Находился в г. Могилёве. Основан в 1619-1620 гг. Обитель тесно связана с Могилёвским Крестоносным православным братством, первоначально организованным при могилёвском Спасском муж. мон-ре по инициативе священников и мирян, получивших на это грамоту 21 марта 1597 г. ( Копысский. 1975. С. 162). Возникнув сразу после заключения Брестской унии 1596 г., братство имело непростые отношения с королевской властью, которые усугублялись проводимой ее представителями церковной политикой. 9 окт. 1618 г. одним из решительных действий братчиков и могилёвских мещан, к-рых поддерживал письмами настоятель вильнюсского в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужского монастыря архим. Мелетий (Смотрицкий) , стал запрет на въезд в город полоцкого униат. еп. Иосафата (Кунцевича) . В 1620 г. священники заявили ему об отказе совершать богослужения в церквах Могилёва, перешедших униатам, из-за этого «дети без крещения от сего свету отходят» ( Мелешко. 1988. С. 215-217). Учитывая дискриминационные законы Речи Посполитой в отношении православных, М. Б. м. мог быть устроен только на частной территории, которая была выкуплена под застройку в центре Могилёва. Формально земля стала принадлежать авторитетному землевладельцу кн. И. Б. Огинскому. Еще 4 июня 1619 г. он «внес в Виленские трибунальные книги свой дарственный фундуш на имя Виленского братства». Братству покровительствовали некоторые представители правосл. магнатского рода Воловичей. В трибунальном суде кн. Огинский официально передал права на выкупленную землю братству, лишившемуся своего центра - могилёвского Спасского мон-ря, обладавшего большими налоговыми привилегиями и правом сбора денег за перевоз на р. Днепре. Такое юридическое решение обеспечивало защиту в суде основателей М. Б. м. от возможных имущественных притязаний униатов. Добившись выгодного для себя постановления суда польского кор. Сигизмунда III Вазы , униаты еще 22 марта 1619 г. получили грамоту, по которой братчики и др. правосл. жители Могилёва остались без храмов, отданных в собственность униатам.

http://pravenc.ru/text/2563898.html

Ок. 1596 г. К. был отдан родителями в обучение к купцу Я. Поповичу в Вильно, где лично познакомился с представителями Об-ва Иисуса (в т. ч. с богословом при униат. митр. Киевском Ипатии Потее Петром Аркудием) и по их совету вступил в 1604 г. в орден св. Василия Великого, приняв монашеское имя Иосафат. В том же году рукоположен Потеем в диаконы виленского во имя Св. Троицы мон-ря и после пострига почти 3 года добровольно не выходил из мон-ря, предаваясь в келье св. Луки духовному чтению и аскетическим практикам. К. не получил систематического образования: он обучался грамоте дома и посещал предположительно только приходскую школу во Владимире-Волынском. Житийная традиция единодушно признаёт, что К. был в значительной степени самоучкой, отмечая его страсть к чтению с детских лет. Вступив в орден василиан, К. осваивал основы богословского образования под рук. ректора монастырской школы П. Ф. Сурометниковича и иером. (впосл. архимандрит Троицкого монастыря) Иосифа Вельямина Рутского . К. свободно владел польск. языком, но не знал греческого и латыни. Последнее обстоятельство стало препятствием к получению им систематического богословского образования в Виленской академии иезуитов. Один из преподавателей академии и будущий духовник К. иезуит Валентий Фабриций Гроза (Ковальский) давал ему частные уроки богословия «по-руськи». С. Сеник считает, что К. читал и переписывал сочинения Нила Сорского и Симеона Нового Богослова, а также сочинения, связанные с исихастской традицией; сохранились 2 Слова на Усекновение главы Иоанна Крестителя, переписанные К. ( Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. 228). Биографы К. единодушно отмечают его особую набожность. По преданию, еще в раннем детстве во время молитвы перед Распятием во владимирской ц. св. Параскевы Пятницы он получил от Бога знамение о своей избранности к духовному поприщу: из Распятия сверкнула искра, которая поразила К. в грудь. Еще до вступления в Свято-Троицкий мон-рь К. предположительно исполнял функции церковного кантора Троицкой ц. К. отличала склонность к чрезмерно строгим аскетическим практикам (особенно суровый пост, ношение вериг, бичевание), серьезно подорвавшим здоровье К. в виленский период его жизни.

