И. С. понял замысел Божий и благословил юношу заняться переводом книг Свящ. Писания с греч. языка на грузинский, «ибо страна Картлийская в великом недостатке книг». Первые переводы прп. Евфимия относятся к периоду подвижничества груз. монахов в Великой Лавре. В колофоне 1-го переведенного прп. Евфимием гомилетического сборника, содержащего Поучения свт. Василия Великого (Ath. Iver. georg. 32, 977 г.), указано, что И. С. был заказчиком рукописи. После кончины прп. Иоанна-Торникия (ок. 984) И. С., решив, что теперь он может покинуть мон-рь, взял сына и неск. учеников и хотел отправиться в Испанию, поскольку слышал, что «грузин немалые роды и племена упокоены там». В портовом г. Авидос их увидел архонт (здесь - правитель города), друг И. С., к-рый, узнав о планах святого, сообщил о них в К-поль. Император вызвал преподобного в столицу. И. С. сказал ему: «Я был убогий мирской человек... и желал удалиться как-то на чужбину и спасать душу свою и пребывать в убожестве... Пришел родственник мой Торник, и через него впал я в великую борьбу и людские собрания, и желаю быть свободным от всего этого и позаботиться наконец о своей душе». Однако император убедил И. С. отказаться от своих намерений, указав на то, что без него груз. мон-рь придет в упадок. Преподобный был вынужден возвратиться на Афон и вновь принять управление обителью. Однако позже И. С. заболел подагрой «и многие годы, распростертый, лежал на одре и терпел сильнейшие боли». Как сказано в Житии, И. С. принял болезнь с радостью, как «сокровище весьма великое и дар царский», и передал управление делами мон-ря сыну, к-рый, несмотря на то что стремился все время посвящать переводам книг Свящ. Писания, «покорился ему и, покуда пребывал тот во плоти, с послушанием... управлял... и без его повеления не делал ничего». В Житии цитируется письмо И. С. и прп. Евфимия, адресованное ранее подвизавшимся в Великой Лавре и позже перебравшимся в Отхтаэклесиа груз. монахам свт. Арсению Ниноцминдскому и прп. Иоанну (Грдзелисдзе) . Преподобные просили их вернуться на Афон, чтобы помочь прп.

