к первопечатной Слав. Библии), а по форме своего изложения стихотворными (свв. Григорий Богослов , Кирилл Иерусалимский , Иоанн Дамаскин и др.), т. е. в широком смысле поэтическими, частнее в изложении своем всюду представляющими так называемый параллелизм членов (о видах этого параллелизма в книге Притчей мы сказали выше). Происхождение и состав книги Притчей. Творцом притчей в Притч 1.1 называется царь Соломон. И христианская древность признавала книгу Притчей единым произведением одного Соломона, как книга псалмов известна была с именем Давида. В пользу авторства Соломона в отношении книги Притчей говорят как внешние библейские свидетельства, так и внутренний характер приточной мудрости кн. Притчей. По 3Цар 4.32 , Соломон изрек три тысячи притчей (и песней его было тысяча и пять). Иисус, сын Сирахов, прославляя мудрость Соломона, между прочим, взывает к нему «душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами... за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны» ( Сир 47.17, 19 ). Слава о мудрости Соломона, и по свидетельству 3-ей книги Царств ( 3Цар 4.34, 10.1 сл.), распространилась очень далеко, и мудрость его, служа предметом удивления окрестных народов, впоследствии сделалась у них сюжетом для разного рода легенд и сказочных произведений поэзии. Правда, те 3000 притчей, которые, по 3Цар 4.32 , изрек Соломон, не могут быть отождествляемы с канонической книгой Притчей, ни по количеству своему, ни по самому характеру и содержанию, в целой книге Притчей не более 915 стихов, и следовательно большинство из 3000 притчей Соломона не могли войти в книгу Притчей: притом, судя по 3Цар 4.34 , притчи и вообще мудрость Соломона, выражались более всего в познании природы и отдельных ее явлений и под.; напротив, в книге Притчей притчей такого рода не имеется, а преобладают жизненно-практические и особенно религиозно-нравственные мотивы. Не лишено, поэтому, значения предположение, что в книгу Притчей вошла лишь некоторая, избранная часть всех притчей Соломона, характера преимущественно религиозно-нравственного.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Каноничность книги Притчей никогда не подвергалась серьезным сомнениям. Некоторые раввины на Соборе в Ямнии в 90 году после Р.Х. поставили вопрос об изъятии книги из публичного пользования. Их смущали, в частности, весьма реалистически описанные приемы соблазна прелюбодейки. Однако Собор решил вопрос в пользу книги. В Священном Писании Нового Завета книга Притчей Соломона цитируется неоднократно. Например: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» ( Притч. 3, 34 ; Иак. 4, 6 ; 1Петр. 5,5 ); «Кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему» ( Притч. 3, 12 ; сравн. Евр. 12, 6 ). Цитируют ее и мужи апостольские: Варнава, Климент Римский , Игнатий Богоносец , Поликарп Смирнский . О каноническом достоинстве книги Притчей имеются указания в 60 правиле Лаодикийского собора, в 39 пасхальном послании св. Афанасия Александрийского , в 4 огласительном слове св. Кирилла Иерусалимского . У христиан книга Притчей всегда пользовалась большим авторитетом. Святитель Григорий Богослов называет ее «Мудростью, юность наставляющей», а святой Климент Римский – «Вседобродетельной мудростью». Мнение Феодора Мопсуэстского о том, что книга Притчей содержит лишь земную, чисто человеческую мудрость Соломона Церковь осудила на V Вселенском Соборе. О значении книги Притчей Соломона святитель Григорий Нисский говорит: «Как трудящиеся в телесных упражнениях в училище готовятся чрез сие к несению больших трудов в действительных борьбах, так и приточное учение кажется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающих гибкими в духовных подвигах». Святитель Василий Великий так отозвался о книге Притчей: «Книга Притчей есть образование нравов, управление страстей, вообще учение жизни, заключающее в себе множество правил для деятельности». 33 Профессор Киевской Духовной Академии А.А. Олесницкий в заключение посвященного книге Притчей Соломона раздела в своем сочинении «Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви» говорит следующее: «О том значении, какое книге Притчей всегда придавала Христианская Церковь , можно судить из того, что именем книги Притчей или паремий на церковном языке стали называться все вообще церковные чтения из Ветхого Завета, кроме псалмов. После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно в дни святой Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству святителя Григория 34 и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше чем когда-либо человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей, или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам». 35

