Но это последовало не вскоре по введении печатания и гравирования. Доселе неизвестны печатные антиминсы ранее первой половины XVII-ro века. И более древние принадлежат Киеву. Такой антиминс 1627 года, освященный Киевским Митрополитом Иовом Борецким, находится в ризнице Александро-Невской лавры. На нем изображен гроб, в виде стола, на котором стоит чаша. В нее течет кровь из ребра Господа, стоящего во гробе. Господь руками касается гроба. Вокруг лица Его – сияние с словами ωον. За Господом находится крест с титлом: i. n ц. i, и с словами около лпца Господа ισ χσ. ηι ка. По углам антиминса, в кругах, изображены Евангелисты, каждый с Евангелием. В верхней части антиминса – Матфей и Марк, а в нижней Лука и Иоанн. По бокам антиминса находится по ангелу, из коих один держит копие, другой – трость с губою. Ангелы облечены в ризу, похожую на стихарь, вверху которого надета мантия, застегнутая у шеи, не касающаяся самого пола. (См рис. 1). Антиминс с таким рисунком, освященный в 1637 году Сильвестром Косовым , Епископом Мстиславским, Оршанским и Могилевским, находится в ризнице Уфимского Воскресенского кафедрального собора 133 . Изображение Иисуса Христа в том виде, что из Его ребра или из рук и ног течет кровь в чашу, нередко употреблялось в Киевской типографии. Такое изображение находится даже в позднейших изданиях. Например, в книге «Правило к Божеств. причащению», изд. в Киево-Печ. лавре в 1863г., Господь изображен с двумя ангелами, из коих каждый, стоящий пред Ним на коленах, держит чашу. В одну чашу течет кровь из ребра Господа, в другую из руки Его. Вокруг лица Его находится в сиянии надпись: «Ядый мою плоть и пияй мою кровь во мне пребывает и Аз в нем» 134 . Рисунки, изображающие Господа Иисуса Христа в таком виде, что из рук, ног и из ребра Его течет струями кровь, были и в других типографиях Западной России. Например в Служебнике, изданном в 1763 году в Черниговской Свято-Троицкой Ильинской типографии, есть изображение Господа, стоящего как бы на престоле, находящемся в полукружии, в роде бассейна, вероятно знаменующего собою мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По обе стороны переднего притвора главной церкви еще видны в стенах признаки гробниц, и полагают, что здесь погребены храмоздатель Великий Князь Святополк, а напротив его супруга, Греческая Царевна Варвара, дочь Комнинов, принесшая с собою сокровище мощей Великомученицы в новое свое отечество. Три боковые придела: с северной стороны во имя св. Варвары, где почивают ее мощи, и два с южной, празднующие Введению во храм Божией Матери и Великомученице Екатерине, устроены не ранее XVII века. И в этом приделе есть частицы святых мощей: мучеников Пантелеймона и Харалампия, и епископа Тримифийского Спиридония. В соборной церкви за правым клиросом благоговейно притекают граждане Киевские к чудотворной иконе Божией Матери, именуемой Новодворскою. Богато раззолочен иконостас главного алтаря: но лучшее его украшение есть храмовая икона Архистратига Михаила, великолепно украшенная драгоценными каменьями; ею ознаменовалось благочестие Императора Александра в залог благодарности к Господу, спасшему его державу от нашествия иноплеменных. Возвратясь победителем из умиренной им Европы, он принес в колыбель веры отеческой, в древнюю обитель Архистратига небесных Сил, сию драгоценную икону того невидимого вождя, который руководил путем побед полки Русские от зарева родной столицы до пощаженной им столицы врагов. По правую сторону Михайловского собора находится на монастырском дворе каменная трапезная церковь Иоанна Богослова, заменившая женскую обитель того же имени. Она основана была в 1621 г. Митрополитом Иовом Борецким, которого, после долгого запустения митрополии Киевской, посвятил Патриарх Иерусалимский Феофан: в Златоверхой обители на время основалась тогда кафедра Киевская, по гонениям униятским. Престарелая супруга Иова была первою игуменью девичьего монастыря, существовавшего целое столетие в такой смежности с Златоверхим по древнему обычаю, когда мужеские и женские обители находились под одним настоятельством. – Недавно, при строении ограды Михайловской, открыто было на возвышенном месте к юго-востоку каменное основание нескольких церквей; полагают, что это остатки мужеского Димитриевского монастыря, от которого и самая дорога с Крещатика на Подол называлась Димитриевским взвозом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

