митрополит). Местом его резиденции стал г. Гродно, И. оставался настоятелем Борисоглебского мон-ря. В февр. 1842 г. доложил епархиальному начальству о бедственном положении древнейшей Борисоглебской (Коложской) ц., к-рой угрожало разрушение. Когда в 1845 г. произошел 1-й обвал берега у юж. стены храма, митр. Иосиф (Семашко) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о переезде насельников в корпуса упраздненного католич. монастыря бернардинок в Гродно. Однако по вине канцелярии Синода этот вопрос не рассматривался. В апр. 1853 г. после частичного обвала стен храма просьба И. была удовлетворена. Он организовал сбор средств на ремонт обители и пожертвовал часть денег из собственных сбережений. В окт. 1854 г. братия переехала в здание бывш. католич. обители в центре города. 3 нояб. 1854 г. И. освятил ц. святых Бориса и Глеба, 27 нояб.- теплую ц. в честь Казанской иконы Божией Матери (вскоре переосвящена во имя свт. Митрофана Воронежского). Иконостас для Борисоглебской ц. пожертвовал друг И. московский свящ. Иоанн Зёрнов. И. укреплял в Православии бывш. униатов Литовской епархии. По поручению митр. Иосифа проводил ежегодные ревизии церквей. Согласно воспоминаниям современников, вникал во все подробности жизни приходов: испытывал священников в знании правосл. богослужения, дьячков - в чтении и пении, беседовал с крестьянами, выслушивая их просьбы и разъясняя смысл молитв, проводил испытание учеников церковноприходских школ ( Зосимович. 1886. С. 555-556). Распорядился убрать из храмов греко-католич. иконы Иосафата Кунцевича , причисленного к лику святых католич. Церковью за распространение унии в западнорус. землях. Почти во всех воссоединенных церквах епархии не было иконостасов, не хватало икон правосл. письма. После ходатайства митр. Иосифа (Семашко) перед имп. Николаем I правительство выделило из гос. казны сумму, с помощью которой, при активном участии И., было отремонтировано и украшено большинство воссоединенных церквей. В связи с трудным материальным положением епархии, лишенной поддержки польск.

http://pravenc.ru/text/293457.html

Монастырь основан при деревянной церкви в честь Святого Духа, построенной в первой половине XIV в. в западной части Заручевья (Заручевской слободе). Вторая жена князя Ольгерда, тверская княжна Иулиания, основала при церкви женский монастырь, где, согласно преданию, сама приняла монашеский постриг под именем Марфы. Вскоре умерла и была похоронена в Свято-Духовом же монастыре. После заключения церковной унии 1596 г. Свято-Духов храм, как и другие, переживал притеснения, особенно усилившиеся после убийства витебчанами униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. Монастырь пострадал во время войны между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 г.г., но уже в 1661 г. был отстроен на пожертвования горожан. Женский монастырь при Свято-Духовой церкви был восстановлен в 1697 г. как униатско-базилианский. В 1796 г. вместо деревянного был построен каменный храм Иоанна Богослова в стиле барокко. После возвращения раскаявшихся униатов в лоно Православия в 1839 г., женский Свято-Духов монастырь вновь стал православным, ему возвращено древнее название. Но к середине XIX в. обитель приходит в запустение. В 1855 г. здесь оставалось только шесть престарелых монахинь. Вскоре монастырь вовсе закрыли и превратили в женскую тюрьму. Благодаря ревности витебской общественности, в конце XIX в. тюрьма была переведена в другое место, а в стенах монастыря разместилось женское Духовное училище. В 1898 г. на средства Полоцко-Витебской епархии было возведено новое трехэтажное монастырское здание. Одновременно была перестроена в стиле московской архитектуры и церковь в честь Святого Духа. После революции 1917 г. духовное училище было ликвидировано, а церковь закрыта. В 1936 г. был уничтожен архив Свято-Духова монастыря. При перепланировке Витебска в 1947 г. здание церкви было снесено «как ненужное». 3 мая 2001 г. Синод Белорусской Православной Церкви благословил возродить Свято-Духов женский монастырь. Сегодня монастырь располагается в здании центра духовно-культурного возрождения Витебской епархии, где находится Свято-Ольгинская церковь и келии монахинь.

