Оттого могло произойти, что Роман Диоген при Константине Дуке, будучи патрицием, просил себе чин прямо вестарха, и когда отличился в войне с печенегами, то получил этот чин. Оттого же историк, 1195 рассказывая о Феодате (при Романе III) или о Льве Торнике (при Мономахе), продолжает называть их патрициями, несмотря на то, что они тогда состояли в чине вестов. Наконец отсюда, может быть, происходит, что Михаил Атталиот, имевший уже в 1075 г. чин антипата, прилагает к себе в 1077 г. оба титула вместе (яатрйасх; avBrptaxric;); 1196 то же делают барийский анналист в применении к Аргиру (patricius vestatus) и Аристакес к Саламе (патриций антипат); к Иоанну III, герцогу Амальфи, прилагаются даже все три титула. 1197 Затем бросается в глаза факт, что титулы вестарха и веста встречаются, начиная с Константина Мономаха. Невольно возникает предположение, что оба они введены в употребление при этом императоре; сначала был установлен титул веста, около 1042 г., 1198 а потом вестарха, не ранее 1046 г. 1199 До Мономаха промежуточной ступени между магистром и патрицием не было (не считая титул антипата, дополнительный к патрицию), и потому, может быть, Михаил Пафлагон прямо произвел Алусиана и своего племянника Константина из патрициев в магистры, а Михаил Калафат то я#е сделал относительно Георгия Маниака. 1200 11) Протоспафарий. Этот чин имели при Романе IIÏ Текнея, 1201 Феофи-лакт Афинянин; 1202 при Михаиле Пафлагоне: Михаил Докиан, Ивир Варас-ватце, Катакалон Кекавмен, Константин Мукупел 1203 и Григорий, стратиг далматинский; 1204 при Мономахе Пард 1205 и Иоанн Ивирица; 1206 при Константине Дуке: стратиги Иоанн Майя и Николица Делфина 1207 и Лев, далматинский катепан. 1208 При Михаиле Пафлагоне возведен также в этот чин дож Венеции Доминик Флабанико, 1209 а при Константине Мономахе князь сербский Михала (Mi%ar Xa .г Т1ко1 eimv oi сто nazpiKww ёыс iAA.ou0tptcov (синклитики – от патрикия до светлейших) (illustres с IV в. титул 2-го ранга, после 1-ro nobilissimi, gloriosi, соответствовавшего «высочеству» и дававшегося принцам крови).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Пока что он сразу переходит к утверждению особой роли Петра как второго основания Церкви (схема Ia, ср. также Iб): «В самом деле, если первым и главнейшим (praecipuum) Основанием Церкви является Единородный Сын Божий Иисус Христос , согласно сказанному апостолом ( 1Кор 3:11 ), то второе и вспомогательное (вторичное, secundarium) основание Церкви – это Петр, хотя и не первый по времени, но авторитетом наиболее выдающийся (praecipuus) среди остальных, о которых апостол Павел говорит ( Еф.2:19–20 )...» 185 Два простых наблюдения помогут нам раскрыть противоречивую природу этого текста. Во-первых, св. Петр описывается тем же эпитетом, что и Христос, без всякой поправки на чисто человеческую природу апостола (ср., между прочим, Деян.14:15 , Откр 22:9 , где даже ангел запрещает св. Иоанну поклоняться ему – «Богу поклонись»). Во-вторых, цитируя Еф.2:20 , Иннокентий III «забывает» привести окончание стиха 20: «...имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем...» На такое превозношение Римской Церкви указывает и Иоанн Каматир: вводя учение о Римской Церкви как о второй главе всех христиан, Иннокентий, по его мнению, поступает дурно и уравнивает себя с Богом 186 . Разъясняя богословски этот аргумент, можно сказать, что папа приписывает себе особую харизму, фактически считая себя вторым подателем Св. Духа наряду с Христом (что противоречит рассмотренному нами выше, в разделах 2.2.1–2.2.2). Нельзя сказать, что Писание не подчеркивает, скажем так, монархическую природу власти Христа над Церковью. На этом и делают акцент греческие полемисты (Георгий Торник в 1156 г., Андроник Каматир в «Священном арсенале " ок. 1173–1174 гг. 187 ; Иоанн Каматир в 1200 г. 188 ; и другие). Но это-то Иннокентию и приходится затушевывать. И дело тут – если посмотреть на вещи глазами историка греко-латинской полемики – вовсе не в византийской подозрительности или зависимости от власти василевса. Приходится признать, что те тенденции римской средневековой экклесиологии, которые нашли наиболее четкое выражение в рассматриваемом письме Иоанну Каматиру, представляют собой серьезный отход от новозаветных и святоотеческих принципов.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

