Благословение на издание Служебника, подписанное Киевским митр. Иовом (Борецким), Смоленским и Черниговским архиеп. Исаией (Копинским), Луцким и Острожским еп. Исаакием (Борисковичем), Холмским и Белзским еп. Паисием (Ипполитовичем). Служебник. Киев, 1629 г. Л. 4. (РГБ) Благословение на издание Служебника, подписанное Киевским митр. Иовом (Борецким), Смоленским и Черниговским архиеп. Исаией (Копинским), Луцким и Острожским еп. Исаакием (Борисковичем), Холмским и Белзским еп. Паисием (Ипполитовичем). Служебник. Киев, 1629 г. Л. 4. (РГБ) 8 окт. 1616 г. умер игумен Густынского мон-ря Иоасаф Святогорец, и братия попросила И., «да подаст им вместо себя игумена или сам к ним шествует». И. поставил настоятелем иеросхим. Варлаама, сам же по настоянию печерского архим. Елисея (Плетенецкого) стал игуменом Межигорского мон-ря. На этом посту И. поддерживал связи с Густынским мон-рем, направлял туда настоятелей из числа межигорской братии. Неподалеку от Густынской обители И. основал Ладинский Подгорский скит. Вдова кн. Михаила Вишневецкого Раина, избравшая И. своим духовником, 11 янв. 1618 г. дала И. грамоту, в которой, называя его игуменом и «починателем» Густынского и Ладинского монастырей, утверждала за обителями земли, данные ее супругом, жертвовала новые угодья и предоставила И. управление мон-рями до конца ее жизни. По просьбе И. кнг. Раина Вишневецкая 18 янв. 1619 г. преобразовала Ладинский мон-рь в женский, игуменией в нем стала сестра И. Александра. В 1619 г. недалеко от г. Прилуки по повелению княгини И. основал Мгарский в честь Преображения Господня мон-рь , первыми насельниками к-рого стали монахи Густынского мон-ря. В Ладинском и Мгарском мон-рях И. выкопал пещеры (землянки) под кельи. Через непродолжительное время И., назначив наместниками Густынского и Мгарского мон-рей иеросхимонахов Василия и Филарета, вернулся в Межигорский мон-рь. Вероятно, позднее И. состоял в братии Киево-Печерского монастыря, т. к. в грамоте Иерусалимского патриарха Феофана IV от авг. 1620 г. И. упомянут как «инок святобливый мон-ря Печерскаго» (АрхЮЗР. Т. 5. Ч. 1. С. 9). О принадлежности И. к киево-печерской братии говорится и в «Летописцах Волыни и Украины» (ЛНБ ОР. Ф. 5. Д. I. 2168. Л. 119-120).

http://pravenc.ru/text/674836.html

В марте 1621 г. кор. Сигизмунд III издал универсал об аресте М. и митр. Иова (Борецкого) по обвинению в шпионаже в пользу Османской империи и организации антиправительственных бунтов (сохр. грамота такого содержания для магистрата Полоцка, в которой митрополит и архиепископ названы самозванцами). Униат. митр. Иосиф Рутский по жалобе архиеп. Иосафата Кунцевича неск. раз вызывал М. на духовный суд и анафематствовал его. М. не мог служить в Полоцке и остался жить в Вильно. Его богослужения и проповеди в Вильно пользовались огромной популярностью. В церквах зачитывались его послания и распоряжения. Вместе с митр. Иовом М. являлся в этот период одним из лидеров православных. В нач. 20-х гг. XVII в. М. фактически был главным публицистом православной партии, вел активную полемику с униатами - митр. Иосифом Рутским, Иосафатом Кунцевичем, архим. Львом Кревзой . В нач. 20-х гг. XVII в. М. анонимно опубликовал неск. польскоязычных сочинений в защиту возобновленной правосл. иерархии. Исследователи отмечают созданный в этих сочинениях образ прошлого. Речь Посполита, согласно утверждениям М., образовалась как свободное соединение равноправных народов, когда им были гарантированы все их традиц. права, в т. ч. и возможность свободно исповедовать свою веру. Гонения на православных, отказ признать их иерархов - это нарушение традиц. прав русского народа. М. подчеркивал, что религиозная уния создает конфликт между 3 народами, объединенными унией политической. Несмотря на то что в сочинениях М. униаты назывались отступниками (apostatowie), они были частью «русского народа» (Rus unicka). М. считал, что изменение «русскими» вероисповедания не нарушает их национальную идентичность. Публицист возмущен преследованиями униатами православных, т. к. и те и другие происходят от «jednego ojca i jedney matki, jednego ciaa czlonki» (одного отца и одной матери, члены одного тела). Во 2-м издании «Верификации...» есть утверждение: «Не вера русина русином, поляка поляком, литвина литвином делает, но происхождение и кровь русская, польская и литовская». Понятие «русская кровь» дополняется сыновним отношением к Восточной Церкви и общей Отчизне. Полемист пишет, что «народ русский» терпит от «братьев, которых одна Отчизна, одна и та же русская кровь и Церковь породили».

