Положение Церкви Эпира в 1-й пол. XIII в. было очень сложным. Падение К-поля в 1204 г. привело к разрушению традиц. институтов Патриаршей власти и дезинтеграции церковных общин на всей бывш. территории Византии. В первые годы после захвата К-поля крестоносцами Эпирская Церковь была вынуждена принять унию с Римом, поскольку деспот Михаил в 1205 г. признал себя вассалом короля Фессалоники Бонифация Монферратского , а в 1209 г. заключил договор с папой Иннокентием III , в к-ром признал себя слугой Римского первосвященника. Формально Римская Церковь могла претендовать на то, чтобы принять Эпир в свою юрисдикцию, поскольку до VIII в. епархии всего Иллирика (зап. части Балкан) находились в подчинении Рима. Однако при И. А. дальнейшего сближения Эпира с Римом не произошло. После первых успехов в борьбе против латинян Эпирский деспотат стал представлять серьезную угрозу Латинской Романии. В 1217 г. деспот Феодор захватил в плен лат. имп. Пьера II де Куртене, незадолго до этого коронованного в Риме. Папа Гонорий III объявил об отлучении Феодора, что означало одновременно и разрыв унии латинян и визант. епархий Эпира. И. А. и др. предстоятели Эпирской Церкви стали последовательными противниками соглашений с латинянами как в религ., так и в политической сфере. К-польские патриархи, восстановившие свой престол в Никее под покровительством никейского имп. Феодора Ласкаря, также претендовали на управление епархиями на всей территории прежней Византии. При этом у Никеи, отрезанной от Балкан лат. владениями, не было возможности к.-л. образом участвовать в церковной жизни Эпира и др. греч. областей. Самостоятельные действия Эпирской Церкви вызывали протесты Никеи. Так, в 1213 г. И. А. созвал Собор в Арте, на к-ром получили хиротонию епископы Лариссы и Диррахия, городов, не входивших в состав Навпактской митрополии, но незадолго до этого присоединенных к Эпирскому деспотату. Подобным образом в Эпире епископы поставлялись и позднее, причем в выборе кандидатур на епископские кафедры И. А. зачастую не обладал решающим голосом, решения принимались в ходе консультаций архиереев и светской власти. В 1219 г., после смерти митр. Керкирского Василия Педиадита, на его кафедру был возведен Георгий Вардан, которого И. А. предполагал сделать епископом Воницы. Ок. 1222 г. И. А. был вынужден уступить желанию деспота Феодора поставить митрополитом Нов. Патр Иоанна Космомойра, хотя и имел собственного кандидата на эту кафедру - Евфимия Торника. Впосл. И. А. добился низложения Космомойра за его связи с Никейской Церковью.

http://pravenc.ru/text/469808.html

В 40-х гг. XII в. А. с. в третий раз подвергся структурной переработке по велению настоятеля мон-ря Иоанна (Калакалы): гимнографический материал и поминальные записи были перенесены в конец рукописи и снабжены специально оставленными чистыми листами для новых записей, сборник приобрел, т. о., черты своего рода хроники Ивирона, где с документальной точностью фиксировались важнейшие события жизни мон-ря. Эта часть рукописи названа «Книгой агап» (синодик) и содержит 167 поминальных записей. В 1-й редакции их насчитывалось 50, сохранилось 22 (1 дек.- 13 февр.). Игум. Иоанном (Таплаисдзе) сделано еще 77. Записи расположены в порядке церковных празднеств. Каждая состоит из поминовения лиц, оказавших к.-л. услугу мон-рю, при этом точно указаны объем и содержание пожертвования (евлогии), а также общественное положение жертвователя. Для самых заслуженных лиц и царских особ дни поминовения сопадают с днями Господских праздников (напр., память Константина Мономаха установлена 6 янв.- в день Крещения Господня и 6 авг.- в день Преображения Господня). В синодике упомянуты груз. царь Баграт IV, царица Мариам, св. царица Тамара и мн. др. представители груз. и визант. знати. С особым почетом (со множеством литургических элементов) совершалось поминание основателей Ивирона и отцов-подвижников, среди к-рых святые Иоанн Торникий Святогорец, Иоанн Грузин , Евфимий и Георгий Святогорцы и др. Отдельные поминальные записи появлялись в виде вставок и позже, напр. в XVI в. поминовение семьи Атабагов - правителей княжества Юж. Грузии 161-164 по изд. Е. П. Метревели). Кроме того, рукопись пополнялась приписками, сделанными странниками, с разными сообщениями на груз. и греч. языках, среди них - приписка Филиппа Шакарашвили (1565), поминальная запись митр. Тбилисского Елисея (1640), а также запись архиерея Тимофея (1755), выполненная неким Бердзеновым в Грузии в 1868 г. Как сообщает проф. А. Цагарели, нашедший А. с. в Мегрелии, рукопись была доставлена с Афона в Грузию неким афонским монахом-грузином. В 80-х гг. XIX в. ее привезли в Тбилиси и передали в Церковный музей Грузинского экзархата, затем в рукописное отд-ние Гос. музея Грузии, оттуда в 1959 г. в Ин-т рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии.