http://pravenc.ru/text/2462261.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Отступник «святой» Кунцевич и подлинные мученики и исповедники Белорусские По всем признакам готовится очередная попытка «примирения православных с униатами». 06.10.2023 1286 Время на чтение 7 минут Фото: wikipedia.org Униаты и католики готовятся пышно отметить 400-летие гибели гонителя православных христиан – отступника Иосафата Кунцевича (1580-12 ноября 1623). Праздновать начали ещё в марте, когда папа римский лично приветствовал некую украинскую общину, «прибывшую по случаю 400-летия мученичества святого священномученика Иосафата, отдавшего жизнь за единство христиан». А недавно глава украинских униатов Святослав Шевчук назвал в Ватикане Кунцевича «героем, способным любить так, как любит Бог». Как же именно «любил» Кунцевич и как, по мнению С. Шевчука, любит Бог, да и вообще, к чему все это ватиканские восторги? О злодеяниях Кунцевича мы имеем представление из разных источников, – как из переписки официальных лиц Речи Посполитой, так и из жалоб в сейм русского населения (тогда белорусов и украинцев как особые этносы ещё не придумали). В одной из жалоб читаем: «В Белоруссии, в Орше и Могилеве владыка полоцкий (Иосафат Кунцевич) запечатал церкви и уже пять лет держит их так…». Можно сравнить с нынешними захватами церквей в пользу ПЦУ, чья аббревиатура прочитывается как «пустые церкви Украины». «Но что всего хуже, – читаем в жалобе, – что составляет варварство и зверство выше вероятия, в том же белорусском Полоцке, тот же отступник владыка полоцкий (Кунцевич), чтобы досадить тамошним мещанам, приказал вырыть недавно похороненные подле церкви христианские тела умерших и бросить на съедение собакам, как какую падаль. О нечестие! О невыносимая неволя!» Возглас «О невыносимая неволя!» – это, конечно, уже политический выпад. Дальновидные государственные деятели Польши это понимали. Канцлер велико-литовский Лев Сапега пытался вразумить Кунцевича. Цитируем по «Истории» С. Соловьёва: «Уличают вас жалобы, поданные на вас в Польше и Литве. Разве неизвестен вам ропот глупого народа, его речи, что он лучше хочет быть в турецком подданстве, нежели терпеть такое притеснение своей вере?..

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/06/ot...

Закрыть itemscope itemtype="" > Костёл в Беларуси поднял на знамёна изувера Кунцевича Конец межконфессионального спектакля 11.01.2024 271 Время на чтение 17 минут Источник: Наука Вера Культура Светильником светлым явился ты, священномучениче Иосафате,/ибо как пастырь добрый положил ты душу твою за овец,/ роздоролюбивыми врагами убит ты,/и вошёл во святая святых, с ангелами пребывая. Тропарь Униатской церкви «святому» Иосафату Кунцевичу. Долгое время над Белой Русью (как, впрочем, и над Великороссией) нависал толерантный морок. От самых времен богоборца Хрущева произошло уравнение в государственных правах всех конфессий. И речь не о гражданских правах представителей конфессий, а именно об онтологических правах – правах на истинность, праве претендовать на духовные корни народа и на духовное руководство его в настоящем, в его историческом самосознании, ценностях и целях. Данное духовное «равноправие» (равенство относительно друг друга, которое означает неравенство относительно исторического благотворения народу) было унаследовано и постсоветской эпохой. Более того, в Белоруссии польско-католический Костел воспользовался решениями II Ватиканского собора и, задвинув в тень свою извечную польскость и далее латинскость, напористо стал изображать из себя главного хранителя «национальной идентичности» белорусов, в частности, полностью перейдя на беларускую мову, составленную во второй половине XIX века поляком Франциском Богушевичем и его последователями поперек действительного белорусского наречия. Также польско-католический Костел хватко цеплялся за эпоху позднего ВКЛ, Речи Посполитой и отчасти Российской Империи, когда всё высокородное и грамотное население было католическим (умалчивая, что оно говорило по-польски и, главное, считало себя польским), – предлагая себя – да еще с униатством в придачу – государству в качестве «национальной белорусской веры». К тому же, «благодаря» особенностям советской гуманитарной политики, в среде гуманитарной интеллигенции (особенно исторической, литературной, художественной), в том числе в чиновнических кабинетах, ко времени обретения независимости большинство составили либо католики, либо люди формально разных конфессий, но душой погруженные в католическую культуру.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/11/kostel...

