Суббота. (1 Кор. 15, 39–45; Лк. 4, 31–36). “ Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших” (Ио . 8, 24) . “Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4, 12). Надобно получить отпущение грехов, а его получить нельзя иначе, как только верою в Сына Божия, плотью нас ради распявшегося, под условием нежелания поблажать греховным привычкам и делам; ибо когда согрешаем, то только Его имеем ходатаем к Отцу. Давшему слово: воздерживаться от грехов надо принять содействующую благодать Пресвятого Духа, а она на землю низошла после того, как воссел Господь, вознесшись, одесную Бога–Отца, и дается только верующему в эту дивную экономию нашего спасения, и с этою верою приступающему к Божественным таинствам, учрежденным в св. Церкви Господней, чрез апостолов. Так, кто не верует в Господа, как Он есть, тот не может быть чистым от грехов. Не очистившись от них, он и умрет в них; а умерши, и суд приимет по всей тяжести их. Кто хочет поблагодетельствовать кому вечноценными благодеяниями, поруководи его в вере в Господа, вере истинной, не допускающей мудрствований и колебаний. Тех же, которые прямо или косвенно расстраивают веру в Господа, должно считать вековечными злодеями, ибо они причиняют такое зло, которое ничем нельзя поправить, и сила которого простирается на всю вечность. Не оправдает их неведение, ибо, как не ведать той истины, которая известна всему миру? Не оправдают противоубеждения, ибо начни только строго поверять их, тотчас поколеблешь их силу, и ни на чем потом не сможешь опереться, кроме как только на вере в Господа. Отстают от веры те, которые не разбирают, как должно, и оснований, и веры, и тех учений, к которым пристают. Точное исследование условий спасения приведет к убеждению, что они исполнимы только с Богом воплотившимся, умершим на кресте и ниспославшим на землю Духа Святого. В этом и состоит существо веры христианской. Кто искренно так верует, тот никак не умрет в грехах своих, ибо он сам в себе носит силу, приносящую помилование. Неверующий же уже осужден, ибо сам в себе носит осуждение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

«Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, и потом сожжет огнем неугасимым». ( Мф. 3,12 ). В этих апокалиптических образах, выраженных с силою пророческою, выражается общая мысль о приближающемся суде: «ныне суд миру сему» (Ио. 12, 31). Еще новые черты проповеди Иоанна, применительно к разным положениям, содержатся в Евангелии от Луки: «и спрашивал его народ: что же нам делать? он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай тоже. Пришли и мытари креститься и сказали ему: учитель, что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте, более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием» ( Лк. 3,10–14 ). Эти простые и жизненные ответы показывают нам Иоанна Крестителя как одного из пророков, обычно преследовавших в числе других целей и нравственное исправление и улучшение нравов. В известных пределах Иоанн не уклоняется от роли учителя жизни, равви. Вместе с тем эти вопросы показывают и степень влияния его на разные слои населения и силу произведенного им впечатления. От слов его расплавлялись сердца, люди приходили в движение и снимались с мест своих, в исканиях и предчувствиях. Покаяние приводило к исканию новой жизни. Они устремлялись на нового и великого пророка, «народ был в ожидании и все помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он» ( Лк. 3, 12 ). А он отклонял это ожидание, указуя на Сильнейшего его, грядущего за ним. В этих сжатых и скупых словах Евангелия еще раз свидетельствуется подвиг Предтечи, – его самоотверженное смирение. Сколь велико было искушение для греховного человеческого естества с его себялюбием и гордостью отнести к себе, задержать на себе не пропуская хотя один луч той славы и влияния, которые излучал Предтеча в своей проповеди, и как тяжелы и непоправимы были бы последствия того. Жизнь и проповедь, дело Предтечи, входят в служение Господа И. Христа как его пролог, его составная и неотъемлемая часть, подобно тому как в него входит, хотя и в своем особом смысле, жизнь и подвиг Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Приходится заключать, что Бог и Ангел в данном случае онтологически означают одно и то же. Этого отожествления нельзя, конечно, понять в том смысле, что ангел есть Бог, т.