которых он родил от жены своего брата, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф по закону взял его жену за себя и родил от нее шестерых детей: четыре мужского пола и двух женского – Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию» (Благовестник. Толкования на святые Евангелия, СПб, б.г., с.82). Поэтому несколько странно решительное утверждение в одной недавней отечественной публикации: «Ортодоксальная Церковь не признает этой версии и считает всех упомянутых братьев и сестер Иисуса – двоюродными» (И. С. Свенцицкая и А. П. Скогорев, Апокрифические сказания об Иисусе, Святом Семействе и свидетелях Христовых, М., 1999, с. 44). Но другие интерпретаторы, в частности, 6л. Иероним и особенно бл. Августин, действительно думали о двоюродных братьях; это мнение особенно характерно для латинской традиции. Судя по тому немногому, что мы знаем об иудео-христианской Иерусалимской общине, она была склонна к тому, чтобы предоставить патриархальному клану Христа, «братьям Господним», особый статус: отнюдь не случайно первым ее предстоятелем был один из упоминаемых здесь братьев, Иаков, вторым – другой из них, Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Известно, что «старец» Иоанн, переживший всех апостолов и в том числе самого Петра, пользовался совершенно исключительным авторитетом во всей восточной церкви. Могло ли быть иначе? Возлюбленный ученик Христов, сын Марии по божественному усыновлению, мученик в Риме, который остался в живых только чудесным образом, Патмосский тайнозритель и Евангелист, он быль, действительно, как бы наместником Христовым, авторитет которого не шел, разумеется, ни в какое сравнение с епископами римскими. И притом, существовало верование, что он не вкусит смерти до второго пришествия Христова, согласно прямому Его обетованию. Это неизбежно, порождало в современниках ряд недоумений, которые заострялись все в том же вопросе о первенстве среди апостолов, т. е. о двоице, об отношении Петра и Иоанна. Господь Петра при жизни его поставил князем апостольскими, вручив ему ключи, однако, Петра уже нет, а Иоанн пребывает и пребудет до конца дней. Учение о том, что Петр продолжает свое бытие в своих преемниках – римских епископах в то время явно еще отсутствует, да в противном случае еще более остро возникал бы вопрос: неужели преемники Петра на римской кафедре, могут оказаться иерархически выше самого возлюбленного ученика Христова? 26 На эти-то вопросы и является ответом эпилог Евангелия Иоанна, в самом Евангелии представляющий собою как бы приложение (uлu posm scriptum). Как известно, Евангелие заканчивается уже 20, 31, и затем, как бы за особой подписью, – Ио. 21, 24, прибавляется эпилог, вся 21 глава, содержащий рассказ о рыбной ловле. В отношении к сомневающимся о Петре и склонным умалять его авторитет пред Иоанновым здесь твердо и решительно восстанавливается этот авторитет в уже разобранном рассказе о троекратном вопрошании: смущающему впечатлению от троекратного отречения Петра, которое так и остается нисколько не изглаженным у синоптических евангелистов, (а изустное предание, вероятно, восполнявшее этот пробел, могло уже погаснуть), здесь противопоставляется торжественное восстановление Петра в первоапостольстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