После открытого перехода Мелетия (Смотрицкого) в унию в 1627 г. М. стал одним из самых острых его критиков. На Киевском Соборе в 1628 г. проуниат. произведение Мелетия «Apologia peregrinatiey do kraiów wschodnych...» (Апология паломничества в страны восточные...) подверглось сокрушительной критике. Разбор «Апологии...» был предпринят М. и Лаврентием Зизанием (см. в ст. Зизании ) по поручению митр. Иова (Борецкого). Изучение трактата продолжалось ок. 4 недель, после чего было вынесено неблагоприятное заключение. На Соборе М. требовал, чтобы Смотрицкий отрекся от своих ошибок и пообещал, что не будет действовать против правосл. Церкви. Смотрицкий называл М. и Лаврентия Зизания фактическими руководителями Собора 1628 г. В ответ на соч. Смотрицкого «Protestatia przeciwko Soborowi w tym roku 1628. we dni Augusta miesica, w Kijowie w monasteru Pieczerskim obchodzonemu...» (Протест против Собора, в том году 1628 в дни августа в Киеве в монастыре Печерском состоявшегося...) М. написал полемический труд «Антидотум», изданный в 1629 г., по-видимому, в Вильно. Смотрицкий ему ответил, М. не стал продолжать полемику, в немалой степени еще и потому, что часть правосл. духовенства поддержала идею Смотрицкого об объединении Руси униатской и православной. Однако объединительный собор, назначенный на окт. 1629 г. во Львове, не состоялся. В 1629 г. М. вел активную деятельность, часто выезжал из Слуцка. В нач. янв., находясь в мон-ре Св. Духа в Вильно, он получил ранение в голову во время нападения униатов (свидетельство братских старост Л. Древинского и Б. М. Огинского). В нач. июля М. находился в Киеве на Соборе, созванном Иовом (Борецким) для выработки позиции в отношении объединения с униатами. Киевский Собор 1629 г. под давлением казачества заблокировал проект объединения. Вслед. поездки в Киев между М. и его патроном возник конфликт. Противники протопопа в Слуцке решили дискредитировать его в глазах К. Радзивилла, не советовавшего М. ехать в Киев. Оппозицию протопопу создал слуцкий протестант.

http://pravenc.ru/text/2564314.html

В 1630 г. между митр. Иовом и П., действовавшими до этого времени совместно, наметились расхождения. Во время казацкого восстания 1630 г. митрополит перешел под защиту казацкого войска, а П. дал приют в Киево-Печерском мон-ре шляхтичам, спасавшимся от восставших, и порицал действия казаков. В отличие от Иова (Борецкого) и его преемника, Исаии (Копинского) , П. поддерживал контакты с униат. иерархами, в частности, с митр. Иосифом Рутским, посетившим Киев в 1631 г. Наметилось сближение Иова (Борецкого) с Россией - митрополиту прислали для передачи в Запорожье грамоты вост. патриархов с призывом перейти под рус. власть. В этих планах П. не участвовал. Когда после смерти митр. Иова эти грамоты попали в руки П., они не были отправлены им в Запорожье, что привело к разрыву связей между П. и Россией. Как настоятель Киево-Печерского мон-ря П. прилагал большие усилия к защите имущества обители и упрочению церковной дисциплины, не останавливаясь перед суровыми мерами по отношению к непослушным. П. удалось выкупить заложенные монастырские богослужебные сосуды. Внимание архимандрита привлекало и поведение приходского духовенства в монастырских владениях. 6 янв. 1629 г. протопопу Андрею было поручено объехать владения и рассмотреть, как приходские священники выполняют свои обязанности. При предшественниках П. Киево-Печерский мон-рь стал важным центром духовного просвещения на восточнослав. землях Речи Посполитой. Эти традиции П. стремился поддерживать. За время его настоятельства в киево-печерской типографии было напечатано 15 книг. Из них следует выделить опубликованный в 1629 г. Служебник (Λετουργιριων, си ест Служебник... Благословением и исправлением преподобнейшаго господина и отца кир Петра Могилы). Текст был исправлен по греч. источникам и дополнен пространным предисловием о богословских аспектах таинства Евхаристии. Это можно рассматривать как правосл. ответ на униат. издание Служебника, осуществленное в Вильно в 1617 г. на средства Льва Сапеги; в книгу было помещено обширное предисловие о разных случаях при совершении литургии, основанное на инструкциях из лат. Миссала. Так благодаря изданию П. было положено начало обширной работе по подготовке пособий для духовенства.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

