Во 2-й пол. XVI в. Самцхе-Саатабаго завоевали турки, Тортомское ущелье вошло в Эрзурумский вилайет Османской империи. По сведениям арм. историка Акопа Карнеци († 1673?), местное груз. население под тяжестью налогов стало принимать ислам или монофизитство ( Hakovb Karn é tsi. 1919. P. 176-177; Он же. 1956. С. 554). В юж. рукаве кафоликона между 1861 и 1917 гг. была устроена мечеть, остальные части храма были отведены под хлев, конюшню и сеновал. В 1917 г. разрушения кафоликона описал Такаишвили ( Такаишвили. 1952. С. 46). В 40-х гг. XX в. храм был частично взорван, камни использованы для строительства местной школы ( Кантакузино. 1979. С. 70). Литературная школа Со времен Давида III О. был крупным культурно-богословским центром. Здесь подвизались известные каллиграфы, богословы, гимнографы, переводчики-толкователи. Работами скриптория руководил Иоанн (Варазваче, Чордванели), брат прп. Иоанна-Торникия . В 70-х гг. X в. в О. для грузинской братии, подвизавшейся на Афоне, были созданы сб. «Рай» (), Ошкская Библия и сборник о свт. Иоанне Златоусте, вошедшие в золотой фонд грузинской культуры (Ath. Iver. georg. 9. Fol. 374 v). «Рай» (Ath. Iver. georg. 9. 377 fol.; 34,7×28 см; белый пергамен, полотняный на деревянной основе переплет, письмо асомтаврули ) является аскетическо-гомилетическим сборником, созданным в 977 г. деканозом Стефаном (Fol. 374v, 377v) по заказу Иоанна (Варазваче) (Fol. 54v, 59, 94v, 167, 374v). Содержит 40 произведений, в т. ч. гомилии свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого, прп. Ефрема Сирина и др. В 979 г. по заказу прп. Иоанна-Торникия с целью увековечить заслуги царя Давида III в подавлении восстания Варды Склира мон. Давид из мон-ря Шатберди , племянник гимнографа Микаела Модрекили (Fol. 377 v), написал «Завещание» () (Fol. 375-377v). Начальная часть произведения посвящена рассуждениям о Троичности Бога, непорочности Пресв. Богородицы и др. богословским темам; далее содержится восхваление Давида III и прп. Иоанна-Торникия, говорится о победе груз. войск; заключение отведено под молитвенное прошение о членах дома Чордванели (Описание груз. рукописей. 1986. Т. 1. С. 34-49; Метревели. 1996. С. 7-16). Е. Метревели на базе кодикологического и палеографического анализа доказала аутентичность произведения (ее мнение разделили Ж. Норе, Ж. Лефор, Д. Папахрисанту), долгое время ставившуюся под сомнение (Н. Акинян, Н. Адонц, П. Пеетерс).

http://pravenc.ru/text/2581783.html

Образование И. м. связано с именами 2 груз. полководцев, приближенных царского дома Тао-Кларджети эриставов Иоанна (прп. Иоанн Святогорец) и Торникия (прп. Иоанн-Торникий). В 60-х гг. X в. прп. Иоанн в возрасте ок. 30 лет принял постриг и обосновался в мон-ре Отхтаэклесиа в Кларджетской пуст., где вскоре прославился как аскет и отшельник, и к нему стали приходить люди. Ища уединения, он перебрался в мон-рь на горе Олимп в Вифинии, где, скрыв свое высокое происхождение, выполнял черную работу: чистил стойла для животных. Узнав, что его малолетний сын (впосл. прп. Евфимий Святогорец) в числе др. детей груз. вельмож был привезен в К-поль как гарант союза Византии и Тао-Кларджетского царства, прп. Иоанн прибыл в столицу Византии. После встречи с визант. имп. Романом II он увез мальчика сначала в Вифинию, затем на Афон, к основавшему в 963 г. Великую Лавру прп. Афанасию Афонскому, мать к-рого происходила из Колхиды. Именно этим мн. исследователи объясняют быстро возникшую между преподобными духовную дружбу (Там же. С. 104). На основании сведений источников о встрече прп. Иоанна с прибывшим на Афон визант. имп. Никифором II Фокой (963-969) появление прп. Иоанна в Великой Лавре датируют между 963 и 969 гг. (по мн. источникам, 965). Прп. Иоанн и сопровождающие его грузины нек-рое время оставались в Великой Лавре, но не находились на ее полном иждивении: после 969 г. прп. Иоанн получил от визант. имп. Иоанна I Цимисхия (969-976) хрисовул, согласно к-рому годовой доход от о-ва Лемнос в размере 244 номисм передавался Великой Лавре (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 6; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52). В нач. 70-х гг. X в., желая последовать примеру родственника, в возрасте ок. 50 лет с именем Иоанн принял постриг эристав Торникий, принадлежавший к груз. знатному роду Ксанских эриставов Чорчанели (Чордванели). Стремясь разыскать прп. Иоанна, он прибыл на Олимп, затем на Афон и был радушно встречен в Великой Лавре, где образовалась груз. община. По совету прп. Афанасия в 1,5 км от Лавры были построены груз. ц. во имя св. Иоанна Предтечи и келлии, получившие название «келлии Иоанна Ивера». В Уставе Великой Лавры, созданном прп. Афанасием (973-975), указано, что груз. келлий не должно быть больше 8, что означало ограничение числа монахов также до 8, насельники келлий подчинялись настоятелю Великой Лавры, келлии нельзя было продавать или сдавать внаем (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 16-17; ПДГАЛ. 1967. Т. 2. С. 52-54).

