3. Полученный греческий чин был Щелкаловым переработан на основании собственно русской традиции возведения избранника в митрополита (с повторной архиерейской хиротонией, если избранником оказывался епископ) и уже 19 января утверждён совместным Собором духовенства и бояр. После этого расширенная депутация от Собора доставила Иеремии «приговор государя» относительно хода предстоящего торжества и поимённо намеченных кандидатов на патриаршую и новые епархиальные митрополичьи, архиепископские и епископские кафедры — по три кандидата на каждую. 4. 23 января после литургии в кремлёвском храме Успенья русским «освященным Собором» совместно с патриархом Иеремией и его греческим окружением было совершено, согласно предписанию государя, торжество как бы избрания кандидатов на первосвятительство — митрополита Московского Иова, архиепископа новгородского и псковского Александра, архиепископа ростовского и ярославского Варлаама. Любопытна «обратная связь»: по подписании грамоты об избранных Иеремия явился вместе с соборянами в золотую палату и лично вручил её царю, а царь по оглашении последней произнёс свой окончательный вердикт, назвав имя московского владыки. В этот же день и в стенах всё той же золотой палаты предстоятель вселенского престола впервые за всё время своего пребывания в России встретился с митрополитом Иовом и благословил его как «нареченного патриарха Московского и всея России». При этом необходимо подчеркнуть: в конечном счёте предложенный Иеремией чин патриаршего наречения по византийскому образцу не состоялся, обряд произошёл вне богослужения, в царском дворце как светски церемониальное утверждение государем своей воли относительно якобы соборне избранных кандидатов. 5. Посвящение новонареченного Иова состоялось 26 января, в воскресенье, в Успенском храме по предварительно составленному богослужебному «чину и уставу». Главнейшими эпизодами священнодейства были: во-первых, исповедание Иовом веры перед лицом царя Феодора Иоанновича и вселенского патриарха Иеремии посреди храма во время последования 1-го часа (произнесённый им текст при некоторых исключениях повторял текст присяги, которую прежде давали новопосвящаемые русские митрополиты); во-вторых, совершённая над Иовом на литургии, по малом входе, собором сослужащих архипастырей во главе с Иеремией полная архиерейская хиротония; в-третьих, церемония, представлявшая собой своеобразный акт интронизации (по окончании литургии и по разоблачении Иова, в алтаре храма, на горнем месте, Иеремия возложил на него «золотоворотную» икону, панагию, клобук и мантию, а Феодор Иоаннович, произнеся приветственную речь, вручил ему украшенный золотом посох святителя Петра, митрополита Московского). Торжественное празднование свершившегося события с богослужениями, шествиями нового патриарха по городу  («на осляти»), обменом подарками, застольями продолжалось три последующих дня.

http://bogoslov.ru/article/376090

Когда еще не появлялось у ней свойственного женщинам, она, зачавши от Святого Духа, родила Создателя тварей, и потом после рождения пребыла Девою. Хотя Господь наш Иисус Христос изволил родиться от колена Авраамова, от дочери Иоакимовой, но не Авраамом благословятся все колена земные, а Богом, сотворившим небо и землю. Ибо то не вера, если кто веровал в Авраама, но и самому Аврааму нужно было благословиться именем Иисусовым, так как от одного колена Иудина произошла пречистая Дева, от которой родился Господь. Им и благословились народы и крестились во имя Его. Итак, Господь наш Иисус Христос воплотился от Святого Духа и вошел в утробу Девы Марии, чтобы спасти прельщенный род человеческий. И Слово плоть бысть, и вселися в ны ( Ин.1:14 ). Разумей же об этом плоде так, что леторасль эта родила истинного Бога и истинного человека; ибо Он, имея два естества; Божество одел человечеством. Ибо поэтому для многих непонятен был путь Его, когда Иисус Христос Бог наш произошел из племени Иакова, родился от пречистой Девы в Вифлееме Иудейском, во дни Ирода Царя. Ибо Он, – сказано, – хочет совокупить горняя с дольными ( Еф.2:17 ). 