Витебск. Церковь Воскресения Христова (Заручевская). Заручевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:Между 1771 и 1777. Год утраты:приблизительно 1952 (окончательно разобрана) Адрес: Беларусь, Витебская обл., г. Витебск, по левой стороне современной ул. Калинина на углу с ул. Марка Шагала Координаты: 55.188792, 30.201554 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая деревянная церковь Воскресения Христова в Витебске на посаде Заручайском упоминается в инвентарной описи имущества Полоцкой архиепископии 1618 г. Основанный как православный, храм вскоре повторил судьбу остальных православных церквей города и перешёл в ведение униатов. В 1624 г. священник Воскресенского храма Илья Давидович был заочно приговорён к смертной казни за участие в восстании православных витеблян против действий униатского архиепископа Иосафата Кунцевича , в ходе которого архиепископ был убит. В 1771 г. началась постройка каменной Воскресенской церкви. Строительство было закончено в 1777 г. Новая церковь была построена в стиле виленского барокко с двумя башнями. Алтарём храм был ориентирован на восток. Фасад украшали две колокольные башни, над средокрестием находился большой купол. Внутренние размеры церкви составляли 34х17 метров. Внутри стены были украшены росписями католического письма. Во время Отечественной войны 1812 г. церковь была приспособлена под мельницу. В 1839 г. храм был передан православным. В XIX в. к Воскресенско-Заручевскому приходу были приписаны Покровская церковь (бывший костёл тринитариев) и Крестовоздвиженская кладбищенская церковь . Постановлением властей от 7 мая 1929 г. церковь была закрыта. На немецкой аэрофотосъёмке 1941 г. на видимом южном фасаде здания видны прорубленные четыре яруса окон и разобранные барочные башни. В начале Великой Отечественной войны (июль 1941 г.) храм горел, что привело к обрушению крыши. 15 мая 1948 г. республиканская комиссия по охране памятников архитектуры постановила здание не восстанавливать и исключить из списков памятников республиканского значения. В начале 1950-х гг. остатки храма были разобраны.

http://sobory.ru/article/?object=45514

Полоцк. Борисоглебский монастырь. Церковь Параскевы Пятницы. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Параскевы Иконийской Год постройки:Дата постройки неизвестна. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: Г. Полоцк, Юбилейная ул., Юбилейный пер. Координаты: 55.47545, 28.784409 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Борисоглебский Бельчицкий монастырь — православная обитель в Полоцке (Белоруссия), к настоящему времени не существующая. Монастырь был основан в Бельчицах на левом берегу реки Западной Двины в XII веке — вне городской черты Полоцка того времени. Монастырь насчитывал не менее четырёх храмов. Он включал так называемый «Большой собор» (настоящее название не известно), Пятницкую и Борисоглебскую церкви и храм-триконх. Большой собор, вероятно, использовался как усыпальница полоцких князей. Храм-триконх был построен по образцу храмов балканских провинций Византии. Храмы Борисоглебского Бельчицкого монастыря в Полоцке являлись замечательными образцами древнерусской архитектуры. В данных памятниках воплатились первые характерные черты полоцкой архитектурной школы. Пятницкая и Борисоглебская церкви, по предположению Л.В. Алексеева, являлись творением зодчего Иоанна, монаха Борисоглебского монастыря. Бельчицы впервые упоминаются в Ипатьевской летописи под 1159 годом в связи с конфликтом между полоцкими мещанами и князем Ростиславом Глебовичем. Во время Ливонской войны в феврале 1563 года в Бельчицкой обители размещался Иван Грозный. После Брестской церковной унии монастырь перешёл к униатам (1596—1600). После 1600 года православное население Полоцка вернуло монастырь под свой контроль. В 1618 году монастырь был взят штурмом по распоряжению униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. Униатам монастырь принадлежал до 1839 года. В 1878 году он получил статус женского и был подчинён правосланому Спасо-Ефросиньевскому монастырю.