http://sobory.ru/article/?object=11825

Петр начал в Полоцке очень весело: приходили известия, как шведам не удалось напасть на Петербург с моря и сухого пути. Но окончилось пребывание в Полоцке печальным происшествием. Петр был раздражен против униатского духовенства, которое имело тайные сношения с шведами и сапежинцами ко вреду русского войска: один из монахов, бывший прежде православным, отличался сильными выходками против русских, возбуждал народ к тайному побиению царских солдат, бранил Петра и короля Августа. Петр молчал, потому что считал неблагоразумным, вступя союзником во владения республики, начать преследованием униатов и тем возбудить подозрение в правительстве и католическом народонаселении Литвы и Польши. Но судьба хотела иначе. Вечером 30 июня, накануне отъезда из Полоцка, он зашел с своими приближенными посмотреть униатский монастырь. Масло было подлито в огонь, уже существовавшее раздражение усилилось, когда монахи не пустили его в алтарь как противника их веры. Петр сдержался, однако, и тут. Увидавши образ, отличавшийся особенными украшениями, он спросил: «Чей это образ?» Монахи отвечали: «Священномученика нашего Иосафата (Кунцевича), которого ваши единоверцы умертвили». Тут Петр уже не выдержал и велел своим приближенным схватить монахов. Но монахи, видя малочисленность царской свиты, не сдались, начали кричать о помощи, сбежались послушники вооруженные, началась свалка, и некоторые из царских приближенных были ранены; наконец русские одолели, четверо униатов были смертельно ранены. В этой схватке раздражение Петра достигло высшей степени, и он велел повесить монаха, отличавшегося своими выходками против него в проповедях. Этим печальным событием воспользовались, с одной стороны, католики, не преминувшие раскрасить его своими красками; с другой стороны, внутренние враги Петра, которые также раскрасили событие своими красками: в 1708 году каторжный колодник, бывший солдат Иван Архипов, говорил: когда Петр был в Полоцке, и в то время день Петра и Павла пришелся в пятницу; государь заставлял благочестивой веры чернецов есть мясо; они не согласились, Петр позвал их в церковь молебен слушать, и как стали молебен служить, государь вынул палаш и двух человек убил до смерти, третьего ранил. В это время было видение: Иисус Христос в облаках, держа в одной руке копье, в другой огненные стрелы, говорил с гневом: «Время его за такое дело покарать!» Но Богородица упросила ждать покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