172 Рукоп. преп. Иова, л. 110 – 111. Критика не признает это слово принадлежащим Златоустому. Начало и конец слова опущены преп. Иовом 173 Рукоп. преп. Иова, л. 7–10. В подлиннике греческом это слово не принадлежит Златоустому. В конце слова сделано дополнение, вероятно преп. Иовом. 174 Этим оканчивается текст слова по славянским спискам и по греческому подлиннику. Остальное, по всей вероятности, прибавлено самим преп. Иовом. 175 Рукопись преподобного Иова, л. 4–7. Беседа составлена по подражанию ниже помещаемым словам – Златоустого о предании Господнем и о пасхе и о причащении, и Григория Цамвлака – во святой и великий четверток, а также беседы Златоустого на неделю ваий. 176 В рукописи преп. Иова л. 10 – 12. Слово это относится к числу сомнительных, т. е. едва ли принадлежащих И. Златоустому. 183 Рукопись преп. Иова, л. 32–34. Эта беседа есть и на греческомъ языке, но она не издана, как очевидно подложная, не принадлежащая Златоустому.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

аллилуиа». Многих он спрашивал «из старейших от церковныя чади о великой той вещи», и никто не мог ему протолковать тайны о божественной аллилуиа». Не получив разрешения своих недоумений в России, Елеазар отправился в Царьград, чтобы там – в центре Православия – узнать истину. Он беседовал там с самим патр. Иосифом и от него получил повеление двоить аллилуйю; посетил Софийский собор и слышал в нем сугубую аллилуйю; обошел все окрестные монастыри и св. места, везде спрашивал об аллилуйе и везде слышал наказ сугубить её. Возвратившись из Константинополя на родину и передав братии, вместе с иконою патриарха, писание его об аллилуйе, Евфросин уставил в своей обители «чин дважды глаголати св. аллилуию». Но лишь только случилось это, как сказался во всей силе консерватизм противоположного обычая: все псковское духовенство – во главе с священником Иовом «столпом церковным» восстало на Елеазара, – так как «утвердися обычай един всем псковичем по мирским церквам и монастырским пресвятая троити аллилуиа». Немедленно отправлены были из Пскова к Евфросину диакон Филипп и какой-то священник с посланием от лица Троицкого собора, которое было написано Иовом. Они убеждали преподобного отказаться от сугубой аллилуйи и между прочим говорили: «вся церковь Божия по всей стране нашей троит аллилуию..., все мы издревле навыкли, смотря друг на друга, троить аллилуию..., мы Троицу славим троением аллилуии: ибо аллилуиа Отцу, аллилуиа Сыну, аллилуиа Духу, и потом единаго Бога изображаем, когда после каждой тройной аллилуии поем: «слава тебе Боже»». Евфросин в подтверждение справедливости введенного им обычая ссылался на писание патр. Иосифа, данное ему, и обычай вселенской церкви и укорял Иова в не православии и, отпустив присланных Троицким Собором лиц, написал ему послание в котором повторил те же мысли в свою защиту и те же укоры своему главному противнику Иову. После этого, руководимые Иовом псковичи уже все вооружились против Евфросина, открыто называли его еретиком; а его монахов вероотступниками, так что преподобный должен был обратиться к Новгородскому владыке Евфимию и просить его разрешить их прю.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Именно благодаря такому пророческому духу и смыслу произносимых Иовом слов святитель Григорий проводит параллель между «открывшим уста» Иовом (ср.: Иов. 3:1 ) и Тем, о Ком много позднее будет сказано в Евангелии: И Он, отверзши уста Свои, учил их ( Мф. 5:2 ) – Самим Христом, прообразом Которого и является Иов. Тогда, уже в Новом Завете, уста Свои раскроет Сам воплотившийся Господь; пока же – в Ветхом Завете – Он говорит через Своих пророков 321 . О чем же здесь пророчески вещает Иов? Мы понимаем, что пророчество – это зачастую не только предсказание грядущего, будущего, но