А вскоре, когда убедился, что ему уже не поправиться от болезни, отпуская королевского врача, который приставлен был к нему королевичем Владиславом еще под Хотином, Сагайдачный в последний раз написал королю в конце марта и просил, чтобы король запретил польским панам на Украине притеснять народ казацкий и чтобы особенно не восстановлял унии и предоставил православным держаться своих древних апостольских и отеческих догматов и преданий . Между тем, готовясь к смерти, Сагайдачный делал последние свои распоряжения на пользу православной Церкви: он пожертвовал несколько тысяч на киевский братский Богоявленский монастырь и его училище, отказал полторы тысячи червонных золотых «на школу братства Львовскаго, на науку и на цвиченья бакалавров ученых», определил вклады и другим православным монастырям, церквам и школам и в исполнители своего духовного завещания избрал самого митрополита Иова и будущего своего преемника в гетманстве Олифера Голуба. Скончался доблестный муж 10 апреля и погребен митрополитом Иовом в Киево-братском монастыре при церкви училища . Хотя король не исполнил на сейме 1621 г. своего обещания казакам, но под охраною их митрополит Иов свободно совершал действия своего управления Церковию. Еще в том же году, только после Хотинской победы, он созывал Собор, на котором и держал с своими сопастырями «советование о благочестии». Совещались именно о том, как сохранять и распространять в западнорусском народе веру и догматы Восточной Церкви и что делать, чтобы впредь у этого народа православные митрополиты и епископы не прекращались. е. ариан, евангеликов, лютеран, то по крайней мере всеми мерами стараться об обращении русских, отступивших от православия, и особенно дворян, которые по отступлении сильно вредят своим бывшим единоверцам . Надобно сознаться, что после сейма 1621 г. само польское правительство, по-видимому, стало несколько внимательнее и справедливее относиться к просьбам и жалобам православных. Члены виленского Свято-Духовского братства били челом королю, чтобы он приказал расследовать все, в чем они обвиняются и за что недавно осудил их местный городской суд, и давали обещание оправдаться и доказать свою невинность.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

Архим. Елисей восстановил в Киево-Печерской обители традицию регулярных проповедей. Среди печерских проповедников 1-й четв. XVII в. известны архим. Захария (Копыстенский), иером. Тарасий (Земка), прот. Лаврентий Зизаний, инок Памва (Берында). Ок. 1618 г. архим. Елисей основал близ Киево-Печерского мон-ря женскую обитель, устроил монашескую жизнь в учрежденном в 1622 г. общежительном Дятловицком Преображенском мужском мон-ре, в который переселилась часть печерских иноков. Когда в апр. 1619 г. в Манявском в честь Воздвижения Креста Господня скиту началось возведение собора, архим. Елисей передал на строительство 20 золотых. Архим. Елисей был похоронен в монастырском Успенском соборе. 20 нояб. 1624 г. братия и киевская шляхта избрали новым настоятелем его ближайшего сподвижника архим. Захарию (Копыстенского). В янв. 1625 г. на сейме Речи Посполитой в Варшаве послы запорожского казачества обратились к кор. Сигизмунду III с просьбой об утверждении Захарии архимандритом мон-ря. 7 февр. король выдал подтвердительную грамоту. Одним из важнейших результатов трудов архим. Захарии стало сохранение за мон-рем ставропигии К-польского патриарха. 28 июля (июня?) 1626 г. по поручению архим. Захарии киево-печерский мон. Варлаам (Дизковский) отстаивал ставропигиальные права Киево-Печерского мон-ря перед Киевским митр. Иовом (Борецким), к-рый, вероятно, был инициатором получения от К-польского патриарха Кирилла Лукариса грамот об упразднении ставропигий. В итоге митрополит признал ставропигиальный статус обители. Особое внимание архим. Захария обратил на соблюдение общежительного устава и на регулярное произнесение проповедей в обители. При нем в Киево-Печерском мон-ре была введена цензура проповедей: дозволялось говорить только тем, кто «от писаний святых умели поучати», а не от «самомнений и странных учений». В годы настоятельства архим. Захарии число монахов увеличилось до 800. Благодаря его деятельности Киево-Печерский мон-рь стал важнейшим центром церковной жизни Юго-Зап. Руси. В марте 1627 г. архим. Захария был похоронен в Киево-Печерском мон-ре. Братия избрала архимандритом Феофана (Боярского), но кор. Сигизмунд III отказался утвердить этот выбор ( Голубев. 1883-1898. Т. 1. C. 555-559).