е. в смысле политеистическом. Но это значит, что Бог являет Себя в ангеле, как силе Своей, которая принадлежит Богу, хотя ей дано тварно-ипостасное самобытие. Таким образом, здесь допускается как бы онтологическая pars pro toto, часть вместо целого. Она имеет, однако, основание в том, что ангелы в известном смысле причастны Божеству, входя в божественную природу как «вторые светы», неотделимые от первых. Для них жизнь – быть «ангелами», Божиими вестниками, совершителями, восхвалителями воли Божией. Их естество совершенно прозрачно для божественной жизни, есть самая эта жизнь в ипостасном сознании. Как это может быть, это – тайна ангельской природы, человеку ныне недоступная, но что это именно так, свидетельствуется и Словом Божиим, и всем церковным Преданием: «творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный». Отсюда и их служебное отношение к человеческому миру, и их к нему сопричастность, которая вытекает из этой служебности. В будущем веке радость ангелов и человеков будет в общем обладании этим единым человеческим миром, в который ангелы восходят и нисходят по лестнице, воздвигнутой нашего ради спасения ( Быт. 28,12 ) и соединяющей отверстое небо (Ио. 1, 51) со спасенной землей. Но сами ангелы не имеют своей собственной тварной жизни. Только бесы вследствие падения восхотели иметь свою собственную жизнь и свой собственный мир, они «не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище», и, за отсутствием своего собственного, им присущего мира, они хищением и до времени завладели миром человеческим. Однако мнимый, самозваный «князь мира сего» с клевретами своими «изгнан будет вон» (Ио. 21,31) истинным Царем из племени Давида. Есть еще одно свойство, отличающее ангела от человека, хотя вместе с тем и сближающее их. Хотя ангелам свойственно быть силами Божиими (откуда слово эль – Бог в окончании имен ангелов, нам известных: Миха – и (э) л, Гавриил, Рафаил и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Мы назовем самые замечательные из медицинских книг, изданных в Китае до XVII столетия. Цзин-ио-цюань-шу – полный курс Китайской медицины, составленный ученым Чжан-цзе-бин, в XVI столетии, во времена Минской династии, и напечатанный племянником его Жу-хой. Это есть одна из лучших книг, какие я только знаю, пользующаяся по сие время славою между Китайскими врачами. Нигде нельзя встретить столько основательности в изложении, как в книге Цзинь-ио-цюань-шу. Если можно в чем упрекнуть составителя её, так это – в излишнем пристрастии к лекарствам укрепляющим и к произведению всех почти болезней от причин ослабляющих, угнетающих. Дун-и-бао-цзянь – курс медицины, составленный в Корее ученым Корейцем Сюй-цзюнь, перепечатанный без всякого изменения в Китае сначала при Минской династии в правление Ван-ли, т. е. около 1500 года, ученым Нан-юй, потом при настоящей Маньчжурской династии, на 31 году правления Цян-лун, т. е. в 1766 году. Представленные в этом сочинении медицинские понятия сходны с излагаемыми в медицинских книгах, изданных в Китае. Отличие состоит в объяснении некоторых физиологических и патологических явлений по началам Даоской (Индо-брахманской) религии. Как на недостаток этой книги, можно указать на преобладание рецептов против подробности описания болезней и на излишнюю веру в лекарства, находящиеся под влиянием духов. Книга эта до сих пор славится, как одно из лучших медицинских сочинений, и издается в Корее особенным форматом, на особенной бумаге, приготовляемой из коры brousraneticae papyriferae. Издание китайское схоже с обыкновенными китайскими книгами. Чжан-ши-лэй-цзин – курс медицины, составленный при Минской династии, на 4 году правления Тянь-ци, т. е. в 1624 году, ученым Чжан-цзе-бин, автором книги Цзинь-ю-цюань-шу. Сочинение это после выхода своего было многократно перепечатываемо без всякого изменения. Главное отличие его состоит в особенном направлении – разделять все болезни, на болезни с излишеством и на болезни с ослаблением, считая последние одним из частейших зол, убивающих людей, и приписывая укрепляющим лекарствам всю заслугу в исцелении болезней.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Исх.28:14,15 ; Иер.44:15–18;2:29–37 ). Таким образом, Евреи своим идолопоклонством и возведением языческой религии на степень государственной, как было при Манасии, и своими политическими союзами с язычниками для устроения своего гражданско-политического блага по существу нарушили Синайский завет с Богом, и не только со стороны его феократического значения, но и религиозно-церковного; потому что ложные языческие религиозные верования искажали истинное откровенное учение о Боге закона Моисеева и уничтожали спасительную веру в грядущего Мессию. 