http://pravenc.ru/text/77106.html

Новый монастырь был создан иждивением греческого императора Василия. Императрица пожаловала Иверской обители царскую грамоту с золотой печатью, признала ее совершенно независимой от лавры, дала монастырю большие поместья и сделала ценные вклады. Вместе с ней и грузинский царь Давид весьма рад был этому новому делу и также внес большие вклады и подарил Иверской обители поместья в Грузии, пожаловав грамоту на пользование имениями. Блаженный Торникий после сего стал приглашать из Грузии желающих вступить в новую обитель. Таких оказалось много, и они с радостью отправились на Афон. Кроме того, блаженный Торникий для монастырских работ на море, в том числе для рыбной ловли, нанял привычных к этому делу людей из греков, устроил всевозможные мастерские, так что обитель Иверская положительно ни в чем не нуждалась. Возвратившись на Афон, блаженный Торникий передал преподобному Иоанну богатые подарки, которые получил в награду от царей после победы над бунотовщиком, а сам продолжал прежнее свое монашеское житие, так что всем имуществом обители распоряжался преподобный Иоанн. Блаженный же Торникий стяжал великое смирение, ибо считал его началом всех добродетелей. Будучи человеком знатного происхождения, почти всю свою жизнь проведшим на военной службе, Торникий имел привычку беседовать с братиями, расспрашивать их о разных обстоятельствах и случаях их жизни и входил в различные разговоры о делах, его не касавшихся, что не подобало монаху-аскету. Видя это, блаженный Иоанн не хотел ничего говорить ему, боясь, чтобы не произошло между ними какого-нибудь недоразумения, хотя опытные старцы обители часто советовали Торникию оставить эту привычку. И вот наконец блаженный Иоанн был вынужден сказать иноку: «Чадо мое Торникий и возлюбленный брат о Христе! Желаю, чтобы душа твоя не получила никакого вреда, прошу тебя, оставь мирские твои привычки и с этого времени не беседуй более ни с кем, кроме преподобного иеромонаха Гавриила 192 ». Блаженный Торникий пал святому Иоанну в ноги и сказал со слезами на глазах: «Достойный и богоносный отец мой, для чего ты молчал до сих пор и не говорил мне этого?» Святой поднял его с земли и сказал: «Господь простит тебе, чадо мое.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первый этап строительства И. м., настоятельство прп. Евфимия. В 980 г. грузины окончательно покинули келлии ап. Иоанна Богослова и Афо и обосновались в мон-ре Климента, на тот момент представлявшем собой маленькую обитель с церковью, неск. строениями и небольшим земельным владением. Мелководье не позволяло иметь здесь удобную гавань, однако защита гор с сев. стороны давала возможность использовать долину в качестве угодий. Насельники мон-ря разделили функции по управлению И. м. согласно способностям и призванию каждого: игуменом и духовником братии был избран прп. Иоанн Святогорец (979/80-1005); прп. Иоанн-Торникий стал экономом (позже эту должность занял его племянник, прп. Георгий Строитель); прп. Евфимий занимался переводами. Прп. Афанасий по-прежнему окормлял груз. монахов и оказывал им высокое доверие и уважение. Так, согласно его предсмертной воле, прп. Евфимий в течение 3 лет занимал должность епитропа в Великой Лавре. По сведениям письменных источников и археологических исследований, проводимых под рук. археолога П. Милонаса, на 1-м этапе строительства И. м. (до сер. XI в.) был возведен кафоликон - ц. Богородицы с нартексом (980-983), считающаяся одной из древнейших христ. святынь Афона; в 1005 г. прп. Евфимием для погребения мощей прп. Иоанна к ней был пристроен сев. придел во имя Архангелов; в 1019-1029 гг. храм был дополнен; в 1045-1056 гг. кровля церкви была перекрыта свинцовыми листами, к-рые по просьбе прп. Георгия Святогорца из имп. запасов выделил Константин IX Мономах; в этот же период был пристроен 2-й нартекс; до сер. XI в. пол церкви был украшен мозаичным покрытием (сохр. фрагментарно) (Mulônas. 1985. Vol. 1. P. 64-68). Как указывает еп. Порфирий (Успенский), строителями мон-ря были не только преподобные Иоанн-Торникий и Иоанн Святогорец, но и «какой-то грузин Варасвадзе», к-рого А. Натроев на основании колофона сборника произведений свт. Иоанна Златоуста и прп. Ефрема Сирина «Рай» (977, пергамен) идентифицирует с братом прп. Иоанна-Торникия, Иоване Варазваче (Чордванели) (Джанашвили. 1886. С. 47; Бакрадзе. 1889. С. 245; Натроев. 1909. С. 30, 31, 40-43, 47). Еп. Порфирий (Успенский) указывает, что после завершения строительства кафоликона и келлий прп. Афанасий «подарил» И. м. хрисовул имп. Василия II, разрешающий иметь мореходное судно (Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 159).

