( Тимофей (Габашвили). 1852. С. 33-44). И.-Т. изображен в ктиторском ряду, помещенном на правой стене нартекса кафоликона, рядом с имп. Феофано, визант. императорами Константином VIII, Василием II, Романом II, груз. владетелями сыновьями атабага княжества Самцхе Кваркваре Великого атабагами Кайхосро (1498-1500) и Мзечабуком (1500-1515), а также представителем мухранской ветви груз. правящего дома Багратиони Ашотаном Мухранбатони (1637-1692) ( Натроев. 1909. С. 56). Паломник Г. Надареишвили, побывавший на Афоне в 1882 г., упоминает изображения И.-Т. в светском одеянии и «до 10 царствующих особ» Грузии, помещенные на входных дверях Иверского мон-ря. Однако побывав в мон-ре в 1887 г., путешественник отметил, что груз. надписи заменены греческими, а груз. персоналии - византийскими ( Натроев. 1909. С. 76-77). Ту же тенденцию отмечает и прот. Петр Кончошвили (с 1905 еп. Алавердский), путешествовавший по Востоку в кон. XIX в.: изображение И.-Т. в военных доспехах, помещенное на зап. двери кафоликона и подписанное по-грузински, в 1883 г. получило греч. надпись, пояснявшую, что здесь изображен визант. имп. Никифор ( Кончошвили (Кончуев) П., прот. 1901. С. 175-176; Натроев. 1909. С. 81-83). Ист.: Степанос Таронский. Всеобщая история Степаноса Таронского, Асогика по прозванию, писателя XI столетия/Пер. с древнеарм. яз., коммент.: Н. Эмин. М., 1864. С. 131, 133-136, 180, 191, 195, 198, 200-201; Тимофей (Габашвили), архиеп. Посещение святых и др. мест восточных Тимофеем, архиеп. Карталинским. Тифлис, 1852. С. 33-44 (на груз. яз.); Порфирий (Успенский), архим. Афон. К., 1877. Ч. 1. Отд. 2: Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты в 1845 г. С. 332-333; Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1900. Vol. 2. P. 147; Кончошвили (Кончуев) П., прот. Путешествие в св. град Иерусалим и на Св. гору Афон. Тифлис, 1901. С. 175-176 (на груз. яз.); Георгий Святогорец, прп. Житие блаженных отцов наших Иоанна и Евфимия и повесть об их достойном подвижничестве//ПДГАЛ.

http://pravenc.ru/text/578028.html

В то время блаженный Иоанн узнал, что знатный вельможа Торникий. брат его жены, будучи еще в Грузии. принял монашество , и Торникий, в свою очередь, узнал, что святой Иоанн, друг и близкий родственник его, живет теперь на горе Олимп. Из величайшей любви и привязанности к нему Торникий оставил милую ему родину и отправился на гору Олимпийскую. Приехав туда после долгого путешествия, Торникий не застал там блаженного Иоанна; тайно разведывая о его местопребывании, Торникий узнал, что Иоанн в обители святого Афанасия на Афонской горе. Торникий уведомил о своем отъезде только одного царя грузинского и тайно отправился на Афон. В лавре святого Афанасия блаженный Иоанн встретил его с величайшей радостью и принял радушно. Тут уже Торникий не мог скрыть, какое высокое положение он имел в царстве Грузинском. Святой Афанасий первый узнал об этом и почтил Торникия, как должно. Ему последовала вся братия, хотя оказываемые почести и неприятны были благочестивому Торникию по его смирению. В то время правитель восточных областей империи, Барда Склир, восстал против императорского семейства , возглавив враждебную партию. Он стеснил императорское семейство до того, что держал его под строгим надзором во дворце. Никому не было к ним свободного доступа. потому что Склир поставил бдительную стражу вокруг дворца. Члены императорской семьи решили наконец обратиться с просьбой о помощи к грузинскому царю Давиду Куратпалату, но никак не могли сообщить ему о своем бедственном положении. И вот они узнали через верных им людей, что в обители Афанасия живут известные всем подвижники Иоанн и Торникий, близкие царю Давиду. Императорская семья и сенаторы отправили в лавру с доверенным человеком