http://pravenc.ru/text/471496.html

Иоанна Златоуста , св. Николая Мирликийского, Климента Анкирского и пр. Другие императоры выступали в обществе с речами преимущественно догматического содержания, в связи с возникшими в Византии спорами о Евхаристии как жертве, о правильном понимании слов Спасителя: «Отец Мой болий Мене есть», и т. п., особенно же по вопросу об исхождении Св. Духа, ввиду господствовавшего движения в пользу соединения Церквей. Ораторы были и из числа патриархов (Фотий, Иоанн Векк, Григорий Кипрский ) и епископов (Неопатрский епископ Евфимий Торникий, XII b.), так и из светских лиц (Георгий Акрополит, Никифор Григора). Кроме того, в Византии существовали и придворные риторы, на обязанности которых лежало произносить речи по разным торжественным поводам. В ряду их были и светские лица (Пселл), и духовные (Фессалоникийский митрополит Михаил, XII b.). Разумеется, звание придворного ритора предоставлялось вполне образованным деятелям, сведущим особенно в небесной или божественной философии, знание которых возглавляло всю совокупность наук византийской эпохи. И вот когда не было в византийском учёном обществе заранее приготовленной речи кого-либо из его учёных, перед императором и всем собранием учёных выступал придворный оратор, который в своём слове и отвечал на научные запросы слушателей, касался современных тем, имевших жгучий интерес, решал новые проблемы философии, оценивал вновь возникшее в истории богословское движение, и т. п. Императоры награждали красноречивых ораторов теми или иными подарками, а слушатели шумно выражали свой восторг хвалебными приветствиями. Учёное византийское общество шло навстречу живой потребности – разъяснять богословские вопросы и давать ответы народу по поводу волновавших его споров, недоумений, волнений, возникавших на церковно-религиозной почве и в связи с униональными стремлениями. Общество содействовало выяснению истины и для тех учёных, которые входили в его состав. В его собраниях принимали участие все учёнейшие люди Византии. Здесь раздавались самые умные и талантливые речи, происходили диспуты по наиболее трудным вопросам, свободно обсуждались наиболее запутанные богословские темы, и в результате «общество учёных становилось ещё учёнее» (Григора), одиночное изучение наук восполнялось помощью других, дотоле неодухотворённое приобретало душу, знание становилось живым, свежим, плодотворным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Константин IX Мономах (годы правления 10421055) – последний император Македонской династии, прославившийся как покровитель искусств. В своем дворце он собрал знаменитых ученых: Константина Лихуда, ставшего его «первым министром», Иоанна Мавропода, Михаила Пселла , Иоанна Ксифилина, к которым обращался за советами по вопросам управления государством. Внутренняя политика Константина Мономаха была направлена против военной знати. Он смещал полководцев и заменял их гражданскими лицами, что привело к мятежам и выступлению стратиотов против императора (мятеж Маниака в 1045 г., восстание против местного судьи на Кипре, мятеж Льва Торника, опиравшегося на военную знать, в 1047 г.). Внешняя политика Константина IX осуществлялась в условиях завоевания норманнами Южной Италии, первых схваток с турками-сельджуками на востоке империи и натиском печенегов, перешедших Дунай ок. 1046 г. В последние годы правления Константина Мономаха произошло отделение западной церкви от восточной (1054 г.), что способствовало активизации деятельности католического духовенства в Западной Сербии и в Хорватии. Стремясь заручиться поддержкой соседних государств, император послал корону, сделанную по его заказу и украшенную эмалями, ко дню коронации венгерского короля Андрея I; в 1043 г. он отправил посольство к киевскому князю Владимиру Ярославичу. Однако, как отмечал Михаил Пселл в «Хронографии», Константин IX не постиг «природы царства» как «полезного служения подданным», передав «другим попечение о казне, право суда и заботы о войске». Кекавмен обвинил императора в том, что он «промотал и разорил» Византию. В результате заговора в среде столичных сановников Константин Мономах подвергся опале и последние семь лет жизни провёл в изгнании на острове Лесбос. Анна Комнина с похвалой отзывалась о большом интересе императора к наукам. По ее словам, при Константине IX столица не испытывала «недостатка в просвещении и словесности». Между 1043 и 1047 гг. он создал в Константинополе высшую школу с двумя отделениями философии и права. Отделение философии возглавил Михаил Пселл , преподавателем права был номофилак Иоанн Ксифилин. По распоряжению Константина IX была построена церковь Неа Мони на острове Хиос (10421954), украшенная мозаиками. В императорских мастерских изготовлялись великолепные эмали, одна из которых украшала диадему василевса. На эмалевых пластинках часто изображали самого императора, его третью жену Зою, полуфигуры святых и танцовщиц, что не было свойственно византийской живописи. При Константине IX в церквах стали разыгрываться литургические драмы-мистерии. Император был любителем мимов и всяких диковинок. Он приказал водить по городу присланных ему в подарок из Египта слона и жирафа для развлечения жителей столицы. Константин IX Мономах был изображён на мозаике в южной галерее храма св. Софии (середина XI в.). Михаил Пселл посвятил Константину IX панегирик, но в «Хронографии» дал ему суровую оценку как самодержцу, наслаждавшемуся «благами покоя».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

лет. В 1206-1207 гг. карсский эмир сдался царице св. Тамаре и наследнику престола Георгию Лаше, непосредственно участвовавшим в осаде крепости. По просьбе местного населения Кари вошел в царский домен ( Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Картлис Цховреба. 2008. С. 314, 317; То же//КЦ. 1959. Т. 2. С. 143-144; Ибн-ал-Асир. 1940. С. 131). Вскоре грузины отвоевали у шах-арменов Кагзевани и Валашкерти. Управление Кари и прилегающими областями было поручено видному гос. и военному деятелю того времени Иване Ахалцихели († 1225), который был назначен монапире (порубежником, пограничным эристави), атабагом (везиром, воспитателем наследника престола) и эмиром эмиров (главой города) (История и восхваление венценосцев//Картлис Цховреба. 2008. С. 282; Басилий Эзосмодзгвари. Жизнь царицы цариц Тамар//Там же. С. 317; То же//КЦ. 1959. Т. 2. С. 92). Род Ахалцихели управлял Кари до кон. 70-х гг. XIII в. Известен эмир Равмала, выстроивший городскую башню в 1237 г., «в шестнадцатый год царствования Русудан». Участие в фортификационных работах принимали «карийские христиане, великие и малые». Имя царицы Русудан не раз упоминается в лапидарных надписях Кари (Арм. надписи. 1881. С. 5-6). Очевидно, с событиями нач. XIII в. связаны и основание кафедрального собора, и возникновение К. е. По замечанию арабского историка Ибн ал-Асира (1160-1233/34), когда грузины захватили Кари, «эта область стала страной безбожия (имеется в виду православное вероисповедание населения.- Авт.) после того, как была страной единобожия (т. е. мусульманской.- Авт.)» ( Ибн-ал-Асир. 1940. С. 131; Джапаридзе. 1995. С. 162). К этому времени относится упоминание единственного известного кариели - еп. Саввы Синкелла (Абусерис-дзе) (1-я треть XIII в.). Он носил визант. духовный титул синкелла, что являлось признаком высокого общественного положения. Известны лишь неск. грузин X-XI вв., имевших этот титул: один из основателей Иверского мон-ря на Афоне, военачальник прп. Иоанн-Торникий ; еп. Захария Банели ; архиеп.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