также и глубинное духовное понимание и видение пророком путей Божиего Промысла в настоящем и даже в прошлом. Именно такое пророчество «о прошлом и настоящем» и изрекается здесь Иовом. Пророческой силе Иова открываются смысл и суть той губительной духовной реальности, что отделила человека от его Творца. Праведник «пророчествует о минувшем», постигая духовные последствия грехопадения, ту меру страшной греховной пропасти, что образовалась в результате преступления Адама между Богом и человеком. И проклинает он здесь именно это нынешнее состояние рабства человека греху, последствиям преступления Адама. Так, по святителю Григорию Великому , Иов отнюдь не говорит здесь: «Погибни день, в который я был создан», но: Погибни день, в который я родился ( Иов. 3:3 ). Иов совсем не осуждает само созидание Богом человека как таковое (что оказалось бы уже прямым бунтом против Творца), но проклинает ту нашу подвластность греху, с которой мы рождаемся в падшем мире. При этом Двоеслов противопоставляет здесь два понятия: «созидание» и «рождение». Для первого человека – Адама – его сотворение, созидание было днем праведности, но ныне – после грехопадения – люди рождаются уже «во времена вины»; ведь «Адам был создан, а Каин был первым человеком, рожденным на свет» – через страстное зачатие и рождение 322 . Подобным же образом рассуждает о смысле этих начальных слов Иова и преподобный Исихий Иерусалимский : «Погибни день, в который я родился ( Иов. 3:3 ), – не день, в который я был создан, но день, в который родился... Действительно, Бог создает меня во благо, но Ева , преступившая [заповедь], зачинает меня для печали. И сам Давид считал так, Духом узнав это; он так говорит в пророческом псалме: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя ( Пс. 50:7 ). Почему так? Потому что Ева начала зачинать и рождать после грехопадения в Раю» 323 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Мелхиседек сам по себе есть «царь», а Даниил вовсе не есть «судья», а «Бог есть его судья». Да и слова «судья» и «царь» – вовсе не синонимы, как хочет этого, по-видимому, Гитциг: царь, положим, есть судья, но судья никоим образом не есть царь; а между тем у Гитцига выходило бы именно так: если Мелхиседек есть Даниил, то и наоборот – Даниил должен быть Мелхиседеком. – Вторую черту сходства между Даниилом и Мелхиседеком Гитциг находит в происхождении того и другого: о происхождении Даниила, говорит он, мы почти ничего не знаем, – и Мелхиседек является человеком без рода и племени. Последнее совершенно справедливо: ап. Павел называет Мелхиседека человеком «без отца, без матери, без родословия» 78 ; чисто житейские отношения его покрыты мраком неизвестности; между тем как личность пророка Даниила выступает пред нами в совершенно определенном свете: он происходит из колена иудова 79 , из царского или княжеского рода 80 , предание указывает как место его рождения, так и имя отца 81 и т. д.; ореол таинственности, который окружает Мелхиседека, нисколько не простирается на Даниила. – Как священник же, продолжает Гитциг, Мелхиседек приносит жертвы и в этом отношении уподобляется Ною и Иову, которые тоже приносили жертвы. Кажется, Гитциг потому вдруг оборвал свои параллели между Даниилом и Мелхиседеком и сопоставил последнего с Ноем и Иовом, что нашел между ними действительно аналогичную черту, благодаря которой ему представилась возможность прямо заменить в известном изречении пророка Иезекииля имя Даниила именем Мелхиседека. Но и эта попытка Гитцига в данном случае совершенно бесполезна. Конечно, аналогия между Даниилом – с одной и Ноем и Иовом – с другой стороны есть, но аналогия-то именно существенная, аналогия жизни и судьбы этих трех праведников; искать же аналогии в чисто случайном признаке (принесении жертв) нет оснований; было бы еще естественнее поставить Мелхиседека в параллель с ветхозаветными священниками, так как священство – это все-таки нечто постоянное, а не случайное,– или наоборот – сопоставить Ноя и Иова с Аароном и другими священниками и патриархами, приносившими жертвы, а не с одним только Мелхиседеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