В Слуцке М. в союзе с протестантами включился в борьбу против унии. Протопоп поддерживал тесные связи с Виленским православным Свято-Духовским братством , которое осталось единственным центром Православия в столице ВКЛ. М. был посредником между митрополией в Киеве и К. Радзивиллом; известны 4 письма М. к К. Радзивиллу, написанные из Киева в Слуцк: от 15 июля 1621 г., от 3 авг. и от 16 дек. 1623 г., от 13 февр. 1624 г. М. сообщал митрополиту в Киев сведения о Православии в Вильно. После ареста в 1621 г. в Вильно 12 правосл. мещан М. сообщил об этом митр. Иову (Борецкому), к-рый вместе с казаками выступил с акцией протеста. М. имел связи с запорожским казачеством, в Речи Посполитой он считался компетентным экспертом в контактах с казаками. Слуцкий протопоп участвовал в совещаниях запорожской старшины, о которых в 1621-1624 гг. он сообщал К. Радзивиллу. В апр. 1621 г. гетман Я. Бородавка встретился в Киеве с митр. Иовом (Борецким) и с М. Для казаков слуцкий протопоп был источником информации о виленских делах (об этом писал Бородавка К. Радзивиллу 8 мая 1621). Часто выезжая в Киев, М. имел контакты с правосл. епископами и игуменами крупных мон-рей, напр. киевского Златоверхого во имя архангела Михаила . Его добрым знакомым был и будущий противник - Полоцкий архиеп. Мелетий (Смотрицкий) , с к-рым М. состоял в переписке. В кон. 1623 - нач. 1624 г. М. включился в процесс объединения правосл. и униат. Церквей, к-рый был начат униат. митр. Иосифом Вельямином Рутским . В нояб. 1623 г. в Киеве состоялось совещание, на котором присутствовали с православной стороны митр. Иов (Борецкий) и архиеп. Мелетий (Смотрицкий), с униатской стороны - Ян Дубович. Перед отъездом в Киев Дубович встретился в Слуцке с М. Мелетий (Смотрицкий) подробно рассказал М. о киевском совещании в письме от 6 дек. 1623 г. Митрополит сообщил М. о переговорах с униатами в письме от 30 нояб. 1623 г., прося совета и рассчитывая на поддержку. Из письма М. к К. Радзивиллу от 6 дек. 1623 г. видно, что слуцкий протопоп был противником объединения с униатами. В нач. 1624 г. К. Радзивилл приказал М. ехать в Киев, чтобы достичь договоренности с митр. Иовом по вопросу «новой унии», 3 февр. М. написал Радзивиллу из Киева в Вильно. Т. Кемпа считает, что слуцкий протопоп был причастен к прекращению объединительного процесса. Однако основными причинами неудачи проекта «новой унии» являлись резко отрицательное отношение к нему запорожского казачества и отсутствие поддержки «новой унии» со стороны римской Конгрегации распространения веры. В дальнейшем М. часто выезжал по поручению Радзивилла в Киев для переговоров с митрополитом.