После того царь послал за Иоанном сыном деспота Михаила, которого мать привезла с запада и отдала царю в заложники заключенного в то время договора, и который потом, по воле царя, сделался зятем севастократора Торникия, хотя не любя своей жены, жил особо от ней. Этот-то Иоанн приведен был тогда в узах из Никеи, где, начальствуя над войсками, прославился своими победами над персами, и навлек на себя подозрение царя только тем, что, успешно подвизаясь, пользовался любовью народа. Подозрение царя вызвано было особенно отношением к Иоанну монаха Котиса Феодора, который часто по целым дням и ночам просиживал с ним наедине, глаз на глаз. Это был тот самый Котис, который некогда, быв еще мирянином, узнал о намерении царя ослепить тогдашнего великого коноставла, а теперешнего державного, и по дружбе открыв ему этот замысл, вместе с ним убежал в Персию. Так как советы Котиса Палеологу, который в то время стремился к царской власти, имели успех; то тем-то более, думаю, и питалось теперь подозрение царя, представлявшего, что и Иоанн мог находиться под влиянием таких же советов и знал прежние его планы. И так царь приказал привесть и его. Явно взводимое на него обвинение состояло в том, будто он злословил порфирородного и, когда царь приказывал ему отправиться в поход против персов, он будто бы с ирониею говорил посланным: пусть-ка идет порфирородный и исполнит это приказание. Таково было обвинение открытое, а тайно исследовалось то, которым мучима была его подозрительность. Но так как нельзя было уличить его в этом, без показаний Котиса, то царь грозил употребить самые ужасные пытки, чтобы добиться, о чем они рассуждали при частых своих свиданиях. Котис утверждал, что причиною непрестанного свидания их было знакомство, а предметом разговора – продажа имения (это был участок Врисис-Грея, доставшийся Котису по наследству от родителей), о наследстве же престола знает он столько, сколько может сказать об антиподах. Но эти слова показались неубедительными; а потому царь решился еще обратиться к врачу Иоанна Пердикке, не выпытает ли от него чего-нибудь касательно своих подозрений об Иоанне, так как Пердикка служил при этом военачальнике.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прп. Иоанн скончался 14 июня 1005 г. (по церковной традиции 998). Согласно его письменному завещанию (цитируется в Житии; не сохр.), управление мон-рем было передано прп. Евфимию, после кончины к-рого игуменом И. м. должен был стать прп. Георгий Строитель. Епитропом И. м. был определен император. Прп. Иоанн был погребен в И. м., над его могилой прп. Евфимий выстроил ц. во имя Всех святых. В игуменство прп. Евфимия (1005-1019) И. м. стал одним из крупнейших мон-рей Афона, в нем подвизалось уже ок. 300 насельников: преподобный охотно принимал опытных в хозяйственных делах монахов, большинство из к-рых были греками. Появившееся в то же время название И. м. как «монастыря, лавры иверов» (μον τν Ιβρων - Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 27, 28; Λαρα τν Ιβρων - Ibid. N 29, 30) прочно закрепилось в документах. Т. о., И. м., основанный прп. Иоанном-Торникием как родовой мон-рь, стал восприниматься как мон-рь грузин на Афоне. Прп. Евфимий управлял монастырем 14 лет, в документах 1007-1015 гг. (Ibid. N 14-18, 20, 21) встречается лишь его подпись. Известен только один документ этого периода - акт протоспафария и судьи Волерской, Стримонской и Фессалоникийской фем Андроника от 1017 г. (Ibid. N 29), на основании которого можно заключить, что прп. Георгий Строитель также был наделен некоторой властью. Последний подписанный прп. Евфимием документ относится к янв. 1018 г., подписи прп. Георгия появляются в документации с сент. 1019 г. Именно с периодом настоятельства в И. м. прп. Евфимия церковная традиция XIX в. связывает явление на Афоне иконы Божией Матери «Портаитиссы». Согласно греч. сказаниям, сохранившимся в рукописях XVI в., икона была брошена в море вдовой из Никеи в правление имп.-иконоборца Феофила (см. подробнее в ст. Иверская икона Божией Матери). Еп. Порфирий (Успенский) считал, что фигурирующее в поздних греч. источниках имя груз. настоятеля Павла относилось к мон-рю Афо и что период игуменства Павла в Афо пришелся на одно время с настоятельством прп. Евфимия в И. м. По мнению епископа, описание и история иконы были известны груз. инокам Афона благодаря рассказам подвизавшегося в Афо сына вдовы из Никеи (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 160-171).