2. О каком суде Бога со Своим народом говорится в данной пророческой речи? Под «судом» и «прениями» Господа со Своим народом нужно разуметь обличения Иудеев пророками в нечестии и внешние наказания их бедствиями от Бога с целью доказать Иудеям, что они своим идолопоклонством и союзами с язычниками, изменяющими условленный Синайскими законами феократический быт народа Божия, нарушают по существу феократические права Господа, основанные на завете Синайском. Результатом такого суда и таких прений является приговор Господа о расторжении этого феократического союза ( Иер.3:1 ). Этот приговор исполнился через выселение Иудеев из Богом данной земли в плен Вавилонский, через прекращение видимого присутствия Господа царя во облаке над кивотом завета, через прекращение небесного огня на жертвеннике всесожжений и через потерю урима и туммима первосвященника, через которые он получал откровения от Бога по силе своего звания, по должности. Но прекращение феократии в народе Божием не означало прекращения бытия церкви, а наоборот: Господь расторгнул феократический союз, чтобы усилить значение церковно-религиозного завета ( Иер.3:16,17 ), чтобы приготовит членов ветхозаветной церкви к вступлению в царство Мессии «не от мира сего» (Ио. 31:31–34). Таким образом, под судом Божиим в данной пророческой речи нужно разуметь нравственный, исправительный суд через обличения и внешние бедствия. 3. Как понимать 22-ой стих главы второй? Под «нитром» (евр. нетер-состав из минеральных солей и масла, в роде мыла) и «травами борифовыми» (евр. борит щелок, отвар из соляных растений) нужно разуметь здесь иносказательно обычные средства очищения грехов и умилостивления Бога: покаяние, молитва и пост в соединении с очистительными жертвами о грехе. Но все эти средства, по свидетельству Самого Господа, недостаточны для очищения народа от греха идолопоклонства. Почему так? Потому что увлечение идолопоклонством вошло в духовную природу Евреев, проникло ядом во все отправления жизни, так что в этом отношении увлечение Иудеев идолопоклонством сравнивается у пророка с неудержимой половой похотью верблюдицы и ослицы (ст. 23 и 24). Такое греховное увлечение Иудеев идолопоклонством могло быть уничтожено только огненным очищением, т.е. страшными бедствиями и страданиями всего народа Иудейского, как это совершилось через плен. §6. Гл.9:1–26: плач пророка о нравственном развращении и о несомненной гибели своих современников

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Anth. Pal., VII, 417 (пер. Л. В. Блумеиау). 43 Ср.: Mumiglianu A. Alien Wisdom: The Limits of I Iellenisation. Cambridge University Press, 1975. P. 4–6. 44 Cic. Tuscul. Ill, 54. 45 Horat. epist. II, 1, 156–157. 46 Philostr. vit. sopli. II, 31, 3. 47 Ibid. II, 31,1. 48 Var. hist. 11,9. 49 Strab. V,3,3. 50 Polvb. XXXIX. 12, 1 (пер. С. Н. Соболевского). 51 A. Gell. noct. Att. XVII, 17, 1: «Quintus Knnius tria corda habere sese dicebat, quod loqui Graece et Osce et Latine sciret» [Квинт Эннии говорил о себе, что у него три сердца, ибо он умеет говорить по–гречески, ио–окекп и полатыни]. Ср.: Momigliano A. Op. cit. Р. 16–18. Момильяно задает риторический вопрос, понимали ли греки эпохи эллинизма, «какую опасность представлял народ, способный соблазнить выходцев пз Великой Греции, Кампании, Умбрии π Африки использовать свое знание греческого языка ради создания литературы на латинском языке» (Ibid. Р. 21). 52 Hieronym. Chron. а. 1838, р. 138 Helm. Пестрому этно–языковому составу основоположников литературы на латинском языке особое значение придавал Μ. М. Бахтин. «Для начала римской литературы характерно — триязычие. «Три души»жили в груди Энння. Но три души и три языка–культуры жили в груди почти всех зачинателей римского литературного слова, всех этих переводчнков–стилнзаторов, пришедших в Рим из Нижней Италии, где пересекались рубежи трех языков и культур: греческой, оскской π римской. Нижняя Италия была очагом специфической, смешанной, гибридной культуры π смешанных, гибридных литературных форм. С, этим трпязычпым культурным очагом существенно связано возникновение римской литературы: она рождалась в процессе взапмоосвешення трех языков — своего–родного и двух своихчужих» (Бахтин М. Из предыстории романного слова//Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М., 1975. С. 428). Как кажется, эти замечания гораздо убедительнее, чем утверждения этого же исследователя, касающиеся «сложного многоязычия» эллинизма. Конечно, Лукиан из Самосаты — пример Бахтина (там же, с. 429): вырос в зоне распространения арамейского языка, однако едва ли в его творчестве можно выделить «взаимоосвещение» арамейского и греческого слова; но «взанмоосвешение» греческого н латыни — вещь реальная и осязаемая. 53

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=778...