http://pravenc.ru/text/2564314.html

Поступление молдавского воеводича на польскую военную службу объясняется тем, что и отец и дядя его, Симеон и Иеремия Могилы, добились господарства при поддержке Польши, вопреки желанию турецкого правительства, которое поддерживало другого претендента – Кантемира. Род Могил был связан и родственными связями с знатными фамилиями Вишневецких, Потоцких, Корецких и другими, но, не в пример этим ополяченным родам русских магнатов, всегда оставался верен православию. В связи с неудачами, постигшими Могил в молдаво-влахийских землях, в частности, после удаления от власти Симеона Могилы, дети его поселились в Польше и, отдавшись под покровительство ее коронного канцлера и гетмана Жолкевского, поступили в 1617 г. на военную службу. В 1620 г. Жолкевский погиб в битве с турками под Цецорой, и Петр Могила сблизился с гетманом Ходкевичем, убеждая его не чинить молдавам и валахам никаких насилий вере их отцов.Несмотря на успехи своей военной карьеры, Петр Могила тяготился иноверным обществом и вообще легкомысленной военной средой и тянулся к русскому народу, ведшему героическую борьбу за свое существование. Он часто посещает Киев, приобретает в его окрестностях поместья, сближается с Киевским Митрополитом Иовом Борецким, с которым он был дружен еще в годы своего учения. Частое общение с Митрополитом Иовом окончательно оформило взгляды Петра Могилы и указало путь его жизненной деятельности. В 1625 г. Петр Могила постригся в монахи и вошел в число братии Киево-Печерского монастыря. 8 апреля 1627 г. скончался архимандрит этого монастыря Захария Копыстенский, и после некоторой внутренней борьбы монастырская братия в 1627 г. избрала себе настоятелем тридцатилетнего молдавского воеводича, имевшего всего трехлетний стаж иноческого жития.Каким образом недавний офицер польской армии превратился в архимандрита первенствующего на юге православного монастыря? Такие превращения с внешней стороны в то время не были редкостью, ибо высшие иерархические должности, связанные с управлением большими вотчинами, замещались лицами из шляхетской среды и обычно раздавались королем.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/mi...

27 авг. 1608 г. униат. митр. Ипатий Потей прислал И. грамоту. Он вызвал И. на суд, во-первых, за то, что тот без его ведома получил от короля епархию, к-рая принадлежала униат. Киевским и Галицким митрополитам, и, во-вторых, за то, что принял посвящение не от своего архипастыря, а за границей «вопреки канонам Церкви и законам государства». И. на суд не явился и продолжал управлять епархией. 16 нояб. 1611 г. Потей получил королевское разрешение назначить архим. виленского Троицкого мон-ря Иосифа Вельямина Рутского своим коадъютором и наместником, епископом Львовским и Галицким, однако это решение вызвало протесты духовенства и шляхты, и власть Рутского в епархии была номинальной. 3 марта 1609 г. И. издал грамоту с благословением Львовскому Успенскому братству. Он призывал православных делать пожертвования на постройку братской церкви, школы и госпиталя. И. неоднократно давал братству деньги. С 1610 г. И. оставался единственным действующим правосл. епископом Западнорусской митрополии . В 1613 г. он издал окружную увещательную грамоту, в к-рой призывал православных бороться с унией. Не позднее 1614 г. он стал экзархом К-польского патриарха Тимофея II . При восстановлении православной иерархии патриархом Иерусалимским Феофаном в 1620-1621 гг. И. был признан законным правосл. архиереем, и никаких действий по отношению к Львовской кафедре предпринято не было. Намерения т. н. рус. партии архиереев во главе с митр. Иовом (Борецким) присоединиться к Московскому Патриархату не получили поддержки И., однако в 1625-1626 гг. он регулярно писал грамоты царю Михаилу Феодоровичу с жалобами на притеснения со стороны поляков и с просьбами о милостыне. И. не участвовал в Киевских Соборах 1627 и 1628 гг., осудивших проуниат. произведения архиеп. Мелетия (Смотрицкого) ; на Соборе 1629 г. в Киеве был лишь его представитель некий Федор, выбранный маршалком. В 1631 г. И. был назначен экзархом К-польского патриарха Кирилла Лукариса . 26 янв. того же года экзарх освятил львовскую Успенскую ц. в присутствии киево-печерского архим. св. Петра (Могилы) и неизвестного архимандрита из Молдавии, представителя молдав. господарей. 1 нояб. 1632 г. И., единственный из правосл. епископов, был признан польск. правительством в отличие от иерархов, поставленных Иерусалимским патриархом Феофаном.