http://isihazm.ru/?id=748

На Афон прп. Иоанн-Торникий прибыл с группой грузин, желавших подвизаться на Св. Горе, и тогда появилась необходимость в основании отдельного мон-ря. Вероятно, за это ходатайствовал и груз. царь Давид III Куропалат, активно строивший мон-ри в Кларджетской пуст. в Тао-Кларджети (Ошки, Пархали, Хахули, Отхтаэклесиа). Свыше 1,2 тыс. литр золота, полученных прп. Иоанном-Торникием за победу над Вардой Склиром, были потрачены на строительство И. м. и на освоение доменов (владений) в Македонии. Согласно хрисовулу визант. имп. Василия II Болгаробойцы (979/80; утерян, фрагменты включены в акт судьи Льва от 1059 или 1074 г.- Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 32; Порфирий (Успенский). 1877. Ч. 1. Отд. 2. С. 332-333), прп. Иоанн-Торникий обменял находившиеся до этого в ведении грузин мон-ри - Иверский (τς Ιβηρσσης) в К-поле и св. Фоки в Трапезунде - на мон-ри Леонтия в Фессалонике, прп. Иоанна Колова в г. Иериссе и Климента на Афоне с общей площадью земельных угодий 80 тыс. модиев. К пожалованному императором прп. Иоанну-Торникию фискальному доходу в виде 60 податных и 40 бесподатных крестьян было добавлено еще 20 и 40 крестьян. Щедрые пожертвования на основание И. м. сделал и груз. царь Давид III. Т. о., общая площадь земель И. м. уже при основании мон-ря намного превысила владения Великой Лавры не только в тот период, но и в пору ее расцвета в сер. XI в. Стремясь расположить к себе афонитов и утвердиться на Афоне, преподобные Иоанн-Торникий и Иоанн делали значительные пожертвования афонским мон-рям. Так, полученный от имп. Василия II о-в Неон (ныне о-в Айос-Эфстратиос), доходы от к-рого составляли от 14 до 20 литр золота в год, а также часть Честного Животворящего Креста Господня, драгоценные богослужебные сосуды, утварь, иконы, богослужебные книги, облачения и др. были переданы Великой Лавре в благодарность за содержание груз. братии («Книга агап»: НЦРГ. А 558 - Натроев. 1909. С. 35-37). Пожертвования не прекращались и после кончины преподобных, что, однако, не избавляло братию И. м. от тяжб с др. афонскими мон-рями. В 979/80 г. И. м. передал афонскому Протату в Карее для раздачи монахам 14 литр золота, столько же - в 982/3 г., 28 литр- в 984/5 г., в т. ч. 1 литра золота была пожертвована на освящение церкви в Карее (Протат) (Lefort. 1985. Vol. 1. P. 35-36). В свою очередь афониты гарантийным актом подтвердили, что не будут иметь претензий на мон-рь прп. Иоанна Колова с вотчинами в долине р. Стримон и в Иериссе и на подчиненные ему мон-ри Леонтия и Полигир, бывшие предметом долговременных разногласий и тяжб между мон-рями Афона. В 972, 976 и между 976 и 979 гг. афонские мон-ри подавали императору прошения о передаче им И. м. Однако вместе с обителью прп. Иоанна Колова к иверским монахам перешли и тяжбы, к-рые вел мон-рь в X в.: напр., с жителями деревень в окрестностях Иерисса из-за земельных владений (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 4).