письма с просьбой о помощи. Посланный достиг лавры святого Афанасия и, как было велено ему, одно письмо вручил самому блаженному Афанасию, другое - преподобному Иоанну, и третье - подвижнику Торникию. В этих посланиях было описано бедственное положение греческого двора и государства, в которое поставил их мятежник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Новый монастырь был создан иждивением греческого императора Василия. Императрица пожаловала Иверской обители царскую грамоту с золотой печатью, признала ее совершенно независимой от лавры, дала монастырю большие поместья и сделала ценные вклады. Вместе с ней и грузинский царь Давид весьма рад был этому новому делу и также внес большие вклады, и подарил Иверской обители поместья в Грузии, пожаловав грамоту на пользование имениями. Блаженный Торникий после сего стал приглашать из Грузии желающих вступить в новую обитель. Таких оказалось много, и они с радостью отправились на Афон. Кроме того. блаженный Торникий для монастырских работ на море, в том числе для рыбной ловли, нанял привычных к этому делу людей из греков, устроил всевозможные мастерские, так что обитель Иверская положительно ни в чем не нуждалась. Возвратившись на Афон, блаженный Торникий передал преподобному Иоанну богатые подарки, которые получил в награду от царей после победы над бунотовщиком, а сам продолжал прежнее свое монашеское житие, так что всем имуществом обители распоряжался преподобный Иоанн. Блаженный же Торникий стяжал великое смирение, ибо считал его началом всех добродетелей. Будучи человеком знатного происхождения, почти всю свою жизнь проведшим на военной службе, Торникий имел привычку беседовать с братиями, расспрашивать их о разных обстоятельствах и случаях их жизни и входил в различные разговоры о делах, его не касавшихся, что не подобало монаху-аскету. Видя это, блаженный Иоанн не хотел ничего говорить ему, боясь, чтобы не произошло между ними какого-нибудь недоразумения, хотя опытные старцы обители часто советовали Торникию оставить эту привычку. И вот наконец блаженный Иоанн был вынужден сказать иноку: " Чадо мое Торникий и возлюбленный брат о Христе! Желаю, чтобы душа твоя не получила никакого вреда, прошу тебя, оставь мирские твои привычки и с этого времени не беседуй более ни с кем, кроме преподобного иеромонаха Гавриила " , Блаженный Торникий пал святому Иоанну в ноги и сказал со слезами на глазах: " Достойный и богоносный отец мой, для чего ты молчал до сих пор и не говорил мне этого? " Святой поднял его с земли и сказал: " Господь простит тебе, чадо мое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Танкред Готвилльский 453 Тапар, см. Мелик-Шах Таронит, см. Григорий Таронит Таронит, см. Иоанн Таронит, см. Иоанн Таронит, куропалат Таронит, см. Михаил Таронит Тарониты 450, 479 Тарханиот Катакалон 63, 268. 447 Тарханиоты 447 Татикий 13, 28, 145, 192–195,202, 203, 209, 217, 254, 257, 261, 268, 296, 299–301, 312, 313, 315,383, 494, 525, 526, 574, 578, 583 Татран 224 Татуш, Хали 201, 208, 213, 529, 530 Тевкр 285, 286, 566 Телемах 113, 499 Тиверий, император 598 Тигран 265 Тимофей, флейтист 56, 253, 440 Тирах 484, 485 Тогортак (Тугоркан?) 233, 270, 541 Томашек В. 524, 556, 557 Томирида 326, 588 Торник, см. Георгий Торник Торник, см. Лев Торник Торник, см. Петр Торник Торники 450 Торос 578 Тортарий 596 Травл 24, 180, 181, 201, 517, 528, 529 Траян, сын Ивана-Владыкова 534 Трейтингер О. 477 Тугоркан 541 Тугтегин, атабег Дамасский 308, 579, 608 Тутах 58, 59, 443 Тутуш 190, 191, 198, 199, 522, 523, 579 Тэнгри-Бэрмиш 302, 304, 575 Уза 13, 170, 209, 224, 236, 274, 411 Умберт 495 Умберт, сын Рауля 377 Умберт Готвилльский 466 Умбертопул, см. Константин Умбертопул Унфред 486, 488 Урбан II, папа 541, 558, 559, 562, 584 