http://isihazm.ru/?id=748

Iver. georg. 9, 977 г. Л. 374 об., 375), Ошкская Библия (Ath. Iver. georg. 1, 979-980 гг. Т. 1. Л. 148 об., 220 об., 399; Т. 2. Л. 219 об., 258, 302 об., 427-428 об.), агиографический сб. (Ath. Iver. georg. 3, 979-980 гг. Л. 141); на Афоне - Лествица св. Иоанна Лествичника в переводе прп. Евфимия (Ath. Iver. georg. 5, ок. 983 г. Л. 324 об.), ркп. ГИМ. Греч. 62 (981 г., Л. 377) и др. ( Lefort. 1985. Vol. 1. P. 8-10). В Житии описаны мн. духовные подвиги И.-Т.: полное отсечение воли, высокое смирение, послушание прп. Иоанну, с к-рым И.-Т. связывала особая духовная дружба. Прп. Иоанн «достойно почитал его и уважал, и покоил, и миловал старость его». Так, заметив, что И.-Т. «любил поговорить» с братиями и паломниками о своей прошлой светской и полковой жизни, прп. Иоанн долгое время «оберегал его и не хотел обличить его, дабы не уязвить разум его», и лишь когда «мужи избранные и почетные» указали святому на это, прп. Иоанн посоветовал И.-Т. разговаривать о мирском только с «Габриелом священником», из уст к-рого «мирского слова не исходило, но все божественное и духовное». По сведениям Натроева, И.-Т. перед смертью принял сан архимандрита. После кончины И.-Т. в Иверском мон-ре начались нестроения. Прп. Иоанн, «принявший ее (настоятельскую должность.- Авт.) на себя преимущественно ради блаженного Торникия», решил покинуть мон-рь, дабы «избавиться от житейских забот», и, взяв сына и неск. учеников, в 985 г. направился в Испанию, где надеялся встретить «немалое число иверов (грузин.- Авт.)». Лишь вмешательство императора убедило прп. Иоанна вернуться на Афон. Мощи И.-Т. были упокоены в приделе Архангелов ц. св. Иоанна Предтечи. Настоятелем мон-ря прп. Георгием Святогорцем (1044-1065) мощи И.-Т., прп. Иоанна, прп. Евфимия и др. груз. подвижников были перенесены в кафоликон в честь Успения Пресв. Богородицы. По свидетельству путешествовавшего по Афону в 1754-1757 гг. архиеп. Кутаисского Тимофея (Габашвили) , в ризнице Иверского мон-ря хранились шлем, латы, кольчуга и сабля И.-Т.