http://pravenc.ru/text/2562844.html

Вероятно, одно из пожалований стало наградой за участие Н. в прениях о «Евангелии учительном» архим. Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) . В этот период политика руководства страны была направлена на ограничение доступа продукции правосл. типографий Речи Посполитой в Россию. Первые из сохранившихся грамот о «книгах литовской печати» датируются осенью 1626 г. Очевидно, воеводы, выполняя царское распоряжение, задержали на границе крупную партию украинско-белорус. изданий. Среди них преобладали экземпляры «Евангелия учительного» Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) (1619, Евье или Рахманов), получившего негативные отзывы в Речи Посполитой. В 1625 г. Поместный Собор в Киеве во главе с Киевским митр. Иовом (Борецким) обнаружил множество неканоничных суждений в опубликованном 6 лет назад «Евангелии учительном». Текст Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого) был подвергнут осуждению. Постановления Собора не сохранились до наст. времени. Согласно пересказу Н. и др. участников прений 1627 г., приговоры представляли собой перечень обвинений «Евангелию учительному», прежде всего в следовании католич. постулатам. Постановления Киевского Собора 1625 г. содержали рекомендации, как исправить текст в строго правосл. духе. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) предпочел перейти в униат. церковь. Украинские и белорусские книготорговцы стремились избавиться от неблагонадежного товара и свозить нераспроданные издания в Россию, но их товар был конфискован и отправлен в Москву. Монах Киево-Печерского мон-ря Афанасий (Китайчич), назначенный в России игуменом переяславль-залесского во имя сщмч. Никиты муж. мон-ря, предоставил патриарху Филарету «тетради»-определения Иова (Борецкого) о произведении Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого). Патриарх попросил Афанасия указать на печатном экземпляре «Евангелия учительного», какие именно положения Кирилла вызвали несогласия Киевского митрополита. «Тетради» и экземпляр с пометами Афанасия в нояб. 1627 г. патриарх Филарет отдал на апробацию рус. богословам - проявившему себя в диспуте с Лаврентием Зизанием Богоявленскому игум.

