Витебский Свято-Духов женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Основание [ править править код ] Монастырь основан в эпоху присоединения Витебского княжества к Великому княжеству Литовскому при деревянной церкви во имя Святого Духа, построенной в первой половине XIV века в западной части Заручевья (Заручевской слободе). По сведениям некоторых источников, великий князь Литовский Ольгерд строил церковь Святого Духа для своей первой супруги Марии Ярославны, Витебской княжны. Другие источники указывают на вторую супругу Иулианию. Достоверно известно что именно она в конце 1380-х годов основала при церкви женский монастырь, сама приняла тут монашеский постриг в 1392 или 1393 году под именем Марфы, вскоре умерла и была похоронена в обители. Униатский период [ править править код ] После заключения Брестской унии в 1596 году Свято-Духов храм, как и другие, переживал притеснения, особенно усилившиеся после убийства витебчанами униатского архиепископа Иосафата Кунцевича. Римо-католические власти намеревались обратить в униатско-базилианский кляштор уже в 1618 году, но вскоре грянула Русско-польская война, в середине XVII века монастырь сильно пострадал, но уже в 1661 году был отстроен на пожертвования горожан. Лишь к концу века Свято-Духова обитель подпала под унию. Женский монастырь при церкви был восстановлен в 1697 году уже как униатско-базилианский. В 1796 году вместо деревянного был построен каменный храм во имя Иоанна Богослова в стиле барокко. В составе Российской империи и СССР [ править править код ] После возвращения униатов Российской империи в лоно Православия на Полоцком Соборе в 1839 году, женский Свято-Духов монастырь вновь стал православным, ему было возвращено древнее название. К середине XIX века обитель пришла в запустение, вскоре был закрыт и обращен в женскую тюрьму. Благодаря ревности витебской общественности, в конце XIX веке тюрьма была переведена в другое место, а в стенах монастыря разместилось женское духовное училище. В 1898 году на средства Полоцкой епархии было возведено новое трехэтажное монастырское здание. Одновременно была перестроена в стиле московской архитектуры и Свято-Духова церковь

http://azbyka.ru/palomnik/Витебский_Свят...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь КУНЦЕВИЧ Иосафат (в миру Иван (Ян) Гаврилович Кунчиц) (1580/1584-1623), униатский архиеп. Полоцкий (1618-1623), святой греко-католической Церкви ЛАББЕ Филипп (1607-1667), пресвитер ордена иезуитов; франц. историк, богослов, филолог, географ, видный представитель эрудитской эпохи развития европ. науки ЛАВРЕНТИЙ ИЗ БРИНДИЗИ [мирское имя - Джулио Чезаре Руссо] (1559 - 1619), св. Римско-католической Церкви (пам. 21 июля), проповедник, деятель Контрреформации, учитель католич. Церкви ЛАЙНЕС Гомес де Леон Диего (1512 - 1565), испан. иезуит, 2-й генеральный настоятель Об-ва Иисуса (с 1556), католич. богослов, деятель Контрреформации ЛАКОРДЕР Жан Батист Анри (монашеское имя Анри Доминик) (1802-1861), франц. католич. свящ., доминиканец, писатель-публицист, проповедник ЛАМБРУСКИНИ Эммануэле Никколо (монашеское имя Луиджи) (1776-1854), кард., гос. секретарь Папского престола при папе Римском Григории XVI (1831-1846) ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де (1782 - 1854), франц. католич. публицист, философ, богослов, общественный деятель; один из основоположников христ. социализма ЛАНГТОН Стефан (ок. 1150 - 1228), англ. церковный деятель, кард. (с 1206), архиеп. Кентерберийский (с 1207), католич. богослов, экзегет. ЛАНФРАНК (ок. 1010 - 1089), нормандский и англ. церковный деятель, богослов; архиеп. Кентерберийский (с 1070) ЛАС КАСАС Бартоломе де (1484 (по др. данным, 1474) - 1566), монах ордена доминиканцев, испан. гуманист, общественный деятель ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ общее наименование документов, подписанных 11 февр. 1929 г. в Латеранском дворце в Риме от имени папы Римского Пия XI ЛАТЕРАНСКИЙ КОМПЛЕКС ансамбль церковных построек в Риме, принадлежит Ватикану и пользуется правом экстерриториальности в соответствии с Латеранскими соглашениями ЛАТЕРАНСКИЙ I СОБОР (18-27 марта или нач. апр. 1123), Собор Римско-католической Церкви, в католич. традиции признаётся IX вселенским Собором; созван папой Римским Каллистом II

