Но у них нет специального изъяснения притчей Господних. Кто же из них толковал Святое Евангелие, тот, конечно, изъяснял и притчи в порядке Евангельского текста. На русском языке можно указать: «Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустог о беседы на Евангелиста Матфея в 3-х частях». Москва 1864 года. 2, Феофилакта, блаженного архиепископа Болгарского «Благовестник, или толкование на святое Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна» 4 тома. Казань 1875 г. 3. Зигабена Евфимия «Толковое Евангелие от Матфея, составленное по древним свято-отеческим толкованиям». Перев. с греч. Киев 1886 года. Некоторые, хотя в очень малом числе, из притчей Господа Иисуса Христа изъясняются Святителем Иоанном Златоустом в беседах (смотр, первый том по новому переводу С.-Петербургской Духовной Академии), преподобным Ефремом Сириным , сочинения которого изданы в шести томах в Москве (1881–1887 гг.) и преп. Исидором Пелусиотом в его письмах (издано на русск. языке три тома М. 1859–60 гг.) и другими святыми отцами. После святых отцов укажем труды позднейших толкователей Евангелия и составителей обширных евангельских историй. В «Толковом Евангелии» Архимандрита Михаила (после епископа) предлагаются в порядке текста и объяснения притчей Господних. Толкование ведется на почве святоотеческой. – Сравнительно в недавнее время вышел в свет «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению четвероевангелия с библиографическим указателем» в 2 т. М. Барсова . Симбирск 1890 года. В этом сборнике излагается в хронологическом порядке Евангельская История. Для объяснения событий собраны а) святоотеческие толкования, б) истолковательные отрывки из «Слов» и «Бесед» известнейших наших митрополитов, архиепископов и епископов и в) труды новейших наших ученых и некоторых из иностранных по толкованию Евангелия. – Изложение притчей можно читать и в Трудах А. П. Лопухина (см. Библейскую Историю при свете новейших исследований и открытий. Новый Завет . СПБ. 1895 г.) Ф. В. Фаррара (Жизнь Иисуса. Христа СПБ.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Посему, как же избрал прежде, нежели получили мы бытие, ...нарек нас во усыновление до создания человеков, если прежде век не был положен в основание сам Сын, прияв на Себя домостроительство о нас? … Как прияли мы благодать прежде времен вечных, не получив еще бытия... если эта предваряющая нас благодать не была уготована во Христе?... Итак, Слово, нисходя в плоть нашу, и в ней созидаемое началом путей в дела Своя, ... справедливо полагается в основание прежде век, нежели создана земля... так прежде еще нас полагается во Христе основание обновлению нашего спасения, чтобы в Нем могли мы быть возсозданы» 174 . Из всего вышесказанного толкования св. Афанасием данного места из книги Притчей с совершенною ясностью выявляется истина, что здесь разумеется Премудрость Божия, как Вторая Божественная Ипостась, Слово Божие, или Сын Божий. Это толкование для нас является весьма важным, ибо принадлежит величайшему святому отцу. Мы должны сказать даже больше. Это толкование приобретает для нас особенное, исключительное значение. ибо, по свидетельству св. Афанасия, оно разделяется величайшим из Апостолов, св. Апостолом Павлом, и приобретает, таким образом, апостольский авторитет. Как и св. Афанасий, Апостол Павел разумел в означенных словах книги Притчей Ипостасную Премудрость в Ее воплощении для нашего спасения. Странно, как мог усмотреть о. Булгаков в приводимых им же словах из книги Притчей Премудрость не Ипостасную, а премудрость в смысле каббалистического учения?! Может быть, прот. Булгаков в этом имел бы малейшее извинение, если бы не знал совсем, что в том же самом месте книги Притчей, откуда он цитирует слова о Премудрости Божией, Последняя говорит о Себе: Прежде же всех холмов раждает Мя 175 . А слова эти настолько положительны и определенны, что не нуждаются в особом толковании. Они указывают на Премудрость Божию, как Отчее рождение, и что эта Премудрость, когда имеет в виду Свое воплощение, говорит о Себе: Господь созда Мя, прежде век основа Мя, а когда имеет в виду Свою Божественную сущность, говорит: Господь прежде же всех холмов раждает Мя ( Притч. 8:25 ). Вот почему тот же Великий Афанасий в своем втором слове против ариан пишет: «Сам Сын говорит о себе, – прежде же всех холмов раждает Мя ( Притч. 