множество немалое», а также стремившиеся подвизаться на Св. Горе воины и др. светские лица, было решено на имеющиеся средства возвести груз. мон-рь. И. С., по-прежнему тяготеющий к отшельнической жизни, был против основания обители, средоточия груз. общины на Афоне. Однако ради прп. Иоанна-Торникия и «ради покоя грузин» он благословил строительство. И. С. был избран игуменом (979/80-1005) и духовником новооснованного мон-ря. Средства, полученные в качестве военных трофеев, были потрачены на возведение в 980 г. кафоликона мон-ря, ц. Пресв. Богородицы - одного из наиболее ранних зданий, появившихся на Афоне, а также на постройку монастырских помещений и освоение владений в Македонии. При И. С. Великой Лавре был отдан о-в Неон вместе с подтверждающим право владения хрисовулом (979/80) имп. Василия II; в ответ в дек. 984 г. Лавра предоставила Иверскому мон-рю право иметь мореходное судно. В 985 г. И. С. и прп. Евфимий получили от Протата разрешение построить в Галеагре убежище для моряков, где позже намеревались устроить порт ( Порфирий (Успенский). История Афона. К., 1877. Ч. 3/1. С. 152; Аристакес Ластиверци. 1968. С. 19, 20, 64-67; Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21-23, 37). Значительную роль И. С. сыграл в духовном развитии сына, прп. Евфимия. Мальчик получил хорошее груз. и греч. образование. И. С., рано заметив у сына лит. талант, всячески развивал его способности. В сер. 70-х гг. X в. прп. Евфимий тяжело заболел, «уже и речи не осталось при нем, ни голоса». И. С., потерявший надежду на выздоровление сына, горячо молился перед иконой Божией Матери о скором и безболезненном исходе его души, а священника попросил скорее причастить умирающего. Вернувшись в келью сына, И. С. застал его здоровым. Юноша рассказал, что перед ним предстала Пресв. Богородица, Она взяла его за руку и сказала: «Нет у тебя никакой болезни... по-грузински молви свободно». После исцеления И. С. стал замечать, что речь прп. Евфимия, к-рый до этого с трудом говорил по-грузински, стала «безостановочно, как источник, изливаться чище, чем у всякого грузина».

http://pravenc.ru/text/471496.html

— что он вверяет свою волю, добровольно поступает в безусловное послушание к руководителям различного нравственного и духовного уровня; — что для него не будет исключена необходимость участия в беззаконных, захватнических военных операциях или войнах; — что ему далеко не всегда будет возможно дать нравственную оценку своим действиям (в качестве цели военным обычно даются координаты на местности, а не наименование объекта (военный склад или больница)). Кто, согласно церковным канонам, не может быть воином? «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступать ни в воинскую службу, ни в мирский чин: иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавать анафеме», – говорится в 7м правиле IV Вселенского Собора. Несмотря на это, в истории Церкви случались примеры отхождения от этого правила. Так, например, прп. Сергий Радонежский по просьбе князя Димитрия Донского, как считается, благословил двух своих монахов участвовать в Куликовской битве. Епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн: «В истории Церкви имели место нарушения этого правила. Всем известно, что преподобный Сергий Радонежский по просьбе князя Димитрия Донского благословил двух своих монахов, в прошлом воинов, Пересвета и Ослябю, участвовать в Куликовской битве. Подобным образом и преподобный Афанасий Афонский по просьбе императрицы Зои благословил своего постриженика полководца Торникия вернуться на краткое время к ратному делу ради спасения страны от нашествия арабов. В более позднюю эпоху известны массовые случаи участия греческого священства в вооруженной борьбе с турками во время освободительных восстаний; в память об этом на Крите даже установлен своеобразный памятник, изображающий священника с ружьем в руках. Еще более активно участвовали в кровавой борьбе с турками черногорские священники и даже сами митрополиты. Однако это все же были исключения, вызванные особыми обстоятельствами времени. В мирное время переход священника или монаха на воинскую службу однозначно считался грехом. Характерен пример из «Страдания 42 мучеников Аморийских» (IX век).  Когда этих византийских офицеров мусульмане, пленившие их, вели на казнь, и они достигли реки Евфрата, мусульманин-судья подозвал одного из них, святого Феодора Кратера, и сказал ему: «Ты был некогда клириком, принадлежа к чину так называемых иереев, но, отвергнув такую степень, взялся потом за копье и оружие, убивал людей; что ж ты притворяешься христианином, отрекшись от Христа? Не следует ли тебе лучше обратиться к учению пророка Мухаммеда и у него искать помощи и спасения, когда ты уже не имеешь никакой надежды на дерзновение перед Христом, от которого добровольно отрекся?» На это святой Феодор ответил, что поэтому он тем более обязан пролить кровь за Христа, дабы обрести искупление своих прегрешений. Как следует из содержания текста, сам мученик осознавал, что, таким образом, совершал грехи.