Б. Н. Флоря. Важный источник по истории церковной жизни в Витебской земле в первой половине XVI в.     Жизнь Киевской митрополии в эпоху позднего средневековья существенно осложнялась рядом обстоятельств, в первую очередь тем, что православные церковные учреждения, в том числе митрополичья кафедра, состояли под патронатом иноверной верховной власти, унаследовавшей широкие ктиторские права от православных правителей. Это создавало неблагоприятные условия для существования митрополии как единого автономного целого, но не исключало попыток митрополитов добиваться ее единства. Интересный материал, касающийся данной проблематики, содержит грамота 1546 г., которая появилась в связи с конфликтом между витебским приходским духовенством и Полоцким архиепископом (Витебская земля относилась к Полоцкой архиепископии). 40-е гг. XVI в. отмечены рядом конфликтов на территории Полоцкой епархии между кафедрой и приходскими священнослужителями. Хотя конфликты эти были связаны с характером и объемом обязательств белого духовенства по отношению к кафедре, они протекали по-разному в разных частях епархии. В 1544 г. (как и ранее) в защиту приходского духовенства и монастырей выступили шляхтичи Полоцкой земли . Для региона это было традицией: уже на рубеже XV и XVI вв. бояре и мещане Полоцка отстаивали права клироса полоцкого Софийского собора в его спорах с архиепископом . В 1546 г. в королевский суд подали жалобу два священника из Витебска «от всих попов городовых и посельских» . Таким образом, для обращения в суд объединилось городское и сельское духовенство Витебской земли — это важный факт истории жизни духовного сословия в этом регионе, свидетельство активной самоорганизации приходского духовенства. В грамоте 1546 г. назван «судовый лист» короля Сигизмунда I, выданный по жалобе «всих попов Витебска», в котором Полоцкому архиепископу Евфимию (упоминается в 1508–1511 гг.) предписывалось, «абы в земли и селища церковныи не вступовался». Это показывает, что активная самостоятельная деятельность витебских священнослужителей имела место уже в начале XVI в. С существованием таких традиций была связана упорная борьба витебских священников с униатским архиереем Иосафатом (Кунцевичем) в XVII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/10108576/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Селява Анастасий; ок. 1583, Полоцкая земля - 1655, Тыкоцин, Речь Посполита), униатский митр. Киевский и Галицкий. В 1612 г. вступил в базилианский (см. Базилиане ) виленский (вильнюсский) в честь Св. Троицы мон-рь , где был послушником одновременно с Иосафатом (Кунцевичем) . В 1615 г. послан в Греческую коллегию в Рим изучать теологию. В 1617 г. рукоположен во священника, с 1622 г. архимандрит виленского мон-ря в честь Св. Троицы. В том же году вступил в полемику с архиеп. Мелетием (Смотрицким) , доказывал незаконность поставления правосл. иерархов Иерусалимским Патриархом Феофаном IV в кон. 1620-1621 гг. Затем А. стал архимандритом Новогрудского мон-ря, а после убийства Иосафата (Кунцевича) - архиеп. Полоцким и Витебским (1624). Вместе с митр. Иосифом (Вельяминовым-Рутским) А. был инициатором беатификации Иосафата (Кунцевича) (огласил в 1625 его житие), вел процессы по его беатификации в 1628 и 1637 гг. В 1633 г. в Полоцке на А. было совершено покушение. А. участвовал в Соборе митрополита и епископов в Новогрудке (1624), в Соборах по делу примирения униатов с православными в Кобрине (1627) и Львове (1629). В 1639 г. состоял в переписке по поводу условий новой унии с правосл. еп. Мстиславским Сильвестром (Косовым) , с к-рым вел многочисленные судебные процессы, добиваясь сохранения за униатами церквей и церковных имуществ. В 1639 г. униатский митр. Рафаил (Корсак) , отправляясь в Рим, назначил А. генеральным викарием Киевской митрополии. В Риме в составленном 19 авг. завещании митрополит выразил желание, чтобы его преемником стал А. После смерти Рафаила (Корсака) король назначил А. митрополитом и обратился за его утверждением к папе (5 нояб. 1640), прося в то же время оставить за А. Полоцкое архиеп-ство (оставалось за ним до 1652, когда было передано в управление полоцкому коадъютору Гавриилу Коленде). Резиденцией А. было в основном Вильно. А. обновил кафедральные соборы в Вильно и Новогрудке, основал жен. базилианский мон-рь в Минске. В июле 1642 г. на заседании конгрегации базилиан в Вильно А. получил пожизненное звание протоархимандрита, соединив его в виде исключения с саном митрополита.

