В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души. Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им. Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой. Священник Стефан Домусчи: Сегодня многие знают, что правильное восприятие поста не сводится к изменению рациона, но обязательно подразумевает духовный труд, борьбу со страстями и милосердие к бедным. Однако совсем не многие знают, что пост был также временем научения, ведь раньше те, кто готовился принять крещение на Пасху, в течение всего поста обращались к подробному изучению нескольких ветхозаветных книг, среди которых была и Книга Притчей Соломона. Мы почти не вспоминаем об этом, а ведь это значит, что пост может стать для нас временем более подробного обращения к вероучению и нравоучению Церкви. В дни поста мы должны вновь стать учениками и открыть свое сердце для обновления не только духа, но и разума. Начало Книги Притчей, которое читается в Церкви в самый первый день Великого поста, свидетельствует о том, что цель притчей — усвоить правила благоразумия. То есть не просто узнать что-то или подивиться чужой мудрости, но сделать премудрость основанием, правилом жизни. Это еще и еще раз свидетельствует о том, что предполагаемое научение — не восприятие теоретических знаний, потому что премудрость — не просто некая, пусть даже и религиозная информация… Но что же есть премудрость и почему она оказывается так важна? Ответ на этот вопрос заключен во всей книге, и он сложнее, чем может показаться. В первую очередь человеческая премудрость — это познание замысла Божьего о себе, осознание человеком смысла своей жизни. Поэтому и заключается премудрость не в количестве знаний, но в их глубине и истинности. Начало же этого осознания и его основа — страх Господень, страх перед Ним и благоговение к Нему. Кто-нибудь может сказать: «Естественно, религия всегда запугивает человека небесными карами». Но страх Господень, о котором говорит Соломон, ничего общего с запугиванием не имеет. И хотя на определенном этапе возрастания в вере человек может бояться Божественного гнева, это будет лишь его восприятием тех или иных событий… В то время как Бог ждет от человека сыновьей любви, отношений доверия и верности. Отношений, которыми человек будет дорожить и потерять которые он будет бояться. В этом случае страх Господень — это страх любящего сердца, мудрость которого в том, что оно нашло истинное блаженство в общении с Богом и боится его потерять. Потерять общение, которое изменяет всю его жизнь.

http://azbyka.ru/fiction/kniga-pritchej-...

Таким образом оба стиха 22 и 23-й 8 гл. кн. Притчей св. Афанасий относит первоначально и собственно к деятельности Премудрости в тайне воплощения и искупления людей; но потом он не ограничивается этого мыслью и расширяет смысл 8:2–23 стт. Притчей вообще на все внешние отношения Премудрости, а ближайшим образом на первое творение. Вот в сокращении последнее толкование 8 гл. 22–23 стт. кн. Притчей: «Поскольку на нас и на всех тварях напечатлён некоторый образ Божественной Премудрости ( Пс.103:24 ; 1Кор.1:20 ; Притч.6:26, 14:3 ; Еккл.8:1, 7:11 ; Сир.1:10 ; Рим.1:19–25 ; 1Кор. ), то истинная и творческая Премудрость, относя к Себе то, что свойственно Её образу, справедливо говорит: Господь созда Мя в дела Своя, подобно тому, как Она же сказала впоследствии: Иже вас приемлет, приемлет Мене ( Мф.10:40 ) или: Савле, Савле, что Мя гониши ( Деян.9:4 ). Она говорит как бы так: Господь созда Мя в дела, потому что Мой в них образ и до такой степени снизошла Я в деле творения, что