  Конечная цель молитвы — неизменна в веках, но, не теряя единства инициального устремления, в ходе жизни она непрестанно меняется в своем содержании. Иногда она объемлет весь мир, в его совокупности, иногда же сосредоточивается на нуждах данного момента. Различные положения могут явиться ее импульсом: личное покаяние, сострадание ближним, просьба о помиловании их; искание просвещения в недоумениях; выражения благодарности Богу за Его благой промысл, или восторга пред Богом–Спасителем. И многое Другое.   Жажду Бога, Свет, от Него исходящий, и действующую в нас силу Его — как изображать? Я сознаю свою полную неспособность: вижу, что не избегаю повторений как бы того же самого. Впадаю в утомительные излишества или бываю слишком кратким.   Не раз моя молитва (если возможно так назвать то, что бывало со мною в действительности) доходила до недопустимой дерзости. Продолжая видеть царящим во всем мире кошмар насилий владык и князей земли над “своими же братьями” (см.: Мф. 23: 8), я в горечи сердца говорил: “Если Ты создал все, что существует; если без Тебя ничто не начало быть (см.: Ио. 1: 3), то все эти гнусные преступники, способные проливать кровь миллионов и миллионов людей по всей вселенной ради немногих дней извращенного удовольствия господствовать над бедными страдальцами, — то не они повинны суду, и не они ответственны… Ты, как Творец всего, единственный виновник неисчетного горя земли…”. Тяжким было это искушение: я стоял на грани отчаяния и как бы безумия; дурного отчаяния: не виделось никакого исхода. И опять посетил меня Господь: Его мир коснулся сердца моего и мысль моя потекла по иному руслу: Отец послал Сына Своего, чтобы спасти мир; и Его они убили. Но вот Он воскрес как Победитель смерти и уже как Царь вечности “совершит суд Свой над народами по правоте” (Пс. 9: 9; Евр. 10: 31).   Итак, что же? Не в пределах земли разрешается вопрос о добре и зле. Пошедшие на заклание, как овцы, “не противясь злому” (см.: Мф. 5: 39), уподобятся Сыну Отчему (Ис. 53: 7) и совоскреснут с Ним во славе неувядаемой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

III, 8–11. 24 Ио. I, 12, XII, 44; Гал., III, 14. 25 ИпостасныЙ значит личный или имеющий личное бытие. 26 Философия иногда открывала подлинные истины (напр. Элейцы, Сократ, Платон, Филон), но условием этого было искреннее стремление к познанию духовного бытия и Бога, как они есть. Тогда Сам Бог открывал ученым истины, к объективному познанию которых они стремились. 27 ) В Ветхом Завете Бог сравнивается с мужем, который по любви избрал себе жену, когда же она изменила ему, Он зовет ее вернуться (Иер., III, Иез., XVI). 28 ) В том смысле, что и человеческое естество Христа всецело усыновлено Богу. Во Христе нет «двух сынов», как двух личностей. 29 Филон (современник Христа), был без сомнения одним из глубочайших мыслителей мира: он пытался объяснить в свете Ветхаго Завета и греческой философии отношение между Богом, миром и человеком. Во многом он близок отеческой философии. 30 ) То есть познание Бога через отражение Его в мире и в душе (ср. I Кор. XIII, 12). 31 Спиритуализмом называется течение философии или этики, которое сосредотачивается исключительно на духовном бытии, пренебрегая органическим и материальным миром или даже отрицая его реальность. Кстати сказать, в греческой философии было совсем другое представление о материальных существах, чем в Библии или современной науке: сущность всех вещей и тел казалась в вещах скорее началом ограниченности и разделенности во времени, пространстве и, вообще, в бытии; материя, отделенная от идеальных сущностей вещей нереальна или является только возможностью. Это учение было усвоено и большинством отцов, хотя представление о материальных вещах и организмах, как о существах особого рода, имеющих свою особую органическую или материальную сущность и свои особые законы бытия, было бы ближе к Св. Писанию и науке. Философский спиритуализм не мог не влиять и на представление о жизни, обесценивая все, что связано с телом и материей, и даже приводя иногда фактически к враждебности ко всему недуховному. 32 Ими были облечены люди после грехопадения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

