1702 г. во Владимире-Волынском З. присоединил Дионисия Жабокрицкого к униат. Церкви (по одним данным, в тот же день З. рукоположил его во епископа, по др.- он уже имел сан от архиерея К-польского Патриархата Мараморошского еп. Иосифа). При этом брак Жабокрицкого со вдовой З. признал недействительным, а слух о его второбрачии - ложным. Поскольку правосл. Луцкая и униат. Владимиро-Волынская епархии во 2-й пол. XVII в. территориально совпадали, в 1703 г. З. и еп. Дионисий Жабокрицкий договорились о разделе управляемых ими епархий, по к-рому еп. Дионисий передал в управление З. приходы и мон-ри во Владимирском повете, а З. отдал Жабокрицкому Кременецкую и Збаражскую протопопии, все униат. храмы в Луцке и Луцком и Кременецком поветах. 18 авг. 1705 г. З. направил в рим. конгрегацию Пропаганды веры написанный на лат. языке «Дневник человекоубийства отцов василиан полоцкого монастыря, соединенного со св. Римской Церковью, содеянного Московским князем текущего года 1705, дня 11 и 12 июля» (ныне хранится в Ватиканском секретном архиве ). В послании сообщается о событиях в Полоцке в июле того же года, где с войсками находился рус. царь Петр I Алексеевич , прибывший в Речь Посполитую для оказания поддержки польск. кор. Августу II во время Северной войны. Согласно посланию З., Местоблюститель Патриаршего престола митр. Стефан (Яворский) и рус. правосл. иерархи якобы согласились дать царю Петру I благословение на военный поход в Речь Посполитую при условии, что он уничтожит там униатство. З. утверждал, что царь Петр отдал в Витебске приказ сжигать иконы униат. архиеп. Иосафата Кунцевича , почитаемого в качестве мученика от правосл. «схизматиков». Митрополит также говорил, что в Витебске царь Петр заявил о намерении сжечь останки Кунцевича, в связи с чем они были вывезены из Полоцка и спрятаны василианами. Однако З. вынужден признать, что во время пребывания в Полоцке царь Петр не причинил вреда униат. духовенству, хотя имел доказательства сношений униатов со шведами и их польск. союзниками из числа сторонников литов.

http://pravenc.ru/text/182535.html

1-я треть XX в. В Польше активности Шептицкого католич. духовенство противопоставило действия по организации «византийско-славянской» унии, не связанной с Галицией. Польск. власти, духовные и светские, стремились оттеснить духовенство Львовско-Галицкой униат. митрополии от прозелитической деятельности за пределами Галиции, такую деятельность должна была вести самостоятельная неоуниат. Церковь под непосредственным контролем католич. епископов и польск. чиновников. План создания Н. на территории Польши был одобрен папой Римским Пием XI. Н. предлагалось распространять при соблюдении «всех обрядов и обычаев Греческой Церкви, исходящих от святых отцов»; изменения в традиц. правосл. богослужебном чине запрещались. В 1919 г. Виленский католич. еп. Ежи Болеслав Матулевич (Юргис Матулайтис) (1918-1927), белорус по происхождению, воспользовавшись отсутствием в крае правосл. духовенства, к-рое в нач. первой мировой войны было эвакуировано в Россию, основал неоуниат. приход в с. Старокорнин (Стары-Корнин) Бяльского повята. После восстановления правосл. церковных структур неоуниат. община в 1921 г. прекратила свое существование. Первым храмом в Польше, где богослужения совершались по «византийско-славянскому» обряду, стала ц. св. Иосафата Кунцевича в Люблине (в здании закрытой в 1922 греч. ц. Рождества Пресв. Богородицы). 3 окт. 1923 г. храм был торжественно открыт. Он имел статус домового при созданном в том же году Миссионерском ин-те при митрополичьей ДС Могилёвского католич. архиеп-ства (с 1925 Люблинский межъепархиальный миссионерский ин-т). Ректор ин-та священник-биритуалист Антоний Сонгайло стал 1-м настоятелем неоуниат. храма св. Иоасафата Кунцевича. Миссионерский ин-т подчинялся непосредственно католич. примасу Польши, поэтому храм не входил в юрисдикцию Люблинского еп. М. Фульмана. Куратором ДС был назначен проживавший в Люблине Могилёвский католич. архиеп. Эдуард фон Ропп , один из координаторов Н. Он считал, что необходим единый епископ для церковных структур лат. и вост.

