6 мая 1610 г. вышел указ кор. Сигизмунда III Вазы об аресте «корректора Логвина Карповича» за издание в Виленской типографии антикатолического и антиуниат. соч. М. Г. Смотрицкого «Θρνος, to jest Lament, iedyney s. powszechney apostolskiey Wschodniey Cerkwie» (Плач единой святой соборной апостольской Церкви). Однако Л. был арестован раньше. В Великую субботу, 7 апр. 1610 г., в типографии прошел обыск, при котором схватили «главного типографа братского, слугу и писаря Лонгина Карповича». Несмотря на протест шляхты Пинского повета (как человек шляхетского происхождения Л. не мог быть арестован), архимандрит не был отпущен. Он находился в тюрьме 2 года. Как свидетельствует архиеп. Мелетий (Смотрицкий), Л. «был насмеван вере православной, лжен, безчещен, шарпан от суда до суда, из тюрьмы до тюрьмы», так что ему, «мордованому на каждый день... в муках умирать приходилось». По-видимому, подвижника заставляли перейти в унию. Архиеп. Мелетий (Смотрицкий) свидетельствовал, что узник «правды евангельской никак не предал» и был «жестче за алмаз». Л. освободили не ранее Пасхи 1612 г. После выхода из тюрьмы, не позднее 1615 г., Л. стал ректором братской школы. Вскоре после смерти униатский митр. Ипатия Потея , сохранявшего за собой Владимиро-Брестскую кафедру, Л. был избран православными Литвы в 1613 или 1616 г. епископом Владимирским и Брестским (хиротония не могла состояться из-за запрета властей). Вероятно, в ответ на выдвижение Л. Иосафат Кунцевич , только что ставший архимандритом униатского виленского во имя Св. Троицы монастыря , и живший там униат. Пинский еп. Паисий Суховский сделали попытку убить Л. При Л. Свято-Духов мон-рь встал во главе всех правосл. обителей Литовского великого княжества и сделался центром антиуниат. сопротивления. Под его управление перешли существующие правосл. мон-ри (Цеперский, минский Петра и Павла и др.), устраивались новые обители ( могилёвский Братский в честь Богоявления, Буйничский в честь Сошествия Св. Духа на апостолов , Купятицкий Введенский и др.). Л. установил в Виленском мон-ре общежительный устав свт. Василия Великого, для чего составил и издал «Киновион» (Вильно, 1618). В грамоте кор. Владислава IV 1633 г. отмечено, что общежительный мон-рь при ц. Св. Духа «заложон» Л. и должен управляться «водлуг порядков от першого архимандрита на письме зоставленных». Пострижениками Л. были Мелетий (Смотрицкий), Иосиф (Бобрикович) , Исаия (Трофимович-Козловский).

http://pravenc.ru/text/2463471.html

А. Солтане ( ок. 1577). По преданию, записанному в 1653 г. архим. Иосафатом (Дубенецким) ( Dubieniecki J. Historia de imagine B. V. Mariae irovicensi. Wilno, 1653; Mironowicz. 1991; БАН СПб. Ф. 37. Д. 38), в это время в Жировичах находился «некоторый епископ с несколькими монахами». Митр. Макарий (Булгаков) на основании записи жировичского помянника (1763) о смерти А. Солтана в 1549 г., вероятно ошибочно, полагал, что Ж. м. был основан А. Солтаном в 1549 г. ( Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 159, 396). По мнению Жуковича, мон-рь (в каноническом понимании этого слова) при церкви в Жировичах возник благодаря жене И. Солтана Марине Васильевне Соломерецкой. При разделе наследства между 4 сыновьями И. А. Солтана Жировичский фольварк был отдан Давиду и Ярославу. В 1587 г. Ярослав продал свою половину брату Ивану, в акте продажи впервые говорится о монастыре: «...двор Жировичский... так теж з половиною монастыря церкви Жировичское и вшелякими пожитки, накладом церковным, также и поддаными монастырскими». В документах, содержащих свидетельства о споре мстиславского каштеляна Ивана Мелешки с сыном Давида Данилом Солтаном о фольварке (1610), сказано, что в монастыре «Жировичском заложеня церкви Пречистое Богородицы... и церков так деревянную яко и мурованую». В это время в Ж. м. не было монашеской общины, а его имущество числилось при «церкви в Жировичах» ( Жукович. 1912. С. 215-217). 25 июля 1609 г. «свещенник Жиревицкий» Григорий Алексеевич Сула дал письменное обязательство подчиняться униат. митр. Ипатию Потею (Литовские ЕВ. 1868. 16. С. 725-727). В это время обе части имения Жировичи (в т. ч. и монастырь) выкупил мстиславский каштелян И. Мелешко, примкнувший к Брестской унии 1596 г. Вместе с Д. Солтаном Сула стал основным фундатором василианского мон-ря в Жировичах, 1-м игуменом был назначен Иоасафат Кунцевич (1613), настоятель соседнего Бытенского монастыря Гродненской губ. 29 окт. 1613 г. Мелешко с женой Анной (из Фурсов) выдал обители 1-ю дарственную грамоту, а 15 мая 1618 г.