8:25 )... Не сказывает Слово, для чего раждает, как при речении: созда Мя приосовокупило: в дела, но говорит отрешенно: раждает Мя, как и в Евангелии: в начале бе Слово. Если и не были бы сотворены дела, то было Божие Слово, и Бог бе Слово. Но не соделалось бы Оно человеком, если бы нужда самих человеков не стала тому причиною. Поэтому, Сын – не тварь. А если бы Он был тварию, то не сказал бы: раждает Мя, потому что твари суть внешния дела Творца. Рождение же не со вне, как дело, но собственность Отчей сущности. И посему-то дело суть твари, а Сын – Божие Слово, единородный Сын» 176 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Отдел 1 Предисловие духовной журналистике работы по части изъяснения отдельных притчей нами также не обходятся без внимания. Как всем этим мы воспользовались, предоставляем судить читателю. Апреля 25-го 1890 г. Вифания Общее понятие о притчах, их значении и отличии от других словесных форм речи Одной из любимых словесных форм передачи слушателям высоких и святых истин у Господа нашего Иисуса Христа была притча. Так называется образная речь, в которой та или другая отвлеченная нравственная истина раскрывается наглядно в Форме рассказа о каком-либо событии измышленном, но правдоподобном. Иногда такой рассказ в устах Господа представляется до того живым и наглядным, что трудно становится решить, есть ли подобный рассказ одна только образная форма передачи отвлеченной назидательной истины, или же простое повествование о действительно происшедшем событии; так, напр., приточный рассказ о милосердном Самарянине 1 . Живость и наглядность приточной речи Господа зависит от того, что материалом для нее служат или представление о земле с ее произведениями (поле, пшеница, плевелы, лилия, горчичное семя, драгоценный бисер), или представление о человеческой жизни с ее проявлениями (закваска, брак, гражданские отношения домохозяев и домоправителей к подчиненным). При таком обилии и разнообразии материала для словесного языка притчей Господа всех их, за исключением аллегорической речи (главным образом встречающейся в Евангелии Иоанна Богослова) и кратких приточных изречений (напр., «врачу исцелился сам 2 ), насчитывают XXX, допуская сходство некоторых притчей между собой по основной идее. Произнесены были притчи Христом Спасителем в разное время и в разных местах Палестины: одни в Галилее в период времени от второй до третьей Пасхи, другие на пути в Иерусалим по миновании третьей Пасхи, наконец, третьи во время последнего пребывания Господа в Иерусалиме пред четвертой Пасхой. Основная мысль всех этих притчей царствие Божие или Христово; но в первых притчах, произнесенных на берегу живописного Галилейского озера, говорится, как и естественно, об основании или начале Царства Христова в мире и об отношении последнего к первому; во вторых, свидетельствуется о препятствиях утверждению Царства Христова в мире и об его спасительных плодах для истинно верующих; предмет третьих последняя стадия развития Царства Христова до времени всемирного суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

924. Екклезиаст. — НЭС, т. 17, с. 420. 925.  Арсений, архиеп. Филофея Константинопольского три речи к еп. Игнатию с объяснением изречения притчей «Премудрость созда себе дом». Новгород, 1898. 926.  Борков И. Идеал мудрой жизни по книге Екклезиаста. — Ст, 1909, с. 665-684. 927.  Бернфельд С. Когелет. — ЕЭ, т. IX, с. 597-607. 928.  Булгаков А. Иов, Прометей, Фауст. — Исторический Вестник, 1884, 929.  Булгаков С. Нравственное учение, раскрываемое в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Курск, 1906, 227 с. 930.  Булгаков С., прот. Ветхозаветное учение о Премудрости Божией. — В кн.: С. Булгаков. Купина неопалимая. Париж, 1927, с. 234-260. 931.  Бухарев А. Св. Иов многострадальный. Обозрение его времени и искушения. M., 1864, 110 с. 932.  Виссарион, еп. Толкование на паремии из книга Притчей. СПб., 1894, 740с. 933.  Гион де ла Мот. Избранные сочинения. Изречения и размышления на Притчи — Премудрость Иисуса сына Сирахова. Пер. с франц. M., 1923, 449 с. 934.  Глаголев А., прот. Книга Притчей Соломоновых. — ТБ, т. IV, с. 411-502. 935.  Елеонский Н. О времени происхождения книги Иова. — ЧОЛДП, 1879, 936.  Каменецкий И. Притчи Соломоновы. — ЕЭ, т. XII, с. 937-941. 937.  Каценельсон Л. Иов. — ЕЭ, т. VIII, с. 759-776. 938.  Клаузнер И. Бен-Сира. — ЕЭ, т. IV, с. 159-172. 939. Книга Иова. — ДБ, 1871, с. 389-394. 940.  Клочков И. Старовавилонская поэма из цикла сочинений о Невинном страдальце. — ВДИ, 1978, с. 9-25. 941.  Князев А., прот. Образ и понятие о Божественной Премудрости Хохмы-Софии в Ветхом Завете. — ПМ; 1955, в. X, с. 92-112. 