http://pravenc.ru/rubrics/122074_22.html

Могилёв. Церковь Спаса Преображения. Церковь Святого Спаса, Семинарская Преображенская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Первое летописное упоминанне о монастыре относится к 1447 г. Он находился невдалеке от городской ратуши при деревянной Спасо-Преображенской церкви. В 1594 г. артелью плотников из 8 человек по приказу магистрата старая церковь была восстановлена. Она была деревянная, «вельми иконами украшеная». Православное братство, созданное в 1597 г., основало здесь школу. В 1618 г. униатский архиепископ Иосафат Кунцевич овладел монастырем, около 30 лет им руководил его наместник Гервасий Гостиловский. В этот период братство, школа и типография действовали при церкви Входа Господнего в Иерусалим. В братской типографии были изданы: «Служебник» (1616 и 1617), «Евангелие новоучительное» (1619). В братской школе изучали языки и богословие. Согласно условиям Зборовского договора 1649 г., монастырь снова стал православным. При нем находилась епископская кафедра и дом, где жили архиереи. В 1654 г. после пожара построен новый деревянный храм. В 1708 г. монастырь снова потерпел от пожара, полностью сгорела Спасская церковь. В 1748 г. была возведена каменная церковь, которая вскоре также потерпела от пожара и восстановлена в 1762 г. До 1802 г. она была кафедральным собором Могилева. С 1756 г. опеку над монастырем осуществлял архиепископ Георгий (Конисский). В 1757 г. он основал при монастыре семинарию, возвел новую каменную церковь по проекту известного архитектора И.Глаубица (разрушена во время Великой Отечественной войны). Рядом с церковью в 1762–1785 гг. был построен каменный архиерейский дворец. В 1824 г. в монастыре имелись храмы: Спасо-Преображенский, во имя 40 Севастийских мучеников и Вознесения Господня. В главном храме, в правом приделе, находился чудотворный образ Божией Матери в позолоченной ризе, который, по свидетельству предания, чудотворным образом когда-то явился на стене Могилевского замка. В Спасском соборе был похоронен святитель Георгий Конисский.

http://sobory.ru/article/?object=36734

Arhiva A.V. Shchipkov: Nu trebuie de admis implicarea organizaiilor religoase în conflictul politic din Belarus 2 octombrie 2020 16:17 Опасность втягивания религиозных организаций в Белоруссии в политическое противостояние реальна, у страны уже есть трагический опыт столкновения католиков и православных, заявил РИА «Новости» заместитель главы Всемирного русского народного собора , первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков . Ранее директор Службы внешней разведки России С.Е. Нарышкин заявил, что США бесцеремонно вмешиваются в религиозную ситуацию в Белоруссии, стремясь столкнуть представителей православной и католической ветвей христианства. По словам С.Е. Нарышкина, пытаясь втянуть пока проявляющий сдержанность Ватикан в белорусские события, США ведут работу по более активному подключению католических священников к участию в антиправительственных выступлениях. «Заявление Сергея Нарышкина абсолютно соответствует той ситуации, которая сегодня складывается в Белоруссии. Нужно приложить максимальные усилия, чтобы не допустить втягивания религиозных организаций в политическое противостояние, чтобы политическое противостояние не переросло в религиозное. И это не пустые слова: в Белоруссии есть история трагического противостояния православных и католиков», — сказал А.В. Щипков. Он напомнил, что в XVI-XVII веках белорусов насильно переводили из Православия в греко-католическую (униатскую) церковь. По словам А.В. Щипкова, «народная религиозная память намного глубже, чем политическая память», поэтому белорусский народ хранит память о притеснениях в Речи Посполитой и «о тех зверствах, которые сопровождали этот насильственный перевод в униатство».  Собеседник агентства привел в пример печально известного униатского епископа Речи Посполитой Иосафата (Кунцевича) (1580-1623), который был одним из тех, кто осуществлял насильственный перевод православных белорусов в униатство. «По его приказу из могил выкапывали тех, кто был погребен по православному обряду, покойников бросали на земле и запрещали хоронить. Подобные вещи народ помнит почти на генетическом уровне», — отметил эксперт. 

http://patriarchia.ru/md/db/text/5699560...