http://isihazm.ru/?id=748

Царь Василий был признателен к грузинским Афонитам за услугу, оказанную ему собратом их Торникием, и готов был исполнить благочестивые желания их: а часть военной добычи сего Торникия, доставшаяся ему после поражения Варды Склира, могла быть употреблена на постройку особой Грузинской обители в больших размерах: этими обстоятельствами воспользовался Иоанн Ивир. Сперва он с родичами своими переместился в древний Грузинский монастырь Афо, в котором настоятельствовал Павел, и потом в 980 году выпросил у царя Василия монастыри, Леонтийский в Солуне, Иоанна Колову в Ериссе и Климента на Афоне, взамен двух грузинских обителей, Иверской в Константинополе и св. Фоки в Трапезунте, от которых он отказался, выпросил же со всеми имениями и доходами их для поддержания монастыря Афо и для создания новой Лавры. Но скоро он спустился из сего нагорного монастыря к берегу моря, и тут на месте выпрошенной у царя обители Климента начал строить свою лавру, которая и прозывалась долго Климентовою 55 . (Архив Ивера). Впрочем, строителем её был не один Иоанн Ивир, и не один доблестный Торникий, а ещё какой-то Грузин Варасвадз. (Cedren. histor. compendium. Т. I, р. 488. Ed. Bonnae. 1839). В 985 году эта лавра, в небольших размерах, была готова. Тогда в декабре месяце сего года друг Иоанна Ивира Афанасий афонский подарил ей хрисовул царя Василия, предоставляющий право иметь мореходное судно. (Арх. Ивер.). По окончании постройки Иверской лавры и по смерти строителя её Иоанна Ивира (998 г., или 1005 г.) явилась та самая икона, которая пущена была по морю Никейскою вдовицею, и о которой сообщил известие Афонским Грузинам сын её, назад тому сто лет, пересказав им приметы её, по которым можно было бы узнать её. Так как явление этой чудотворной иконы ещё не уяснено надлежащим образом, и разноречивые сказания о ней возбуждают сомнение; то я предлагаю здесь своё критическое исследование сего предмета, предварительно перечислив и обсудив эти сказания, рукописные и печатные, какие только попали мне под руки.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

148. Схоластик — законоискусник, мудрый изъяснитель трудных мест в писаниях. Такое значение имели они в Церкви пятого века. См. «Начертание церковной истории» Иннокентия: век пятый; училища. 149. Все это случилось в царствование Феофила, когда агаряне, завоевав Амморею фригийскую, многих отвели в плен в Сирию и доставили мученический венец известным 42 мученикам в Амморее (смотри 7 марта). Агиорит Иаков. Ркп. в нашей библиотеке. 150. т. е. унция — 12-я часть фунта. 151. Мысль эта хорошо раскрыта у преподобного Макария Египетского, смотри его творения, беседа 7. Изд. 3, Москва, 1880. 152. Небесная та пища, приносимая Ангелом святому Петру через 40 дней, было приобщение пречистых, животворящих Христовых Таин, то есть определенный на послужение ему святой Ангел являлся к нему в назначенное Богом время и приобщал Святых Таин, как это было и с теми преподобными отцами, которых преподобный Пафнутий обрел в пустыне (см. 12 июня). А манна была пища телесная. Посему-то святой Петр и не просил (как увидим ниже) обретшего его, по устроению Божию, ловца принесть ему святого хлеба, подобно преподобной Марии Египетской (см. 1 апреля, и Феоктисте из Лезвы см. 9 ноября) и многим другим святым, жившим отшельнически. Агиорит Иаков. 