еп. Феофан Затворник, находившийся 30 лет в полном затворе, в Вышенском монастыре, †1894), священники (о. Иоанн Кронштадтский, великий молитвенник русской земли). Мученики же русской Церкви в наши дни исчисляются тысячами. Это — «души обезглавленные за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю»… (Откр. 20, 4). Высшим среди святых, ближайшим к Престолу Божию, является Св. Иоанн Предтеча и Креститель Господень, «друг Жениха», «величайший между рожденных от жены» (католическая церковь в новейшее время совершенно произвольно это первое место, ранее и в ней принадлежавшее Предтече, приписала Иосифу Обручнику). Иконографически это верование Православия выражается в «Деисисе» (δησις — моление), изображении Христа, сидящего на престоле, которому предстоят справа Богоматерь, слева Предтеча. Этим выражается, что Предтече вместе с Богоматерию принадлежит исключительная близость ко Христу и сила молитвенного к Нему дерзновения. Эта близость вытекает, прежде всего, из того значения, которое Крестителю принадлежит в богоявлении и сошествии Св. Духа на Крещаемого. Оно было подобно второму, духовному Его рождению от Духа Св. Сюда присоединяется и собственное служение Иоанна как Предтечи, вся жизнь которого была посвящена приуготовлению пути для Другого, являя собой беспримерный подвиг духовного самоотвержения: «Ему расти, мне же малитися» (Ио. 3, 30). Он же был призван и явить миру Мессию: «се Агнец Божий, вземляй грех мира», а затем, отойдя в глубокую тень, приять мученическую кончину чрез усекновение. Но пред этим он свидетельствуется и прославляется своим Другом (Мф. 11; Лк. 7, 18…), причем о нем было Им сказано: «и оправдися Премудрость от чад своих» (Мф. 11, 19). Эти слова означают, что в Иоанне достигается вершина человеческой святости и исполняется цель творения. Премудрость, которая была у Бога при сотворении мира и радость которой есть о сынах человеческих (Пр. Сол. 3, 31), оправдана в Иоанне, но еще полнее она оправдана в Деве Марии, которая есть как бы личное вместилище Премудрости Божией, и оба они, Богоматерь и Предтеча, вместе простоят воплощенному Логосу как вершина и слава творения, ближе ангельского мира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

л. 24. От Бчелы избрано, о законе. Нач. Корень всему добру закон Божий, всем словесным град и стена. л. 25 об. Иоана Златоустаго о цареве достоинстве. Нач. Се есть царь истинен, иже воздержится от ярости и зависти и сладости. л. 27. От Бчелы избрано, о княженьи. Нач. Покаряйтеся всякой человечьстей твари Господа ради, царю яко владеющю. л. 28 об. О властелине. Нач. Иже взложити печаль власти на своего подручника, то дети и жены могут створити. л. 29. От Пчелы о власти. Нач. Бещинье знаменает самовластие, чин же являет владеющих. л. 30. От Бчелы о судьях. Нач. Подобает судьям не прилагати человеколюбья к законному повеленью и горчее законного суда быти. л. 31. От Бчели избрано, о мьздоиманьи. Нач. Иже охвочь на взятие, аще не молвит, но лукавая мыслит, правды не смотрит, иманию работает. л. 31. От Шестоденьця избрано, о животных. Нач. Бог прехитрый Творец всея твари и великий промысленник человеческому животу и спасению во всей своей твари... вложил всем ест(ест)венее норовы. л. 36. От книг Еноха праведнаго преже потопа и ныне жив есть. Нач. Слышите чада моя, преже даже вся не быша Господь постави века тварнаго и потом створи всю тварь. То же, что под 205 л. 560 об. до первого отрывка: Слово о том, еже судити Божия достоинства есть. Издано по сему списку г. Тихонравовым в Пам. отр. лит. 1, 20–23. л. 38 об. Данила пророка суд о Сусане. Нач. Бысть муж в Вавилоне, именем Яким и жене его имя Сусана. л. 41. Евангелие от Ивана. Нач. Исус иде в гору елеонскую, заутра же паки приде в церковь и вси людие идяху к Нему. л. 41 об. От жития Ио(анна) Милостиваго. Нач. В велицем граде александрьстем на престоле посажену бывшю, се первое управление всем показа, призва строителя церковные. л. 43 об. О исправлении суда. Нач. Сопряжено есть еже правду познати истиную, еже суд исправити. л. 45 об. Феодоритово о рассмотрении всякого дела зла. Нач. Ведомо буди смотрящим дел человеческых добрых и злых. л. 46. Ивана Златоустаго. Нач. Слышах грехолюбця глаголюща: человеколюбец есть Бог , не мучит никого, а геоною претит страша.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