942.  Марголин С. Проблема страдания и наказания у древних евреев. — Восх., 1905. 943.  Мышцын В. Екклезиаст. — ТБ, т. V, с. 1-36. 944. Нечто о книге Иова. — ХЧ, 1833, т. III. 945.  Олесницкий А. Книга Притчей Соломоновых и ее новейшие критики. Киев, 1884, 123 с. 946.  Олесницкий M. Книга Екклезиаста. Киев, 1873, 396 с. 947.  Петровский А., свящ. Книга Иова. — ТБ, т. IV, с. 1-121. 948.  Его же. Книга Иова и вавилонская песнь страждущего праведника. Пг., 1916.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Разделы портала «Азбука веры» еп. Феоктист (Игумнов), свящ. Дмитрий Барицкий Книга Притчей. Чтения Великого поста (фрагмент) В Избранное ( 4  голоса:  4.5 из  5) Предисловие Современный человек, открывший эту книгу, может задать вопрос: почему Церковь выбрала для чтения именно этот текст — Книгу Притчей Соломоновых? Как именно темы, к которым обращается автор, соотносятся с Великим постом? В наши дни даже люди далекие от Церкви знают, что время поста ассоциируется с воздержанием, телесным и эмоциональным. Тот, кто несколько ближе знаком с церковными традициями, к воздержанию прибавил бы также молитву, стремление к покаянию и обновлению жизни. Однако проблема в том, что практически ни одна из этих тем прямо не обсуждается в Книге Притчей. Ни воздержание, ни плач о грехах. Она скорее похожа на собрание пословиц и мудрых житейских историй, которые помогают ответить на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо? И все же внимание к этой книге совсем не случайно. В первые десятилетия существования Церкви, когда большинство верующих в культурном отношении были близки к ветхозаветной традиции, ответы на многие нравственные вопросы жизни были очевидны. Когда же апостолы и их ученики обратились к язычникам, стало ясно, что их представления о должном и недолжном значительно отличаются от библейских. Причем не только в сфере богопочитания, но и в сфере семейных и общественных отношений. Простого согласия с истинами веры оказывалось недостаточно, бывшие язычники должны были получить навык нравственной жизни. Именно поэтому уже во II веке начинает формироваться система подготовки к крещению тех, кто имел желание начать церковную жизнь, но был воспитан вне библейской традиции. Во время этого обучения человек узнавал о том, что Бог сотворил мир и положил в его основание незыблемые законы, исполнение которых ведет человека по пути жизни. Вместе с тем он узнавал историю прародителей, которые решили, что смогут жить в мире по-своему, и заболели грехом и смертью… Наконец, ему открывалась история спасения, которое через крещение и соединение со Христом было доступно каждому.

http://azbyka.ru/fiction/kniga-pritchej-...

Один из наиболее распространенных вариантов такой: Пятикнижие, Книги Иисуса Навина, Судей Израилевых, Руфь, 1-2-я Книги Царств и 3-4-я Книги Царств, 1-2-я Книги Паралипоменон, Книги Ездры (2 книги в одной), Иудифи и Товита, Иова, Псалтирь (включает и Пс 151), Книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона, 12 малых пророков, 4 великих пророков. К ним примыкают Книги премудрости Соломона, Есфири, 1-3-я Маккавейские, Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, 4 Евангелия, Деяния св. Апостолов, Соборные Послания (1-е и 2-е Петра, 1-3-е Послания Иоанна, Послания Иакова, Иуды), 14 Посланий ап. Павла, Откровение Иоанна Богослова, 1-2-е Послания Климента. В ином варианте Книга Руфь указана после 2-й Книги Паралипоменон (перед Книгами Царств отмечена «Книга Самуила»), после Книги Ездры идут Книга Иова, Псалтирь (150 псалмов), Книги Притчей Соломоновых, Екклесиаста, Песни Песней Соломона, 12 малых пророков и 4 великих пророков. Примыкают Книги премудрости Соломона, Иудифи, 1-3-я Маккавейские, премудрости Иисуса, сына Сирахова. В 3-м варианте Книга Руфь стоит после Книги Судей Израилевых, а после Книг Ездры идут Книги Иудифи, Товита, 1-3-я Маккавейские книги, «Мудрец», Книги Иова, Притчей Соломоновых, премудрости Соломона, Екклесиаста, «Премудрость Багора бен Баки» (видимо, 2-я часть Притчей Соломоновых), Песнь Песней Соломона, Псалтирь, Книги 12 малых и 4 великих пророков, премудрости Иисуса, сына Сирахова, 4 Евангелия, Деяния св. Апостолов, Соборные Послания (Иакова, 1-2-е Петра, 1-3-е Иоанна, Иуды), 14 Посланий ап. Павла (Послание к Евреям - между 2-м Посланием к Фессалоникийцам и 1-м к Тимофею), Откровение Иоанна Богослова, 1-2-е Послания Климента. Широкое распространение получила идея, что общее число библейских книг - 81, но какие именно книги входят в это число, так и не было строго зафиксировано ( Guidi. 1901). Канон эфиопской Библии Страница из Библии на эфиоп. языке. 1300–1400 гг. (Paris. aeth. 11. Fol. 70a) Страница из Библии на эфиоп. языке. 1300–1400 гг.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