153. Не удивляйтесь, говорит агиорит Иаков, слыша название обители , ибо в продолжение пятидесяти трех лет сокровенного пребывания святого Петра на Горе начали созидаться на ней и обители. Притом нужно заметить, что Гора никогда не была совершенно необитаема; только тогдашние монидрионы во время нашествия варваров и разбойников часто были разрушаемы, опустошаемы и уничтожаемы. Мы знаем, что обитель Зиг существовала уже тогда, когда прибыл на Афон преподобный Афанасий. 154. Климентовой пристанью назывался залив близ существовавшего в древности города — Kleonwn. Здесь пристал корабль Богоматери; здесь же остановился и чудотворный образ Богородицы Портаитиссы. По этому-то названию пристани устроившийся там в первый раз монидрион и получил название обители Климентовой. Во времена святого Петра он носил то же название. В 960 году явились из Грузии Иоанн с сыном своим Евфимием и создали там пирг и храм во имя Предтечи, под названием Piqou и Carsana. Потом, в 1030 году, прибыл туда же из Грузии Георгий Торникий Спафарий, и там, на месте монидриона, воздвиг обширную обитель, которая доныне носит имя Иверской. Агиорит Иаков.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

1972. 7. С. 36-52; Shepard J. Why did the Russians Attack Byzantium in 1043?//BNGJ. 1985. Bd. 22. P. 147-212). Едва ли случайным совпадением выглядит происшедшее в это же время разорение на Афоне пристани и складов Русского мон-ря вмч. Пантелеимона (Акты Русского на св. Афоне мон-ря. К., 1873. 3). В 1045 г. конфликт был улажен, и в 1047 г. рус. войско помогало императору в подавлении мятежа Льва Торника ( Каждан А. П. Иоанн Мавропод, печенеги и русские в середине XI в.//ЗРВИ. 1963. Т. 8. С. 177-184). Не позднее 1051 г. состоялся брак Всеволода Ярославича и «греческой царицы» - родственницы имп. Константина IX Мономаха (ПСРЛ. Т. 1. С. 160). Имя супруги Всеволода и матери Владимира Всеволодовича Мономаха точно не известно; возможно, это была «архонтисса Мария», на печати к-рой читается греч. надпись ΜΟ[ΝΟΜ]ΑΧΗ(?) ( Янин В. Л. , Литаврин Г. Г. Новые мат-лы о происхождении Владимира Мономаха//Ист.-археол. сб. М., 1962. С. 204-221; Soloviev. 1979. N VI); поздние рус. синодики называют ее Анастасией, дочерью Константина Мономаха ( Брюсова В. Г. К вопросу о происхождении Владимира Мономаха//ВВ. 1968. Т. 28. С. 127-135). Вскоре осложнения с К-полем возникли в церковной сфере: поставление на Киевский престол «русина» Илариона (1051), избранного Собором епископов митрополии, было осуществлено по воле Ярослава Мудрого (так же как и поставление князем в 1036 на Новгородскую кафедру Луки Жидяты) и, по всей видимости, без согласования с Патриархом (иначе: Müller. 1971. S. 100). Обстоятельства этого события остаются неясны, но источники не дают оснований говорить о стремлении рус. князя к церковной автокефалии ( Поппэ А. Русско-визант. церк.-политические отношения в сер. XI в.//История СССР. 1970. 3. С. 108-124). После смерти кн. Ярослава (1054) место Илариона занял грек Ефрем . Очевидной реакцией К-поля на эту тенденцию в церковной жизни Руси было осуждение митр. Ефремом в его антилат. сочинении (возможно, соборном акте) зап. практики поставления церковных иерархов королями (см.: Чичуров И.