http://pravenc.ru/text/2564954.html

Покряхтев в ответ на следующий день показным недоумением своего белорусского филиала, еще через день «высшие иерархи Ватикана обсудили с Помпео Белоруссию» . Одновременно официальный представитель Церкви, первый замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков заявил , что «Нарышкин прав», «напомнив, что в XVI-XVII веках белорусов насильно переводили из православия в греко-католическую (униатскую) церковь, что сопровождалось большим притеснением народа в Речи Посполитой… Народная религиозная память намного глубже, чем политическая память и поэтому в белорусском народе хранится память о тех зверствах, которые сопровождали этот насильственный перевод в униатство. Собеседник агентства привел в пример печально известного униатского епископа Речи Посполитой Иосафата Кунцевича (1580-1623)… В связи с этим он также обратил внимание на тот факт, что белорусские власти планировали провести в 2023 году официальные торжества, посвященные 400-летию смерти Кунцевича, что многие православные воспринимали как оскорбление… При этом в 2023 году исполняется 225 лет со дня рождения выдающегося сына белорусского народа, православного митрополита Иосифа Семашко (1798-1868), добившегося отмены духовной оккупации и возращения белорусов в лоно православия. Это было событие цивилизационного масштаба, и праздновать даты, связанные с именем Семашко, необходимо на государственном уровне… Собеседник агентства рассказал, что его знакомые белорусские католики, рядовые прихожане костёлов, говорят, что испытывают давление, что их пытаются втягивать в политическое действие». Между тем, польско-католический Костел в Беларуси уверенно продолжил свою революционную деятельность, стратегически направленную на политический, идеологический и религиозно-культурный захват Белой Руси под власть Запада с его антихристианскими глобальными элитами, а также Польши и Ватикана (там бы они уже эту власть как-нибудь поделили, как и на Украине). Деятельность эта осуществляется непрямыми или прямыми средствами, но в нынешних условиях – вынужденно сдержанно.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/28/ka...

И такого-то страшного, безжалостного фанатика непогрешимое папство возвело сначала в число блаженных, а потом (в 1867 г.) причислило и к лику Святых, назначив его „Патроном Руси и Польши“ 4 . Впрочем, Папам не впервинку действовать подобным образом. Возвели же они в святые фанатического основателя Ордена иезуитов, испанца Игнатия Лойолу, или страшного изобретателя жестокой инквизиции Петра Авербуэса и др., потому, что в римской церкви для канонизации во святые требуются не богоугодные подвиги христианской любви и благочестия, а хотя бы и кровавые, но блестящие подвиги на пользу и распространение папского владычества и преобладания, ad majorem Dei gloriam... За то и память подобного рода святых, при первом удобном случае падает с шумом, как воочию нашею погибла память Иосафата в Литве и на Волыни, и как теперь погибает она со всею очевидностью в Холмщине и Галиции. Совсем не таковы истинные слуги Божьи, настоящие поборники святой веры православной. – Преподобный Иов также любил от полноты сердечной свою родную церковь и всеми силами своего духа и жизни старался ратовать об ее славе, чистоте и распространении. Но он любил ее, как подобает истинным последователям Христовым, любовью, соединенною с непоколебимою твердостью и христианскою терпимостью и благоснисхождением к заблуждающим, и той настоящей Евангельской ревностью, которая готова душу положить для обращения неверных, но без насилия их совести, в духе убеждения, а не угнетения и принуждения. Так действовал сам Господь и Спаситель наш Иисус Христос и Его Св. Апостолы, так действовали все святые отцы древней церкви; „вы не найдете у них, как справедливо пишет Сапега к Иосафату о св. Златоусте, ни жалоб, ни протестов, ни процессов, ни судебных объявлений, ни позвов... о гонениях, низвержении и казни благочестивых священников, а найдете только то, что способствует к умножению (действительной) славы Божьей, к назиданию душ человеческих и умилостивлению разгневанных гонителей“... 5 Так действовал и блаженный угодник Божий, преподобный Иов Почаевский .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