http://pravenc.ru/text/2564712.html

Иерусалимский Патриарх Феофан IV восстановил западнорус. правосл. иерархию (Патриарх также подтвердил устав В. б.). Среди кандидатов на архиерейство был архим. Свято-Духова братского мон-ря Леонтий (Карпович), нареченный еп. Владимирским и Брестским. Из-за болезни архим. Леонтий в Киев не поехал и вскоре скончался, во архиепископа Полоцкого был хиротонисан др. член В. б.- Мелетий (Смотрицкий). Вернувшись в нояб. 1620 г. в Свято-Духов мон-рь, архиеп. Мелетий возглавил В. б. Он совершал в мон-ре архиерейские богослужения, рукополагал священников и диаконов, что вызвало резкие протесты со стороны униатов. 22 марта 1621 г. был издан королевский универсал против новопоставленных правосл. епископов, в Вильно активизировались преследования православных, на Свято-Духов мон-рь совершались нападения. В оправдание православных архиеп. Мелетий написал соч. «Veryficatia niewinnoci» (Оправдание невинности), к-рое братство издало от своего имени в 1620 г. (2 издания). Началась активная полемика. Позицию правосл. стороны защищал архиеп. Мелетий в трактатах «Oborona Verificaciej» (Защита Оправдания) (1621), «Elenchus pism uszczypliwych» (Опровержение едких писем) (1622) и др., все эти сочинения были напечатаны в братской типографии. (Возможно, архиеп. Мелетий был автором также соч. «Justificatia niewinnoci» (Подтверждение невинности) (1622), поданного Киевским митр. Иовом (Борецким) королю.) С 1623 г., после отъезда архиеп. Мелетия на восток, во главе В. б. стоял ректор братской школы и проповедник, с 1625 г. наместник Свято-Духова мон-ря Иосиф (Бобрикович) , в 1633 г. хиротонисанный во епископа Мстиславского. Одной из форм борьбы братчиков были регулярные протесты в судах и сеймах коронных земель и Великого княжества Литовского против действий униатской иерархии и католич. властей (в частности, в 1613, после смерти Потея, кн. Огинский и старосты В. б. внесли требование в трибунальный суд об утверждении Киевским митрополитом православного, требование осталось без ответа). Униатский митр.

http://pravenc.ru/text/158638.html

Иовом (Борецким). В 1-м уставе луцкая школа названа «греко-латино-словенской», во 2-м - школой греч. и рус. языков. В обоих уставах провозглашаются приверженность Православию и всесословность братской школы. Школьная программа (во 2-м уставе) предусматривала первоначальное обучение чтению и письму, арифметике и церковному пению. В качестве учебников упоминаются Псалтирь и грамматика, Евангелие, Апостол, книги пророков, творения св. отцов, сочинения философов и поэтов, труды историков и др. произведения. Старшие ученики изучали риторику и диалектику. Второй устав предполагает изучение в школе греч. языка, лат. язык, очевидно, не изучался. Программа обучения в луцкой школе была близкой к программе львовской школы. В Луцке было хорошо поставлено пение, ученики и учителя писали стихи. Так, в изданном в 1628 г. «Ляменте...» помещены «Трен нищих школы братской луцкой». С братской школой были связаны Иван Карпович, автор «Элегии» в «Ляменте...», и луцкий мещанин Степан Полумеркович, автор стихотворения на смерть Василисы Яцковны. Ректор школы и учителя назначались игуменом Братского монастыря из числа насельников обители. Упоминаются учителя школы: иером. Елисей (Иолковский) (ректор школы в 1628, композитор), иером. Павел (Босинский) (упом. в 1634), преподаватель риторики, философии и математики игум. Августин (Славинский) (сер. XVII в.). Книгопечатание появилось в Луцке в связи с переездом сюда странствующего печатника Павла Домжив-Лютковича Телицы. Считается, что он вместе с печатником Сильвестром издал «Лямент по отцу Иоанну Василевичу» (1628). Отредактировал книгу монах Братского мон-ря Давид Андреевич. Я. Д. Исаевич писал, что странствующий печатник Сильвестр в 1635 г. подарил Л. б. и мон-рю свою типографию. 26 нояб. 1635 г. шляхтич Д. Урсул-Радецкий жаловался на игумена Братского монастыря Неофита за перевозку типографии и книг из Спасского монастыря в слободе Чёрной (близ Клевани) в Луцк. В 1640 г. Братский монастырь выпустил книгу «Апостолы и Евангелия», перепечатав ее с более раннего издания Домжив-Лютковича и Сильвестра.