http://pravenc.ru/text/372678.html

801 PG 126. Об этом: Успенский . Образование. С. 1–58 и Приложение. С 10–20, 25–29; Васильевский . Печенеги. С. 134–49 и ЖМНП 204 (1879). С. 144–217, 318–348; Златарски . История. Т. И. С. 262–350; Xanalatos . Beiträge. Болгарский перевод писем: Симеон, митр . Пръвод на иисмата на Теофилакта Охридски, архиепископ Български//Сборник на Бълг. Акад. на Науките. 27 (1931). С. 1 –279. См. тж. предварительные замечания о необходимом и все еще отсутствующем новом издании: Leroy-Molinghen A. Prolégomènes à une édition critique des Lettres de Théophylacte de Bulgarie//Byz 13 (1938). P. 253–262. [См. критическое изд.: Théophylacte d " Achrida. Lettres/Introd., texte, trad, et notes par P. Gautier. Thessalonique, 1986. – Прим. пер.] 802 PG 133. Col. 1003–1424.0 других изданиях, рукописной традиции и литературе по проблематике Продрома см. полный обзор: Moravcsik . Byzantinoturcica I 2 . S. 522 ff. 804 Издание с комментарием: Browning R. A New Source on Byzantine-Hungarian Relations in the Twelfth Century//Balkan Studies 2 (1961). P. 173–214. Ср. тж.: Wirth P. Das bislang erste literarische Zeugnis für die Stephanskrone aus der Zeit zwischen dem X. und XIII. Jahrhundert//BZ 53 (1960). S. 79–82. 807 Изд.: Eustathii metropolitae Thessalonicensis Opuscula/Ed. Th.L.E Tafel. München, 1832 (впрочем, в этом издании Евстафию приписывается несколько писем Михаила Пселла ; ср.: Σθας. Μεσαιωνικ βιβλιοθκη Т. IV. Σ. 30,67; Т. V. Σ. 75); Tafel Th.l.F. De Thessalonica eiusque agro. Berlin, 1839. P. 401–439 (воспроизведено в PG 135 и 136). Семь политических речей Евстафия (две уже изданные Тафелем и пять еще неизвестных) изданы Регелем: Fontes rerum byzantinarum. Т. 1.1 (1892). P. 1–131. 808 Изданы и подробно изучены в: Bachmann M. Die Rede des Johannes Syropulos an den Kaiser Isaak II. Angelos. Diss. München, 1935, где также подробно рассматриваются произнесенные в 1193 г. речи Сергия Коливы и Георгия Торника (изд.: Regel . Fontes rerum byzantinarum. Т. 1/2). Ср. тж.: Дуйчев . Проучвания. С. 52 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8) Вестарх. Этот чин, происхождение которого ученые производят от армян или грузин, 1155 но который скорее от греков перешел к грузинам и армянам, носили при Мономахе: Михаил Пселл , 1156 Михаил Докиан, 1157 Михаил Ясит (до возведения в магистры); 1158 при Стратиотике Михаил Вурца; 1159 в начале царствования Комнина Константин Дука; 1160 при Константине Дуке Роман Диоген; 1161 при Михаиле Парапинаке Нестор. 1162 8) Вест. Этот чин имели при Мономахе: Пселл до возведения в вестар-хи, 1163 Лев Торник, 1164 Аргир до прибытия в Византию, 1165 Михаил Ясит до возведения в вестархи, 1166 Катакалон Кекавмен, 1167 Аарон, 1168 Иоанн И, герцог Амальфи. 1169 9) Антипат. В этот чин возведен был в начале царствования Михаила Пафлагона Константин Далассин; 1170 при Парапинаке в чине антипата состояли Феогност Вурца 1171 и Михаил Атталиот. 1172 Кроме того, Роман III произвел в антипаты сарацина Саламу (Солимана) за то, что он передал грекам Эдес-су. 1173 10) Патриций. В этом чине, между прочим, упоминаются: Роман Аргир при Константине VIII; 1174 при Романе IIÏ Константин Далассин, 1175 Константин Карантин, 1176 Николай Хрисилий; 1177 при Михаиле Пафлагоне: Константин, племянник царя, 1178 Никита Пигонит, 1179 Алусиан до возведения в магистры, 1180 Василий Феодорокан 1181 и Георгий Таронит; 1182 при Калафате: Константин Ка-васила, 1183 Георгий Маниак; 1184 при Мономахе: Стефан Лихуд, 1185 Константин Адровалан, 1186 Василий Абукаб, 1187 Константин Хаге 1188 и Михаил Докиан; 1189 при Феодоре Михаил Стратиотик; 1190 при Стратиотике: Феодор Хрисилий, Христофор Лампрос; 1191 при Константине Дуке Роман Диоген до возведения в вестархи. 