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

БОГОСЛОВСКИЙ, женский, в Киеве, на урочище, называемом Плоское, бывший 2 класса. Он основан был сначала в старом Киеве, подле Златоверхомихайловского монастыря, в 1621 году, митрополитом Киевским Иовом (Борецким), которого престарелая супруга (ибо он был из белого духовенства) и первою игуменьею в нем была. На этом месте обитель существовала 90 лет, а в 1711 году, по указу императора Петра I, переведена на нынешнее место; церковь же Иоанна Богослова, бывшая в ней соборною, причислена к Златоверхомихайловскому монастырю. – В 1786 году Богословская обитель упразднена. ИОРДАНСКИЙ-НИКОЛАЕВСКИЙ, женский в Киеве. Основан в 1655 году. Здесь были две деревянные церкви: Николая Чудотворца, которая сгорела в 1821 году, и Великомученика Димитрия, существующая и ныне. Обитель эта в 1786 году упразднена и церкви обращены в приходские. – Наименование монастыря Иорданским, по народному преданию, происходит, будто бы, от того, что в находящемся подле церкви колодце найден чудесно серебряной ковш, потерянный в реке Иордане, в Палестине. СПАСКИЙ на БЕРЕСТОВЕ, муж. находившийся в древности близ нынешнего крепостного вала Киева, в бывшем селе Берестове, любимом местопребывании св. Владимира, Ярослава 1 и прочих русских князей. Обитель эта во второй половине XI века уже существовала и была, как с вероятностью полагать можно, основана в княжение Изяслава I, около 1062 года, св. Германом, впоследствии епископом Новгородским. – Здесь погребены, по словам, летописцев, В. К. Юрий I Долгорукий, сестра его Евфимия, супруга Колемана, короля Венгерского, и первый удельный князь Киевский Глеб Юрьевич, сын Долгорукого. – При нашествии татар, в 1240 году, монастырь этот истреблен совершенно и уже не возникал более, уцелела до ныне одна церковь Спаса Преображения, которая, после долгого запустения, возобновлена в XVII веке митрополитом Петром Могилою , как видно из греческой надписи, на стене. Этот примечательный по древности храм, о пяти низких куполах, построен св. В. К. Владимиром в 989 году; стены его, к счастью, сохранились от разорения 1240 года и теперь находятся в первобытном виде; даже стенопись, может быть и поновленная по древним рисункам, имеет следы Византийского искусства.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Большинство работников, объединенных в Лавре вокруг Дионисия, были почитателями Максима Грека ; они издали его труды и возобновили работу по исправлению богослужебных книг, начатую игуменом Дионисием еще до его заключения в тюрьму. План преобразования церковной жизни касался борьбы с распущенностью нравов, слишком большим злоупотреблением маскарадами и народными гуляньями, беспорядками в церквах, восстановления проповеди за каждым богослужением. Одним из самых ревностных работников этого кружка являлся протоиерей Иоанн Неронов. Патриарх Филарет сделал много для распространения православия на Востоке и способствовал переселению крестьян в Сибирь, где были построены многочисленные храмы. Так как до самой своей смерти в 1633 году в сущности он правил за своего сына, значение Церкви очень возвысилось. Патриарший двор был устроен по образцу царского, и сам патриарх носил титул Великого Государя. Восстановление иерархии в киевской митрополии Киевская митрополия осталась после Брестского