http://pravenc.ru/text/116016.html

Он напомнил, что в XVI-XVII веках белорусов насильно переводили из Православия в греко-католическую (униатскую) церковь. По словам А.В. Щипкова, «народная религиозная память намного глубже, чем политическая память», поэтому белорусский народ хранит память о притеснениях в Речи Посполитой и «о тех зверствах, которые сопровождали этот насильственный перевод в униатство».  Собеседник агентства привел в пример печально известного униатского епископа Речи Посполитой Иосафата (Кунцевича) (1580-1623), который был одним из тех, кто осуществлял насильственный перевод православных белорусов в униатство. «По его приказу из могил выкапывали тех, кто был погребен по православному обряду, покойников бросали на земле и запрещали хоронить. Подобные вещи народ помнит почти на генетическом уровне», — отметил эксперт.  В связи с этим А.В. Щипков также обратил внимание на тот факт, что белорусские власти планировали провести в 2023 году официальные торжества, посвященные 400-летию смерти Кунцевича. Многие православные восприняли это как оскорбление. По мнению представителя Синодального отдела, подобные сомнительные планы могут спровоцировать рост напряжения между верующими.  «При этом в 2023 году исполняется 225 лет со дня рождения выдающегося сына белорусского народа, православного митрополита Иосифа (Семашко) (1798-1868), добившегося отмены духовной оккупации и возращения белорусов в лоно Православия. Это было событие цивилизационного масштаба, и праздновать даты, связанные с именем Семашко, необходимо на государственном уровне», — заявил эксперт. Говоря об участии в раскачивании ситуации в стране внешних сил, он заметил, что «любая революция, любой переворот, любое уличное политическое действие требует немалых средств, причем наличных, поскольку спецслужбы отслеживают банковские переводы». Собеседник агентства рассказал, что его знакомые белорусские католики, рядовые прихожане костелов, говорят, что испытывают давление, что их пытаются втягивать в политическое действие и им это очень неприятно, потому что они понимают, к чему это может привести.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5701128...

А.А. Горбачев Где границы Церкви? Самое же печальное, что среди священства и церковной иерархии распространяются идеи, противоречащие традиционным церковным взглядам на природу Церкви и ее границы. «Кажется, уже и мы живем в предместьях Вавилона, если не в нем самом», – сказал как-то святитель Филарет (Дроздов) под впечатлением окружающей его действительности 75 . Но трудно полностью защититься от множества гуманистических идей, исподволь проникающих в православное церковное сознание, и уже сам митрополит Филарет вводит в церковный лексикон некое новое понятие: «Христианская Церковь может быть только либо „чисто истинная», ...либо „не чисто истинная " » 76 . И хотя выражение „не чисто истинная» само по себе сомнительно, а в приложении к Церкви – Невесте Христовой звучит, по меньшей мере, странно, оно приживается в словесном обиходе в церковных кругах. В православной среде получает также распространение высказывание митрополита Киевского Платона (Городецкого 1891) о том, что «наши человеческие перегородки до неба не достигают» 77 (в передаче митрополита Евлогия (Георгиевского): «Перегородки, которые настроили люди в церкви, не доходят до неба» 78 ). Протопресвитер военного и морского духовенства в 1911–1917 годах отец Георгий Шавельский видел «объединение около имени Божия и около св. храма людей, разделенных временными, не божественного происхождения перегородками» 79 , в следующих событиях армейской жизни: «Воинские чины – протестанты, католики, кальвинисты – не только солдаты, но и офицеры, наряду с православными аккуратно посещали свою полковую православную церковь , ...соблюдали православные праздники и обычаи; в военное время пред сражениями даже офицеры нередко исповедовались и приобщались у полковых – православных – священников» 80 . Подобное отношение к инославию постепенно проникает в среду монахов и мирян. И вот уже монахини Вировского монастыря во главе с игуменьей Анной приветствуют «несущего Св. Дары ксендза низким поклоном и с горящими свечами» провожают «его до постели больной» 81 . А русские воины во время Первой мировой войны не останавливаются и перед участием в евхаристическом общении с униатами: «Бедняги солдаты, шедшие на фронт, а потому, на верную смерть, не имели возможности причаститься, ходили к униатам, там молились и причащались. Мне рассказывали, – вспоминал митрополит Евлогий, – как в униатском монастыре они вместе с униатами восклицали: „Святой священномучениче Иосафате, моли Бога о нас» (это тот Иосафат Кунцевич, который был известным гонителем православия)» 82 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Бытень. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Петра и Павла Год постройки:Между 1703 и 1711. Построена как церковь базилианского монастыря; с 1839 православная, башни взорваны в 1915 г.. Год утраты:приблизительно 1949 (окончательно разобрана) Адрес: Беларусь, Брестская обл., Иванцевичский район, дер. Бытень Координаты: 52.881627, 25.496616 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Местечко Бытень расположено в Слонимском уезде Гродненской губ. В 1607 году слонимский маршал Рыгор Тризна и его жена Регина из Сапег подарили находившееся в этом месте имение Дятковичей василианам и основали монастырь. Изначально монастырь планировалось сделать женским, так как он финансировался для дочери Григория Тризна – Евфросинии, но она была рукоположена в Виленском василианском монастыре, поэтому Бытенский монастырь стал мужским. Одним из первых настоятелей в 1613 году был известный монах и проповедник Иосафат Кунцевич. В 1615 году с разрешения и благословения Папы Римского в Успенском монастыре был открыт новициат, из которого впоследствии вышли известные деятели униатской церкви. Николай Тризна (сын Григория Тризны, великого литовского казначея), в 1626 и 1640 годах также пожертвовал средства на строительство монастыря и церкви. По основанию 1626 года при монастыре была заложена больница на 10 человек. Во время восстания Богдана Хмельницкого в хорошо укрепленном Бытенском монастыре скрывались униаты из Украины и других мест. Около 1654 года была построена небольшая зимняя Преображенская церковь, отапливаемая и соединенная непосредственно с жилыми помещениями монастыря. Во время войны Речи Посполитой с Московским государством 1654-1667 гг. в Успенском монастыре скрывались представители ордена из Вильнюса, Полоцка, Витебска и Минска, а также икона Божией Матери Жировичская. С 1656 года в Быценском монастыре находился глава василианского ордена Бенедикт Терлецкий. Здесь же хранились нетленные мощи старца Симеона Ставровского, игумена монастыря с 1640 года.