С православной точки зрения это прямая нелепость. А раз спасение теряет навязанную ему западом внешность; раз оно есть действие или лучше известное переживаемое настроение, зарождающееся и развивающееся в душе при непременном участии свободы; – тогда и вопрос об условиях спасения получает иной и более естественный смысл. Нельзя спрашивать, за что человек получает спасение, а нужно спрашивать, как человек содевает свое спасение. Тогда вера и дела получают значение не внешних оснований, сила которых только в том, что они привлекают к человеку доселе закрытую от него милость Божью; а становятся причинами, производящими то расположение души, которое делает человека способным к восприятию милости Божьей, к общению со всесвятым Богом. В таком случае об эти производящие причины не только не противоречат и не исключают одна другую, но взаимно дополняются и в некотором отношении даже совпадают. Если мы в вопросе об условиях спасения захотим основаться только на букве Св. Писания или Предания, то поставлены будем в некоторое затруднение. И в Св. Писании, и в Св. Предании мы откроем два ряда данных, из которых одни силою утверждают спасение единой верой во Христа, а не делами или с делами, другие же также решительно говорят, что одной веры недостаточно, необходимы непременно дела. Так, не будет слишком сильным сказать, что проповедь о единой спасающей вере проникает собою весь Новый Завет и составляет его главное и наиболее утешительное содержание. „Кто будет веровать и крестится, говорит Господь, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» (Мф. XYI, 16). Христос Свет истинный, дал тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, власть быть чадами Божьими» (Ио. I, 12), и смысл всего домостроительства в том и состоит „дабы всякий верующий в Сына Божия не погиб, но имел жизнь вечную» (Ио. Ш, 15. 16, 18. 36 и т. д.). Евангелие цель свою имеет в том, чтобы люди „уверовали, что Иисус есть Христос Сын Божий, и веруя имели жизнь во имя Его» (Ио. XX, 31). „Вы, пишет христианам апостол Петр, доселе не видя (И.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