хотя по сущности пребывала Я с Отцом, однако же отпечатлевала Свой образ в делах применительно к ним, чтобы целый мир был как бы единое тело, не в разладе, но в согласии с самим собой. И так как образ или отпечаток вечной Премудрости, положенной на вещах сотворённых (делах), есть первое средство для существ рождённых познавать Её Самое и через Неё Бога Отца, то и говорит: Созда Мя начало путей Своих, т. е. в начало или некоторым отпечатком познания для существ разумных ( Притч.1:7 ; Ин.14:9 ; 1Ин.2:23 ). Когда же этот первоначальный путь познания был потерян людьми, то по предвечному совету Божию, в предназначенное время, Премудрость открылась уже не во образе тени Своей, но Сама ипостасная Премудрость, Она же и Слово, стала плотью и, освободив людей от греха, проклятия и смерти, открыто явила Себя и через Себя Отца Своего: Слово плоть бысть и вселися в ны и видехом славу Его, славу, яко Единородного от Отца ( Ин.1:14 )» 239 . Всё изложенное нами объяснение св. Афанасия 8 гл. 22 и 23 стт. кн. Притчей необычайно полно, глубоко и многознаменательно. Поэтому толкование св. Афанасия было повторяемо последующими отцами церкви большей частью без перемены и дополнения смысла, а иногда почти его же словами. Из последующих отцов, сходившихся с св. Афанасием в объяснении этого места, можно указать на свв. Василия Великого 240 , Илария Пуатьесского 241 , Епифания 242 , блаж. Августина 243 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Но нужно, кажется, здесь тебе, любезный читатель, знать, для чего Сын Божий употреблял в Евангелии притчи? I. Поелику многие народы не могли, тогда еще понимать небесного и Евангельского учения, а другие не верили, да еще и посмевались. Для сей причины Иисус Христос , предлагая притчи слушателям, неприметным образом побуждал их, чтоб они прилежно внимали словам Его, испытывали бы их тщательно, и чрез то снискивали бы способность постигать Евангельское учение. Отсюда произошло, что и самые Апостоли во многих местах просили Иисуса, дабы Он им истолковал разум притчей, как видеть можно у Матфея: скажи нам притчу плевел сельных 10 ; и у Луки: что есть притча сия? 11 Господи! к нам ли притчу сию глаголеши, или ко всем? 12 и проч. II. Христос, когда учил людей откровенно, тогда книжники и фарисеи не хотели Его слушать, и верить словам Его; равно как и, видя собственными своими очами сотворенныя от Него чудеса, не только не хотели признать Его Мессиею, но еще посмевалися Ему и клеветы возлагали: сего ради предпочел Он предлагать учение Свое притчами, дабы избегнуть клевет и поношений. III. Иисус Христос предлагал притчи народу для тесноты понятия человеческого, которое не редко возвышается подобиями от простонародной речи взятыми, как пишется у Марка: и таковыми притчами многими глаголаше им слово, якоже можаху слышати 13 . И у Иоанна Евангелиста говорит о сем сам Спаситель: аще земная рекох вам, и не веруете: како, аще реку вам небесная, уверуете? 14 IV. По причине слабости памяти человеческой, которая легко и удобно памятовать может подобия вещей. V. Для лучшего наставления умов слабейших или непонятных, как видеть можно из заключения при конце многих притчей написанного: имеяй уши слышати, да слышит 15 , (смотри Мк. 4:9 . Лк. 8:8 .) VI. По случаю же бывает, что порочные и беззаконные люди ожесточаются притчами, по причине своей злости от пороков происходящей. (Смотри Мф. 13:11 . Мк. 4:11 . Деян. 13:36 .) VII. Примечать надобно, что притчей не должно изъяснять по вкусу всякого. (Смотри Св. Иринея, кн. 2, гл. 46 противу ересей.)