Старица с 1556 г., перешла от удельного князя Владимира Андреевича в область царя Ивана Васильевича 7 , но царь и ранее того бывал неоднократно у своего двоюродного брата 8 и мог узнать старицкого архимандрита. Вероятно, этому обстоятельству следует приписать и то, что в 1571 г., Иов переведён в Москву в настоятели Симонова монастыря 9 . Если мы припомним, что монастырь этот, как ставропигальный, состоял под непосредственным ведением сперва константинопольского патриарха, а потом московского митрополита, и что все Государи, начиная с Донского, часто посещали эту обитель и обогащали её своими вкладами и дарами 10 , то поймём, что переведение старицкого архимандрита в настоятели такого монастыря было не малой честью для Иова. Узнав его ближе, царь полюбил его и не раз обнаруживал особенное внимание к нему. В конце 1571г., после смерти третьей своей супруги, гонимый подозрительностью, Иоанн отправился в Новгород с детьми и двором. В это время он взял с собой и архимандрита симоновского 11 . Здесь Царь пробыл 26 дней и выехал оттуда, сопровождаемый благословениями народа. В 1572 году, когда разнёсся слух о враждебных намерениях Девлет-Гирея против Москвы, Иоанн опять удалился из столицы в отдалённый Новгород. Он взял туда всё дорогое его сердцу, что боялся оставить в Москве в добычу врагу. С Царём уехали его молодая супруга, дети, братья царицы и все любимцы. В этом избранном кружке мы опять находим Иова 12 , Что касается до самих отношений симоновского архимандрита к Грозному, то они не простираются далее милостивого расположения Иоаннова к Иову. Кротость и мягкость характера уклончивого, каким отличался Иов и впоследствии, церковная начитанность и красноречие, которое могло делать приятной для Царя беседу с Иовом – вот, без сомнения, те основания, на которых утверждались добрые отношения между Царём и архимандритом Иовом. Настоятели значительных монастырей, особенно московских, получали право на некоторое участие в делах всей церкви. Их приглашали на соборы, где духовенство решало важные дела церковные, и нередко призывали к участию в делах гражданских. Сделавшись настоятелем Симоновского монастыря, Иов не раз должен был присутствовать на таких соборах. В первый раз встречаем его на соборе 1572 г. в Москве 13 , по случаю вступления Иоанна Грозного в четвёртый брак и избрания на место Кирилла (он умер в феврале 1572 г.) нового митрополита Антония. В 1575 году, когда архимандрит новоспасский Вассиан, поставлен был в архиепископа казанского, на его место Государь перевёл Иова. Цари русские очень часто посещали монастырь Новоспасский. На память родителей своих они служили там панихиды и раздавали щедрую милостыню; на сырной неделе приезжали туда прощаться со своими предками 14 . Настоятели этого монастыря занимали весьма почётное место между архимандритами и на соборах 15 . Таким образом, Иов ещё более возвысился, став архимандритом новоспасским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sokolo...

Правописание Русское. 459 (но преж. кат. 509). Минея служебная, Февраль, в 4-ю д., бум., полууставом, 170 л., XVI в. На первых листах внизу вкладная подпись о пожертвовании сей книги в 1603 г. патриархом Иовом в церковь Трехсвятительскую. См. 497 и др. Список сей совершенно сходен с 508. Но службы Русским святым Димитрию Вологодскому и Алексею митрополиту совсем нет. Паремий не имеет 475 . Правописание Русское, но изредка встречаются и юсы. См. л. 22. 