http://pravenc.ru/text/578028.html

ИЮНЬ 1 Шио Новый, Давид Мцире (Малый), Гавриил и Павел Гареджели (Гареджийские), мчч., + 1696-1700 2 Стефан Пиперский, прп., 1697 5 Празднование Мцхетского Джвари 8 Феодор (Тевдоре) Квелтский (Квелтели), сщмч., + 1609 9 Иоанн Шавтели, прп., XIII в. 12 Исидор Самтавнели (Самтависский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. Иоанн-Торникий (Чордванели; Иоанн Мтацмидели), прп., один из основателей груз. Иверского монастыря на Афоне, Х в. 13 Анфим Иверийский (Антимоз Ивериели), свт., митр. Угро-Влахийский, +1716 16 Собор груз. афонских преподобных Кайхосро Картвели (Грузин) (Чолокашвили), сщмч., + 1612 17 Шалва Ахалцихский, мч., + 1227 18 Михаил Улумбоели (Улумбойский), прп., VI в. 21 Арчил, св. царь-мч., + 744 или 761 Луарсаб II, св. царь-мч. Кахети, † 1622 27 Георгий Святогорец (Мтацмидели, Афонский, Ивер), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, духовный писатель, переводчик, + 1065 Лука Иерусалимский (Абашидзе), прп., + 1273/77 Кирион III (Садзаглишвили), свт.-мч., Католикос-Патриарх всей Грузии, историк, писатель, + 1921 30 Динар, св. царица Грузии, X в. ИЮЛЬ 2 Празднование в честь Ризы Пресв. Богородицы 3 Георгий Затворник (Отшельник, Богоносец), прп., + 1068 8 Мирдат III, св. царь-мч. Картли, + 379 12 Гавриил Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., афонский старец, с чьим именем связана история обретения Иверской иконы Пресв. Богородицы, X в. Иоанн Мтацмидели (Святогорец, Афонский, Ивер), прп., один из основателей и настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1005/6 18 Козма (Косьма), прп., иером., мцигнобартухуцеси, + 1630 20 Саломе (Саломия) Грузинска, мц., 1272 г. Илия Чавчавадзе (Праведный), прав., груз. поэт и обществ. деятель, борец за восстановление автокефалии ГПЦ, + 1907 24 Иларион Твалели, прп., XI в. 28 Георгий Строитель (Мтацмидели, Афонский), прп., настоятель груз. Иверского мон-ря на Афоне, + ок. 1029/30 29 Евстафий Мцхетели (Мцхетский), мч., + 589 30 Цотне Дадиани, эристав, мч., руководитель восстания против монгол, XIII в., 31 Арсений Ниноцминдели (Ниноцминдский), свт., переводчик, каллиграф, + 1018

http://pravoslavie.ru/41585.html

Вскоре после воздвижения храма во имя Предтечи Господня стал воздвигаться большой великолепный храм, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. По воле Божией случилось так, что славный воевода Торникий Иверской земли, также рода царского Багрид, принимает иночество с именем Иоанн, подвизаясь вместе с Иоанном и Евфимием. Инок Иоанн, известный своим великим умением полководца, вызывается вдовою императора Романа Младшего, Феофанией, для помощи в отражении сарацын. Торникий (Иоанн) после победы возвращается в обитель с неимоверным богатством, которое было отдано на сооружение дивного храма Успения Пресвятой Богородицы. Храм венчает главный купол над церковью и два над притворами: справа – свят. Николая и слева – св. Архангелов. Стеныхрама сияют, выложенные мраморной плитой, притворы поддерживаются мраморными колоннами. Так с Божией помощью, по милости и обещанию Божией Матери в заступничестве своего святого удела, из малой обители постепенно будет устраиваться будущий обширный Иверский монастырь. Здесь, где, по древнему преданию, первый раз ступала ее нога, испуганные афонские язычники неистово кричали: «Люди, прельщенные Аполлоном! Ступайте все в Климентову пристань и приимите там Марию, Матерь Великого Бога Иисуса!» Народ быстро побежал на морской берег, к указанному месту и, действительно, увидел там приставший корабль с Божией Матерью...». (Путеводитель по Афонской горе, Москва 1903, стр. 9). Именно в этом месте, в X веке воздвигаются стены Иверского монастыря Иверскими подвижниками – Иоанном, Евфимием и Торникием (в иночестве Иоанном). Сюда, к стенам Иверской обители, прибудет чудесным образом по водам Чудотворная икона Божией Матери, брошенная в море во спасение от иконоборцев. В IX веке по Рождестве Христовом, в царствование греческого императора Феофила, ярого иконоборца, недалеко от города Никеи жила богатая и благочестивая вдова с сыном. В их доме находилась дивная икона Божией Матери, и в это жестокое время гонений, истязаний христиан за св. иконы, они получали великое утешение в молитвах перед Ней.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