Урес, см. Урош I Урош I, Урес, жупан Рашки 263, 551 Успенский Ф. 481–483, 551, 552, 623 Фатимиды 577, 608 Феано 19, 324, 588 Фекла, великомученица 132 Фемистокл 194 Феодор, антиохийский патриарх 613 Феодор, брат Аарона 341–343 Феодор, великомученик 550 Феодор Гавра 11, 24, 242–244, 306, 545, 576, 601 Феодор Далассин 538 Феодор Докиан, Докиан 61, 444 Феодор Продром, Продром 18, 33, 34, 437, 447, 450, 478, 538, 550, 590, 594, 595, 601 Феодор Рупений 369 Феодор Скутариот, Скутариот 20, 472, 475, 477, 516, 557, 589 Феодора, императрица 7 Феодора Комнина, сестра Алексея I Комнина 266, 463, 553 Феодора Комнина, сестра Анны Комниной 629 Феодосий II, император 475 Феодот 64 Феодота 510 Феодул Синадин 464 Феофан 42, 618 Феофана продолжатель 450 Феофилакт Болгарский 6, 33, 483, 504, 513, 522, 536, 540, 544, 550, 553, 561, 593, 594, 600, 623, 626 Феофилакт Симокатта 18, 539, 598

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

" Ныне молим вашу святость, - писали члены императорской семьи, - помогите нам вашей силой и мужеством одолеть врага и освободить столицу " . Святые Афанасий и Иоанн смутились духом и стали думать, кого послать в столицу. Наконец выбор их пал на Торникия. Они убедили его отправиться к императорскому двору за поручениями и указаниями. Блаженный Торникий, уповая на молитвы святых отцов, отправился в Константинополь, и придворный вельможа, постельник, представил его императрице. Она приняла святого с почетом и приказала ему сесть рядом с ней; детям своим Василию и Константину повелела поклониться ему и испросить у него благословения. Императрица сказала: " Святой отец! За тот труд, какой ты понесешь ради этих сирот, за то, что ты сделаешь для этих отроков, Господь воздаст душе твоей сугубо " . И прибавила: " Просим тебя, постарайся как-нибудь добраться к твоему царю Давиду Куратпалату и попроси его защитить нас от безбожного Склира " . Затем императрица написала грузинскому царю письмо с просьбой о помощи и вручила его блаженному Торникию. Приехав в Грузию, Торникий, как обычно, представился царю. Увидев его, Давид возрадовался радостью великой. Торникий вручил ему письмо императрицы и объяснил, в каком бедственном положении находятся дела Греческой империи. Общим советом положили собрать в кратчайшее время надежное войско и послать на помощь императрице. Возглавить его должен был монах-воин Торникий. За это просили императрицу уступить царю Давиду пожизненно граничащие с его владениями области Греческого царства, принадлежавшие прежде его предкам. Были написаны письма к императрице, Торникию вручили знаки отличия и дали бумагу с условиями об уступке земель для представления императрице и другую бумагу, удостоверявшую, что Торникий назначен полководцем. Затем Давид вручил Торникию отборное войско в двенадцать тысяч человек и сказал ему: " Знаю, отец, что Господь поможет тебе, только не изменяй ни нам, ни императрице, и все военные доспехи могут принадлежать тебе " . Торникий, напутствуемый общими молитвами и благословениями, сел на корабль со всем войском в гавани Трапезунда и отправился сражаться против Барды Склира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Прошло некоторое время и в монахи постригся также Торнике Эристави, приняв иноческое имя Иоанн. Первоначально он тоже отправился на Олимп, надеясь найти здесь своего родственника Иоанна, но узнав, что тот находится на Афоне, переехал туда и тоже обосновался в Лавре Афанасия. Вскоре деятельность Иоанна и Торнике приобрела громкую славу и привлекла других грузинских монахов. Число грузин в Лавре настолько увеличилось, что появилась необходимость создания отдельного монастыря. На расстоянии одной мили от Лавры грузинские монахи возвели церковь Апостола Иоанна и построили келии. Так