460 (по преж. кат. 507). Минея служебная, Февраль, в 4-ю д., бум., полууставом, 287 л., XVI в. На первых листах внизу подпись: о пожертвовании сей Минеи патр. Иовом в Церковь Ризположенскую 1594 г. См. 506. Список совершенно сходен с 508. Только службы пр. Димитрию Прилуцкому и св. Алексию митрополиту положены не на конце ркп., а наряду. В службе пр. Димитрию помещены оба канона, положенные в печ. Минее. Служба св. Алексию, л. 128, имеет в надписании своём следующее: (@състави же с по гна. пресщеннаго архиеппа кевьскаго и все рси и прора з еже немъ честнаго собора стительска. Волею же блголюбиваго и вседержавнаго гдр. великаго кнз василь васильевич. и все рси@). В канонах и стихирах прошения приносятся о Великом Князе, а не о Царе. Все паремии те же и того же перевода, что и в 508 476 . Правописание Русское. 461 (по преж. кат 184). Минея служебная, Февраль, в лист, бум., полууставом, переходящим в скоропись, 340 л., XVII в. Список сходен с предшествующими, по первоначальному письму: но в нём сделаны перемены и исправления в XVII ст., при печатании Богослужебных книг. Из многочисленных указаний видно, по каким рукописям производилось исправление. Всего чаше встречается название Миней Владимирской и Троицкой. Троицкая Минея называется харатейною: л. 85. 96 об. Кроме того ещё упоминаются: (@софе блгов@) л. 251, Богородицкая харатейная, конечно Успенского Собора, л. 98., Алексиевская 126, Симоновская, Андрониевская 319 об., Вознесенская 105 об., Свияжская 50. В некоторых случаях обращались и к прежним изданиям разных Богослужебных книг, и к другим ркп. кроме Миней. Напр. л. 176 замечено, что правлено (@с стихаралей@), л. 183. (@з знаменна@).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Нападавшие атаковали Станиславскую крепость и Пневский замок, завоевали 13 галицких замков. Отдельный турецкий отряд, отделившись от главных сил, напал на Скит. Почти все спрятавшиеся за его стенами погибли. Нападавшие ограбили и сожгли обитель. Тогда в огне погибла большая скитская библиотека, заложенная еще Иовом Княгинецким, а в ней немало ценных книг и документов. В 1772 г. состоялся первый раздел Польши, согласно которому Галичина перешла под власть Австрии, и император Иосиф II ввел ряд реформ, направленных на укрепление государства, в частности ограничил привилегии и католической церкви. Он закрывал монастыри, проводил секуляризацию монастырских земель. Не обошла эта судьба и Скит Манявский, остававшийся единственным оплотом православия во всей Галичине и закрытия которого католическое духовенство требовало постоянно. Цесарским декретом 1785 г. монастырь был закрыт. Рассказывают, что правительственные комиссары приехали в Скит, когда шла Служба Божья в Вознесенской церкви. Прервав богослужение, зачитали братии императорский декрет. Монахи, собравшись вместе, взяли только крест и Евангелие и с пением молитв покинули обитель. По преданию здесь дважды являлась Богородица. Еще до Второй мировой войны в Ските на большой христианский праздник Рождества Крестителя (7 июля) отправлялись большие Богослужения. В последние годы эта традиция восстанавливается. И, что самое удивительное, начала вытекать вода из Блаженного камня. Статья Михаила Максимюка (портал who-is-who.ua ) Большой ценностью Манявского монастыря был монументальный Богородчанский иконостас, созданный в 1698-1705 гг. выдающимся украинским маляром-монахом Иовом Кондзелевичем. Шедевр украинского искусства состоял из шести рядов, в которых были размещены около ста икон разной величины – от миниатюр до более двухметровых, а его общая площадь составляла 13×11 м. Этот иконостас уникален тем, что в нем византийские традиции органично переплелись с западноевропейскими тенденциями конца XVII в., создав особую эстетику украинского барокко. Эта жемчужина украинского сакрального искусства чудом уцелела после многих лишений. Некоторое время иконостас находился в Богородчанах (нынешняя Ивано-Франковская область), отсюда его название – Богородчанский, в Вене и Варшаве. Благодаря греко-католическому митрополиту Андрею Шептицькому он был выкуплен и перевезен во Львов, где теперь и хранится, правда, пока в разобранном виде, в фондохранилище Национального музея.