http://sobory.ru/article/?object=38277

Успенский собор (Витебск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Успенский собор в Витебске — храм в Витебске, памятник архитектуры виленского барокко на Успенской горке. При построении за образец взят храм Сан-Карло-аль-Корсо в Риме. Архитектор — И. Фонтана. Строился в 1743—1777 годах как униатский храм. Православный собор с 1799 года. Содержание История [ править править код ] Первые документальные данные о существовании православной церкви Пресвятой Богородицы на Лысой (Пречистенской) горе, в месте слияния Витьбы и Западной Двины, относится к 1406 году. А уже к началу XV века появилась новоотстроенная церковь Успения Пресвятой Богородицы, и доминирующая высота в городе получила название Успенской горы. К тому времени церковь уже была одета камнем. По приговору польского суда по поводу убийства униатского епископа Иосафата Кунцевича Успенскую церковь разобрали, казнили 20 человек, город лишили магдебурского права и всех привилегий. Через несколько лет на собранные деньги витебляне восстанавливают деревянный храм, но в 1629 году он сгорает. В 1636 году сооружается новый Успенский храм, однако, через полвека он ветшает. В 1743 г. было заложено кирпичное здание храма и монастыря. Автором проекта был итальянский зодчий Иосиф Фонтана. Достраивался храм после раздела Польши усилиями русского православного генерал-губернатора Чернышева и гражданского губернатора Кречетова и был завершен в 1777 году. В 1799 г. Успенский собор по приказу Павла I был передан в ведение православных. 30 августа 1799 г. собор был освящен новым чином белорусским епископом Анастасием. В 1804 г. на соборе был установлен купол. В 1839 г. в храме произошло торжественное богослужение по поводу возвращения униатов в православие. В 1864 г. в одной из башен собора была устроена часовня во имя св. Евфросинии, княжны Полоцкой. Открытка начала ХХ века В комплекс с собором входили здания Витебской Духовной семинарии. После октября 1917 г. семинария и собор в Витебске были закрыты. Постановлением СНК БССР от 5.07.1926 г. Успенский собор был объявлен государственной собственностью республики, что не помешало в сентябре 1936 г. году взорвать один из красивейших храмов Белой Руси, духовную святыню Витебска.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_собо...

Владимир-Волынский. Церковь Николая Чудотворца. Николаевская церковь, бывшая Часовня Иосафата Кунцевича РКЦ Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1780. деревянная колокольня 1798. Адрес: Украина, Волынская обл., г. Владимир-Волынский, ул. Цинкаловского, д. 1 Координаты: 50.848902, 24.32242 Изменить описание объекта «Часовня святого Иосафата, вид с дороги». Рисунок Наполеона Орды, 1862-1876 г.г. Карандаш, акварель, 21,4х28,5 см. Надпись на фоне: «Волынь. Владимир-Волынский» (на польском). Каталог архитектурных рисунков из собрания Национального музея в Кракове. «Рисунки Наполеона Орды», - Варшава: «Государственное научное издательство», 1975 г., Елена Григорьева 1 июня 1862 Карта и ближайшие объекты Николаевская церковь - небольшой храм, относящийся к периоду раннего классицизма на Волыни. Построен в 1780 году как греко-католическая часовня святого Иосафата Кунцевича на том месте, где стоял дом его родителей. В 1800 году передана православной общине и заново освящена в честь святителя Николая Чудотворца. Храм - каменный, однонефный, с нартексом и прямоугольным алтарным объёмом. Перекрыт крестовыми сводами. Конёк крыши нефа и алтаря венчают деревянные главки, обтянутые оцинкованым железом. По композиции это два восьмерика на четверике XIX века. Оконные проёмы перекрыты лучковыми арками. Главный фасад увенчан фронтоном. Рядом с храмом располагается небольшая двухярусная колокольня, фасады и цвет которой выдержанны в том же стиле. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. Колокольня. Деревянная, год постройки - 1798. «Памятники архитектуры УССР, которые находятся под государственной охраной: список. – К.: «Госстройиздат», 1956 г. В 1962 г. Волынский обком КПУ рекомендовал снять памятник с государственного учета. Основание: в аварийном состоянии. Не используется и не ремонтируется в течение 23 лет (письмо Волынского обкома КПУ в ЦК КПУ от 4 октября 1962 г.). Утрачена. Сайт «Украинское наследие» Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=29187