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Книга Притчей в своем полном настоящем составе появилась не вдруг и не во время жизни Соломона. Можно предполагать, что различные сборники, из которых она постепенно составлялась, присоединялись друг к другу в различное время. Так например, в самой книге находим указание, что при царе Езекии она пополнялась новым сборником. Можно думать, что после Езекии, например, при священнике Ездре, происходило собрание притчей в один состав. Богослужебное употребление Притчей в Православной Церкви Христианская Православная Церковь ввела книгу Притчей в состав своего богослужения во время апостолов. С тех пор книга Притчей, подобно Псалтири, пользуется в церковной богослужебной практике самым широким употреблением. Чтения или паремии из этой книги встречаются в церковных службах чаще, чем в других ветхозаветных книг; от преимущественного употребления в церковном богослужении книги Притчей, или по греческ. «паремии», стали называться этим именем и все другие чтения из книг Ветхого Завета, положенные Церковью при богослужении. Особенно имея в виду нравоучительное содержание книги Притчей, Св. Церковь постановила предлагать верующим избранные из нее чтения во дни св. четыредесятницы, как время покаяния и приготовления к достойному сретению Господа. «Книга Притчей, говорит св. Василий Великий , – есть образование нравов, исправление страстей и вообще учение жизни, заключающее в себе множество правил для деятельности». Вот почему св. Церковь находит вполне благопотребным сопровождать великопостное богослужение чтением книги Притчей. Слушание говеющими чтений из книги Притчей служит к великому их назиданию, так как оно руководствует их к умудрению в подвигах благочестия, к поддержанию благоговейного настроения мыслей, общению с Богом и обновление чрез Его Божественную Премудрость, т.е. Иисуса Христа Сына Божия, учение о Котором является главным предметом содержания книги. Кроме того несколько чтений паремий из книги Притчей положено Церковью читать на службах в честь святителей, преподобных и вообще в дни памяти святых. В этом случае Св. Церковь как бы сопоставляет советы мудрости с примерами благочестия, какие представляет жизнь празднуемого святого, усматривая в этих последних наглядное живое выражение религиозных и нравоучительных истин книги Притчей. Самым же замечательным и известным паремийным чтением из книги Притчей в богослужении Православной Церкви считается паремия из девятой главы 12-ти стихов ее, читаемая во все Богородичные праздники 48 . Глава I, 20–33 ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Составление таких подборок цитат можно порекомендовать учащимся в качестве полезного и назидательного упражнения. Цитаты из книги Притчей в Новом Завете. Несколько цитат из книги Притчей встречается в Посланиях апостольских. Так, в послании к евреям в 12 главе говорится: «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:4-6) – это книга Притчей, 3 глава (Притч. 3:11-12), причем цитируется по греческому тексту Септуагинты, а не по масоретскому. В первом послании Апостола Петра: «И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Пет. 4:18) – это тоже цитата из книги Притчей из 11 главы (Притч. 11:31), и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. В послании апостола Иакова в 4 главе (Иак. 4:6) и в первом послании апостола Петра (1 Пет. 5:5) то же самое, что и в Послании к евреям: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из третьей главы книги Притчей (Притч. 3:34). Во втором послании апостола Петра во 2 главе: «но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Пет. 2:22), – тоже цитата из книги Притч (Притч. 26:11). В послании к римлянам в 12 главе: «Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12:20) – это цитата из 25 главы книги Притчей (Притч. 25:21-22). Можно притчи пытаться изучать еще и по богослужебному употреблению, а именно так, как они употребляются в паремиях. Вообще говоря, само слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, книга Притчей дает название ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из книги Притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А.Олесницкого по следующей причине. «После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше, чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» с. 73].