http://pravenc.ru/text/2110934.html

Кстати замечу, что печатные переводные издания " Луга " на славянском и русском языках были изданы в 1623 году в Киеве Иовом Борецким, в 1853 году – архиепископом Филаретом (Гумилевским), а в 1896 году в Троице-Сергиевой Лавре – протоиереем М. Хитровым. Архиепископ Никон (Рождественский), великий консервативный публицист и издатель православной литературы, тоже приложил к этому изданию свой труд, будучи заведующим типографией Лавры в конце XIX – начале ХХ века. И став руководителем Издательского Совета Русской Церкви (1913–1916), отмечал по поводу этого издания: " Лет пятнадцать назад, под моею редакцией, Троицкая Сергиева Лавра издала новый перевод " Луга духовного " Иоанна Мосха " . – Каковы строение, композиция книги? – " Луг духовный " состоит из некоторого количества глав (ядро составляют 219 глав, которые и были переведены на русский язык еще до революции, вдобавок к ним исследователи в ХХ веке постепенно находили и публиковали порциями еще некоторое их количество). Святитель Фотий упоминает о версиях в 304 и 342 главы. Подбор этих повествований представляется свободным, и в них не просматривается особенного композиционного плана. В этом отношении автор группировал материал, видимо, по мере его собирания. – Можно ли считать " Луг " своего рода духовной и одновременно художественной литературой? – Полагаю, что да. Духовной по своему содержанию, по доносимым до читателя истинам, описаниям проявлений Божественной силы, а художественной – по разговорному и диалогичному стилю, бытовым описаниям. – А в чем литературные достоинства этого текста? – Выразительность достигается его общедоступностью и историко-повествовательным характером, множеством диалогов и простых бытовых описаний, но главное, пожалуй, то, что автор постоянно держит читателя " в напряжении " описаниями Божиих чудес и проявлений мистической реальности жизни христианина. – Как Вы считаете, с какими целями создавалась книга? – Книга писалась по материалам почти 40-летних странствий по монастырям и создавалась с универсальной целью – собрать богатство духовной традиции первых веков и передать его современникам и потомкам. Есть в науке мнение, что " Луг " был написан в Риме, куда после 614 года, когда персы захватили и разграбили Иерусалим, что послужило страшной новостью для всего христианского мира, Иоанн Мосх отправился, спасаясь от персидского нашествия на Палестину и Египет. Наверное, можно сказать, что это воспоминания и предания о жизни, которой уже было не вернуть, и автор отдает себе в этом отчет. Может быть и так. Особенно если принять во внимание последующее арабское завоевание этих регионов в 630-х годах. Хотя сама по себе книга лишена каких-либо печальных тональностей, а обладает мощным оптимистичным настроем.

http://religare.ru/2_121518.html

Но даже столь скромный итог для тех смутных времен может считаться весьма существенным: основание и устройство двух прославленных монастырей, опасное во всех смыслах существование в чине подпольного архиерея на протяжении десятилетия, избрание на высшую ступень православной иерархии и, наконец, «Духовная лествица»... Конечно, с Митрополитом Петром (Могилой) никто сравниться не может по значению и по совокупности дел в церковной истории Руси-Украины, с древнейших русских князей и по нынешний XXI век. При нем расцвели науки, искусство и национальное образование Петр (Могила) первым делом собрал во единое сообщество лучших православных ученых и богословов, поэтов, полемистов и защитников Православия. При нем расцвели науки, искусство и национальное образование. Был составлен знаменитый катехизис — «Православное исповедание веры» (1640), «Служебник» (1629, одобренный еще Иовом (Борецким) и переизданный в 1639-м году), «Требник Петра Могилы» (1646), использовавшийся Церковью буквально до последних времен и даже переизданный в 1990-х годах; уже в новейшее время издано «Учительное Евангелие» (1637), «Анфологион, сиречь молитвы и поучения душеполезные в душевную пользу сцудеев» (1636) — я даже затрудняюсь сказать, как без этих основополагающих сводов и книг тогдашнее духовенство совершало богослужение, и как вообще духовно существовало православное общество. Наличие этих проблем нашло отражение в окружном послании к духовенству перед Собором 1640-го года в Киеве: «Наша Церковь, оставаясь ненарушимою в догматах веры, сильно искажена в том, что касается обычаев, молитв и благочестивого жития. Многие православные от частого посещения богослужений иноверцев и слушания их поучений заразились ересью, так что трудно распознать: истинно ли они православные или одним только именем? Другие же, не только светские, но и духовные, прямо покинули Православие и перешли к разным богомерзким сектам. Духовный и монашеский сан перешел в нестроение; настоятели не заботятся о порядке и совсем уклонились от примера древних отцов Церкви. В братствах отвергнута ревность и нравы предков; каждый делает что хочет...».