А.В. Щипков: Нужно не допустить втягивания религиозных организаций в политическое противостояние в Белоруссии 2 октября 2020 г. 16:17 Опасность втягивания религиозных организаций в Белоруссии в политическое противостояние реальна, у страны уже есть трагический опыт столкновения католиков и православных, заявил РИА «Новости» заместитель главы Всемирного русского народного собора , первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков . Ранее директор Службы внешней разведки России С.Е. Нарышкин заявил, что США бесцеремонно вмешиваются в религиозную ситуацию в Белоруссии, стремясь столкнуть представителей православной и католической ветвей христианства. По словам С.Е. Нарышкина, пытаясь втянуть пока проявляющий сдержанность Ватикан в белорусские события, США ведут работу по более активному подключению католических священников к участию в антиправительственных выступлениях. «Заявление Сергея Нарышкина абсолютно соответствует той ситуации, которая сегодня складывается в Белоруссии. Нужно приложить максимальные усилия, чтобы не допустить втягивания религиозных организаций в политическое противостояние, чтобы политическое противостояние не переросло в религиозное. И это не пустые слова: в Белоруссии есть история трагического противостояния православных и католиков», — сказал А.В. Щипков. Он напомнил, что в XVI-XVII веках белорусов насильно переводили из Православия в греко-католическую (униатскую) церковь. По словам А.В. Щипкова, «народная религиозная память намного глубже, чем политическая память», поэтому белорусский народ хранит память о притеснениях в Речи Посполитой и «о тех зверствах, которые сопровождали этот насильственный перевод в униатство».  Собеседник агентства привел в пример печально известного униатского епископа Речи Посполитой Иосафата (Кунцевича) (1580-1623), который был одним из тех, кто осуществлял насильственный перевод православных белорусов в униатство. «По его приказу из могил выкапывали тех, кто был погребен по православному обряду, покойников бросали на земле и запрещали хоронить. Подобные вещи народ помнит почти на генетическом уровне», — отметил эксперт. 

http://patriarchia.ru/db/text/5699413.ht...

Александр Щипков: Нужно не допустить втягивания религиозных организаций в политическое противостояние в Белоруссии Москва, 2 октября 2020 г.      Опасность втягивания религиозных организаций в Белоруссии в политическое противостояние реальна, у страны уже есть трагический опыт столкновения католиков и православных, заявил РИА «Новости» заместитель главы Всемирного русского народного собора, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков, передает Патриархия.ru . Ранее директор Службы внешней разведки России С.Е. Нарышкин заявил, что США бесцеремонно вмешиваются в религиозную ситуацию в Белоруссии, стремясь столкнуть представителей православной и католической ветвей христианства. По словам С.Е. Нарышкина, пытаясь втянуть пока проявляющий сдержанность Ватикан в белорусские события, США ведут работу по более активному подключению католических священников к участию в антиправительственных выступлениях. «Заявление Сергея Нарышкина абсолютно соответствует той ситуации, которая сегодня складывается в Белоруссии. Нужно приложить максимальные усилия, чтобы не допустить втягивания религиозных организаций в политическое противостояние, чтобы политическое противостояние не переросло в религиозное. И это не пустые слова: в Белоруссии есть история трагического противостояния православных и католиков», — сказал А.В. Щипков. Он напомнил, что в XVI-XVII веках белорусов насильно переводили из Православия в греко-католическую (униатскую) церковь. По словам А.В. Щипкова, «народная религиозная память намного глубже, чем политическая память», поэтому белорусский народ хранит память о притеснениях в Речи Посполитой и «о тех зверствах, которые сопровождали этот насильственный перевод в униатство». Собеседник агентства привел в пример печально известного униатского епископа Речи Посполитой Иосафата (Кунцевича) (1580-1623), который был одним из тех, кто осуществлял насильственный перевод православных белорусов в униатство. «По его приказу из могил выкапывали тех, кто был погребен по православному обряду, покойников бросали на земле и запрещали хоронить. Подобные вещи народ помнит почти на генетическом уровне», — отметил эксперт.