Пабраде. Церковь Сергия Радонежского. Церковь. Не действует.   Престолы: Сергия Радонежского Год постройки:приблизительно 1910 - 1920. Адрес: Швянчёнский район, г. Пабраде, ул. Бажничес д.20 Координаты: 54.975637, 25.767281 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Построен в 1910 г. по инициативе инженерного состава, работающего на возведении и обслуживании железной дороги Санкт-Петербург – Варшава на средства меценатов–железнодорожников, а также пять тысяч рублей золотом было выделено из государственной казны царём Николаем II по просьбе инициативной группы. Храм построен из жёлтых кирпичных плит, спроектирован и выполнен в неовизантийском стиле в форме креста. Наречён во имя прп. Пантелеймона, святого–целителя. В 1914 г., после начала Первой мировой войны, имущество церкви было эвакуировано в Россию. В 1915 г., с приходом в город немецких войск, в здании православной церкви была оборудована лютеранская часовня. В 1927 г., с приходом в Вильнюсский край польской власти, бывшая православная церковь переделана под католический костёл Иосафата Кунцевича. В 1946 г. православные верующие г. Пабраде ходатайствовали о возвращении своего храма, но литовский уполномоченный Совета по делам религий при Совете министров СССР отказал им в этом праве. В 1991 г. на территории у храма был установлен и освящён католический крест в память о всех жертвах сталинских репрессий, выполненный народным художником Литвы Йозафом Якштасом из дуба. В 2007 г. в Пабраде был построен новый католический костёл Святой Девы Марии – царицы семей, а здание в декабре, по ходатайству митрополита Виленского и Литовского Хризостома, передано православной общине в бесплатную аренду на 90 лет. Храм был наречён во имя прп. Сергия Радонежского. 6 января 2008 г. в церкви прп. Сергия Радонежского прошла первая православная служба. В 2009 г. в храме было совершено праздничное богослужение в честь покровителя храма. Возглавлял его митрополит Виленский и Литовский Хризостом в сослужении священников Владимира Селявко и Владимира Собченко. 30 декабря 2009 г. в курии Православного архиепископства состоялась торжественная церемония передачи Католической церковью Литвы храма в Пабраде православной общине городка. Архиепископ Вильнюсский Аудрис Йуозас Бачкис вручил главе Православной церкви Литвы митрополиту Виленскому и Литовскому Хризостому акт о передаче здания в вечное пользование. По материалам официального сайта Виленско-Литовской епархии Добавить комментарий Комментарии и обсуждение люблю город пабраде не была там 28 лет большая тоска ведь там похоронена моя мама не могу приехать текст писала титова наташа фамилия девичья 26 ноября 2015. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25221

Польскому канцлеру достало прозорливости, чтобы усмотреть в деятельности перешедших в католицизм православных раскольников угрозу, погубившую впоследствии Речь Посполитую. Со времени своего зарождения униаты и перешедшая в католичество шляхта оправдывали древнюю мудрость: «нет ненависти страшнее, чем ненависть предателя». Самыми ярыми угнетателями православных русских крестьян и врагами казачества в Малой России стали представители перешедшей в католичество русской шляхты. Что в итоге и привело Речь Посполитую к войне и расколу на религиозной основе. Впрочем, яростная «миссионерская» деятельность Иосафата Кунцевича продолжалась недолго. 12 ноября 1623 года православные жители Витебска расправились с ненавистным униатским владыкой. Тело убитого проволокли по улице и выбросили в Двину. На Витебск после этого обрушились еще более суровые репрессии, чем на Могилёв. В городе казнили 100 человек, лишили его Магдебургского права, с храмов сняли все колокола. В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Папа Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В энциклике «Ecclesiam Dei» Папа римский Пий XI назвал Кунцевича «апостолом единения». Так что, дорогие православные читатели, если вы не слышали до этого имени Иосафата Кунцевича, поздравляю! Теперь вы узнали, кто является «покровителем» вашей земли, определённым католической церковью, и, заодно, как эта церковь представляет себе это «единение». С выброшенными из могил предками. Второе явление «апостола единения» В силу того, что проповедь ненависти и мести ни в коем случае не относится к прерогативам православной церкви, имя «покровителя Руси» Иосафата Кунцевича настолько же мало знакомо православной пастве, насколько помнится и почитается униатами. Поэтому-то мало кто из украинских прихожан православной церкви и обратил внимание на самый, пожалуй, значимый эпизод «Евромайдана» с точки зрения религиозной его составляющей. «Евромайдан», приведший к путчу и Гражданской войне, начался с грандиозного богослужения в Соборе Святого Петра в Риме 25 ноября 2013 г. Впервые в истории службу в Ватикане вел глава Украинской греко-католической церкви в присутствии папы Франциска.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/21/py...