возник на Афоне первый небольшой грузинский монастырь. Произошло это незадолго до 969 г. Основание же крупного, во всех отношениях организованного монастыря грузинским монахам удалось несколько позже благодаря тем политическим событиям, которые разыгрались в Византийской империи. В У76 г. против малолетних императоров Василия и Константина поднял мятеж крупный малоазиатский магнат Варда Склир; несколько раз разбив правительственные войска, Склир стал угрожать Константинополю. Тогда императорский двор решил обратиться за помощью к Давиду Куропалату, послом же к нему после длительных уговоров был отправлен Иоанн Торнике. Давид послал в помощь императорским войскам 12 тысяч отборных воинов под командованием самого Торнике; в 979 г. в Малой Азии, у р. Галиса Варда Склир был разбит. В победе над Склиром решающую роль сыграло грузинское войско, поэтому императрица Феофано оставила Торнике всю добычу, захваченную им у мятежников, и вдобавок щедро наградила. В результате у грузинских монахов Афона оказалось достаточно средств для основания большого благоустроенного монастыря. Иоанн и Торнике выбрали место, приобрели землю, возвели церкви Богоматери и Иоанна Крестителя, построили келии и хозяйственные строения, закупили земельные угодия, которые были утверждены за монастырем императорскими хрисовулами. Строительство монастыря было начато в 980 и закончено к 983 году, первым его игуменом был избран Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И он хвалился не без основания. В воскресенье Торник напрасно ожидал от граждан депутации с предложением войти в город – никто не явился. В понедельник он подошел к стенам и потребовал, чтобы немедленно открыли ворота. На это ему отвечали насмешками и камнями из метательных машин. Торник обратился еще к одному средству – выставил вперед взятых им накануне пленников и заставил их быть своими парламентерами, но и это не помогло: ни слезы пленников, ни их мольба спасти от смерти, грозящей им в случае, если город не сдастся, не тронули жителей столицы. Между тем солдаты Торника один за другим стали дезертировать и переходить на сторону царя. Несколько еще дней простоял Торник под стенами Византии, в это время бегство его приверженцев принимало все большие размеры. Торник, опасаясь, что таким образом вся армия его разбежится, снялся ночью с лагеря 717 и двинулся в обратный путь. К вечеру подошел к Редесто, не хотевшему признавать его власти, и сделал попытку взять город. Но испытав и тут неудачу, отошел вглубь Македонии. Дело его быстро стало клониться к упадку. С Востока прибыло войско под предводительством магистра Михаила Ясита, и началось двойственное давление на мятежников, с мечом в одной, с амнистией в другой руке. Частью уступая силе оружия, частью сдаваясь на милостивые обещания царя, приверженцы Торника стали ему изменять: Стравомита, Полис, Врана, Глабы оказались на стороне Мономаха. Из ближайших сподвижников один Иоанн Ватаца до последней минуты сохранил верность Торнику, которую как он, так и все другие скрепляли некогда присягой. Потеряв всякую надежду на сопротивление, Ватаца и Торник искали спасения в одном храме, в Болгарофиге. Это было в декабре, перед самым Рождеством Христовым. Их выманили из храма хитростью, дав клятвенное обещание не посягать на их личность. 