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Итак, теперь из самого же Евангелия  подтверждено и то, что притчи, быв приспособлены собственно в приемлемости веры, неудобно вмещавшей прямое откровение об Отце, как это известно из вышеприведенных мест из ев. Иоанна и Марка, – соответствуют собственно ветхозаветным представлениям о благодати. Из Евангелия же, с уяснением новых мест о притчах, подтвердится и другая сторона нашего соображения, что через притчи вера и вводилась в область уже новозаветного разумения тайн, тогда как неверие и духовное ослепление осталось ни с чем и относительно притчей, как и относительно чудес Христовых. Так в учениках Христовых притчами возбуждалось духовное разумение и рассуждение веры, и они иногда сами разумевали в них спасительную истину, и таким образом оказывались в духовно области благодатного царства: глагола им Иисус: разумеете ли сия вся? Глаголаша Ему: ей, Господи. Он же рече им: сего ради всяк книжник, научився царствию небесному, подобен есть человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая ( Мф.13:51–52 ). Разумеете ли сия вся: а сия вся – это притчи, как можете видеть из предыдущего в Евангелии.  «Такой -то истинный, достойный своего имени книжник, который вошел в самый дух и истину учения о царствии небесном, – как бы так говорил Спаситель касательно уразумевших смысл притчей, – оказывается распорядительным и мудрым хозяином, у которого ни старое не пропадает и не теряется (т.е. приточный образ, приспособленный к ветхозаветной сыновности, как уже знаем), ни новое не останется вне сознания и употребления (т.е. духовная спасительная истина, свойственная уже новому завету). Сего ради (т.е. уразумления смысла притчей) всяк книжник, научився царствию небесному, духовным его тайнам и урокам, подобен есть человеку домовиту, иже износит из сокровища своего новая и ветхая» Смысл теперь слов этих прост и понятен! Иногда же возбужденное в учениках Христовых духовное рассуждение только давало им понять, что спасительная истина – не в букве притчей, и возбуждало в них стремление и любовь к ней, желание уразуметь ее, и таким образом вера их уже предупреждала самое уяснение тайн, готовая сейчас же их усвоить; и тогда уже удобно было открывать им тайны царствия прямо, во всей духовности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Жанр наставлений был распространен в литературе Древнего Египта. Можно назвать такие произведения как «Поучение Птаххотепа», «Поучение царя Гераклеопольского», «Поучение Аменемхета I». Наставления фараона Гераклеопольского (XXIII-XXII вв. до Рождества Христова) обращены к его сыну Мерикару. По мнению академика Бориса Александровича Тураева , этот литературный памятник «принадлежит к числу особенно важных и интересных как по разнообразию, так и по сравнительной высоте многих мыслей автора». 36 Фараон наставляет своего сына: «Приноси дары соответственно твоему достатку – один день дает вечность, один час обеспечивает будущее, а бог знает того, кто это делает. … Приятнее богу нрав справедливого, нежели телец беззаконника». «Твори правду и ты преуспеешь на земле. Успокой плачущего, не утесняй вдовы, не сгоняй человека с достояния отца его, не казни без нужды. … Человек да творит полезное для души своей. … Возлюби деятельную жизнь; жизнь на земле скоропреходяща; блажен оставивший по себе память». 37 В «Поучениях царя Гераклеопольского» содержится учение о загробной жизни, о воздаянии после смерти. В то же время, в поучениях содержится утверждение, что магия – это могучее оружие, данное богом людям. Такое утверждение конечно противоречит правильному взгляду на магию, проводимому в Священном Писании. Представляется весьма вероятным, что царь Соломон, а возможно и другие древнееврейские мудрецы, могли быть знакомы с произведениями древнеегипетской литературы. Это знакомство в незначительной степени отразилось в книге Притчей Соломона. 