– Поставление православных архиереев и Советование о благочестии. – Усиление борьбы вследствие поставления православных архиереев. – Иосафат Кунцевич и письмо к нему Льва Сапеги. – Убиение Кунцевича. – Послание папы против православных. – Наказание жителям Витебска за смерть Кунцевича. – Козаки. – Гетман Сагайдачный. – Сочинение Пальчевского о козаках. – Митрополит Иов Борецкий поднимает козаков на защиту православия. – Обращение Иова к Москве. – Торжество поляков над козаками и комиссия на Медвежьих Лозах. – Похождения искателя турецкого престола Александра Ахии. – Восстание козаков под начальством Тараса. – Кисель и его отношения к козакам. – Восстание Павлика и Скидана. – Восстание Остранина и Гуни. – Киевская школа. – Луцкое братство и школа. – Петр Могила . – Отступление Смотрицкого от православия. – Смерть Сигизмунда III. – Требования козаков. – Королевич Владислав старается уладить дело между православными и униатами. – Продолжение полемики между ними. – Петр Могила митрополит и его поведение. – Продолжение гонения на православных. – Переселение в Московское государство. Обозревши Смутное время и восстановление спокойствия и самостоятельности Московского государства, Восточной России в царствование Михаила, мы должны обратить теперь наше внимание на Россию Западную, где шла также религиозная борьба, в решении которой должен был принять участие преемник Михаилов. Мы видели, что Западная Россия, вследствие известных недостатков своего государственного развития, не могла сохранить самостоятельности и должна была примкнуть к более сильному государству, Литовскому, а потом, при посредстве Литвы, соединилась и с Польшею. Мы видели также, что на первых же порах этого соединения оказались большие неудобства вследствие различия исповеданий, когда при Ягайле и некоторых его преемниках польские католики давали себе волю увлекаться религиозною ревностию и теснить восточное русское исповедание. Мы видели, как уже давно подобные попытки имели следствием народную вражду и стремление русских людей оторваться от польско-литовского союза и присоединиться к единоверной Восточной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Поэтому после победы России в СВО необходимо не просто ликвидировать автономию УПЦ, но возрождать не Украинский Экзархат (Экзархат – это заграничная церковная структура), а Новороссийскую, Слобожанскую, Малороссийскую и Карпаторусскую митрополии Русской Православной Церкви, потому что перечисленные регионы – русские, замыкающиеся на Москву, а не на Киев. Мы не признаём украинство, но местные русские особенности Малороссии – признаём, а Новороссия является этнически великорусским регионом, Одесса – русско-еврейским, а не малороссийским городом, как и Екатеринослав. Новороссия имела свою церковно-административную единицу в лице основанной при Екатерине Великой Славяно-Херсонской епархии, простиравшейся до Тирасполя, первым архиереем которой был идеолог Новороссии русский грек архиепископ Евгений (Булгарис). Эту мысль развил Сергей Моисеев, рассказавший о своей выходящей из печати книге «Почему Харьков – это не про Украину», и о том, как Слобожанщина воссоединилась с Россией в 1503 году. Руслан Калинчук, православный галичанин, бежавший от репрессий, убеждал собравшихся в том, что даже Червонная Русь не потеряна. Игумен Кирилл (Сахаров) подчеркнул необходимость системного разоблачения униатства и украинского сепаратизма, серьезной просветительской работы в этом направлении. Он также отметил, что зверское избиение Банченского митрополита Лонгина (Жара), румына по национальности, стимулирует румынских традиционалистов на переговоры с Россией о судьбе Буковины. Эту точку зрения поддержал Владимир Букарский, рассказавший о православном консервативном кандидате в Президенты Румынии (выборы в июне) сенаторе Диане Шошлоаке, выступающей против «Евросодома» и за митрополита Лонгина. Ее поддерживает Румынская Церковь, которая не признает «ПЦУ» в надежде получить Буковину в результате раздела б.УССР. Белорусский православный философ Дмитрий Куницкий рассказал о том, как Ватикан подрывает Союз России и Белоруссии пропагандой «святого» убийцы Православия Полоцкого униатского архиепископа Иосафата (Кунцевича).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/10/ko...

С роспуском ордена иезуитов (1773) деятельность большинства К. п. в Риме была приостановлена. Их положение осложнилось после провозглашения Римской республики (1798-1799) и в ходе наполеоновских войн; мн. коллегии лишились своих зданий. Полноценная деятельность К. п. возобновилась лишь с восстановлением ордена иезуитов в 1814 г. Папа Римский Григорий XVI вернулся к практике создания национальных К. п., учредив в 1844 г. Бельгийскую коллегию. Папа Пий IX возобновил работу Польской коллегии (1866) и открыл коллегию для бывш. англикан. клириков, перешедших в католицизм (коллегия св. Беды Достопочтенного; 1852), Французскую коллегию (Французская семинария, 1853), коллегии для латиноамериканских студентов (Collegium Pio-Latino-Americanum; 1858) и для североамер. студентов (Collegium Civitatum Foederatarum Americae Septemtrionalis; 1859). Мн. национальные К. п. в Риме были открыты при папе Римском Льве XIII : Армянская (для подготовки клириков Армянской католической Церкви ; 1883), Канадская (1888), коллегия св. Иоанна Непомуцкого (для клириков из Чехии и Моравии; 1890), Испанская коллегия св. Иосифа (1892), Украинская коллегия св. Иосафата Кунцевича (для клириков Украинской греко-католической Церкви ; 1897), Португальская коллегия (1900), Хорватская коллегия блж. Иеронима Стридонского (1901). Особое внимание Папского престола к Восточным католическим Церквам при папах Бенедикте XV и Пии XI способствовало появлению Эфиопской коллегии (для клириков Эфиопской католической Церкви; основана в 1919, деятельность возобновлена в 1930), Русской коллегии св. Терезы из Лизьё (см. Russicum) (для подготовки клириков Русской католической Церкви ; 1929), Румынской коллегии (1937). Были основаны Голландская (1930) и Бразильская (Collegium Pio-Brasilianum, 1934) национальные папские коллегии. В 1948 г. папа Римский Пий XII учредил Литовскую коллегию св. Казимира. При папе Римском Иоанне XXIII были открыты Словенская (1960), Филиппинская (1961) и Мексиканская (1961) коллегии, что было связано в т. ч. с подготовкой и проведением Ватиканского II Собора и позволило епископам из разных стран, прибывавшим на Собор, останавливаться в национальных коллегиях.