http://azbyka.ru/vojna

Но вскоре после того как Василий II и Константин VIII взошли на престол (976), полководец Восточной армии Барда Склир объявил себя императором при поддержке своих войск. Регентствующая императрица Феофания вызвала Торника и попросила его ходатайствовать о помощи перед грузинским князем Давидом, армия которого одна могла спасти законных правителей. Торник по необходимости, без желания временно сменил монашескую одежду на доспехи. В Сарвенисни (979) он одержал блестящую победу над Вардой. Получив звание синкелла, военачальник вернулся на Афон с богатыми трофеями, которые все отдал Иоанну. Торник вновь предал себя ему в послушание и повел святую, благоугодную Богу жизнь в отречении от всего до самого своего блаженного упокоения. Святой Иоанн истратил богатство Торника на постройку монастыря для грузин, множество которых пришло на Афон за полководцем (980–983). На месте бывшего древнего монастыря Климента, где находилась часовня святого Иоанна Предтечи, он возвел большую церковь, посвященную Пресвятой Богородице, и другие многочисленные постройки. Скоро община насчитывала уже 300 монахов, грузин и греков. Ей принадлежали огромные угодья в Македонии, пожалованные императорами. Когда Иоанн-Торник умер (985), святой Иоанн, давно желая убежать от шума и суеты толпы, решил покинуть Афон и отправиться в Испанию . Но в Константинополе монархи умолили его остаться управлять монастырем. Однако вскоре Иоанн заболел подагрой и слег. Святой поручил управление монастырем своему сыну Евфимию и дал в помощники племянника Георгия. Тем не менее, он сохранил звание игумена (995). Перед смертью он передал всю власть Евфимию, а покровителем и защитником основанного им монастыря стал император. Святой Иоанн наставил монахов в послушании и странноприимстве и 14 июня 1005 года в мире отошел ко Господу . Евфимий был с детства подготовлен отцом к великому делу перевода церковных и святоотеческих книг на грузинский язык. Он обладал великим литературным дарованием. Еще до своего прибытия на Афон Евфимий создал группу писарей и переплетчиков, которые распространяли по Грузии рукописи с его переводами. Работая день и ночь, не давая глазам отдыха, он сумел передать своему народу все богатство византийского наследия. Князь Давид почитал его как второго Златоуста.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Прп. Иоанн «дал ему сначала грузинское, а затем греческое полное образование» (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 60). Мастерство переводов Е. С. подтверждает сведения прп. Георгия о том, что он был наделен хорошими способностями к учению, памятью и прилежанием, а также позволяет судить о глубине его образования. Юноша в совершенстве овладел греч. языком, превосходно разбирался как в визант., так и в античной лит-ре. В греч. повести уточняется, что прп. Иоанн отдал Е. С. в школу в К-поле, где юноша «со временем достиг таких успехов, что это стало известно всему городу... только и слышалась хвала Евфимию» ( Мачханели. 1982. С. 96). В 965 г. прп. Иоанн и его ученики обосновались на Афоне, в Великой Лавре . Через нек-рое время прп. Иоанн и его шурин прп. Иоанн Торникий (Чордванели) при поддержке визант. имп. Василия II Болгаробойцы основали на Афоне Иверский мон-рь (Ивирон). В «Житии... Иоанна и Евфимия...» приведен список драгоценностей, денежных средств и книг, также упомянуты часть Животворящего Креста и о-в Неон, которые преподобные Иоанн и Е. С. в разное время пожертвовали Великой Лавре и др. афонским мон-рям (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52-54). С отроческими годами связано чудесное исцеление Е. С. Прп. Иоанна беспокоило, что сын почти не владеет родным языком. Когда юноша по окончании учебы вернулся из К-поля на Афон, он тяжело заболел и от слабости не мог говорить. Отец горячо молился в храме перед иконой Божией Матери и затем попросил священника причастить умирающего сына. Вернувшись в келью, он ощутил необыкновенное благоухание и увидел Е. С. сидящим на постели. Юноша рассказал, что к нему вошла окруженная славой Царица и спросила: «Что случилось с тобой, Евфимий?» Он ответил, что умирает, и тогда Пресв. Дева сказала: «У тебя больше ничего не болит. Встань и хорошо говори по-грузински». После этого случая Е. С. «получил необыкновенную благодать и дар знания грузинского языка». Прп. Иоанн, «дабы преумножить благодать, данную тебе (сыну.- Ц. К.) Господом» и поскольку «страна Картли имеет большую нужду в книгах и многих книг недостает», благословил сына на переводческую деятельность. Услышав о чуде, прп. Афанасий Афонский убедил Е. С. принять сан (Там же. С. 60-61). В 975 г. Е. С. приступил к переводу книг.