http://sedmitza.ru/lib/text/431351/

Главный труд Акима (Иоакима) Алексеевича Олесницкого, в котором он исследует книгу Притчей, носит название «Книга Притчей Соломоновых (Мишле) и ее новейшие критики». Издан он в Киеве в 1884 году. В этом труде он подробно с научной точки зрения рассматривает происхождение, содержание книги Притчей. Олесницкий также анализирует филологические проблемы, связанные с книгой Притчей, сравнивает новейшие на то время теории протестантских библеистов и делает выводы об их достоинствах и недостатках. Можно сказать, что эта работа является наиболее значительным научно-критическим трудом из всех отечественных работ, касающихся книги Притчей. Другая работа А.А. Олесницкого , где он касается книги Притчей уже в ином аспекте – это «Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви». Издана эта книга в Санкт-Петербурге в 1894 году. При чтении этой книги видна проделанная Олесницким большая работа по подборке святоотеческих цитат, касающихся сведений обо всех книгах Священного Писания. Главный труд Павла Александровича Юнгерова посвященный книге Притчей Соломоновых – комментированный перевод книги Притчей с греческого языка на русский язык. Труд Юнгерова «Книга Притчей Соломоновых в русском переводе с греческого текста LXX, со славянским переводом, введением и примечаниями» издан в Казани в 1908 году. Как видно из названия издания, перевод осуществлялся с греческого текста 70-ти толковников. Необходимость и насущность такого перевода очевидна. Он служил тому, чтобы сделать славянский богослужебный текст более ясным, выявить его неясности, «темные» места. Перевод стал также и самостоятельным филологическим трудом, где Юнгеров «показал прекрасные примеры стилистики перевода, поиска в русском языке лучших изобразительно-выразительных средств для выражения многозначности древнего текста, выявления важнейшего скрытого смысла во многих местах книги Притчей Соломона». Другой труд Юнгерова, в котором он исследует книгу Притчей, а также другие книги Ветхого Завета носит название «Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги». Он издан в Казани в 1907 году. Характеризуя этот труд Юнгерова, следует отметить, что автору удалось совместить высочайший научный уровень своих исследований с легкостью языка их изложения и духовной полезностью и назидательностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Цитаты из Книги притчей в Новом Завете . Несколько цитат из Книги притчей встречается в Посланиях апостольских. В Послании апостола Иакова в 4–й главе (Иак. 4: 6) и в Первом послании апостола Петра (1 Петр. 5: 5): « Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», – тоже из 3–й главы Книги притчей (Притч. 3: 34). В Первом послании апостола Петра: « И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4: 18) – это тоже цитата из Книги притчей, из 11–й главы (Притч. 11: 31) и тоже цитируется в соответствии с греческим текстом. Во Втором послании апостола Петра во 2–й главе: « но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр. 2: 22), – тоже цитата из Книги притч (Притч. 26: 11). В Послании к римлянам в 12–й главе: « Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья» (Рим. 12: 20) – это цитата из 25–й главы Книги притчей (Притч. 25: 21–22). В Послании к евреям в 12–й главе говорится: « Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! Не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказует; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12: 4–6) – это 3–я глава (Притч. 3: 11–12), причем Книга притчей цитируется по тексту Септуагинты, а не по масоретскому. Можно изучать притчи еще и по богослужебному употреблению, обращая внимание на то, как они употребляются в паремиях. Мы уже говорили, что само греческое слово «паремия» в переводе означает «притча». Таким образом, Книга притчей дает название всем ветхозаветным чтениям за богослужением. Паремии из Книги притчей читаются на службах Кресту, Богородице, святителям. Притчи читаются за богослужением во все будние дни Великого Поста. По мнению профессора А. Олесницкого, «после псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно во дни Св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния, больше чем когда-либо, человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паремий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам» 73]. 22.2. Екклесиаст

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