собора без иерархии, и положение Киевской Руси под властью поляков было очень тяжелым. Король Сигизмунд открыто преследовал православных, и только благодаря братствам сохранялся церковный строй. В 1615 году в Киеве, до того времени почти заброшенном, основывается братство и начинается возрождение церковной жизни. Братство добивалось от константинопольского патриарха назначения экзарха для митрополии, и в 1620 году была восстановлена православная иерархия во главе с митрополитом, Иовом Борецким. Польский король не признал новой иерархии, и польские войска взяли Киев и разорили его. Благодаря трудам митрополита Иова и его ближайших помощников – Елисея Плетеневского, Захария Копыстенского, Лаврентия Зизания и Памвы Берында, в Киеве образовался культурно-просветительный центр, вокруг которого объединились все церковные и национальные силы юга России. Митрополит собрал в 1621 году в Киеве собор для защиты православных против польских властей и составил «сетование о благочестии». Большую поддержку восстанавливающемуся Киеву оказал гетман Конашевич Сагайдачный, оставивший все свое громадное состояние на восстановление города и его святынь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Впосл. кн. Острожский оставался наиболее значительной фигурой антиуниат. лагеря. К. К. должен был заботиться о правосл. Церкви в Польско-Литовском гос-ве: ее существование в результате Брестской унии оказалось под угрозой, поскольку власть считала униатскую Церковь единственной преемницей древнерус. Церкви. В 1597 г. в Луцке состоялся сеймик волынской шляхты, на котором присутствовал К. К. и где были приняты требования, чтобы униат. архиереи были смещены с кафедр, а на их место избраны православные. Затем в том же году на сейме, где присутствовал К. К., те же требования выдвинули правосл. послы при поддержке протестантов. На сейм К. К. был вынужден доставить протосинкелла Никифора, который был обвинен в шпионаже, заключен в тюрьму в Мальборке, где и умер. В этой связи К. К. резко порицал перед Сигизмундом III его политику, которая приведет к гибели Речи Посполитой. В 1597-1598 гг. К. К. отобрал у Луцкой кафедры «подострожские» имения и владычный двор в окольном Острожском замке - вклады князей Острожских, которые были поданы правосл. кафедре, а не униатской. Попытки Луцкого еп. Кирилла (Терлецкого) вернуть владения через суд успеха не имели. Все это побудило Луцких епископов изготовить фальсификат о том, что эти владения дал кафедре якобы сын вел. кн. Литовского Гедимина Любарт. В кон. XVI в. в острожской типографии был издан ряд антиуниат. сочинений: «Ектесис...» - изложение событий, происходивших на Брестском Соборе с правосл. т. зр., «Апокрисис...» - полемический отклик на книгу Скарги о Брестском Соборе, вышедший 2 изданиями, «Книжица в десяти разделах» - сборник посланий Александрийского патриарха Мелетия Пигаса, Иоанна (Вишенского) и К. К. В 1602 г. в Дерманском мон-ре в соответствии с пожеланием Милетия Пигаса были созданы уч-ще во главе с Исаакием (Борисковичем) и типография, где в 1605 г. напечатали переведенное Иовом (Борецким) послание Мелетия Пигаса Ипатию Потею. К. К. прилагал усилия для издания полемического сочинения патриарха Мелетия «Диалог, альбо Розмова, о православной и справедливой вере»: был сделан перевод, сохранившийся в ряде списков.