25 июля 1609 г. Жировичский монастырь по требованию Виленского трибунала принял унию и перешел под управление униатского митрополита Ипатия Потея. Первым игуменом монастыря стал Иосафат Кунцевич. В 1613 г. монастырь с церквями перешел в руки униатскому ордену базилиан, создавшим здесь духовно-политический центр. В этот период значение Жировичского монастыря в жизни униатской церкви было очень велико. В монастыре проходила пятая конгрегация под руководством митрополита Иосифа Рутского, а позднее и другие униатские соборы. В 1644 г. монастырь посетил король Владислав IV, который 21 июня 1652 г. даровал Жировичам магдебургское право. Это положило начало веренице королевских паломничеств к чудотворной иконе. Так, короли Речи Посполитой не единожды приезжали в Жировичи: Ян III Собесский – перед битвой под Веной (1683 г.), второй раз, вместе с королевичем Якубом – в 1688 г.; также здесь были Август II Сильный и Станислав Август Понятовский. Не минули Жировичи и многочисленные войны. Так, в ходе русско-польской войны в 1655 г. 20-тысячное казацкое войско Богдана Хмельницкого сожгло монастырь. Многие насельники были убиты, монахи-базилиане спаслись бегством, некоторые из них были замучены. После этого, к концу XVII в. Жировичи были отстроены заново. Новые разрушения принесла Северная война. И снова, после ухода войск шведского короля Карла XII, монастырь быстро восстановили. Начала работать типография, предназначенная для печатания наряду с богослужебной литературой молитвенников на польском языке. Благодаря монастырю Жировичи превратились в крупный торговый центр. С 1795 г. Жировичи в составе Российской империи. В 1810 г. Успенский собор монастыря стал кафедральным собором всей Брестской епархии. В ограду монастыря было перенесено находившееся раньше в Новогрудке епархиальное управление. Так Жировичский монастырь до 1828 г. стал резиденцией брестского униатского епископа. 14 июля 1839 г. митрополит Иосиф Семашко вместе с другими униатскими священниками подписал акт о ликвидации унии и передаче принадлежащих ей церквей Московской патриархии. С этого времени Жировичский монастырь стал центром православной Литовской епархии. К этому времени в монастырский комплекс входили: Свято-Успенский собор, Явленская и Крестовоздвиженская церкви, деревянная Георгиевская церковь, трехэтажный монастырь с семинарией, кельи, трапезная, часовня и многочисленные подсобные постройки. За оградой монастыря находился сад и пруды на небольшой речке Викне (левом притоке Щары), куда спускались монастырские сады.

http://sobory.ru/article/?object=09617

304-346 КУМУРДО кафедральный собор исторической Кумурдойской епархии Грузинской Православной Церкви, памятник груз. средневек. зодчества 346-348 КУМУРДОЙСКАЯ ЕПАРХИЯ (V-XVII вв.) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви с кафедрой в соборе Кумурдо 348-350 350-351 351-353 КУНИГУНДА [Кунигунда Люксембургская] (†1033 или 1039), супруга имп. Генриха II, св. (пам. зап. 3 марта) 353-354 КУНИГУНДА [Кунигунда Польская, Венгерская], св. Римско-католической Церкви (пам. 24 июля), супруга вел. кн. польск. Болеслава V Стыдливого (1243-1279) 354-355 КУНЦЕВИЧ Иосафат (в миру Иван (Ян) Гаврилович Кунчиц) (1580/1584-1623), униатский архиеп. Полоцкий (1618-1623), святой греко-католической Церкви 355-359 КУПЕЛЬ бассейн или большой сосуд, наполненный водой, который используется для совершения христ. таинства Крещения 359-363 363-367 КУПОЛ архитектурная конструкция сводчатого покрытия, по форме близкая к полусфере и образованная вращением кривой вокруг вертикальной оси 367-379 379-380 КУРБАТОВ Георгий Львович (1929-2003), советский и российский историк, д-р исторических наук, специалист в области византиноведения 380-381 КУРБИНОВО (Македония), село с ц. вмч. Георгия Победоносца вблизи оз. Преспа и горного массива Баба (гора Пелистер) в Преспанско-Пелагонийской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви 381-384 КУРБСКИЙ Андрей Михайлович (ок. 1528 - 1583), князь, рус. и польско-литов. военачальник, писатель, переводчик, деятель правосл. просвещения 384-391 391-392 392-394 394-399 399-400 КУРДАНАИ груз. гимнограф (X в.), подвизался в груз. общинах Саввы Освященнного лавры в Иерусалиме и Екатерины вмц. монастыря на Синае 400-401 401-402 402-403 403-404 КУРИЦЫН Федор Васильевич (сер. XV в. (?) - 1500 (?)/нач. XVI в.), великокняжеский дьяк, дипломат, книжник 404-407 407-410 КУРМУХСКАЯ ЕПАРХИЯ (ок. 506 - XVI в.), одна из древнейших епархий Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви 410-414 414-415 415-419 КУРСИ место на вост. побережье Тивериадского оз. (Израиль), где Иисус Христос совершил чудо исцеления бесноватого, жившего в пещерах