718 Очень возможно, что Мономах сначала и имел подобное благое намерение. Но когда заговорщики приведены были в Византию и Мономах взглянул на них, в нем забушевала ненависть и он велел их ослепить, что и было исполнено, к стыду для христиан, в навечерие праздника Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Ибо столько потрудился сей муж, часто ходя в Царьград и ходатайствуя у повременных государей, начиная от царя Никифора Фоки до ныне, что полезным старанием своим и добрым ходатайством получил хрисовул от Кир Иоанна царя для нашей лавры, жалующий нам из доходов Лимноса 244 монеты, кои и получаем мы ежегодно по ныне, да и Кир Василий царь пожаловал ему другой хрисовул на владение островом Неон, а он подарил его нашей лавре вместе с этим островом» 67 . «Оставляю после себя, пишет в своем завещании св. Афанасий афонский , блюстителем лавры господина Иоанна Ивира, который много лет служил мне со всяким смирением, а после него-сына его Евфимия… К лавре Иоанна Ивира и к братьям его заповедую иметь ту же любовь духовную, какую, видите, имею и я» 68 . Дав письменные правила монастырю, Иоан поручил настоятельство сыну своему Евфимию, которому завещал после себя настоятельство передать Григорию, известному под именем нового Авраама, и сам мирно преставился Господу в 988 году, будучи после блаженной своей кончины прославлен Богом даром чудотворений. Грузинская церковь в половине XI века причислила его к лику святых и установила совершать память его 12-го июля 69 . 12) Препод. Торникий. В монашестве (Иоанн Знаменитый полководец и стратег князь Торникий 70  был сыном Сули Чордванели 71  и шурином препод. Иоанна Ивера и подобно ему, оставив мирские почести, принял чин ангельский. Зная, что блаженный Иоан подвизается на Олимпе, он отправляется искать его, но разведав, что он находится на Афоне отправился на св. Гору и в лавре св. Афанасия родственники радостно встретили друг друга. В это время правитель восточных провинций Византии Барда Склир поднял знамя восстания против императорской фамилии. Узнав о пребывании полководца Торникия на Афоне, императорская семья и государственные вельможи просили его приехать в столицу. Будучи принят с честью, уговорили его отправиться к грузинскому царю Давиду Куропалату с просительным письмом о военной помощи против угрожающей империи опасности. Несмотря на строгое постановление IV вселенского собора, запрещавшее монаху вступать в воинскую службу или в Мирский чин 72 , для спасения империи от возмутившегося Бардаи Склира, он с благословения отцов св. Горы, став во главе 12.000 отборного грузинского войска, врученного ему Давидом Куропалатом, спешит на выручку Византии. По единогласному свидетельству тогдашних иностранных историков 73 , Торникий побеждает бунтовщика, преследует его до границ Персии и водворяет таким образом мир в православной империи. Грузины возвратились домой покрытые славой и с громадной добычей. Осыпанный милостями и богатствами как Давидом Куропалатом, так и византийским императорским домом, Торникий, бросив свои ратные доспехи, в рясе скромного инока опять продолжает свои, на время прерванные, монашеские подвиги в тесной келии Афанасиевской лавры, Здесь он свои богатства употребил на основание, вместе с своим родственником Иоанном, Иверской обители, в которой и получил место своего упокоения 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поразительно, но Лев Торник не стал штурмовать Константинополь и на следующий день, когда незримо колесо Фортуны уже покатилось под гору. Возможно, он ждал, что любимая им Еврепия сможет легализовать его претензии на власть, но не знал – Мономах уже изолировал свою дерзостную сестру. В любом случае для Торника отказ от немедленного штурма стал непоправимой ошибкой. Василевс прекрасно понял, в чем нравственная сила апостасии Торника, а потому сыграл на монархическом чувстве византийцев и попал в точку. Константин IX Мономах и его многоопытные придворные тут же воспользовались оплошностью мятежного полководца, пребывавшего в счастливом неведении относительно своего ближайшего будущего. Было включено главное оружие: мятежным солдатам наглядно доказывали, что Мономах жив, и Торник является узурпатором, которого никто в