Когда же лета молодости прошли, жар чувства охладел и уступил место спокойному размышлению, Соломон написал книгу Притчей, как плод зрелого ума. Когда, наконец, Соломон состарился, когда спокойная рассудительность уступила место холодности мысли и тревожным думам о прошедшем, когда Соломон опытно убедился в суетности всего земного и испытал горечь удовольствий чувственных, к которым так был привязан, тогда он написал книгу Екклесиаст, как плод разочарования и раскаяния. В греческой и славянской библиях расположение книг Соломоновых сделано не в соответствии их хронологическому происхождению, а сообразно с возрастающей важностью их содержания и соответственно трем степеням духовного развития человека. Содержание Притчей прилично для людей только начинающих нравственную жизнь и нуждающихся в отеческом руководстве. Содержание Екклесиаста, раскрывая тленность и суету вещей, имеет целью наставлять мужа. Песнь Песней в виду имеет души совершенные, которые не мудрствуют по плоти и крови, но по духу. Эти три книги можно сравнить с тремя частями храма Иерусалимского. «Притчи» представляют двор, доступный для всех; «Екклесиаст» – святилище, которое от очей непосвященных закрывалось покровами; «Песнь Песней» представляет Святое Святых, недоступное даже для священников. Это сравнение указывает на относительную важность и трудность понимания содержания трех книг Соломоновых. Книга Притчей В Еврейской библии эта книга называется первым своим словом: «мишле», которому в греческой библии соответствует название: «притчи, подобия, пословицы». В Свящ. Писании ветхого завета так называются священные поэтические произведения, в которых нравоучение выражается в форме пословицы, загадки и вообще в форме краткой аллегории. Сущность содержания и цель книги. Первые девять глав, которые составляют главнейшую часть книги, содержат общие положения ветхозаветного нравоучения (ифики), именно: учение о мудрости, учение о благе и его источнике (Премудрости Божией). Мудрость, по учению наставника в книге Притчей, есть религиозно-нравственное знание и умение пользоваться этим знанием, есть по преимуществу религиозно-нравственная деятельность, согласная с требованиями истины и добра.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Соломону приписываются четыре священные книги: Песнь песней, книга Притчей Соломоновых, книга Екклесиаста или Проповедника и книга Премудрости Соломона. Эти книги несомненно составляют часть тех 3,000 притчей и 1,005 песней, о которых говорится в третьей книге Царств (9:32). По иудейскому преданию, из этих книг первая написана Соломоном в юности, вторая – в зрелом возрасте и третья – в старости. Четвертой книги совсем не имеется в еврейском каноне книг, и она сохраняется только в греческом переводе 70 толковников, откуда переведена и на русский язык. В книге Песнь песней, т.е. высокой, прекрасной песни, под видом жениха и невесты изображается таинственный союз Христа с Церковью , под каковым символом он неоднократно изображается и в других книгах св. Писания как ветхого, так и нового завета 195 . В книге Притчей, как видно из самого ее названия, содержатся притчи или мудрые нравоучительные наставления мудрого царя, изрекавшего глубокие житейские истины на основании своего собственного опыта. Собрание притчей сделано отчасти самим Соломоном, а отчасти последующими собирателями изречений мудрого царя в позднейшее время. В книге Екклесиаст или Проповедник мы имеем как бы последнее завещание мудрого царя, который, испытав все доступное человеку счастье на земле, пришел наконец к печальному убеждению, что все земное «суета сует, и все суета и томление духа». Единственно, в чем человек может найти себе удовлетворение, это в исполнении правила: «бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» ( Еккл. 12:13 .). В рассматриваемый период народ Израильский во всех отношениях стоял выше окружающих его народов. В политическом отношении он был самым могущественным народом окружающего мира и не имел себе на востоке соперников по оружию. Египет в то время был крайне ослаблен внутренними и внешними невзгодами; царствовавшая в нем XXI династия должна была все свои усилия направлять к ограждению своей страны от нападения на нее ливийцев и других кочевников африканских и азиатских пустынь, которые, воспользовавшись ослаблением Египта, постоянно делали на него разбойнические набеги.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