http://sobory.ru/article/?object=18208

В 1826 году скит особенно приведен был в благоустройство, тщанием настоятеля Соловецкого монастыря, архимандрита Досифея второго: с разрешения святейшего Синода, в ските Голгофском выстроена и освящена в 1830 г. новая каменная церковь во имя Распятия Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и при ней теплый придел во имя Успения пресвятыя Богородицы. В сем-то приделе, на левой стороне, и находится гробница блаженного старца отца Иова; деревянная же церковь выстроенная основателем скита, иеромонахом Иовом и пришедшая в ветхость, – перенесена в то же время под гору, на то самое место, где было первое явление пресвятой Богородицы блаженному старцу, т.е. на место келии пустынножителя иеродиакона Паисия. С сего же времени, постоянно назначается в скит иеромонах из соловецкого братства, опытный в иноческой жизни, в качестве строителя, и десять или более под его ведение иноков тоже Соловецкого монастыря; последние посылаются всегда из особенно расположенных к воздержной и безмолвной жизни, по собственному их согласию или желанию. Устав скитский изданный самим основателем, старцем Иовом, относительно церковного и келейного правила и постной трапезы, исполняется в точности доселе, исключая того, что возобновителем скита архимандритом Досифеем, по немощи братии, благословленно на трапезе вкушать рыбу в те дни, в которые разрешает это святая Церковь . Обитель скита, а особенно пришелец – богомолец, немало назидается в ските сем непрерывным чтением Псалтири св. Давида. С давнего времени существует эта отрадно – умилительное чтение, в теплом Успенском приделе, у самой гробницы основателя. Оно не прерывается ни днем ни ночью, кроме того часа, в который совершается божественная служба в том храме. Во всё остальное время, чрез каждый два часа, в ските слышатся три удара на колокольне в небольшой колокол, – этим извещается смена чтеца – инока. Цель этого чтения та, чтобы в ските непрестанно славословилось от иноков имя Божие, и чтобы при этом непрестанном славословии Бога, поминались на каждой славе Псалтири благочестивый Самодержец России с Августейшим домом, святейший Синод, вся братия Соловецкого монастыря, братия скитская, благодетелей и посетителей обители и все православные христиане, как живущие, так особенно усопшие, с испрашиванием первым долгой жизни, здравия и спасения, а последним – вечного покоя с надеждою на воскресение по вере в воскресшего Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Противуокружники сильно напали на собеседников еще после того, когда в Послании были прочитаны слова: аще ли церковь грекороссийская отложит поречение (на именуемые старые обряды), «и мы без всякого увещания человеческого пойдем к общению ея». Вот, – заговорили противуокружники, – здесь вы явно показали себя отступниками от правой веры: православные никогда не должны идти в общение с еретиками, а еретики должны искать общения с православными; вы же, именуете себя древлеправославными, а обещаете идти в общение с еретиками! Братчики были поставлены в затруднение этим диалектическим приемом и не знали, как выпутаться. Долгие препирательства происходили также по вопросу об антихристе, чувственное пришествие которого противуокружники, подобно беспоповцам, отвергают. Беседа происходила в доме Трухина, коломенского жителя; продолжалась до семи часов вечера, и кончилась ничем, – все разошлись при своих убеждениях. Упомянутый спор двух противуокружнических попов показывает, что вражда двух партий в обществе противуокружников нимало не ослабела. Этим многие из них тяготятся, особенно в виду того, что вражда сия доставляет удовольствие окружникам и они стараются обращать ее в свою пользу. Поэтому у противуокружников явилось намерение после пасхи составить новый собор для примирения Иосифа с Иовом. О соборе хлопочут особенно сторонники Иосифа – поп Фома Корякин и Муравлиха. Большинство противуокружников весьма сомневаются, чтобы Иосиф и даже поставленный им, его викарий, Смарагд согласились помириться с Иовом и Кириллом; однако сделать попытку согласились обе стороны, и собор, по всей вероятности, состоится. Не больше согласия и между «иерархами» – мнимоокружниками, хотя до открытого разделения между ними еще дело не дошло. У Савватия есть любимые владыки, и есть не любимые. В числе последних первое место принадлежит Паисию саратовскому, в котором Савватий видит своего соперника. Эту вражду он недавно доказал еще раз. Прихожане ненавистного самим старообрядцам морозовского ставленника-попа Саввы, пред наступлением великого поста, явились к Савватию и объявили ему, что совесть возбраняет им идти на дух к такому позорному попу, от которого они давно уже хлопочут избавиться, и что поэтому они просят Савватия, чтобы дозволил прибыть в Москву для их духовной нужды бывшему их духовному отцу – Паисию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010