Одним из главных ревнителей унии в этот период был Полоцкий униатский архиепископ Иосафат Кунцевич. Его трагическая история – одно из многочисленных свидетельств взаимной ненависти православных и униатов. Получив от короля грамоту на подчинение своей власти всех православных монастырей и храмов, Кунцевич стал требовать присоединения к унии от всех священников епархии. Кунцевич не только отнимал храмы у православных, но даже запрещал совершать православное богослужение в частных домах и шалашах, а непокорных священников отлавливал и сажал в тюрьму. 12 ноября 1623 года Кунцевич был зверски убит жителями Витебска, его труп был изуродован и брошен в Двину. Король ответил на убиение Кунцевича жестокой карой: девятнадцати гражданам были отрублены головы, около сотни других жителей города, успевших бежать, были приговорены к смерти заочно. Папа Урбан VIII, не зная о том, что казнь уже состоялась, в письме от 10 февраля 1624 года требовал расправы над виновными в убийстве Кунцевича: " Жестокость убийц не должна остаться ненаказанной. Там, где столь тяжкое злодеяние требует бичей мщения Божия, да проклят будет тот, кто удержит меч свой от крови. И ты, державный, не должен удержаться от меча и огня; пусть ересь почувствует, что жестоким преступникам нет пощады " . В 1643 году Папа Урбан VIII беатифицировал Кунцевича, а в 1867 году Пий IX причислил его к лику святых, провозгласив духовным покровителем Руси и Польши. Таковы печальные страницы истории. К сожалению, то собрание, которое в одной традиции называется " собором " , в другой воспринимается как " псевдособор " : католики считают Львовский Собор 1946 года псевдособором, а для нас псевдособор – это Брестский Собор 1596 года. И человек, который в одной традиции воспринимается как гонитель Православия, в другой провозглашен святым. Не будем забывать и о том, что к внутренним разногласиям всегда примешивался политический фактор. " Идеологический и политический контекст " , о котором говорит Папа, имел место не только в 1946 году: он имел место и в 1274, и в 1439, и в 1596 годах. В своих попытках подчинить себе Православную Церковь Рим опирался на политическую власть, и именно при ее помощи на протяжении многих веков униаты осуществляли жестокие гонения против православных.

http://religare.ru/2_108608.html

По Иосафату Кунцевичу Урбаном была создана комиссия для канонизации, опрошены униатские свидетели событий и Кунцевич был объявлен «блаженным». После польского восстания 1863-1864 гг. Пий IX причислил Кунцевича (1867) к святым, провозгласив его «патроном для Руси и Польши». Два слова о «мощах» Кунцевича. Темна их история. В вопросе разбирался врач Иван Сикорский, в будущем крупный учёный и отец знаменитого авиаконструктора (к слову, Иван Сикорский запечатлён Васнецовым во Владимирском соборе Киева в образе Иоанна Златоуста). Своё исследование документов, изложенных им в хронологическом порядке, Сикорский завершает так: «Приняв во внимание те данные, которые мы извлекли из приведенных выше документов, мы не можем не спросить себя: можно ли считать доказанной подлинность реликвий Кунцевича и можно ли устранить мысль об участии человеческих рук в приготовлении нетления?» Вопрос риторический: нет. Объект исследования он не называет «мощами», а корректно «реликвиями Кунцевича». «Реликвии», судя по описаниям, значительно изменялись во времени. Кому это было нужно? Своё исследование Сикорский проводил вскоре после польского восстания 1863 года. Он отвечает: «Не народ желал реликвий! Желали и желают их те лица, которые в 1863 году благословляли народ поднятою рукою реликвий и проповедовали тайно и публично, что москали – убийцы святого Иосафата». Кунцевич и в XIX веке нужен был католикам в политических целях. Что же сейчас? Через год, в 2024, исполнится 400 лет с момента первой попытки католиков организовать избрание «общего патриарха для православных и униатов». В 1624 году (вскоре после Витебского погрома) инициировал мероприятие униатский митрополит Иосиф Рутский. Православные проигнорировали инициативу, собор провалился. Вторая попытка предпринята через пять лет, в 1629 на сейме Речи Посполитой вновь «возбуждена была мысль о созвании собора для изыскания средств к взаимному примирению православных с униатами». Примечательно, что на этот раз главным двигателем идеи стал Мелетий Смотрицкий, переметнувшийся к униатам, некогда враг Кунцевича.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/06/ot...