1192 Кроме того, произведены были в патриции: при Романе III Алах, сын трипольского эмира Пинзараха (Ибн-Зайраха), 1193 при Мономахе Кеген Печенежский. 1194 Нужно заметить, что различие между вестом, антипатом и патрицием было весьма незначительное. Вероятнее всего, титулы вест и антипат были дополнительными к титулу патриция, так что и вест, и антипат были патриции, лишь с оттенком некоторого преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

LXXXVIII. В таком порядке совершалось шествие, а в это время самодержец, высокий и ослепительный, восседал перед так называемой Медной стражей у того самого божьего храма, который соорудил великий царь Иоанн, правивший после Никифора Фоки; 209 сидя по обе стороны от него, наблюдали за триумфом и царицы. После окончания столь величественного шествия царь, сопровождаемый торжественными славословиями, с венком на голове отправился во дворец и в соответствии с собственным нравом больше уже не купался в лучах славной победы, а вновь стал скромен, как и прежде. LXXXIX. Прекрасной и достойной всяческих похвал была эта черта у царя: он никогда не чванился успехами, хвастливо не разглагольствовал и, порадовавшись, сколько положено, снова становился прежним. Таким уж обладал он характером. В то же время не проявлял он и достаточной осторожности; напротив, как человек, после многих испытаний нуждающийся в отдыхе, он вел себя легкомысленно, поэтому и беды накатывались на него, как волны, одна за другой. Восстание росов (и мятеж Торника) ХС. Не успели подавить мятеж, как началась война с варварами. Неисчислимое, если можно так выразиться, количество русских кораблей прорвалось силой или ускользнуло от отражавших их на дальних подступах к столице судов и вошло в Пропонтиду. Туча, неожиданно поднявшаяся с моря, затянула мглой царственный город. Дойдя до этого места, хочу рассказать, почему они без всякого повода со стороны самодержца пустились в плаванье и двинулись на нас походом. ХС1. Это варварское племя все время кипит злобой и ненавистью к Ромейской державе и, непрерывно придумывая то одно, то другое, ищет предлога для войны с нами. 210 Когда умер вселявший в них ужас самодержец Василий, а затем окончил отмеренный ему век и его брат Константин и завершилось благородное правление, 211 они снова вспомнили о своей старой вражде к нам и стали мало-помалу готовиться к будущим войнам. Но и царствование Романа сочли они весьма блестящим и славным, да к тому же и не успели совершить приготовлений; когда же после недолгого правления он умер и власть перешла к безвестному Михаилу, варвары снарядили против него войско; избрав морской путь, они нарубили где-то в глубине своей страны лес, вытесали челны, маленькие и покрупнее, и постепенно, проделав все в тайне, собрали большой флот и готовы были двинуться на Михаила. Пока все это происходило и война только грозила нам, не дождавшись появления росов, распрощался с жизнью и этот царь, за ним умер, не успев как следует утвердиться во дворце, следующий, власть же досталась Константину, и варвары, хотя и не могли ни в чем упрекнуть нового царя, пошли на него войной без всякого повода, чтобы только приготовления их не оказались напрасными. Такова была беспричинная причина их похода на самодержца. 212

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/h...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010