мон-рь на Афоне ( Adontz. 1938. P. 143-164; Ломоури. 1957. С. 29-46; Аристакес Ластиверци. 1968. С. 19, 20, 64-67; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 22, 23). Средства были потрачены на строительные работы и на освоение доменов (владений) в Македонии. Кроме того, И.-Т., как об этом сообщается в хрисовуле визант. имп. Василия II Болгаробойцы от 979/80 г. (утерян, фрагменты включены в акт судьи Льва от 1059 или 1074 г.- Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 32; Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 332-333), обменял принадлежавшие ему Иверский (τς Ιβηρσσης) мон-рь в К-поле и мон-рь св. Фоки в Трапезунде на мон-ри Леонтия в Фессалонике, Иоанна Колова в г. Иериссе и Климента на Афоне (общая площадь земельных угодий - 80 тыс. модиев). Согласно хрисовулу, И.-Т. получил также фискальный доход в размере 60 податных и 40 бесподатных крестьян. И.-Т. и прп. Иоанн оказывали значительную материальную поддержку афонским мон-рям. Так Великой Лавре был пожертвован полученный от имп. Василия II о-в Неон (ныне о-в Айос-Эфстратиос) с доходом от 14 до 20 литр золота в год. Лавра также получила в дар от преподобных часть Честного Животворящего Креста Господня, драгоценные богослужебные сосуды, утварь, иконы, богослужебные книги, облачения и др. («Книга агап»: НЦРГ. А 558 - Натроев. 1909. С. 35-37). Настоятелем и духовником новооснованного мон-ря был избран прп. Иоанн, И.-Т. занял должность эконома (после него - его племянник, прп. Георгий Строитель (Варазваче), настоятель мон-ря в 1019-1029). По словам Жития, одним из строителей мон-ря был «некий грузин Варасвадзе»: А. Натроев, ссылаясь на сведения колофона сб. произведений свт. Иоанна Златоуста и прп. Ефрема Сирина «Рай» (977, пергамен), считает, что речь идет о брате И.-Т., Иоване Варазваче (Чордванели) ( Джанашвили. 1886. С. 47; Бакрадзе. 1889. С. 245; Натроев. 1909. С. 30, 31, 40-43, 47). По заказу И.-Т., зачастую совместно с Иоване Варазваче, были переписаны мн. рукописи: в мон-ре Ошки (Тао-Кларджети) были заказаны гомилетический сб. (Ath.

http://pravenc.ru/text/578028.html

Гавриила, не зафиксированные в греч. источниках, являются датами принесения их мощей в Тырново. Возможно, к правлению К. (именуемого в проложных житиях и повестях «великим царем Калояном, братом царя Асеня») относится и начало лит. (агиографического и гимнографического) оформления церковного почитания этих святых в Болгарии. В научной лит-ре утверждается, что К., стремясь к признанию Болгарии царством, заключил унию с Римско-католической Церковью. Б. Н. Флоря доказал, что на Болгарию была распространена практика, ранее опробованная Иннокентием III в отношениях с Сербией, а после падения Византии - в отношениях с лат. патриархом К-поля. Тырновский архиеп. Василий, согласно данной им папе клятве, раз в 4 года должен был являться в Рим, а его преемники обязывались после избрания давать клятву верности в римском соборе св. Петра. К моменту коронации К. К-польский патриарх Иоанн Х уже поклялся в верности Иннокентию III по требованию вождей крестоносцев. В текст присяги, к-рую болг. царь произнес при коронации, были включены слова о преданности Папскому престолу. Болгарской Церкви было разрешено самостоятельно варить св. миро, что, согласно принятой на христ. Востоке практике, означало каноническую самостоятельность. Добиваясь формального признания приоритета Рима болгарами и сербами, Иннокентий III прежде всего стремился к усилению своего влияния на их внешнюю политику, а не на церковные дела. Византийские авторы не упоминают о «латинстве» К., но изображают его варваром, чуждым христианству. Никита Хониат описывает жестокости К. в отношении греч. населения Варны, Филиппополя и др. городов, зверскую расправу с пленными, напр. с имп. Бодуэном и визант. аристократом Константином Торником. Георгий Акрополит сообщает, что за месть ромеям (грекам) за ослепленных в 1014 г. визант. имп. Василием II Болгаробойцей пленных болгар К. получил прозвище Ромеобойца, а греки называли его Скилоиоанн, т. е. Пёс-Иоанн. Болг. средневек. источники также не упоминают о «латинстве» К. Более того, вечная память царю, «одержавшему множество побед над греками и фрягами», была внесена в Синодик Болгарской Церкви, переведенный с греч.