http://pravenc.ru/text/187800.html

Взяв сына и неск. учеников, преподобный пришел на Афон к основавшему в 963 г. Великую Лавру прп. Афанасию Афонскому . Согласно Житию, мать прп. Афанасия происходила из Колхиды, чем мн. исследователи и объясняют быстро возникшую между преподобными духовную дружбу. Из источников известно, что И. С. встречался с посещавшим Афон визант. имп. Никифором II Фокой , на основании этих сведений время появления преподобного в Великой Лавре датируют периодом между 963 и 969 гг. (по мн. источникам, 965). И. С. исполнял в Лавре послушание повара. Весть о нем быстро разнеслась по империи, и в Лавру стали приходить грузины, желавшие подвизаться под руководством такого подвижника. Груз. община росла, И. С. не хотел, чтобы он и его соотечественники находились на иждивении прп. Афанасия. Согласно хрисовулу, полученному И. С. после 969 г. от византийского имп. Иоанна I Цимисхия , годовой доход от о-ва Лемнос (244 номисмы) передавался Великой Лавре на содержание грузин. Сведения об этом содержатся в акте пожертвования прп. Афанасия от 13 дек. 984 г. (ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52; Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21). Жизнь груз. общины изменило восстание Варды Склира (976-979): августа Феофано, мать малолетних визант. императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII , обратилась за военной помощью к груз. царю, отправив летом 978 г. 3 письма преподобным Афанасию, И. С. и Иоанну-Торникию и прося их посредничества. Прп. Иоанн-Торникий не желал покидать Афон и возвращаться на военное поприще, но прп. Афанасий и И. С. «с трудом» смогли убедить его, сказав, что «всю вину примут на себя». Прп. Иоанн-Торникий и груз. полководец Джоджик были поставлены Давидом III во главе 12-тысячной груз. армии и в составе войска Варды Фоки во 2-й битве при Панкалии 24 марта 979 г. победили Склира. Часть военных трофеев прп. Иоанн-Торникий передал царю и роздал войскам, а оставшуюся (свыше 1,2 тыс. литр золота) отдал И. С. Поскольку с прп. Иоанном-Торникием на Афон пришли и «многие рясофорные и прославленные монахи...

http://pravenc.ru/text/471496.html

ИВЕРСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ (Афонские) (пам. 13 мая, 10 окт. вместе с Ватопедскими и Зографскими преподобномучениками, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИГНАТИЙ [Афонский, К-польский, Новый, Старозагорский] (в миру Иван; † 1814), прмч. (1 мая и в Соборе Афонских преподобных 2-я Неделя по Пятидесятнице) ИЕРОФЕЙ (1686-1745), прп. Иверский (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 13 сент.) ИЛАРИОН († 1804), прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 20 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИОАНН [Иоанн Болгарин] († 1784), нмч. (пам. в Соборе Афонских преподобных во 2-ю Неделю по Пятидесятнице; пам. греч. и болг. 5 марта) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик ИОАНН-ТОРНИКИЙ (Чордванели, Чорчанели) [Синкелл; Святогорец (Мтацмидели)] (ок. 920 - 984), прп. (пам. груз. 12 июня; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) КИПРИАН († 1406), свт. (пам. 16 сент., 27 мая, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), митр. Киевский и всея Руси КОСМА ЗОГРАФСКИЙ († 1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ († 1506), мон., прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 14 сент. и в Неделю жен-мироносиц в Соборе Фессалоникийских святых) МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010