3.2. Соотнесенность притчей Соломона с притчами Христа Спасителя Если анализировать содержание книги Притчей Соломона, то это книга нравоучительная, здесь раскрывается учение о нравственности, житейская мудрость – хотя есть и притчи, где таинственно говорится о Премудрости Божией. По содержанию притчи Христа Спасителя, часто глубоко нравоучительные, но чаще относятся к изъяснению таинств Царствия Небесного. Евангельские притчи по форме – это, чаще всего, рассказы, краткие или пространные. Например, притча о сеятеле, притча о мытаре и фарисее, притча о милосердном самарянине, притча о богаче и Лазаре. Это сюжетные рассказы, описание событий, имеющие нравоучительное или таинственное значение. Подобные рассказы встречаются и в Священном Писании Ветхого Завета, но не в книге Притчей. Как указывалось выше, притчи из сборника «Мишле Шеломо» – это короткие, сжатые, не требующие доказательства выражения, иногда противопоставления или сравнения. Такие притчи, впрочем, также встречаются в Евангелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Книги Притчей Соломоновых ок. 150 фрагментов предваряются леммой Προκοπου (Прокопия), в действительности они принадлежат Евагрию Понтийскому. По мнению Дориваля, это доказывает, что составитель катены Vat. gr. 1802 использовал в качестве источника утерянную катену Прокопия ( Dorival. 1986. T. 1. P. 108). Примерно 356 кратких фрагментов Vat. gr. 1802, представляющих собой простой парафраз библейского текста с аллегорическим уклоном, предваряются сиглой Σ. Эти же фрагменты под леммой λλος (другой) находятся в «Эпитоме» Прокопия. Предложенные варианты расшифровки сокращения (Σικυδτου, Συμενος, Συμμχου) выглядят малоубедительными. Более заслуживающим внимания является предположение, согласно к-рому имеет место ошибка переписчика: Σ - Ε (Εγριος) ( Leanza. 1989. P. 253, 256). А. Маи издал часть фрагментов, содержащихся в данной катене, а именно: Оригена (большинство принадлежат Евагрию), Дидима Слепца, сщмч. Ипполита Римского, Аполлинария Лаодикийского, диакона Юлиана, Олимпиодора и Арефы Кесарийского ( Mai. NPB. T. 7. P 1-81). Фрагменты Ипполита изданы Х. Ахелисом по рукописи Vat. gr. 1802 ( Achelis. 1897). IV. Фрагментарные К. на Книгу Притчей Соломоновых. Кодекс Paris. Coislin. gr. 193. Fol. 1r - 16v, 40v - 64v, XI в. (CPG. C. 93), представляет собой не катену, а сборник патристических текстов, содержит 2 группы толкований на отдельные стихи Притчей: 1) «Схолии на Притчи из разных толкований» (Σχλια ες τς Παροιμας κ διαφρων ρμηνειν; Fol. 1r - 16v) - фрагменты из сочинений сщмч. Ипполита Римского, Дидима Слепца, Аполлинария Лаодикийского, прп. Исидора Пелусиота, происходящие, по мнению Ришара, из гипотетического «источника C» ( Richard. 1966. P. 65). Толкования следуют порядку масоретского текста, а не Септуагинты. Кроме того, нек-рые фрагменты ошибочно приписаны Акиле и Симмаху. Все это косвенно указывает на то, что лежащая в основе флорилегия катена была расположена на полях рукописи, с текстом Гекзапл; 2) «Толкование разных толкователей из пророчеств Исаии, Бытия и Притчей» (Ερμηνεα διαφρων ερμηνευτν κ τε τν προφητειν Ησαου, Γενσειν τε κα τν Παροιμιν; Fol.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Так Слово Божие утверждает единство космического и нравственного миропорядка в их общем происхождении из божественной Воли. И законы естества, и законы человеческой жизни имеют один источник: Творца, проявляющего Свою беспредельную мощь и благость через Премудрость. 