http://pravenc.ru/text/182311.html

В кон. 10-х - нач. 20-х гг. XVII в. З. трудился над антиуниат. трактатами «О правдивой едности правоверных христиан Церкви Всходной, также и против апостатов и о их лживой унии» и «Палинодия» (их характеристику см. ниже). После окончания работы над обширным соч. «Палинодия» З., имевший к 1623 г. сан иерея, продолжил активную издательскую деятельность. Книжник составил предисловия к опубликованным Киево-Печерской типографией Беседам свт. Иоанна Златоуста на 14 посланий св. ап. Павла (1623), к изданным в 1624 г. Беседам свт. Иоанна Златоуста на Деяния св. апостолов и Номоканону (переиздан в Москве в 1639, 1651 и 1658 в составе Требников, во Львове - в 1646). В 1625 г. З. издал со своим предисловием переведенное Лаврентием Зизанием (см. Зизании ) Толкование на Апокалипсис свт. Андрея Кесарийского вместе с 2 Словами свт. Иоанна Златоуста. В период настоятельства З. в типографии Киево-Печерского мон-ря были напечатаны «Акафист Пречистой Богородице, Иисусу Сладкому и Успению Владычицы нашей Богородицы Приснодевы Марии» и «От Отечника скитскаго повесть удивительна о диаволе» (1625), Часослов, Постная Триодь, «от еллинскаго изследованная», «Лексикон славено-российский и имен толкование» Памвы (Берынды) (1627), в 1626-1627 гг. публиковались предназначавшиеся для раздачи богомольцам назидательные листки. Издание Постной Триоди с предисловием З. интересно в том отношении, что синаксари в нем приведены на «простой мове» - западнорусском лит. языке XVII в. (переведены с греч. языка Тарасием (Земкой) ). Целью издателей было, как писал З. в предисловии, сделать эти тексты доступными для людей, «не учившихся словенскаго языка глубокоразумнаго» (цит. по: Там же. С. 399). При З. были подготовлены к изданию «Поучения душеполезна аввы Дорофея», к которым настоятель мон-ря написал предисловие (книга изд. в 1628, после кончины З., без его предисловия, сохранившегося в одном из списков «Поучений...»; см.: Там же. С. 400). Перед смертью архим. Елисей назначил преемником в управлении мон-рем своего духовного сына З. 20 нояб. 1624 г. братией обители и киевской шляхтой при поддержке казачества З. был избран настоятелем Киево-Печерского мон-ря. Сохранилась инструкция послам от казаков на вальный сейм в Варшаве (янв. 1625) с просьбой к королю об утверждении З. 7 февр. король дал утвердительную грамоту. Это было значимой победой правосл. стороны, поскольку избранию З. предшествовало острое противостояние православных и униатов. После убийства 12 нояб. 1623 г. в Витебске Полоцкого униат. архиеп. Иосафата Кунцевича и расправы над горожанами, санкционированной королевской властью, униаты перешли к еще более активному наступлению на Православие. В кон. 1624 г. в Киеве по решению войта Ф. Ходыки были опечатаны некоторые правосл. храмы. В янв. 1625 г. по городу пронесся слух, что король назначил настоятелем мон-ря своего ставленника, к-рый направляется к Киеву, чтобы силой захватить мон-рь. Казаки убили Ходыку и униат. свящ. И. Юзефовича, храмы были распечатаны.