http://pravenc.ru/text/2057084.html

– Всех известных мощей почивают в Печерской Лавре 119. На гробницы этих угодников, кроме тех, кои находятся в затворах, дарованы от императриц Анны Иоанновны и Екатерины II богатые покровы для праздничных дней. – 15 и 16). При настоятельских кельях две церкви: Святителей Михаила, митрополита Киевского, и Митрофана, епископа Воронежского, в недавнем времени устроенные. В Киево-Печерской обители приняли иночество: в XI веке св. Исаия, бывший потом епископом в Ростове, и св. Никита, впоследствии епископ Новгородский; а в XIV веке – преподобный Стефан Махрищский. Между погребенными здесь замечательны: отец св. Варлаама Печерского и друг Препод. Феодосия, Ян Вышатич, воевода Киевский; Мария, мать св. Варлаама (близ мощей св. Феодосия); князь Минский Глеб, сын Всеслава Брячиславича, построивший Петропавловскую трапезную церковь ; супруга его, княгиня Анастасия, дочь Ярополка Изяславича; Княжна Евпраксия, дочь В. К. Всеволода I; княгиня Иулиания (в иноч. Марина), супруга В. К. Олгерда Литовского; митрополиты Киевские: Петр (Могила) , Варлаам (Ясинский) и Варлаам же (Ильницкий); известный архимандрит Печерский Иннокентий (Гизель); митрополит Белградский Иустин (Базилевич); Василий Леонтьевич Кочубей, знаменитый страдалец, казненный безвинно за донос на Гетмана Мазепу, и славнейший русский полководец, граф Петр Александрович Румянцов-Задунайский; близ могилы этого героя (в Успенском соборе) воздвигнут сыном его, государственным канцлером графом Николаем Петровичем, великолепный памятник. Тут же лежит тело основателя лаврской типографии, гетмана Великого Княжества Литовского, князя Константина Ивановича Острожского, над которым также находятся памятник. ЗЛАТОВЕРХОМИХАЙЛОВСКИЙ, муж. 1 класса, в Киеве; находится под управлением Викария Киевской епархии, епископа Чигиринского, который с 1799 года имеет здесь титул Священноархимандрита. – Гора, на которой монастырь этот существует, называлась в древности чертовым беремищем потому, что здесь, по соседству идола Перунова, совершались языческие требища. Тут, в 989 году, св. Михаил, первый митрополит Киевский, устроил для иноков обитель и небольшую деревянную церковь во имя своего Ангела, Архистратига Михаила, которая и была тогда его кафедральной. В начале XII века, В. К. Святополк II (Михаил) Изяславич, распространил Михайловский монастырь и соорудил в нем каменные здания. Потом, в XVII веке, обитель эта была дважды возобновляема: в начале века – митрополитом Иовом (Борецким) и в конце – митрополитом же Иоасафом (Кроковским).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Единственными слабым пунктом в отношениях некоторых высших православных иерархов к церковным братствам было нерасположение иерархов к признанию за ними ставропигиальных прав, т. е. их независимости в церковных делах от местной епархиальной власти. Выше было указано, как охотно приезжавшие в Россию патриархи предоставляли ставропигиальные права некоторым выдающимся братствам. В начале водворения унии, когда почти все православные епископы совратились в неё, и среди высшей иерархии было много лиц недостойных носимого звания, эта чрезвычайная мера находила себе оправдание в общем нестроении церковном; но затем, когда в Церкви постепенно водворялся порядок, и епископские кафедры стали занимать люди высоких нравственных качеств, эта независимость братств от высшей духовной власти в епархии стала многим казаться явлением ненормальным, и даже таким лицами, которые видели в соборном начале коренной принцип православия. 