3. Учение о Премудрости Божией. В Прологе Кн. Притчей Премудрость, по словам Б. А. Тураева, «ипостасирована» (ИДВ, т. 2, с.280). Это не просто олицетворение отвлеченной идеи, а нечто большее. Правда, в первых трех главах ее можно понимать как собирательное обозначение сословия мудрецов. Но Премудрость Божия Притчей есть и сила, исходящая непосредственно от Творца. В русской религиозной мысли на этом основании была развита концепция «софиологии» (Вл. Соловьев, свящ. П. Флоренский, прот. С. Булгаков), которая рассматривала Премудрость Божию (греч. София) как извечно пребывающий в Боге ипостасный первообраз твари. Однако общецерковного признания этот теологумен не получил . В Кн. Притчей Хокма-Премудрость говорит: Господь имел (дословно создал ) меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони… Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок Вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там, когда Он проводил круговую черту по лицу бездны… Тогда я была при Нем художницею и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время. (8,22–30) Прибегая к языку Отцов Церкви, Премудрость есть «энергия» Сущего: те аспекты высшего Бытия, которые только и могут быть восприняты человеком. Вне этих свойств Божиих никакое богословие невозможно, кроме апофатического (отрицательного), которое утверждает о Боге только то, «чем Он не является». В согласии с Кн. Притчей (3,19) псалом 103 учит, что Бог все сотворил «премудро» (дословно: бэ-хокма — в премудрости). Тем самым Премудрость сближается со Словом, Которое в Новом Завете открывается как второе Лицо Святой Троицы: «Все через Него начало быть» (Ин 1,3). «Бог благоволил, — пишет свт. Афанасий Великий, — чтобы Премудрость Его снизошла к тварям, чтобы во всех вообще тварях и в каждой порознь были положены некий отпечаток и подобие Его образа, чтобы приведенное в бытие оказалось премудрым и достойным Бога делом» (На ариан, 2,78).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Вторая встреча посвящена фундаментальным понятиям «Книги Притчей Соломоновых». Книга Притчей — является итогом нравственного учения Ветхого Завета, морального закона и мудрости. Если человек не усвоит эти понятия, то он не сможет понять своего отпадения от Бога и поэтому не будет способен воспринять благую весть прощения, посылаемого нам через любовь и благодать Господа. На встрече необходимо раскрыть и показать взаимосвязь таких понятий как: Страх Божий, Мудрость и Премудрость, Путь Жизни и путь смерти, добродетель, рассуждение, трезвенность, воздержание. А также и противоположные им понятия: глупость, нечестие, грех, разврат, а также образ праведника, добродетельной жены, разумного юноши. Все эти явления целостно раскрыты в Книге Питчей на самых разных уровнях и просто и сложно. Эти темы, выраженные библейским языком, одинаково сложно воспринимаются и профессором университета, и простым рабочим. Поэтому задача катехизатора выбрать язык, на котором оглашаемым будет проще понять эти глубинные категории Библии. Для этого катехизатор должен обладать культурной широтой и разбираться в различных мировоззренческих установках. Первое и основное понятие – Страх Божий. С первых строк Книги притчей дается определение Страха Божия, как доброго разумения в пути у всех водящихся им, а благоговение к Богу – начало разумения («Книга Притчей Соломоновых» гл. 1). Страх Божий, как свойство верующей души , мы можем видеть у всех библейских праведников. Необходимо привести примеры как Страх Божий действует и определяет поведение людей: является повествование о причине, которую назвал Иосиф, что не будет мстить братьям за то, что они продали его в рабство: « И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога » ( Быт. 50.19 ). «бабок повитух» во время египетского плена они отказывались выполнять приказание фараона, даже при угрозе смерти: « Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет. Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых » ( Быт. 1.15-17 ).

http://azbyka.ru/katehizacija/kratkoe-iz...