http://pravenc.ru/vol/xxxix.html

В 1620 г., во время пребывания в Киеве, Патриарх Иерусалимский Феофан утвердил Устав Виленского братства, который потом стал образцом для уставов вновь образовавшихся братств. Но активная деятельность братства постепенно была ослаблена влиянием распространявшейся унии. После 1632 г. почти не встречаются сведения о его деятельности. Но Свято-Духов монастырь, оставшийся верным Православию во время господства унии, был опорой для православных христиан всего северо-западного края и в настоящее время успешно продолжает свое служение. Что же касается деятельности Виленского братства, то его борьба с унией и протесты против изменивших Православию архипастырей, богословская полемика с униатскими деятелями и труды на пользу просвещения являют собой одну из важных страниц в истории не только литовского края, но и всей западнорусской Церкви. Могилевское и Брестское братства Число православных братств особенно увеличилось с начала 1590-х годов. Причиной этого процесса было стремление противостоять намерению некоторых местных епископов принять унию с Римом, а затем и их участию в принятии акта о заключении Брестской унии (1596 г.). В то время образовались братства: Могилевское (1589 г.), Брестское (1591 г.), Минское (1592 г.), Бельское и Люблинское (1594 г.). Возникновение Могилевского Спасского братства совпало по времени с пребыванием в западной России Патриарха Константинопольского Иеремии, от которого в июле 1589 г. братство получило Благословенную грамоту. К 1602 г. относится грамота Сигизмунда III, также утверждавшая в Могилеве братство при храме «Светого Въехания Господня» (т. е. «Входа Господня в Иерусалим». — Ред.). В 1618 г. на кафедру архиепископа Полоцкого, Витебского и Мстиславского вступил ярый униат Иосафат (Кунцевич). Он начал с того, что отобрал у братства Спасский монастырь, но имевшуюся при нем школу православные отстояли и удерживали за собой до 1624 г. В 1633 г. Могилевское братство приступило к сооружению новой церкви и монастыря. С историей этих построек связывается дальнейшее существование братской школы, которую Владислав IV (1632—1648) разрешил строить на этом месте.

http://sedmitza.ru/lib/text/436372/

В 1992 году Г. А. Лаврецким был разработан проект восстановления церкви в первоначальном, древнейшем виде. Работы начались в 1993 году. Первая служба в восстановленном храме прошла 7 января 1999 года. К 7 апреля 2006 года была завершена роспись стен. В Свято-Благовещенском храме находится образ Божией Матери Оршанская, почитаемый на витебской земле. С сайта: www.evitebsk.com/wiki/Храмы Витебска и окрестностей/Благовещенская церковь В 1961 г. церковь была взорвана, однако фундамент и часть кладки уцелели. В 1990-х г.г. реконструирована Г.А. Лаврецким. Эта церковь сегодня по праву считается самым «намоленным» из действующих православных храмов Витебска. Расположена на площади Тысячелетия Витебска. Исследования археологов (И. Хозеров, П. Барановский, Г. Штыхов, П. Раппопорт, А. Трусов) по ряду особенностей строительной техники и на основе анализа архитектурных форм определили приблизительное время возведения Благовещенской церкви - вторая четверть XII века, 1120-30 г.г. Существует мнение, что церковь построена балканским зодчими, которых в 1140-х гг. привезли ранее сосланные в Византию полоцкие князья. У церкви необычная, уникальная для Беларуси кладка: тесаные известняковые блоки чередуются с прослойками плоского кирпича. Храм этот был соборным, и здесь хранились королевские грамоты и городские книги. Витебская Благовещенская церковь неоднократно перестраивалась и меняла облик. В 1619 г. по приказу короля Сигизмунда III Вазы церковь с отдельно стоящей колокольней были переданы униатам. По преданию, Иосафат Кунцевич распорядился забелить фрески известью. Решением комиссарского суда по делу об убиении архиепископа Кунцевича от 22 января 1624 года, у церкви Благовещения были отняты колокола, а священника Давида, «старого Благовещенского попа заочно приговорили к смертной казни». Фактически фрески были спрятаны под наслоениями штукатурки и росписями разных времен. В XVII в. аутентичные покрытия закомар сменились двускатными крышами, однако купол сохранился, что отражено на известном чертеже Витебска 1644 г.