http://pravenc.ru/text/1320149.html

С этим же периодом связано начало творческой деятельности сына прп. Иоанна - прп. Евфимия Святогорца, заложившего основы груз. канонической, агиографической, догматической, апокрифической и др. переводной и оригинальной лит-ры. В колофоне рукописи Ath. Iver. georg. 16 перечислены имена преподобных Иоанна, Иоанна-Торникия, Евфимия, а также Арсения, Феодора, Георгия и переписчика рукописи Саввы. Учитывая, что к 979 г. в составе груз. общины был и Иларион, ставший впосл. экономом, считают, что он и упомянутые подвижники и составили 1-ю группу из 8 чел., обосновавшихся в келлиях ап. Иоанна Богослова (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 21-22). На основание И. м. повлияли события, происшедшие в Византийской империи после воцарения в 976 г. малолетних императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII. Командующий вост. визант. войсками Варда Склир провозгласил себя визант. императором, поднял мятеж и в 978 г. занял Анатолию. Он разгромил визант. войска, к-рыми командовал Варда Фока в битвах при Панкалии близ г. Аморий (19 июня 978) и при Василика-Ферма в визант. феме Харсиан. Императоры или скорее их мать, августа Феофано, обратились за помощью к царю Тао-Кларджети Давиду III Куропалату, но, поскольку не имели возможности направить гонца в Грузию, решили действовать через груз. монахов Афона. Летом 978 г. визант. вельможа (севастофор) прибыл в Великую Лавру и передал 3 письма от императоров преподобным Афанасию, Иоанну и Иоанну-Торникию; последнего просили прибыть в К-поль. Монах отказывался, однако преподобные Афанасий и Иоанн убедили его выполнить просьбу августы. В К-поле прп. Иоанну-Торникию было поручено отвезти послание императоров и августы груз. царю Давиду III, по получении к-рого груз. царь выслал на подавление восстания Варды Склира 12-тысячную конную армию, во главе к-рой поставил прп. Иоанна-Торникия и полководца Джоджика. В случае победы визант. императоры обещали передать груз. царю Давиду III «Верхние земли», т. е. Имиер-Тао, с правом пожизненного владения, а прп. Иоанну-Торникию - все трофеи. 24 марта 979 г., во 2-й битве при Панкалии, восстание было подавлено. Груз. царь Давид III получил обещанные земли и титул куропалата (нек-рые исследователи считают, что он имел титул с момента воцарения в 966), прп. Иоанн-Торникий - трофеи, часть к-рых раздал войскам и преподнес царю Давиду III, а др. часть употребил на основание и благоустройство И. м. (Adontz. 1938; Ломоури. 1957; Аристакес Ластиверци. 1968. С. 19, 20, 64-67; Lefort. 1985. Vol. 1. P. 22, 23).

http://isihazm.ru/?id=748

Так, по сообщению проф. А. С. Хаханова, св. Евфимий почти все свои переводы исполнил «при жизни отца своего Иоанна» (стр. 88). Так ли это? Св. Иоанн – † в 998 г.; св. Евфиний – же на 65 году от рождения, в 1028 году, и, следовательно, жил после отца 30 лет и при нем – 35 лет. Уже одно такое соотношение времени жизни того и другого само собою говорит против заключения автора. Если же припомнить, что, по показанию рукописи, св. Евфимием исполнен перевод не менее 30 произведений, из коих некоторые обширны (как, напр., «Поучения св. Василия В.», «Толкования на псалтырь», «Поучения Григория Богослова » и пр.), то заключение проф. А. С. Хаханова тем более становится сомнительным. Наконец, и он сам опровергает себя, когда говорит, что житие св. Феодора переведено Евфимием в 1013 г. (след., очень долго спустя после смерти отца), что благодаря сложным обязанностям настоятеля Иверской обители, принятым им после смерти отца, ему при них «не раз приходилось ночи посвящать занятиям по переложению предпринятых им переводов» (стр. 89), что «обязанность по переводам свящ. писания он передал» другому лицу только в 1012 г. (ср. означенный выше 1013 год). Сверх же того, автор забыл, что в выдержке его из ркп. библ. Акад. Наук прямо говорится, что Иверская обитель обогатилась переводами благодаря трудам преемника Иоанна – сына его Евфимия (т. е., значит, после смерти отца), а в приписках св. Евфимия к переводу номоканона И. Постника по тексту, издаваемому самим же проф. А. С. Хахановым, определенно дается понять, что перевод этот исполнен по смерти отца, за которого переводчик просит читателя молиться (см. тексты стр. 94–96). Затем автор говорит, что св. Евфимий, удаляясь в 1012 г. в келью, поручил дело переводов Григорию Святогорцу (Мтацминдели) (стр. 89). Такого переводчика в это время, по-видимому, не было и, вероятно, таковым преемником ев. Евфимия по настоящему делу нужно считать Георгия Мтацминдели († 1066 г.). По заявлению автора (стр. 87), св. Иоанн (по смерти Торникия) помышлял отправиться вместе с св. Евфимием в Испанию. Опять, несомненно ложное сведение, обязанное вероятно тому забвению автора, что в греческом языке названия «Испания» и «Грузия» обозначаются одним термином «Ιβηρα», и что, посему, биограф этих святых, очевидно, говорит здесь о намерении их отправиться на родину в Грузию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