Теперь мы обратимся к выяснению новозаветного словоупотребления термина μυστριον. Но предварительно нам необходимо заметить, что ветхозаветному библейскому языку совсем почти чуждо понятие тайны в религиозном смысле. Μυστριον в нём (в переводе LXX) обозначает тайну друга и вообще близкого человека ( Сир.22:25; 27:16, 18:23 ), либо «тайну царёву» ( Тов.12:7, 11 ; Иудиф.2:2 ), либо военную тайну (2Макк.13:21). С религиозным оттенком, наш термин впервые встречается в книге прор. Даниила в приложении к таинственным сновидениям, значение которых открывается Богом ( Дан.2:18, 19, 27–30, 47; 4:6 ). Религиозно-культовый оттенок придаётся понятию μυστριον в неканонической книге Премудрости Соломона ( Прем.2:22; 6:23; 14:15:23 ). Исключительно же религиозный характер термин μυστριον имеет только в Новом Завете, на почве которого он получает своё глубокое, исключительно новозаветное, христианское содержание. Рассмотрим отдельные случаи новозаветного его употребления. I В евангелии слово μυστριον употреблено только однажды – в сочетании τ μυστρια τς βασιλεας – тайны царствия (небесного или Божия). Все три синоптические евангелия согласно свидетельствуют, что это изречение произнесено Спасителем после того, как Он сказал притчу о сеятеле, на вопрос учеников: «почто притчами глаголеши им?» ( Мф.13:10 ) Христос на это ответил (приводим слова Его по Луке, наиболее краткому здесь): «вам есть дано ведати тайны царствия Божия (τ μυστρια τς βασιλεας το Θεο) 991 , прочим же в притчах, да видяще не видят и слышаще не разумеют» ( Лк.8:10 ; ср. Мф.13:11–17 ; Мк, 4:11–12). Эти слова являются вставочными с одной стороны между притчей о сеятеле, с другой – между следующими притчами: о пшенице и плевелах, о сокровище на поле и о купце, о неводе и, наконец, о зерне на поле, посеянном и постепенно растущем ( Мф.13 гл., Мк.4 , Лк.8 ). Во всех этих притчах Иисус Христос раскрыл учение о царствии Божием. Следовательно, и вышеприведённое изречение Христа имеет непосредственное отношение к изложенному в них учению о царствии Божием. По смыслу слов Христа, тайны царствия Божия, то есть скрытое, внутреннее содержание названных притчей дано знать только ученикам Христа, а прочим доступна только форма, оболочка Христова учения, внешняя сторона притчей, и недоступно внутреннее их содержание. Таким образом, τ μυστρια τς βασιλεας – тайны царствия есть не что иное, как то общепонятное учение о царствии Божием, которое изложено в столь простой и вместе прекрасной форме притчей и с раннего детства известно всем и каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

VIII. В притче не всякое слово изъяснять нужно. (Смотри Златоуста слово 65, на Мф. 20 .) IX. Доводов из притчей не должно взимать, разве сей смысл сам Дух Святый изъяснит, наприм: Гал. 4 , о Агари и Сарре. X. Три вещи в притчах примечания достойны: 1) предмет или цель; 2) скорлупа, или поверхность от вещей видимых; 3) смысл, или другая часть духовная. (Смотри Св. Иеронима на Откр. 12 .) Сие тебе, любезный читатель, изъяснивши, и то любезно напоминаю, что толкования на притчи Евангельские обретаются на чужестранных языках, но весьма мало на нашем природном. Усердствуя убо о пользе Церкви Христовой, и я, яко член таинственного сего тела, осмеливаюсь предложить Христианскому твоему благочестию сию книгу, содержащую в себе изъяснение притчей Евангельских. Не было у меня намерения совершенно истолковать притчи Евангельские все; но цель начинания моего состояла в том, дабы из притчей сделать пристойные рассуждения с полезными нравонаставлениями. Я почту сие для меня великою наградою, если читателями сей мой труд принят будет благосклонно; чего я от благочестивых и блаженной жизни жаждущих сердец несомненно надеюсь. Притча первая о семени и сеятеле Мф. 13:3 . Мк. 4:3 . Лк. 8:5 . § 1 Что касается до поверхности притчи сея, то оную иными словами так изъяснить можно: некоторый земледелец изшел на поле сеять семени, и когда оныя рассыпал; то одни пали близ дороги, и съедены были птицами; другие пали на камени, и от солнечного жару иссохли; иныя пали между тернием; а третьи пали на доброй земле, и принесли обильные плоды. Толкование § 2 Мф. 13:3 . Изыде сеяй да сеет. Сеятель сей есть Сын Божий, сеющий слово Божие. (Смотри Златоуст) Сей есть сеятель тот, о котором Иоанн Богослов говорит: в начале бе Слово, и Слово бе к Богу и Бог бе Слово 16 . Сей сеятель есть второе лице Святыя Троицы, Сый сияние славы Отчи, и образ Ипостаси Его, прежде век неизреченно от Отца рожденный Сын, на конец веков посланный в мир для спасения человеческого, как проповедует Апостол Павел: егда прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010