http://sobory.ru/article/?object=05605

В 3-й гл., посвященной таинствам, излагались нормы, положившие начало процессу широкой латинизации богослужебных обрядов в униат. Церкви, становлению особой литургической традиции, отличной как от лат. обряда, так и от обрядов правосл. Церкви. Напр., при совершении таинства Крещения вводился запрет на использование формулы вост. обряда, к-рая заменялась латинской (с единичным «Аминь» в конце). Евхаристию предписывалось совершать на квасном хлебе без добавления теплоты в потир, а также вопреки практике правосл. Церкви причащать верных как Телом Христовым частицами, вынимаемыми на проскомидии в честь Пресв. Богородицы, святых, за живых и умерших. Собор одобрил введение в униат. Церкви практики служения «читаных месс» - литургий, совершавшихся вполголоса одним священником, без хора и иногда без молящихся. При совершении богослужений запрещалось пользоваться книгами в редакции правосл. Киевского митр. Петра (Могилы) . Собор обязывал К. издать Требник, к-рый после одобрения Римом следовало распространять по умеренной цене по всем униат. приходам. В соответствии с определениями Тридентского Собора клирикам запрещалось вмешиваться в дела соседних приходов, в т. ч. совершать там требы без ведома местного настоятеля. Были сформулированы необходимые требования к ставленникам, в т. ч. относительно их грамотности, а также прохождения 6-недельного воспитания под руководством опытного духовного наставника. Собор определил избегать рукоположений во священство крепостных лиц без освобождения от крепостной повинности ставленников и их семей. Собор признал необязательным соблюдение Петрова поста, были добавлены лат. праздники Тела Христова и Страждущей Девы Марии, а также празднование памяти Иосафата Кунцевича (гл. 16), но при этом запрещено почитать святым свт. Григория Паламу (гл. 17). Собор расширил полномочия Киевского митрополита: в 5-й гл. утверждалась обязанность митрополита наблюдать за порядком в епархиях, все епископы митрополии обязаны ему подчиняться. В случае смерти к.-л.

http://pravenc.ru/text/1841183.html

« В Литве Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилёва. Граждане полоцкие и витебские, которые не могут иметь в городе, по запрещению того же архиепископа, ни церкви, ни даже дома для отправления своего богослужения, принуждённые по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле. Да и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь своего священнослужителя... Наконец, вот дело ужасное, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году, в том же литовском городе Полоцке, тот же апостат-епископ, чтобы ещё более досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребённые в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как какую-нибудь падаль...» Фанатичное рвение Иосафата Кунцевича, дошедшее до осквернения погребенных тел, было следующим шагом после запрета хоронить православных на кладбищах. Подобные шаги и связанное с ними возмущение населения стали причиной для обличения Кунцевича со стороны канцлера Речи Посполитой Льва Сапеги, который и сам был сторонником унии. В одном из писем он писал Кунцевичу о том, что его насильственная деятельность по закрытию православных храмов ведет к погибели человеческих душ, поскольку Кунцевич оставляет христиан без обрядов и таинств. Кроме того, в деятельности фанатичного архиепископа Сапега усматривал прямую угрозу государственной безопасности Польского государства. «Говорите, что вольно вам неуниатов топить, рубить; нет, заповедь Господня всем мстителям строго сделала запрещение, которое и вас касается... Когда насилуете совести людские, когда запираете церкви, чтобы люди без благочестия, без христианских обрядов, без священных треб пропадали, как неверные, когда своевольно злоупотребляете милостями и преимуществами, от короля полученными, то дело обходится и без нас; когда же по поводу этих беспутств в народе волнение, которое надобно усмирять, тогда нами дыры затыкать хотите!... Печатать и запирать церкви и ругаться над кем-либо ведет только к пагубному разрушению братского единомыслия и взаимного согласия», - писал Сапега, обращаясь к Кунцевичу.

http://ruskline.ru/opp/2017/noyabr/21/py...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010