51 Борьба Львовского братства с епископом Гедеоном была несомненно явлением прискорбным для всей церкви, но отчасти могла быть оправдываема по отношению братства теми колебаниями, которые обнаруживал епископ в начале введения унии, и даже полным его уклонением в унию на некоторое время; затем, по счастью, эта борьба окончилась желательным миром, благодаря благоразумию проявленному с обеих сторон; но на благоразумие постоянно рассчитывать нельзя и в дальнейшей истории мы увидим к каким грустным последствиям повело, в первой половине XVIII века, отстаивание ставропигиальным Могилевским братством своей независимости пред местным епископом Сильвестром Четвертинским. Большие заслуги Львовского и Виленского братств и их первенствующее значение в православном мире не дозволяли оспаривать их ставропигиальных прав, но щедрая раздача патриархом Феофаном этих прав другим братствам вызвала тревогу и опасение у некоторых православных владык, и в том числе Мелетия Смотрицкого, до перехода его в унию, и быть может у самого митрополита Иова Борецкого; во всяком случае известно, что в 1626 году возвратившийся из путешествия по Востоку Мелетий Смотрицкий привез грамоту константинопольского патриарха Кирилла о признании ставропигиальных прав только за Львовским и Виленским братствами. Соборы западно-русской церкви того времени видимо колебались в этом щекотливом вопросе; так, собор, созванный в Киеве митрополитом Иовом Борецким в 1626 году, склонялся к оставлению исключительного права ставропигии только за Львовским и Виленским братствами, тогда как собор, бывший в Киеве при митрополите Петре Могиле в 1640 году, отступил от этого ограничения и в девятый день своих совещаний постановил по сему предмету, что «братства для сохранения благочестия имеют быть независимыми от епископов». Несомненно, что такое постановление собора не шло в разрез с желанием митрополита Петра Могилы , который в качестве экзарха Константинопольского патриарха не был лишен власти руководить по своему усмотрению и делами ставропигиальных братств, о чем подробнее речь будет ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Затем не прошло и года, как обитель Почаевская от православных перешла в руки униятов, а с сим вместе в их ведение поступила и вся Почаевская святыня с Цельбоносною Стопою и Чудотворною Иконою Богоматери, и мощами Преподобного Иова. Сначала унияты думали было совсем закрыть святые мощи угодника Божия и отгородили их решеткой, чтобы никто не мог сообщаться с ними.–Но Преподобный, так ревностно подвизавшийся против унии во время земной жизни, не переставал являть свою силу врагам православия и по своей кончине. В летописях Лавры Почаевской записано несколько замечательных чудес, совершенных Преподобным Иовом в самый разгар латиноунитского преобладания на Горе Почаевской с 1737 по 1800 год. Так в 1737 году у раки Преподобного был стрясен десятилетний отрок, сын некоей пани Понтовской за то, что осмелился, по наущению слуг, хулить угодника Божия. При этом тело его оцепенело, язык отнялся, и только после того, как дали ему напиться святой воды от Стопы Божией Матери, ему стало несколько легче. – Спустя десять лет после этого, в 1748 году, другая пани Агнесса из Борецких Пражмовская, пришедши в Почаев с мужем своим, заявила, что Преподобный Иов три раза являлся ей во сне, однажды в белой одежде с пораненною головою, а в остальные два раза в одежде черной, и напоминал ей, чтобы она пошла в Почаев помолиться ему, и сообщила местному начальству, что он– Иов, «яко слуга Божий», достоин большей чести, и чтобы тело его было чтимо приличным освещением. До этого времени Пражмовская страшно страдала головной болью и горячкой. Когда вслед за сим дала обет побывать в Почаеве, то сейчас же получила облегчение и потом совсем выздоровела. В 1753 году Преподобный Иов явился, и то не во сне, а наяву, оружейному мастеру в городе Дубне, Ивану Лигурри, который починяя одну саблю, так поранил себя ею, что врачи осудили было его на смерть. Явившись больному, Преподобный обещал ему послать человека, который исцелит его, под условием если он пойдет в Почаев и будет целовать тело его. На другой день к Лигурри зашел странник из Рима, наварил липового цвету и напоил им Лигурри, который после этого проспал целые сутки, и затем встал совершенно здоровым и невредимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