http://pravoslavie.ru/134364.html

В 1705 году, во время Северной войны 1700—1721 годов, произошел визит в собор царя Петра I. Макет первоначального облика Софийского собора Согласно польскому историку XIX века Францишеку Духинскому, Пётр вторгся в принадлежавший униатам собор, где хранились мощи Иосафата Кунцевича, пьяным и с солдатами. Царь потребовал ключи от царских врат, а когда базилиане отказались их дать, лично убил настоятеля и четырёх монахов-базилиан, а тела приказал утопить в Двине. Об этом событии кратко сообщает Витебская летопись: Eodem anno mense Iulli 11 die in ecclesia S. Sofiae ipse occidit 4 basilianos in Polocia («В том же году месяца июля 11 дня в храме Св. Софии сам [царь Пётр I] убил 4 базилиан в Полоцке»). По другой версии, конфликт произошёл после того, как на вопрос царя об изображении на иконе монахи ответили, что это святой Иосафат, убитый еретиками. Царь приказал арестовать монахов, но они оказали сопротивление, в результате чего произошло столкновение, в котором они и были убиты. Документы Кабинета Петра I, хранящиеся в РГАДА, сообщают, что «происшествие в Полоцке было спонтанным проявлением гнева царя, спровоцированного дерзким поведением униатских монахов». 11 июля 1705 года, после инцидента, собор был закрыт российской армией. Первоначально Пётр I намеревался передать собор православной общине, но она отказалась принять его, опасаясь, что после ухода русских войск против них начнутся В притворе храма был размещен пороховой склад, который 1 мая 1710 года взорвался, после чего Софийский собор был полностью разрушен и пролежал в руинах до 1738 года. Восстановление собора осуществил униатский архиепископ Флориан Гребницкий. К 1750 году на сохранившихся основаниях стен была возведена двухбашенная базилика в стиле виленского барокко, которую освятили в честь Сошествия Святого Духа. Во время Отечественной войны 1812 года храм использовался французскими войсками как конюшня. После церковного собора 1839 года, открывшегося в стенах храма, собор стал православным. В 1911—1914 годы был проведён капитальный ремонт собора. В 1924 году в рамках советской атеистической политики церковь закрыли и разместили в ней краеведческий музей. В период немецкой оккупации с 1942 по июль 1944 года Софийский собор был действующим, а потом был вновь закрыт.

http://azbyka.ru/palomnik/Софийский_собо...

О диалоге и заботах 27.04.2023 17:43:40 Алексей Рогожин На Украине власти продолжают войну с собственным населением. Вот, например, из сообщавшегося буквально в последние дни: городской совет украинских Черновцов принял решение лишить каноническую Украинскую православную церковь права пользования земельными участками в городе. А власти Бродов Львовской области 24 апреля 2023 года объявили о закрытии Владимирского храма УПЦ, единственного в городе. Глава райсовета даже назвал день, когда опечатали храм, " великим днем для Бродовщины " . " Сегодня церковь московского патриархата прекратила свою работу. … Слава Украине – героям слава " , – закончили свое выступление украинские чиновники. Ну, да, какие герои – такая и слава, и величие… Впрочем, это еще не предел мерзости. В той же Черновицкой области храм преподобного Иова Почаевского в селе Милиево Вижницкого района (построенный, кстати, вместо захваченного ранее раскольниками т. наз. " Киевского патриархата " ) несколько дней назад просто сожгли. " Подожгли храм этой ночью – профессионально, без шансов на спасение " , – говорится в сообщении епархии. На кадрах видео с места происшествия можно заметить, что церковное здание оказалось охвачено огнем со всех сторон одновременно, что свидетельствует именно о поджоге, а не случайном возгорании. Продолжаются захваты храмов канонической Церкви – и сообщения об этом поступают едва ли не ежедневно. 22 апреля 2023 года произошел захват Покровского храма в городе Бориславе Львовской области. Сначала, 8 апреля, захватчики заблокировали подход к храму и изобразили голосование о " переходе " общины канонической Церкви в раскольническую " ПЦУ " . При этом ни один из прихожан не поддержал незаконное голосование. Городские власти опечатали церковь " до решения проблемы " . Волю прихожан представители " ПЦУ " просто проигнорировали. Как говорится в сообщении епархиального сайта, " 22 апреля произошел захват храма. Представители ПЦУ сорвали печати и сменили замки " . А в Каменце-Подольском в Хмельницкой области педагогический коллектив лицея вдруг обнаружил, что " один из самых главных и красивых соборов города назван в честь российского святого " . И мудрые педагоги сочли этот факт недопустимым. В связи с этим они просят городской совет " переименовать собор Александра Невского... и в дальнейшем называть его собором святого Иосафата " . Правда, Иосафат Кунцевич униат, грекокатолик, но это для светочей укропедагогики несущественная деталь.