http://pravenc.ru/text/182699.html

В М. м. на средства Огинского и Мирского были построены ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы и кельи. Потребность в появлении обители для местного правосл. населения была огромной, т. к. после Витебского восстания 1623 г. и убийства униата архиеп. Иосафата Кунцевича по приказу польск. кор. Сигизмунда III Вазы в городе были закрыты все православные храмы. Правда, 7 окт. 1633 г. витеблянам были возвращены все льготы после удачной Смоленской военной кампании по грамотам польск. кор. Владислава IV Вазы, который, однако, подтвердил в них права униатов на Полоцкую епархию, подчеркивая, что «в Витебске же, в Полотске и в Новогородке неуниаты никогда не должны будут иметь никакой церкви». Это решение короля было подтверждено 14 марта 1635 г. (Там же. 1883. Т. 1. 57/58. С. 114-115; 66. II. С. 127-129). В 1638 г. М. м. получил от ктиторов 2 имения - Марковщину и хутор Шидловщина. Митр. Петр (Могила) по просьбе ктиторов прислал в М. м. игумена и монахов. Согласно письменному распоряжению кн. Огинского, М. м. должен был всегда оставаться православным. Если его настоятель станет униатом и поддержит Брестскую унию 1596 г., то тогда он должен быть низвергнут из М. м. Это распоряжение было весьма актуально, т. к. еще 1 мая 1636 г. кор. Владислав IV Ваза послал свой указ Полоцкому, Витебскому и Мстиславскому архиеп. Сильвестру (Косову) , бывш. земянину Витебского повета. Правитель Речи Посполитой запрещал ему приезд в Полоцк и Витебск, где архиерей должен был совершать правосл. богослужения и др. святительские обязанности (Там же. 61. С. 118-119). Соборная ц. во имя Св. Троицы (1690–1691). Акварель. 1866 г. Худож. И. П. Трутнев (б-ка Вильнюсского гос. ун-та) Соборная ц. во имя Св. Троицы (1690–1691). Акварель. 1866 г. Худож. И. П. Трутнев (б-ка Вильнюсского гос. ун-та) Однако архиеп. Сильвестр нарушил королевский наказ: он посетил Витебск, где 13-23 мая 1636 г. жил «в квартире на плаце Браславскаго судьи Ивана Мирскаго», родственника С. Мирского. В городе он совершал богослужения и, несомненно, посетил М.

http://pravenc.ru/text/2562368.html

В то же время нам известен и пример крайне негативного, почти нетерпимого отношения к католикам на Руси. Речь идет о позиции, которую занимал преп. Феодосий Печерский. В своем слове против латинян он не разрешает не только совместно молиться с ними, но даже вкушать совместно пищу. Лишь из человеколюбия Феодосий допускает, что возможно принять в доме католика и накормить его. Но после этого велит окадить дом и освятить посуду. Почему такой ригоризм? Быть может, Феодосию как святому подвижнику было дано предвидеть, какую пагубную роль еще сыграет католичество впоследствии в деле борьбы с Православием на Руси. Преподобный игумен мог прозреть оком духовным и Брестскую унию, и зверства Иосафата Кунцевича, и польскую интервенцию, и многое другое. Поэтому ради сохранения чистоты Православия и призывал святой Феодосий Печерский к столь суровому отношению к западным соседям. Есть, вероятно, что-то необычное и в таком факте. На месте погребения убитого язычником Олегом христианского князя Аскольда была, как уже говорилось, поставлена Никольская церковь. Вокруг этого киевского храма впоследствии возник женский монастырь. Здесь приняла постриг, скончалась и была погребена на Аскольдовой Могиле мать преп. Феодосия. Сегодня этот храм, в течение почти тысячи лет бывший православным, передан многомудрыми украинскими властями греко-католикам. Быть может, и это предвидел св. Печерский игумен? Нужно сказать, что на Руси известны в это время случаи обращения католиков в Православие. Среди них и известный воин - князь Шимон, варяг по происхождению, современник Антония и Феодосия. Придя в Киев, Шимон, ранее исповедовавший католицизм, принял Православие. " Оставляет латинскую буесть чудес ради Антония и Феодосия, " - говорится в Патерике. Он принимает Православие не один, но со всей дружиной своей и совсем семейством. Именно Шимон в благодарность за чудесное спасение от смерти на поле брани, предсказанное ему Печерскими чудотворцами, жертвует семейные реликвии на построение Успенского собора Лавры.