http://isihazm.ru/?id=748

Одним из самых любимых регионов грузинской диаспоры была, несомненно, Палестина. Мы уже отмечали особое почитание Святой Земли в Грузии. До XI в. там, как правило, служили иерусалимскую литургию св. Иакова. И не случайно первый грузинский монастырь был построен Петром Иверийцем не в Грузии, а в Иерусалиме. Это многовековое грузинское присутствие в Святой Земле иллюстрируется, например, собранием рукописей Иерусалимского патриархата: весьма большой процент их - грузинского происхождения. Некоторые из этих рукописей первоначально находились в библиотеке основанного около 1040 г. монахом Прохором грузинского монастыря Честного Креста Господня. Монастырь сохранял свой грузинский характер до 1685 г., когда тяжелое финансовое положение и нехватка грузинских монахов понудили его насельников продать территорию и здания грекам. Большая грузинская община была и в синайском монастыре св. вмч. Екатерины: тому свидетельство - 85 грузинских рукописей, сохранившихся в монастырской библиотеке. Самыми известными грузинскими монастырями в границах византийского мира были Петрицос, расположенный к югу от Филиппополиса во Фракии, и Иверон на Афоне. Монастырь Петрицос был основан византийским генералом и сановником грузинского происхождения Григорием Пакурианом. Сегодня это болгарский монастырь. Но в его первоначальном уставе (1083 г.) особо оговаривается исключительно грузинский характер братии. Самый известный средневековый грузинский ученый, Иоанн Петрици прожил в монастыре Петрицос долгих тридцать лет, прежде чем вернулся назад в Грузию в академию при монастыре Гелати. Датой начала организованного афонского монашества считается 963 г., когда св. Афанасий основал Великую Лавру. Вскоре на Афоне появились и первые грузины - Евфимий Ивериец и его отец Иоанн Афонский. Оба поселились в Лавре св. Афанасия. По прошествии недолгого времени на Афон прибыл Иоанн Торникий - вельможа грузинского происхождения, верно служивший в качестве генерала и посла императору Василию II. В 979-980 гг. он основал Иверон, или, как он назывался первоначально, «монастырь иверийцев». Иоанн был избран игуменом монастыря; когда он скончался в 1005 г., игуменом стал его сын Евфимий.