http://sobory.ru/article/?object=57524

Витебск. Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы (новый). Успенский кафедральный собор Карта и ближайшие объекты В 1682 г. на месте деревянной Успенской церкви (разрушенной после убийста Иософата кунцевича) был основан Базилианский монастырь. По одной из версий, именно на этой горе был убит и сброшен в реку местными жителями униатский священник Иосафат Кунцевич. В 1743-75 гг. по фундации Мирона Галузы итальянский архитектор Иосиф Фонтана III начинает строительство новой каменной церкви и 3-этажного монастырского корпуса. В 1772 г. Витебск входит в состав Российской Империи и генерал-губернатор Чернышев дает указ об завершении строительства храма до 1777 г. По указу Павла Первого, посетившего Витебск в 1796 г., в 1799 г. храм и монастырь переданы православной церкви. Успенская церковь перестроена и переименована в Успенский собор, а монастырский корпус отдан под государственные учреждения. В 1936 г. храм варварски взорван. В 1990-е гг. архитекторами Ратько и Михалюковым (бел. разработан проект возрождения храма. В 1998 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заложил символический камень в фундамент будущего храма. На данный момент строительство храма почти завершено, ведутся отделочные работы. Собор - памятник архитектуры зрелого барокко. В оформлении главного фасада использован классический коринфский ордер, центральная часть завершена треугольным фронтоном. Над пересечением центрального нефа и трансепта установлен мощный сферический купол. Интерьер формируют 5 нефов с открытым световым барабаном и тремя ярусами боковых оконных проемов. Центральный неф переходит в полукруглую апсиду. Центральный неф и трансепт имеют цилиндрические своды, боковые нефы - крестовые. Источник: Кулагин А. " Православные храмы Беларуси " Свято-Успенский кафедральный собор г.Витебска 210026, Витебск, ул. Крылова, 9 тел.: (+375 212) 36-28-53 Вот как в середине XIX века описал Успенский собор известный историк-краевед А. Сементовский-Курило: «Осмотрев почти все лучшие храмы нашей обширной родины от Черного до Балтийского моря и посетив множество монастырей, мы редко где были поражены внутренней и внешней архитектурой виденных нами храмов настолько, как витебским Успенским собором. В особенности хорош этот храм, когда лучи заходящего солнца, проникнув через огромные окна главного входа и купола обольют своим золотым блеском иконостас и стены его; нам кажется, что в эти минуты душа молящегося сама как бы просветляется и становится способнее постигать величие Творца вселенной!»

http://sobory.ru/article/?object=11824

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010