http://sedmitza.ru/lib/text/436242/

Вскоре после перестройки Софийского собора в 1623 году православные жители несколько белорусских городов подали в польский сейм супликацию, в которой обращали внимание властей на невиданные притеснения с его стороны. В супликации выражалась горькая жалоба на то, что епископ приказал в Полоцке выкопать из земли недавно погребенные в церковной ограде тела православных и выбросить на съедение псам. В 1642 году храм Святой Софии вновь горел. Но уже во время посещения его русским царем Алексеем Михайловичем, в 1654 году воевавшим с Речью Посполитой, храм был возобновлен. С 1656 по 1667 годы Полоцк находился под властью России; в этот же период храм Святой Софии действовал как православный. Среди особо почитаемых реликвий тех лет, хранившихся в Софии, исследователи выделяют чудотворную икону Божией Матери древлеправославного письма. Приглянувшаяся Алексею Михайловичу, она была оправлена в богатую ризу, украшенную жемчугом и драгоценными камнями. По сведениям инвентарной описи Софийского собора за 1697 года, икона была пожертвована храму еще в конце XV века русской княжной Еленой, дочерью Ивана III, выходившей замуж за Великого князя Литовского Александра. Нынешнее местонахождение этого образа неизвестно. С окончанием русско-польской войны храм Святой Софии вновь стал униатским. В начале XVIII столетия Россия вступила в войну со Швецией. Военные действия между враждующими сторонами проходили и на территории Беларуси. В 1705 году Полоцк посетил Петр I. В Софийском соборе у царя произошла неприятная стычка с монахами-базилианами. Вначале Петр из любопытства к не совсем обычной для него службе вознамерился войти в алтарь собора. Однако монахи не допустили его туда. Это не понравилось царю, но он сдержался и, подойдя к одной из пышно украшенных икон, поинтересовался, кто на ней изображен. В ответ услышал, что перед ним образ священномученика Иосафата Кунцевича, еретиками и богоотступниками убитого. Последние слова вывели царя из равновесия. Петр приказал сопровождавшей его страже схватить базилиан и арестовать их. Те, оказав сопротивление, стали звать на помощь своих собратьев. Тут же в соборе начался настоящий рукопашный бой, в ходе которого четыре монаха-базилиана были убиты.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209640...