http://pravenc.ru/text/1841750.html

Сегодняшний вид посёлка привлекает внимание людей своей ухоженностью и чистотой. Особенно красиво выглядят центральная улица Советская и находящийся на площади «17 сентября» сквер. Рядом со сквером находится Свято-Петро-Павловская церковь, которая является одной из жемчужин поселка. Считается, что Ружанская церковь была основана в 1675 году, о чем свидетельствует табличка на фасаде храма: «Памятник архитектуры XVII в. Петро-Павловская церковь 1675 г. Охраняется государством». Эта же дата упоминается и во всех справочниках по истории архитектуры Белоруссии. Строительство церкви имело свою историю. В 1639 году маршалком Казимиром Львом Сапегой была построена церковь с монастырем базилиан для «исполнения прихожанам духовных треб». В 1675 году княгиня Христина Масальская из Сапегов, которая в то время владела Ружанами, перестроила церковь по образцу униатской. В 1761 году церковь была уже каменная, перестроенная в итальянском стиле придворным архитектором дома Сапегов Яном Самуилом Беккером, на средства князя Александра Сапеги. Немного позже, в 1784-1788 гг. рядом с церковью тем же архитектором было возведено каменное здание базилианского монастыря. 8 декабря 1781 года с благословения униатского митрополита Иоасона Смагаржевского церковь была освящена протоархимандритом базилианского ордена Порфирием Важинским во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Во внешнем виде храма за период его существования значительных изменений не произошло, за исключением деталей колокольни и фасада. В 1875 году над алтарной частью был возведен купол на небольшом барабане. Своим фасадом с высокой плоской четырехугольной колокольней церковь повернута на восток, а апсидой с алтарем, крестильней и ризницей - на запад. Это объясняется тем, что строительство церкви началось уже после того, как с восточной стороны площади в 1617 году был построен католический костел. Чтобы архитектурно оформить центр местечка Сапеги выбрали для униатского храма противоположную часть Торговой площади. Первоначально церковь имела шесть алтарей. Перед первым, главным, иконостаса не было. В середине этого алтаря размещалась икона Спасителя, дающего ключи святому апостолу Петру. Второй алтарь был посвящен святому Антонию, третий - Богородице, четвертый - Рождеству Христову, пятый - святому Василию Великому, шестой - Иосафату Кунцевичу. Многое из внутреннего убранства церкви напоминало католический костел: это и образ святого Казимира, королевича польского, и изображение на деревянной доске папы Александра. В 1822 году на средства помещика Калатора был установлен орган на 12 голосов.

http://sobory.ru/article/?object=09605

Также к собравшимся обратилась президент Благотворительного фонда святых Константина и Елены А.П. Оситис. Успенский кафедральный собор г. Витебска Первые документальные данные о существовании православной церкви Пресвятой Богородицы на Лысой (Пречистенской) горе, в месте слияния Витьбы и Западной Двины, относится к 1406 году. Уже к началу XV века появилась церковь Успения Пресвятой Богородицы, и доминирующая высота в городе получила название Успенской горы. К тому времени церковь уже была каменной. Когда восставшие горожане убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, по приговору суда Успенская церковь была разобрана, 20 человек казнены, город лишили магдебурского права и всех привилегий. В 1839 году в храме произошло торжественное богослужение по поводу возвращения униатов в Православие. В комплекс с собором входили здания Витебской духовной семинарии. После октябрьского переворота семинария и собор в Витебске были закрыты. В сентябре 1936 года здание собора было взорвано. В 1949 году на месте собора строится цех завода заточных станков, однако завод пришел в упадок и быстро прекратил существование. 26 сентября 1998 года Патриархом Московским Алексием II была заложена капсула с памятной грамотой в основание будущего храма и освящен первый камень на восстановление собора. Идею о возрождении Успенского кафедрального собора поддержал президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Строительные работы начались в июне 2000 года. 4 мая 2003 года на месте строящегося храма состоялась первая после 1936 года Божественная литургия. 14 октября 2003 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил молебен с закладкой камня в основание нижнего, Спасо-Преображенского храма. 28 августа 2005 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Божественную литургию в нижнем храме собора. 28 сентября 2009 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Успенский собор был освящен митрополитом Минским и Слуцким Филаретом в сослужении всех архиереев Белорусской Православной Церкви 30 сентября 2011 года.

http://patriarchia.ru/db/text/2895468.ht...