http://radonezh.ru/2023/04/27/o-dialoge-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЮБАЧИВСКИЙ Мирослав Иван (24.06.1914, г. Долина, ныне Ивано-Франковской обл., Украина - 14.12.2000, Львов), кард., верховный архиеп. Львовский, глава Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ). Род. в семье украинцев греко-католич. вероисповедания. Начальное образование получил в народной школе в Долине, в 1933 г. окончил с отличием польскую гимназию в Стрые (ныне Львовской обл., Украина). В 1934-1937 гг. обучался во Львовской богословской академии; для завершения богословского образования был направлен в коллегию иезуитов им. Петра Канизия в Инсбруке (Австрия). 18 авг. 1938 г. был рукоположен во диакона, а 21 сент. того же года первоиерарх УГКЦ Львовский митр. Андрей Шептицкий рукоположил Л. во пресвитера. Продолжил учебу в Инсбруке, но в связи с началом второй мировой войны Л. был вынужден переехать вместе с коллегией в Сьон (Швейцария), где в 1941 г. защитил диссертацию: «Борьба св. Василия Великого с арианством, выраженная в его литургии». В 1942-1945 гг. обучался в Папском библейском институте, который окончил со степенью магистра библейских наук, а в 1945-1947 гг.- в Григорианском университете в Риме, где получил степень лиценциата философии. Одновременно с учебой в Григорианском ун-те изучал медицину в рим. ун-те Сапиенца. В мае 1947 г. Л. был направлен в Филадельфию (США) к апостольскому экзарху для укр. греко-католиков еп. Константину Богачевскому, к-рый сделал его своим секретарем. В 1949 г. Л. был назначен настоятелем укр. греко-католич. ц. апостолов Петра и Павла в Кливленде (шт. Огайо, США), затем служил на укр. греко-католических приходах в США. В 1967-1968 гг. преподавал в папской укр. коллегии им. Иосафата Кунцевича в Риме. В 1968 г. Л. был назначен духовником главной ДС им. Иосафата Кунцевича в Вашингтоне, а в 1973 г.- духовником коллегии им. св. Василия Великого в Стамфорде (шт. Коннектикут, США). Медаль в память кард. Мирослава Любачивского. 1991 г. (Музей Св. Софии в Риме)

http://pravenc.ru/text/2561028.html

Могилёв Материал из Азбука паломники 53.894548; 30.330654 Беларусь, Могилёв Могилёв, Могилёвская область Беларусь Трехсвятительский кафедральный собор (Могилёв) Могилёв (белор. — город на востоке Белоруссии, административный центр Могилёвской области и Могилёвского района. Могилёв — третий по количеству жителей (после Минска и Гомеля) город Белоруссии. Население составляет 378 077 человека (1 января 2016). Расположен на живописных берегах Днепра, в 645 км от его истока. Содержание Православие в Могилёве [ править править код ] История [ править править код ] По хронике г. Могилёва благословение на его основание дал Андрей Первозванный, который с миссионерской миссией путешествовал по Днепру из Киева на Новгород. Возник город около 1267 г. Археологические материалы свидетельствуют о том, что первые христиане появились в этих местах в XI в. В 1561 году Могилев получил право на городское самоуправление, в 1577 году — магдебургское право и герб (на голубом поле кирпичная башня с надписью «Печать места Могилевского»). Первоначально Могилев подлежал власти Полоцкого епископа. В 1595 г. состоялось подписание Брестской церковной унии. Полоцкий униатский епископ Герман Загорский по своем приезде в Могилев в 1599г. услышал от горожан слова отвержения его пастырской власти. В 1619 г. жители Могилева отказались впустить к себе печально известного ревнителя унии Иосафата Кунцевича. Тогда все православные храмы в городе было велено закрыть. Но богослужения стали совершаться за городом, в палатках. Горожане постоянно жаловались на обиды королю, и уже после смерти Кунцевича Сигизмунд разрешил открыть храмы. При этом было решено, какие церкви отдаются униатам, а какие возвращаются православным. Из 8-ми храмов четыре (Успения, Воскресения, Вознесения и Св. Троицы) вернули православным, остальные отдали униатам. Одним из самых известных Могилевских монастырей стал Богоявленский (Братский). Первоначально на его месте была церковь Богоявления Господня и церковная школа, учрежденная в 1578 г. В 1595 г. в Могилеве было образовано Богоявленское братство, возглавившее религиозную жизнь города. В 1602 г. король Сигизмунд подтвердил устав Могилевского братства и его право на содержание школы и церковного причта. В 1620 г. началось строительство нового каменного храма на земле, пожертвованной князем Иваном Огинским. В том же году строительство церкви и школы при ней получило благословение патриарха Иерусалимского Феофана. В 1633 г. король Владислав IV подтвердил право существования Богоявленского монастыря и школы при нем, а также разрешил основать здесь типографию. Она просуществовала до 1736 г. и издавала в основном православные богослужебные книги. Ко времени основания Богоявленского мужского монастыря относится и постройка рядом с ним женской обители (упразднена в 1796 г.).

http://azbyka.ru/palomnik/Могилёв

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010