И. во главе с заведующим лаврской типографией архим. Виталием (Максименко), в которое входила приблизительно треть насельников лавры ( Евфимий (Логвинов), иером. О почаевской традиции в русском зарубежье//ЕжБК. 2007. Т. 1. С. 290). Традицию Типографского братства, прекратившего существование в 1918 г. в связи с изъятием отрядами С. Петлюры типографии, продолжило издательство, основанное Виталием (Максименко) в 1923 г. в с. Ладомирова в Словакии при Иова Почаевского преподобного монастыре , по офиц. формулировке, для продолжения того послушания, к-рое нес И. в почаевской типографии. Однако свидетельств участия И. в книгопечатании нет. В 1618 г. в Почаевском монастыре при поддержке («во притяжании») А. Фирлея действовала передвижная типография иером. Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) , в к-рой 12 марта 1618 г. было издано соч. последнего «Зерцало богословия». В 1618 г. И. являлся насельником Почаевского мон-ря, но нельзя утверждать, что в этом году он был игуменом и имел отношение к деятельности типографии и изданию названной книги. Кроме того, богословские взгляды И.- ревнителя аскетизма и Кирилла - близкого к униатству деятеля существенно различались. И. принимал участие в общецерковных событиях своего времени. Он присутствовал на проходившем 13-16 авг. 1628 г. в Киеве Соборе, созванном митр. Иовом (Борецким) , на к-ром были осуждены униат. воззрения Полоцкого еп. Мелетия (Смотрицкого) . 16 авг. было обнародовано соборное определение, в к-ром отцы Собора оповещали, что они твердо придерживаются Православия, обещают бороться с унией и призывают к тому всех православных. Соборное определение среди других подписал «иеромонах Иоанн Железо, игумен почаевский, власною рукою». Среди подписей имеется также автограф любартовского игум. Кирилла, прота мон-рей Киевского, Волынского и Брацлавского воеводств. Очевидно, в период игуменства И. Почаевский мон-рь имел особый статус и не подчинялся проту Волынского воеводства. Кроме Почаевского такой же статус имели Тригорский (в с.

http://pravenc.ru/text/578150.html

и воскликнул: разве это не противно православной Церкви, разве не хула против нее? При дальнейших прениях Мелетию объявили, что он из-за трех русских писателей, не апробованных Церковию, осмелился приписывать всей Церкви их заблуждения и ереси, что он оскорбил всю Церковь и пред всею Церковию должен покаяться и что тогда только он будет принят Собором в общение, если отречется от своей «Апологии», даст клятву никогда впредь не возмущать Церкви и не отступать от нее и обещает не возвращаться в Дерманский монастырь, а остаться в Киеве. К вечеру митрополит и находившиеся с ним уехали в лавру, а Мелетию прислали для подписи приготовленную формулу отречения. Мелетию она не понравилась, и он переделал ее, переписал своею рукою, но, не подписав, отослал в лавру, а сам отправился туда же ко всенощной. В алтаре лаврской церкви от Мелетия настоятельно потребовали, чтобы он подписал составленное им же самим отречение, и он подписал. На праздник Успения Пресвятой Богородицы Мелетий участвовал в совершении Божественной литургии вместе с митрополитом Иовом и прочими архиереями в большой лаврской церкви. По прочтении Евангелия все святители с сослужащим духовенством вышли из алтаря на средину церкви и стали на амвоне; у всех в руках были листы печатной «Апологии» и зажженные свечи. Наместник Мелетия в Свято-Духовском виленском монастыре Иосиф Бобрикович взошел на кафедру и от имени Мелетия прочел следующее отречение: «Я, Мелетий Смотрицкий, архиепископ Полоцкий, будучи подозреваем всею нашею Русскою Церковию в отступничестве от православной веры Восточной Церкви, а после издания под моим именем книжки, названной «Апологиею», еще более заподозренный в том же отступничестве, торжественно объявляю всей моей Русской Церкви чрез вас, присутствующих теперь в св. Печерской обители, во храме Успения Пречистой Девы Богородицы, что отчасти я виноват сам в таком заблуждении против православных догматов, но большею частию оно произошло от злого умысла той особы, которой мною доверено было издать «Апологию» на польском языке, именно от злого умысла Кассиана Саковича, начальника дубенского Преображенского монастыря.

http://sedmitza.ru/lib/text/436140/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010