У нас есть много святых, принадлежащих Римской церкви, между которыми есть и Папы Римские». Действительно есть и Папы и не Папы, и мужской пол и женский; но разве вопрос в принадлежности Римской церкви, а не в том – признает или нет, православная церковь то или другое лицо за святое?... Действительно есть; но какого времени?... признанные таковыми до разделения церквей; но об них ли речь? Не следует? Значит по логике опровержения следует, что и Иосафат Кунцевич со всей всечестной братией препрославленных иезуитами святых, и Агнесса Сорель со всей пречестной компанией «носивших на себе язвы Господа Иисуса» и препожалованные теми же иезуитами во святые, с уплатой за то Римской курии крупных сумм, все таковые и им подобные, должны быть почитаемы в русской церкви: нельзя же почитая Маргариту, исключать из почитаний всех прочих.– Так ли? А по логике здравого смысла иначе: «православных тех только должен почитать святыми, которые признаны таковыми православною церковью». Ц О. Вест. Мнение П. Б-ва о дополнении наших календарей или святцев, именами святых и не вошедших в наши святцы совершенно верно. В наших святцах, и (особенно в тех, кои печатаются при богослужебных книгах, как напр. Требник, Служебник, Типикон и др.)  помещены далеко не все святые; в них нет имен таких святых, которых чтила св. церковь с первых веков своего существования.  Достаточно в этом отношении указать на церковные истории Евсевия, Сократа, Созомена , Евагрия и др., где перечислено много святых, проливших свою кровь за Христа, но не внесенных в святцы. В наших святых самых полных (напр. в Киевск. месяцеслове) нет святых, которых память с первых веков христианства торжественно чтилась, как напр. Пофина (Епископа Лионского) и пострадавших с ним, Бландины, Симфорозы с 7 сыновьями, Феофила Епископа Антиохийского, Димитрия Александр. Епископа и мн. др. Неужели священник, основательно знающий историю христианской церкви, погрешит, если он, по желанию родителей, даст их младенцу имя не находящееся в святых, но известное ему из церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Что дала уния православным Русским и Литовцам, населявшим области Польского королевства? Ничего, кроме величайших бедствий. Она разделила Русских и Литовцев на две враждующие между собой стороны: на униатов и православных. Сколько слез и крови было пролито в борьбе между православными, которые были доведены до необходимости оружием защищать неприкосновенность своей истинной, отеческой веры, и униатами, которые не гнушались никакими средствами для привлечения православных к унии, это хорошо всем известно. Те, которые приняли унию добровольно, жалки были тем, что лучшую веру переменили на худшую. Те, которые были вовлечены в унию обманом, или насилием, были вполне несчастны, потому что за унижение и страдания их у них отнимали их родную и истинную веру и вводили в чуждую им церковь и внедряли в них неистинную веру. Униаты, распространявшие унию среди православных, возжигали ненависть к себе в последних. Иногда Фанатичная пропаганда им стоила жизни, как это случилось с Иосафатом Кунцевичем. Но несравненно более страданий выпало на долю православных, как стороны слабейшей. Их храмы отдавали в аренду жидам и всячески издевались над православной святыней, православных теснили и гнали, мучили, казнили. Уния убивала душу в гонителях, отравляла жизнь гонимых, подкапывала благосостояние тех и других. Чего достигли те немногие православные епископы, которые первыми приняли унию и старались распространить ее между православными? Все они встретили сильнейшее противодействие себе со стороны огромного большинства православных. Они на своем соборе низложили православных епископов, противившихся унии, а православные епископы на своем соборе, напротив, низложили их. Им и их преемникам по унии пришлось вести отчаянную борьбу против православных – духовных и мирян. Правда, они одержали верх над православными и долго господствовали над ними. Но эта временная победа им дорого стоила, да и одержали они ее только потому, что они действовали в королевстве, в котором господствующей верой была латинская вера, и они находили огромную поддержку в королях, в польских и ополяченных магнатах, в папе и иезуитах и во всем польском духовенстве. И все-таки победа униатов над православными не была ни окончательной, ни полной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010