http://pravenc.ru/text/293656.html

В 1620 г. на Украину приехал Иерусалимский патриарх Феофан IV и поставил для православных митрополита и епископов. 7 янв. 1621 г. в Трехтемировском монастыре в присутствии полковника П. К. Сагайдачного и большого числа казаков патриарх хиротонисал И. во епископа Владимирского и Брестского и назначил «прототронием» Киевской митрополии. По свидетельству современника-униата, на хиротонии И. особенно настаивали казаки. Когда кор. Сигизмунд III Ваза , узнав о восстановлении правосл. иерархии, разослал местным властям универсалы с требованием арестовать новопоставленных епископов, среди этих документов был универсал от 15 марта 1621 г. об аресте И. Вместе с митр. Иовом (Борецким) И. участвовал в казацкой раде, собравшейся в Сухой Дубраве 15 июня 1621 г., где иерархи призвали войско Запорожское встать на защиту Православия. На раде в ходе переговоров с королевским посланником была достигнута договоренность, что иерархи одобрят выступления войска Запорожского против турок, а войско Запорожское и правосл. духовенство получат возможность обратиться к властям Речи Посполитой со своими требованиями. Отправленное в Варшаву посольство возглавили Сагайдачный и И. Прибыв в Варшаву 20 июня, послы вручили королю «Протестацию» против действий власти и обоснование законности поставления правосл. иерархов. Нуждаясь в поддержке войска Запорожского накануне тяжелой войны с Османской империей, Сигизмунд III любезно принял послов. И. вспоминал, что король «клялся Богом живым, что было веры не нарушать» ( Флоря. 1991. С. 147), но позднее он убедился в том, что эти обещания не выполняются. Резиденцией И. на Волыни стал Святой Троицы монастырь в с. Дермань (ныне с. Дермань Вторая, Ровненская обл., Украина). И. активно защищал православных, выступая на сеймике в Жидичине, во Владимире и в Луцке. Эти действия вызвали недовольство противников, к-рые, по словам И., «учали наступать на здоровье мое и желать смерти моей» (Там же). Против И. был возбужден судебный процесс, связанный с деятельностью мон. Киприана, «старшего» в Почаевском в честь Успения Пресвятой Богородицы мон-ре. Когда митр. Иов (Борецкий) назначил Киприана своим наместником, тот начал рассылать митрополичьи «универсалы» и выступать против униат. «пастырей». Киприан был обвинен в уголовных преступлениях и измене и нашел убежище в Дерманском мон-ре. Когда власти потребовали выдачи монаха, И. отказался это сделать и 8 окт. 1622 г. дал вооруженный отпор королевским чиновникам, собрав слуг и крестьян, принадлежавших мон-рю. Обвиненные в гос. измене, Киприан и И. были вызваны на сеймовый суд в февр. 1623 г. И. на суд не явился и был снова вызван в февр. 1625 г. В случае повторной неявки приговор мог быть вынесен заочно. В таких условиях епископ решил искать убежища в России по совету Иерусалимского патриарха Феофана IV, к-рый дал ему рекомендательные грамоты к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету.