) и практические (в отношении к гражданской и общественной жизни). Заключение книги состоит из двух прибавлений к притчам Соломоновым ( Притч 29 : а) притчей некоего Агура, в весьма искусственной и замысловатой форме научающей истинной мудрости и проведению ее в жизнь ( Притч 30.1 ), и б) наставлений матери Лемуила царя ( Притч 31.1–9 ) и похвалы добродетельной жене ( Притч 31.10–31 ). Общие вводные сведения о книге Притчей см. в «Обозрении книги Притчей Соломоновых» синопсисов Св. Афанасия Великого Александрийского (Христ. Чтен. 1841, ч. 4 с. 355 и дал.) и Св. Иоанна Златоуста (Беседы на разные места Св. Писания, русск. перев. Спб. 1861, с. 537 дал.), извлечение святоотеческого материала о книге Притчей можно читать в кн. проф. А. А. Олесницкого , Руководственные о священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений св. оо. и учит. Церкви (Спб., 1894, с. 67 след. ). Ученые исследования о книге Притчей – русские 1) того же проф. А. А. Олесницкого Книга Притчей Соломоновых и ее новейшие критики (Труды Киевск. Дух. Академии. 1883, 11–12), 2) Епископа Михаила, Библейская Наука. Учительные книги Ветхого Завета (Тула, 1900), с. 86 след., и 3) Проф. П. А. Юнгерова Происхождение книги Притчей (Православн. Собеседн. 1906, октябрь, с. 161 след. ), 4) учебные руководства X. М. Орды († еп. Иринея), Киев, 1871. Д. Афанасьева , Ставрополь, 1838 и др. Заслуживает внимания русск. перевод (с еврейского) кн. Иова, сделанный Архим. Макарием (Глухаревым), М. 1861. Толкование на большую часть кн. Притчей представил покойный преосв. епископ Виссарион (Нечаев) в своем «Толковании на паримии» т. II, (изд. 2, Спб., 1894). Из иностранных комментариев на книгу Притчей назовем Ф. Mercenus (Genf 1573), F. Umbrert (Heidelberg, 1826), Е. Berteau (Leipzig, 1847), F. Hitzig (Zurich, 1858). F. Keil. Delitzsch (1873), Н. Ewald (1867), J. Lange – O. Zockler (1867), новейший W. Frankenberg (in Nowack " " s Handkommentar) Gotting, 1898. Взгляды иудейской традиции на содержание кн. Притчей выразились, напр., в мидраше на эту книгу, см.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но хотя правила, предписания и наставления книги Притчей о снискании мудрости, не достигают еще совершенства и идеальной чистоты нравственного учения Господа Иисуса Христа и Его апостолов, однако богодухновенность и канонический авторитет этот утверждается уже многократными ссылками на книгу Притчей в Новом Завете. Напр. Притч 1.16 сл. цитируются в Рим 3.15–17 ; Притч 3.11–12 – в Евр 12.6 ; Притч 3.34 – в Иак 4.6 ; 1Пет 5.5 . Мужи апостольские часто цитировали книгу Притчей, как боговдохновенное ветхозаветное писание (ап. Варнава, посл. гл. V, св. Климент Римский , 1Кор гл. XIV, XXI, Игнатий Богоносец , Eф V , Поликарп Смирнский , Филип.6 ). В апостольских правилах (пр. 85) и во всех канонических соборных исчислениях Православной Церкви книга Притчей всегда помещалась в числе 22-х канонических книг Ветхого Завета. Христианская православная Церковь свое высокое уважение к книге Притчей свидетельствует широким употреблением чтений из этой книги в церковном богослужении. Чтения или паримии из этой книги встречаются в церковных службах чаще, чем из других ветхозаветных книг: от преимущественного употребления в церковном богослужении книги Притчей, по греч. «паримий», последнее название сделалось общим для всех, взятых из священных книг, церковных чтений. Паримии из книги Притчей предлагаются ежедневно за исключением суббот и недель, на вечернях св. Четыредесятницы, как лучшее назидательное чтение в эти дни поста и покаяния (в течение св. Четыредесятницы прочитываются почти целиком 24 первых главы, и Притч 31.8–31 ). Несколько чтений паримий из кн. Притчей положено на праздники (из Притч 3 – 10 июля, 1 августа, 13 и 14 сентября: из Притч 8 – 1 января и 25 марта, из Притч 9 – в богородичные праздники и т. д. ) и в дни памяти святых, как бы сопоставляя советы премудрости с примерами благочестия, наглядно представляемого жизнью святых. О цели книги Притчей св. Григорий Нисский говорит: «как трудящиеся в телесных упражнениях в училище готовятся через сие к понесению больших трудов в действительных борьбах, так и приточное учение кажется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающим их гибкими в духовных подвигах» (Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таким образом, из надписаний книги – этих самосвидетельств книги о себе самой – узнаем, что писателями ее были Соломон, Агур, Лемуил и некоторые другие, не названные по имени, мудрецы. Если же на основании общего надписания Притч 1.1 книгу Притчей называют именем Соломона, то эта надпись и это название – метонимия, так как с именем мудрости всегда соединялось, как и теперь у нас, имя Соломона, мудрейшего из людей; книга Притчей должна или может называться Соломоновой в том же смысле, как и всю Псалтирь называли и называют Давидовой, т. е. в смысле преимущественного и