20 апр. 1923 г. М. был закрыт. 20 июня того же года мощи великомучеников Давида и Константина, а также часть церковного имущества были переданы в Кутаисский государственный историко-этнографический музей . Благодаря усилиям митр. Кутаисско-Гаенатского Гавриила (Чачанидзе; 1953-1957), протоиерея кутаисской ц. во имя Архангелов в комплексе Мцване Квавила Наума Шавианидзе (епископ Кутаисско-Гаенатский в 1957-1969) и свящ. Трифона Сулакадзе М. разрешили открыть: в обитель были возвращены мощи великомучеников Давида и Константина, 2 окт. 1954 г. митр. Батуми-Шемокмедский Ефрем (Сидамонидзе; католикос-патриарх Грузии Ефрем II в 1960-1972) и митр. Кутаисско-Гаенатский Гавриил торжественно освятили кафоликон. В 1954-1955 гг. на частные пожертвования были проведены ремонтные работы в храме и на колокольне, для мощей изготовлена новая деревянная рака. В 1957-1963 гг. к М. провели дорогу, в мон-ре устроили водопровод, подключили электричество, выстроили 2-этажный дом для насельников. В 2009-2011 гг. по инициативе Национального агентства защиты культурного наследия Грузии в М. были проведены восстановление комплекса и археологические работы. Были отремонтированы кафоликон (заменены перекрытие и алтарная преграда, открыта древняя кладка стен), трапезная, центральные ворота, средневек. мост, ограда. В ходе археологических раскопок выявлены культурные слои V-VI вв., в т. ч. остатки крепостных стен, башен, ворот, склепа, найдены осколки черепицы, а также высеченная в скалах тропа, предназначенная для вьючного транспорта; были обнаружены грузинские и трапезундские монеты XII-XIV вв., фундаменты и фрагменты келий, марани и др. строений жилого, хозяйственного и инженерного назначения XIX - нач. XX в. ( Гегечкори. 1991. С. 22-23; Ткешелашвили. 2010. С. 56-61). В наст. время в М. подвизаются 6 чел.: настоятель архим. Елеазар (Иванеишвили, с 2008), протоиерей (деканоз) Сулхан Гудушаури (с 1982), 2 иеромонаха, иеродиакон и монах. Настоятели М. архим. Симеон (ок. 1650), игум. Сильвестр (Гогаберидзе; 50-е гг. XVIII в.- 1766), архим. Герасим (Лорткипанидзе; 1785-1825), игум. Порфирий (Церетели; 1825-1851), иером. Иоанн (Пурцхванидзе; 1851-1860), игум. Серапион (Ахвледиани; 1861-1865), архим. Митрофан (Лорткипанидзе; 1865-1880), архим. Виссарион (Ахвледиани; 1880-1905), архим. Пирр (Окропиридзе ; 1905-1907, позже еп. Алавердский), архим. Нестор (Кубанеишвили; 1910-1912, 1916-1919), архим. Досифей (Бердзнишвили; 1912-1916), архим. Николай (Наморадзе; 1919-1923), прот. Трифон Сулакадзе (1957-1977), архим. Торникий (Мосешвили; 1978-2007), архим. Елеазар (Иванеишвили; с 2008). Святыни

http://pravenc.ru/text/2564254.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010