http://pravenc.ru/text/578515.html

В приведенных грамотах Михайловка в 1681 году уже называется селом и следовательно была тогда с храмом, который построен был без сомнения набожным Михайлом Васильовичем. Старики говорят, что деревянная церковь Михайловки во имя Рождества Богородицы, сломанная в 1806 году, была очень стара, снабжена переходами вокруг её наружных стен, и существовала более 120 лет. Следовательно и по народной памяти первый храм в Михайлове построен около 1680 года. Что касается до ныне существующего, каменного храма Михайловского: то его начала строить княгиня Александра Александрова Голицина, по первому мужу Иваненкова, а продолжали и окончили статский советник Александр Андреевич Иваненко и майор Пётр Иванович Миклашевский. Внутреннее украшение храма всё принадлежит усердию Александра Андреевича. Как по наружному виду, так по внутреннему благолепию, Михайловский храм – один из лучших в епархии. В нём три престола, из которых главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Древняя святыня храма: а) Части мощей святой великомученицы Варвары и некоторых других святых в серебряном ковчежце, принесенные в церковь набожным черниговским полковником Павлом Полуботком. б) Часть мощей святого Иоанна Предтечи, хранящаяся в придельном храме святого Иоанна Предтечи. По старым описям значится, что эта святыня перенесена из Предтечева монастыря, существовавшего близи Михайловки. в) Напрестольный серебряный крест, очень значительной длины, по надписи, устроенный 1546 года и принадлежавший Павлу Полуботку. г) Три древние иконы, из которых две с изображением Богоматери в старинных серебряных ризах, а третья Святого Николая. Древние книги: 1) Евангелие московской печати 1681 года обделанное в прочные серебряные доски, с надписью: «справлено до храму святого Вознесения Господня на предмести черниговском будучого, коштом его милости пана Павла Полуботка, полковника черниговского року 1716». 2) Трефологий без первого листа. В описи 1800 года Предтечева монастыря: «трефологий старинной печати, поданный от богомольцев 1636 года». По листам книги – следует надпись: «сию книгу трефолой раб Божий Алексей Безполон с женою своею и сынами своими на имя Василием, Захариею, Иоанном, Демьяном, купили за власную працю свою и отдали её до церкви святого Михаила в селе Лозовой к маетности его милости князя Януша Звалицкого, за державци его милости пана Петра Косаковского, року 1636». Это, как кажется, киевский трефологий 1619 года исправленный Иовом Борецким и Захариею Копыстенским. 3) Триодь цветная Киевской печати 1724 года, триодь постная Киевской печати 1727 года.

http://sobory.ru/article/?object=34559

В слав. и кириллической румын. рукописной и старопечатной традиции «А.» как название различных типов книг появляется не ранее рубежа XVI-XVII вв. (старший датированный пример - А., изданный в Евью в 1613), что является косвенным свидетельством роста престижности греч. языка и греч. образованности в Западнорусской митрополии (и позднее в Московской Руси) и греч. влияния в румын. княжествах. Первое укр. издание Минеи Праздничной, озаглавленное «Анфологион» и подготовленное игум. Иовом (Борецким) и архим. Елисеем (Плетенецким) , было напечатано в типографии Киево-Печерского мон-ря в 1619 г. иером. Памвой (Берындой) ; образцом для него послужили, в частности, венецианские издания XVI в. Позднее «Анфологион», аналогичный по составу совр. Минее Праздничной, неоднократно переиздавался во Львове в 1632, 1638, 1643, 1651 и 1694 гг., в Новгороде-Северском в 1678 г. (включает и Минею Общую), в Киеве в 1734, 1743, 1745 и 1766 гг., в Чернигове в 1753 г. Укр. издания А., как правило, богато иллюстрированы (традиция восходит к венецианским изданиям Миней Праздничных XVI в.), содержат десятки гравюр с изображениями святых и праздников. В работе над ними в разное время принимали участие известные мастера книжной гравюры XVII-XVIII вв.: Никодим Зубрицкий, иером. Илия, Аверкий Козачковский и др. Московские издания Минеи Праздничной под названием «А.» выходили с 1697 г. (переизд.: 1701, 1706, 1715, 1730, 1744, 1748, 1752, 1755, 1759, 1763, 1767, 1773, 1780, 1785, 1848); издания 1697, 1701 и 1785 гг. содержат также Минею Общую. Из правосл. богослужебного обихода книга с таким названием, первоначально практически без перемен, перешла в слав. униатскую (т.н. греко-католич.) практику: известны рукописные А. (Вильнюс, БАН Литвы. Ф. 19. 113 - Супрасльский мон-рь, 1714; 114 - Каменец-Литовск, 1761) и печатные (Львов, 1738; Трефологион, си есть словопытание, гречески Анфологион. Почаев, 1777 (2 издания)). На румын. языке А., аналогичные Минее Праздничной, издавали свящ. Стойко Якович (1736), иером. Лаврентий при митр. Унгро-Влахийском Неофите Критянине (Рымник, 1737, 17452, 17663), были и др. издания (Яссы, 1755; Бухарест, 1768). Молитвословы

http://pravenc.ru/text/75532.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010