Если уния нашей церкви с римскою служит всесильным польским политикам как средство для уничтожения нашей народности, то не меньше в наше время те же самые вышеупомянутые факторы превратили церковь нашу прямо в политическую арену, а нашу церковную иерархию в польских политических агитаторов и стараются то же самое сделать со всем нашим духовенством, поставить дело так, что не преданность церкви, не благоговейная жизнь, не наука, не заслуги считаются тою лестницею, по которой наше духовенство может добиться высших достоинств, или лучшего прихода, а исключительно большая или меньшая способность к отступничеству от нашей церкви и народа….. В последнее время обнаружилось в Ватикане стремление пробудить в нашем духовенстве аппетит к титулам и достоинствам латинской церкви, чтобы этим якобы засвидетельствовать особенную благосклонность к нашей церкви и нашему духовенству. Между тем это лишь новая ступень к латинизации русской церкви, которой все те достоинства совершенно чужды“ «Мы сказали, церковь наша превращена в настоящее время в политическую арену пропаганды польско-ягеллонской идеи под видом так называемого «ново-эрского» направления, которого верховодителем и главным представителем считается галицко-русский митрополит – кардинал Сильверст Сембратович 3 ». Что касается канонизации Иосафата Кунцевича, то со стороны римской курии она представляет такой tour do force, в котором презрение к свидетельствам истории сочетается с поразительным издевательством над религиозной совестью бедных униатов. Время не успело загладить слишком характерных черт этой личности – ужасного фанатика, яростного гонителя православных. Вот что писал 9 февраля 1621 г. католик канцлер Польши Лев Сапега (прадед Адама Сапеги – председателя Львовского съезда, 1896 г. 6 – 26 июня) о деятельности Кунцевича униатскому митрополиту Рутскому: «не один я, но и другие весьма осуждают то, что ксендз владыка Полоцкий (т. е. Кунцевич) слишком жестоко начал поступать в делах веры и очень надоел и омерзел народу как в Полоцке, так и везде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Ещё один картографический выверт постиг Речицкий уезд – на сей раз адресатом «щедрого подарка» красной Москвы оказалась Латвия. Была российская, белорусская Речица – стала латышским Резекне. «Была тебе любимая – а стала мне жена»… То есть, танки НАТО на исторической (досоветской) белорусской земле стоят прямо сейчас. А аппетит, как известно, приходит во время еды… Судьба Перемышля, Холма и Белостока ещё более печальна. Их не просто отрезали от Радз iмы государственной границей. Именно из этих некогда российских, русских, белорусских городов (все три дефиниции исторически верны) в 2020 году осуществляется информационная агрессия, направленная на разрушение Союзного Государства России и Белоруссии, да и самой Белоруссии тоже. Впрочем, в среде поклонников бело-красно-белого флага вышеупомянутые потери белорусских земель нынче предпочитают затушёвывать, чтобы не портить картину «нерушимой дружбы» с революционным Киевом, Варшавой и прибалтийскими «младоевропейцами». Зато активно распространяется мифология о «Смоленском княжестве» как части белорусских земель. … Впрочем, у каждого государства – от Монголии до Парагвая и от Бирмы до Словакии – есть «миф основания». Миф – не в пошлом повседневном, а в лосевском смысле, как жизненно необходимая реальность сверхъестественного. Если же государство расположено на разломе между цивилизациями, то мифов основания возникает несколько. И они, увы, враждуют друг с другом. Иначе и быть не может. В Белоруссии (как части Юго-Западной России) ещё в XIX веке столкнулись два мифа основания – один был связан с польскими интеллектуальными кругами и Прибалтикой, его героями были Гедимин, Ольгерд, Владислав-Ягайло, Сигизмунд III, Иосафат Кунцевич и Анджей Бобола, Тадеуш Костюшко, Константин Калиновский. Другой, связанный с собственно белорусскими интеллектуальными кругами, сформировался как репрезентация историко-философского направления, получившего наименование «западнорусизм». Его герои – Свв. Владимир-Креститель, Евфросиния Полоцкая, Кирилл Туровский; Константин Острожский, священномученик Афанасий Брестский, Святитель Георгий (Конисский), Митрополит Иосиф (Семашко). Нетрудно заметить, что первый из конструирующих национальную идентичность мифов почти полностью связан с западной, католической цивилизацией, а второй – несомненно, указывает на восточно-православный путь развития.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