24 февр. 1921 г. Шептицкому сообщили, что папа Римский подтвердил епископскую хиротонию Боцяна. Однако, когда посол Польши при Папском престоле Юзеф Веруш-Ковальский обратился в Римскую курию за разъяснениями о полномочиях Боцяна, его уведомили в том, что, хотя назначение и рукоположение Боцяна во епископа Луцкого являются законными и правомочными, «ввиду исключительности ситуации и по просьбам польского правительства» ему запрещено предпринимать к.-л. действия в рамках своих полномочий. Тем не менее в 1921-1922 гг. на западноукраинских и западнобелорусских землях, вошедших в состав Польши, число униат. общин выросло. В февр. 1921 г. жители сел Докудув и Ортель Бяльского повята Люблинского воеводства обращались к Шептицкому с просьбой прислать священника. Униат. община появилась в с. Шерешёве Пружанского повята Полесского воеводства, где находилась почитаемая икона Богоматери. 16 дек. 1921 г. Шептицкий просил администрацию Полесского воеводства допустить в село униат. священника, однако получил отказ. На 1922 г. приходится активность в Новогрудском повяте бывш. правосл. свящ. Трофима Семецкого, под влиянием Шептицкого перешедшего в том же году в унию. В дек. 1922 г. Мин-во вероисповеданий и образования Польши высказывало обеспокоенность по поводу действий униат. митрополита Галицкого. В 1926 г. в связи с созданием апостольской администратуры лат. обряда в Москве экзарх униат. Русской католич. Церкви был подчинен католич. еп. П. Э. Невё, возглавившему администратуру. Распространению вост. обряда в СССР помешал арест в 1923 г. 16 представителей духовенства рус. экзархата. После ареста в 1926 г. Фёдорова вице-экзархом был назначен свящ. Сергий Соловьёв (арестован в 1931). Экзархат униат. Русской католич. Церкви формально существует и в наст. время, но не имеет действующих структур. После смерти Фёдорова (1935) должность экзарха вакантна. Неоуниатские структуры Неоуниатская ц. св. Иосафата Кунцевича в Люблине, Польша. 1-я треть XX в. Неоуниатская ц. св. Иосафата Кунцевича в Люблине, Польша.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Для противоположного примера уместно вспомнить предсмертные часы настоящих христианских подвижников, имевших глубочайшее смирение и осознание собственного недостоинства, несмотря на высоту христианских добродетелей. Слова умирающего Пия IX более чем красноречиво свидетельствуют о преувеличенных представлениях данного папы о своем положении, якобы автоматически гарантирующем святость. Такое весьма специфическое понимание этой категории руководило Пием IX и ранее – в деле провозглашения новых блаженных и святых Римско-Католической Церкви. Канонизировав униатского архиепископа Полоцкого Иосафата Кунцевича, убитого за свои зверства в отношении к православным в 1623 году, Пий IX показал яркий пример своего негативного отношения к православному христианству. Почитание Иосафата Кунцевича в лике святых стало не только частью традиции Римско-Католической Церкви, но и важным показательным догматическим элементом, связующим современных католиков с историческим бытием Церкви. Сюда также можно отнести и канонизацию Пием IX испанского инквизитора Арагона августинского монаха Педро де Арбуэса, убитого в результате заговора евреев-маранов в 1485 году. Канонизацией этих персон, бывших классическими представителями «…латинской добродетели, то есть религиозной ревности о папе», Пий IX «освятил свирепый фанатизм», так как «фанатизм составляет существо духа и настроение латинской церкви» [ix] . Среди прочих лиц, беатифицированных Пием IX, следует также упомянуть чешского священника Яна Саркандера, замученного протестантами в 1620 году, польского иезуита и апологета Брестской унии Андрея Боболю, убитого казаками Богдана Хмельницкого в Белоруссии в 1657 году и голландских мучеников, повешенных кальвинистами-фанатиками в 1572 году. Учитывая, что неотъемлемым признаком их прославления послужила кончина от рук враждебных к католицизму представителей иных конфессий, в частности православия и протестантизма, можно с уверенностью уличить Пия IX в заинтересованности противопоставить себя и «страдающую» в образе своих мучеников Католическую Церковь конфессиям, антикатолицизм которых является обязательным элементом их религиозной самоидентификации.

http://bogoslov.ru/article/4339894

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010