Римской империи не почтит титулом василевса. По-видимому, свою лепту внес и уважаемый в народе Константинопольский патриарх Михаил Керулларий – если архиерей заранее говорил, что не станет венчать Льва-мятежника на царство, то шансы Торника падали до нуля, что и произошло в действительности. Солдаты Торника с удивлением для себя узнали, что Церковь отказывается признавать их командира императором, сам Константин IX жив и царствует, и у Льва нет никаких шансов законно стать Римским царем. Пока шла эта агитация, по обыкновению обширно орошаемая золотом, Торник почивал на лаврах, и даже ни о чем не догадываясь. Однако, когда в понедельник он вновь подошел к стенам Константинополя, внезапно выяснилось, что многие отряды его армии один за другим переходят на сторону императора. Поняв, что последующая осада окончательно истощит его силы, Торник двинулся в обратный путь, в Македонию, надеясь там пополнить свою армию и повторить попытку. Однако к этому времени с Востока уже прибыло на помощь василевсу восточное войско под командованием полководца Михаила Ясита, и участь Торника была решена. Это быстро поняли сподвижники, торопливо переметнувшиеся на сторону законной власти, и вскоре близ Торника остался один верный Ватац. В декабре 1047 г. Лев с Иоанном были схвачены и доставлены в Константинополь. Первоначально император хотел помиловать их, но когда мятежники предстали перед ним, ярость проснулась в его душе. 11 декабря 1047 г. Торника и Ватаца ослепили, и мужественный Иоанн произнес, ложась под нож палача, что Римская империя убивает своих лучших полководцев – конечно, он был прав 818 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1) В первый год царствования Феофила иконоборца (829) в околотке малоазийского города Никеи одна благочестивая, добродетельная и богатая вдова, мать единственного сына, боясь преследования и поругания солдат оного Феофила за почитание икон, ночью тайно свезла к морю образ Богоматери, который находился в построенном ею подле дома храме, и пустила его по воде, а сына своего отослала в Македонию. Он же из стольного города сей области Солуня ушёл на Афон, и здесь в священной киновии Иверской омонашился, жил свято и свято почил о Господе. От него Иверцы узнали: как мать его поступила с оною иконою, (πμνημα περ τς τιμας εκνος, τς Πορτιατσσης. Χειρογρ, 1540 τους – Origo coenobii. Iberorum in monte. Venetiis. 1713. 2) Игумен этой Киновии Иоанн в 943 году подписал дело о размежевании земель Афонитов и Ериссовцов на Афонском перешейке 53 . Указав время первоначального существования Ивероафоса на св. горе и оповестив два события в этом общежительном монастыре, из которых первое имеет неразрывную связь с судьбой достоуважаемой и у нас в Москве Иверской Божией Матери, излагаю другие крупные сведения о сей киновии, почерпнутые в архиве её и из других источников, потому что желаю осветить неясное для любителей Афона существование её в самые старые годы. В 965 году поселился на Афоне подле лавры св. Афанасия знаменитый грузинец Иоанн Ивир. К нему вскоре пришли родной сын его Евфимий и известный полководец Торникий, и омонашились. Все они трое и с ними многие другие грузины жили там до 979 года, в который Торникий возвратился на Афон после поражения Варды Склира, врага царя Василия порфирородного, и возвратился с богатою военною добычею 54 . Но так как в лавре Афанасия и подле неё грузинам стало тесно, то духовный вождь их Иоанн Ивир задумал и решился построить для них особую лавру на особых правах, так чтобы она не зависела от Прота св. горы, и состояла под непосредственным покровительством царей греческих. Осуществлению сей думы и решимости его благоприятствовали обстоятельства, как нельзя лучше.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010