  Что есть в существе своем сия ЧАША Христова? Глубина сей тайны скрывается от нас. В нашей попытке следовать Христу путем хранения Его заповедей — мы неизбежно и непрестанно пьем некую чашу, но того, о чем мыслил и что переживал Христос в “тот час”, мы не постигаем в полноте. Однако нечто аналогичное непременно совершается и с нами, как и Он Сам сказал: “Чашу, которую Я пью, будете пить” (Мк. 10: 39). Таинственна ЧАША Христа, но и наша чаша скрыта от чуждых глаз.   “И если мы только в этой жизни надеемся на Христа, ТО МЫ НЕСЧАСТНЕЕ ВСЕХ ЧЕЛОВЕКОВ”, — сказал Павел (1 Кор. 15: 19). Да, это именно так и есть. Но в чем же является необъяснимым сие благословенное “НЕСЧАСТИЕ” для не последовавших за Христом? В том, что вообще все реакции Духа Христова на все, совершающееся вокруг нас, — глубоко различны, часто диаметрально противоположны духу детей мира сего. Вот пример: Иуда вышел из Сионской Горницы, чтобы предать Господа на распятие, и в тот момент раскрылись уста Его, и Он сказал: “Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нем” (Ио. 13: 31). И так на каждом шагу в Евангелии мы усматриваем, что Господь жил в ином плане Бытия; там, где все преломления проходят чрез призму иного рода. И кто хочет знать о сей тайне хотя бы отчасти, тот должен взять на рамена свои крест свой и всецело предаться в волю Отца Небесного. Нет иного пути. И нет еще конца конфликту между Христом и миром сим.   Глубока моя любовь и благодарность к Церкви, в недрах которой открывалось мне Божество Иисуса Христа и образ явленного Им человечества. Сей “образ” видим мы в жизни отдельных людей, как и в нас самих, — умаленным; полная реализация его, образа, принадлежит будущему веку, но и нечастые в истории приближения к нему вызывают восторг в душе. Нормально христианину жаждать уподобиться Господу: обнять мир любовью, как Он обнимает его; подобно Ему не иметь врагов, т. е. быть свободным от ада ненависти к кому бы то ни было, согласно Его, Христа, заповеди: “А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца небесного” (Мф. 5: 44–45). Но никто из сынов Адама не может жить так своею силою. Сие возможно не иначе, как если Дух Святой наполнит сердце человека присущей Ему вечностью. Без Него мы не можем сохранить заповеди Божией (ср.: Ио. 15: 5).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Михаил Иванов 14 марта 2017, 22:41 " Сегодня я думаю, что «искушением» для нас был не мир – искушением была мечта о монашестве – каким мы его себе представляли " - очень откровенная и добрая статья умного и честного человека, храни его Господь. Мне довелось получить в Свято-Юрьевом монастыре благословение отца Иллариона в тот день, когда он благословлял Путина. Никогда не забуду праздника общения с этим человеком, этой чистоты общения, как будто чистой родниковой воды в жару напился. Удивительнейший человек! Узнав, что я кадровик по профессии, он очень просто посетовал: " Вот и я здесь в монастыре по кадровому вопросу. Слушал исповедующихся послушников, врут... " Спасибо за статью! Вадим Тимофеев 14 марта 2017, 21:31 Прочитал моментально,очень поучительная история,большое спасибо автору.Как всётаки схожа сущность людей. С уважением Вадим Тимофеев. Николай 14 марта 2017, 14:39 14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, --и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицем Его. 15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, --и Бог воззовет прошедшее. елена 14 марта 2017, 11:09 Да, рассказ прочитала на одном дыхании,понравился.Только осталось чувство,вот ещё чуть чуть бы чего то узнать из жизни монастыря,про их быт,жизнь.Напишите.Спаси Господи. Антонина 14 марта 2017, 07:31 Спаси Вас Господи! Ваша статья заставила о многом задуматься, спасибо! С.В. 13 марта 2017, 23:03 Однажды старенький монах мне сказал, что монашество должно быть не в голове, а в сердце... Благодарность автору за поучительную историю Антонина Щеголева 13 марта 2017, 22:41 Очень поучительная история! Спасибо автору за откровенность!!! ИО 13 марта 2017, 22:34 Да уж... А в приходских храмах сколько " лишних " людей! Которые, вместо того, чтобы заниматься делом, строят из себя шибко духовных... Как же, все-таки, трудно нащупать свой истинный путь! Помоги нам всем, Господи! Влюбленная-В Море 13 марта 2017, 22:26 Ни прибавить, ни убавить-всё очень доходчиво,искренне.

http://pravoslavie.ru/101805.html

В наиболее лаконичной полноте эта великая тайна благочестия выражена в Евангельских словах: «Пришел Сын Человеческий взыскать и спасти погибшего» ( Мф. 18, 11 ). Одна из наиболее существенных функций Промысла Божия о людях состоит в том, чтобы, ведя человека через живую веру в Спасителя к блаженной вечности, указывать здесь на земле пути жизни: « Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. ( Ин. 12,46 ). Это просвещение Христово наиболее понятно и очевидно осуществляется Им через благовествование истины, а также через воплощение тех нравственных заповедей, которое по Слову Божию влечет за собой блаженство. Блаженство состоит в том, что прежде взыскуется («алчется и жаждется»), а затем и исполняется Божия правда. Божественный Промысл совершает свою спасительную миссию в очищаемой и восстанавливаемой природе человека. Спасительное действие Промысла Божия совершается положительно над теми людьми, кто живет « о всяком слове, исходящем из уст Божиих» ( Мф.4, 4 ). Поэтому промыслительно оказываются «блаженны слышащие Слово Божие и хранящие его» ( Лк.11, 20 ). Промысл Божий обещает им все, что они попросят в молитве с верою и дает им знать тайны Царствия Небесного ( Мр.4, 25 ).; короче – всячески награждает исполнителей Божией правды. Многие нежнейшие, почти лирические слова находит Спаситель, чтобы показать попечительство Промысла Божия над человеком «Не две ли малые птицы продаются за медную монету, и не одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же и волоса на голове все сочтены... Не бойтесь же ...» ( Мф.10, 29–31 ). Как замечательны в этом отношении притчи о бесплодной смоковнице, которую садовник просит оставить на третий год ( Лк. 13, 6–9 ), о богатом и Лазаре ( Лк. 16, 19–31 ), о блудном сыне ( Лк.15,11–32 ), рассказ о расслабленном (Ио.5,1–16). С позиции нравственного деятельного осознания жизни наиболее существенны функции Божественного Промысла, руководящего человеческую личность ко спасению, потому что при этом раскрывается механизм синергетического – совместного Промыслительно-Божественного и свободно-человеческого делания, совершающего спасение. Основные направления действия Промыслительного механизма здесь следующие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