Заявленный нами анализ борьбы вокруг образов Евфросинии и Андрея Боболи в Полоцке имеет смысл начинать как раз с 1830-х гг. После Ноябрьского восстания, изменившего взгляды российских властей на проблему взаимоотношений империи с поляками, началась подготовка к ликвидации Униатской церкви на Западных окраинах. «Воссоединение» вызывало недовольство у тех униатских священников, которые, несмотря на попытки имперских властей сблизить униатскую обрядность с православной, симпатизировали католицизму, и в церквях, в которых можно было обнаружить иконы св. Казимира или св. Станислава . Их сопротивление, помимо прочего, выражалось в апелляции к культу популярного униатского проповедника Иосафата Кунцевича: так, в народе распространялись слухи о его чудесном явлении в полном архиерейском облачении недалеко от Витебска , имело место хождение изображающих это чудо картинок (хотя и непонятно, насколько они были распространены) . Характерно, что на тот момент православным в этом отношении нечего было противопоставить своим оппонентам, так как популярных в народе западнорусских святых, к которым можно было бы успешно апеллировать, попросту не было. Наиболее подходящим вариантом являлась как раз Евфросиния Полоцкая, монастырь которой находился в запустении, а ее собственный образ был замещен в сознании у значительной части населения католической Параскевой. Об этой проблеме местное духовенство начало задумываться еще до формальной ликвидации унии, и Евфросинии отчасти предстояло стать одним из символов воссоединения. Интересна обстановка, в которой униатам Белорусской архиепархии было объявлено о присоединении к православию: зачитыванию соответствующего указа Синода предшествовал торжественный крестный ход с иконой св. Евфросинии и ее крестом, который нес сам униатский (на тот момент) архиепископ Василий Лужинский . Тогда же, в конце 1830-х гг., начинается восстановление основанного Евфросинией Спасского монастыря, и предпринимаются первые попытки добиться переноса в Полоцк находившихся в Киево-Печерской лавре мощей святой, а 23 мая 1842 г., в день ее памяти, в монастырь был возвращен крест княжны, хранившийся до этого в Софийском соборе. Архиепископ Василий, не скрывая того, что видит в возрождении почитания Евфросинии Полоцкой чрезвычайно важное дело, своей целью называл «распространение православия в стране древнего достояния России» , его деятельность одобряли также Синод и император . Интересно отметить, что похожие процессы в это же время происходят и в другой части Западного края: так, на Волыни в 1831 г. православным была передана находившаяся до этого в руках униатов Почаевская лавра, в которой хранилась почитаемая Почаевская икона Богоматери и с которой была связана деятельность св. Иова Почаевского.

http://bogoslov.ru/article/6192153

Исцеление князя Симеона сопровождалось и другим поразительным чудом: в ветвях тенистого липового дерева, находившегося над источником, благодатным светом засияла икона Богоматери, называемая теперь Патриаршей Пустынской. Понимая свое чудесное исцеление как милость Богоматери, благодарный князь решил создать здесь иноческую обитель – достойный памятник явленного ему великого благодеяния. Много исцелений происходило от чудотворного Патриаршего образа Божией Матери, и в течение целого ряда веков поклониться иконе приходили не только православные всех званий и состояний, но и римо-католики, лютеране. Само место явления иконы Богородицы в древних актах и грамотах называется не иначе, как уделом «Св. Пречистой в Пустыньках». По одной из версий, Пустынский монастырь название свое получил потому, что ту местность, где сейчас расположена обитель, еще задолго до исцеления князя Симеона населяли монахи-пустынники, объединившиеся в общежительный монастырь в 1380 г. После того, как оборвалась мужская линия князей Мстиславских, монастырь вместе с удельным княжеством в 1527 г. переходит под управление королевской канцелярии. Во время второй Ливонской войны Иоанна Грозного с Сигизмундом Вторым Августом, начавшейся в 1563 г., часть иноков Пустынского монастыря была убита, часть же, спасаясь от смерти, ушла в другие, более безопасные места, оставив монастырь под охраной одного-двух иноков. Вскоре после этого монастырскими землями стали управлять миряне. Обитель передавалась в частное управление с целью предоставления материального вознаграждения за услуги, оказанные королевскому двору. Отношение новых хозяев к монастырю зачастую было чисто светским, имущественным, выражавшимся в получении ими с обители в назначенное время денежной суммы. После того, как Пустынский монастырь по приказу Иосафата Кунцевича в 1601 г. был отдан униатам, монахи этой обители бежали в православный Тупичевский Свято-Духов Успенский монастырь. В 1839 г. после 238-летнего униатского плена древняя обитель сделалась снова православной. Но ее состояние было столь плачевно, что многие годы понадобились на восстановление и духовной, и материальной сторон жизни насельников монастыря. На восстановление храмов и других построек монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. И во многом благодаря помощи жертвователей было начато в 1863 г. возрождение некогда славной обители. Благодаря далеко не скудным жертвам, архимандрит Анатолий создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса, созданных еще униатами, – плоды его трудов.

http://sobory.ru/article/?object=18146

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010