1885 г.) и Протоиерея П. А. Матвеевского (Евангельская история о Боге Слове Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе, воплотившемся и вочеловечившемся нашего ради спасения, изложенная в последовательном порядке и изъяснённая толкованиями св. Отцов и учителей православной Церкви. СПБ. 1890). Еще в прошедшем столетии Сильвестр, архиепископ Кавказский и Астраханский написал «Приточник Евангельский или объяснение находящихся в святом Евангелии притчей, основанное на Священном Писании и о мнениях святых отцов и учителей Церкви, с приложением нравственно-назидательных размышлений.» В 1894 г. вышло четвертое издание Приточника. В 1888 году издано на русском языке «Толкование притчей Господа нашего Иисуса Христа архиепископа Дублинского Тренча» в переводе А. Зиновьева. Так как некоторые из притчей Спасителя читаются за литургиями в дни воскресные, то они или сполна или по частям дают материал для слов и поучений. Проповедническая литература так обильна на русском языке, что указывать проповедников, изъяснявших притчи, представляется делом излишним. Кому же не известны, например, «Поучения, беседы, речи, воззвания и послания» Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского, или проповеди Димитрия, архиепископа Херсонского, а также Павла, архиепископе Казанского и многих других проповедников? Не обильны по количеству пособия для изъяснения притчей Господа нашего Иисуса Христа. Нет и особенно выдающихся по качеству. Посему мы смеем думать, что наш скромный труд в двух выпусках, приспособленный для бесед пастыря с прихожанами, будет далеко не излишним. Им воспользоваться могут и пастыри, сослужители на ниве Христовой, и благочестивые миряне, любящие читать в часы досуга душеспасительные книги. Конец второго выпуска. 1 Начало бесед на притчи Господа нашего Иисуса Христа положено было в Пастырского Собеседника за 1895 год. Непрерывно они печатались в 1896 году и в начале 1897 года перепечатаны и вышли в свет книгой. Читать далее Источник: Притчи Господа нашего Иисуса Христа: Внебогослужебные беседы/Свящ. Василия Преображенского. – Вып. 1-2. – Москва: Тип. Лит. И.Е. Ермакова, 1897./Вып. 2. – 351 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

На 6-й стр. первого отдела книги автор говорит: «Произнесены были притчи Христом Спасителем в разное время и в разных местах»... «Основная мысль всех этих притчей – царствие Божие или Христово; но в первых притчах, произнесенных на берегу живописного Галилейского озера, говорится, как и естественно, об основании или начале Царства Христова в мире и об отношении последнего к первому; во вторых, свидетельствуется о препятствиях утверждению Царства Христова в мире и об его спасительных плодах для истинно верующих; предмет, третьих – последняя стадия развития Царства Христова до времени всемирного суда».– «Сверх того в ходе мыслей и содержания отдельных притчей преемственно от одной до другой замечается некоторое развитие предложенного в притчах назидания“... Такая, построенная автором, схема притчей, по мнению оппонента, не имеет для себя основания в Евангелии и не может, быть выдержана со всего строгостью. Утверждая постепенное развитие предложенного в притчах назидания, диспутант как будто предполагает, что Господь постоянно имел пред собою один и тот же круг слушателей, которым постепенно и развивал свое учение, начиная с элементов и восходя затем все выше и выше. Из свидетельств Евангелия можно, напротив, видеть, что дело происходило далеко не так, и притчи произносились Господом и перед разными слушателями и по разным, совершенно случайным поводам», (см. Напр.: Лк. 5:29,36; 14:1–11 ) так что им никак нельзя придавать характера постепенного развития назидания, как бы в форме какого-либо систематического курса. То распределение притчей по содержанию, какое автор устанавливает в связи с хронологическим порядком их произнесения, не может быть выдержано со всей строгостью. Притчи эсхатологические напр.: автор, соответственно своему делению, относит к последнему отделу исследования; но тем не мене и в первом отделе, объясняя напр. вторую притчу, говорит о конечном разделении добрых и злых на последнем суде, т.е. придает этой притче значение эсхатологическое (стр. 18, 19).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010