Проповедь Иисуса Христа о Царствии Божием сопровождалась непрерывными чудесами и знамениями. Господь исцелял множество больных, изгонял бесов, повелевал силами природы, воскрешал мертвых. Творимые Иисусом Христом чудеса были настолько необычайны, что вызывали или недоумение и страх, или восторг очевидцев. Это были таинственные, сверхъестественные явления, ничем необъяснимые, кроме действия сил Всемогущего Бога. Никодим, один из начальников иудейских, придя ко Христу, сказал: «Ты учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог» (Ио. З, 1—2). Но Христос не только Сам имел эту власть, но и даровал ее Своим ближайшим ученикам – двенадцати и семидесяти Апостолам. Отправляя их на проповедь – «Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь… и заповедал им говоря: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте. Даром получили, даром давайте». (Мф.  10 :1-8). Ученики, благовествуя Царствие Божие, пользовались властью данною им Иисусом Христом, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мрк.  6 :13). Возвратившись с проповеди, они с радостью говорили: «Господи, и бесы повинуются нам о имени Твоем…» (Лк.  10 :17). Однако, по немощи, свойственной всякому человеческому естеству, сила чудотворения для Апостолов была ограничена, Так, например, они не могли исцелить бесноватого отрока-лунатика «по неверию» и по недостатку «поста и молитвы » (Мф. 17 :19-21), или – Ал. Петр начав идти по бурному морю, стал утопать, потому что «усомнился» и «испугался» (Мф. 14 :30-31). Но чудотворение Самого Христа было беспредельно. Всюду, где бы ни появлялся Господь, враждебные силы, поразившие человечество грехом, болезнью и смертью, отступали и бежали, как мрачные тени от лица Огня и Света, «И куда ни приходил Он», – говорит Ап. Марк, – «в селения ли, в деревни ли, в города ли, клали больных -на открытых местах и просили Его, чтобы им прикоснуться хотя бы к краю одежды Его, и которые прикасались к Нему, исцелялись…» (Мрк.  6 :56).

http://pravmir.ru/chudo-2/

Евангелие говорит нам: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.» (Ио. 6: 53-56) Апостол Павел добавляет к этому: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.» (1 Кор. 11:29-30) А как определить – достоин ты или не достоин? На это есть в Православной Церкви духовник. Иначе бы каждый считал бы себя отличным (шутит Святейший Патриарх Павел). Диавол часто подучает человека сделать то-то и то-то плохое, мол все так делают и поступают. Не нужно слушать диавола никогда – ни когда он советует человека ко злу, ни в том случае, если он подговаривает человека и к мнимой добродетели, особенно к подвигам не по разуму и не по силам конкретного человека. Дорогой и Святейший Владыко! Прошу Вас передать свое святительское благословение всем нижегородцам, прихожанам нашего Собора во имя св. Александра Невского, всем читателям газеты «Нижегородсеи епархиальные ведомости» в связи с торжествами 100-летия прославления преп. Серафима Саровского в лике святых. БЛАГОСЛОВЕНИЕ ГОСПОДНЕ НА ВАС! С ПРАЗДНИКОМ! Со Святейшим Патриархом беседовал священник Игорь Пчелинцев. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 января, 2022 1 августа, 2020 1 августа, 2019 30 июля, 2019 15 января, 2019 31 июля, 2018 29 июля, 2016 1 августа, 2015 1 августа, 2015

http://pravmir.ru/patriarx-serbskij-pave...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010