http://sedmitza.ru/lib/text/434838/

Г. Чеишвили Кафоликон Архитектура Ц. во имя св. Иоанна Предтечи - крестово-купольный храм типа триконх (42×28 м, высота 33 м), один из наиболее крупных и богато украшенных храмов своего времени на христ. Востоке. Церковь стоит на выровненной платформе, возведена из желтого песчаника на растворе; купол покрыт черепицей. Храм имеет 3 апсиды; удлиненный зап. неф разделен на 5 неравных частей, в западной устроены хоры (подобные встречаются в Отхтаэклесиа и Пархали) ( Djobadze. 1992. Р. 165, 185). Купол опирается на свободно стоящие массивные пилоны сложной формы. Переход от квадрата основания к куполу выполнен с помощью парусов с тромпами. В груз. архитектуре традиция возведения купола на опорах восходит к храму типа вписанного креста Цроми (VII в.) ( Чубинашвили. 1969). Зодчий О., объединив 2 архитектурных типа (триконх и свободный крест), создал обширное пространство, характерное как для кафедральной архитектуры ( Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня , Баграта храм ), так и для монастырских церквей, и заложил основу новой традиции в архитектуре. После О. царь Давид III и таойские Чордванели (прп. Иоанн-Торникий, прп. Евфимий Святогорец , отец прп. Евфимия прп. Иоанн Святогорец ) основали на Афоне груз. Иверский монастырь (980) с близким по архитектуре кафоликоном, созданным, вероятно, по примеру О. Есть мнение, что это строение послужило образцом для остальных церквей Афона - также триконхов ( Castelfranchi. 1986). По обе стороны каждого рукава устроены 2-этажные комнаты: северная имеет вход в жертвенник; в южной, по мнению Г. Гагошидзе, была устроена гробница эристава эриставов Баграта ( Гагошидзе. 2003. С. 35; Skhirtladze. 2010/2011. P. 108-110). К зап. рукаву прилегают 2 удлиненных помещения: северное - темная комната, где, по предположению В. Джобадзе, хранили вино для Евхаристии (при расчистных работах в 2018 были обнаружены 3 квеври). В храм ведут 4 входа: 2 южных и по одному в центре западного и северного рукавов. Множество окон помещены в стенах нефа и в барабане.

http://pravenc.ru/text/2581783.html

Позднее к этим центрам добавились Тао-Кларджети (ныне на территории Турции), где выдающийся церковный деятель архимандрит Григол Хандзтели вместе со своими учениками и последователями построил огромный комплекс из 14 больших монастырей, а также Зарзма, Греми, Гелати. В Хахульском монастыре прославились иноческими подвигами преподобный Василий, сын царя Баграта III, братья Георгий и Савва Хахульские, Иларион Твалели, воспитавший и благословивший на монашество Гиоргия Святогорца, настоятель Макарий постник (ум. в 1034 в.). Грузинские монастыри и духовные центры были основаны также в различных краях Византийской империи, но особенно в Константинополе, с которым Грузия была тесно связана со времен Константина Великого и где, в частности, подвизался один из выдающихся аскетов, преподобный Иларион Грузин. Исключительное место в духовной жизни Грузии занял Афон, где преп. Иованэ Иверский (ум. в Х в., память 12/25 июля) и его сподвижник преп. Иованэ-Торникэ, при поддержке св. Афанасия построили Иверский монастырь. Сын Иованэ и второй настоятель Ивирона, преподобный Эптвимэ (Евфимий) Иверский (ок. 955–1028), память 12/25 июля) стал ключевой фигурой в переводческой деятельности грузин. Как свидетельствуют рукописи и перечисление его трудов, данное Георгием Святогорцем в «Житии», он перевел огромное число основоположных текстов, «и так умножил вверенный ему талант». Среди его переводов находим «Поучения» Василия Великого и его же толкования на псалмы, книги Иоанна Лествичника , Макария Египетского , аввы Дорофея , святого Исаакия, поучения Максима Исповедника , святого Зосимы, святого Кассиана, Ефрема Сирина , слова Григория Нисского и Иоанна Дамаскина , различные толкования Евангелия и библейских книг, множество житий и мученичеств, а также малый годовой Синаксарь, постные стихиры полностью и каноны многим святым. Его труд перевода священных и святоотеческих текстов продолжил Гиоргий Святогорец (1009–1065) 143 . С Афоном связаны Иоанн Грдзелис-дзе, Арсен Ниноцмидели (Ниноцмидский), Захарий Мирдатис-дзе, Гиоргий Олтисари (стал игуменом Иверского монастыря в 1065 году). Преподобный Иоанн Хахульский, епископ Болнисский, а затем Хахульский, нареченный Златоустом (X-XI вв., память 10/23 марта), в 1019 году оставил кафедру и отправился в Иверский монастырь, где вместе со своим духовным отцом Иоанном Грдзелис-дзе и Арсением Ниноцмидским сотрудничал с преподобным Евфимием в переводческих трудах. В XIX в. в Иверском монастыре жили и прославились духовными подвигами схимонах Виссарион Кикодзе, иеросхимонах Венедикт Китиашвили, Иларион Канчавели. С ними связан значительный подъем творческой активности грузинских афонцев. Ими переписаны в 1823–1824 гг. несколько грузинских рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