http://pravoslavie.ru/152672.html

16 В память своего прибытия на епархию, преосвященный Афанасий установил во всех холмогорских церквах в честь соборного храма, праздновать в 19 день октября преображение Господа. 17 Кроме архангельского монастыря, основанного в XII в. на Пур-Наволоке в Заволочье с X V века являются следующие монастыри: Корельский св. Николая при Белом море, основанный около 1418 года знаменитою посадницею новгородскою Марфою Борецкою над могилами ее детей, потонувших в море во время осмотра своих вотчин. Знаменитый Соловецкий, основание которого относится к первой половине X V века, Богословский при реке Вага, основанный около 1460 года новгородским посадником Своеземцовым, Шелексенская Троицкая пустынь на реке Шелексе, основана в 1513 году препод. Антонием сийским. Сийский-Троицкий, основанный также препод. Антонием в 1520 г. по удалении его из шелексенской пустыни. Троицкий-Печегский, основанный препод. Трифоном в 1533 году. Лявимский-Успенский а архангельском уезде основан был в XVI веке новгородскою посадницею Афанасиею. Покровкий, Ивановский, Кривецкий и Моржегорский в нынешнем холмогорском уезде. Время основания их неизвестно. Троицкий-Шенкурский в г. Шенкурске. О времени основания его также неизвестно. Макарьевский в 15 верстах от Шенкурска основан в 1607 году, Клоновский, Кодемский и Уздринский в нынешнем Шенкурском уезде. О времени основания их известий нет. Пертоминский, на берегу Белого моря в Унской губе, основанный в 1599 году старцем Троицко-Сергиевой лавры Мамонтом. Богородицкий-Кандалакский, Кокуев и Яренский, при Белом море, Кяндский в нынешнем Онежском уезде. Об основании их сведений нет. Ламбисский, Красногорский и Веркольский при р. Пинеги. Время основания первого не известно; другие два основаны в XVII веке. Красногорскй основан в 1603 году иноком Макарием, а Веркольский в 1635 году. Спасскйй-Новоприлуцкий основан в 1618 году иноком Свирского монастыря Иосафом, Верхошеренская пустынь была основана в 1650 году сийским старцем Иовом по грамоте Алексея Михайловича. Ущельский и Чернигова пустынь в Мезенском уезде.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