4 . празднества и время для подвигов благочестия христианского. Нет сомнения, что время праздное и неделя, не выражая понятия собственно христианского, ведут свое происхождение от времен дохристианских. В О.Е. ορτ переводится не только словом: праздник, но и описательно: «на вьсак же дьнь великъ» ατ δ ορτην, Мат. 27, 15; впрочем, и в тексте читаем: ν γρ μεγλη μρα ενου το σαββτου, бе бо велик день тоя субботы, Io. 19, 31. Однако свободное употребление этого описания в слав. переводе заставляет предполагать, что оно принадлежит нам: так в др. чеш. Еван. XIV в.: ped šesti dnów weliké noci – вместо Остромирова: «пржде шecmi дьни пасхы» Io. 12, 1. Праздник по-серб. год, откуда верх. луж. hody, ниж. луж. gódy праздник Рождества Христова; Сербы же называют его бóжить, т.е. божичь. – Слово пость обыкновенно производят от гот. fastan νηστεειν, в О.Е. поститися: но мы не имеем к тому никаких лингвистических данных: можем заключить только, что это слово и между Славянами, и между Немцами получило самостоятельную вокализацию, и осталось отдельным, не будучи окружено родственными словами: гот. fastan, агс. смущает «а» в «ае»: faesmen; Остромирово пост, др. чеш. удлиняет «о» до «ио»: puost, откуда нов. чеш. pst; ниж. луж. являет замечательную перестановку согласных: spot; лит. язык по собственной своей организации изменяет славянское «о» в «а»: pasnikáuju – пощусь. Так как почти все важнейшия понятия благочестия и учения христианского образовались в слав. языке, независимо от Готфов: то нет причины делать исключение для слова, означающего столь существенный обряд, вменяемый в необходимую обязанность христианину. 5 . ад. Сами Немцы 88 снисходительнее Копитара к нашему пеклу, столь распространившемуся между всеми славянскими наречиямми и даже в Литве и в древ. прус. языке: в священном языке славянском употребляется не только пекло, но и пьцьлъ 89 , серб. пакао, чеш. peklo, слов. pekel, пол. pieklo, лит. péklà, др. прус. pickullis. Гримм объясняет влиянием славянского языка не только мадъяр. pokol ад, но и новогреч. πισσα ад. Пекло означает первоначально смолу, потому у люнеб. Вендов ад называется smela; а потом пекло ад в смысле христианском, исполненный смраду и горящей смолы: следовательно, это слово должно причислить к древнейшим христианским; и у Литовцев, собственно по христианским понятиям, чорт pyculas, др. прус. pickuls; другое же лит. название чорта wélnas – перенесено от языческого божества к христианскому понятию. Хотя в древ. нем. памятниках вён (pix) и употребляется в смысле ада: in dem beche, diu pechwelle; однако это название не более, как случайное и не столь распространившееся, как пекло. Собственно, же нем. слово для ада идет еще от самого Улф.: halja, производимое от helan скрывать. 5. Начало славянской грамотности и образованности, определяемое в языке готфского перевода Библии

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Хочет ли Господь открыть и совершить особенную волю над своим избранным в человечестве? И се приидоша Ангелы Божии предстати пред Господом , как было пред началом подвига Иовлева (Ио. 1, 6). Угрожает ли избранным, опасность от врагов ? Невидимое воинство ополчается около них и даже для очей веры становится видимым. Не бойся, говорит Пророк испуганному неприятельским нашествием отроку своему, не бойся: яко множае иже с нами, нажели с ними. И помолися Елиссей и рече: Господи, отверзи ныне очи отрока, да узрит. И отверзе Господь очи его, и виде: и се, гора исполнь коней, и колесница огненна окрест Елиссеа ( 4Цар. 6:16, 17 ). Видения пророкам Даниилу и Захарии открывают, что между тем как избранный народ подвизается против своих видимых врагов, в невидимом мире в тоже время идет брань подвизающихся за избранный народ Архистратигов Ангельского воинства – Ангелы при самых младенцах – по возрасту и вере, выну видят лице Отца Небесного, по слову самого Спасителя. «Радость бывает пред Ангелы Божьими о едином грешнике кающемся и, говорит также Сам Господь. «Вси служебные духи посылаются на служение тем, которые наследуют спасение» – учит Ап. Павел. По созерцанию Новозаветного Тайнозрителя все судьбы земной Церкви совершаются при служении Св. Ангелов. Ангелы наконец, по слову Христову, «соберут от царствия Его на земли все соблазны и творящих беззаконие: и ввергнут их в пещь огненную, как плевелы» ( Мф. 13:41, 42 ). Ангелы же Христовы тогда «соберут избранные Его от четырех ветров от конец небес до конец их» ( Мф. 24:31 ). Известно и столь радостно для верующего сердца, развитое на основании представленных черт откровения, Церковное учение об Ангелах мирных и верных хранителях душ и телес наших Всему этому со стороны Св. Ангелов, свойственно и должно совершаться в силу не случайных только или чрезвычайных Божественных распоряжений, но по назначению и совершенно Ангелов к такому воинствованию на земле от самого создания мира. Но особенно, в-третьих, из сего творческого назначения и совершения св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010