1967. Т. 2. С. 38-105; Аристакес Ластиверци. Повествование вардапета Аристакеса Ластиверци/Пер. с древнеарм.: К. Н. Юзбашян. М., 1968. С. 19, 20, 64-67; Василий Багратисдзе. Житие прп. Евфимия Мтацмидели//ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 331-340; Греческое «Житие» Иоанна, Евфимия и Георгия Афонцев/Греч. текст, груз. пер.: М. Мачханели. Тбилиси, 1982. С. 74-120 (на груз. яз.); Acte de vente (N 3), 16 avril, 982//Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1. P. 114-116; Acte de garantie (N 4), juileet, 982//Ibid. P. 117-129; Acte d " echange (N 5), juillet, 982//Ibid. P. 129-134; Acte du prôtos Léontios (N 24), decembre, 1020//Ibid. P. 228-233; Acte du juge Léon (N 32), avril 1059 plutot que 1074//Ibid. P., 1990. Vol. 2. P. 80-87; Acte du prôtos Paul (N 42), octobre, 1080//Ibid. P. 135-140; Описание груз. рукописей: Афонская коллекция/Под ред. Е. П. Метревели. Тбилиси, 1986. Т. 1 (на груз. яз.); Бердзенишвили Н. Агапы Афонского Иверского мон-ря. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.). Лит.: Джанашвили М. Общие сведения о Картлис Цховреба и ее источниках. Тифлис, 1886. С. 47 (на груз. яз.); Бакрадзе Д. История Грузии: С древнейших времен до X в. Тифлис, 1889. С. 245 (на груз. яз.); Натроев А. Иверский мон-рь на Афоне в Турции. Тифлис, 1909. С. 30-48, 76-77, 81-83, 183-185, 188, 206, 313-331; Adontz N. Tornik le Moin//Byz. 1938. Vol. 13. P. 143-164; Ломоури Н. К истории восстания Варды Склира//Труды/ТГУ. Тбилиси, 1957. Т. 67. С. 29-46; Lefort J. Histoire du monastére d " Iviron des origines jusqu " au milieu du XIe siécle//Actes d " Iviron. P., 1985. Vol. 1. P. 7-12, 15-25, 30-33; idem. Histoire du monastére d " Iviron du milieu du XIe siécle à 1204//Ibid. 1990. Vol. 2. P. 19, 22; M é tr é v é li H. Note sûr le Synodikon d " Iviron//Ibid. 1990. Vol. 2. P. 13-16. Н. Т.-М. Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/578028.html

Евфимию в переводах книг. Сохранилась дарственная от 10 нояб. 996 г., к-рую на имя И. С. дал его духовный сын, бывш. мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на о-ве Лемнос: ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000) назначил И. С. эпитропом Великой Лавры (Диатиносис прп. Афанасия см. в: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 240-243). К 1005 г. братия мон-ря насчитывала свыше 200 чел. По письменному завещанию преподобного (не сохр.), к-рое цитируется в Житии, настоятелем Иверского мон-ря должен был стать прп. Евфимий, а после его кончины - прп. Георгий Строитель , с тем чтобы традиция назначения уходящим настоятелем своего преемника не прерывалась. И. С. был погребен в кафоликоне Иверского мон-ря: над его могилой прп. Евфимий выстроил ц. во имя св. Архангелов (ныне Всех святых). В предисловии к переводу Толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Ath. Iver. georg. 13-4-10, 1008 г.) прп. Евфимий написал о роли отца в его образовании и избрании поприща, а также привел список переведенных им при жизни И. С. книг. Среди названий Иверского мон-ря долгое время употреблялось и «Лавра Ивера» (Λαρα το Ιβηρος), т. е. И. С. Настоятель Иверского мон-ря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в юж. часть нартекса кафоликона мощи И. С., прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелисдзе) и распорядился, чтобы возле рак горели 3 неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей И. С. и преподобных. Ист.: Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901 (на груз. яз.); Георгий Мцире. Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца// Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901. С. 279-351 (на груз. яз.); То же// Кубанеишвили.

http://pravenc.ru/text/471496.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010