главнейшего авторства Соломона в этой области. Весь состав нынешней книги Притчей существовал уже ко времени царя Езекии, общество друзей которого, по свидетельству Притч 25.1 , издало в свет всю книгу Притчей, – по неточному выражению Талмуда (Bababatra 15а), написало книгу Притчей, – точнее, редактировало ее, придало ей настоящий вид, придав к собранным, быть может, самим Соломоном (мнение св. Кирилла Иерусалимского и блаж. Иеронима) гл. Притч 1.1 – 24последние семь глав книги, Притч 25.1 – 31:1 , причем внесли сюда притчи, не вошедшие в собрание самого Соломона. Отцы и учители Церкви, не придавая значения вопросу о происхождении настоящей редакции книги, видели и прославляли в ней мудрость Соломона. Действительно, на понимании книги вопрос об участии в ее составлении наряду с Соломоном и других писателей нисколько не отражается, лишь бы сохранялась вера в богодухновенность книги. Против богодухновенности и канонического достоинства книги Притчей высказывались отдельные голоса как среди иудеев, так и среди христиан. Первых смущало кажущееся противоречие притчей Притч 26.4 и Притч 26.5 , и якобы неуместное в священной книге пластичное описание распутной жены Притч 7.10–27 . Оба эти возражения были выставлены на Ямнийском иудейском соборе (ок. 100 г. по Р. Х. ) но там же получили удовлетворительное разрешение, и книга в целом составе была признана канонической. В христианской Церкви раздавались одинокие голоса (в древности, напр., Феодора Мопсуетского, в новое время – Клерика, Мейера и др.), будто книга Притчей заключает в себе лишь земную, чисто человеческую мудрость Соломона, имевшую в виду земное же благополучие человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7) Содержание книги Притчей называется еще изречениями мудрых. Так называются не хитросплетенные слова, обольщающие видом правдоподобия, но точные, как бы дознанные самими говорящими и выражающие как бы приговоры, произносимые ими. Таковы, например, следующие: сердцу веселящуся лице цветет, в печалех же сущу сетует. Сердце правое ищет чувства, уста же ненаказанных уразумеют злая (15:13-14). Обыкновенно люди определяют дела по последствиям, премудрый же открывает причины действий, чтобы, зная причины зол, человек остерегался их, и представляет как бы краткий очерк движения души. Таково, например, изречение: ненависть воздвигает распрю, всех же нелюбопрительных покрывает любовь (13:4). Или: остроязычный без совета творит (14:17). Все эти изречения более указывают на нравственную сторону, на причину действий. Если ты исследуешь каждое изречение книги, ты найдешь, что оно сказано и написано для того, чтобы слушающие, познавая причины зол и благ, избегали худого, а творили доброе. 8) Наконец в сей книге есть гадания и темные слова. Это - изречения, сказанные так глубокомысленно, что читающий их сначала скорбит, как будто они ничего не выражают, и только тщательно вникнув, открывает их смысл. Таковы, например: пиявмца име три дочери, любовию возлюблены, и три сия не насытишася ея, и четвертая не удовлися рещи: довольно (30:15). Таково содержание книги Притчей " (Синопсисы Златоуста и Афанасия). О цели книги Притчей св. Григорий Нисский говорит: " как трудящиеся в телесных упражнениях в училище готовятся чрез сие к понесению больших тудов в действительных борьбах, так и приточное учение кажется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающими их гибкими в духовных подвигах " (Григорий Нисский. Точное истолков.на Екк1:1). Поэтому и св. отцы в своих собственных обращениях к ученикам излагали наставления по подобию притчей Соломона. Таковы краткие изречения св. Антония Вел, Макария Вел., препод. Аввы Исаии. Св. Ефрем одну из своих бесед наименовал: " Подражание притчам (Соломона) " . Подобными же подражаниями притчам Соломона и Премудрости Соломона, явившиеся еще в ветхозаветные времена. О том значении, какое книге притчей всегда придавала христианская Церковь, можно судить из того, что именем книги притчей или паримий на церковном языке стали называться все вообще церковные чтения из Ветхого Завета, кроме псалмов. После псалмов Церковь чаще других ветхозаветных книг предлагает для чтения книгу Притчей, особенно в дни св. Четыредесятницы, так как, по приведенному свидетельству св. Григория и других отцов, учением книги Притчей сообщается духовная гибкость в подвигах святой жизни. В дни поста и покаяния больше чем когда-либо человек сознает себя странником, не имеющим пребывающего града, а книга Притчей или, по греческому названию ее, паримий, заключает в себе, как объясняют древние толкователи, именно дорожные напутствия странникам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010