502 А. 3. Р. IV, 138: о предположениях Виленского братства вступить в союз с евангелическим для взаимной обороны веры. 504 Памятники древн. в зап. губ. Вып. V, Спб. 1872 г., стр. 53–56. Соловьева, История России, т. X, стр. 77. Малышевского, Мелетий Пигас. II, 146–160. 515 При Свято-Духовском монастыре братство завело типографию. Но, кроме того, свято-духовские иноки печатали свои издания в Евье (в местечке Трокского уезда, в 35 верстах от Вильны), в типографии, основанной владельцем местечка, Огинским. 516 Об образовании Мелетия Смотрицкого заботился князь К. К. Острожский. Отец Мелетия, Еразм или Герасим Данилович Смотрицкий, бывший прежде в военной службе, человек весьма образованный, приглашен был князем в начальники Острожской школы и принимал участие в издании Славянской Библии в Остроге в 1581 г. Князь подарил ему из своих имений два села Баклаевку и Борисовку. Жазнь Мелетия Смотрицкого описал Суша в сочинении: «Saulus et Paulus Ruthenicae unionis sangvine beati Iosaphat transformatus sive Meletius Smotriscius». Romae, 1666. 518 В 1617 году он издал «Оброку едности (унии) церковной, или доводы, которыми доказывается, что церковь восточная должна быть соединена с латинской» (на польском языке). Сочинение это, вместе с русским переводом, напечатано в IV томе «Русской Исторической Библиотеки», издаваемой Археографической комиссией. С.-Петербург, 1878 года. В опровержение ее киевский ученый иеромонах Захарий Копыстенский написал в 1621–1622 годах «Палинодию, или книгу обороны восточной церкви». В настоящее время сочинение это напечатано вполне в том же томе Русской Исторической Библиотеки «Палинодия Захария Копыстенского и ее место в истории западно-русской полемики XVI и XVII веков». Исследование В. Занитневича. Варшава, 1883 г. 522 Первые православные епископы Исаия Копинский и Иов Борецкий посвящены 6 и 9 октября, а сейм начался около 20 октября. Памятники древн. в 3. Г. т. VI. стр. 24, прим. 108. 523 Книга Смотрицкого издана без означения места и года, в 4-ю долю листа, на 94 страницах. М. Евгений считал вероятным, что она издана в Киеве (Опис. Киево-Соф. Соб. стр. 157. Киев, 1825 г.). Здесь же и Евгений упоминает о другом подобном сочинении, под заглавием justificacia niewinnoci (в 4 д. л. на 43 стр.), посланном в 1622 г. м. Иовом Борецким к королю в оправдание свое и всех своих епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

§ 189. К Патерикам и Лавсиаку должно отнести Лимонарь, т. е. цветник, принадлежащий Св. Софронию, Патриарху Иерусалимскому. Подобно Палладию Еленопольскому , Св. Софроний посещал многие обители Палестинские и другие; много видел и слышал и передал письменно виденное и слышанное вместе с другом и наставником своим Иоанном, назвав свои записки Лимонарем. Достоверность повествований знаменитость писателя, который был просвещённешим мужем своего времени (в конце V и в начале VI века), вкус и беспристрастие, особенно благочестие сообщают Лимонарю важность догматическую. На него ссылается Св. Иоанн Дамаскин в конце первой книги своей об иконах; его читали на седьмом Вселенском или втором Никейском Соборе. У нас напечатан Лимонарь в 1628 году и был первой книгой, вышедшей из типографии Киево-Софийского Собора, которая была там заведена Иовом Борецким, Митрополитом Киевским, и которая теперь уже не существует 68 . § 190. О проповедническом употреблении повествовательных книг церковных должно заметить следующее: 1) Четьи Минеи и Пролог суть наилучший источник для поучений Историко-характеристических. Намереваясь говорить слово на память какого-либо Святого Угодника Божия, или на какое-либо празднество, проповедник должен обратиться к Минее или Прологу, из их повествования избрать замечательнейшие или характеристические черты и положить их в основание своего поучения. 2) Повествования из других книг, а равно и из Миней могут входить как свидетельства, доводы исторические на разные догматические и нравственные истины, избираемые проповедником для слова. 3) Изречения Отцов, – краткие и многознаменательные, – можно иногда употреблять так же, как тексты Библейские, т. е. полагать их темами для слов, а ещё лучше приводить в свидетельство. Чем чаще будут приводимы такие свидетельства: тем большую назидательность получит слово. 4) Можно и должно по временам прочитывать повествования народу так, как они есть, и изложены в повествовательных книгах. 5) Можно поновлять язык их, где нужно, или употреблять свой рассказ, довольствуясь иногда одним этим рассказом вместо целого слова. XXVI. Поучительные книги, Собственно принадлежащие Российской Православной Церкви

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/c...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010